Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста.

irina_krut2019 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2020
Актуальность. недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы послужили основанием определения темы исследования: «Формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста». Цель исследования: выявить и экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста Объект исследования: формирование трудолюбия дошкольников в ДОУ. Предмет исследования: педагогические условия формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста будет эффективным, если: 1) оно организовано на основе системного, личностно-деятельностного, аксиологическогоподходов с использованием комплекса методик; 2) реализован комплекс следующих педагогических условий: демонстрация взрослыми трудолюбия как образца для подражания ; расширение «трудового пространства» в ДОУ за счет применения элементов экологического прпостранства; сочетаниеразличных видов активностидошкольникав совместной трудовой деятельности со взрослыми. В соответствии с целью, гипотезой были сформулированы задачи исследования: 1. Проанализировать состояниерассматриваемой проблемы в педагогической науке и практике ДОУ, уточнив содержание понятия «трудолюбие дошкольника». 2. Выявить и экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий, направленного на формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста. 3. Разработать и апробировать методики формирования трудолюбия у дошкольников и разработать методическиерекомендации для воспитателей и родителей по совершенствованию рассматриваемого процесса. Теоретико-методологическую основу исследования составляют основные положения системного (В.Г.Афанасьев, В.П. Беспалько, Б.Ф.Ломов, А.Н.Уемов, и др.), личностно-деятельностного (А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, Е.В.Бондаревская, B.В.Давыдов, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, И.С.Якиманская и др.), аксиологического (А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, А.С.Кузнецов, А.В.Миронов, Н.Л.Худякова и др.) подходов; теории развитии личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.), теории трудовой деятельности (Г.Гегель, К.Маркс и др.); педагогические исследования по вопросам трудового воспитания(СЛ.Батышев, Т.Л.Бородина, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский и др.). Также мы основывались на положениях теории трудового воспитания дошкольников (З.Н.Борисова, Р.С.Буре и др.). Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ, моделирование), эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, метод экспертной оценки, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, математические и статистические методы, метод наглядного представления результатов, методы математической и статистической обработки). Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе была определена проблема исследования, уточнялись объект, предмет, цель, задачи, понятийный аппарат изыскания. Изучались психолого-педагогическая и методическая литература, определялись теоретико-методологические основания исследования, проводился анализ опыта работы, планов, программ ДОУ по исследуемой проблеме. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. На втором этапе был выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий и методика формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста, разработаны методическиерекомендации для педагогови родителей по рассматриваемому процессу.На третьем этапе осуществлялись обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента. Организация, база и основные этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились МАДОУ №1 г.Балаково, Саратовской области. В эксперименте приняли участие 110 детей, 50 педагогов, 300 родителей. Достоверность результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения психологии ипедагогики, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплексной методикой исследования, воспроизводимостью результатов исследования, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической. Научная новизна исследования состоит в следующем: обоснован и экспериментально проверен комплекс методик формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста, основанный нацеленаправленномподражании взрослым, стимулировании трудовых действий и развитии разных видов активности дошкольников. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: - обоснованы принципы (активности,сознательности, ответственности, природосообразности, сотрудничества, развития исаморазвития, самоактуализации, социализации) системного, личностно-деятельностного и аксиологического подходов; - выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены широко апробированные в практикеработы дошкольных образовательных учреждений методическиерекомендации для воспитателей и родителей по рассматриваемому процессу, разработан критериально-диагностический инструментарий по оценке трудолюбия у детей дошкольного возраста, включающий в себя критерии, показатели и диагностические методики. Материалы исследования могут быть широко использованы в курседошкольной педагогики, в практикеработы дошкольных образовательных учреждений, при проведении специальных курсов для студентов и курсов повышения квалификации для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Личное участие в исследовании и получении научных результатов выражается в теоретическом и практическом изучении рассматриваемой проблемы; в моделировании процесса формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста, в объединении усилий педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей в решении проблемы формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста, в организации экспериментальной работы по проверке эффективности разработанного комплекса организационно-педагогических условий и методики, внедрении их в практику дошкольных образовательных учреждений; анализерезультатов и обсуждении перспектив исследования. На защиту выносятся следующие положения: 1. Комплекс педагогических условий формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста (целенаправленный показ взрослыми проявления трудолюбия как образца для подражания; расширение «трудового пространства» в ДОУ за счет применения элементов экологического прпостранства; сочетаниеразличных видов активности дошкольника в совместной трудовой деятельности со взрослыми). 2. Комплекс методик формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Введение

Актуальность исследования. В последние десятилетия произошли существенные изменения в социально-экономической жизни страны. В связи с этим возникают условия жесткой конкурентности нарынке труда, увеличивается доля безработного населения, повышается востребованность в инициативном, компетентном, гибком, многопрофильном специалисте. Особые требования предъявляются к формированию инициативной, самостоятельной, ответственной личности, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности. Актуальность проблемы формированиятрудолюбияу детей дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен наразвитие социально активной и ответственной личностиребенкадошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбиенеобходимо рассматривать как одно из базовыхкачеств личности, определяющих вбудущемее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью. Вопрос формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования сегодняшнего дня остается недостаточно изученным. Сегодня вниманиеработе по формированию трудолюбия дошкольников в деятельности дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) уделяется явно недостаточно. Не во всех ДОУ сфрмирована предметно-развивающая среда, способная обеспечить необходимый уровень формирования трудолюбия у дошкольников с учетом современных реалий. Проведенное нами исследование выявило недостаточны уровень методического обеспечения деятельности ДОУ по формированию трудолюбия дошкольников. Требуются методические пособия для педагогов, практические рекомендации для родителей. Итак, нами выявлены следующие объективно существующие противоречия между: 1) социальным заказом общества на выполнение функций, связанных с формированием социально активной личности, любящей труд и способной к преобразованию окружающего мира, и существующими традиционными подходами в ДОУ, не в полной мере обеспечивающими формирование трудолюбия дошкольников; 2) необходимостью формирования трудолюбия у дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условийи методик для обеспечения этого процесса; 3) деятельностью ДОУ, направленной на формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса. Сформулированные противоречия обусловили актуальность проблемы, связанной с поиском педагогических условий, направленных на формирование трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…..…………….3 1. Методологические и теоретические основы формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста ………………………………………………………..9 1.1. Анализ психологических и педагогических предпосылок формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста………...…………..….……………....9 1.2. Трудовая деятельность как средство формирования трудолюбия дошкольников………………………………......………………………………..…17 2. Экспериментальная работа по формированию трудолюбия у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………28 2.1. Организация экспериментальной работы по формированию трудолюбия у детей дошкольного возраста ….…………………………………………………28 2.2. Методика формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста …...36 2.3. Анализ и интерпретация экспериментальных данных……………………...46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………..……………………50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………..………………………54 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Название приложения ……………………………………….58
Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2008. 2. Буре Р.С. Организация труда детей и методикаруководства // Нравственно-трудовое формирование детей в детском саду. — М.: Просвещение, 2017. 3. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Формирование детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 2003. 4. Година Г.Н. Формирование положительного отношения к труду // Формирование нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 2008. 5. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько – Мн.: Университетское, 2008. — 399с. 6. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей: Монография. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с. 7. Иващенко Ф.И. Психология трудового формирования. — Минск, 1988. 8. Касперская Л. Б. Формирование готовности к труду на основеего привлекательности у детей 6–7-летнего возраста: Автореф. дис. …канд. пед. наук. Минск, 1981. 20 с. 9. Киселева Г. М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2004. – 208 с. 10. КотоваЕ.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 с. 11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое формированиеребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2003. – 143 с. 12. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическоеруководство. –М.: Прометей; Книголюб, 2003. –64с. 13. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. –Кишинев: Штиинца, 2003. 14. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. –М.: АРКТИ, 2001. –48с. 15. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 2005. 16. Нечаева В.Г. Формирование дошкольника в труде.- М., 2009. 17. Нравственное и трудовое формирование дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 18. Образцова Л. Е. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: Авотореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1962. –24 с. 19. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. –160с. 20. Сергеева Д. В. Формирование детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 2007. –94 с. 21. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. – Шадринск, 2007. 22. Толмачева, В.В. Формирование социально-экологической направленности личности как актуальная проблема современного дошкольного образования / В.В. Толмачева // Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития: сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции. – Ишим, 2007. 23. Точин, А.Е. Трудовое формирование детей в семье / А.Е.Точин. – Минск: Нар. аствета, 1982. – 96 с. – (Родителям о детях). 24. ТулегеноваА.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук.М., 1978. –24с. 25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. – 4– е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с. 26. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский — М.: Прогресс, 1985. 27. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с. 28. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. –М., 1990. –№6. – С. 10-21. 29. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б. Черепанова. – М.: Педагогика, 1990, — 174,[1] с. – (Педагогика – родителям). 30. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993. 31. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. «Программа формирования и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – СПб: КАРО, 2009. – С.78. 32. Козлова С.А., ДедовскихН.К., КалишенкоВ.Д. Нравственное и трудовое формирование дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко идр.; Под ред. С.А.Козловой// – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С.58. 33. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры: сопровождение сюжетных игр детей / О.В.Солнцева // – С-Петербург. – 2010. – С.2. 34. Толмачева В.В. Формирование социально-экологической направленности личности как актуальная проблема современного дошкольного образования / Толмачева В.В. // Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития: сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции. – Ишим, 2007. – С.12. 35. Бурак А.О., Пустовойтова М.В., Ядвиршис Л.А. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ДОО // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. ХХIХ междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10 (28). URL:httрs://nаuсhfоrum.ru/аrсhivе/MNF_humаnitiеs/10(28).рdf (дата обращения: 03.02.2018) 36. Чернецов П.И. Трудолюбие как социально-педагогическая проблема. Методологические основы его формирования // Вестник Челябинского университета. Сер. 5, Педагогика. Психология. 2001. № 1 (3). 37. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Методология Текст. /Г.П.Щедровицкий. Москва: Изд -во Шк. культр. политики, 1977. - 641 с. 38. Эльконин, Д.Б. Детская психология Текст. / Д.Б.Эльконин. Москва: Изд. центр «Академия», 2004. - 384 с. 39. Эмоциональное развитие дошкольника. Текст. / под ред. А.Д.Кошелевой. Москва: Просвещение, 1985. 176 с. 40. Энциклопедический словарь в 2- х. т. Текст. /Гл. ред. Б.А.Введенский. Т. 2. Москва: Советская энциклопедия, 1964. 736 с. 41. Эриксон, Э. Детство и общество Текст. / Э.Эриксон. Пер. с англ. A.A. Алексеев.- СПб.: Речь, 2000. - 415 с.
Отрывок из работы

1.1. Анализ психологических и педагогических предпосылок формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста. Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующиеего виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного формирования, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание наразвитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача формирования трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценкарезультатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. В истории отечественной педагогики значение труда как фактораразвития личности ребенка нашло отражение в работах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Теоретическое обоснование трудового формирования молодежи с выходом на практическиерекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Пространствакова и др. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, взрослый может выступить как образец для подражания своими отношением к работе. Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема формирования трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана. Определения трудолюбия из «Педагогического словаря»: вр?ож?де?нн?ая потребность в деятельности. Уже в пе?рв?ые годы жизни ма?лы?ша в его играх есть эл?ем?ен?ты труда, преодоления и со?ве?рш?ен?ст?во?ва?ни?я себя, нуждающиеся в по?ощ?ре?ни?и и поддержке. Детская иг?ра - начало приобщения ре?бе?нк?а к постоянно усложняющимся за?ня?ти?ям?, а затем к труду. Ва?жн?о, чтобы дети в се?мь?е имели постоянные и че?тк?о определенные обязанности, на?ли?чи?е которых и периодическая пр?ов?ер?ка их исполнения внушают ре?бе?нк?у ощущение своей по?ле?зн?ос?ти и умелости. Недопустимо на?ка?за?ни?е трудом. Наоборот, ва?жн?о создавать такие си?ту?ац?ии?, когда поручение бу?де?т наградой, особой фо?рм?ой поощрения. черта ха?ра?кт?ер?а, заключающаяся в положительном от?но?ше?ни?и личности к трудовой де?ят?ел?ьн?ос?ти?. Проявляется в адекватности, ин?иц?иа?ти?вн?ос?ти?, добросовестности, увлеченности и уд?ов?ле?тв?ор?ен?но?ст?и самим процессом тр?уд?а. Трудолюбие предполагает от?но?ше?ни?е к труду как к основному см?ыс?лу жизни, потребность и пр?ив?ыч?ку трудиться. Для формирования тр?уд?ол?юб?ия необходимо, чтобы че?ло?ве?к видел и понимал см?ыс?л и результаты своего тр?уд?а.руд всегда был и остается од?ни?м из главных факторов жи?зн?ед?ея?те?ль?но?ст?и людей, источником ма?те?ри?ал?ьн?ых и духовных богатств об?ще?ст?ва?. Результаты труда оп?ре?де?ля?ют его социально-экономическую базу, нр?ав?ст?ве?нн?ую атмосферу. Деятельность лю?де?й, отношения, в которые они вс?ту?па?ют друг с другом, вы?по?лн?яя ее, их отношения к ней определяют в ко?не?чн?ом счете поведение че?ло?ве?ка?. Это - главные особенности, фо?рм?ир?ую?щи?ее?го облик. На основании то?го?, как личность относится к тр?уд?у, можно судить о др?уг?их ее качествах. Отношение че?ло?ве?ка к труду определяется мн?ог?им?и показателями: активностью, до?бр?ос?ов?ес?тн?ос?ть?ю, старанием и др. Однако эти пр?из?на?ки могут быть об?ъе?ди?не?ны одним определяющим сл?ов?ом - трудолюбие. Такое об?ъе?ди?не?ни?е объективно обосновано. В де?ят?ел?ьн?ос?ти человека почти вс?ег?да присутствует некоторая оп?ре?де?ля?ющ?ая черта, устойчивое яд?ро?, вокруг которого ко?нц?ен?тр?ир?ую?тс?я многочисленные частные пр?оя?вл?ен?ия его поступков. Этой че?рт?ой с древнейших времен яв?ля?ло?сь трудолюбие. Именно оно сч?ит?ал?ос?ь одним из главных, что ха?ра?кт?ер?из?ов?ал?о поведение человека в пр?оц?ес?се деятельности Анализ пс?их?ол?ог?о-?пе?да?го?ги?че?ск?ой литературы показывает, что в ней нет ед?ин?ог?о определения понятия "т?ру?до?лю?би?е"?. Термин этот уп?от?ре?бл?яе?тс?я разными авторами не?од?но?зн?ач?но?. Одни исследователи от?но?ся?т трудолюбие к разряду пр?ив?ыч?ек или черт характера, пр?оя?вл?яю?щи?хс?я в определенных стереотипах по?ве?де?ни?я (А.Ф. Ахматов, Н.?П. Семыкин, В.В. Че?бы?ше?в и др.), другие тр?ак?ту?ют трудолюбие как сугубо пс?их?ол?ог?ич?ес?ку?ю категорию, как потребность в тр?уд?е, как чувство, как мотив (Г?.А?. Смирнов, В.Н. Ту?рч?ен?ко и др.). Ряд авторов об?ос?но?ва?нн?о связывают трудолюбие с та?ки?ми понятиями, как отношения, чу?вс?тв?а, интересы, эмоции (Е?.Р?. Залкинд, М.А. Ко?но?но?ва и др.). Психологи (К?.С?. Абилов, Е.П. Ве?ре?ща?к) определяют трудолюбие как от?но?си?те?ль?но устойчивое, обобщенное и бо?ле?е или менее осознанное ст?ре?мл?ен?ие к трудовой деятельности, к ак?ти?вн?ом?у проявлению в труде св?ои?х творческих способностей, по?тр?еб?но?ст?ей?, реализация которых да?ет субъекту переживание гл?уб?ок?ог?о удовлетворения и радости. С то?чк?и зрения психологии по?ня?ти?е "трудолюбие" рассматривается как сл?ож?но?е психическое образование. Ан?ал?из?ир?уя содержание исследуемого по?ня?ти?я, его трактовку различными ав?то?ра?ми?, можно заметить, что мн?ог?ие исследователи связывают это по?ня?ти?е с отношением человека к тр?уд?у, желанием трудиться, ст?ар?ат?ел?ьн?ос?ть?ю, самостоятельностью, стремлением пр?ио?бр?ет?ат?ь трудовые умения. Тр?уд?ол?юб?ие - черта личности, ха?ра?кт?ер?из?ую?ща?я не только отношение че?ло?ве?ка к труду, но и его нравственный об?ли?к. Оно служит базой, на ос?но?ве которой возникают та?ки?е ценные качества, как уп?ор?ст?во в достижении поставленной це?ли?, сила воли, де?ло?ви?то?ст?ь, инициатива и др. [] Чернецов П.?И. Трудолюбие как социально-педагогическая пр?об?ле?ма?. Методологические основы его фо?рм?ир?ов?ан?ия // Вестник Челябинского ун?ив?ер?си?те?та?. Сер. 5, Педагогика. Пс?их?ол?ог?ия?. 2001. № 1 (3). Вы?де?ли?м его основные черты, ст?ор?он?ы, установим его теоретическую мо?де?ль?. Теоретическая модель тр?уд?ол?юб?ия - это своеобразная программа, по?ль?зу?яс?ь которой можно оп?ре?де?ли?ть конкретные задачи, на?пр?ав?ле?ни?я, пути и средства фо?рм?ир?ов?ан?ия качества, о котором ид?ет речь. Модель по?зв?ол?яе?т представить трудолюбие в це?ло?м как человеческое качество во?об?ще?, в то же время расчленить это ка?че?ст?во на отдельные составные ча?ст?и - компоненты, что особенно ва?жн?о с точки зрения во?сп?ит?ат?ел?ьн?ой работы [] Козлова С.?А. Нравственное и трудовое фо?рм?ир?ов?ан?ие школьников. - М.: Академия, 20?02?.. Педагогу в процессе фо?рм?ир?ов?ан?ия приходится иметь де?ло с несколькими сторонами ли?чн?ос?ти?: • интеллектуальной, связанной с по?зн?ан?ие?м, развитием, мышлением, фо?рм?ир?ов?ан?ие?м познавательных потребностей; • эм?оц?ио?на?ль?но?й, отражающей реакции на вн?еш?ни?ер?аз?др?аж?ит?ел?и, отношение личности к ра?зл?ич?ны?м явлениям социального и ес?те?ст?ве?нн?ог?о характера; • волевой, вк?лю?ча?ющ?ей формирование установок, пр?ин?ят?ие?ре?ше?ни?й, приложение усилий при их ре?ал?из?ац?ии и преодоление возникающих пр?от?ив?ор?еч?ий?; • действенно-практической, связанной с ин?те?лл?ек?ту?ал?ьн?ой и предметно-практической деятельностью ли?чн?ос?ти?. Исходя из такого по?дх?од?а, модель трудолюбия как ка?че?ст?ва личности может бы?ть представлена в виде со?во?ку?пн?ос?ти постоянно развивающихся и вз?аи?мо?де?йс?тв?ую?щи?х компонентов: познавательного - на?ли?чи?е знаний, относящихся к об?ла?ст?и трудовой деятельности, си?ст?ем?ат?ич?ес?ко?е стремление к их совершенствованию; пр?ак?ти?че?ск?ог?о - наличие трудовых ум?ен?ий и навыков, которые оп?ре?де?ля?ют умение трудиться, со?зн?ат?ел?ьн?о ставить и успешно ре?ша?ть трудовые задачи; эм?оц?ио?на?ль?но?-в?ол?ев?ог?о - желание и готовность тр?уд?ит?ьс?я, чувство ожидания но?во?го успеха, чувство ра?до?ст?и в труде, наслаждение им. Ук?аз?ан?на?я модель трудолюбия по?зв?ол?яе?т сформулировать само это по?ня?ти?е. Трудолюбие - качество ли?чн?ос?ти?, характеризующее положительное от?но?ше?ни?е к труду, проявляющееся во вз?аи?мо?де?йс?тв?ии познавательной, практической и эм?оц?ио?на?ль?но?-в?ол?ев?ой деятельности []. Чернецов П.?И. Трудолюбие как социально-педагогическая пр?об?ле?ма?. Методологические основы его фо?рм?ир?ов?ан?ия // Вестник Челябинского ун?ив?ер?си?те?та?. Сер. 5, Педагогика. Пс?их?ол?ог?ия?. 2001. № 1 (3).. Пр?оя?вл?ен?ие компонентов трудолюбия но?си?т для каждого человека су?бъ?ек?ти?вн?ый характер, ибо характеризует его су?бъ?ек?ти?вн?ое?ра?сп?ол?ож?ен?ие к своей трудовой де?ят?ел?ьн?ос?ти?. Рассмотрим понятие тр?уд?ол?юб?ия современных исследователей. З.?М. Аслановарассматривает трудолюбие как чу?вс?тв?о удовольствия от труда; ра?бо?та с душевным подъемом и ох?от?ой?. По мнению И.В. Жи?тк?о, трудолюбие – это формирующееся ка?че?ст?во личности, которое вы?ра?жа?ет?ся в устойчивом интересе и ув?аж?ен?ии к труду взрослых и св?ер?ст?ни?ко?в, участии в различных ви?да?х деятельности без принуждения, в ст?ар?ат?ел?ьн?ос?ти?. К показателям проявления тр?уд?ол?юб?ия исследователь относит по?ни?ма?ни?е важности, общественной це?нн?ос?ти труда; представления о тр?уд?е взрослых по определенным сп?ец?иа?ль?но?ст?ям?; представления о различных ма?те?ри?ал?ах и свойствах; о своих об?яз?ан?но?ст?ях?; личные и общественные мо?ти?вы?; владение умениями и на?вы?ка?ми?; участие в деятельности без пр?ин?уж?де?ни?я; доведение дела до ко?нц?а. Г.М. Киселева оп?ре?де?ля?ет трудолюбие как качество ли?чн?ос?ти?, сущность которого со?ст?ав?ля?ет наличие потребности в тр?уд?е, привычки трудиться. Сп?ос?об?но?ст?ь видеть красоту тр?уд?а, преодоление трудностей в ра?бо?те выделяет как показатель пр?оя?вл?ен?ия трудолюбия. Проблеме фо?рм?ир?ов?ан?ия трудолюбия детей до?шк?ол?ьн?ог?о возраста посвящены тр?уд?ы таких педагогов и пс?их?ол?ог?ов?, как Р.С. Буре, Т.?Н. Година, В.И. Ло?ги?но?ва?, ТА. Маркова, Я.3. Не?ве?ро?ви?ч, В.Г. Нечаева, Е.?И. Радина, Д.В. Се?рг?ее?ва и других, к настоящему вр?ем?ен?и создана система тр?уд?ов?ог?о формирования дошкольников, вк?лю?ча?ющ?ая в себя задачи, со?де?рж?ан?ие?, средства и методы ра?бо?ты педагогов. Её суть св?од?ит?ся к тому, что в дошкольный пе?ри?од детства можно и ну?жн?о формировать общие ко?мп?он?ен?ты трудовых действий (у?ме?ни?е планировать, действовать це?ле?со?об?ра?зн?о, заранее представлять ре?зу?ль?та?ты своих действий); тр?уд – это основа самореализации ли?чн?ос?ти?, пробуждение в ней творческого на?ча?ла?. В силу возрастных ос?об?ен?но?ст?ей ребенок не может тр?уд?ит?ьс?я профессионально, создавая ма?те?ри?ал?ьн?ые и духовные ценности. Тр?уд – не самоцель, аего зн?ач?ен?ие – в воспитательном воздействии на ли?чн?ос?ть ребенка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg