Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Ответственность муниципальной власти в Российской Федерации

irina_krut2019 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 23.01.2020
Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование современной концепции муниципально-правовой ответственности, определяющей ее место и роль в системе юридической ответственности, как разновидности публично-правовой ответственности и института муниципального права. В качестве задач автор определил следующие направления для изучения: - рассмотреть понятие и дать общую характеристику ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; - определить основания для привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; - установить особенности применения муниципально-правовой ответственности; - проанализировать ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; - охарактеризовать ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством; - выявить проблемы совершенствования института ответственности муниципально-правовой ответственности. Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Работа состоит из настоящего введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Муниципально-правовая ответственность наступает за реализацию задач и функций, которые возлагает законодательство на органы и выборных должностных лиц местного самоуправления. Ей присущи те общие черты и признаки, которые свойственны всем видам юридической ответственности, однако муниципально-правовая ответственность имеет свои специфические черты. Муниципально-правовая ответственность возникает непосредственно в сфере местного самоуправления и напрямую с ним связана. Как самостоятельный вид юридической ответственности, она направлена на стимулирование развития местного самоуправления, на пресечение негативных явлений в этой сфере, создание условий реализации населением права на осуществление местного самоуправления, формирование системы контроля за деятельностью органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Спецификой муниципально-правовой ответственности является то, что она развивается внутри публичного права, поскольку государство также осуществляет контроль за развитием местного самоуправления как одной из основ конституционного строя. Нормы конституционного и муниципального права устанавливают не только карательные меры, но и стимулирующие, и в этой связи возникает вопрос о соотношении негативной и позитивной муниципально-правовой ответственности. С учетом всех обозначенных выше обстоятельств необходимым и актуальным представляется формирование современной концепции муниципально-правовой ответственности и отражение ее в законодательстве, что актуализирует тему настоящей курсовой работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Ответственность муниципальной власти в Российской Федерации 5 1.1 Понятие и общая характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 5 1.2 Основания для привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 10 1.3 Особенности применения муниципально-правовой ответственности 13 Глава 2. Виды ответственности в сфере местного самоуправления 18 2.1 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением 18 2.2 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством 20 Глава 3 Проблемы совершенствования института ответственности муниципально-правовой ответственности 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Консультант Плюс. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. 02.07.2013) // Консультант Плюс. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301. 4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532. 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ(ред. от 03.02.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954 7. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (Закон о МСУ) (ред. от 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) // Консультант Плюс. 8. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152. 9. Устав города Петрозаводского городского округа (ред. от 20.11.2012) // http://www.petrozavodsk-mo.ru/petrozavodsk/gorod/info/ustav.htm. 10. Устав муниципального образования города Пскова (принят постановлением Псковской городской Думы от 06.03.1997 № 132) (ред. от 25.01.2013)) // Консультант Плюс. 11. Устав Опочецкого района Псковской области (принят решением Собрания депутатов Опочецкого района от 19.07.1996) (ред. 29.02.2012) // http://opochka.reg60.ru. 12. Андреев Ю.Н. Ответственность государства за причинение вреда: цивилистические аспекты. СПб.: Юридический центр Пресс, 2013. 374 с. 13. Давыдова Н.Ю. К вопросу о правовых конструкциях ответственности органов и должностных лиц, осуществляющих муниципальную власть // Адвокат. 2011. N 3. С. 53 - 58. 14. Заболотских Е.М. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления: научно-практическое пособие. Москва: Проспект, 2011. 232 с. 15. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. 328 с. 16. Курманов М.М., Миннегулов И.Х. Ответственность главы муниципального образования: проблемы правового регулирования // Юридический мир. 2012. N 4. С. 13 - 15. 17. Макеев Н. Освобождение от должности глав муниципальных образований в связи с привлечением к уголовной ответственности // Законность. 2010. N 2. С. 3 - 7. 18. Муниципальное право России / Под ред. С.А. Авакьян. - М.: Проспект, 2011. - 544 с. 19. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / А.Г. Бабичев, П.П. Беликов, С.Ю. Зюзин и др.; под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 788 с. 20. Солдатов С.А. Конституционно-муниципальная ответственность: миф или реальность? // Общество и право. 2011. N 5. С. 66 - 69. 21. Чепурнова Н.М. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: ЕАОИ, 2010. - 295 с. 22. Черногор Н.Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления. М.: Юриспруденция, 2007. 304 с. 23. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 672 с. 24. Шугрина Е.С. Контроль за деятельностью и ответственность власти: злоупотребление правом, злоупотребление властью или игнорирование права? // Муниципальная служба. 2012. N 3. С. 20 - 30. 25. Янкевич С.В. Научно-практический комментарий к статье 19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // Юридический мир. 2012. N 10. С. 55 - 60.
Отрывок из работы

Глава 1. Ответственность муниципальной власти в Российской Федерации 1.1 Понятие и общая характеристика ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления В статье 70 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон о МСУ) говорится о том, что в соответствии с законодательством РФ ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами несут органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Но что же такое ответственность? Ответственность в муниципальном праве является достаточно сложной категорией. Так, например, в административном праве либо в уголовном праве ответственность применяется в виде лишений частного или экономического характера при помощи санкций лишь в результате виновного противозаконного поступка. В муниципальном же праве ответственность можно рассматривать более широко. Так, если отталкиваться от понимания правовой ответственности как применения санкций за поведение, противоречащее закону, то и муниципальную ответственность можно определить как наступление негативных последствий для субъекта муниципально-правовых отношений в связи с его противозаконными поступками. Данная ответственность именуется негативной юридической ответственностью . При этом субъект муниципально-правовых отношений должен быть признан виновным и в отношении него могут применяться санкции всевозможных видов отраслевой ответственности. Существует и позитивная юридическая ответственность, состоящая из : 1) внутреннего отношения субъекта права к своему долгу в части исполнения требования норм права; 2) ответственности перед кем-либо, предполагающая вероятность спросить с данного субъекта права за его поступки. Представленные выше случаи являются средствами влияния на субъект муниципально-правовых отношений, побуждающие его действенно применять законодательство, свои права и возможности. Ч. 2 ст. 1 Закона о МСУ закрепляет значимость позитивной юридической ответственности, в соответствии с которой под местным самоуправлением понимается «самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения». В этом случае речь идет о населении – особой ветви власти, являющейся гарантируемой и признаваемой самостоятельной деятельностью населения по решению вопросов муниципального значения. При этом в тексте закона содержится указание на ответственность народа за свои решения. Безусловно, можно обвинять соответствующих лиц, ставить вопрос об их отзыве, т.е. о применении мер негативной правовой ответственности. Однако негативные последствия были вызваны личным поведением населения. Отвечать за все это необходимо перед самим собой, что и отразил Закон о МСУ в формуле «под свою ответственность». Таким образом, получается, что для местного самоуправления предусмотрена такая же позитивная юридическая ответственность, как и для населения страны в целом. Так, если для населения все ограничивается позитивной юридической ответственностью, то на уровне местного самоуправления есть некоторые особенности, заключающиеся в том, что самоответственность населения как позитивная ответственность может быть дополнена еще и его косвенной негативной ответственностью за результаты, вызванные, как виновной деятельностью органов местного самоуправления, так и безответственным поведением самого населения . В качестве примера можно обозначить отзыв субвенций и субсидий из вышестоящих бюджетов при их нецелевом или несвоевременном освоении. Несомненно, это будет служить неким «наказанием» как органов местного самоуправления, так и населения. В некоторой степени аргументированным необходимо считать включение в главу 10 Закона о МСУ «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью» положений о временном осуществлении органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. Хотя такое участие органов государственной власти в делах местного самоуправления было бы правильнее принимать за помощь поселению, а особенно с учетом п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона о МСУ, где говорится о государственном управлении муниципальными делами в условиях отсутствия органов местного самоуправления в результате чрезвычайного происшествия . В конце концов, переход самоответственности народа в его своеобразную негативную ответственность можно просматривать и в возможности по решению суда признать не имеющим юридической силы решение, принятое на местном референдуме, в виду его противоречия законодательству. Аналогичная отрицательная оценка направлена, как к органам местного самоуправления, подготовившим и вынесшим вопрос на местный референдум, так и к населению, принявшему незаконное решение. Широкий подход к вопросу об ответственности органов местного самоуправленияи должностных лиц местного самоуправления предполагает и ответ на такой вопрос как: могут ли государство и другие субъекты права быть привлечены в качестве ответчиков перед населением и органами местного самоуправления? Вопрос о возможности ответственности государства ставится учеными в общем плане, т.е. как позитивной юридической ответственности. В этом смысле можно сказать, что государство несет ответственность, как за развитие местного самоуправления, так и за исполнение своих обязательств перед ним. На практике же чаще всего реальные претензии предъявляются не к государству, а к органам государственной власти. Негативная юридическая ответственность субъектов права, за исключением государства, перед местным самоуправлением на практике проявляется очень часто. К примеру, многие юридические лица (а особенно хозяйствующие субъекты), а также физические лица несут перед местным самоуправлением ответственность в основном вещественного характера. Глава 10 Закона о МСУ посвящена ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, а также физическими и юридическими лицами. Рассмотрим общие положения, отраженные в статьях 71, 72 и 76 Закона о МСУ. Ч. 1 ст. 71 Закона о МСУ гласит, что в соответствии с уставом муниципального образования и Законом о МСУ определяются основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, а также порядок решения соответствующих вопросов. А ч. 2 ст. 71 дает право населению муниципального образования на отзыв депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Другими словами, ответственность перед населением связывается в Законе о МСУ только с отзывом депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Данный факт немного сужает общее понимание ответственности в муниципальном праве как сочетания позитивной юридической ответственности с негативной юридической ответственностью. Да и по негативной юридической ответственности тоже появляются вопросы, например, не допустимы ли иные меры негативной юридической ответственности депутатов и иных выборных лиц перед населением. Совсем этого исключать нельзя. Помимо этого, в ст. 71 Закона о МСУ сказано, что основания наступления ответственности определяются уставами муниципальных образований. Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о МСУ основаниями для отзыва «могут служить только его конкретные противоправные решения либо действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке». Возникает вопрос: что тогда записывать в устав муниципального образования? Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством в соответствии со ст. 72 Закона о МСУ рассматривается как негативная юридическая ответственность. В ст. 72 Закона о МСУ сказано, что: «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в соответствии с решением соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий». В соответствии со ст. 76 Закона о МСУ ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Гражданский кодекс Российской Федерации , Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации , Закон о МСУ и иные нормативно-правовые акты РФ подтверждают вывод о том, что данная ответственность проявляется в праве названных субъектов права, во-первых, оспаривать в суде нормативно-правовые акты местного самоуправления и его органов, во-вторых, в судебном порядке предъявлять имущественные претензии к органам местного самоуправления и добиваться их удовлетворения. 1.2 Основания для привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления Основанием привлечения к ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления является признание нарушения юридических норм, отнесенных к местному самоуправлению. В зависимости от видов субъектов муниципально-правовых отношений основания привлечения к ответственности делятся на две группы . Основания ответственности в системе местного самоуправления для субъектов, наделенных правом принимать решения по вопросам местного значения, указаны в главе 10 Закона о МСУ. Ст. 21 этого Закона о МСУ предусматривает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий. Основанием такого вида ответственности служит исполнение или неисполнение делегированных полномочий. Основаниями для привлечения к ответственности являются: утрата доверия; публикация противозаконных нормативно-правовых актов; неисполнение или ненадлежащее исполнение некоторых государственных полномочий. Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверия. В соответствии с ч. 2 ст. 71 Закона о МСУ население муниципального образования имеет право отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления. Основания наступления такой ответственности, а также порядок решения соответствующих вопросов устанавливаются уставами муниципальных образований. Право населения на отзыв депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления зафиксировано лишь на местном уровне. Принцип, устанавливающий статус депутатов в юридической литературе именуется принципом императивного мандата. Ответственность должностных лиц органов местного самоуправления в случае издания незаконных правовых актов. В случае совершения указанных действий представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а должностное лицо органа местного самоуправления - отрешено от должности . Ст. 73 Закона о МСУ устанавливает механизм осуществления роспуска представительного органа муниципального образования. Так, роспуск представительного органа местного самоуправления может быть осуществлен при наличии таких обязательных условий как: 1) нормативно-правовой акт, признанный судом противоречащим законодательству, не отменен; 2) издание нормативно-правового акта, противоречащего законодательству, повлекло нарушение прав и свобод человека и гражданина или нанесение иного вреда. К ответственности также может быть привлечен глава муниципального образования (местной администрации) в виде отрешения от занимаемой должности. Основанием отрешения от должности главы муниципального образования (местной администрации) может служить: 1) принятие противозаконного нормативно-правового акта; 2) совершение действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ; 3) нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Для отрешения главы муниципального образования (местной администрации) все эти действия должны быть подтверждены решением суда. Глава муниципального образования (местной администрации) отрешается от должности нормативно-правовым актом высшего должностного лица субъекта РФ. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления перед государством может применяться в случае ненадлежащего исполнения ими отдельных государственных полномочий. Органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за исполнение отдельных государственных полномочий в рамках выделенных муниципальным образованиям на эти цели вещественных ресурсов и финансовых средств. Закон о МСУ не устанавливает конкретные виды ответственности за ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий. Некоторые меры ответственности за совершение вышеперечисленных поступков в настоящее время закреплены законодательством на уровне субъектов РФ . В отдельных случаях к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления предусмотрено применение санкций, установленных ст. 73 и 74 Закона о МСУ. Также к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления могут быть применены санкции, установленные ст. 75 Закона о МСУ, в случае, если при исполнении некоторых переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств или нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативно-правовых актов, установленные соответствующим судом (временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления). В любом случае, органы местного самоуправления не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий, переданных им с нарушением требования ст. 19 Закона о МСУ.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 40 страниц
800 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 34 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg