Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Теория монополии и проблема рыночной власти.

irina_krut2019 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Объектом исследования данной работы станет монополия как вид предприятия, действующего в условиях рыночной экономики. Монополии будут рассматриваться как в России, так и за рубежом, что позволит еще более детально проследить за развитием рынка в нашей стране после распада Советского Союза и переход России к новой рыночной системе. Предмет исследования – это теоретическая база, которая касается монополий и рыночной власти, документов, связанных с антимонопольной политикой, как в России, так и в других странах, а также практический анализ одной из крупнейших монополий России, ПАО «Газпром». Целью написания этой курсовой работы является глубокое изучение монополии как рыночной структуры, и каким образом она способна управлять рынком. А также нам необходимо выяснить на практике, выполняется ли теория исследуемая в данной курсовой. Перед написанием данной работы, необходимо поставить перед со-бой исследование основных задач: 1. Глубокое изучение литературы, связанной с основными теорети-ческими составляющими данной темы, а также изучение антимонопольной политики России и других стран. 2. Формулировка основных понятий темы изучения. 3. Сравнительный анализ монопольного рынка с рынком чистой конкуренции. 4. Практическое рассмотрение статистических данных организации «Газпром» и вынесение некоторых выводов, относительно ее экономиче-ской эффективности. В процессе написания работы будут использоваться несколько методов исследования, в основном, сравнительный и аналитический. В основе теоретического исследования лежит научная литература, особенно важным источником можно считать «Экономику» С.Фишера., Р.Дорнбуша, Р.Шмалензи 1993 года. Практической базой послужил бухгалтерский отчет «Газпрома» за 2016 год.
Введение

В основе данной курсовой работы лежит исследование в области экономики, а именно такой важной его части, как структуре рынков. В данной курсовой работе будут рассматриваться как монополия и все, что ее касается, так и рынок чистой конкуренции. Особое место в этой работе займет сравнительный анализ двух этих рыночных структур. Проблема рыночной власти, рассматриваемая в данной работе, стоит особенно остро как в современном мире, так и в России. Дело в том, что сейчас, когда Россия активно развивается как страна с рыночной экономической системой, проблема власти на создающемся и укрепляющемся рынке товаров является одной из главнейших. Именно поэтому значительная часть курсовой работы будет уделена изучению документов, а именно нормативно-правовых актов, содержащих нормы поведения производителя на рынке конкурентном рынке.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА 6 1.1. История возникновения и развития монополии в мировой практике и в экономике России 6 1.2. Виды монополий, измерение рыночной власти монополий 9 1.3. Воздействие естественных монополий на экономику 14 ГЛАВА 2. АНТИПОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 16 2.1. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Преимущества и недостатки 16 2.3. Монополии и экономическая эффективность 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы

1. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». 2. Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ. 3. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ. 4. Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" от 23.06.1999 N 117-ФЗ 5. Чемберлин Е. “Теория монополистической конкуренции” М., 1959 г. 6. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год 7. Шевчук Д. История экономики: учебное пособие. – Litres, 2015. 8. Шишкин М. В., Смирнов А. В. Проблемы совершенствования антимо-нопольной политики в современной России (институциональный аспект) //Проблемы современной экономики. – 2014. – №. 1 (49). 9. Баранов А. В. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. – 2014. 10. Вильсон Д., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования //Вопросы экономики. – 2011. – Т. 11. 11. Латышев А. Ю. Противоречия развития современных монополий: теория и российская практика //Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – №. 9 (338). 12. Смагина А. Ю. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ //science. – 2016. – Т. 8. – №. 3. 13. http://www.gazprom.ru/- ПАО "Газпром" 14. http://www.monopolia.info/ — «Монополия» 15. http://www.rzd.ru/ — ОАО "Российские железные дороги" 16. http://fas.gov.ru – Официальный сайт Федеральной Антимонопольной Службы
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МОНОПОЛИЗМА 1.1. История возникновения и развития монополии в мировой практике и в экономике России Если изучить этот вопрос достаточно глубоко, мы сможем увидеть упоминания о монополии еще в трудах Древних времен. На каждом историческом этапе, так или иначе, существовали отсылки к данной структуре рынка. Но в данной работе я рассмотрю более новую историю монополии, начиная с XIX века и заканчивая нашим временем. Возникновение капитал и капитализма в большей степени повлияли на возникновение монополии в XIX веке, а впоследствии перерастанием его в капитализм монополистический. На каждом этапе развития монополии существовали процессы, которые способствовали формированию новым характеристикам и формам монополии. К числу важнейших из них относятся новая роль банков и развитие системы, рост акционерной собственности, участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из них способствовал ускоренному развитию монополизации хозяйства . Особенно важную роль в формировании и развитии монополии занимали банки. Теперь у этих финансовых учреждений появлялись новые роли, возможность и обязанности - так называемая система участия. Постоянно увеличивающееся производство требовало от банков активных действий, промышленные предприятия искали в банках источник долгосрочных ссуд и кредитов. Тем самым, постоянно развивающийся капитализм наделил банки силой абсолютной монополии. Со временем промышленный и банковский капитал объединились в один мощный механизм, посредством которого появились финансовый капитал и финансовая олигархия. Также посредствам слияния независимых компаний происходила усиление централизации. Самое большое распространение это явление нашло в США в 90-е годы XIX века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В автомобильной сфере – «Дженерал моторс», а в нефтяной – «Стандарт ойл» и т.п. Затем, снова в США уже в 20-х годах XX века. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. Для Европы было характерно появление картелей и синдикатов. Картели даже смогли получить распространение на всемирной арене, как форма международной монополии. Тресты и концерны стояли также наравне со всеми. В их главе стояли холдинговые (держательские) компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании). В концерн, как правило, входили предприятия различных отраслей, а трест объединял предприятия одной отрасли. Несмотря на эти различия, смысл этих объединений оставался одним и тем же: перетекание капитала из одной отрасли в другую, пропуская при этом этап, включающий в себя традиционный рынок капитала. Также в России всегда существовали монополии: соляная, пороховая, винная и т.д. В начале развития крупной русской промышленности монополия являлась способом поощрения, так называемым подарком крупным фабрикантам на определенный период. Но при Екатерине II отношение к такому виду ведения хозяйства кардинально поменялся, и монополии практически исчезли. В начале царствования Екатерины были отменены некоторые монополии: частная монополия купца Шемякина на импорт шелка, казенная монополия на торговлю с Китаем и другие. Если проследить за дальнейшей историей нашей страны, то можно заметить, что уже в XIX веке мнение на влияние монополии на экономику раздваивается: государственные деятели порицали такой вид конкуренции, а на практике, обратно, поддерживали его. В конце XIX века в российской промышленности произошел большой скачок, что поспособствовало концентрации промышленного производства. Это и послужило основным фактором создания первых крупных монополии в Российской Империи. К 1905 году в России существовало уже 30 крупных монополий, все из которых поддерживались и ограничивались на государственном уровне. В конце XIX- начале XX веков было издано большое количество законодательных актов, касающихся ограничений возможностей монополистов. Например, за сговор промышленников или торговцев с целью повышения цен на предметы первой необходимости зачинщикам грозило тюремное заключение от 4 до 8 месяцев, прочим участникам — от 3 недель до 3 месяцев или штраф не свыше 200 рублей. После революции период Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 г. в России началась новая эпоха, где монополия приобретала новую форму – «главкизм», которой характеризовался абсолютной централизацией управления предприятиями. Предприятия объединялись в главки, централизованно управляющие их производственной деятельностью, снабжением, сбытом, финансами. К концу гражданской войны таких главков насчитывалось 52. В конце XX века при переходе к рыночной экономике в России снова появились монополии: в 1989 г. на основе Министерства газовой промышленности был образован Государственный газовый концерн «Газпром», а также в 1992 было создано Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" году в соответствии с указами Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334. Нельзя не сказать о крупнейшей монополии России – ОАО «РЖД». Оно было учреждено Правительством РФ – постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Как вывод можно сказать, что история возникновения и развития монополий в разных странах мира сильно отличалась как на протяжении времен, так отличается и сейчас. Но, не смотря на это, каждая страна выбирает тот путь, который подходит ей больше всего. 1.2. Виды монополий, измерение рыночной власти монополий Монополия – достаточно широкое понятие, в которое входит множество характеристик и классификаций. И сейчас мы рассмотрим именно второе – классификацию монополий и их виды. Многие экономисты выделяют три вида монополий: открытая, закрытая и естественная. Открытая монополия –при входе в этот вид нет никаких ограничений на законодательном уровне. Важной частью этого термина является то, что у участника такой монополии есть нечто, с чем не могут конкурировать другие производители (например, инновационное оборудование). Поэтому новые участники не входят на такой рынок, зная, что они все равно не смогут конкурировать. Закрытая монополия – это такая монополия, для входа на которую существуют законодательные ограничения. Предприятия, желающие вступить на такой рынок, должны получить ряд разрешений и патентов, что значительно усложняет процесс участия в производстве в условиях такого вида монополии. Закрытая монополия способствует концентрации важных сфер национальной экономики в одних руках. Например, газовая промышленность или почтовая служба. Естественная монополия – это вид монополии, существование которой обуславливает сам рынок. То есть производители, входя на рынок, где они не способны справиться с конкуренцией, уходят, либо продают свои активы более крупным компаниям – происходит слияние. И таким образом, на рынке остается один крупный производитель, что и является основой монополии. Также существует еще одна классификация монополий, выделяемая экономистами: в зависимости от структуры рынка и формы конкуренции. Административная монополия –это монополия, на которую оказывается влияние со стороны государственной или муниципальной власти. Но это не значит, что государство вытесняет производителя с рынка. Наоборот, при таком виде монополии разрешено присутствие на рынке негосударственных компаний, что позволяет им конкурировать между собой. Но вопрос заключается в том, способна ли хоть одна компания противостоять государству, конкурируя на одном рынке. Экономическая монополия – монополия, понятие которой многие отождествляют с понятием естественной монополии. Но некоторые эксперты считают первый термин более широким в сравнении со вторым. Главным различием является то, что при естественной монополии маленькие предприятия ни при каких условиях не могут конкурировать с крупными, а при экономической монополии возможна ситуация, когда малое предприятия успешно конкурирует с крупным за счет инновация, искусства управления и достижения высокого уровня качества товара Но кроме основной классификации, также существуют и отдельные виды монополий, которые нельзя объединить в отдельные группы. Монополистические объединения – Это образование, представляющее собой организацию крупных предприятий, компаний и фирм, занимающих господствующее позиции на рынке, которые получаю высокий доход, и имеют возможность оказывать серьезное влияние на процесс формирования цен. Картель характеризуется объединением фирм, выпускающих одинаковую продукцию, при этом за каждым участником сохраняется право собственности, они в праве сами выбирать стратегию ведения бизнеса. В синдикаты входят фирмы, которые производят однородную продукцию, но в отличие от картелей за ними практически не сохраняется право собственности на основные фонды. Трест подразумевает под собой объединение компаний из одного сегмента экономики, но у его участников полностью отсутствуют права на собственность и на ведение своей стратегии. Концерн же, в отличие от выше перечисленных видов монополистических объединений, является объединением компаний из разных сфер экономической деятельности. Еще одним видом монополии, выпадающим из основной классификации, являются международные монополии. Более того, данный термин настолько широк, что здесь можно выделить отдельную классификацию. Дело в том, что в межнациональной экономике можно найти практически все виды монополий – международные компании стараются объединиться в целях увеличения своей мощи, и данные объединения часто имеют характерные элементы картелей или концернов. На международном уровне можно выделить такой признак классификации как национальная принадлежность фирмы. Таким образом существуют моно- и мультинациональные предприятия. Классифицироваться международные монополии также могут в зависимости от масштабов деятельности фирм - региональные, транснациональные. Также важным аспектов, касающимся монополий, является измерение рыночной власти монополий. Этот показатель возможно определить путем сравнительного анализа монополии и рынка совершенной конкуренции. Чем больше разрыв между ценой, которую назначает фирма, и предельными затратами, тем больше рыночной власти сосредотачивается в руках этой фирмы и тем в меньшей степени конкуренция становится совершенной. Существуют две составляющие измерения экономической власти: организационная и ценовая. Подробнее стоит остановиться именно на ценовом аспекте. Вот основные показатели рыночной власти: 1. Индекс Бэйна. Рассчитывается он как: ? К?_Бейн=(Бухгалтерская прибыль-Нормальная прибыль)/(Собственный капитал фирмы) (1) Но у этого показателя есть ряд недостатков. Например, в некоторых случаях происходит необъективная оценка издержек на средства капитала и амортизации, а также при данном расчете не учитывается, что прибыль, полученная при использовании разных активов, может облагаться по разным ставкам. 2. Индекс Лернера. Данный показатель характеризует степень конкурентоспособности рынка и описывается формулой: I_L=((P_m-MC))/P_m =1/E_d , (2) где I_L – Индекс Лернера; Pm – цена товара на неконкурентном рынке; Рc – цена на конкурентном рынке. Данный показатель может дать достаточно точное определение о монополизации рынка. Но использование этой формулы имеет смысл только при сравнивании двух рынков. 3. Коэффициент Тобина. Данный показатель рассчитывается по формуле: q=P/C, (3) где q – коэффициент Тобина; P – рыночные активы фирмы; С – восстановительные активы фирмы; В случае если q>1, то есть, если стоимость фирмы больше, чем ее восстановительные активы, то фирма получает экономическую прибыль. В большинстве случаев, у предприятий с высоким показателем коэффициента Тобина есть доступ к использованию технических инноваций или редких ресурсов, что говорит о том, что такие предприятия действуют на несовершенном рынке и, вероятно, являются монополией или олигополией. Что же касается именно измерения монопольной власти, то здесь наиболее подходящим способом является индекс Лернера. В данном пункте были рассмотрены виды монополий, краткая характеристика каждого из них, а также проведен небольшой анализ рыночной власти монополий и представлены некоторые формулы для ее расчета. 1.3. Воздействие естественных монополий на экономику Главная угроза, которую представляет любая монополия – это повышение цен для извлечения сверхприбыли за счет остальной экономики. Существует несколько направлений, в которых может проявляться негативное влияние монополий на экономику. 1. Монопольное завышение цен. 2. Непрозрачность компаний-монополистов, отсутствие адекватной информации о затратах и результатах. 3. Невыполнение или неполное выполнение финансовых обязательств перед государством. 4. Реализация собственных монопольных интересов и проектов, не согласованных в должной мере с интересами общества и государства. 5. Низкое качество предоставляемых услуг и невыполнение обязательств. 6. Наличие явлений перекрестного субсидирования. 7. Порождение искаженных рыночных сигналов для инвесторов и, как следствие, деформирование всего рыночного пространства. Но существуют у монополий и положительные качества, которые влияют на национальную экономику. Например, только монопольная власть может контролировать создание технических, управленческих и других новшеств, ведь в данном случае существует гарантия, что не произойдет их утечки и растиражирования, как это происходит при рыночной экономике. В своей сфере монополии проводят исследования для предотвращения проникновения конкурентов на определенный рынок, это является мощной мотивацией для ускорения технического прогресса. Также важно заметить, что чаще всего монополии приводят исследования за счет своих экономических прибылей. Главным достоинством существования монополий в государственной экономике является то, что они стимулируют технический прогресс, что само по себе гораздо меньшее зло, чем все недостатки такого рыночного явления. Легко представить ситуацию, когда потребитель предпочтет лететь на самолете, выпущенном монопольной фирмой, нежели фирмой, существующей в условиях чистого рынка, т.к. сочтет это более безопасным средством путешествия. Таким образом, монополия или стремление к ней нередко ведет к появлению абсолютно новых продуктов, снижению предельных и средних издержек в сравнении с чистым рынком, что способствует росту общественного благосостояния.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 35 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 20 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 29 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg