Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Эмоциональное взаимодействие матери и ребенка.

irina_krut2019 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Цель: исследование эмоционального взаимодействия матери и ребенка. Гипотеза: взаимоотношение матери и ребенка носят эмоциональный характер. Предмет: эмоциональные взаимоотношения. Объект: взаимодействие матери и ребенка. Задачи:1) теоретически исследовать проблемы эмоционального взаимодействия матери и ребенка; 2) эмпирически изучить эмоциональное взаимодействие матери и ребенка; 3) проанализировать результаты исследования; 4) разработать методические рекомендации.
Введение

Актуальность. Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах онтогенеза. Ребенок – существо изначально социальное, совершенно не способное поддерживать собственное существование и в абсолютной степени зависящее от ближайшего взрослого. Необходимость возникновения специфических способов воздействия на взрослого приводит к тому, что в процессе взаимодействия с матерью возникает непосредственное эмоциональное общение матери и ребенка. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать помогает регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения со средой, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Таким образом, стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери. От ее поведения, от ее отношения к малышу, от того, сколько внимания мать уделяет ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь. Сегодня эмоциональное взаимодействие родителей и детей переводят отношения в виртуальный мир. Например, многие сейчас сидят в телефонах и играют в игры-симуляторы, выращивают котят: кормят их, купают и т.д. В связи с этим происходит нарушение эмоционального взаимодействия матери и ребенка. Это и обуславливает актуальность данной проблемы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………...……………………………………..………….…3 Глава I. Теоретические проблемы взаимодействия матери с ребенком…………………………………………………………………………...5 1.1. Понятие эмоционального взаимодействия…………………………………………………………………....5 1.2.Эмоциональное взаимодействие родителей и детей………………………………………….…………………………………...11 1.3. Психофизиологические особенности………………………………………................................................14 Глава II. Экспериментальное изучение эмоционального взаимодействия матери и ребенка………………………………………………………………....20 2.1. Программа констатирующего эксперимента……………………………...20 2.2. Анализ полученных данных……...………………………………………...23 2.3. Рекомендации родителям…………………………………………………..26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….32
Список литературы

1. Блейер А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М., АСТ-ПРЕСС, 1999. 2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1985. – 318 с. 3. Вyндт А. Психическое развитие ребенка, М., 1968. 4. Вилюнас В.К. «Семья и развитие личности. Мать и дитя»,2004. 5. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. – М., 1986 г. 6. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка., 1997г. 7. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г. 8. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Прогресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999 – 352 с. 9. Немов Р.С. Психология. - М., 1995. – 492 с. 10. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1996. – 352 с. 11. Популярная психология для родителей / Под ред. Спиваковской А.С. -СПб.: СОЮЗ, 1997 12. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж, 2000. 13. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – СП.: 1999. 14. Симонов П.В. Дошкольная психология: Учеб. пособие для сред. пед. Учеб. Заведений.– 4- е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с. 15. Филиппова Г.Г. «Психология материнства. Учебное пособие». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 16. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г. 17. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с. 18. Хамитова И.Ю. Диагностика семьи. Инструкция по применению [Текст] // Практическая психология и психоанализ. - 2004. -№4. 19. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка [Текст] / Г.Т. Хоментаускас. - М.: Просвещение, 1999.-89 с. 20. Шелдон Л. Ребенок и стресс [Текст] / Л. Шейла, Л. Шелдон. -СПб.: Питер Пресс, 1996. - 123с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические проблемы взаимодействия матери и ребенка в зарубежной и отечественной психологии. Что такое эмоциональное взаимодействие в зарубежной и отечественной психологии? Под эмоциями обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы (в форме переживаний), отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции представляют человеку его потребности. Филиппова Г.Г. считает, что без них не смог бы он осознать свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая – общая для всех эмоций черта – это их содействие в достижении этих потребностей. Знак эмоции в контексте её оценки определяется достижением (положительная эмоция) или не достижением (отрицательная) результата ожидаемой цели. Так, личную значимость познания эмоции отражают через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес, которые направляют и поддерживают процесс постижения мира. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.[15] По мнению Запорожеца А.В., отсутствие четких определений, а значит и четкого содержания, понятий в общей психологии является одной из причин их неработоспособности в практике, что, безусловно, отрицательно сказывается на общей разработанности этой главы в детской психологии (и к тому же частично объясняет узкий академизм проводимых в этой области исследований).[5] Если обратиться к истории психологии, можно увидеть, каким было отношение мыслителей прошлого к эмоциональной жизни человека. Уже у Аристотеля в его книге «О душе» большое место занимал раздел «Чувства», в котором значительное внимание уделялось рассмотрению аффекта и даже было введено понятие соразмерности аффекта (II в. до н.э.). В трудах церковно-политического и литературного деятеля Нила Сорского опубликован трактат «О страстях», где описаны этапы развития основных человеческих страстей [конец XV — начало XVI в.]. В философских трудах Р.Декарта («О страстях души») и Б.Спинозы («Этика») проблема эмоциональных явлений человека занимает значительное место, хотя и получает рационалистическое истолкование [XVI —XVII вв.]. Целые монографии или специальные разделы посвящались, таким образом, этой важнейшей стороне душевной жизни и внутреннего мира человека. Предупреждая о чрезвычайно сложной структуре эмоциональной жизни человека и его эмоционального опыта, А.Н.Леонтьев писал: «Сфера аффективных, в широком смысле слова, процессов охватывает различные виды внутренних регуляций деятельности, отличающихся друг от друга как по уровню своего протекания, так и по условиям, которые их вызывают, и по выполняемой ими роли. Имеется в виду лишь те преходящие, «ситуационные» аффективные состояния, которые обычно и называют собственно эмоциями в отличие, с одной стороны, от аффектов, а с другой стороны, от предметных чувств». В широком смысле слова эмоции рассматривались, по мнению Бауэра Т., как особая форма или вид познания (античная философия), как познание интуитивное, или чувственное, в отличие от познания рационального.[2] При этом подчеркивалось, что чувственное познание — познание, принципиально неистинное. Спиноза писал: «Познавая внешний мир через чувственные образы, мы не можем познать ни сам внешний мир, не свое тело, ни себя». Немов Р.С. рассматривает эмоции в более узком смысле. Эмоции- это психические процессы и состояния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека.[9] Другими словами, эмоции — своеобразный индикатор значимости окружающего для человека. Если слово «значимость» понимать как важность, необходимость, нужду (что уравновешивается понятием «потребность»). Тогда высказывание «эмоция отражает значимость» будет иметь смысл «эмоция отражает потребность». Эмоции (от французского, от латинского – потрясаю, волную) – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. В психологии выделяется 10 фундаментальных эмоций, которые обладают свойственными именно им адаптивными функциями и уникальными мотивационными качествами. Это: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. В.С.Дерябин называет эмоциями (аффектами, душевными волнениями) такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. Термин «эмоции» принят преимущественно в английском и французском языках, в немецкой литературе пользуются главным образом словами «аффекты» и «душевные движения». То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, называет потребность в общем групповом названии. Блейлер объединил чувства и эмоции под общим названием «аффективность».[1] Вундт наряду с выражением «чувственный тон ощущений» употреблял выражение «эмоциональный тон ощущений». Он говорил, что эмоциональная сторона наших ощущений слагается из «чувств, аффектов и влечений», но в, то, же время слово «эмоции» употреблял и в узком значении, так что чёткой терминологии в данном вопросе у него нет. [3] На русском языке иногда в качестве родового понятия употребляется слово «чувство» (чувство голода, чувство печали и т. д.). Применение слова «чувство» и к чувствам в узком смысле слова, и к влечениям, и к эмоциям делает его равнозначным слову «аффективность», но такое словоупотребление имеет место лишь в разговорном языке. Эмоции проявляются в определённых психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. У.Джемс утверждал, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией. М.Б.Арнольд, Дж.А.Гассон полагают, что эмоцию, или аффект, можно рассматривать как переживаемую тенденцию приближаться к объекту, который оценивается как неприемлемый, подкрепляемую специфическими органическими изменениями в соответствии с типом эмоции. Б.И.Додонов, характеризуя эмоции в чисто феноменологическом, описательном плане, можно выделить такие признаки: 1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний; 2) двойственных, психофизиологический характер этих явлений: с одной стороны, аффективное волнение, с другой – его органические проявления…; 3) ярко выраженная субъективная окраска эмоции, присущее им качество особой «интимности». Именно такое понимание и определение эмоций является наиболее распространенным и наиболее устоявшимся в психологической литературе «Эмоция - особая субъективная форма существования и развития потребностей» (С.Л.Рубинштейн).[13] «Эмоция — отражение какой-нибудь актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения» (П. В. Симонов). Таким образом, определение эмоции, дается через указание функции, которая ими выполняется, а именно — через функцию субъективной представленности потребностей и в потребности взаимодействии. По мнению П.Я.Гальперина, чувства и эмоции можно рассматривать как «своеобразные и притом могущественные способы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах... Этого рода ориентировку нельзя заменить ни интеллектуальным решением, ни волевым усилием». По П.Я.Гальперину, «появление чувства означает резкое изменение оценки предмета, на котором сосредоточивается чувство, а в связи с этим изменения в оценке остальных предметов и, следовательно, ситуации в целом». Таким образом, кардинальная оценка и переоценка явления, события, предмета — вот основной смысл возникновения эмоционального процесса и его основная функция. С точки зрения В. К. Вилюнаса, основу эмоционального явления составляет «особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправленной деятельности». Известно, что совокупность явлений, отвечающих за целенаправленность поведения, определяется как мотивация в широком смысле слова. Значит, по В. К. Вилюнасу, реальное проявление эмоций обозначает одновременно актуализацию у человека мотивационных отношений и побуждений, т.е. проявлений пристрастного и направленного поведения. Другими словами эмоции указывают: нужно приближаться, стремиться, достигать или же, наоборот, прятаться, отступать, избегать. В самой краткой формулировке В. К. Вилюнаса: «Эмоции — субъективный носитель мотивации поведения» — подчеркивается, таким образом, одна из важнейших функций эмоций. И в этой своей функции эмоции являются важнейшим психологическим механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития.[4] Практически любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию – эмоцию или чувство. В то же время в ситуации угрозы возникает особое эмоциональное состояние, которое в современной психологии обозначается термином «аффект». Таким образом, мы можем определить термин эмоции следующим образом: это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности. Также мы можем отметить, что большинство исследователей проблемы эмоций, независимо от теоретического направления, считали, что целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта: 1) переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным; 2) наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма; 3) фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению. С помощью эмоций осуществляется установление отношений: организуя реакцию, эмоции тем самым определяют отношение человека к ситуации. Внутреннее отношение выражается в готовности к определенному поведению. Организующее влияние эмоций на формирование отношений подчеркивается большинством исследователей (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон). Отношение всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик на окружающую действительность или личность. В исследованиях проблем взаимодействия связана с проблемами общения, взаимоотношений (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский). В структуре межличностного взаимодействия выделяют три основных компонента (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов) – гностический, аффективный, поведенческий. Во взаимоотношениях всегда существуют эмоциональные отношения, которые представляют собой целостную систему связей личности с различными сторонами объективной действительности. Аффективный компонент межличностного взаимодействия представляет собой субъективное переживание отношения к другой личности. Эмоциональное взаимодействие является специфической формой эмоционального контакта между людьми, предполагающего возникновение эмоционального переживания, предметом которого служит другое эмоциональное переживание. Исходя из представления С. Л. Рубинштейна о том, что эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: отражаемого содержания и собственно эмоционального переживания. Выделено два основных компонента эмоционального взаимодействия: перцептивно-когнитивный (восприятие и понимание эмоциональных состояний партнера по взаимодействию) и аффективно-регулятивный (сопереживание, сочувствие и содействие другому).[13] Изучение перцептивно-когнитивного компонента, процесса восприятия и понимания эмоциональных состояний другого, имеет большое значение для создания целостной картины эмоционального взаимодействия (А. А. Бодалев, К. Изард, В. А. Лабунская, К. Д. Шафранская). В условиях эмоционального взаимодействия познание людьми эмоциональных состояний друг друга сопровождается изменением эмоциональных состояний. Динамическая, процессуальная сторона эмоционального отклика выражается в таких формах эмпатии как сопереживание, сочувствие, содействие (В. В. Абраменкова, Л. П. Выговская, Т. П. Гаврилова, Л. В. Маликов, В. С. Мухина, Л. П. Стрелкова, П. М. Якобсон). 1.2 Эмоциональное взаимодействие матери и ребенка Наиболее ранняя форма взаимодействия - это чисто эмоциональное взаимодействие матери и ребёнка. Флейк Хобсон К. утверждает, что оно осуществляется путём выражения непосредственных эмоциональных реакций — например испуга, удовольствия или недовольства младенца, радости или беспокойства матери.[16] Сами способы выражения эмоций — такие как крик, плач, улыбка, взгляд, ласковая или раздражённая интонация — являются непосредственными эмоциональными воздействиями: так, плач малыша побуждает маму подойти к нему и успокоить, улыбка ребёнка вызывает ответную улыбку матери и так далее Особым «каналом» эмоционального взаимодействия оказывается и непосредственное заражение эмоциями друг друга: мама чем-то раздражена - и её беспокойство передаётся ребёнку, малыш доволен - и мама успокаивается. Затем малыш начинает осваивать речь, и появляются всевозможные речевые побудительные воздействия партнёров друг на друга: «Не трогай!», «Иди сюда!», «Мам, посмотри!» и так далее. Речевые побудительные воздействия — это приказы, просьбы, запреты, предложения, повеления, поручения, советы, выражения согласия и несогласия….. Они могут быть окрашены эмоционально, но это не обязательно. А что по мере освоения речи происходит с непосредственными эмоциональными воздействиями? Во-первых, эмоции могут называться словом («я сержусь», «я возмущена» и так далее), осознаваться и становиться подконтрольными человеку. Иначе говоря, владение речью даёт возможность сдерживать эмоции или выражать их новыми способами. Во-вторых, эмоция может соединяться со словом, и тогда мы получаем эмоциональные речевые побудительные воздействия: крик («Замолчи!», «Иди сюда!», «Помогите!» и так далее), ругательные пожелания («Чёрт бы тебя побрал!», «Да пошёл ты!»), эмоциональные оценочные воздействия («Ах ты, гад такой!», «Ну, ты осёл!» и тому подобное), мольбы («Умоляю, спасите!») и другие. Эмоциональные воздействия часто являются способом давления на другого человека, т.е. принуждения его делать то, чего он делать не хочет. Формы эмоционального давления могут быть различными — это и повышение голоса, и выговаривание ребёнку, и угрожающие интонации или жесты. По мнению Мухиной В.С., выбор конкретного побудительного воздействия (например просьбы, предложения или приказа) обычно определяется отношениями власти, связывающими партнёров по взаимодействию.[8] Урунтаева Г.А. считает, что система социальных статусов или позиций, складывающаяся в каждом обществе, не только определяет меру уважения, с которым следует относиться к тому или иному человеку, но и задаёт отношения власти и подчинения, т.е. предписывает, кто кого должен слушаться. [14] Так, рядовой член племени выполняет повеления вождя, раб слушается хозяина, секретарша - начальника, рабочий - мастера или бригадира, ученик - учителя. Обладающий властью человек может не только оказывать эмоциональное давление, но и прибегать к разного рода социальным санкциям: наказаниям (или угрозам наказания) и наградам (и обещаниям наград). Хозиева полагает, что спектр возможных наказаний простирается от самых лёгких (например, когда родители лишают ребёнка десерта или, когда начальник объявляет подчинённому устный выговор) и вплоть до наиболее серьёзных, угрожающих самой жизни человека (таких как жестокие побои, увольнение с работы или тюремное заключение). Не менее велик и диапазон возможных наград.[17] В зависимости от соотношения социальных статусов (Здесь следует отметить, что мы далеко не всегда осознаём различия статусов как таковые; в повседневной жизни мы чаще ощущаем их на интуитивном уровне - например, как «неудобство» отказать в просьбе начальнику или какому-то высокопоставленному лицу.) и целей людей, вступающих во взаимодействие, оно может строиться по типу подчинения, противоборства и сотрудничества. Наиболее благоприятный для личностного развития ребёнка способ взаимодействия — это сотрудничество, т.е. такое взаимодействие, когда обе стороны готовы считаться с интересами друг друга. Для того чтобы научить ребёнка сотрудничать с другими людьми, взрослый должен не только сам осуществлять стратегию сотрудничества, но и активно помогать ребёнку: помогать ему осознать свои чувства и желания, учить его понимать чувства и точки зрения других людей, предлагать разные варианты решения спорных вопросов. Важными промежуточными этапами в обучении ребёнка сотрудничеству являются увлекающее взаимодействие и поддерживающее взаимодействие. Таким образом, оптимальной стратегией общения с маленьким ребёнком и его воспитания фактически оказывается не столько сотрудничество как таковое, сколько обучение сотрудничеству. Начинать его можно уже с полутора-двух лет. Первым шагом в обучении ребёнка сотрудничать с другими людьми может стать увлекающее взаимодействие, которое строится, с одной стороны, на понимании родителями чувств и желаний ребёнка и, с другой стороны, на их умении превращать необходимые, но не вызывающие у малыша энтузиазма действия в интересные и увлекательные.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 78 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 50 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg