Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические и методологические основы использования игровых технологий в учебном процессе

irina_krut2019 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Цель работы. Рассмотреть теоретические аспекты игры, функции и методы ее применения в педагогике. Раскрыть и обосновать целесообразность и эффективность применения игровых технологий в дошкольном образовании. Задачи исследования: - изучить научно-методическую литературу по теме исследования; - определить понятие игровой технологии; - раскрыть значение игровых технологий в педагогическом процессе; - проанализировать эффективность использование игровых технологий в дошкольном образовании; - дать характеристику МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84»; - сформулировать рекомендации по внедрению игровых технологий на занятиях в МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84». Предмет исследования — игровые педагогические технологии в обучении дошкольников МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84». Объект исследования — учащиеся старшего дошкольного возраста МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84». Гипотеза исследования: использование игровых приемов в обучении детей дошкольного возраста повышает познавательный интерес и способствует эффективному усвоению знаний, обретению умений и навыков. Методологической основой исследования является личностно - деятельностная концепция воспитания и обучения детей, системно–структурный подход. Методы исследования: исследование и анализ педагогической и методической литературы по исследуемой теме; наблюдение; тестирование; изучение продуктов деятельности дошкольников; экспертная оценка. Эмпирическое исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84» Теоретическая значимость исследования характеризуется тем, что в работе достаточно глубоко рассмотрена организация игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, что позволяет разобраться в сущности игры, раскрыть ее понятие и определить структуру. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные эмпирические данные, выводы и рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогами МДОУ, психологами, социальными педагогами для дальнейшего успешного развития коммуникативной сферы личности ребенка в дошкольном возрасте. Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, а также 9 приложений. В выпускной квалификационной работе представлено 5 таблиц, 9 рисунков и 55 источников научной литературы, включая нормативно-правовую литературу по теме выпускной квалификационной работы.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в современной психолого-педагогической литературе определяют сферу обучения и воспитание детей дошкольного возраста, как всестороннее стремление всех участников педагогического процесса к всестороннему развитию индивидуально-психологических особенностей личности, обеспечивающих эффективность дальнейшего обучения, воспитания и совместимость с другими людьми. Идеи технологии педагогического процесса связаны, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области практической и теоретической деятельности. Опыт игровой деятельности дошкольников совместно со своими сверстниками является той основой, на которой формируется дальнейшее развитие детей. В настоящее время возможности формирования коммуникационных умений при активном использовании игровых технологий не изучены в достаточной степени. Не изученность на достаточном уровне возможностей формирования коммуникативных умений при активном использовании игровых технологий дошкольников и значимость приобретаемых навыков для понимания общей концепции межличностного общения и социального взаимодействия побудили нас осуществить как подготовку, так и проведение соответствующей педагогической работы. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя, являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этих проблем является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, способов, методов приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Теоретико-методологическая база исследования: Специфика педагогической технологии состоит и в том, что в ней строится и реализуется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, В.А. Деркунская, М.Т. Салихова). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения детей именно дошкольного возраста.[22,49] Отдельно хотелось бы отметить отечественных педагогов, занимающихся изучением игры (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.И. Удальцова и др.).[13,50] Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.[]. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М.В. Кларин, И. Мараев, В. В. Пикан, Г.К. Селевко и др.)[13,28,29]
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические и методологические основы использования игровых технологий в учебном процессе…………………………………………………7 1.1. Педагогические и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………7 1.2. Роль игровых технологий в жизни ребенка старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….18 1.3. Использование игровых технологий в дошкольном образовании: цели и задачи…………………………………………………..………………………..26 Глава 2. Эмпирическое исследование игровых педагогических технологий в учебном процессе, анализ, оценка результатов и разработка рекомендаций по их совершенствованию…………………………………………………..……34 2.1. Характеристика МДОУ «Детский сад развивающего вида № 84» и исследование игровых технологий в учебном процессе…………………….34 2.2. Результаты экспертной оценки, проблемы эффективности использования игровых технологий на занятиях в дошкольном образовании………………50 2.3. Рекомендации по внедрению игровых технологий на занятиях в МДОУ«Детский сад развивающего вида № 84»………………...…………….54 Заключение………………………….…………………………………………..65 Список использованных источников...…………………………………………68 Приложения...……………………………………………………………………73
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2016 N 6-ФКЗ, от 30.12.2016 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Российская газета. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».// Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. 3. Постановление Правительства МО от 29.12.2012 № 1612/48 «О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Московской области».// Информационный вестник Правительства МО. № 3. 28.02.2013. 4. Приказ Минобрнауки России от 30.01.2013 № 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».// Вестник образования России. № 10. 2013. 5. Письмо Минобрнауки России от 17.06.2013 № 08-736 «О федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования».// «Вестник образования России» № 13. 2013. Научная литература 6. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Питер. 2016. 7. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс. 2014. 8. Божович Л.И. Психология формирования личности.- М., Воронеж: НПО МОДЭК. 2015. 9. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. «Возрастное психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: Феникс. 2014. 10. Велиева С В Психические состояния детей дошкольного возраста.:Казань, 2011. 11. Воспитание с любовью и логикой. М.: Вымпел 2015. 12. Выготский Л.С. Проблемы развития психики//Собрание сочинений, 3 том. – Педагогика, 2009. 13. Галигузова Л., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет. О психологии маленького ребенка.– М., Академия. 2010. 14. Годовикова Д.Б. Общение со сверстниками и познавательная активность детей. М.: Акди. 2010. 15. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2010. 16. Дошкольная педагогика : учебник для бакалавров / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 510 с. 17. Дошкольная педагогика: учеб. пособие : в 4 ч. / сост. З. В. Стадник. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета, 2015. Ч. 2. 114 с. С. 15–16. 18. Емельянова М.Н. Игры средство воспитания дошкольников. М.: Акди. 2014. – 416 с. 19. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка дошкольника. - М.; Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013.-304 с. 20. Зосимовский А.В. Критерии моральной воспитанности личности.// Проблема управления процессом формирования личности./ Под ред. А.В. Зосимовского, Л.И. Рувинского. – М.: Изд. МГУ, 2012. – с. 50-57. 21. Игра и дошкольник: Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 192 с. 22. Игровые модели воспитания и обучения: Предметно-игровая развивающая среда в дошкольном учреждении: пособ. для воспитателей и педагогов/ сост. А.Н.Брызгалова и др.- М.: Школьная Пресса, 2015.-32 с. 23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с. 24. Клюева Н.В. Косаткина Ю.В. Диагностика уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Учим детей общению. М.: Эксмо. 2012. 25. Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе: Самара: АСВТ. 2010. 26. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, Тетра Система, 2013. 27. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие школьника. М.: Инфра, 2016. 28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., Акди. 2013. т.1. 29. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., Воронеж: МОЭК. 2011. 30. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах Т.Б. Мазепина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 31. Маханёв М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: педагогика. 2015. 32. Межличностные отношения ребенка от рождения, до семи лет / учебно-практическое пособие под редакцией Е.О. Смирновой, М.-Воронеж: МПСИ, 2012. 33. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия игры. Пос. для практич. работ. дош. учреждений.- М.: АРКТИ, 2011. 34. Мирясова В.И. Занимательные игры в детском саду.- М.: Школьная Пресса, 2010.- 80 с. 35. Митева Л.Б. Соотношение уровней общения дошкольников со взрослыми и сверстниками. Дисс. канд. психол. наук. М.: 2010. 36. Мухина В.С. Психология детства и возраста. – М.: Институт практической психологии. 2015. 37. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.: Высшая школа, 2012. 38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство. 2013. 39. Петров Т.И. Сергеев Е.Л. Театрализованные игры в детском саду. М.: Академия. 2014. 40. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. — М.: Академический проект, 2012. 41. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МПСИ,2013. – 294 с. 42. Программа воспитания в детском саду./ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой -2-е изд. испр. и доп.-М.: Мозаика - Синтез. 2013.-208 с. 43. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 2014. 44. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду.//Психология взросления и возрастная психология. 2011. № 7. 45. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия.- М.: Аркти, 2010. 46. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Эксмо. 2013. 47. Смирнова Е.О. Детская психология . М., 2013. Учебник для вузов. М.: гуманитарный издательский центр Владос. 2013. 48. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. Дошкольное воспитание. 2013. 49. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. Учебник. М.: Флинта. 2016. 50. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: «Высшая школа». 2010. 51. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: Вымпел. 2014. 52. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, потешки для детей дошкольного возраста.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013. 53. Шведовская А.А. Как они играют? Диагностика родительско-детских отношений в сюжетно-ролевой игре //Школьное воспитание. 2016. №4. 54. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. 55. Эриксон Э. Детство и общество. – СПБ.: Мысль. 2015.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и методологические основы использования игровых технологий в учебном процессе 1.1. Применение игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста В соответствии с целями данного исследования, в параграфе будет рассмотрен игровые технологии применяемые в педагогической практике развития детей старшего дошкольного возраста. С древнейших времен игра служит первым опытом воспроизводства детьми реальных практических действий, выполняемых взрослыми, формой обучения и инструментом формирования высших форм психической деятельности, необходимых человеческих черт и качеств. Игры интернациональны и общечеловечны. Игра — органичный и естественный для ребенка процесс, добровольный и свободный. Это непродуктивный процесс, способ взаимодействия с окружающим, форма познания окружающего мира и самого себя, общения, воспроизводства и проработки реальных ситуаций, освоения разнообразных навыков, знаний и опыта, получения и переработки переживаний и эмоций. Социальный мир со своими устоями, нравственными нормами, правилами, накопленным опытом и знаниями находит отражение в детской игре. Согласно Википедии, игра — это «вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Так же термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Игра — это единственная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Уникальным свойством игры, подтверждающим родовую потребность ребенка в игре, является, то, что детей не нужно учить играть (хотя, разумеется, в рамках организованного педагогического процесса предполагается создание необходимых условий для овладения детьми основными навыками игровой культуры) и, самое главное, не нужно заставлять их играть. Как правило, дети играют спонтанно, охотно, с большим удовольствием, не преследуя никаких определённых целей. Нидерландский историк культуры Йохан Хейзинга в своем трактате «Homo Ludens» («Человек играющий», 1938) в один ряд с такими общепринятыми определениями человека как Homo sapiens (человек разумный) и Homo faber (человек-созидатель) ставил еще одно: Homo ludens (человек играющий), считая, что оно выражает столь же существенную функцию человека, как и два предыдущих определения. Феномен игры чрезвычайно сложен, многообразен, однако определение игры как понятия, включающего субстанциальную, содержательную и функциональную ее сущность отсутствует. Под сущностью игры Йохан Хейзинга понимал «действие, протекающее в определенных границах времени, пространства и смысла в очевидном порядке, по добровольно принятым правилам, вне сферы полезности или необходимости… Действие игры приводит к радостности и разрядке». [13, с.134-135] Дидактические игры имеют богатую историю, связанную с именами Ф. Фребеля, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнера, О. Декроли и других. В отечественной науке весомый вклад в изучение и разработку теории детской игры внесли Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, П.В. Каптерев, А.П. Усова и другие. В их трудах игра рассматривается как продукт исторического развития общества, как социальная по своему происхождению и содержанию детская деятельность, выполняющая функции приобщения ребёнка к культуре. Тезис о природе детской игры, понимаемой как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития, исчерпывающе представлен в работах Д.Б. Эльконина. Он предполагал, что: «…По-видимому, игра прежде появилась как деятельность взрослых, замечающая и изображающая реальный трудовой процесс. Произошло это на ранних этапах становления человеческого общества, когда действительное изображение было наиболее доступным человеку средством общения. Такое действительное изображение реальности получило в дальнейшем функции магических ритуалов, обрядов, приносящих удачу. Дети втягивались как в сам процесс труда, так и в процесс совершения обрядов и ритуалов. По мере усложнения производственного труда они могли включаться только в обрядовую сторону его, воссоздающую смысл трудовой деятельности и отношений в ней взрослых». [27, с. 17] В игре дети реализуют свое желание быть причастными к жизни взрослых. Выготский Л.С. говорил, что игра «создает зону ближайшего развития ребенка. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». [15, с. 74] Одни ученые, например, Л.С. Шубина, Л.И. Крюкова и другие, относят игру к методам обучения, другие - характеризуют игру как средство обучения (В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова). Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». [10, с. 74] Сухомлинский В.А. сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [31, с. 93] В настоящее время игра признана одним из ведущих компонентов культуры, она является значимым объектом социально-педагогических исследований, разработок, эффективным средством педагогического воздействия. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, средством проведения досуга, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. Отечественные и зарубежные социально-педагогические исследования подтверждают, что игра является одной из форм воспроизводства и наследования нравственности в обществе, передачи культурных традиций. Игра как процесс взаимоотношения с окружающей средой способствует ребенку в освоении социального и общественно-культурного опыта предыдущих поколений, в приобщении его к духовной, интеллектуальной и материальной культуре общества. Игра может служить диагностическим инструментом, ведь в игровом поведении выражается интеллектуально-творческий потенциал и способность к взаимодействию. Столкнувшись с любой ситуацией, человек прибегает к одной из трех форм поведения: а) инстинкту; б) приобретенному автоматизму или привычке; в) интеллекту. Поведение может сочетать в себе элементы всех трех форм. Особых различий между механизмом, используемым интеллектом для поиска решения, и механизмами игры, не существует. Игра — деятельность коммуникативная, в ней проявляются социально-нравственные навыки и качества ребенка, особенности его культуры, самовыражения, а, следовательно, уровень и качество развития личности. Главными чертами игры являются: - свободная деятельность, предпринимаемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса, а не только от результата; - творческий, импровизационный, активный характер этой деятельности; - эмоциональная приподнятость деятельности; - наличие прямых или косвенных правил, регулирующих процесс игры, логическую и временную последовательность ее развития. С педагогической точки зрения игра выступает как форма воспитания, обучения и развития, привития ребенку навыков, знаний, умений, моральных качеств, способ поддержания интереса и снятия напряжения. Попыток классифицировать детскую игру было предпринято немало, но на сегодняшний день единой общепринятой классификации игр не существует. Да и при приближении к проблеме идея создания четкой классификации детских игр представляется почти утопической. Объясняется это неоднородностью, разнообразием и размытостью границ исследуемого предмета. Сложность классификации заключается еще и в том, что игра, как культурное явление, подвержена значительной трансформации в динамике исторического процесса в зависимости от изменения социальных условий. Затрудняет дифференциацию огромный выбор критериев, по которым можно оценивать природу и сущность той или иной игры, этим же объясняется и многообразие представленных классификаций игр. Многие ученые искали способ систематизировать виды игр, исходя из различных исходных оснований для их обобщения и разделения. При изучении их трудов становится очевидно, что игра – настолько многообразное, динамичное, вариативное явление, что сложно даже прийти к единому пониманию относящихся к нему терминов и определений. Элементы игры, различные по форме, содержанию, правилам, атрибутике и материалам, проявлению, степени включенности и самостоятельности, цели и т.д., присутствуют практически в любом виде деятельности ребенка. П. Ф. Лесгафт разделял игры с учетом возраста игроков и степени регламентации игры взрослыми на имитационные и подвижные (с правилами). По аналогичному принципу делила игры на придуманные детьми (творческие, самостоятельные) и придуманные взрослыми Н.К.Крупская. Иной принцип классификации - по сфере влияния игры (на развитие ума, движений или внешних органов чувств) предлагал Ф. Фребель. К. Грос отнес игры сенсорные, творческие, подвижные, умственные и развивающие волю к «играм обычных функций», а семейные, игры в охоту и игры-ухаживания – к «играм специальных функций». Блонский П.П. выделил игры интеллектуальные, подвижные, мнимые, подражательные, строительные и игры-драматизации. А. В. Запорожец и А. П. Усова объединили игры-драматизации и строительные в группу «творческие», остальные разделив на подвижные и дидактические. Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова разделили игры на 2 крупные группы: сюжетные (творческие) и игры с правилами (соревнования), подразделив первую на ролевые, драматизации и режиссерские, а вторую на словесные, подвижные и настольные. А. К. Бондаренко дидактические игры рассматривала как игры-соревнования, выделяя в них игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры. С.Л. Новоселова для своей классификации детских игр выбрала подход, аналогичный подходу Н.К.Крупской, ключевым критерием стал источник инициативы – взрослый или ребенок, соответственно игры разделились на совместные (обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные и досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные и самостоятельные (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). По этапам развития игры выделяются: неигровое поведение, игра в одиночестве, параллельная игра, связанная игра, совместная игра. По месту организации игры делятся на: игры на воздухе и игры в помещении. По составу участников: на групповые, подгрупповые и индивидуальные. По выполняемой функции: развлекательные, обучающие, развивающие, воспитывающие, коммуникативные, терапевтические, диагностические, коррекционные, социализирующие и др. По мотивации: актерские, азартные и развлекательные. В литературе обозначены игры для первой и второй половины дня, имитационные, проблемные, предметные, сюжетные и ситуационные, ролевые, имитационные, деловые, боевые, настольные, абстрактные, военные, досуговые, языковые, традиционные, народные, ролевые, деловые, производственные, спортивные, формальные, строительные, состязательные, коллективные, результативные, интеллектуальные, бытовые, с использованием текстов, песен и без них; игры для разных возрастных групп, для мальчиков и девочек, игры-эпопеи, игры-забавы, орнаментальные, игры с водящими, с орудиями, предметами и без них, с различной тематикой и атрибутикой, с разграничением пространства и без него, сезонные, с различными целями, тактикой и композицией игры, компьютерные, комплексные, полидеятельностные, длительные и кратковременные и т.д. В отечественной педагогике наиболее распространена классификация игр по уровню самостоятельности и творчества детей в игре, т.е. игры делят на творческие — свободные, возникающие и осуществляемые по инициативе детей) и игры с правилами — организуемые взрослыми в целях воспитания или обучения. (рисунок 1) Рис.1. Игры, применяемые в целях обучения и воспитания детей дошкольного возраста Игры с правилами — это группа игр, переработанных или созданных научной либо народной педагогикой специально, с воспитательными или обучающими целями. Основные обязательные признаки данной группы игр: готовое содержание и установленные правила. Деятельность участников в игре формализована, есть система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Образовательные задачи в играх с правилами реализуются посредством выполнения ребенком игровых действий в соответствие с заданием и правилами. Общий воспитательный эффект для всех игр с правилами обусловлен тем, что: - овладевая правилами, ребенок учится произвольно управлять своим поведением; - игры на результат воспитывают в детях способность стремиться к цели; - обычно это игры коллективные, поэтому выполняют коммуникативно-социальные функции. В групповых играх с правилами возникают два вида межличностных отношений – сотруднический (внутри команды) и соревновательный (между командами). Это вынуждает участников анализировать и оценивать свои действия, сопоставлять их с действиями окружающих, просчитывать возможное развитие событий, действовать сообща, проявлять взаимовыручку. Заинтересованность детей в игровой деятельности обусловлена испытываемыми в процессе эмоциями и чувствами – удовольствием, радостью, азартом, удовлетворением от собственной активности и творчества, привлекательностью игровых действий. Игры с правилами разделены на две группы – дидактические и подвижные. «Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучении… Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов». Основная черта дидактической игры – ее обучающий характер, наличие поставленной цели обучения и ожидаемого педагогического результата, другими словами, дидактическая игра – это игровая форма обучения. Игровой и учебный характер деятельности ребенка в этой игре тесно переплетены. Обучающая задача скрыта от учеников, завуалирована, выполнение ее осуществляется посредством игровых действий. В такой форме детьми легче усваиваются знания и представления, они проявляют больший интерес к процессу обучения, инициативу и творчество. Дидактические игры по своему содержанию бывают логическими, математическими, эстетическими, логопедическими, природоведческими и т.д. По замыслу – сюжетными и бессюжетными. В зависимости от используемого материала дидактические игры могут быть словесными, предметными, с использованием печатной продукции или природного материала и т.д. Относительно недавно появившиеся деловые игры также относятся к дидактическим. Движущей силой психического развития ребенка является противоречие между тем, что он может сделать самостоятельно и тем, чего требует сложившаяся ситуация, это общий закон развития. В педагогике он отражен таком ее направлении, как проблемное обучение, суть которого в том, что преподаватель стимулирует и организует учебную деятельность, создавая проблемные ситуации. Решая учебную проблему, учащийся, в самостоятельной поисковой деятельности усваивает готовые научные выводы. Формой, в которую облекается учебная проблемная ситуация, является так называемая деловая игра. И ценна она не столько передачей знаний, сколько тем, что дает уникальную возможность в безопасной обстановке обрести настоящий опыт решения проблемной ситуации, обрести компетентность в действии, а не в теории. Подвижные игры. Эльконин Д.Б. определил четыре уровня развития детских игр, которые непосредственно связанны с процессами воспитания [54, С. 84]. Первый уровень - такие игровые действия дошкольников, которые копируют манеры поведения взрослых и направлены они при этом на других людей. Вторым уровнем выступают игры, поэтапно восстанавливающие системы деятельности взрослых субъектов на различных циклах данной деятельности (включая и бытовые сферы). Третий уровень обусловлен определением в различных играх определенных ролей взрослых индивидов и их исполнением. В содержание ролевой деятельности в играх входят не только процессы манипулирования с отдельными объектами, но и отношений между людьми, живых форм межличностного взаимодействия. Четвертый уровень относится к формирующимся способностям гибко менять стратегии и тактики межличностного взаимодействия и переходить от одних ролей к иным в границах развития сюжетов одних и тех же игр, контролируя не только лишь собственные, но и чужие исполнения ролей, разыгрывая в играх целостные сюжетные и одновременно ролевые спектакли. Основной и обязательный признак подвижной игры – физические движения (бег, ходьба, метание, прыжки, лазание и т.д.) Степень подвижности может быть различной, основная задача такой игры – удовлетворение потребности ребенка в движении. Свои истоки подвижная игра берет в народных играх, они бывают сюжетными и бессюжетными, имитационными, спортивными, играми-драматизациями. В играх могут использоваться предметы и инвентарь – мячи, ленты, палки, обручи, веревки, стулья и т.д. Дети в подвижных играх учатся организованности, вниманию, доверию, честности, быстроте реакций, ловкости, находчивости, выработке тактики, дисциплине, взаимодействию и взаимовыручке, обретают социально-нравственные качества. Творческие игры (свободные, сюжетно-ролевые, конструкторские, театрализованные). Основная особенность сюжетно-ролевой игры – ее свободный, самостоятельный характер, а также наличие сюжета, роли и содержания. Игра – продукт, который создают сами дети. Они выбирают, придумывают и свободно меняют тематику, место, предметы, партнеров, сюжет и линию его развития, роли, характеры, условия и правила игры. Свобода ребенка и ощущение, что ему многое подвластно, вызывают полет фантазии и воображения, позволяют создать, хоть на время, желаемую реальность, прожить какую-то роль, попробовать то, что недоступно в реальности. В игре дети перерабатывают свои впечатления от реальной жизни, воссоздают интересующие их жизненные ситуации и поступки, вживаются в чувства, приобщаются к жизни и деятельности взрослых. Театрализованные творческие игры, в отличие от сюжетно-ролевых, предлагают наличие зрителей. Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры трудно переоценить. В ней происходит становление личности ребенка, ее мыслительной, творческой, нравственной составляющих. Таким образом, игровая технология, как и любая другая, строится в соответствии с научно обоснованными и экспериментально подтвержденными принципами, основами, методами. Для применения игровых технологий к различным возрастным группам обучаемых необходимо учитывать их психические и психологические особенности. 1.2. Роль игровых технологий в жизни ребенка старшего дошкольного возраста Одним из средств воспитания и обучения современных дошкольников являются различные виды игровых технологий. Основными задачами подавляющего большинства, как игр, так и специально применяемых игровых технологий являются поэтапное обучение. Включение в игровые технологии обучающих задач, наличие их готовых сценариев и правил дает возможности воспитателям более эффективно и обоснованно применять игры такого рода для развития мышления, внимания, памяти и общения детей старшего дошкольного возраста. Игры такого рода, как собственно и игровые технологии способствуют развитию познавательной активности, формируют обоснованные мыслительные реакции. Познание всей внешней среды базируется на определенных ощущениях и механизмов сенсорного восприятия, то, что мы визуально наблюдаем, тактильно воспринимаем, слышим. В период дошкольного возраста механизмы непосредственного, чувственного познания относятся к основным источникам знаний об окружающей действительности. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Под ведущей понимается та деятельность, в процессе которой происходит: – формирование основных психических процессов и свойств личности; – появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста; – качественное изменение психики детей; Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, уточняют свои знания об окружающей действительности, особенности взаимоотношения взрослых. Основные методологические требования к современным образовательным технологиям. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М.В. Кларин, И. Мараев, В. В. Пикан, Г.К. Селевко и др.) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям – основным методологическим требованиям (критериям технологичности), к которым, можно отнести:[32] – концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную психолого-педагогическую концепцию (целостную теорию или набор отдельных научных положений), включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей; – диагностичность целеобразования: заданность диагностичной цели, результата с опорой на образовательный стандарт (технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата), заданность исходного материала, уровня подготовки – – функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, поэтому необходимы входной контроль знаний, тестирование умений, навыков, качеств личности для оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения); - системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам, логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Системность прослеживается через: заданность процесса – наличие алгоритмизации педагогической деятельности (последовательность, сроки, взаимосвязь действий) – технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем обучающимся достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования; поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым педагогом с учётом собственного авторского почерка, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми детьми; - управляемость предполагает заданность (количественная) оценки результатов, знаний (рейтинг), возможность диагностирования результатов, поэтапной диагностики (органической частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарии измерения результатов деятельности, т.е. речь идет о наличии системы контрольных заданий, адекватных целям, а также о наличии алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля), для эффективного планирования, проектирования процесса обучения (воспитания, развития), варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов; - эффективность (результативность) – современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного образовательного стандарта; - воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость) – подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. – визуализация (применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и пособий). Современные педагогические технологии обучения и воспитания дошкольников отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, ибо они отражают современный уровень педагогического мастерства и творчества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg