Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Сравнительный анализ изучения фонетико-фонематической стороны речи у детей с дизартрией и экспрессивной алалией.

natati2016 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2018
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями фонетико- фонематической стороны речи. Между тем, нами обнаружено мало научно-методических разработок, посвященных оказанию помощи детям дошкольного возраста с данными нарушениями. Целью исследования явилось изучение фонетико- фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией и экспрессивной алалией. В ходе исследования были решены поставленные задачи: 1) раскрыта проблема развития фонетико- фонематической стороны речи в онтогенезе; 2) определены основные направления работы учителя-логопеда по коррекции фонетико- фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией и экспрессивной алалией. 3) исследована разнообразная литература по фонетико- фонематической стороне речи у детей с дизартрией и экспрессивной алалией. 4)Даны рекомендации родителям по коррекции речевых дефектов.
Введение

В общении с окружающим миром и взрослыми формируется речь ребёнка, проявляется его познавательная и предметная деятельность. В овладении речью формируется вся психика малыша, это позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Ушинский отмечал, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому очень важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Важнейшим условием всестороннего и полноценного развития детей является хорошая, правильная речь. Если у ребёнка разнообразная, точная речь, то ему легче высказать свои мысли, то больше у него возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. По утверждению психологов: дошкольный возраст –сензитивный(от лат. sensus – чувство, ощущение) период, а значит, он более благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Проблема развития речи детей сегодня стоит особенно остро. Отмечается значительное увеличение количества детей с нарушениями речив последние годы. Структура речевого дефекта усложняется, в том числе фонетико-фонематической стороны речи. Поэтому заявленная тема данной работы актуальна и своевременна. Различение фонемпри онтогенезе в норме происходит сравнительно медленно: ещё на втором году жизни дети не различают слов бак, мак. Так смысловая дифференциация слов, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, т.е. выделение фонем, начинаетсятолько со второго года. Идёт при этом уточнение артикуляции, т.к. от неё зависит качество произносимых звуков. Артикуляция сначала происходит только рефлекторно, без контроля сознания, потом, в некоторых случаях, она осуществляется сознательно. Поэтому в некоторыхслучаях происходит исчезновения у маленьких детей, уже имевших в речи, тех или иных неосознанных звуков, по-видимому, более легко поддающихся торможению. Внезапнозаторможенные звуки снова появляются в зависимости от давности угасания, от раздражителей среды и т.п. Фонетико-фонематическая сторона речи не у всех детей развивается в пределах нормы. Нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Начиная осознавать свой недостаток,плохо говорящие дети, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Профессор Т.Б. Филичева отмечает, что около 40% детей в возрасте 5-ти лет, т.е. тогда, когда речь должна быть сформирована, по-прежнему неверно произносят звуки родного языка. Возрастает число детей, имеющих нарушение звукопроизношения.Значимость и актуальность логопедической коррекции по-прежнему велика. Широко распространённое явление среди детей в наши дни нарушение речи. Причины возникновения нарушений весьма разнообразны. Сложными, в большей степени, являются органические нарушения и уже в меньшей степени функциональные. У детей присутствуетв большинстве случаевна этом фоне в той или иной степени нарушения звукопроизношения, фонематических процессов. Специальная коррекционная помощь специалистанеобходима детям с различными нарушениями речи. Чем раньше родители выявят ошибки, допускаемые детьми в произношении, тем успешнее в дальнейшем они овладеют чтением и письмом. В настоящее время увеличивается количество детей с такими дефектами, как дизартрия и экспрессивная алалия. Причём нами обнаружено мало научно-методических разработок, посвященных оказанию помощи детям с данными нарушениями. Сегодня сложилось противоречие между необходимостью оказания логопедической помощи с данными нарушениями и недостаточной теоретической и методической разработанностью этого вопроса. Проблемы в теории и практике профессиональной деятельности учителя-логопеда является проблемой данного исследования. Изучить каковы возможности логопедической помощи детям с дизартрией и экспрессивной алалией. Объект исследования: Методические пособия, логопедическая литература. Предмет работы: Сравнительный анализ изучения фонетико-фонематической стороны речи у детей с дизартрией и экспрессивной алалией. Цель исследования:изучение особенностей развития фонетико-фонематической стороны речи детей с дизартрией и экспрессивной алалией. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - изучение развития речи в онтогенезе; - ознакомление с особенностями развития фонетико-фонематической стороны речи детей с дизартрией и экспрессивной алалией. Выдвинута гипотеза: процесс формирования произносительных навыков у детей имеет свои особенности и будет более успешным, если логопедическая работа будет направлена на создание условий для развития звукопроизношения, фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза, интонационной стороны. Методологической основой данной работы являются положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления; о ведущих видах деятельности и речи в развитии личности; теория речевой деятельности (Л. С. Выгодский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия); теория о словесной регуляции деятельности (В. В. Лубовский); принципы анализа речевых нарушений (Р. Е. Левина); принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в нём систематизирован материал по проблеме изучения фонетико- фонематической стороны речи в онтогенезе; определены особенности фонетико-фонематической стороны речи у детей с дизартрией и экспрессивной алалией, рассмотрено содержание логопедической работы по проблеме развития фонетико- фонематической стороны речи у детей с дизартрией и экспрессивной алалией. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка,приложений.
Содержание

Содержание Глава 1.Научно-теоретические исследования дефекта дизартрии и экспрессивной алалии в логопедии. 7 1.1 Понятие фонетико-фонематического строя речи. 7 1.2 Определение понятия дизартрии, её краткая характеристика. 16 1.3 Определение экспрессивной алалии, ее краткая характеристика………26 1.4 Сравнительный анализ дизартрии с экспрессивной алалией…….……..32 Глава 2.Эмпирическое исследование методических рекомендаций к логопедической работе по коррекции фонетико-фонематической стороны речи, у детей с дизартрией и экспрессивной алалией. 44 2.1 Система коррекционного воздействия при дизартрии 44 2.2 Система коррекционного воздействия при экспрессивной алалии. 46 2.3 Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи….50 Заключение. Библиографический список. Приложение.
Список литературы

1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с. 2. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях [текст] / Аманова М.М//Логопедия.-2007.-№ 1-с.20-27. 3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. 4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 319 с. 5. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с. 6. Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966. 7. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997. 8. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62. 9. Волкова Л.С., Голубева Г.Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР // Дефектология. – 1995. – № 2 10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. - М., 1956 11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000 12. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. – СПб, 1996. 13. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83 14. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, — 112 с. 15. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. – М., 1996. 16. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31 17. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2001 № 11. - с. 41-46 18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990. 19. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. 20. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. Пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с. 21. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1985. 22. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г. 23. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002. 24. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов – М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001. 25. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000. 26. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004 27. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967, вып. 2 (122). 28. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 29. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. 30. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена. // Дефектология. – 1986. - № 2.
Отрывок из работы

Глава 1.Научно-теаретические исследования дефекта дизартрии и экспрессивной алалии в логопедии. 1.1 Понятие фонетико-фонематического строя речи. Онтогенез. Тесное взаимодействие основных компонентов: звукопроизношения и просодикипредставляет собойФонетико-фонетическая сторона речи.Тесным образом разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) взаимодействуют, определяя, как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. Произнесение звуков, как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппаратапонимают под фонетической стороной речи Речевой аппарат являетсяПериферическим отделом речедвигательного анализатора, куда входят: 1. дыхательный аппарат, которыйобеспечиваетэнергетическую основу речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань). - голосообразовательный аппарат, обеспечивает образование тука (гортань с голосовыми складками); 2. артикуляционный аппарат, преобразует звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости). 3. проводниковый отдел анализатора входят три пары черепно-мозговых нервов (языкоглоточный, возвратный, подъязычный), подкорковые образования, обеспечивающие проведение информации к коре. Центральное звеноречедвигательного анализатора теменной коры головного мозга, где анализируется информация о положении органов речевого аппарата в момент речи, и лобный, или центр Брока, который программирует и осуществляет контроль за выполнением движений. Способность различать и дифференцировать фонемы родного языкаявляетсяфонематической стороной речи. Согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитыйфонетико- фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука являетсявосприятие и воспроизводство звуков родного языка. Развитие и становление фонетико-фонематической стороны речив онтогенезе происходит постепенно. Сначала, в первые месяцы после рождения, у младенца интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы. Дети рождаются с готовыми к работе органами артикуляции. При этом, однако, необходим длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи. Начальными звуками ребенка являются крики, представляющие собой, безусловно - рефлекторную реакцию на действие сильных внешних и внутренних раздражителей. С первых месяцев после рождения, выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и голосовой активностью. Первый период гуления (2-6 месяцев) совпадает с активизацией их общей моторики. На данном этапе у ребенка появляются ощупывающие движения, он оказывается в состоянии отводить большой палец, направлять руки к объекту и осуществлять его произвольный захват под контролем зрения. Если ребёнок в эмоциональном возбуждении, то поток тактильно-кинестетических раздражений от сокращающихся мышц, поступает в центральную нервную систему на определенный интервал времени быстрее, чем соответствующие,аутослуховые и аутозрительные раздражения, что и закладывает тот базальный компонент второй сигнальной системы речи, о котором говорил И.П. Павлов. Звуковые комплексы из внешней среды те кинестетические, эквиваленты которых у ребенка имеются, он не только правильно слышит, но и начинает подражательно воспроизводить. Именно в этот период ребенок начинает осваивать совокупность гласных, сначала с освоения широкого гласного [а], а спустя некоторое время осваивает систему из трех гласных [а, и, у]. В период 5-6 месяцеву ребенка появляются сочетания губных и гласных звуков [бааа, мааа], а также язычных звуков [тааа, лааа], которые, затем сменятся цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом [тя-тя-тя] и т.п., затем-цепи со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся вокальным концом [те-тя-те] и т.п., и наконец, появляются (к 1 году) цепи из сегментов с меняющимся шумовым началом [ма-ля, да-ля, па-на, па-на-на, a-мa-на] и т.п. Овладевает ребенок структурой открытого слога, являющегося основной структурной единицей русской речи. Далее, от 9 до 18 месяцев («период лепетныхпсевдослов», по определению Винарской)- начальный этап речевого развития ребенка. Характерно для этого периода интенсивное формирование артикуляционной моторики и тонких дифференцированных движений рук. Начинает, появляется активная манипулятивная деятельность. Овладевает ребенок умением самостоятельно принимать вертикальную позу, постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. В фонетическом отношении первые слова очень просты. Они состоят из одного или двух открытых слогов. В двусложных словах слоги преимущественно одинаковые [ба-ба, ма-ма, би-би] и т.п., что напоминает повторение слогов в лепете. Спустя время, ребенок выделяет из слова ударный слог, характеризующийся динамическим напряжением, и занимает, в большинстве случаев, начальную позицию. Доречевой период, считается, является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Малыш практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонетико- фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова.С развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарататесно связано развитие фонетико-фонетической стороны речи Следовательно, постепенно увеличивается запас произносимых звуков. Происходит овладение звуками речи в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные - раньше, чем щелевые. Так как произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй; затем осваиваются аффрикаты и сонорные.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 81 страница
2025 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg