Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Социально-культурная деятельность как средство социальной интеграции дезадптированных плдростков

irina_krut2019 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2020
Объект исследования – социальная интеграция дезадаптированных подростков. Предмет исследования – социально-культурная деятельность как средство. Цель исследования – конкретизировать социальную интеграцию дезадаптированных подростков и обосновать социально-культурную деятельность как ее средство. Гипотеза исследования. Социальная интеграция дезадаптированных подростков будет возможна, если охарактеризовать дезадаптированных подростков как объект социальной работы, определить сущность социальной интеграции дезадаптированных подростков и выделить её средства, обосновать социально-культурную деятельность как средство социальной интеграции дезадаптированных подростков. Задачи исследования: 1) охарактеризовать дезадаптированных подростков как объект социальной работы; 2) определить сущность социальной интеграции дезадаптированных подростков; 3) обосновать социально-культурную деятельность как средство социальной интеграции дезадаптированных подростков; 4) разработать рекомендации по применению средств социальной интеграции дезадаптированных подростков. Научная новизна исследования состоит в систематизации средств социальной интеграции дезадаптированных подростков и обосновании значимости реализации средств социальной интеграции дезадаптированных подростков силами референтной группы сверстников. Методы исследования: анализ научной литературы, анализ документов, экспертный опрос, тестирование. База исследования: исследование проводилось на базе ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник». Теоретическая значимость: конкретизировано понятие социальной интеграции дезадаптированных подростков и обоснована социально-культурную деятельность как средство социальной интеграции дезадаптированных подростков. Практическая значимость: разработаны рекомендации по применению средств социальной интеграции дезадаптированных подростков.
Введение

Актуальность исследования. Социальная интеграция является одним из понятий, социологическая трактовка которого отличается разнообразием мнений и наличием множества подходов. Данное понятие выступает одним из важных в контексте социального развития, социологического познания социальной реальности. Интеграция имманентно присутствует в целевых установках как отдельных личностей, так и целых социальных групп, сообществ. Это определяется ее значимостью для успешной жизнедеятельности индивидов в терминальной и инструментальной перспективе. Понятие «социальная интеграция» характеризует процесс объединения частей в целое. Социальную интеграцию личности так же рассматривают как процесс и одновременно систему включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности. Термин «интеграция» по своему смысловому значению имеет связи с целым рядом понятий. К таковым относятся понятия «социальная инклюзия», «социальная компетентность», «социализация» и «социальная адаптация» Соответственно, социальная среда, группа, общество в целом являются определяющими аспектами специфики процесса социальной интеграции индивида. Поэтому можно говорить, что в ходе реализации определенного рода социальных отношений, воздействий, как целенаправленного, так и стихийного характера, из индивида как биотипа формируется социотип. В связи с вышесказанным социальная политика государства должна быть направлена на создание социально-интеграционных условий, сред, развитие культуры эффективного социального включения в различные группы общества, интериоризации (принятия) иных культур, развитие способности к установлению продуктивных практик межличностного взаимодействия на основе «освоенных ранее социальных ролей... и социального статуса, связанного с определенными правами и обязанностями». Интерес представляет значимость реализации процесса социальной интеграции для социальной работы. Современные авторы отмечают, что «социальный работник необходим там, где существует риск дезинтеграции социальной системы, связанный с поляризацией социальных субъектов, т.е. разделение на соответствующих социальному нормативу общества и тех, кто отклоняется от нормативного идеала». Суть социальной работы, можно определить через взаимодействие с клиентами, находящимися в условиях дезинтеграции и дезорганизации. В этом случае способствовать интеграции клиента означает предпринимать действия направленные на предотвращение дезинтеграции социальной системы, конфронтации и излишней поляризации. В фокусе многочисленных исследований социальной интеграции находится молодежь. Интеграция молодежи сегодня во многом определяется системой ценностных ориентаций, структурирующихся в сознании молодого человека в процессе его становления. Интеграция способствует формированию устойчивых связей с социальной средой и таким образом детерминирует возрастание субъективности индивида в воспроизводстве институциональных норм. Особую актуальность приобретает вопрос социальной интеграции групп риска. К данной категории в контексте молодежи как особой социально-демографической группы принято относить дезадаптированных подростков. Характеристики дезадаптированных подростков подразумевают необходимость их социальной интеграции. Е. В. Змановская выделяет такие специфические особенности поведения дезадаптированных подростков, как: нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества и в данное время норм; негативная оценка со стороны других людей, нанесение реального ущерба личности или окружающим людям; многократная или длительная повторяемость, отсутствие связи с нестандартными, кризисными ситуациями и психической патологией; выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. Дезадаптированность подростка не позволяет ему успешно включиться в социальное взаимодействие, стать активным субъектом общества, освоить те нормы и правила которые предписываются социальной средой, что делает необходимым его социальную интеграцию. Социальная интеграция дезадаптированных подростков обусловлена потребностью в самоутверждении, самоопределении и включает развитие качеств личности, способствующих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей и полоролевых стереотипов. Необходимость социальной интеграции в подростковом возрасте определена выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и подразумевает способность к эмпатии, умению дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтролю и самомотивации. Социальную интеграцию подростков требует осмысления социальных ценностей и уровня социальной ответственности, которая является основой для развития социальной компетентности. Современные социальные условия способствуют развитию негативных последствий дезадаптации подростков. Становится особо значимым поиск средств социальной интеграции дезадаптированных подростков. В настоящее время сложилось большое количество теоретический и нормативно-правовых разногласий в определении средств, как социальной интеграции вообще, так и средств социальной интеграции дезадаптированных подростков. Средства социальной интеграции определяются по различным основанием, не структурированы в полной мере. Ряд авторов выделяет социально-культурную деятельность как средство социальной интеграции, однако, нет четкого обоснования социально-культурной деятельности как средства социальной интеграции такой специфической социально-демографической группы, как дезадаптированные подростки. Все вышесказанное свидетельствует об актуальности данной проблемы и необходимости исследования социальной интеграции дезадаптированных подростков и выделения социально-культурной деятельности как средства. Степень научной разработанности проблемы. Методологические подходы и теоретические предпосылки к пониманию интеграционных аспектов социального пространства и непосредственно социальной интеграции заложены в фундаментальных работах Т. Парсонса и Э.Гидденса. Социальная интеграция как неотъемлемая часть социальной политики государства в отношении различных групп населения рассмотрена в работах М.В. Алешиной, Д.В. Зайцева, Ю.И. Селивановой. Развернутый анализ проблем социальной интеграции представлен в аспекте глобализации как макроинтеграционного процесса в трудах У. Бека, И. Валлерстайна, В. Мура, Н. Лумана, Г. Терборна, М. Уотерса. Среди отечественных ученых здесь следует назвать Д. Иванова, М. Лебедеву, Н. Покровского, С. Татунц, М. Халикова. Наличие интеграции социальной системы на базе общих для всех ее членов ценностей и норм было установлено М. Вебером, Э. Дюркгеймом, В. Парето, Р. Парком. Представители функционалистской антропологии Б. Малиновский, К. Клакхон, А. Радклифф-Браун - довели идею социальной интеграции до представления о полной интеграции общества. Содержание адаптационных процессов и их место в общественной жизнедеятельности рассматривалось также в трудах таких представителей классической социологии, как Э. Дюркгейм и М. Вебер. Изучением вопроса социальной дезадаптации личности занимались Ю.А. Никитина, Е.И. Холостова, Е.В. Зимовская. Проблемы социальной адаптации подростков рассматриваются в работах Л.С. Выготского, В. Слотта и Н.Ф. Дивициной. Социальная интеграция подростков рассматривается в трудах С.З. Гончарова, С.А. Беличивой, В.И. Меркушина. Вместе с тем, в практике социальной работы сложилось противоречие между многообразием средств социальной интеграции и недостаточным вниманием со стороны социальных работников к потенциалу социально-культурной деятельности. В разрешении данного противоречия заключается проблема исследования, тема которого «Социально-культурная деятельность как средство социальной интеграции дезадаптированных подростков».
Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3 Глава 1 Теоретические основы социальной интеграции дезадаптированных подростков………..……………………………………………………………...7 1.1 Характеристика дезадаптированных подростков как объекта социальной работы………………………………………………….…………………………7 1.2 Сущность социальной интеграции дезадаптированных подростков……22 Глава 2 Опытное исследование применения социально-культурной деятельности как средства социальной интеграции дезадаптированных подростков………………………………………………………………………34 2.1 Социально-культурная деятельности как средство социальной интеграции дезадаптированных подростков ………………..…………………………....34 2.2 Рекомендации по применению как средства социальной интеграции дезадаптированных подростков..………………………………………….…42 Заключение……………………………………………………………………..52 Список использованных источников………………………………………… Приложение А …………………………………………………………………. Приложение Б …………………………………………………………………. Приложение В ………………………………………………………………….
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы социальной интеграции дезадаптированных подростков 1.1 Характеристика дезадаптированных подростков как объекта социальной работы Социальная работа является многогранной сферой деятельности. Мнения относительно сущности и содержания социальной работы как деятельности сегодня различны. Так П.Д. Павленок считает, что социальная работа представляет собой интегрированный вид деятельности, обусловленный ее главным объектом — человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов. Жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации [1, с.12]. В более узком значении объект социальной работы в научной литературе характеризуется как индивид или группа людей оказавшихся в ситуации, препятствующей их полноценному социальному функционированию [2, с.69]. Отдельные авторы распределяют объекты социальной работы на три основные категории: социально незащищенные группы, маргинальные группы и люди с отклонениями в поведении. Более обобщенная классификация осуществлена по критерию масштабности объекта. В этом смысле объектами социальной работы являются индивиды, семьи, группы и сообщества, которые находятся в трудной жизненной ситуации. По мнению А.И. Астафьева для определения социальной группы, нуждающейся в социальной помощи, необходим учет степени риска. В социологии риск рассматривается как объективно существующая опасность, которая опосредуется социальными и культурологическими стереотипами и процессами [3, с.9]. Говоря о конкретных социальных группах или сообществах, традиционно выделяются две позиции в определении рисков. Рассматриваются риски, которым могут быть подвержены социальные группы, а также риски, которые может понести общество по причине нахождения в нем доминирующих элементов нормы, противоречащих общественным интересам. Таким образом, по мнению А.И. Астафьева лица, относящиеся к группам риска, являются объектами социальной работы. Основанием принадлежности к группе риска служат: состояние здоровья, формы поведения, возраст, положение занимаемое в обществе, правовое положение, сфера занятости [4, с.6]. Анализ указанных оснований позволяет выделить подростков в качестве лиц, относящихся к группам риска, а, следовательно, как объект социальной работы. Подросток — юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Этот возраст представляет собой период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями, бурной физиологической перестройкой организма [5, с.71]. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12—14 до 15—17 лет). Такие исследователи как П.Д. Павленок, В.Я. Николаева и С.Т. Жарова особо выделяют такую социально-демографическую группу, как дезадаптированные подростки [6]. Дезадаптированные подростки - это подростки, которые в силу неблагоприятных воздействий утратили способность осуществлять нормальные для возраста виды деятельности, устойчиво прибегают к асоциальным и антисоциальным формам поведения. К такому типу подростков относятся подростки, не имеющие основного общего образования, подростки - выпускники коррекционных школ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки, состоящие на учете в органах внутренних дел и комиссиях по делам несовершеннолетних. Данная категория подростков не имеет социального осознания значимости и стабильности в обществе, адекватных социальных связей, навыков конструктивного поведения и общения, характеризуется низкой самооценкой, низким интеллектуальным уровнем, высокой степенью агрессии и тревожности [7, с. 32-33]. Термин «дезадаптированный подросток» не является единственным при обозначение подростков, транслирующих сходную модель поведения, и имеющих присущие этой группе социальные проблемы. Так Е.И. Холостова отождествляет понятия «дезадаптированный подросток» с понятием «подросток с отклоняющимся поведением». В свою очередь Л.В. Анохин считает, что дезадаптированных подростков следует отнести к категории детей «группы риска». В педагогической традиции дезадаптированные подростки описываются через термин «трудновоспитуемые». При определении дезадаптированных подростков как объекта социальной работы необходимо выделить основные характеристик данной социально-демографической группы. Для этого целесообразно проанализировать процессы социальной адаптации и дезадаптации. Адаптация - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионального трудового становления. В психологическом словаре понятие адаптации трактуется следующим образом: адаптация социальная - интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнить определенные биосоциальные функции; адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. С точки зрения субъект - субъектного подхода адаптация - это способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для собственного развития. В педагогическом словаре дается такое понятие социальной адаптации: социальная адаптация - процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Содержание адаптационных процессов и их место в общественной жизнедеятельности рассматривалось также в трудах таких представителей классической социологии, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс. Э. Дюркгейм изучал приспособление внутренней организации человека к существующим в обществе нормам. На индивидном уровне это выражается в принятии господствующей морали, усвоении представления о своем долге, что проявляется в идейных представлениях и действиях. На уровне общества основным инструментом такого приспособления является само наличие этих норм, их общезначимый характер. Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития. Социализация - социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Это процесс освоения людьми культурных норм общества и собственных ролей [8, с. 43]. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Социализацию часто связывается только с общим развитием, а адаптацию – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Процесс социализации понимается как процесс и результат активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. Процесс дезадаптации Г. Спенсер рассматривал как разрушение и расстройство тех результатов, которые достигнуты в процессе адаптации индивида к обществу, нарушение процесса социального развития и социализации индивида. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок [9, c.554]. Социальные нормы, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия, закрепляют исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий социальный опыт общества и осмысление современной действительности. Они закрепляются в законодательных актах, должностных инструкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Эти нормы служат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и проявляются в его повседневной жизни и деятельности. В целом поведение личности отражает процесс её социализации – «процесс интеграции личности в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения их элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются ее социально значимые черты» [10].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 119 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Социология, 75 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg