Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методические особенности начального курса географии.

irina_krut2019 1575 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Объект: начальный курс географии. Предмет: методические особенности Цель: раскрыть методические особенности в преподавании начального курса географии. Задачи: 1)Изучить роль и место начального курса географии в образовании; 2) Рассмотреть психологические особенности учащихся 5-6 класса; 3) Обосновать место географии в учебных планах общеобразовательных учреждений; 4) Разработать учебную программу по географии в 5 классе; 5) Разработать технологические карты к начальному курсу географии для 5 и 6 класса по теме «Геосферы Земли». Практическая значимость исследования. Разработанное учебно - тематическое планирование и технологические карты уроков могут быть использованы учителями - географами для проведения уроков географии в 5 - 6 классах. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения. Изложена выпускная квалификационная работа на 62 страницах, содержит 5 таблиц, 1 рисунок и списка использованных источников содержащего 48 наименований. Автор выражает благодарность доктору педагогических наук, профессору кафедры географии, геологии и методики преподавания географии Шимлиной Инне Владимировне за руководство настоящей работой.
Введение

Школьная география, особенно география своей Родины, всегда относились к разряду мировоззренческих дисциплин. Однако в последние годы, особенно когда были определены обязательные предметы (русский язык и математика) при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, а география стала предметом по выбору, большинство учащихся стали акцентировать свою образовательную деятельность на тех предметах, которые им необходимы для сдачи экзаменов. География же все больше стала уходить на задний план изучения. Это ни просто печально, это недопустимо. Это грозит обществу тем, что целые поколения россиян вырастут в условиях отсутствия четких ценностных ориентиров. Современное школьное образование должно акцентировать внимание учащихся на учебной дисциплине «География» как предмете, способном рассматривать реальные стороны России: будь то ее огромный природно-ресурсный потенциал, высокий уровень образования населения, ее экономические , политические, экологические проблемы, побуждать в детях искренний интерес к своей стране, искреннюю гордость за свою страну, воспитывать неравнодушное отношение к проблемам и мотивировать к решению данных проблем в будущем, как подрастающему поколению, которое в скором времени будет продолжать ведение экономики своей страны. Для этого, прежде всего, необходимо восстановление идеологической составляющей предмета. География - это предмет на который в значительной мере ложится основная задача российской школы: формирование у учащихся российской идентичности, как главного условия укрепления российской государственности. Именно эта задача ставится в качестве приоритетной в Государственных образовательных стандартах второго поколения. География - единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально – экономические процессы. Именно поэтому каждый учитель - географ просто обязан владеть грамотной техникой методики преподавания географии, как одного из важнейших предметов в жизни школьников.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Методика обучения географии……………….............................................5 1.1. Роль и место начального курса географии в образовании…..…………… 5 1.2. Психологические особенности учащихся 5-6 класса....………………….. 11 1.3. Особенности методики преподавания начального курса географии…….15 Глава 2. Содержание и методические особенности изучения отдельных тем начального курса географии………………………………………..21 2.1. Место географии в учебных планах общеобразовательных учреждений………………………………………………………………………..21 2.2. Тематическое планирование начального курса географии……………….28 2.3. Технологические карты к начальному курсу географии………………….52 Заключение……………………………………………………………………………57 Список использованных источников и литературы………………………….........59
Список литературы

1)Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении [Текст]: Учебно- методическое пособие. – Донецк: ЕАИ-Пресс, 2001. - 158 с 2) )Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст]: В 2 т. Учебно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2015. – 117 с. 3) Вострикова Н.М. Понятие «Мышление» в психолого – педагогической литературе. [Электронный ресурс] Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-myshlenie-v-psihologopedagogicheskoyliterature - статья в интернете (Дата обращения 27.03.18). 4) Гончарова А.А. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Стандарты второго поколения/ под ред. Н. В. Гончаровой , Г. С. Абрамян. [Текст]: – Просвещение, 2017. – 61 с. 5) Гордон Т. Курс эффективного преподавателя. Как раскрыть в школьниках самое лучшее. [Текст]: Издательство Ломоносов, - 2010. - 432 с. 6) Готтман Д.Ж. Эмоциональный интеллект ребенка. [Текст]: Издательство «Манн, Иванов и Фербер». Москва: 2015. - 268 с. 7) Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. [Текст]: - М.: Совершенство. Санкт – Петербург: 2001. – 541 с. 8) Дирксен Д. Искусство обучать Как сделать любое обучение нескучным и эффективным. [Текст]: Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва: 2014. - 264 с. 9) Дмитрук Н.Г. Методика обучения географии: учебник для студ. учреждений высш. пед. проф. образования / Н. Г. Дмитрук, В. А. Низовцев, С.В.Васильев. [Текст]: — М.: Издательский центр «Академия», 2012 — 320 с. 10) Дронов В.П. География. Землеведение. 5-6 кл. Методическое пособие к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой «География. Землеведение. 5-6 классы» / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. [Текст]: – М.: Дрофа, 2016. – 106 с. 11) Душина И.В. Понурова Г.А. Методика обучения географии: пособие для начинающих учителей и студентов педагогических университетов по географическим специальностям [Текст]: – М., 1996. – 192 с. 12) Дугов Л.Г. Мастерство учителя – проверенные методики выдающихся преподавателей. [Текст]: Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва: 2014. - 403 с. 13) Жибинова И. А. Правила оформления учебных работ студентов [Текст] : учеб.-метод. пособие / И. А. Жибинова [и др.] ; Новокузнец. ин-т (фил.) Кемеров. гос. ун-та: – Новокузнецк : НФИ КемГУ, 2018. – 119 с. 14) Заир-Бек С. И. Основы педагогического проектирования [Текст]: учеб. Пособие. – СПБ., 2010. – 214 с. 15) Иванов, Ю.А. Методика преподавания географии: учебно- методическое пособие по методике преподавания географии / Ю.А. Иванов ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина. [Текст]: – Брест: БрГУ, 2012. – 420 с. 16) Кащеева Е. В. Место географии в современной школе. Режим доступа - https://infourok.ru/statya-mesto-geografii-v-sovremennoy-shkole-314722.html - статья в интернете (Дата обращения 24.01.18). 17) Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст]: - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с. 18) Кнорре К. Д., Учителя – учителям. [Текст]: - Издательская группа "Точка".: 2018. – 392 с. 19) Курнешова Л.Е. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования». [Текст]: - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 96 с. 20) Куулар Л.Л., Куликова М.П. Синквейн – средство реализации метапредметных результатов освоения основных образовательных программ.// Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13439 - статья в интернете (Дата обращения 30.05.18). 21) Летягин А.А. География. Начальный курс. 5-6 классы. Методическое пособие. ФГОС / под ред. Дмитричева В. В. [Текст]: - Вентана-Граф, 2016. – 240 с. 22) Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин: под общ. ред. В.П. Дронова. [Текст]: – М. : Вентана – Граф, 2013. – 160 с. 23) Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. [Текст]: - М.:Юрайт-М,2001. - 607с 24) Майер, Р. В. Психология обучения без огорчения: Книга для начинающего учителя. [Текст]: Издательство Каро: - 2013. – 323 с. 25) Маркова А.К. Формирование мотивации учения. [Текст]: - М.: Просвещение, 1990. - 192 с. 26) Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. [Текст]: — М.: Издательский центр «Академия». 2006. - 608 с. 27) Муштавинская И.В., Крылова О.Л. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. [Текст]: Издательство Каро, 2015. - 144 с. 28) Мюнстерберг Г. Э. Психология и учитель. [Текст]: М.: Совершенство, 1997. - 150 с. 29) Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика. [Текст]: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с 30) Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. [Текст]: М.; АК, 2006. – 359 с 31)Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Горунов М.Г. Психолого- дидактический справочник преподавателя высшей школы. [Текст]: М., 1999. - 250 с. 32) Портнов М.А. Уроки начинающего учителя. [Текст]: М.: Просвещение, 2012. – 96 с. 33) Рустамова М. Р. Пособие по составлению технологической карты урока. [Электронный ресурс] Режим доступа - https://multiurok.ru/files/kak-bystro-sostavit-tiekhnologhichieskuiu-kartu-ur.html - статья в интернете (Дата обращения 27.02.18). 34)Сафронова И.А. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 - 9 классы. ФГОС Стандарты второго поколения/ под ред. Сафроновой И. А. [Текст]: – Просвещение, 2012. – 75 с. 35) Сергеева Е.В. Рабочая программа по географии по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс. [Электронный ресурс] Режим доступа - https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-geografii-klass-fgos-letyagin-256708.html - статья в интернете (Дата обращения 03.02.18). 36)Сосновский Б.А. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. [Текст]: — М.: Высшее образование, 2008. — 660 с. 37) Соловейчик С.С. Педагогика для всех. [Текст]: Издательство Каро, - 2015. – 284 с. 38) Сухоруков В.Д., Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Д. Сухоруков, В.Г. Суслов. [Текст]: – М.: Издательство Юрайт, 2017. - 359 с. 39)Тищенко М.И. Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez - статья в интернете (Дата обращения 11.03.18). 40) Терджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными. [Текст]:- Издательство Альпина Паблишер, - 2018. – 240 с. 41) Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов ВУЗов / Д.П. Финаров. [Текст]: – М.: АСТ: Астерь, Хранитель, 2007. – 382 с. 42)Хабитов С.Э. Шпаргалка: Предмет методики технологии обучения географии. [Электронный ресурс] Режим доступа - https://www.ronl.ru/shpargalki/geografiya/252304/ - статья в интернете (Дата обращения 09.04.18). 43) Чушнарёва Т. Н. Методы обучения, используемые на уроках географии [Электронный ресурс] Режим доступа - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodi_obucheniya_ispolzuemie_na_urokah_geografii_222046.html - статья в интернете (Дата обращения 05.04.18). 44) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст]:- М.: Гардарики, 2005. — 349 с. 45)Шандакова Я. А. Возрастные психологические особенности пятиклассников. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://kondakova844.blogspot.com/p/5-6.html - статья в интернете (Дата обращения 17.02.18)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ 1.1. Роль и место начального курса географии в образовании Начальный курс географии является самым первым, или как еще можно выразиться пропедевтическим, курсом новой учебной дисциплины для обучающихся, которые только перешли на среднюю ступень основного общего образования. В соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений ему предшествует курс «Окружающий мир», который изучается в младшей школе и включает в себя ряд некоторых географических сведений. На изучение «Начального курса географии» отводится 70 часов учебного времени в 5 и 6 классах по 35 часов в каждом классе, из расчета 1 час в неделю [4]. Начальный курс географии, у большинства авторов различных примерных рабочих программ по предмету, носит название «География. Землеведение», так как в процессе изучения данного курса происходит формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и, непосредственно, их взаимосвязях [2, 7]. Именно в это время происходит формирование фундаментальных понятий из разных областей наук о Земле, таких как геологии (изучение темы «Литосфера» и «Земная кора»), картографии (изучение различных географических моделей Земли, чтение карт и плана местности, определение географических координат), климатологии (изучение темы «Атмосфера»), гидрологии (изучение темы «Гидросфера») и многих других наук. Эти знания позволяют обучающимся научиться видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе. Исходя из этого, можно сформулировать главную цель изучения начального курса географии - развитие географических знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности и эмоционально -¬ ценностного отношения к окружающему миру, которые необходимы для усвоения географии в средней школе, а также понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки. Данный курс формирует знания из разных областей наук о Земле, таких как картографии, геологии, почвоведении и других. Знания, полученные в результате изучения начального курса географии, позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе [9]. Для успешной реализации данной цели в федеральном компоненте государственного стандарта географического образования были выделены следующие задачи [11]: • формирование представлений о единстве природы, объяс¬нение простейших взаимосвязей процессов и явлений приро¬ды, ее частей; • формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях; • развитие представлений о разнообразии природы и слож¬ности протекающих в ней процессов; развитие представлений о размещении природных и соци¬ально-экономических объектов; • развитие специфических географических и общеучебных умений; развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека. Следовательно, на предметном уровне основ¬ными задачами курса является пробуждения интереса к данной дисциплине, знакомство с особенностями живой и неживой природы с географической точки зрения, знакомство с различными источниками географической информации, например, таким как карта и план местности и вследствие чего формирование картографической грамотности обучающихся, а также формирование пред-ставления о целостности и неоднородности приро¬ды Земли. На межпредметном уровне важно научить планировать свою деятельность, работать в соответст¬вии с поставленной учебной задачей, а также участвовать в совместной деятельности и в результате чего оценивать работу од¬ноклассников. На личностном уровне продолжается работа, направленная на формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ эколо¬гической культуры. Важнейшими предметные результаты начального курса географии являются [9, 11]: • формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; • формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; • формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Для реализации данных требований должны быть реализованы следующие задачи [11]: • обеспечение комплектности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов; • поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально-экономических знаний на разных этапах обучения; • реализация различных образовательных направлений (гуманитаризация, социологизация, экологизация), которые способствуют формированию общей культуры молодого поколения; • обеспечение единого методологического подхода к отбору, структуризации и подачи информации по учебного материалу. Достижение предметных результатов начального курса географии, в первую очередь, должно сформировать у учеников целостность системы комплексных социально - ориентированных знаний о планете Земля - как планете людей, а также об имеющихся закономерностях развития природы, об особенностях, динамики и территориальных следствиях основных природных, экологических, а также социально - экономических процессов, которые протекают в географическом пространстве. Метапредметные результаты обучения начального курса географии заключаются в следующем [9]: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, а также ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельностях; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач; • умение соотносить свои действия с ожидаемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, производить корректировку своих действий в соответствии и ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции); • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Важнейшими личностными результатами курса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по географии являются [9]: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Исходя из вышеизложенного при завершении изучения курса «География. Землеведение» ученик должен научится использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации для решения поставленных задач процесса обучения. Уметь анализировать, обобщать и формулировать полученную в результате исследовательской деятельности географическую информацию, составлять описание географических объектов, процессов и явлений и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие различные географические объекты, процессы и явления [2]. В результате изучения начального курса географии ученики 5 - 6 классов получат возможность научиться ориентироваться на местности при помощи топографических карт и различных навигационных приборов, читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; самостоятельно строить простые планы местности и простейшие географические карты различного содержания, различать изученные географические объекты, процессы и явления, а также сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий, проводить с помощью различных метеорологических приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития. Одним из самых главных навыков, полученных в результате изучения данного курса, является использование знаний о географических явлениях в повседневной жизни с целью сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде. Учащиеся смогут приводить примеры, которые показывают роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества и примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности. А также научится воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно - популярной литературе и средствах массовой информации и на основе полученных знаний из различных источников создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях, и сопровождать свое выступление презентацией [11]. 1.2. Психологические особенности учащихся 5-6 класса Учащиеся 5 - 6 классов - это дети 11 - 13 лет. Психологические особенности учащихся этого возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания [45;44]. Каждый возрастной период является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень. Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда. Такое сотрудничество в школе нередко отсутствует. Теме возрастной психологи, то есть психологическим особенностям разных возрастов, посвящено множество трудов различных авторов, в первую очередь, таких как Д. Б.Эльконин, Л.С.Выготский, К.Бюлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже, Э.Эриксон, П.П.Блонский и многих другие. Их работы породили множество теорий развития личности, в том числе, связанных с возрастными особенностями. Ими выделены основные психологические особенности, начиная с младенческого возраста, заканчивая поздней взрослостью [6]. Так как ребенок 5-6 класса относится к возрастной группе 11-13 лет, то рассмотрим эту категорию более подробно. Данный период у ребенка считается подростковым возрастом, и зачастую называют переходным, критическим или переломным, тем самым подчеркивая трудности личностного развития самих подростков в эти годы и трудности взрослых, взаимодействующих с ними. В данном возрасте кардинально меняется внутренняя позиция подростка: совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя, происходит формирование новых ценностных ориентаций, подросток по - новому начинает относиться к себе, следовательно, меняются его оценки, отношение к семье, школе, сверстникам. Все это и обусловливает новую социальную ситуацию. В пубертатном периоде происходит становление главных черт характера, т.е. основ личности; выявляются способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Подросток пытается вырваться из опекаемого детства к самостоятельности, однако он еще учится, является иждивенцем, часто проявляет детские формы взаимоотношений. Чувство взрослости и растущие притязания вступают в противоречие с реальной действительностью. Это и является причиной кризиса подросткового возраста [8]. По характеристики Д. Б. Эльконина, который представил последовательность психологических возрастов, опирающиеся на кризисные моменты, дети 11 - 13 лет относятся к категории младшего подростничества [13]. В этот момент происходит активное формирование сознательного отношения к себе как к члену общества, развиваются благоприятные условия для проявления своей индивидуальности. Ведущая деятельность данного периода считается интимно-личностное общение сверстников, а именно общение в системе общественно полезной деятельности, например, такой как учебная, общественно-организационной или трудовой деятельности среди ровесников. Результатом данной деятельности является овладение подростком навыков общения в раз¬ных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, чувство «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни. Предшествует данному возрастному периоду кризис 11 - 12 лет. В этот момент наступает, так называемый, «мотивационный вакуум», то есть исчерпание всех стремлений, которые связаны с новой социальной позицией ребенка - переход на новую ступень образования. В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации. Это выражается в резком изменении условий обучения (появление новых предметов, каждый из которых ведет новый учитель и в новом кабинете), большом разнообразии и качественном усложнение требований к предметам, смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в среднем звене. Кроме того, происходит кризис самооценки, ведь зачастую такая адаптация ведет к снижению успеваемости, которая вызвана сложностью приспособлению к данной роли за счет трудности в сосредоточении и рассеянности ребенка. В процессе перехода в 5 класс происходит также ломка старой системы взаимоотношений и, соответственно, смена всей структуры переживаний [24]. По мнению Ж.Пиаже, возраст 12-15 лет является периодом, в ходе которого происходит становление гипотетико-дедуктивного мышления, в данном возрасте ребенок уже способен на самостоятельное формулирование гипотез из проведенных им наблюдений, опытов или экспериментов. Ребенок этого возраста способен самостоятельно выделять и формулировать понятия, а также делать предметом анализа собственную мысль. Однако советские психологи П. Я. Гальпери¬на и В. В. Давыдова доказали, что есть большой диапазон индивидуальных различий: одни люди обладают гипотетико-дедуктивным мышлением уже в 10 - 11 лет, а другие не способны к нему и во взрослом состоянии [30]. И. В. Дубровина считает, что возраст 11 - 12 лет характеризуется периодом резкого возрастания познавательной активности и любознательности, а также активизацией деятельности, направленной на создание условий для возникновения познавательных интересов. В это время наблюдается «пик любознательности», однако она, по большей части, отличается поверхностностью, неустойчивостью и носит внеучебный характер, но в этот же момент, затрагивает большой спектр знаний. Спецификой интересов в этого возраста является реализация потребностей в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. Подросток начинает интересоваться тем, чем увлекаются его друзья или одноклассники. Своеобразной чертой подростковых интересов является крайность и чрезмерный характер таких увлечений. Одной стороной крайности является фанатизм увлечений, другой стороной - их полное отсутствие. Подростку становится неинтересным то, что его раньше увлекало, но и формирование новых интересов не происходит. В этот период он либо слоняется без дела, либо смотрит часами телевизор или играет в компьютерные игры, либо стремится в группу сверстников, которые заняты только тем, что праздно «шатаются», не в силах себя чем-либо занять. Эти подростки с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия» составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок, поэтому они нуждаются в особо внимании педагогов [25]. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности. При работе с младшими подростками упор следует сделать на пробуждение интереса и развития доверия к самому себе, на понимание своих возможностей, способностей, особенностей характера. Важным показателей умственного развития детей является уровень сформированности у них обобщающего мышления, отражающий интеллект, который формируется у них в учебной деятельности. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что основными психологическими особенностями ребенка 5-6 класса являются «чувство взрослости», склонность к фантазированию и стремление к познанию и экспериментированию. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения к ребенку со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями зачастую обостряет негативные черты подросткового кризиса и носит негативные последствия. Если школа не предлагает ученикам средства реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенностью подростка в учительской несправедливости и необъективности. Склонность к фантазированию развивает творческий потенциал ребенка. На первый план выступает свой собственный авторский замысел. И если учитель контролирует только качество учебной деятельности школьников и не находит места для оценки его творчества, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность. Стремление экспериментировать является самой яркой характеристикой младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме, например, таких как в эксперименты с внешностью. Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности [12]. Важно поддерживать и помогать в тех случаях, когда школьник еще не может самостоятельно решить данную учебную задачу. «Открытая» помощь постепенно переходит в «Косвенную», что дает ученику шанс самостоятельно выполнить задание. Это обеспечивает развивающий эффект обучения. У младших школьников только начинает формироваться мировоззрение и способность понимать других людей. В подростковом возрасте, при умелом построении учебного диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, прежде всего - высказанные авторами разных учебников и учебных пособий. Поэтому развитие психологических особенностей в данном возрастном промежутке являются основополагающими для дальнейшей деятельности человека [16]. 1.3. Особенности методики преподавания начального курса географии Особенности процесса обучения начальному курсу географии, впрочем, как и всех последующих курсов данного предмета определяются, в первую очередь, возрастными и психологическими особенностями обучающихся и уровнем обучаемости учеников того или иного класса, а также содержанием
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg