Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Теоретические основы изучения агрессии в психологии.

irina_krut2019 675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.01.2020
Объект исследования — агрессия как психологический феномен Предмет исследования — особенности агрессии в рамках различных теорий отечественной и зарубежной психологии. Цель исследования: изучить степень разработанности проблемы агрессии в отечественной и зарубежной психологии. Задачи исследования: 1.Проанализировать и охарактеризовать понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии; 2.Дать характеристику классификации агрессии в отечественной и зарубежной психологии; 3.Выявить причины возникновения и способы коррекции агрессии. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы. Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего в себя 30 источников.
Введение

Актуальность исследования. Проблема агрессии одна из самых важных проблем в современной психологии. Неустойчивое экономическое положение в стране, сокращение жизненного уровня, кризис, всё это оказывает влияние на психологию каждого человека: увеличивается беспокойство, напряжение, ожесточённость, возрастает безжалостность и жестокость. Тревожным признаком агрессии является рост числа несовершеннолетних с поведением, проявляющимся в таких действиях, как бандитизм, хулиганство и др. Необходимость исследования проблемы агрессивного поведения обуславливается реалиями современного общества, в котором существует склонность к накоплению психологического напряжения и прибегание к антисоциальному поведению как к одному из возможных способов избавления от состояния стресса и напряжения. Огромное число существующих теорий, пытающихся объяснить явление агрессии, говорит о многоаспектности данной проблемы. Большой вклад в изучение агрессивного поведения внесли такие ученые, как: А. Адлер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, А. Фрейд, Э. Эриксон и др. Проблеме агрессивного поведения посвящен ряд исследований как в отечественной литературе: Н.Д. Левитов., Т.Г. Румянцева., Л.Ю. Иванова., С.А. Беличева, Л.М. Семенюк., В.Г. Петров., Н.Н. Павлова., и др., так и в зарубежной: Д. Доллард, В.Е. Каган и другие. Принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогических аспектах работы выявляется необходимость определения реальных психологических причин агрессии, раскрытие условий, механизмов, становления и усвоение агрессивного поведения, а также средств её предотвращения и коррекции обуславливает актуальность данной работы. Проблема исследования: каковы особенности агрессии в рамках различных теорий отечественной и зарубежной психологии?
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии в психологии……………5 1.1. Общая характеристика и сущность понятия «агрессия»…………….5 1.2. Понятие «агрессия» в отечественной психологии……………………7 1.3. Понятие «агрессия» в зарубежной психологии……………….............9 Вывод по первой главе……………………………………………………..11 Глава 2. Критерии классификации агрессивного поведения…………………12 2.1. Виды агрессии по наличию инициативы…………………………….12 2.2. Виды агрессии по степени выраженности и целям …………………14 2.3. Виды агрессии по направленности на объект и причинам появления………………………………………………………………………...17 Вывод по второй главе……………………………………………………..18 Глава 3. Коррекция агрессивного поведения…………………………………..19 3.1. Причины агрессивного поведения…………………………………....19 3.2. Механизмы регуляции агрессии и контроль над ней……….………21 Вывод по третьей главе………………………………………………….....23 Заключение……………………………………………………………………….24 Список использованных источников…………………………………………...26
Список литературы

1. Антонян, Ю.М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди/ Ю.М. Антонян. – М.: Юнити – Дана, 2013. – 364 с. 2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии/ А. Адлер. –М.: 2007. – 240 c. 3. Бандура, А. Подростковая агрессия/ А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: АСТ, 2000. – 512 с. 4. Бандура, А. Теория социального научения/ А. Бандура. – СПБ.: Питер, 2000. – 460 с. 5. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль/ Л. Берковиц. – М.,2007. – 340 с. 6. Бэрон, Р. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПБ.: Питер, 2014. –316 с. 7. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2018. – 336 с. 8. Гончаров, А.В. Как противостоять психологической агрессии и манипуляциям/ А. В. Гончаров. – М.: Феникс, 2014. – 206 с. 9. Ениколопов, С.Н. Агрессия в обыденной жизни/ С.Н. Ениколопов. – М., 2014. – 496 с. 10. Зинченко, В.П. Психологический словарь/ В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: АСТ, 2008. – 672 с. 11. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения/ Е.П. Ильин. – СПБ.: Питер, 2014. – 368 с. 12. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии/ Б. Крейхи. – СПБ.: Питер, 2003. – 510 с. 13. Лоренц, К. Агрессия. Так называемое зло/ К. Лоренц. – М.: АСТ, 2017. – 352 с. 14. Петровский, А.В. Психологический словарь/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Политиздат, 2007. – 494 с. 15. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков/ Н.М. Платонова. –СПБ.: Речь, 2006. –336 с. 16. Реан, А.А. Социализация личности// Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПБ.: Речь, 2000. – 420 с. 17. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/ Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2008. – 176 с. 18. Соловьёва, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии/ С.Л. Соловьёва. – СПБ, 2000. – 600 с. 19. Фрейд, З. Психология бессознательного/ З.Фрейд. – М.: АСТ, 2007. –608 с. 20. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм. – М.: АСТ,2007. – 447 с. 21. Фурманов, И. Агрессия и насилие.//Диагностика, профилактика и коррекция./ И. Фурманов. – М., 2007. – 356 с. 22. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений/ Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс,2000. – 512 с. 23. Агрессия [Электронный ресурс] // Психологос : Энциклопедия практической психологии. // http://www.psychologos.ru 24. Божович Л. И. об агрессии [Электронный ресурс] / Л.И. Божович // www.gumer.info/bibliotek.Buks/Pedagog/hrestomatia/51.php 25. Интегрированный проект на тему «Агрессия» [Электронный ресурс] // www.vashpsixolog.ru/pedagogically-difficult-children/53-aggressive-children/690-integrated-project-on-aggression 26. Колосова С. Агрессия и агрессивность [Электронный ресурс] / С. Колосова // psy.1september.ru/2000/25/2/htm 27. Лоренц , К. Агрессия [Электронный ресурс] // www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lorenc/_Agress_Index.php 28. Научный интернет-ресурс. Что такое агрессия? [Электронный ресурс] // www.psychologies.ru/glossary/dict/188 29. Психологические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс] // www.psinside.ru/ndos-928-1.html 30. Работа с агрессивным поведением [Электронный ресурс] //www.anypsy.ru/content/rabota-s-agressivnym-povedeniem
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии в психологии 1.1. Общая характеристика и сущность понятия «агрессия» Вопрос агрессии имеет давнюю историю. Многие ученые в нашей стране, такие как: Б.Г. Ананьев., Л.М. Семенюк., А.А. Реан., Т.Г. Румянцева и др., и за границей: А. Адлер., А. Бандура., Д. Доллард., Э. Фромм и т.д., занимались проблемой агрессивного поведения, но к одному решению так и не подошли, так как она трудна и многогранна и, вследствие этого, одного заключения существовать не может. Феномен агрессии обширно изучается в психологии: в настоящий период исследование вопроса агрессивного поведения человека стало самым распространённым направлением экспериментальной работы психологов всего общества. Связано это с огромным увеличением степени агрессивного поведения и насилия в современном мире. А.В. Петровский даёт следующее определение: «Агрессия -индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на психологическое или физиологическое нанесение вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей» [14, с. 9]. В литературе разными авторами предложено множество дефиниций агрессии. Под агрессией понимаются «акты враждебности, атаки, разрушения, стремление к самоутверждению, и действия, которые вредят другому лицу или объекту» [2, с. 15]. Человеческая агрессивность это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке причинить ущерб либо вред личности либо окружению. Многочисленные авторы оценивают агрессию как отклик враждебности на созданную другим фрустрацию, вне зависимости от того, в какой степени эта фрустрация имеет враждебные намерения (Д. Доллард, Н. Миллер). Большая часть современных авторов (Р. Бэрон, Д. Ричардсон) полагают, что агрессия - это любая форма поведения, направленная на оскорбление либо нанесение ущерба другому живому существу, не желающему такого обращения. Перечислим некоторые определения, приводимые Р. Бэрон и Д. Ричардсон в монографии «Агрессия»: 1.Агрессия – это любое поведение, содержащие угрозу либо наносящее ущерб другим; 2.Для того чтобы те или другие действия были квалифицированны как агрессия, они обязаны включать в себя намерение обиды либо оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям; 3.Агрессия–это стремление причинить другим телесные либо физиологические повреждения. В исследованиях Л.М. Семенюк [17] агрессия понимается как целенаправленно разрушительное действие, противоречащее законам и нормам жизни людей в социуме, причиняющее ущерб одушевлённым или неодушевлённым предметам, наносящее физический ущерб индивидам или пробуждающее у них психологический дискомфорт. Это и нападение по собственной инициативе с целью присвоения, и угроза, стремление осуществить нападение, агрессивность к какому-либо индивиду или же обстоятельству. Оно может обладать как сильно выраженной формой - дерзость, атака, так и скрытой формой недовольства и недоброжелательности. В теории социального научения, предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения [4]. Таким образом, проблема агрессии является одной из актуальнейших на современном этапе развития общества. Описанием её видов, выяснением причин явления занимались многие отечественные и зарубежные психологи и исследователи поведения, однако чёткого определения так и не было найдено. 1.2. Понятие «агрессия» в отечественной психологии В отечественной психологии явление агрессии изучалось менее усиленно, нежели за рубежом. Исследования агрессии и агрессивного поведения притягивали интерес многочисленных авторов, которые нашли отражение в ряде трудов (Л.М. Семенюк., С.Л. Рубинштейн., А.А. Реан., Н.Д. Левитов., Т.Г. Румянцева). Отечественные учёные, давая определение агрессии, предприняли попытку в некоторой степени справиться с проблемами и исправить недостатки зарубежных коллег. В отечественной науке вопрос агрессии рассматривают в своих трудах Л.С. Выготский, С.Л. Соловьёва, Л.М. Семенюк, Н.М. Платонова, А.А. Реан и др. Главная терминологическая сложность, отмеченная отечественными учеными, связана с отличиями в степени тяжести агрессивных действий (когда термином «агрессия» называют использование огнестрельного оружия с целью жестокой расправы, в таком случае смысл один, но если понятие «агрессия» применяется с целью обозначения настойчивости, напористости, безжалостности учащегося либо учителя, в таком случае смысл уже немного другой). Агрессия или агрессивное поведение - своего рода форма действий человека, которые характеризуются демонстрацией достоинства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым человек пытается причинить ущерб. В.П. Зинченко дает определение агрессии как «целенаправленного разрушительного поведения, противоречащего общепринятым меркам и законам сосуществования людей в мире, наносящее ущерб объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), наносящее физический вред людям (сильные переживания, положение напряженности, страха, бессилия и т.п.) [10, с. 8]. В прямом смысле слова – это нападение с целью захвата по собственной инициативе. Совместно с этим это такое состояние, которое может включать в себя не только лишь прямое нападение, но и опасность, стремление напасть, агрессивность. Состояние агрессии может быть четко сформулировано, к примеру, задиристость, наглость, а может являться скрытым, имея форму скрытой недоброжелательности. Типичное состояние агрессии характеризуется внезапным, нередко аффективным переживанием гнева, нервной активностью, злостью. Довольно распространенным проявлением агрессии является грубость в различных формах. Л.С. Выготский оценил агрессивность и агрессивное поведение как форму адаптации к окружающей индивида социальной среде, сочетающуюся с нормами его окружения [7]. Согласно точке зрения А.А. Ратинова и О.Д. Ситковской , агрессивность носит социально-приобретённый характер и связана с определённым строением мотивационной сферы личности, являющейся составной частью системы ценностей. Т.Г. Румянцева исследует агрессию как необходимую динамическую характеристику активности и адаптивности человека. Отсутствие агрессивности становится причиной пассивности и т.д. С другой стороны, лишнее формирование и выражение агрессии начинает формулировать весь облик личности, приводя к осознанно опасным и неодобряемым формам действия. С.Л. Соловьёва [18] определила агрессию как системное социально-психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее деструктивный характер в зависимости от различных факторов (биологических, психологических и социальных) Агрессия, по мнению автора, носит индивидуальный характер и является определённой структурной и функциональной организацией, которая и определяет свойства каждого агрессивного субъекта. Таким образом, отечественными психологами представлено множество дефиниций агрессии, которые не только не сходятся в своих ключевых моментах, но и зачастую противоречат друг другу. Тем не менее, следует отметить, что единого и общепринятого определения не существует.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 78 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
390 руб.
Курсовая работа, Психология, 50 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg