Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Стратегическое планирование: сущность и функции.

irina_krut2019 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 24.01.2020
Цель курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления на предприятии. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить, что входит в понятие «стратегическое планирование»; -указать важнейшие направления планирования деятельности предприятия; - подробно рассмотреть каждый этап построения стратегического плана; - показать на примере Чебоксарского открытого акционерного общества «Лента» применение основных положений стратегического планирования. При написании работы основными источниками информации послужили труды по стратегическому управлению таких авторов, как Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., Петров А.Н, Г. Минцберг, Дж. Лэмпел и др. экономических деятелей.
Введение

В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды. Термин «стратегическое планирование», как и термин «стратегическое управление», широко вошел в практику западного менеджмента организации в 60-е годы XX века. При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, по этому данная тема является очень актуальной в наши дни.
Содержание

Введение………………………………………………...…………………………….2 Глава 1. Стратегическое планирование: сущность и функции…………...……….3 1.1 Сущность планирования………………..………………………………………..4 1.2 Понятие стратегии …………………………………………………………….....6 1.3 Стратегический план. Виды стратегического планирования………………....8 Глава 2. Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов, выбор, реализация и оценка стратегии ……………………………………..…….11 Глава 3. Организация процесса стратегического планирования на ОАО « Лента»………………………………………………………………………………..26 3.1 Организационная характеристика ОАО « Лента »……………….……..........26 3.2 Процесс стратегического планирования на ОАО «Лента»………………..…29 3.3 Политика в области качества ОАО «Лента»……………………………...…..30 3.4 Цели в области качества ОАО «Лента»………………………………...……..30 Заключение …………………………………………………………………..……..31 Список литературы…………………………………………………………….…...33 Приложения……………………………………………………………….………...35
Список литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы, М.: «Финансы и статистика», 2014 . 2. Банникова Н.В. Стратегическое планирование и стратегии развития российских предприятий //АПК: Экономика, управление. – 2015. - №2. 3. Иванов В.В., Хан О.К. Управлнческий учет для эффективного менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 208с. 4. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. – М: Юнити, 2014. – 106 с. 5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2016. – 252 с. 6. Воробьёв А.Д. Методология стратегического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №6. - С. 127 -130. 7. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2014. 8. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 2013. 9. Каменипера С.Е., Русинова Ф.М. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2017. - 336 с. 10. Клеймор Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях. // Вопросы экономики. – 2018. – №9. – С. 46 11. Коробейников О.П., Колосов В. Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – №3. – С. 88 – 129. 12. Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 34 – 40. 13. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - С-Пб: Питер, 2014. 14. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. – М.: РАГС, 2016. 15. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М.К. Искусство управления. С-Пбг.: Лениздат, 2015. 16. Петров А.Н. Стратегическое планирование: 2-е изд. -С-Пб.: «Знание», 2014. 17. Салун В. Стратегическое планирование – цель или средство. // Маркетинг. – 2014. - №1. – С. 42 – 47. 18. Шеховцева Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №6. - С. 34 – 40. 19. Яковлева Н.В. Стратегические перспективы и реалии российских предприятий // Экономика и математические методы. – 2016. - № 4. 20. http://www.rao-ees.ru Приложения [1] Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2014 [2] Стратегическое планирование под ред. А.Н. Петрова, 2-е изд., С-Пб.: «Знание», 2014. [3] Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - С-Пб: Питер, 2016. [4] Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2014. [5] Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2014. [6] Коробейников О.П., Колосов В. Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – №3. – С. 88 – 129. [7] Воробьёв А.Д. Методология стратегического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №6. - С. 127 -130. [8] Петров А.Н. Стратегическое планирование: 2-е изд. -С-Пб.: «Знание», 2014. [9] Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2016. – 252 с. [10] Кузнецов В.С. О стратегической альтернативности. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 34 – 40. [11] Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление.
Отрывок из работы

Глава 1. Стратегическое планирование: сущность и функции. В условиях рынка организация сталкивается с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути связана с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем. Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. [1] Понятие стратегии берет начало из теории военного дела, так как в понятие «искусство генерала» входит определение общего плана кампании или сражения, выстраивание в последовательности главных действий, выделение направлений главного удара, распределение основных сил по фронту и разработка всех возможных вариантов хода сражений. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. 1.1 Сущность планирования В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. Планирование деятельности предприятия осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, все частные планы взаимоувязаны между собой. Процесс планирования проходит четыре взаимосвязанных этапа : 1) разработка общих целей; 2) определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет); 3) определение путей и средств их достижения; 4) контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей: - повышение контролируемой доли рынка. - предвидение требований потребителя. - выпуск продукции более высокого качества. - обеспечение согласованных сроков поставок. - установление уровня цен с учетом условий конкуренции. - поддержание репутации фирмы у потребителей. Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему: 1) планирование роста прибыли. 2) планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение. 3) увеличение доли рынка, увеличение доли продаж. 4) улучшение социальной политики фирмы. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: - распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт; - адаптация к внешней среде; - внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций); - осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте). 1.2 Понятие стратегии Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.[2] Стратегия – это своеобразный «коридор» использования различных тактик. Тактика – это пути и этапы движения в рамках развития фирмы в соответствии с поставленной целью. Реальность стратегии определяется тактикой управления, которая представляет собой выбор путей и этапов движения к цели в рамках стратегического направления. Тактика – это тоже одна из характеристик управления, которая связана со стратегией и является ее необходимым дополнением. Без определенной тактики невозможна реализация стратегии. Тактика предполагает учет тех обстоятельств, которые невозможно учесть при разработке стратегии, это обстоятельства, связанные с конкретными условиями управления, внезапными случайностями, которыми богата жизнь, неожиданными противоречиями. В тактике находит свое выражение реальная траектория движения к цели, «зигзаги» и неизбежные потери. Стратегия, также как и тактика, должна быть предметом специальных разработок, опирающихся на исследования, прогнозирование, цели, оценки возможностей (ресурсы, опыт, потенциал и прочее). Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа: - определение долгосрочных перспектив развития предприятия, т.е. его стратегия; - разработка комплекса мероприятий (заданий) по реализации стратегии фирмы; - контроль и выявление основных проблем при реализации стратегии развития объекта. Этапы стратегического управления могут частично совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга. Термины «стратегическое планирование» и «стратегическое управление» в журналистской практике и в обыденной речи часто воспринимаются как синонимы. Однако это не так. Строго говоря, стратегическое управление состоит из стратегического планирования, реализации выработанной стратегии и стратегического контроля. Но и в теории, и на практике самое сложное — это составление стратегического плана развития той или иной организации, того или иного проекта. Именно поэтому стратегическое планирование необходимо рассматривать как центральное звено стратегического управления. 1.3 Стратегический план. Виды стратегического планирования. Стратегический план - программа укрупненных действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование - процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией. Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Существуют следующие виды стратегического планирования[3] : - долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет; - среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет; - краткосрочное планирование. Такое планирование охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами; - оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др. На практике обычно применяют три основные схемы организации процедур стратегического планирования[4] : - планирование «сверху-вниз» (характерно для специализированных предприятий) При этом базовая информация, задачи каждого подразделения и ключевые стратегии формируются на уровне предприятия в целом и служат для оперативных подразделений руководящей линией. - планирование «снизу-вверх» (характерно для диверсифицированных предприятий) означает, что цели отделений, производственные планы инициируются оперативными подразделениями. В прерогативу отдела стратегического планирования входит координация планов. Однако основные элементы стратегии (особенно финансовые показатели) все равно разрабатываются высшим руководством. - интерактивное планирование представляет собой нечто среднее между двумя описанными выше схемами стратегического планирования. Идеи формируются в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом и оперативными подразделениями предприятия. Высшее руководство устанавливает цели и направления деятельности. Стратегии формируются в процессе взаимодействия по вертикали по специально разработанным процедурам (комитеты, комиссии, конференции). Следовательно, стратегия развития предприятия представляет собой плод коллективного разума, однако окончательное решение принимает высшее руководство. В данной главе раскрыто определение термина «стратегическое планирование» как составной части стратегического управления; приведены этапы построения стратегического плана; выявлены цели и задачи планирования на фирме; выделены основные виды управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. Глава 2. Определение цели, анализ и оценка внешних и внутренних факторов, выбор, реализация и оценка стратегии. Последовательность действий, составляющих стратегическое планирование, начинается с выработки миссии и целей. Сформулированная миссия позволяет определить измеримые цели, выраженные в соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл начинается заново. Следующий шаг стратегического планирования — это определение параметров внешней среды, влияющих на деятельность организации. Такая работа имеет исследовательский характер и нередко выполняется сторонними организациями. Полученные результаты исследования внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели, таким образом, процедура стратегического планирования вновь возвращается на первоначальный этап. На следующем этапе стратегического планирования проводится анализ внутренней среды предприятия, где руководство фирмы выясняет, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Стратегический менеджмент, 39 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Стратегический менеджмент, 41 страница
390 руб.
Курсовая работа, Стратегический менеджмент, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Стратегический менеджмент, 27 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg