Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Теоретические основы обеспечения экономической безопасности компаний в рамках управления государственными закупками.

irina_krut2019 3360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 112 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является исследование проблем обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием путем выявления внешних и внутренних угроз нанесения экономического ущерба интересам хозяйствующих субъектов и государства в рамках закупочной деятельности для разработки теоретических и методических основ совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности и практических рекомендаций по их реализации. В соответствии с сформулированной целью в магистерском исследовании поставлены и решены следующие задачи: 1. Исследовать теоретические основы совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками хозяйствующих субъектов. 2. Уточнить понятие процесса управления закупками хозяйствующих субъектов. 3. Проанализировать имеющиеся в практике проблемы обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками хозяйствующих субъектов. 4. Разработать алгоритм работы механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием для устранения имеющихся недостатков, а также принципы его функционирования в целях осуществления контроля закупок и своевременного пресечения угроз экономической безопасности. 5. Сформулировать практические и методические рекомендации по совершенствованию механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием. 6. Обосновать преимущества автоматизации процесса управления закупками компании с государственным участием в контексте обеспечения экономической безопасности, сформулировать меры по развитию информационных систем для автоматизации в этой сфере деятельности. Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения экономической безопасности закупочной деятельности компаний с государственным участием. Теоретической и методической основой работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов, в которых достаточно широко и основательно исследовались вопросы экономической безопасности, использовались достижения ведущих российских и зарубежных ученых в области теоретических основ и методики современных экономических исследований. Авторская гипотеза исследования заключается в том, что эффективное обеспечение экономической безопасности российских компаний с государственным участием (а с учётом их доли в экономике России и экономической безопасности всей страны), в условиях криминализации хозяйственной жизни и иных рисков, а также решение таких проблем как дискриминация и необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупок, нецелевое и неэффективное расходование денежных средств компаний с государственным участием, коррупция и злоупотребление должностным положением, осуществимо путем совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками при использовании авторских рекомендаций и создания необходимых условий для его развития. Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные акты в области экономической безопасности и регламентации закупочных процедур, тематические доклады федеральных органов исполнительной власти, публикации в научных и специализированных изданиях, сведения о развитии информационных систем, предназначенных для оптимизации бизнес-процессов управления закупками, а также материалы по исследуемой тематике, размещенные на официальных сайтах в сети Интернет. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико- методических основ совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием и выработке рекомендаций по их практической реализации для снижения возможностей нанесения ущерба самим компаниям и государству на основе более четкой и детальной регламентации и автоматизации как самих закупочных процедур, так и процедур их мониторинга и контроля. Приращение научного знания, полученное в магистерском исследовании, представлено следующими элементами: ? уточнено понятие процесса управления закупками в контексте обеспечения экономической безопасности компаний путем выявления ? взаимосвязи между понятиями управления закупками и экономической безопасности хозяйствующих субъектов; ? предложен алгоритм работы механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием, который предполагает наличие на каждой стадии процесса закупки элемента, отвечающего за реализацию антикоррупционной политики компании и обеспечение её экономической безопасности. Новый подход к алгоритму работы механизма заключается в разработанных автором принципах его функционирования - комплексности, фильтрации и сопровождения, следование которым позволит осуществлять скрупулёзный контроль закупок и своевременное пресечение угроз экономической безопасности; ? разработаны рекомендации практического и методического характера по совершенствованию механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием, следование которым обеспечит его успешную реализацию на предприятии; предложен алгоритм внедрения в бизнес-процесс конкурентных закупок компаний с государственным участием стандартизированного механизма обеспечения экономической безопасности; ? сформулированы предложения о публикации по итогам торгов в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) сводных протоколов балльной оценки заявки на участие в запросе предложений, обоснована необходимость внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство в целях минимизации коррупционных рисков; ? обоснованы преимущества автоматизации процесса управления закупками компании с государственным участием в контексте обеспечения экономической безопасности. Проанализированы особенности проведения закупок на электронных торговых площадках и отдельно с использованием в ФХД уникальных автоматизированных информационных систем управления конкурентными закупками, в программный комплекс которых автором предложено включить модуль поведенческого анализа, позволяющий программными методами выявлять инциденты экономической безопасности на основе данных имеющихся в системе. Предложен алгоритм внедрения информационных систем для автоматизации закупочной деятельности в компании.
Введение

Актуальность темы исследования. Обеспечение экономической безопасности России и развитие её стратегического потенциала базируется на стабильности и конкурентоспособности ее экономики, что предполагает развитие ее корпоративного сектора. Современное социально-экономическое положение России и условия ведения бизнеса в стране требуют перманентного внимания крупнейших российских компаний, в том числе с государственным участием, к проблеме обеспечения экономической безопасности. В годы непродуманных рыночных реформ экономика России претерпела радикальные преобразования, которые по многим параметрам негативно отразились на социально- экономическом благополучии общества и бизнеса. На сегодняшний день трудно переоценить стратегическую важность устойчивого развития национальной хозяйственной системы и обеспечения ее экономической безопасности. Следует отметить, что проблема экономической безопасности в большинстве исследований раскрыта с позиции её обеспечения на федеральном и региональном уровнях государственного управления. Не всегда принимается во внимание тот факт, что основу экономики и устойчивого развития страны составляют ее хозяйствующие субъекты: коммерческие предприятия с негосударственными собственниками, а также компании с государственным участием. От состояния их защищенности от внешних и внутренних угроз экономической безопасности напрямую зависит состояние экономики страны в целом. Актуальность совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками обусловлена признаками рецессии в российской экономике, такими как: снижение промышленного производства и экспорта, невозврат кредитов всеми видами заемщиков, банкротства, сокращения бюджетов компаний, рост безработицы, снижение платежеспособности, высокая инфляция, девальвация национальной валюты и производственный спад, которые негативно отражаются на соотношении доходов и расходов хозяйствующих субъектов. Заинтересованность в сохранении прежнего качества жизни за счет любых, в том числе незаконных источников личных доходов, приводит к росту уровня коррумпированности среди должностных лиц компаний с государственным участием. Этим обусловлена важность проведения мониторинга инцидентов в сфере обеспечения экономической безопасности, в частности, в процессе управления закупками. Конкурентные закупки позволяют компаниям эффективно оценить, какие поставщики могут наиболее качественно оказать услуги или поставить товар, который по своим характеристикам соответствует их потребностям. Эффективная организация закупочной деятельности также стимулирует инновации в способах оказания услуг и предоставляет возможности по пересмотру структуры цен и условий поставок. Все вышеизложенное обуславливает необходимость совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности в процессе управления закупками компаний с государственным участием и разработку рекомендаций по созданию условий для его развития, которые бы наиболее полно отвечали предназначению такого механизма. Совершенствование механизма обеспечения экономической безопасности позволит решить ряд экономических проблем, таких как: дискриминация и необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), нецелевое и неэффективное расходование денежных средств компаний с государственным участием, коррупция и злоупотребление должностным положением и пр. Обеспечение экономической безопасности компаний с государственным участием, в том числе в сфере закупок, даст положительный импульс динамическому росту экономики России в целом, что определяет актуальность темы магистерской работы, научную и практическую значимость исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 теоретические основы обеспечения экономической безопасности компаний в рамках управления государственными закупками 9 1.1 Ретроспектива различных подходов к понятию экономической безопасности 9 1.2 Понятие и сущность процесса управления государственными закупками 28 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 33 2.1 Классификация угроз экономической безопасности в рамках государственных закупок 33 2.2 Особенности обеспечения экономической безопасности в рамках государственных закупок 42 2.3 Актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности в условиях криминализации хозяйственной жизни и волатильности мировых рынков 46 ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПКАХ 67 3.1 Меры по совершенствованию механизма обеспечения экономической безопасности в государственных закупках 67 3.2 Внедрение информационных технологий в процесс управления государственных закупок в контексте обеспечения экономической безопасности 80 3.3 Рекомендации по реализации механизма обеспечения экономической безопасности в государственных закупках 89 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 101 ПРИЛОЖЕНИЯ 107
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).// "Российская газета", № 7, 21.01.2009, "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, № 4, ст. 445, "Парламентская газета", № 4, 23-29.01.2009. 2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг (принят ЮНСИТРАЛ 15 июня 1994 г.). 3. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации (Марракеш, 15 апреля 1994 г.). 4. Соглашение о правительственных закупках ВТО. 5. Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012, «Собрание законодательства РФ», 10.09.2012, № 37, ст. 4986 (Протокол), «Собрание законодательства РФ», 10.09.2012, № 37 (ч. 1) (прил. к Протоколу - начало), «Собрание законодательства РФ», 10.09.2012, № 37 (ч. 2) (прил. к Протоколу - продолжение), «Собрание законодательства РФ», 10.09.2012, № 37 (ч. 3) (прил. к Протоколу - продолжение), «Собрание законодательства РФ», 10.09.2012, № 37 (ч. 4) (прил. к Протоколу - окончание). 6. Соглашение «О единых принципах и правилах конкуренции» // СПС Консультант Плюс 2018г.. 7. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от (ред. от 03.12.2012) «О Правительстве Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, № 51, ст. 5712, «Российская газета», № 245, 23.12.1997. 8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции»// «Российская газета», № 162, 27.07.2006, «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434, «Парламентская газета», № 126-127, 03.08.2006. 9. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, № 31, ст. 4006, «Российская газета», № 164, 31.07.2007, "Парламентская газета», № 99-101, 09.08.2007. 10. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих организациях» // «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 145, «Российская газета», № 14, 24.01.1996. 11. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// «Российская газета», № 168, 30.07.2010, «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4179. 12. Закон СССР от 16.05.1991 N 2159-1 «Об органах государственной безопасности в СССР». 13. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 769, «Российская газета» от 6 мая 1992 г. N 103. Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу. 14. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». 15. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 17.12.2012) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 07.06.2004, № 23, ст. 2313, "Российская газета", № 119, 08.06.2004. 16. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // "Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, № 33, ст. 3895, "Российская газета", № 161, 21.08.1997. 17. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.08 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».//«Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489. 18. Распоряжение Правительства РФ от 11 августа 2011 г. № 1393-р «Об учреждении автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 августа 2011 г. № 33 ст. 4946. 19. Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2012 N 2096-р «О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благополучных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)» «Собрание законодательства РФ», 19.11.2012, N 47, ст. 6535. 20. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»// «Собрание законодательства РФ», 02.01.2012, № 1, ст. 216. 21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. № 2258-р 22. Гражданский кодекс Российской Федерации 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. 23. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 24. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 25. Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 (ред. от 30.12.2015) "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" 26. Постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки" 27. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопр. экономики. 1994. № 12. 28. Аганбегян А.Г. Новая модель экономического роста России // Управленческое консультирование. № 1(85) 2016. С. 33. 29. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: Институт экономических стратегий, Ассоциация «Аналитика», 2016. – 460 стр. 30. Анализ зарубежного опыта управления государственными и корпоративными закупками. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие) № 2 (26) / том 7 / 2016 31. Антонов В.И., Киселева О.В. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 288 32. Баранова Е., Бабаш А. «Информационная безопасность и защита. Учебное пособие» Изд-ва РИОР, Инфра-М.: 2016, - 324 с. 33. Бауэрокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - - 640 с.: ил. 34. Белоусов Р.А. Экономическая история России: XX век. – М.: ИздАТ, 1999. – 408 с. 35. Белокрылова О.С. Методы снижения рисков коррупции в системе государственных и муниципальных закупок. // Вопросы регулирования экономики. Том 6, №4. 2015. С. 142. 36. Белых С.В. Угрозы национальной экономической безопасности России: внутренние и внешние факторы. // Бизнес, менеджмент и право. Научно- практический экономико-правовой журнал. URL: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=194 37. Бессонов А.И. Развитие закупок на российских предприятиях: от стратегического партнерства с поставщиками до управления цепочкой поставок // Логистика и управление цепями поставок. № 5 (52) 38. Гапоненко В.Ф., Беспалько А.Л., Власков А.С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы. М.: Издательство «Ось-89», 2007. - 208 с. 39. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад / С.Ю. Глазьев. М.: Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. —06с. С. 11. 40. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в I полугодии 2016 года. 41. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за I полугодие 2016 года. 42. Информационные системы в экономике: Учебник для студ. высш. учеб, заведений / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. 43. Ким Н.В. Национальная экономическая безопасность: проблемы и оценка. Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323). Экономика. Вып. 42. С. 30–33. 44. Каранатова Л. Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики: монография / Л. Г. Каранатова. — СПб.: Издательство СЗАГС, 2010. — 216 с. С. 102. 45. Михайлов А.В., Чиналиев В.У., Шкута А.А., Борталевич В.Ю., Логинова В.Е., Сорокина Д.Д. Организационно-экономические механизмы обеспечения экономической безопасности в ТЭК России. Учебное пособие. – М.: ИПР РАН, 2017. – 57 с. 46. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика / -М.: Высшая школа, 2004. - 488 с. 47. Молчанов А.В. Финансовая безопасность страны: проблемы и перспективы развития. Сборник «Экономическая безопасность финансовой системы России на современном этапе». Академия экономической безопасности МВД России М., с. 7-31. 48. Мудрецов А.Ф., Тулупов А.С., Национальная безопасность (эколого- экономический аспект): понятия, проблемы, решения. М: ЦЭМИ РАН, 2011. 140 с. 49. Родичев Ю. «Нормативная база и стандарты в области информационной безопасности. Учебное пособие» Изд-во Питер.: 2017, - 256 с. 50. Россия в цифрах.// Краткий статистический сборник. Росстат, 2016. 51. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие/Институт экономики РАН. М., 2008. - 128 с. 52. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Павлов В.И. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: Дело, 2005. 896 с. 53. Седых С. «Автоматизация конкурсных закупок» «Норбит». Официальный сайт. URL: http://www.norbit.ru/press/articles/e-commerce/826.html
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКУПКАМИ 1.1 Ретроспектива различных подходов к понятию экономической безопасности. Понятие «безопасность» с давних времён изучалось и анализировалось известными зарубежными и российскими учеными-исследователями, исторические корни этого термина простираются от истоков появления человечества - вопрос безопасности всегда был сопряжен со стремлением человека избежать вреда. Разного рода внешние воздействия и их влияние на жизнедеятельность человека провоцировали его создавать условия для минимизации вероятности нанесения ему ущерба путем создания системы противодействия, основанной на различных защитных и оборонительных мерах. В обществе понятие «безопасность» воспринимается как наличие условий, при которых обеспечивается сохранность и стабильность человеческого существования и жизнедеятельности этого общества. Понятие «безопасность» также связано с понятием «выживание» не только отдельно взятого человека, но и общества. Антонимом понятию «безопасность» является термин «опасность». Согласно словарю Ожегова, опасность представляет собой «возможность угрозы чего-нибудь плохого, какого-нибудь несчастья»3. В определении понятия «опасность» по Ожегову используется термин «угроза», и данный термин является одним из основных терминов в теории безопасности, в том числе, экономической. Возвращаясь к понятию «безопасность», следует упомянуть французского историка Робера (одновременно являвшегося священнослужителем (аббатом) в средневековой Франции (1155 – 1122 гг.)), который впервые раскрыл понятие 3 Словарь русского языка (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н.Ю. Шведовой). «безопасность» как «состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности». Согласно словарю Ожегова, безопасность представляет собой «состояние, при котором не угрожает опасность», то есть «защита от опасности»4. В дальнейшем раскрытие понятия «безопасность» сопрягалось с созданием условий по обеспечению спокойствия и отсутствия угроз и опасности. Понятие безопасность находит себя в различных сферах жизнедеятельности человека и общества, в том числе, экономической, социальной, правовой, культурной, экологической и пр., причем данные сферы пересекаются по многим параметрам и аспектам. Например, термин экологическая безопасность неотделим от термина «экономическая безопасность» и т.д. В XVII веке приоритетной задачей любого государства становится, помимо повышения общественного благосостояния, именно безопасность. В Российской Империи был издан документ - Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия (утверждено 14 августа 1881 года). В данном нормативном акте впервые был приведен термин «государственная (общественная) безопасность». Указанное Положение было направлено на усиление мер общественного порядка и спокойствия, определяло круг обязанностей и полномочий для представителей органов государственной власти, в том числе правительственных органов, губернаторов, а также предусматривало дополнительную ответственность за нарушения для частных лиц5. В XX веке в условиях развития международных внешнеэкономических связей существенное изменение претерпели значения понятий «безопасность» и «угрозы». В процессе установления внешнеэкономических связей усиливались противоречия между странами на почве защиты национальных интересов. И в научных, и в политических кругах стали использовать термин «национальная безопасность». Данный термин в начале XX века впервые был употреблен Президентом США Теодором Рузвельтом, который в своем послании 1904 года 4 "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой). 5 Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. I. СПб., 1885. С. 261-266 Конгрессу США открыто обозначил проблему национальной безопасности страны. В своей речи Т. Рузвельт отметил: «Если государство действует с разумной эффективностью и благоразумием в социальной и политической сферах, если оно поддерживает порядок и соблюдает свои обязательства, ему не придется опасаться вмешательства со стороны Соединенных Штатов. Но хроническое дурное ведение дел или бессилие, влекущее за собой общий разрыв связей с цивилизованным миром, может и в Америке, как и повсюду, повлечь за собой, в конечном счете, вмешательство со стороны какого-либо цивилизованного государства»6. Активный фокус внимания Президента Рузвельта к проблематике национальной безопасности спровоцировало волну обсуждений этой проблематики среди политиков и ученых США. Данным вопросом занялись также и ученые-экономисты Соединенных Штатов и стран Западной Европы. По мнению ученых-экономистов, именно процессы глобализации мировой экономики обострили интерес к проблемам национальной и, как следствие, экономической безопасности государств. Первый этап глобализации начался еще в эпоху географических открытий. Так, передовые державы своего времени (Испания, Португалия, Британия и другие) сделали так называемый Новый свет центром глобализационных процессов за счёт активной экономической и военно- политической экспансии и колонизации. В масштабном историческом аспекте, за свой период существования именно США стали ведущем субъектом международных отношений, который определяет тенденции и динамику глобализации7. При этом великие географические открытия неразрывно связаны с глобальными изменениями в самой Европе, можно сказать, что они и явились катализатором таких преобразований, как демографический подъём, многократный рост товароборота между странами и революция в ценообразовании за счёт новых возможностей для получения ресурсов Северной и Южной Америки (в первую очередь драгоценные металлы). 6 URL: http://www.illuminats.ru/home/33-2009-10-23-22-04-01/3490-theodore-roosevelt 7 Сизов В.Ю. Глобализация и стратегия США. // Электронный научный журнал «Россия и Америка в XXI веке. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=158 Считается, что второй этап глобализации начался после первой мировой войны. Вопросы глобализации и национальной безопасности тесно взаимосвязаны друг с другом, поскольку глобальные процессы непременно ведут к потере национальной идентичности государств. «Экономизация, неуклонно ведущая к формированию единого мирового экономического пространства, делает нежизнеспособными модели национальной безопасности, основанные на изоляционизме, а интеграцию в это формирующееся пространство - единственно возможным способом эффективной защиты национальных интересов»8. В пункте 19 Декларации об укреплении международной безопасности (принята резолюцией 2734 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1970 года) отмечается, что между укреплением международной безопасности, разоружением и экономическим развитием стран существует тесная связь и, таким образом, любой прогресс на пути к достижению какой-либо из этих целей будет означать прогресс на пути к достижению всех целей9. В 1985 году в рамках 40-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Международная экономическая безопасность» (A/RES/40/173). В данной резолюции Совет безопасности ООН сформулировал следующие основные положения: ? экономическому благосостоянию каждого государства способствует создание условий справедливых и взаимовыгодных экономических отношений; ? содействие обеспечению международной экономической безопасности необходимо в целях экономического развития и прогресса каждой страны; ? тесная взаимосвязь между странами и регионами является неизбежным условием развития мировой экономики, которое определяет общность интересов всех стран в содействии развитию в безопасной международной обстановке10. В данной резолюции Совет безопасности ООН просит Генерального секретаря ООН подготовить «всеобъемлющий аналитический доклад о концепции 8Кокунов К.А. Автореферат диссертации (специальность 23.00.04) на тему: Вызовы и угрозы национальной безопасности России в условиях глобализации. Москва, 2009. 9 URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intsecurity.shtml 10 Резолюция Совета Безопасности ООН «Международная экономическая безопасность» (A/RES/40/173).// URL: http://www.un.org/ru/ga/40/docs/40res.shtml международной экономической безопасности»11. Впоследствии, в рамках 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по итогам доклада Генерального секретаря ООН приняла Концепцию международной экономической безопасности, которая содержит общие экономические проблемы, связанные с развитием международных экономических связей между государствами, отмечая способы их решения. За всю историю становления теории экономической безопасности в мире сформировались следующие концепции, направленные на решение проблем экономической безопасности государств. Таблица 1. Концепции экономической безопасности12 Наименование концепции Период формирования теории Теоретики Камералистская концепция XIX век Ф. Лист, Р. Пребиш, И. Валлерстайн Кейнсианская концепция XX век (первая половина) Дж. Кейнс Неоинституциональная концепция XX век (первая половина) Эрнандо де Сото Каждая из вышеуказанных концепций отражает свое видение проблем экономической безопасности. Камералистская концепция направлена на внешние угрозы, связанные с развитием внешнеторговых связей государств. Проблемы отсутствия конкурентоспособности экономик развивающихся государств ставят под удар их систему экономической безопасности. В качестве главной меры по противостоянию данной проблеме камералистская концепция предлагает 11 Там же. 12 Н. В. Ким. Национальная экономическая безопасность: проблемы и оценка. Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323). Экономика. Вып. 42. С. 30–33. проведение мероприятий по поддержке национального производства промышленных товаров в целях преодоления конкуренции с товаропроизводителями из развитых стран мира. Кейнсианская концепция экономической безопасности направлена на борьбу с внутренними угрозами, которые связаны с проблемами рыночной экономики, безработицей, ростом уровня инфляции и пр. Кейнсианская концепция так же, как и камералистская, в качестве методов решения проблем экономической безопасности государств предлагает меры по усилению государственного регулирования экономики и содействию развитию промышленного производства. Неоиснтитуциональная концепция связана с внутренними угрозами экономической безопасности и, в большей степени, с проблемами государственного управления. Данная концепция связывает решение проблем экономической безопасности с развитием государственных институтов в различных сферах экономики. Очевидно, что данные концепции являются взаимодополняющими, кроме того, меры по решению проблем экономической безопасности направлены на решение проблем как развитых, так и развивающихся стран. Все концепции предлагают совершенствование методов государственного регулирования экономики. Развитие системы экономической безопасности в СССР В годы «холодной войны» вопрос обеспечения национальной, в том числе экономической, безопасности встал перед руководством СССР на первый план. Несмотря на затянувшееся противостояние с недавними союзниками, Советский союз активно развивал внешнеэкономические связи, в том числе со странами Западной Европы и США. Процесс нарастания экономических конфликтов в послевоенной мировой экономике лучше всего характеризуется ходом реализации плана Маршала, направленного на восстановление и развитие Европы после Второй мировой войны путем оказания ей американской технологической и продовольственной помощи13. В Советском союзе вопросами и проблемами экономической безопасности занимались Комитет государственной безопасности СССР и органы государственной безопасности союзных республик. В соответствии со статьей 1 Закона СССР от 16.05.1991 № 2159-1 «Об органах государственной безопасности в СССР» защиту конституционного строя, государственной безопасности СССР, в том числе его экономического, научно - технического и оборонного потенциала осуществляли органы государственной безопасности СССР. В сфере экономической безопасности КГБ должен был регулярно информировать органы государственной власти и управления Союза ССР и республик по вопросам, затрагивающим интересы государственной безопасности, связанным, в том числе с социально - экономическим строительством и научно - техническим прогрессом, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью. Также органы КГБ проводили работу в сфере исследования и прогнозирования общественных процессов и проблем, затрагивающих интересы государственной безопасности14. Таким образом, в СССР термин «экономическая безопасность» не рассматривался отдельно, а только в совокупности с общими вопросами национальной безопасности. Большое значение в то время придавалось безопасности в оборонной сфере, при этом экономика СССР двадцатого века все больше отставала от экономик развитых стран Запада. «В период после войны до середины 60-х годов по уровню технико-экономического развития СССР отставал от развитых капиталистических стран на 10-15 лет; к середине 80-х этот разрыв достиг 25-30 лет»15. В стране начался спад промышленного производства, появился дефицит товаров, уровень благосостояния граждан стал снижаться - таким образом, экономической безопасности СССР был нанесен непоправимый ущерб, что впоследствии привело к распаду страны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 64 страницы
650 руб.
Дипломная работа, Экономика, 47 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Экономика, 52 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg