Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве

irina_krut2019 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2020
Цель исследования - разработка теоретических положений и практических рекомендаций, способствующих оптимизации деятельности прокурорского надзора, а также ведомственного процессуального контроля на досудебном этапе производства по уголовному делу. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - исследование сущности, предмета, пределов прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия и дознания; - уточнение целей и задач прокурорской деятельности в досудебных стадиях уголовного процесса; - рассмотрение функции прокурорского надзора в досудебном произ-водстве по уголовным делам; - исследование полномочии прокурора и актов прокурорского реагирования за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; - анализ прокурорского надзора за процессуальной деятельностью ор-ганов дознания и органов предварительного следствия на различных досу-дебных этапах; - рассмотрение процессуального контроля как средства обеспечения порядка предварительного расследования и прав участников уголовного процесса; - формулирование предложений по совершенствованию законодатель-ного регулирования процессуальных полномочий прокурора, как средства повышения эффективности предварительного расследования. Методологию исследования составляют диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, социологический, системно-структурный и другие частные и специальные методы научного познания правовых явлений. В процессе выполнения исследования осуществлялось обобщение, моделирование, прогнозирование, изучение нормативных актов, интервьюирование сотрудников прокуратуры. Теоретическую базу исследования составляют труды известных рос-сийских ученых-юристов: Т.В. Аверьяновой. О,Я Баева, Д.И. Беднякова, Б.Т. Безлепкина, P.C. Белкина, Ю.Н. Белозерова, В.П. Божьева, А.Д. Бойкова, А.Н. Васильева, А.Ф. Волынского, А.Ю. Головина, В.Н. Григорьева, A.B. Гриненко, H.A. Громова, Л.Я. Драпкина, И.Ф. Демидова, Е.А. Доля, Г.Г. Доспулова, A.B. Дулова, Н.В. Жогина, В.И. Зажицкого, O.A. Зайцева, A.A. Закатова, Е.П. Ищенко, Н.П. Кузнецова, А.Н. Колесниченко, В.Е. Коноваловой, С.И. Коновалова, H.H. Кулагина, В.П. Лаврова, A.M. Ларина, И.М. Лузгина, П.А. Лупинской, Ю.А. Ляхова, Е.Б. Мизулиной, ИЛ. Петрухина, А.Р. Ратинова, А.П. Резвана, В.Е. Сидорова, М.С. Строговича, В.Т. Томина, A.A. Чувилева, B.C. Чистяковой, С.А. Шейфера, В.И. Шиканова, С.П. Щербы, П.С. Элькинд, Н.П. Яблокова и др. В последние годы интерес к прокурорскому надзору и его соотноше-нию с процессуальным контролем в досудебном производстве заметно воз-рос, что отразилось в уголовно-процессуальной литературе. Вместе с тем до настоящего времени остаются неисследованными многие аспекты, связанные с определением содержания полномочий прокурора, соотношения статуса прокурора со статусом иных участников уголовного судопроизводства на стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, с разрешением проблем, возникающих при реализации полномочий прокурора и осуществления процессуального контроля в досудебном производстве. Также до настоящего времени остаются недостаточно разрешенными вопросы, связанные с обеспечением прав участников уголовного процесса. Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, УПК РФ, УК РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные законы, ве-домственные нормативные акты Генеральной прокуратуры Российской Фе-дерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации. Научная значимость исследования состоит в том, что проведенные ис-следования, сделанные выводы и сформулированные рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства, в процессе выполнения учебных, мето-дических и учебно-методических пособий, монографий, иных публикаций, при дальнейших научных исследованиях, связанных с указанной проблема-тикой.
Введение

В настоящее время Российская Федерации так до конца и не завершила реформы, начавшиеся в 90 годы 20 века. Современность можно охарактеризовать, как период, в который еще не случилось преодоления кризиса государственности, законности и правопорядка, сейчас все еще продолжается поиск оптимальных механизмов государственного управления, соответствующих историческим традициям, долговременным национальным интересам и конкретным потребностям нашего общества. Российская прокуратура занимает сейчас особенное место в структуре власти. Можно констатировать, что прокуратура - орган, прошедший длинный путь развития. С 1864 года прокуратура участвовала в процедуре уголовного судопроизводства . С этого же времени прокуратура в разное время своего развития фактически или формально была главенствующей в системе правоохранительных органов государства по борьбе с преступностью . Учитывая главенствующую роль прокуратуры и длительный путь ее развития вопрос о статусе прокурора все еще остается открытым, а споры о роли прокурора в уголовном процессе продолжаются до сегодняшнего дня. На настоящий момент прокурорский надзор успешно выполняет роль контроля за законностью и соблюдением принципов уголовного судопроизводства, учитывая особенности уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве. Это и составляет основную на наш взгляд цель прокурорского надзора. Необходимо констатировать, что прокурорский надзор направлен на защиту прав, свобод и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве, а ошибки, допущенные в ходе предварительного расследования, создают преграды для уголовного преследования в суде, приводят к ослаблению доказательственной базы обвинения. Таким образом, непрофессионально осуществление предварительного расследования препятствует эффективному поддержанию государственного обвинения в суде и требует действенного механизма влияния прокурора и руководителя следственного органа за его проведением . Изложенное выше подтверждает актуальность выбранной темы иссле-дования и предопределяет выбор темы выпускной квалификационной рабо-ты. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе осуществления прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве. Предмет исследования составляют теоретические и практические по-ложений, которые касаются осуществления полномочий прокурора в досу-дебном производстве, уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие реализацию указанных полномочий.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 Сущность, предмет, пределы прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия и дознания 7 2 Функции прокурорского надзора в досудебном производстве по уголовным делам 15 2.1 Понятие и сущность функций 15 2.2 Уголовное преследование, как функция в досудебном производстве и ее соотношение с функцией надзора 20 3 Полномочия прокурора и акты прокурорского реагирования за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 23 4 Надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия на различных досудебных этапах 31 4.1 Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовного дела 31 4.2 Прокурорский надзор за исполнением законов на стадии предварительного расследования 37 4.3 Прокурорский надзор за соблюдением прав участников уголовного судопроизводства 39 4.4 Прокурорский надзор за законностью процессуальных решений следователей и дознавателей по итогам предварительного расследования 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Список литературы

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014. - № 15. – С. 1691; 2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. – С. 2954; 3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 20.04.2014) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). – С. 4921; 4 Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Рос-сийской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2014. № 6. Ст. 558. 5 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448. 6 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 16. 7 Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 20 июня 2012 г. № 1 «О состоянии законности в сфере соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве». 8 Приказ Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс». 9 Приказ Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность. 2011. № 12. С. 62 - 65. 10 Апостолова Н.Н, Прокурорский надзор и предварительное следствие как гарантии обеспечения прав и «Российская юстиция» /2017, № 3. 11 Аппарат власти следственной / Под общ. ред. Н.А. Колоколова. М.: Юр-литинформ, 2016. 12 Бажанов С.В. Правовая природа требований прокурора и их место в числе других актов прокурорского реагирования // Российское правосудие. 2015. № 7 (111). С. 82 - 85. 13 Бажанов С.В. Руководство уголовным преследованием как фантом прокурорских полномочий в стадии предварительного расследования // Российский следователь. 2016. № 23. С. 19 - 23. 14 Бессарабов В. Г. Прокурорский надзор / В. Г. Бессарабов. – М. : Проспект, 2016. С. 452. 15 Буланова Н.В. Принципы, предмет, объект и пределы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия // Вестник Академии Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2014. № 6. 16 Винокуров А.Ю. Объекты и субъекты прокурорского надзора: проблемы законодательной идентификации // Вестник Академии Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2011. № 3. 17 Воронин О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / под ред. докт. юрид. Наук А.Г. Халиулина. – Томск: Изд-во НТЛ, 2013. – С. 56 18 Гаврилов Б.Я. О некоторых актуальных проблемах совершенствования предварительного следствия // Российский следователь. 2009. № 16; Он же. Перераспределение процессуальных и надзорных полномочий между прокурором и руководителем следственного органа: объективная необходимость или волюнтаризм в праве? // Уголовное судопроизводство. 2009. № 4 19 Городков Ю. Надзор за законностью регистрации и разрешения сообще-ний о преступлениях в органах следственного комитета // Законность. 2008. № 8. С. 16. 20 Е.И. Титов Арест стал способом «отжать бизнес» // АГ. 2017. № 11, С. 244. 21 Еженедельник советской юстиции. М. : Юридическое издательство НКЮ РСФСР, 1922-1929. 1924. №16. С. 64. 22 Зажицкий В.И. Прокурор в уголовном процессе // Государство и право. 2016. № 6. 23 Зяблина М.В. Типичные недостатки прокурорского надзора за соблюде-нием права на реабилитацию в уголовном судопроизводстве // Законность. 2016. № 10. С. 27 - 30. 24 Зяблина М.В. Типичные недостатки прокурорского надзора за соблюде-нием права на реабилитацию в уголовном судопроизводстве // Законность. 2016. № 10. С. 27. 25 И.И. Бушманов, Основной арбитр газета «Новая адвокатская газета», N 12, июнь 2017 г., С.42 26 Исаенко В. Акты прокурорского надзора за исполнением законов при производстве следственных действий // Законность. 2012. № 12. С. 3 - 5. 27 Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов (сфера предпринимательской и иной экономической деятельности) / Ин-т повышения квалификации рук. кадров Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2015., С.45-46 28 Казарина А.Х. Эволюция взглядов на предмет прокурорского надзора // Вестник Академии Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2013. № 2. 29 Камчатов К.В., Парфенова М.В. Значение прокурорского надзора за со-блюдением конституционных прав личности на досудебных стадиях уго-ловного судопроизводства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 8. С. 62. 30 Капинус О.С. Прокурорский надзор за исполнением законов: состояние и перспективы развития // Законность. 2013. № 7. 31 Карпов Н.Н. Прокуратура: надзор или деятельность? // Законность. 2014. № 8. 32 Козусев А.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: современные проблемы теории и практики: дис. докт. юрид. наук. М.: Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ, 2016. С. 133. 33 Колоколов Н.А. Проблемы современного уголовного судопроизводства // Уголовное судопроизводство. 2011. № 4. С. 4 - 10. 34 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федера-ции (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2016. – С. 78 35 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федера-ции (постатейный) // Смирнов А.В., Калиновский К.Б./М. – 2012, С. 67. 36 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федра-ции (постатейный) / А.Ю. Девятко, Г.И. Загорский, М.Г. Загорский и др.; под науч. ред. Г.И. Загорского. М.: Проспект, 2016. – С. 100. 37 Куликов В. Поспорим, шеф? // Российская газета. 2017. №4, С.26 38 Курс уголовного процесса (под ред. Л.В. Головко) («Статут», 2016) 39 Лазарева В.А. Долгожданные изменения в статусе прокурора (Закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ) // Уголовное судопроизводство. 2011. № 3. С. 4. 40 Министерство юстиции за сто лет 1802-1902 : ист. очерк / – СПБ : Сенат. тип., 1902. С. 341 41 Настольная книга прокурора / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капи-нус. М., 2013. С. 33. 42 Настольная книга прокурора: В 2-х ч. / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. Ч. 2., С.342 43 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) //отв. ред. В.М. Лебедев, рук. авт. кол. В.А. Давыдов/ ИНФРА-М – 2017, С. 45 44 Обзор судебной практики по уголовным делам за июнь 2010 года (подготовлен Белгород. обл. судом) // Информационный бюллетень. 2010. № 7. 45 Овсянников И.В. Рассмотрение сообщений о преступлениях. Процессу-альные и криминалистические проблемы: Научно-практическое и учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2017. С. 7. 46 Оксюк Т. Усмотрение прокурора в уголовном процессе // Законность. 2010. № 3. С. 4. 47 Организация и деятельность органов прокуратуры зарубежных стран. Информационно-аналитический справочник / под общ. науч. ред. проф. С.П. Щербы. М.:2014, С.56 48 Победкин А.В., Новиков Е.А. Руководитель следственного органа (про-цессуальные и организационные аспекты): монография. М.: Юрлитин-форм, 2016. С. 31. 49 Прокурорский надзор / Под общ. ред. О.С. Капинус. М., 2014. С. 63. 50 Прокурорский надзор / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2009. С. 89; 51 Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы Общей части: [учеб. пособие] / О. В. Воронин. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007. С.29. 52 Прокурорский надзор. Особенная и специальная части: Учебник для ака-демического бакалавриата / Под общ. ред. проф. О.С. Капинус. 3-е изд. М.: Юрайт, 2016. 53 Рябцева Е.В. Давайте будем последовательны в реформировании уголов-ного судопроизводства! // Российская юстиция. - 2015. - № 8.,С. 13 54 Советская прокуратура. История и современность : сб. ст. / – М., 1977. С. 51. 55 Соковнин А. Замгенпрокурора защитил следствие от халатности // Ком-мерсант. 2017. 24 марта. С. 12. 56 Таболина, К.А. О недостаточности полномочий прокурора для обеспечения эффективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела / К.А. Таболина // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 6 (43). – С. 1208-1214. 57 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 1 - 32.1. Постатейный научно-практический комментарий//отв. ред. Л.А. Воскобитова/ Редакция "Российской газеты"- 2015, С. 35 58 Электронная библиотека Allpravo [Электронный ресурс] – URL: http://www.allpravo.ru/library/doc108p/i№strum151/item2790.html (дата об-ращения 25.03.2018). 59 Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. М., 2011. С. 107 - 108. 60 Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. С. 104 - 105. 61 Ястребов В.Б. Процессуальный статус прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (нормативное правовое регулирование и перспективы развития) // Российский следователь. 2016. № 6.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ Для того, что бы наиболее полно раскрыть сущность, пределы, прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия и дознания необходимо определить понятие прокурорского надзора, как такового. В работе О.В. Воронина отмечается, что «прокурорский надзор, будучи основной функцией отечественной прокуратуры, представляет собой деятельность органов и учреждений прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации наблюдение за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории. Одни авторы считают его самостоятельным видом государственной деятельности, отличным от контроля, другие – разновидностью контроля, третьи занимают компромиссную позицию, говоря о контрольно-надзорной деятельности современной прокуратуры» . Прокурорский надзор обладает рядом сходных с контролем черт, однако его предназначение, принципы организации, формы реализации не позволяют рассматривать его как какую-либо ординарную или специфичную форму контроля. Будучи самостоятельным правовым явлением, он обладает своим специфичным содержанием, традиционно увязываемым с понятием законности. В современной литературе законность рассматривается как правовой принцип, метод (форма) реализации государственной власти и режим (состояние) общественной жизни» . Во всех трех рассмотренных смыслах содержание законности предпо-лагает наличие нормативных факторов, обеспечивающих состояние юриди-ческой правомерности, достигающейся путем: 1) обеспечение соответствия деятельности любого из лиц правовым установлениям, закрепленным в актах высшей юридической силе – Консти-туции РФ и законах; 2) обеспечение исключительной роли Конституции РФ и законов как актов высшей юридической силы в регулировании ключевых общественных отношений; 3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина как высшей цен-ности; 4) обеспечение равенства (паритета правовых возможностей) всех лиц перед Конституцией и законами как основными регуляторами общественных отношений . В 1802 г. Министром юстиции России Генерал-прокурором Г.Р. Дер-жавиным был издан документ «Учреждение Департамента министра юсти-ции или Генерал-прокурора», в котором отмечалась необходимость разделения Департамента министра юстиции, или Генерал-прокурора, на 3 экспедиции, одна из которых должна была рассматривать «все жалобы на губернские и присутственные места, от Государя Императора присылаемые и от просителей исходящие» . Как отмечается, «в 20-е годы прошлого века, в отличие от последую-щих десятилетий своего развития, органы прокуратуры РСФСР ставили пе-ред собой задачу быть «ближе к населению», используя различные формы. Свою деятельность на местах прокуроры, как правило, начинали с обраще-ний в местных газетах. В них указывались задачи прокуратуры, состав ра-ботников, служебный адрес, порядок подачи и приёма жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц» . При этом, «в Москве, например, на приём в прокуратуру приходило по 100 и более человек в день. И, как правило, это были рабочие и крестьяне. Прокуратура тогда сумела построить работу по приёму граждан таким образом, чтобы каждый трудящийся понял, что в лице прокурора он всегда имеет первого и самого близкого защитника и охранителя его интересов» . Как отмечается, «ретроспектива развития института надзора прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел (с 1864 года по настоящее время) свидетельствует о том, что полномочия прокурора по надзору за следствием и дознанием в истории России до 2007 года не были обусловлены формой расследования (дознание или следствие), а предоставляемый прокурору объем полномочий позволял не только выявлять, но и устранять нарушения закона, допущенные как дознавателями, так и следователями» . В силу того, что моя работа посвящена вопросам, связанным с проку-рорским надзором за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия и дознания, считаю возможным перейти к рас-крытию понятий и задач соответствующего направления прокурорского надзора. По мнению М.В. Зяблиной, «прокурорский надзор в современной юридической литературе используется в нескольких смыслах. Во-первых, этим термином обозначается одна из основных функций современной российской прокуратуры. Во-вторых, некоторые ученые под ним понимают отдельную самостоятельную отрасль права . Прокурорский надзор является отдельным направлением государ-ственной деятельности, представляющим собой одну из форм реализации правоохранительной функции, стоящей перед государством в целом» . О.В. Воронин наглядно указывает на то, что «содержанием прокурор-ского надзора является так называемая надзорная деятельность, заключаю-щаяся в осуществлении прокуратурой от имени Российской Федерации наблюдения за соблюдением Конституции РФ, прав, свобод и законных ин-тересов физических и юридических лиц, а также единообразным и точным исполнением законов, действующих на территории РФ» . Понятие «предмета надзора» российским законодателем дано в ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) (далее ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Закон о прокуратуре). Таким образом предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан совершить действия, указанные на следующей схеме. Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания составляют Конституция Российской Федерации (далее Конституция), «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (далее УПК), ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены следующие приказы: приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 января 2017 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» и др. Таким образом предметом прокурорского надзора представляет собой соблюдение следующих составляющих, которые вместе и представляют из себя предмет прокурорского надзора. Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора. 1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими пред-варительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. 2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмеши-ваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводящих предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права. 3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловны-ми для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору . Конституцией Российской Федерации провозглашен и гарантирован достаточно широкий круг прав и свобод человека и гражданина, которые могут затрагиваться (законно ограничиваться либо грубо попираться) в процессе производства по уголовному делу. К числу наиболее важных для человека относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции Российской Федерации). Не меньшее значение имеют и такие права, как право на защиту чести и доброго имени (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23 Конституции Российской Федерации); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции Российской Федерации); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции Российской Федерации) и др. Одной из основных задач прокурора является осуществление надзора таким образом, чтобы, прежде всего, обеспечить законность и обоснованность решений органов дознания и предварительного следствия, реализация которых может повлечь ограничение указанных прав и свобод . Пределы осуществления надзора в данной отрасли определяются исходя из сущности, содержания и особенностей прокурорско-надзорных правоотношений, возникающих в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Прокурор оценивает законность действий и решений органов дознания и предварительного следствия. Сужение в 2007 г. предоставленных прокурору властных полномочий лишило его возможности устранять многие нарушения законности непосредственно. Провозглашенный принцип процессуальной самостоятельности следователя ограничивает вмешательство прокурора в ход расследования преступления. Компетенция прокурора при этом сводится только к надзору за той деятельностью органов следствия и дознания, которая урегулирована законом и связана с его исполнением. Прокурор не вправе подменять объекты надзора и осуществлять деятельность, не отнесенную законом к их компетенции . ? ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В ДОСУ-ДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ 2.1. Понятие и сущность функций В научной и учебной юридической литературе существует единое мне-ние, согласно которому функции являются ключевой правовой категорией, раскрывающей и объясняющей содержание, структуру и пределы деятельности государственного органа, в том числе и прокуратуры. Само слово «функция» происходит от латинского «functio», что можно перевести на русский язык как деятельность, круг обязанностей, предназначение, исполнение, совершение, осуществление. В Российской Федерации вплоть до настоящего времени не утихают споры относительно сущности функций прокуратуры, в связи с чем пред-ставляется интересным рассмотреть данные вопросы. В действующем законодательстве о функциях прокуратуры говорится в ряде правовых норм. Так, в ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре понятие прокуратуры дается через такую функцию, как надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов ; при этом указывается, что прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Кроме того, в ст. 3 Закона о прокуратуре подчеркивается, что на проку-ратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмот-ренных федеральными законами. Тем не менее ни Конституция РФ, ни Закон о прокуратуре не содержат определение понятия и перечня функций прокуратуры. Относительно определения понятия функции в литературе имеются раз-личные суждения, однако в большинстве своем они сводятся к следующему. Под функцией прокуратуры понимается конкретный вид ее деятельности, предусмотренный федеральным законом и обусловленный предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризующийся определенным предметом ведения, направленностью на решение этих задач и использованием присущих этому виду деятельности полномочий и правовых средств. Можно согласиться с данным определением. В то же время распространено мнение, что функции прокуратуры, по сути, тождественны основным направлениям деятельности прокуратуры. По нашему мнению, данные понятия действительно тесно связаны между собой и противопоставлять их друг другу не следует, однако и ставить между ними знак равенства нельзя. С определенной долей условности можно сказать, что под функциями следует рассматривать виды (иными словами - разновидности, участки) дея-тельности, совокупность которых составляет содержание деятельности в це-лом, тогда как основные направления деятельности обусловлены определенными приоритетами, преобладающим характером деятельности, устремленностью к чему-либо . Сущность деятельности, заложенная в функциях прокуратуры, получает свое выражение, материализуется в основных направлениях ее деятельности. В своей совокупности правильно избранные основные направления позволяют обеспечить не только полноту реализации функций прокуратуры, но и оптимальность ее результатов, сосредоточение усилий на решении самых насущных проблем . Прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивно-стью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности и являются основными. Они реализуются с помощью надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды . В настоящее время к одним из основных направлений деятельности прокуратуры можно отнести противодействие коррупции, терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и незаконной игорной деятельности; защиту прав работников на получение заработной платы, а также прав участников долевого строительства жилья, инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и др. . Совокупность функций обусловливает содержание той деятельности, ради выполнения которой существование и сохранение прокуратуры признается необходимым и социально оправданным. Они же наиболее последовательно и полно определяют место прокуратуры в системе государственных органов. При этом важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций, причем такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка . В силу того что обязательным признаком функций прокуратуры является установление их федеральным законом, перечень функций должен быть исчерпывающим. Вместе с тем в законодательстве такой перечень четко не обозначен, а вопрос определения видов и количества функций прокуратуры продолжает оставаться дискуссионным. Как указывалось, одной из функций прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов . Данная функция подразделяется на отрасли (или подфункции) надзора, к которым в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре относятся: Данные отрасли надзора являются относительно самостоятельными со своими специфическими предметами и иными особенностями (в зависимости от сферы правового регулирования, пределов надзора, а также полномочий прокурора и правовых средств), но тесно связанными между собой частями единого прокурорского надзора. Исходя из этого каждой отрасли надзора (за исключением надзора за исполнением законов судебными приставами) посвящена отдельная глава раздела III Закона о прокуратуре с указанием предмета надзора. К иным функциям прокуратуры, упоминаемым в настоящее время большинством авторов, относятся: - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - уголовное преследование; - участие в рассмотрении дел судами; - участие в правотворческой деятельности; - международное сотрудничество . Стоит отметить, что рядом авторов все же не выделяются в качестве от-дельных функций участие в правотворческой деятельности и (или) международное сотрудничество. Указанные функции не относятся к надзорной деятельности, однако это не умаляет их значение. В юридической литературе господствует точка зрения о том, что надзор является главенствующей функцией, поскольку, во-первых, именно для этого и создавалась прокуратура, во-вторых, законодатель, давая определение прокуратуры, прямо указал только на надзорную функцию, в-третьих, объем выполняемой прокуратурой надзорной деятельности превалирует над другими видами деятельности. Тем не менее позволим себе не согласиться с таким подходом к рассмотрению функций прокуратуры. Обращаясь к истокам создания прокуратуры в 1722 г., невозможно не отметить, что уже в то далекое время на прокуратуру возлагалась не только функция надзора. В частности, генерал-прокурор при недостаточной правовой регламентации тех или иных правовых отношений («о которых делах указами ясно не изъяснено») был наделен правом законодательной инициативы. Прокуратуру ныне называют надзорным органом, хотя, по нашему мнению, это не в полной мере отражает ее сущность, поскольку наряду с надзорной функцией прокуратура наделена и значительным количеством ненадзорных функций. К примеру, Приказом Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» нижестоящим прокурорам предписано считать участие в судебных стадиях уголовного судопроизводства одной из важнейших функций прокуратуры. Как же можно говорить о том, что поддержание государственного обвинения менее важно, чем осуществление прокурорского надзора, когда от активной позиции и профессионализма государственного обвинителя в значительной степени зависят законность и справедливость рассмотрения уголовного дела, а значит, судьбы людей, восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений? Таким образом, на наш взгляд, все функции прокуратуры являются зна-чимыми. 2.2. Уголовное преследование, как функция в досудебном произ-водстве и ее соотношение с функцией надзора С осуществлением надзора и координации тесно связана функция уго-ловного преследования. В силу ст. 5 УПК РФ уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. При этом согласно ст. ст. 21 и 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять надзор как за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, так и от имени государства - уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. В каждом случае обнаружения признаков преступления на прокуроре (так же как и на следователе, органе дознания и дознавателе) лежит обязан-ность принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления . Для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выяв-ленных прокурором нарушений уголовного законодательства прокурор вы-носит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания. Причем данное постановление может быть вынесено как по результатам проведенной прокуратурой надзорной проверки, так и на основании поступивших в прокуратуру материалов, содержащих достаточные данные, свидетельствующие о наличии признаков преступления . В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» в целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях на прокуроров возложены обязанности: - ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов Федерации, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях, документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний; - систематически анализировать содержание информационных про-грамм радио, телевидения, иных электронных средств массовой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок. Таким образом, на досудебной стадии уголовного судопроизводства отличие уголовного преследования от надзора заключается в направленности прокурорской деятельности. Прокурорский надзор призван выявлять и устранять нарушения законов, допускаемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, тогда как целью осуществляемого прокуратурой уголовного преследования является изобличение и привлечение к уголовной ответственности виновных в преступлениях лиц. ? ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА И АКТЫ ПРОКУРОР-СКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, при этом прокурор в том числе обладает полномочиями по отмене незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела Так, прокуратурой Октябрьского района г. Саранска отменено поста-новление следователя отдела по расследованию преступлений на территории Октябрьского района СУ УМВД России по го Саранск о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228.1 УК РФ по факту сбыта неустановленным лицом наркотического средства пирролидиновалерофенон Я. Изучение материалов уголовного дела показало, что постановление о возбуждении уголовного дела вынесено преждевременно, на основании не полно установленных объективных обстоятельств произошедшего. Так, данные о приобретении наркотического средства пирролидиновалерофенон Я. отсутствуют в материалах дела, в том числе данный факт не отражен в протоколе его допроса. Кроме того, в постановлении о возбуждении уголовного дела не определен какой-либо временной период, в течение которого произошел сбыт Я. наркотического средства, в связи с чем не возможно определить время истечения срока давности по указанному преступлению. 2) выносить мотивированное постановление о направлении соответ-ствующих материалов в следственный орган или орган дознания для реше-ния вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокуро-ром нарушений уголовного законодательства; 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия; Прокуратурой района проведена проверка состояния законности при производстве следствия по уголовному делу возбужденному следователем отдела по расследованию преступлений на территории Октябрьского района СУ УМВД России по го Саранск по признакам преступления, предусмотренного «в, г» ч.2 ст. 158 УК РФ. Изучение материалов указанного уголовного дела показало, что при производстве предварительного следствия допущены существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства. В нарушение положений ст. ст. 6.1, 21, 73, 85 УПК РФ, полное, всестороннее и объективное расследование уголовного дела следователями не обеспечено. С 20.12.2017 по 09.01.2018 следователем не произведено ни одного следственного действия. При этом по делу не установлены и не допрошены в качестве свидетелей сотрудники магазина «Тепличный» и магазина канцелярских товаров, указанных в допросе потерпевшей, к материалам дела на приобщены документы, подтверждающие значительность причиненного ущерба. Данные нарушения повлекли внесение заместителем прокурора требо-вания об устранении нарушений закона. Другой пример Прокуратурой района проведена проверка состояния законности при производстве следствия по уголовному делу возбужденному следователем отдела по расследованию преступлений на территории Октябрьского района СУ УМВД России по го
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 91 страница
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 82 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 90 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg