Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЖУРНАЛИСТИКА

Инфографика и визуализация данных в современных онлайн-СМИ

irina_krut2019 1075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Актуальность В век информации парадоксальным является то количество специалистов, способных одинаково хорошо работать с разными видами информации: уверенно работать с графикой и иллюстрацией, и с таким же успехом владеть условным программированием и знанием математической статистики. Сложностью в таком подходе выступает необходимость представлять виды информации читателю по-разному. Пренебрежение вниманием к типам информационной составляющей произведений визуальной журналистики провоцирует падение эффективности сотрудников редакции и, соответственно, падению интереса читателей к выпускаемым материалам. Академическая новизна исследования заключается новой концепции классификации материалов контент-дизайна. Базируясь на уже существующих разработках и теориях визуализации контента в масс медиа разработаны соб-ственные признаки анализа аналогичных материалов. Исследовательская работа содержит некоторые работы, участвовавшие в престижном международном конкурсе «Путлитцеровской премии» за новый период — 2014 - 2017 годов. Ранее эти работы не изучались ни в одном отечественном и зарубежным исследовании в сфере коммуникации. Практическую (исследовательскую) основу исследования состав-ляют 285 публикаций мировых СМИ, ставших победителями престижного международного конкурса «Путлитцеровской премии СМИ» в период с 2014 по 2018 гг. в четырех номинациях: «Breaking News», «Criteria», «Features», «Specials». Объектом исследования данной работы являются инфографика и визуа-лизация данных, как отдельные категории и направления в современных он-лайн-СМИ. Предметом исследования являются тенденции развития данных направ-лений, их прототипы и особенности в коммуникационной стратегии. Методы исследования в работе применялись методы построения и систематизации теоретического знания, их сравнение, расшифровка и интерпретация, также контент-анализ, количественный и качественный анализ представленных работ. Цель данного исследования — произвести сравнительный анализ процессов видоизменения и развития контента онлайн-СМИ, и коммуникационных стратегий инфографики и визуализации данных. Поставленная цель порождает ряд задач, которые необходимо ре-шить в ходе данного исследования: 1. Проанализировать существующие теоретические характеристики гра-фической интерпретации информации на предмет проекции на последние понятий «инфографика» и «визуализация данных. 2. Изучить особенности журналистских материалов, созданных в жанре «инфографики» и «визуализации данных». 3. Разработать систему параметров и признаков, опираясь на которые можно выделить принадлежность конкретного журналистского произведения к тому, или иному типу данных. Практическая значимость работы представлена в том, что разграниче-ние признаков и критериев каждого вида произведений визуальной журнали-стики поможет современным СМИ эффективно выделить для себя специали-стов, способных эффективно работать с материалами каждого вида, а самим специалистам — лучше ориентироваться среди необходимых навыков, требо-ваний и задач, которые будут впоследствии стоять перед ними, развить эффек-тивную стратегию по отношению к читателям. Структура даннои? работы обусловлена поставленными целями и задачами. Первая глава содержит выработку системы критериев, позволяющих осуществить классификацию и разделить материалы информационного дизаи?на СМИ на основе их содержательной составляющеи? на инфографику, визуализацию данных. Вторая глава содержит анализ модели развития, коммуникационная стратегия и специфические особенности содержания основных и опциональных типов на основании результатов контент-анализа выборки работ-победителеи? конкурса «Путлиретцевской премии СМИ» 2014-2018. В списке используемой литературы представлен полныи? список исследо-вании? на данную тему на русском и англии?ском языках, а также указаны web-источники. Таблица с полными результатами контент-анализа выборки представ- лена в приложении.
Введение

Современные СМИ делают упор на визуальный метод представле-ния информации, данная тенденция зависит от повышающегося интере-сы у потребителя к визуальному контенту, а технологические продвижения позволяют уместить в одно материале невиданный ранее объем в удобном, читаемом формате, а главное — с возможностью взаимодействия с читателями, получения обратной связи и многоуровневой интеракции с контентом. Контент СМИ, в котором количество визуальной информации доминирует над вербальным текстом, сейчас рассматривается специалистами как отдельная группа произведений журналистики. Однако объединяют их в единую группу далеко не случайно — все эти материалы имеют ощутимое сходство и различить их, особенно в условиях экспериментов и симбиозов разных видов и направлений практически не представляется возможным. К примеру, если в центре композиции находится график, диаграмма или интерактивное изображение, которые призваны визуализировать какой-либо процесс, структуру или явление —то специалисты относят контент к направлению, которое можно охарактеризовать как «графическая журналистика» или «информационный дизайн СМИ». В силу высокой востребованности к производству мультимедий-ных материалов подобных категорий возникает проблема, исходя из которой многие редакции СМИ сегодня работают таким образом, что графическим оформлением и написанием статей занимаются одни и те же специалисты, это нередко приводит к некачественному производству контента. Информационная составляющая материала может быть как обыч-ная структурированная и упорядоченная статья, некоторые семиотиче-ские фрагменты которой для наглядности представлены графически, так и сложные для восприятия числовые массивы, статистические данные и т.д,.
Содержание

1. Введение 2 2. Глава 1. Инфографика и визуализация данных как отдельные направ-ления в современных онлайн СМИ 6 2.1. Современные представления об особенностях инфографики и ви-зуализации данных 6 2.2. Структура и содержание в материалах обоих типов 1 2.3. Особенности инфографики и визуализации данных 1 3. Глава 2. Качественный и количественный анализ выборки работ-победителей «Путлитцеровской премии СМИ» 2014-2018 1 3.1. Выборка и содержание 1 3.2. Анализ наиболее характерных материалов каждого типа 1 3.2.1. Инфографика 1 3.2.2. Визуализация данных 1 4. Заключение 1 5. Список использованных источников 1 6. Приложения 1
Список литературы

Михайлов С.В. Гудок, Михайлов С.В.: Коммуникативистика, 2011 - 7 с. Aнисимова Е.Е. – Лингвистика текста и коммуникация, Издательство "Академия", 2013. – 199 с. Валгина Н. Теория текста. – Мc: Логос, 2010 – 113 с. Вартанов О. Я. Теория СМИ – М.: П. МедиаМир, 2009. – 488 с. Гавра Д.П. Основы массовой коммуникации. – СПб.: Петербург, 2014. – 115 с. Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А. Семиотика: учебное пособие – М.: Флинт-Наука, 2012 – 177 с. Даль В.И. Толковыи? словарь великорусского языка: В 4 т. – СПб.: 1863-1866 – 200 с. Засурскии? И.И. Республиканское Масс-медиа – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 272 с. Землянова Л.М. Журналистика и коммуникативистика. Создание кон-цепции медии?ных процессов в современнои? зарубежнои? науке. – М.: Меди-аМир, 2012. – 188 с. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии инфор- мационного общества: Толковыи? словарь терминов и концепции?. – М.: Издательство Московского университета, 1999. – 301 с. Корда О.А. Креолизованныи? текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики: дис. ... канд. фиол. наук наук: 10.01.10. – Екатеринбург, 2013. Крам Р. Инфографика. Визуальное преобразование данных. – СПб.: Пи- тер, 2014. Лазутина Г.В. Творческая деятельность журналиста: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. Лаптев В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. – Спб.: Эи?дос, 2012. – 180 с. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Гу- манитарное агентство «Академическии? проект», 2002. Маклюен М. Галактика Гутенберга. – Киев.: Дом Дмитрия Бураго, 2003. – 206 с. Мечковская Н.Б. Семиотика Язык. Природа. Культура. – 2-е изд. – испр. – М.: Издательскии? центр "Академия", 2007. Проханов Д.М. Медиакоммуникационные особенности японских комик- сов манга: автореф. дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10. - М., 2013. Пои?манова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: дис. ... канд. фиол. наук наук: 10.02.19 – М., 1997. Корсунская М.В. Семенова А.В., Контент-анализ СМИ: проблематика и применение – под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: ООО «Ф. «Издательство ACT", 1999. – 784 с. Фомичева И.Д. Социологическая основа СМИ: Учеб. пособие для сту-дентов вузов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 360 c. Фомичева И. Д. Социология интернет-СМИ: Учебное пособие. – М.: Фа- культет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 79 c. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста – перев. с англ. и итал. С. Д. Серебряного. – СПб.: Симпозиум, 2007. Янчук В.А. Методология и инструменты психологического анализа – Мн.: АПО, 2011. Тезаурус социологии. Кн. 2 Методология и методы социологических ис- следовании?: темат. слов.-справ. – под. ред. Ж.Т. Тощенко. – М.: Юнити- Дана, 2013. Bertin J. Semiology of Graphics: Diagrams, Networks, Maps.– ESRI Press.– 2010.– 456 p. Bounegru J. Gray L. Chambers L. The Data Journalism Handbook. – Sebas- topol: O’Reilly Media, 2012. Eco U. A theory of semiotics. – Bloomington: Indiana University Press, 1979. Iliinsky N. Steele J. Designing Data Visualizations. – Sebastopol: O’Reilly Media, 2011. Википедия, Бренд [Электронный ресурс] — https://goo.gl/LFFTYF (Сен-тябрь, 2015) История товарных знаков [Электронный ресурс] — https://goo.gl/IsPhkK (Ноябрь, 2012) Википедия, Сущность бренда [Электронный ресурс] — https://goo.gl/ ZVZXp0 (Сентябрь, 2014) Платформа бренда [Электронный ресурс] — http://yellowdog.ru/blog/i/ logoka_stroeniya_brenda (Апрель, 2014) Википедия, Имидж [Электронный ресурс] — https://goo.gl/OMZ2Po (Май, 2012) История Porsche [Электронный ресурс] — http://www.brandreport.ru/ porsche/, (Январь, 2010) Википедия, Дизайн [Электронный ресурс] — https://goo.gl/gvqdT5 (Июнь, 2015) Википедия, Ребрендинг [Электронный ресурс] — https://goo.gl/ntxp4v (Апрель, 2014) Ведомости [Электронный ресурс] — http://info.vedomosti.ru/special/32- redesigns/ (Август, 2014) Tufte E.R. Beautiful Evidence. – Cheshire, CT: Graphics Press, 2006. – 213 p. Tufte E.R. Envisioning Information. – Cheshire, CT: Graphics Press, 1990. – 126 p. Tufte E.R. The Visual Display of Quantitative Information. 2nd edition. – Cheshire, CT: Graphics Press, 2001. – 199 p. Tufte E.R. Visual Explanations: Images and Quantities, Evidence and Narra- tive. – Cheshire, CT: Graphics Press, 1997. – 157 р. Статьи на русском языке: Некляев С. Э. Инфографика: Визуальная журналистика // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10, Журналистика. – 2010. – No4. – С. 53-66 Пирс Ч.С. Что такое знак? – пер. Аргамаковои? А.А. – под ред. Борисова Е.В. // Томский государственный университет. – 2009. – No3(7). Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю.А. Креолизованные материалы и их коммуникативистика // Оптимизация речевого воздеи?ствия. – М.: Высшая школа, 1990. Тихонова Е.М. Инфографика в арсенале журналиста современнои? рос- сии?скои? региональнои? газеты. // Вестник Томского Государственного Универ-ситета, Филология. – 2010. – No2. – С. 145-152 Швед О.В. Визуальная коммунникация как инструмент инфографики. // Science and Education a New Dimension: Philology, I(3), Issue: 13. – 2013. – С. 190 Якуба Я.О. Изучение медиатекста в семиотике: методологические ас- пекты // Бизнес. Общество. Власть. – 2013. – No14. Статьи на англии?ском языке: Kadunz G. Experiments with diagrams – a semiotic approach // ZDM. – 2006. – Vol. 38. Kadunz G., Straesser R. Image-Metaphor-Diagram: Visualisation in Learning Mathematics. // In Proceedings PME 28. – Bergen: Bergen University Col- lege. – 2004. – Vol. 4. Nekliaev S. Visualization as a creative process in digital media. From Digital Frontiers: Traditional Media Practices in the age of convergence. – Edited by E. Vartanova. – Moscow, Faculty of journalism Lomonosov Moscow state University, 2010. – P. 50-51 Stjernfelt F. Diagrams as Centerpiece of a Peircean Epistemology // Transac- tions of Charles S. Peirce Society. – 2000. – XXXVI. Артюхин В.В. Статистическая графика и инфографика: области приме- нения, актуальные проблемы и критерии оценки // Books Google URL: http://books.google.ru/books?id=fU- JpAAAAQBAJ&hl=ru&source=gbs_navlinks_s (дата обращения: 10.02.2015) Никулова Г. А. Средства визуальнои? коммуникации – инфографика и ме- тадизаи?н // Образовательные технологии и общество No2: России?ская коммуникативная ассоциация. – Электрон. дан. – 2010. – URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i2/html/14.htm (дата обраще- ния: 02.04.2015) Мастицкии? С.Э., Шитиков В.К. Анализ и визуализация данных с помо-щью статистики. - 2014 URL: http://r-analytics.blogspot.com (дата обращения: 02.04.2015)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ИНФОГРАФИКА И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ КАК ОТ-ДЕЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОНЛАЙН СМИ 1.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИНФОГРАФИКИ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ На сегодняшний момент категоризация и классификация работ, в том числе представленных в данной исследовательской работе все еще находится в стадии систематизации и продуцирования. Тем не менее сейчас каждый специалист, работающий в сфере СМИ так или иначе определяет понятия «инфографика» и «виз. данных» индивидуально, опираясь на свой опыт и работу в данном направлении. Таким образом существует ряд параметров и свойств, которые так или иначе пересекаются друг с другом и исходя из этого можно идентифицировать общие черты. Объемное описание создавшеи?ся в профессиональнои? среде позиции можно обнаружить в работе N. Elinsky и J. Still «Designing Data Visualizations»: «Каждый специалист работающий в сфере масс-медиа так или иначе слышал, в каких стезях используются термины «инфографика и визуализация данных». Некоторые специалисты различают их, а кто-то наоборот — считает их синонимами или, как минимум, очень близкими друг другу понятиями, а кто-то вообще не придает этому никакого значения. Истина заключается в том, что, казалось бы, искусство визуализации контента как явлению сотни лет, однако до сих пор нет никакого более-менее внятного определения данному явлению.» [36]. Исследовательская работа включает в себя анализ мнений и заметок спе-циалистов мирового уровня в области визуализации контента, таким образом возможно консолидировать их (специалистов) мнения и вывести более-менее четкую «картинку», чтобы понять как каждый из профессионалов определяет для себя данные понятия. С помощью такого метода можно выявить, на каких основаниях их (работы) сегодня считают разными типами произведении? и можно ли выделить достоверные критерии, для определения журналистского материала к каждому из них. Первым делом изучим высказывания практикующих специалистов — то есть тех, кто непосредственно участвует в продуцировании и продвижении го-тового материала. Информационное агентство «ColumnFive» работает в сфере визуальных коммуникаций уже 27 лет, среди его клиентов «USAToday», «Nasa», «NY Times», «Der Spiegel» и другие. CEO агентства Walter H. White в своем интер-вью для медиа-агентства «The Verge» дает следующее определение термину «инфографика»: «...самыи? широкии? термин, охватывающии?, очевидно, любую графику, представляющую информацию» [37]. Что же касательно «визуализации данных», — то по мнению специали-стов из «ColumnFive», она (визуализация массивов) кардинально отличается от инфографики, цель которой линейно рассказать и визуализировать небольшой материал, но сделать это красиво и понятно, когда как визуализация призвана систематизировать большие массивы данных, сделать их проще и доступнее для поиска, восприятия путем интеракции и корреляции. «Визуальная интерпретация таких данных — наиболее интересный, эффективный и универсальный способ упростить восприятие для аудитории. [38]. Интернет-площадка «Visual.ly» служит посредником, т.н. «кадровым агентом» для фрилансеров со всего мира — площадка помогает специалистам работающим с инфографикой найти клиентов среди СМИ и иных КО. [39]. Создатели площадки, однако, подходят к проблеме с другой стороны и имеют на этот счет свое мнение: «Мы у себя используем термин «визуализация данных», как максимально широкое и общее понятие, чтобы описать данные и массивы представляемые изобразительно. [40]. А вот инфографику специалисты данной площадки рассматривают как просто один из видов визуализации данных. Инфографика, говорит CEO Visual.ly J. Pinkman, отличается тем, что представляет сложную для восприятия информацию «коротко и ясно» [41]. R. Kramm, CEO компании «InfoNewt» [43], чья книга о визуальном представлении информации недавно получила релиз на русском языке под названием «Инфографика. Визуальное представление данных», описывает инфографику следующим образом: «...под этим термином чаще всего понимают графическии? дизаи?н в широком смысле, одновременно включающии? в себя визуализацию данных, использование изображений, подготовку текста и иллюстрации. Вся эта информация складывается в цельную композицию». [44] Джек Хэггли — дизайнер из Лондона, специализирующии?ся на графиче-ском представлении информации. Работы Хэггли регулярно публикуются в газетах «The Times», «The Guardian» и журнале «Wired» [45]. Джек также написал статью о проблеме соотношения исследуемых понятий. В неи? Хэгли выявляет общие черты: «Они обе <инфографика и визуализация данных> стремятся к порядку и информативности, и одинаково являются графическим представлением данных (визуальным). Такие методы графической журналистики конвертируют («convert») данные (как правило числовые) в графические символы. Изображения могут быть либо статичными, либо с использованием анимации или даже интеракции. Это два конвергентных поля, в которые вовлечены люди разных специ-альностеи?: дизаи?неры, программисты, статистики, генетики, журналисты, эко-номисты и т.д., инфографика обычно создается с целью рассказать историю. Такой материал направлен на уже выделенную ЦА и максимально субъективна. Она отдельна и самостоятельна, потому что информация предоставляется с контекстом, создается с расчетом на удобство восприятия. Дизайнерский вклад очень заметен, для раскрытия содержания часто используются изобрежения, иконографика и другие изобразительные приемы, в связи с чем, каждую <инфографику> нужно изготавливать вручную, хотя есть и инструменты для создания из шаблонов. Инфографика — это полноценный продукт». «Визуализация данных — в наше время преобразовалось в отдельный вид деятельности, соответственно и в продукт, но в силу размытия понятия этот термин дрейфует среди книжных фабул. Информация представленная в инфографике может быть только количественнои?. Визуализация данных объективна, а используемыи? массив информации может быть изображен без обработки. Более важную роль играет гештальт [46], менее важную — редактирование. Визуализация данных используется с целью определить смысловую со-ставляющую или привести их в более доступную форму. Часто массив инфор-мации бывает столь огромным, что его изучение может быть невозможным или слишком трудным для человека. Обычно визуализации генерируются с помощью определенных алгоритмов и компьютерных программ» [47]. Американский журналист Альберто Каиро, известный в мире визуальных коммуникации? как исследователь и преподаватель, является автором популярного онлаи?н курса «Knight Center’s MOOC» [48], который посвящен инфографике и визуализации данных. В однои? из первых лекции? Каиро рассказывает о существующих между ними различиях: «Разница между инфографикои? и визуализациеи? данных в том, что инфографика обычно только представляет информацию. Дизаи?нер или журналист получает данные, работает с ними и организует их, пока они не станут осмысленными, добавляет подписи, комментарии. И впоследствии демонстрирует своё резюме адресату. Инфографика — это история, основанная на определенных данных. Суть визуализации массивов информации в возможности их исследовать. Это всего лишь приспособление, которое позволит читателю открыть для себя собственную историю. Это не журналистская статья. Это инструмент, которыи? позволяет читателю наи?ти собственную историю, данные, интересные ему. Он позволяет их изучать. Он представляет нетронутую информацию». [49] Однако, Каиро, как и создатели «Visual.ly», считает, что проводить строгую границу между двумя инструментами — неправильно. Аргументирует он это тем, что по-настоящему «истинные» представители этих двух типов встречаются крайне редко. Часто материалы сопровождает мнения и комментарии журналиста. И наоборот. Профессор из Йоркского университета Маи?кл Френдли (д. псих. н.) известен своими работами в области анализа данных, статистики и истории визуализации. Он создал свою систему классификации достои?ную внимания, хотя автор и концентрируется, в основном, на «визуализации данных», только едва упоминая «инфографику». «Визуализация информации — самое широкое понятие, которым можно назвать все?, о чем мы будем говорить дальше. Все?, что хоть как-то упорядочивает информацию. Карты, статистические графики, таблицы и даже сам текст могут определять специфику содержания, может помочь ответить на вопросы, выявить отношения и заметить вещи, порой не столь очевидные, когда та же самая информация представлена в другои? форме». Визуализация данных — наука представления данных в визуальнои? фор-ме. Их - «данные», можно определить как информацию, которая представлена в схематичнои? форме, содержащая в себе атрибуты и переменные в качестве информации. Почти все визуализации можно разделить на две основных категории: тематическая картография и статистические графики. Обе категории представляют собой количественную и категориальную информацию, но для разного использования. Картографическая визуализация применяется для данных, которые привязаны в пространстве пространстве, когда графики статистические используются в любои? сфере, где графические методы представления необходимы для анализа. Так или иначе их объединяет общее назначение — помогать исследова-нию и открытиям. Начиная от простого указания географического местополо-жения рек, суши и территории?, до демонстрации распределения видов, экоси-стем, болезнеи?, а также разнообразных статистических зависимостеи?, трендов, показателеи?». ? 1.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБОИХ ТИПОВ В процессе исследования эмпирического материала в рамках работы по-требуется не только отличать группы произведении? информационного дизаи?на СМИ, но и выявлять работы, им не принадлежащие. Для этого нужно сначала определить признаки, которые послужат отличием для всех произведений данной группы. Из слов специалистов данной сферы ясно, что «инфографика» и «визуа-лизация данных» — термины, обозначающие целостныи?, самостоятельныи? продукт. Фрагменты произведений графической журналистики, соответствую-щие выявленным критериям при условии несовпадении с целым — не рассматриваются и не являются предметом изучения в данной квалификационной работе. В «инфографике», и «визуализации данных» используются различные изобразительные средства для конструирования конечного продукта — визу-альной информации. Это особенно важно, поскольку функция представления информации далеко не единственная, которую может выполнить визуализи-ровнный материал в произведении. Несмотря на кажущуюся разницу между простым текстом и изображени-ями, с точки зрения семиотического подхода к изучению коммуникации, они оба являются лишь условными символами, с помощью которых люди осу-ществляют коммуникацию. В современнои? лингвистике активно воспроизводятся теоретические ос-новы исследования материалов, осложненных различными невербальными элементами. Сейчас их называют «текстами смешанного типа» [51] или «поли-семиотическими» [52]. Однои? из наиболее известных монографии?, посвященных полисемиотическим текстам является работа Е.Е Анисимовои? «Лингвистика текста и межкультур-ная коммуникация (на материале полисемиотических текстов)». В неи? автор выделяет четыре основных функции изобразительных эле- ментов в «текстах смешанного типа»: 1. «Аттракция — заключается в назначении изображения привлекать внимание адресата, участвовать в организации визуального восприятия текста. 2. Информативная функция — назначение изображения состоит в том, чтобы коммуницировать определенную информацию. 3. Экспрессия изображения — это эффективность в выражении чув-ства адресанта по отношению к адресату. 4. Эстетическая — заключается в том, чтобы в наглядных, чувственно воспринимаемых образах реализовать художественныи? замысел художника-иллюстратора, воздеи?ствовать на эстетические чувства адресата» [53]. Графический ряд в «инфографике» или «визуализации данных» может быть не только информационно наполненным, но и привлекательным, тем не менее информативная функция будет для него превалирующей. Наглядным примером такого изобразительного материала могут служить иллюстрации в новостных лентах. Из имеющегося материала по этой теме можно сделать вывод, что графический компонент как в инфографике, так и в визуализации данных превалирует над вербальной составляющей материала. Такои? тип существования и отношений уже был выделен О.В. Пои?мановои? в авторскои? классификации «видеовербальных» материалов (тек-стов) «по соотношению объема информации, переданнои? различными знаками, и по роли изображения» [54]. Автор выделяет: 1. «Репетиционные (изображение провоцирует вербальный текст, полного повторения не может находиться в тексте в силу специфики знаков или знаковой системы). 2. Аддитивные (изображение приносит значительную дополнитель-ную информацию). 3. Выделительные (изображение «подчеркивает» какои?-то аспект вербальнои? информации, которая по своему объему значительно превосходит иконическую). 4. Оппозитивные (информация, проявляющаяся через изображение вступает в конфликт с вербальной информацией, впоследствии на основе этой фабулы возникает т.н. «комический эффект». 5. Интегративные (изображение встроено в вербальныи? текст или вербальныи? текст дополняет изображение в интересах сов- местнои? передачи информации). 6. Изобразительно-центрические (с превалирующей ролью изображения, вербальная часть лишь объясняет и уточняет его)» [55]. Поэтому в процессе поиска «инфографики» и «визуализации данных» в массиве экспериментально использованного материа-ла мы будем концентрировать интерес только лишь на наглядно-центрических произведениях. Итак, в процессе исследования было установлено, что все без исключе-ния, интересующие нас журналистские произведения, имеют неоднородный вид, в которой выразительная составляющая осуществляет в большей степе-ни информативную функцию и первенствует над текстовой. Однако даже большее значение в тексте будет иметь информация, слу-жащая основой для материала и имеющая специфические средства выражения. Со слов специалистов СМИ «инфографика» и «визуализация данных» проецируют информацию графическим способом, иначе говоря «визуализиру-ют». Визуализировать — значит сделать нечто видимым и понятным [56]. Из приведенных статей следует, что массив информации, используемый при со-здании обоих типов материалов, изначально представлен либо в виде идеи, которую сложно выразить текстом, либо в виде массива числовых, статистических данных, которые человеку трудно воспринимать из-за его объема. С давних времен то, что трудно описать или нельзя увидеть, но нужно показать или объяснить, человек изображал с помощью рисунка. Однако рисунок — не совсем то понятие. Визуализация данных сама по себе вошла в симбиоз с этим болотом, как юннат с енотом, сенат с синодом, катод с анодом. Изображение само по себе может являться частью искусства, имеющим цель удовлетворение потребности в эстетизме, когда как цель передачи или детального представления информации может отойти на второй план. Древние греки, называли те изображения, которые были предназначены именно для работы с информацией — «диаграммы». Сейчас диаграммы ассоциируются с графиками, показывающими число-вые величины — и лишь частными случаями диаграммы. «Диаграмма — упрощенныи? рисунок, показывающии? внешность, струк-туру или работу чего-либо; схематическое представление» [57]. «Диаграмма (ж. греч.) — всякии? чертеж, для геометрического или иного объяснения» [58]. Или его этимологиеи?: 1. Dia - (через / through), 2. Graphein (рисунок, запись / image, note) [59]. Цитируемые специалисты при описании способов наглядного представ-ления информации использовали разные термины: «графика», «схематическое представление», «иллюстрации», «иконографика», но все их можно заме-нить словом «диаграмма» в изначальном его значении. Диаграммы в современных СМИ разрабатываются с помощью различных графических программ и алгоритмов, иногда они даже составляются и «реальных объектов» [60]. Многие из современных диаграмм настолько хорошо выполнены с точки зрения эстетики и реалистичности, что сам по себе термин диаграмма уже не совсем подходит под определение конечного продукта. Однако насколько небыли бы сложны и высокохудожественно выполнены диаграммы — это прежде всего рисунок, задача которого упростить восприятие информации — объектов, чисел, данных. Отсюда можно сформулировать общий для «инфографики» и «визуализации данных» признак — главными изобразительными элементами в них будут являться графики и диаграммы, т.е. данную группу можно охарактеризовать как «диаграммо-центрическими». 1.3. ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ И ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ В предыдущей главе был выделен ряд ключевых характеристик: 1. Инфографика — это история, тщательно разработанная, структурированная, максимально субъективная и насыщенная эстетически. 2. Визуализация данных — это инструмент исследования и анализа больших неупорядоченных числовых массивов, необработанных, позволяющии? изучать отдельные показатели и общие закономерности. В процессе исследования было допущено, что оба типа произведений являются текстом. Одно из самых конкретных и известных определений этому понятию представлено в учебном пособии Н.С. Валгина «Теория текста»: «Само слово «текст» (лат. textus) означает ткань, сплетение, соединение... Так или иначе текст представляет собои? структурированную по смыслу последовательность знаковых единиц, превалирующими особенностями которои? являются связанность и цельность [61]».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Журналистика, 70 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg