Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Представление о супружеском взаимодействии в парах состоящих и не состоящих в браке.

irina_krut2019 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2020
Цель: изучение представления о супружеском взаимодействии в парах состоящих и не состоящих в браке. Объект исследования: особенности о семейном представлении в группах с разным статусом (законные супружеские пары и пары в гражданском браке). Предмет исследования: представление о супружеском взаимодействии в парах состоящих и не состоящих в браке. Гипотеза: представление о супружеском взаимодействии в парах состоящих и не состоящих в браке будут иметь отличия по следующим параметрам: семейного взаимодействия, семейные роли, семейные установки, семейные коммуникации и семейные ценности. Задачи: 1. Теоретически обосновать виды и формы брака; 2. Теоретически выявить факторы удовлетворенностью браком; 3. Теоретически обосновать основные параметры семейной системы и выявить их характеристики; 4. Эмпирически выявить особенности общения в семье; 5. Эмпирически выявить особенности ролевой структуры семьи; 6. Эмпирически выявить особенности семейных установок; 7. Эмпирически выявить особенности семейных ценностных ориентаций личности; 8. Сделать выводы теоретического и экспериментального исследования. Методы исследования: беседа (интервью), методы математической обработки данных (U — критерий Манна-Уитни). Методики: • «Выявление особенностей межсупружеского общения» Ю.Е.Алешиной, Е.М.Дубовской, Л.Я.Гозмана; • «Представление супругов о ролевой структуре их семьи» Ю.Е.Алешиной, Е.М.Дубовской, Л.Я.Гозмана; • Опросник «Измерение установок в семейной паре» разработанной Ю.Е Алешиной; • Тест «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова. Экспериментальная база исследования: в исследовании приняло участие в общем количестве 40 человек из них 10 пар со стажем 6-12 лет, состоящих в зарегистрированном браке и 10 пар со стажем 5-8 лет, состоящих в не зарегистрированном браке.
Введение

Актуальность в наше время особо остро встают задачи исследования специфики супружеского взаимодействия. Это обусловлено отмечаемым многими учеными и исследователями, кризисом современной семьи. Современные отечественные и зарубежные психологи, занимающиеся проблемами семьи и брака, все чаще стали делать акцент на рассмотрении внутренних взаимоотношений в брачной диаде, их психологическом аспекте. Вопросу семьи и семейных отношений посвящено большое количество отечественных и зарубежных психологических исследований. Значительный вклад в разработку теоретических основ и практических исследований семьи привнесли зарубежные авторы: В.Сатир, Р. Скиннер, Р. Хилл, Л. Штейнберг и др. Ведущие исследователи в отечественной литературе: Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.И. Антонов, С.И. Голод, В.Н. Дружинин, О.А. Карабанова, Е.Г. Силяева, В.А. Сысенко, А.Г. Харчев, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, и др. В реалиях XXI в. особенно актуально стоят вопросы по поводу того, как человеку преодолеть свое одиночество, обрести стабильный, гармоничный союз с другим человеком, и каким образом сохранить этот союз в течение всей жизни. Согласно суждению С.Л. Рубинштейна: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих взаимоотношений к другим людям; то, чего оно стоит, полностью обусловливается тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на выявление отношений к другим людям, составляет ядро истинной психологии» [8, c. 21]. Супружеские отношения, длящиеся довольно продолжительный период времени, не могут оставаться неизменными. Исследователи отталкиваются из того, что супружеские отношения постоянно формируются и изменяются. «Гражданский» брак - сложное и неоднозначное явление социокультурной жизни, своеобразная модель взаимоотношений мужчины и женщины без их официального оформления. Такой форме супружеских отношений не хватает общественного согласия и узаконенных обязательств традиционного союза [1, с.132]. Много внимания уделяется проблемам взаимоотношения в семьях в период семейных кризисов, как наиболее проблемных периодах семейной жизни, в то время как проблема супружеских отношений в зависимости семейных установок исследована не достаточно глубоко, не смотря на то, что совпадение семейных установок является одним из факторов удовлетворенности браком.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретический анализ представлений о супружеском взаимодействии в парах состоящих и не состоящих в браке 1.1. Виды и формы брака…………………………………..……………….…….6 1.2. Параметры семейной системы: функции семьи, структура семьи, ценности, установки, семейные роли…………….…………...........................11 1.3. Особенности взаимоотношений партнеров состоящих в не зарегистрированном браке………………………………………………..……..21 1.4. Удовлетворенность браком………………………………………………...24 Выводы по главе ?.……………………………………………………………….30 Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о супружеском взаимодействии в парах состоящих и не состоящих в браке 2.1. Организация эмпирического исследования……………………………....32 2.2. Методы исследования………………………….…………………………...33 2.3.Описание и анализ результатов исследования……………………………………………………………………..36 2.4. Психологические рекомендации для пар, состоящих в гражданском и зарегистрированном браке………………………………………………………46 Выводы по главе ?.……………………………………………………………...48 Выводы…………………………………………………………………………...49 Заключение……………………………………………………………………….51 Список литературы………………………………………………………………54 Приложения……………………………………………………………………...57
Список литературы

1. Аргентова Л.В., Лидовская Н.Н. Сравнительное исследование проблем во взаимоотношениях супругов с зарегистрированными и незарегистрированными брачными отношениями. – Науч. статья.- Кемерово.: Сибирский псх. журнал, 2007 С. 132. 2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. 3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2002. С.66. 4. Аверьянов Л.Я. О проблемах молодежи и не только о них / Л.Я. Аверьянов // Социс: Социологическое исследование.- 2008. - №10. 5. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Дис…канд.психол.наук. М., 1985. 6. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблема усвоения ролей мужчины и женщины // Журнал Вопросы психологии. – М.: Издательство НИИТ МГАФК, 2001 год № 1 С. 74-82. 7. Бузина О.В., Новосельцева Е.Е. Удовлетворенность браком в «молодых семьях» // Ананьевские чтения. - 2002. 8. Бакланова О.Э. Психологические особенности мужчин и согласованность их ролевых представлений в супружестве // Вестник СПбГУ. Сер. 12: Психология, 2011. Вып. 3. С. 20-28. 9. Бурлачук Л.Ф. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак / Л.Ф. Бурлачук., Л.А. Коростылева // Психологический журнал.- 1995.- Том 16.- №3.- С. 137-145. 10. Белоус Е.В. Взаимосвязь удовлетворенности браком с факторами совместимости супругов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. «Психология».- 2011.- №1.- С. 94-103. 11. Голод С. И. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты / Под редакцией Г.М.Романенковой –Л. – Знание 2005. 12. Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990. 13. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи // Пер. с англ.- М: Когито-Центр. 2004.- С. 416. 14. Делис Д.Ф. Парадокс страсти. М., 1994. 15. Дружинин В.Н. «Психология семьи». – Изд. 3-е. – Питер, 2008. 16. Демина И.С. Особенности отношений многодетных родителей к семье: Дис…канд.психол.наук. М. С. 199. 17. Егорычева И.Д. Самоотношение, самореализация, самоактуализация, как феномены, определяющие способность человеческого роста – развития // Мир психологии. – 2005. - №3.- С. 30-38. 18. Ковалева А.В. Гражданский брак в современном российском обществе.- Современная наука.- 2010. 19. Крайг Г. Психология развития. 7-е международное изд. СПб.; М., 2002. 20. Каменева Т.Н. Институциональные функции семейных ролей: современное состояние и перспективы трансформации. – 2014. 21. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика. 2007. 22. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 - М.: Просвещение, Владос, 2005. 23. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 1999. – С. 224 . 24. Личко А.Е. Подростковая психотерапия. Л., 1979. 25. Позняков В.П., Панфилова Ю.М. Психологические факторы перехода от отношений незарегистрированного брака к семейным отношениям. 26. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования под. ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр «Академия», 2002. 27. Романова Е.В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формировании супружеских отношений и удовлетворенность браком // Вестн. С.-Петерб.ун-та. Сер.12.- 2011.- №7.- С. 121-128. 28. Репина Т.А. Анализ теории полоролевой социализации в современной и западной психологии.- Москва., 1987.- С. 68. 29. Саяпина Т.С. Историческое развитие брачных отношений.- Аналитика культурологии.- 2013. 30. Соина И.А. Динамика ценностных ориентаций личности в её изменяющемся социально-психологическом пространстве: автореф. Дис…канд.психол.наук. М., 2011.- С. 27. 31. Сафина Н.Х. Особенности супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи: Дис…канд.психол.наук. Казань., 2004.- С. 146. 32. Сысенко В.А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко.- М.: Мысль, 1989.- С. 173. 33. Сопун С.М., Лидерс А.Г. Психологическая совместимость супружеской пары и удовлетворенность браком / С.М. Сопун, М.С. Сопун // Сибирский психологический журнал.- 2007.- №25.- С. 156-162. 34. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. 35. Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. — М., 2003. 36. Чижова Ж.Б., Шестакова В.Н., Пунина М.А. Особенности семьи и брака на современном этапе развития общества // Вестн. Смоленской государственной медицинской академии.- №4.- 2010. 37. Шпаковская Л.Л. Незарегистрированные союзы: брачные стратегии молодых представителей городского среднего класса // Женщина в российском обществе.-2012. №1. С. 3-16. 38. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,2006. 39. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2007. 40. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990. 41. Юркевич Н.Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск., 1970. 42. Lewis R., Spanier G. The rising about the quality and stability of marriage // Contemporary theories about the family / еds. W. Burr a.o. N.Y., 1979. Vol. 2.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУПРУЖЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ПАРАХ СОСТОЯЩИХ И НЕ СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ 1.1 Виды и формы брака Семья один из самых древних социальных институтов. Она появилась значительно ранее религии, государства, армии, образования, рынка. Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая определена надобностью сообщества в физическом и духовном воспроизводстве населения [2, c. 58]. Семье и браку отдано большое число исследований с античности до наших дней. Еще древние мыслители Платон и Аристотель аргументировали свои собственные убеждения на супружество и семью, критиковали вид семьи своего времени и выдвигали планы ее преобразования[2, c. 58]. В наше время проблемам супружества - родительства - родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. Подтверждено, что семья как социальный институт имеет свои собственные направленности формирования. В трудах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера [2] и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла, хотя в последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом. Многочисленные исследователи в настоящее время, наравне с упадком в экономике и других сферах подчеркивают кризис семьи. На данном этапе развития общества отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.)[2, c. 60]. Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брачный союз - легитимное принятие взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопутствуется рождением ребенка и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Формы образования супружеских пар и характер процесса брачности исторически обусловлены, подчиняются общественным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в существенной форме подвержены воздействию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества. В большинстве случаев общество регламентирует взаимоотношениями между мужчинами и женщинами, устанавливая определенные границы института брака. Формой такого рода регламентации является оформление брака, в прошлом церковная, теперь – юридическая [2, c. 60]. Семейно-брачные отношения предполагают собой особый интерес для исследователей, так как семья является одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему устойчивость и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Большое количество авторов различных эпох изучают проблему сожительства, пытаясь дать четкое определение этому феномену, найти его истоки, выделить все плюсы и минусы [3, c. 1]. Браки подразделяют на зарегистрированные и незарегистрированные, однако это не совсем точно. Так как зарегистрированный брак является фактическим (за исключением фиктивных браков по материальным, жилищным и другим мотивам). Случается и так, что один из супругов рассматривает свои собственные взаимоотношения как незарегистрированный брак, но другой партнер с этим не согласен. В данном случае сказать о супружеском союзе невозможно. «Гражданский» брак - реальность нашей жизни. В настоящее время, согласно анализам социологов, каждый десятый брачный союз в РФ - «гражданский». В них протекает социализация большого количества детей. В связи с этим появляется новый класс психологических проблем, связанных с пониманием этого феномена, с исследованием особенностей взаимоотношений в «гражданском» браке супругов, родителей с детьми. Понимание данных феноменов крайне необходимо для оказания эффективной психологической помощи супругам и воспитывающимся в таких семьях детям [1, c. 132]. Установлено, что впервые гражданский брак появился в Нидерландах в 16 веке. Однако возник никак не вследствие того, что люди того времени опасались брать ответственность друг за друга, а наоборот, делали это вопреки всему, что препятствовало им быть вместе. В 16-17 веках в Нидерландах, да и еще в некоторых странах законным признавался только лишь церковный брак. Однако в случаях, когда двое любящих людей имели разное вероисповедание, такого рода брачный союз никак не имел возможность заключиться в церкви. Вот так и появился гражданский брак, т.е. брак, официально зарегистрированный в светских органах власти, исключающий таинство церковного венчания. Таким образом, получается: все, что нам так привычно называть гражданским браком, в процессе оказывается простым сожительством [3, c. 1]. Так же существовал такой вид гражданского сожительства как пробный брак. Пробный брак - временное сожительство в целях проверки совместимости либо с последующей регистрацией, либо расставанием. Пробный брак также можно охарактеризовать браком по договоренности. Мужчина и женщина «договариваются» пожить совместно какое-то время, прежде чем вступить в легитимный брак. Это своего рода репетиция семейной жизни. Люди понимают, что до тех пор, пока они просто встречаются, у них может быть все хорошо, но это совсем не означает, что их совместная жизнь будет такой же безоблачной и замечательной. Вот по этой причине определенные пары желают первоначально попробовать пожить совместно равно как супруг и супруга, не оформляя отношений официально, а уже затем решать, нужно ли им на самом деле идти в загс для узаконивания отношений [3, c. 2]. Было проведено исследование, целью которого было сравнительное изучение проблем во взаимоотношениях супругов, состоящих в «гражданском» браке, с проблемами супругов, состоящих в официальном браке. Была выдвинута гипотеза о наличии специфических проблем во взаимоотношениях супругов с незарегистрированными брачными отношениями по сравнению с проблемами во взаимоотношениях супругов, состоящих в официальном браке. В исследовании приняло участие 200 человек, в возрасте от 18 до 58 лет, проживающие в г. Кемерове и Кемеровской области. В экспериментальной группе супругов с незарегистрированными брачными отношениями средний возраст мужчин составил 33 года при возрастном диапазоне от 20 до 58 лет, средний возраст женщин - 30 лет при возрастном диапазоне от 18 до 49 лет. Средний стаж в браке - 4 года. В контрольной группе, включающей супругов, состоящих в официальном браке, средний возраст мужчин составил 30 лет при возрастном диапазоне от 20 лет до 51 года, средний возраст женщин -28,5 года при возрастном диапазоне от 20 лет до 41 года. Средний стаж в браке исследуемых пар -6 лет [1, c. 133]. Таким образом, выдвинутая в предложенном исследовании гипотеза о наличии специфических проблем во взаимоотношениях супругов с незарегистрированными супружескими взаимоотношениями по сравнению с проблемами супругов, состоящих в официальном браке, подтвердилась. Обобщая итоги исследования, авторы пришли к заключению, что главные отличия в вопросах в отношениях супругов с зарегистрированными и незарегистрированными отношениями объединены уже изначально с разными потребностями и целями, преследуемыми супругами в союзе. Женщины в супружеских союзах с незарегистрированными отношениями воспринимают собственные отношения с совместно проживающим мужчиной как нормальный брак, считая себя замужней женщиной. У них есть желание к формированию подобия традиционной семьи, пусть и без официального оформления отношений. У мужчин в подобных союзах преследуются другие цели, удовлетворяются другие потребности, имеющие сильный гедонистический оттенок: в безвозмездном сексе, свободе от материальной и моральной ответственности за жизнедеятельность, состояние здоровья, благополучие женщины при минимальном исполнении воспитательных, хозяйственных функций, посвященности себя семье. Трудности во взаимоотношениях гражданских супругов появляются при рассогласовании понятий о должном, ожиданий с реальной действительностью. Супруги не получают того, о чем планировали. В соответствии с этим, и трудности в отношениях у них разные. У супругов, состоящих в официальном браке, замечается совокупность проблем, чего нет у сожительствующих супругов [1, c. 136]. В понимании гражданского брака как незарегистрированного союза нередко слышатся разногласия в его определении. Правоведы его никак не воспринимают, поскольку он не является категорией права, данные отношения для них рассматриваются в категории общего гражданского права. Научные деятели не находят общего подхода какие взаимоотношения стоит причислять к данной категории - тех кто категорически не приемлет регистрацию отношений, тех кто пребывает в пробных отношениях или тех кто осознанно отдает себе отчет во временности отношений [4, c.121]. Согласно данным опроса молодежи в Москве, от 5 до 8 % 20—30-летних людей состоят в незарегистрированном сожительстве, при этом «пик» его приходится приблизительно на 23 г. (7,8 %), к 30 годам количество сожительствующих снижается (до 5,2 %), а количество состоящих в легитимном браке возрастает практически в два раза — с 36 до 68,3 %. Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис пишут, что гражданский брак способен рассматриваться и как попытка избежать ответственности — юридической, финансовой и т. д. Под воздействием различных социальных организаций, в том числе феминистских, стали популярны идеи, что семья устарела, что на смену ей должен прийти гражданский, или «пробный» брачный союз. [5, c. 25]. Известный социолог А. Г. Харчев писал, что в супружеских взаимоотношениях находит проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная, так и духовная сфера социальной жизни. Ввиду этого сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи. Он ссылается на мнение Гегеля, который отмечал, что «брак отличается от сожительства тем, что в последнем имеет значение главным образом удовлетворение естественной потребности, между тем как в браке данная потребность оттесняется на задний план» [6, c. 65]. По мнению американских исследователей, сожительство может быть похожим или нет на супружеские отношения — все зависит от конкретной пары. Такого рода брачных отношений недостает общественного согласия и узаконенных обязательств традиционного брака, однако она предоставляет значительную свободу партнерам, которые могут исполнять свои роли так, как считают нужным. Для сожительства свойственно публичное принятие того факта, что пара не состоит в официальном браке. Не всегда удается получить точные статистические сведения об этой форме отношений из-за нежелания партнеров афишировать собственную взаимосвязь и из-за того, что она зачастую носит непостоянный характер [7]. Гражданский брак как социальное явление носит во многом негативный характер, отражающийся на становлении следующих поколений не наилучшим способом: происходит структурная деформация семьи в следующих поколениях — вплоть до социального сиротства. В качестве социально-психологического феномена незарегистрированный союз мужчины и женщины несет в себе во многом все трудности брачного союза, причем многие из этих проблем усложняются (такие вопросы как о преданности, принятия на себя новых ролей), в то же время положительные свойства супружеских взаимоотношений — их устойчивость, надежность, возможность (и стремление) рождения и воспитания детей — в большинстве случаев отсутствуют. На индивидуальном уровне партнеры, предпочитающие незарегистрированные сожительства, также имеют собственные характерные черты: больший либерализм, отрицание нравственных норм, при этом они более своих женатых сверстников тревожны, насторожены, имеют «фобии семьи», предпочитают ценности самореализации и удовольствий, отвергая ценности семьи и детей. Свои отношения рассматривают в терминах романтизма, общения, гедонизма, характерных более раннему возрастному периоду — подростковому и юношескому, что может указывать о нежелании перехода к зрелости и принятия связанных со зрелостью обязанностей. 1.2. Параметры семейной системы: функции семьи, структура семьи, ценности, установки, семейные роли Функции семьи- область жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Осуществление семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом. Традиционно выделяют: Воспитательная функция семьи заключается в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в процессе исполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Хозяйственно-бытовая функция семьи состоит в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), способствует сохранению их здоровья. В процессе исполнения семьей данной функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, почтении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно способствует сохранению их психического здоровья. Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, обоюдном духовном обогащении; представляет существенную значимость в духовном развитии членов общества. Функция первичного социального контроля — предоставление исполнения общественных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных факторов (возраст, заболевание и т. п.) не владеет в достаточной степени возможностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с общественными нормами. Сексуально-эротическая функция — удовлетворенность сексуально-эротическими потребностями членов семьи. С точки зрения общества немаловажно, что семья при этом реализовывает регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества [11, c. 6]. С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. Современная семья в нашем обществе уже не осуществляет такого рода функции, как увеличение и передача по наследству частной собственности. Качественно поменялась и функция первичного социального контроля. Увеличился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам и т. п.). Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова, являются: • репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода); • экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение собственного хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности); • воспитательная (формирование личности ребенка, регулярное воспитательное влияние семейного коллектива на каждого своего члена на протяжении всей его жизни, постоянное воздействие детей на родителей и других взрослых членов семьи); • коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на разнообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на вид ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и развлечений) [8, c. 45]. М. С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения. Данные авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А. Г.; Антонова. И., Медков В. М.; Навайтис Г.). Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи следуют из сущности семьи и отображают ее характерные черты как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к осуществлению которых семья оказалась принужденной или адаптированной в конкретных исторических обстоятельствах. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их развитие (функция социализации), остаются, согласно суждению автора, при всех изменениях общества, не смотря на то, что характер связи между семьей и обществом способен меняться в течение истории. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, развлечений и досуга, вниманием о состоянии здоровья и благополучии членов семьи, с формированием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все без исключения данные функции отображают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как собственно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье [9]. Г. Навайтис в качестве наиболее значимой особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, однако лишь только семья дает возможность удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Подобное представление функций семьи, по мнению автора, позволяет аргументированно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп (к примеру, пар, поддерживающих постоянные сексуальные взаимоотношения). Тот же автор, отталкиваясь из семейных функций, перечисляет несколько групп потребностей, удовлетворяемых семьей: потребности, связанные с отцовством и материнством, потребности, связанные с формированием и поддержанием некоторых материальных условий жизни семьи, и потребности в физической и психической интимности [10, c. 6-7]. Структура семьи. Она включает количество и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Анализ структуры семьи предоставляет возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто именно в семье реализовывает руководство и кто — исполнение, как распределены между членами семьи права и прямые обязанности. С точки зрения структуры семьи, можно отметить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В других семьях существует явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе взаимоотношений; во втором — о демократической. Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены основные обязанности: большая часть обязанностей сосредоточена в руках одного члена семьи или обязанности распределены одинаково [11, c. 7]. Нарушение структуры семьи — это такие особенности структуры, которые усложняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами выступает в качестве нарушения структуры взаимоотношений, так как препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, на которого ложится основная нагрузка: в возобновлении физических сил, удовлетворении духовных (культурных) потребностей. По той же самой причине нарушением структуры отношений в семье необходимо признать семейный конфликт, препятствующий осуществлению семьей различных ее функций [11, c. 7]. Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: • «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей; • «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, также родители других поколений, к примеру бабушки, дедушки, дяди, тети, проживающие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи; • «смешанная семья» считается «перестроенной» семьей, сформировавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья содержит неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи; • «семья родителя-одиночки» считается хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брачный союз никогда и не был заключен. А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу [9]: • нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье существует не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра); • расширенные семьи представляют собой семью, соединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков). Е. А. Личко разработал следующую классификацию семей [12]: 1. Структурный состав: • полная семья (есть мать и отец); • неполная семья (есть только мать или отец); • искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). 2. Функциональные особенности: • гармоничная семья; • дисгармоничная семья. Типы семейных структур по критерию власти разделяют на [9]: • патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец, • матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, • эгалитарные семьи, в которых отсутствует четко выраженных семейных глав, и где доминирует ситуативное распределение власти между отцом и матерью. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. В соответствии с социологическим определением, социальная роль - это совокупность образцов поведения, которую окружающие ожидают от человека. Роли представляются в жизни в виде своеобразных масок, которые индивид надевает на себя в зависимости от того, в какой ситуации находится и что от него ждут. Социальные роли - это разделяемые нормы, примеряемые к обладателям социальных позиций в структуре родительства, брака и домохозяйства. Роли, как и нормы, находятся в зависимости от возраста и стадии развития семьи. В соответствии с классической трактовке семьи, мужчины и женщины играют различные семейные роли и осуществляют различные функции. Женщины всегда считались «хранительницами очага», они были ответственны за благополучие психологического климата в семье, за детей, передачу им культурных образцов поведения, в то время как мужчины обязаны были материально обеспечивать семью, а их воспитательные функции сводились к дисциплинарным наказаниям [14, c. 5]. Мнение мужчины в семье было ключевым в решении важных вопросов. Приверженцы феминизма называли такое ролевое расделение в семье «фамилистским» и «патриархальным» и подвергали сомнению, деконструировали данное понимание, для того чтобы узнать, как по-разному относятся члены семьи к подобному положению вещей. Они выявили, что семейные роли определены правом, нравственностью, традицией, то есть носят конвенциальный характер. Общие права и обязанности для семейных членов (мужа, жены, отца, матери, детей по отношению к родителям) закреплены как нормативно, так и законодательно. Определенные нормы и правила фиксируют, что должен выполнять носитель конвенциальной роли. Например, мать должна заботиться о своих детях, оказывать им помощь в приобретении умений и способностей, осуществлять контроль над их поведением и т.п [14, c. 6]. Вступление в брак наделяет человека новой ролью, становящейся главной по отношению к тем, что были ранее. Роль сына или дочери, взаимосвязанная с родительским домом, слабеет, потому что он/она выросли и теперь сами стали супругами. Появление детей на первый план выводит родительскую роль, обладающую огромное значение для нормальной жизнедеятельности семьи. Когда люди начинают совместно проживать, они стараются найти определенные подсказки, как себя вести. Институциональные роли, такие как муж/жена, в основном направляют их поведение. Однако при выборе линии поведения люди придерживаются ожиданиями по взаимоотношению к собственному поведению и поведению других. Чем ниже ожидания от собственного исполнения роли супруга по отношению к другим, тем меньше вероятность, что он стане выражать личные предложения, и тем больше вероятность, что он будет обращаться к другим за советом, положительно оценивать идеи других и находиться под чужим воздействием, отказываясь от своей точки зрения. По одной из классификаций С.В. Ковалева в основном, супружеские роли подразделяются на три основных вида: традиционные, товарищеские и роли партнеров.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 67 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Психология, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg