Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Совершенствование системы управления муниципальными образовательными организациями

irina_krut2019 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Тема: «Совершенствование системы управления муниципальными образовательными организациями». Ключевые слова: управление, образование, муниципальная образовательная организация. Объектом исследования при написании работы является Управление образования администрации города Кемерово. Предметом работы является совершенствование системы муниципального управления образовательными организациями. Цель: анализ системы муниципального управления сферой образования и выявление возможностей его совершенствования. Задачи: изучить теоретико-нормативные основы системы управления образованием; анализ существующей системы управления муниципальными образовательными организациями города Кемерово с выявлением существующих проблем; предложение пути совершенствования системы муниципального управления в сфере образования города Кемерово. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе «Теоретико-нормативные основы системы управления образовательными организациями» рассматривается теоретические основы системы управления образование и основные нормативно-правовые акты в сфере образования различных уровней. Во второй главе «Анализ системы управления образованием администрации г. Кемерово» анализируется деятельность Управления образованием администрации г. Кемерово и предложены мероприятия по совершенствованию. Исследование изложено на 65 листах машинописного текста и содержит: 1таблицу, 6 рисунков и 39 использованных источника.
Введение

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества, и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня. Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики. Главное направление деятельности региональных и местных органов управления - развитие региональных образовательных систем на основе государственных требований, местных социально-экономических условий, национальных и культурно-исторических особенностей, необходимости различных типов и видов образовательных учреждений и услуг. В настоящее время наша страна находится на пути коренных изменений политической и экономической организации общества. Мы стремимся к формированию гражданского общества и установлению рыночных отношений во всех сферах хозяйственной деятельности. Исключением не должна стать и система образования. Актуальность темы заключается в том, что со времен Советского Союза, когда считалась, что советское образование лучшее в мире, нам досталась устойчивая модель образовательной системы, в которой все контролирует государство. В настоящее время российское образование потеряло былой авторитет, бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении. Появляется большое количество коммерческих образовательных учреждений, курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации, созданных крупными промышленными предприятиями. Государственные учебные заведения в то же время испытывают огромные финансовые трудности на фоне того, что год от года снижется процент их финансирования из бюджета страны. Основные расходы переложили на плечи родителей обучающихся, но при этом им не дают никакой возможности повлиять на организацию учебного процесса. Сейчас необходимо полностью менять методическую базу образовательной системы, поскольку нынешнее образование не поспевает за быстро развивающимся обществом. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые претерпевают пролонгированные модернизации. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на муниципальную систему образования, которая в настоящее время является ядром образовательной системы России и ее ответственным исполнителем. Цель выпускной квалификационной работы: анализ системы муниципального управления сферой образования и выявление возможностей его совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: 1. изучить теоретико-нормативные основы системы управления образованием на муниципальном уровне; 2. проанализировать существующую систему управления муниципальными образовательными организациями города Кемерово с выявлением существующих проблем; 3. предложить пути совершенствования системы муниципального управления в сфере образования города Кемерово. Объектом исследования выступает Управление образования администрации города Кемерово. Предметом исследования является совершенствование системы муниципального управления образовательными организациями. В работе использованы следующие методы научного поиска: аналитический, системный, анализ управленческой и социологической литературы, нормативно-законодательных документов, наблюдение, группировка, сравнение, обобщение результатов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 5 1.1. Государственная система управления образованием в Российской Федерации 5 1.2. Система управления образованием на муниципальном уровне…………15 1.3. Нормативно-правовое обеспечение управления в сфере образования 20 Выводы к первой главе 24 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО 25 2.1. Характеристика структуры Управления образования администрации города Кемерово 25 2.2. Анализ работы Управления образования администрации города Кемерово 37 2.3. Предложения по совершенствованию системы управления муниципальными образовательными организациями 54 Выводы по второй главе 60 Заключение 61 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Список литературы

Нормативно-правовая документация 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Официальный текст с изменениями от 16 марта 2014 г. – Москва: ИНФРА-М, 2014. 2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012г.; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012г. 3. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 40. 4. Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". 5. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" 6. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 №337 (ред. от 22.01.2018) "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" 7. Устав Кемеровской области (принят Законодательным Собранием Кемеровской области 9 апреля 1997 г. № 45) (с изменениями и дополнениями). 8. Закон Кемеровской области от 5 июля 2013 года (с изменениями на 26.06.2016 г) №86-ОЗ "Об образовании". 9. Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 07.09.2012 г. № 2050 «Положение о региональной системе оценки качества образования в Кемеровской области». 10. Постановление администрации города Кемерово «Об Управлении образования администрации г.Кемерово» от 24.07.2006- №75. 11. Правила внутреннего распорядка администрации города Кемерово. Приложение к распоряжению Главы города Кемерово от 25 декабря 2007 г. №5837 Список использованной литературы 12. Аменд, А.Ф. О систематике современных тенденций и проблем в образовании//Расписание на завтра / А.Ф. Аменд, В.В. Латюшин, А.Н. Звягин.- 2013. № 4. - 30 с. 13. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления: учебник/ С.А. Беляков.- М.: МАКС Пресс, 2015. - 437 с. 14. Горшков, М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы: учебник/, М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги.- М., 2014.-137 с. 15. Ильясов Д.Ф. Теория управления образованием: учебное пособие/ Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. -М., 2013.- 44 с. 16. Колесников Л.Ф. Эффективность образования: учебник/ Л.Ф. Колесников, В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова.- М.: Педагогика, 2015. -272 с. 17. Куган, Б.А. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней: учебник/ Б.А. Куган, Г.Н. Сериков.- М., 2014. С.631 18. Кукушин, А. М. Управление образовательными системами: учебное пособие / А.М. Кукушин – М.: ИКЦ МарТ, 2013. – 464 с. 19. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: учебник/ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури / Пер. с англ.- М., 2017. - 304 с. 20. Мишин, В.М. Исследование систем управления: учебник / В.М. Мишин. - 2-изд., стереотип. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 528 с. 21. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов.- М., 2014. - 423 с. 22. Панасюк, В.П. Системное управление качеством образования в школе: учебник / В.П. Панасюк.– С-Пб – М., Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.- 285 с. 23. Панферова, Н.Н. Управление в системе образования: учебное пособие Н.Н. Панферова.-Ростов на Дону : Феникс, 2017.-248с. 24. Поташник, М.М. Оптимизация управления школой: учебник/ М.М. Поташник. - М., 2016.-268 с. 25. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие/ О.М. Рой. - Питер, 2015 г.-416 с. 26. Сиганова, Т.В. Делопроизводство и документооборот: учебное пособие-Омск/ Т.В. Сиганова. - ОмГу, 2014.-70 с. 27. Соколова, И.Ю. Управление образовательными системами: учебное пособие/ И.Ю. Соколова, Д.А. Хохлова. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2015. – 122 с. 28. Третьяков, П.И. Управление качеством образования: сущность и проблемы: сборник материалов научной сессии ФПК и ППРО/ П.И. Третьяков, Т.И. Шамова.- Москва, 2014. 29. Управление качеством образования: учебник / под редакцией М. М. Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2013. - 448 с. 30. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / М.И. Халиков. - Издательство: Флинта, 2014. - 98 с. 31. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие/ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М.: Академия, 2015. – 384 с. 32. Шариков, А.В. Развитие системного подхода в управлении учреждениями общего образования на муниципальном уровне/ А.В. Шариков - М.: Веста БСК, 2013.-15с. 33. Яковлев, Е.В. Педагогический эксперимент: Квалиметрический аспект: монография /Е.В. Яковлев. -Челябинск, 2015.- 346с. Интернет-ресурсы 34. Сайт Администрации города Кемерово [Электронный ресурс] / http://www.kemerovo.ru/gorod/ 35. Сайт Департамента образования Кемеровской области [Электронный ресурс] http://xn--42-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/ 36. Сайт Управления образования города Кемерово [Электронный ресурс] http://kem-edu.ucoz.ru/ 37. Данные опроса ВЦИОМ: [сайт]. http://wciom.ru/news/press_relea-ses/ 38. Уровень средней заработной платы работников по категориям в организациях государственной и муниципальной форм собственности по отношению к средней заработной плате в субъектах Российской Федерации: [сайт]. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/PublishOTKR_9/index.html 39. Cайт Единого информационного образовательного портала Кузбасса - https://portal.kuz-edu.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 1.1. Государственная система управления образованием в Российской Федерации Представление об образовании в разные исторические эпохи было различным. Возникнув в недрах общественной формации, образование является ее обязательным элементом и выполняет важную социальную функцию – сохранения, а затем преумножения для передачи накапливаемого социального опыта подрастающим поколениям. В этом понимании реализация образования оказывается зависимой от тех ограничительных норм, правил, результативности экономической системы, уклада жизнедеятельности людей и действующих средств коммуникации, которые присущи обществу, государству [15, с.79]. Понятие «образование» в изученной научной и педагогической литературе имеет множество различных значений. В словаре русского языка С.И. Ожегова «образование» определяется как обучение, просвещение, а также как совокупность знаний, полученных специальным образованием [21]. Часто под термином «образование» понимают организованный процесс обучения и воспитания личности, в то же время существует представление об образовании как определенном объеме знаний, умений и навыков, необходимом для усвоения учащимся [18, c.93; 29, c.194]. Неразделимое усвоение этого определенного объема знаний, умений и навыков от той деятельности, посредством, которого осуществляется процесс передачи и освоения знаний, от института социальных организаций, созданных для выполнения данной деятельности, отмечается Д.Ф. Ильясовым, Г.Н. Сериковым и другими авторами [15, c.44]. В работах Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко подчеркивается единство обучения и воспитания. Они отмечают приоритетность развития и саморазвития «Я» человека, важность обеспечения ученику живого личностно значимого знания в современном истинном образовании [24, с.23]. Образование в теории личностно ориентированного обучения рассматривается как активная, разносторонняя деятельность человека (любого возраста), в которой происходит становление и развитие личности в многообразии ее способностей, имеющих общественную ценность [27, с.6]. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [2]. Несмотря на многообразие определений понятия «образования» можно отметить, что большинство из них в качестве основы образования рассматривает процесс обучения, который неотделим от деятельности участников этого процесса, при этом часто отмечается единство обучения и воспитания. Рассмотрение образования в качестве процесса означает выделение в нем целеустремленности, обеспечивающей личностную и социальную значимость. Рассмотрим, что такое понятие «система образования». В течение длительного времени за систему общего образования в районе, городе, регионе принималась совокупность образовательных учреждений, реализующих программы общего среднего образования. По мере развития педагогической мысли появляется понимание того, что набор образовательных учреждений, образующий некую сеть, не есть система образования. В 80-е годы ХХ века концепция непрерывного образования определяет «систему непрерывного образования» как совокупность образовательных учреждений, для которых характерна всеобщность образования, преемственность между его различными ступенями, широкий профиль образования, а также непосредственная связь с общественным трудом [16, с.116-126]. В последующих исследованиях уточняется сущность понятия «система образования», посредством придания последней новых характеристик: «целостность», «преемственность, «целеустремленность», «динамичность», «самоуправляемость» и др. [17, с.40]. В соответствии с изменениями, происходящими в современном постиндустриальном обществе, происходит некоторое переосмысление понятия «системы образования», ее составляющих, структуры и функций [27, c.17]. В соответствии со статьей 10 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «системы образования». Система образования в Российской Федерации представлена совокупностью, включающую в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования [2]. Одной из особенностей современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Встреча государственных ведомств с обществом происходит непосредственно и каждодневно, в массовых масштабах, что делает сферу образования одним из важнейших пространств поиска оптимального сочетания государственного и общественного начал. Одновременно система образования является наиболее мощным институтом и инструментом выращивания будущих активных субъектов гражданского общества, и от нее во многом зависят темпы развития гражданского общества в стране. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, детям и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений [13, с.57]. Одной из тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Сегодня реализация основных образовательных программ осуществляется в соответствии с ФГОС, которые должны обеспечивать: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования; 3) требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за деятельностью. Введение новых образовательных стандартов в образовательную практику потребовало создания и иных условий качества. Решение задачи по созданию общероссийской системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений, достигается совершенствованием механизмов контроля и управления на всех уровнях образования, а также обеспечение всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о качественных параметрах образования в Российской Федерации, что подразумевает: • повышение уровня прозрачности системы образования и открытости для общества оценок качества образовательных услуг; • расширение участия общественности в контроле над образовательными учреждениями через механизмы их публичной отчетности о собственной деятельности и итоговой аттестации учащихся; • введение единой независимой системы оценки качества образования в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений; • освоение образовательными учреждениями механизмов инновационного развития [14, с.35]. Для того чтобы система образования была способна реализовать поставленные перед ней цели, осуществляла необходимую обществу, государству и личности образовательную деятельность, ею необходимо управлять. Под управлением в образовании понимается воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы с их различными интересами [30, c.39]; действия и операции, реализуемые в процессе последовательного выполнения стадий управленческого цикла [25, c.126,138]; целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для перевода его из одного состояния в другое (П.И. Третьяков [28, c.136], Е.В. Яковлев [33, с.78] и др.). Термин «управление» определяется М.М. Поташником [24, с.268] как воздействие на объект, выбранное из множества возможных воздействий на основе имеющейся для этого информации, улучшающее функционирование или развитие данного объекта. В зарубежной литературе управление рассматривается как процесс через реализацию функций планирования, организации, мотивации и контроля [21, c.304]. Управление системой образования - это правовое регулирование деятельности образовательных учреждения и образовательного процесса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в России [19, с.9]. В регулировании системы образования роль государства заключается в выполнении трех основных функций: - органа регулятора власти для всей системы образования в целом; - учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы; - совокупности территориальных образований, несущих ответственность за единство местных образовательных систем. Выполняя каждую функцию, государство опирается на развитую нормативно правовую базу в области образования. В то же время почти все субъекты федерации, также приняли соответственные документы, которые устанавливают отношения в системе на уровне региона. Основным стал Закон «Об образовании», который на федеральном уровне размежевал компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления. Структура управления образованием в России сформирована по линейно-функциональной схеме, сочетающей вертикальную организацию управления с распределением функций по уровням управления, которая характеризуется основными чертами: • наличие нескольких уровней, в которых каждый нижестоящий уровень находится в административном ведении вышестоящего - решения вышестоящих органов являются обязательными для нижестоящих; • ограничение административного подчинения нижестоящих уровней управления вышестоящим отдельными функциями или некоторым их набором • вышестоящий орган может принимать обязательные для нижестоящего решения по ограниченному кругу вопросов; • возможность для органа управления управлять только теми организациями, которые находятся в его непосредственном административном ведении. Государственное управление в сфере образования в пределах своих полномочий осуществляют: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы власти. Федеральный уровень управления образованием представляют Министерство образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России), которое является центральным органом управления образованием в России. Минобрнауки России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Цели его деятельности: 1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе. 2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования. 3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества. 4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала. 5. Создание условий для активизации инновационной деятельности. Цели Минобрнауки России определены исходя из важности и необходимости удовлетворения потребностей населения в образовании, обеспечения доступности качественного образования, насыщения экономики квалифицированными кадрами, интеграции образования и научно-технической деятельности, повышения эффективности использования научно-технических достижений, реформирования научной сферы и стимулирования инновационной деятельности как ключевых источников устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества. Государственные органы управления образованием субъекта Российской Федерации представлены такими службами, как Министерства, Комитеты, Департаменты (республиканские, краевые, областные), основная задача которых заключается в следующем: 1) нормативное правовое регулирование и разработка проектов законов и правовых актов субъекта федерации в областях дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, науки, в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка; 2) оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, науки, в сфере защиты прав и основных гарантий ребенка; 3) координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении органа исполнительной власти края. Администрации муниципальных образований в Российской Федерации, в целях управления образованием на муниципальном уровне создают такие службы, как Управления, Комитеты и т.д., в состав которых входят различные отделы (например, отдел по работе со школами, дошкольный отдел, территориальные отделы, централизованные бухгалтерии, хозяйственно-эксплуатационная контора и т.д.). Структура системы управления образованием в Российской Федерации представлена на рисунке 1.1: Рис. 1.1 Система управления образованием в РФ Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию го¬сударственных органов управления образованием входят: -разработка и реализация целевых федеральных и междуна¬родных программ в области образования; -разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании; -государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; -установление порядка аттестации педагогических и руководя¬щих работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных работников; -формирование структуры системы образования; -прямое финансирование деятельности учрежденных этими органами образовательных учреждений; -создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; -разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; -прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета субвенций на нужды развития образования в регионах; -контроль за соблюдением законодательства Российской Фе¬дерации в области образования, государственных образователь¬ных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования [2]. Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования функционально идентична компетенции органов федеральной власти, исключением является то, что ее относят к образовательным учреждениям регионального подчинения. Федерация, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», устанавливает совместные правовые рамки функционирования системы образования и политику государства в этой сфере. Таким образом, система образования – один из наиболее крупных социальных институтов, являющийся сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице их институтов и граждан. Анализ структур управляющих систем различного уровня позволяет сделать вывод о том, что управление образованием в РФ носит общественно-государственный характер. На всех уровнях оно осуществляется в процессе взаимодействия существующих в настоящее время социальных институтов (педагогической и научной общественности, семьи, властных структур, образовательных учреждений, органов управления образованием, общественных организаций, всех видов СМИ и т.д.). На функционирование и развитие системы образования влияет каждый из субъектов образовательных правоотношений, но в тоже время несет и свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций. 1.2. Система управления образованием на муниципальном уровне Для современного состояния системы управления образованием России характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных и других проблем. Система управления образованием на муниципальном уровне представляет со¬бой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и го¬сударственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организа¬ционно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления об¬разованием и подведомственных им учреждений и организаций (рис.1.2). Рис1.2 Структура системы управления образования на муниципальном уровне В то же время на территории любого муниципального образования есть образовательные учреждения, не находящееся в прямом ведении местного самоуправления, это: - дошкольные образовательные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и организаций; - общеобразовательные учреждения областного (краевого) подчинения; ведомственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; - государственные вузы Министерства образования и науки РФ, их филиалы и пр. По отношению к ним муниципальная администрация не имеет рычагов прямого воздействия: она не может создавать или ликвидировать, изменять их организационную структуру и направленность деятельности, влиять на руководство и т.д., но ей дано право взаимодействия с ними в интересах муниципального образования, и такое взаимодействие в той или иной форме устанавливается во всех муниципальных образованиях. Таким образом, все образовательные учреждения взаимодействуют между собой, в результате чего на территории муниципалитета возникает единый муниципальный образовательный комплекс. Муниципальная система образования действует на основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов, и других ограничений, но при имеет свои особенные цели, отвечающие интересам населения, которое пользуется ее услугами, может выстраивать связи с другими институтами как внутри, так и за пределами своего ведомства и территории, тем самым усиливая собственный ресурс. Отличительной особенностью муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность. Муниципальные органы управления образованием не входят с систему региональных, т.е. государственных органов, а являются структурной единицей органов исполнительной власти местного самоуправления. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления в области образования, которая имеет два основных направления: - непосредственное управление функционированием и развитием системы общего образования; - координационное управление функционированием и развитием системы профессионального образования. [30, с.28] Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ достаточно четко определяет перечень вопросов местного значения в области образования, которые подведомственны исключительно органам местного самоуправления и в осуществление которых органы государственной власти вторгаться не имеют права. На муниципальные органы власти в области образования возложены следующие полномочия: 1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. 2. Организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. 3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. 4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. 5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в ОУ, реализующих образовательные программы основного общего образования. 6. Опека и попечительство. [3] Администрации местных (муниципальных) образований (городов, поселков и т.д.) в Российской Федерации в целях управления образованием на муниципальном уровне создают такие службы, как управления, комитеты и т.д. В их состав могут входить различ¬ные отделы (отдел по работе со школами, дошкольный отдел, районные территориальные отделы, централизованные бухгалте¬рии) и секторы. К компетенции местных (муниципальных) органов управле¬ния образованием, входящих в состав органов местного самоуп¬равления, согласно ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» относятся: - планирование, организация, регулирование и контроль дея¬тельности всех структур управления образованием, образователь¬ных учреждений в целях осуществления государственной полити¬ки в области образования; - участие в формировании местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования си¬стемы образования; -обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреж¬дения; -регулирование в пределах своей компетенции отношений соб-ственности в системе образования; - участие в создании, реорганизации и ликвидации муници¬пальных образовательных учреждений; -участие в назначении руководителей муниципальных образо-вательных учреждений; -инициативное участие в строительстве зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений; - использование муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования. [2] В настоящее время органы местного самоуправления обладают правом на выработку собственной политики и стратегии развития в интересах жителей муниципальной территории, полномочиями в сфере образования, статусом учредителей общеобразовательных учреждений, дошкольного и дополнительного образования детей, собственным бюджетом и иными территориальными ресурсами, включенностью в местную социокультурную среду, значимую для успешности социальных нововведений, могут опираться на местное сообщество в решении социально значимых задач. В то же время муниципальный уровень управления образованием не обладает компетенцией в решении вопросов, связанных с установлением системообразующих связей и отношений в образовании. Его главная задача - обеспечить функционирование установленной государством системы образования. Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вывод о том что, в отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, - органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 65 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 82 страницы
2050 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 85 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 81 страница
850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg