Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика обучения сжатому изложению.

irina_krut2019 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.01.2020
Объектом исследования является процесс формирования и развития связной речи при обучении сжатому изложению. Предмет исследования ? методическая система обучения сжатому изложению. Характер поставленных задач определял выбор методов исследования: изучение и теоретический анализ лингвистической, психологической и методической литературы с целью установления теоретических основ исследования; целенаправленное наблюдение за процессом обучения сжатому изложению текста на уроках русского языка и развития речи в начальной школе; изучение и обобщение педагогического опыта учителей. Целью настоящего исследования является комплексное изучение методик обучения сжатому изложению, предлагаемых в современной методической литературе. В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению сжатому изложению могла бы повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи учащихся начальных классов при соблюдении следующих методических условий: во-первых, если в основу методической системы будет положен необходимый и достаточный минимум теоретических сведений о сокращённой передаче информации; во-вторых, в процессе написания изложения будет использован текст, обладающий необходимыми для данного вида учебной работы критериями. Для достижения данной цели в соответствии с объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи: ? исследовать теоретические основы обучения сжатому изложению; ? установить психолингвистические основы обучения сжатому изложению; ? выявить и сформулировать оптимальные критерии текста при обучении сжатому изложению; ? определить эффективные методы, приёмы и средства обучения сжа¬тому изложению; ? в рамках выполнения практического задания к курсовой работе подготовить методическую разработку занятия (Приложение Б). Методологическую основу исследования составляет деятельностный подход к проблеме порождения высказывания в рамках теории речевой деятельности, а также основополагающие принципы лингвистики, лингводидактики, педагогики и психологии. Теоретическую основу исследования составила лингвистическая и методическая литература по обучению учащихся начальной школы написанию изложений с опорой на типы текста. Особенно следует отметить учебные пособия, изданные в 2016?2018 гг. В монографии Л. С. Саломатиной [32] раскрыты психолого-лингвистические основы обучения детей созданию письменных текстов различных типов, показана методика обучения младших школьников созданию письменных текстов разных типов с опорой на данные лингвистики текста и методики обучения русскому языку в начальной школе. Пособие Т.И. Зиновьевой [11] помогло освоить вопрос методики совершенствования речевой деятельности учащихся. В фундаментальном учебном пособии М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, О. В. Сосновской [23], переизданном в 2017 г., освещаются вопросы эффективности в обучении русскому языку в начальных классах. Авторы кратко и доступно раскрываются особенности работы с речевой деятельностью учащихся в процессе подготовки к обучению написания краткого изложения. Наибо?льшего внимания заслуживает изданное в 2018 г. учебное пособие Е.В. Архиповой «Основы методики развития речи учащихся» [2], где освещается вопрос методики построения сжатого текста с точки зрения современных понятий о закономерностях усвоения родной речи, содержится подробное рассмотрение теории принципов речевого развития. В учебно-методическом пособии Т. Налимовой [25] рассматриваются актуальные вопросы развития речи детей младшего школьного возраста, в том числе проблемы формирования речевых умений в процессе обучения сжатому изложению в условиях реализации ФГОС НОО. Поскольку с 1 сентября 2016 г. действует утверждённый приказом Минобрнауки РФ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [37], являющийся основой инклюзивного образования, то в сферу исследования были включены пособия для педагогов-дефектологов. Так в научном труде А. Зикеева [10] рассматриваются особенности речевой деятельности, необходимы для построения сжатого изложения. В учебном пособии «Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников» Ю.Е. Розовой и Т.В. Коробченко [31] предложен новый подход к определению механизма формирования связной письменной речи младших школьников. Таким образом, был проанализирован широкий спектр разнообразных подходов к исследуемой проблеме в изданной за последние три года научной литературе. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: ? определён и рассмотрен круг теоретических материалов, образующих систему работы по обучению сжатому изложению; ? конкретизирован методический материал, изданный за последние три года; ? на основе психологических, лингвистических и психолингвистических данных охарактеризован процесс обучения сжатому изложению; ? определены эффективные методы, приёмы и средства обучения сжатому изложению. Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащейся в ней материалы могут быть использованы для совершенствования программ, учебников, учебных и методических пособий для начальной школы, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по методике преподавания русского языка и развития речи в начальных классах для средних и высших педагогических учебных заведений. Структура исследования определена его целями и задачами. Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Введение

Актуальность темы исследования вытекает из необходимости методической разработки вопроса развития связной письменной речи школьников на современном этапе развития начального образования. Развитая речь ? показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Именно она позволяет ребёнку свободно, чётко и лаконично выражать свои мысли, общаться с окружающими людьми. С каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой действительности. В рамках школьного образования в процессе формировании умения определять и воспроизводить основную мысль написанного или сказанного важную роль играет работа над сжатым изложением текста. Обучение этому виду изложений способствует формированию таких коммуникативных качеств речи, как лаконичность и точность. Значимость изложения в системе развития связной речи методистами определена давно и работа в этом направлении имеет место в школьной практике: изложение является для учащихся стандартным видом деятельности. Однако к сжатому изложению учителя, как правило, редко обращаются или вообще его не используют. Данное обстоятельство связано со сложностью подготовки сжатого изложения и свидетельствует о том, что в методике обучения этому виду изложений имеется широкий круг вопросов, нуждающихся в дополнительных психолого-лингвистических и методических исследованиях и в соответствующем теоре¬тическом и практическом обосновании. На это указывают и ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах. Так, младшие школьники затрудняются при выделении главного (существенного) в тексте, не владеют способами компрессии текста. Помимо этого, в сжатых изложениях учащихся начальных классов достаточно много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов и многословием. Сказанное определяет необходимость совершенствования методики обучения сжатому изложению, а значит, и актуальность настоящего исследования.
Содержание

Введение…..……………………………….………………………………………. Глава 1. Теоретические основы обучения сжатому изложению……………….. 1.1. Психолингвистические основы обучения сжатому изложению…… 1.2. Работа с текстом при подготовке к написанию сжатого изложения Глава 2. Методические основы обучения сжатому изложению……………….. 2.1. Изложение в системе работы по развитию связной речи…………. 2.2. Методика работы над сжатым изложением……………………….. Заключение…………….…………………………………………………………… Список использованных источников и литературы……………………………. Приложение А..……………………………………………………………………. Приложение Б ……………...………………………………………………………
Список литературы

1. Аксютина З. Методология и методика психолого-педагогических исследований / Аксютина З., Н. Колмогорова. – М.: СибГУФК, 2016. – 270 с. 2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся / Е.В. Архипова. ? М.: Издательство Юрайт, 2018. ? 202 с. 3. Вебинар. Русский язык. Развитие связной письменной речи на уроках русского языка. Вебинар основан на Линии УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4) 27 апр. 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.youtube. com/ watch?v =9O5R808r948. – Загл. с экрана (дата обращения 26.05.2018). 4. Гладко М.А. О тексте и критериях его определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elearning.mslu.by/assignments/73/topic_8/. – Загл. с экрана (дата обращения 28.05.2018). 5. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. ? М.: Астрель, 2017. ? 226 с. 6. Гергиева Я.М. Развитие связной письменной речи: Начальная школа / Я.М. Гергиева // Начальная школа. – 2016. ? №1. – С. 63-68. 7. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием / В.П. Глухов. ? М.: МПГУ, 2018. – 310 с. 8. Гражданцева В.А. Изложение как условие развития связной письменной речи в начальной школе / В.А. Гражданцева, Е.Н. Вальтер // Школьная педагогика. ? 2017. ? № 1 (8). ? С. 46-48. 9. Дятлова Г.Ю. Технология продуктивного чтения как средство развития читательской компетенции у младших школьников с ОВЗ / Г.Ю. Дятлова, И.В. Шавкун // Специальное образование. – 2017. ? №1. – С. 71-75. 10. Зикеев А. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. Пособие для педагога-дефектолога / А. Зикеев. – М.: Litres, 2017. – 520 с. 11. Зиновьева Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: начальные классы / Т.И. Зиновьева. – М.: Юрайт, 2017. ? 468 с. 12. Зорина М.Е. Методика работы над изложением и сочинением: текстоцентрический подход / М.Е. Зорина, А.В.Соколова // Филологический класс. – 2014. ? №1. – С. 105-110. 13. Иванкина Н.К. Методическая подготовка студентов к работе над изложением в начальной школе / Н.К. Иванкина // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта сборник материалов международной научно-практической конференции. 2017. ? С. 376-381. 14. Игнатьева А. Комплексные контрольные работы в начальной школе с методическими рекомендациями. 1-4 классы / А.Игнатьева, З. Кокарева, Л. Секретарева, Л. Никитина, Л. Гугова. – М.: АСТ, 2018. – 201 с. 15. Игнатченко И.Р. Основы теории текста / И.Р. Игнатченко. ? М.: Гос.ИРЯ им.А.С.Пушкина, 2016. ? 112 с. 16. Кайгородова И.Н. Лингвистический анализ текста: Учебное пособие / И.Н. Кайгородова. – М.: Scientific magazine «Kontsep», 2015. – 78 с. 17. Кацнельсон С.Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия / С.Д. Кацнельсон. ? М.: Языки славянской культуры, 2018. – 864 с. 18. Кисилева Е.В. Методика работы над изложением. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookzooka.com/book/242-metodika-raboty-nad-izlozheniem-metodicheskie-rekomendacii-ev-kisileva/11-podgotovka-k-napisaniyu-kontrolnogo.html. – Загл. с экрана (дата обращения 29.05.2018). 19. Клокова О.С. Некоторые методические аспекты работы по развитию речи учащихся начальной школы/ О.С. Клокова // Перспектива. Гуманитарные и социальные науки. – 2017. ? №8. – С. 17-25. 20. Кошкаров В.Л. Обучение речевой деятельности в школе на основе перекодирования / В.Л. Кошкаров. ? Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017. ? 96 с. 21. Курта А.В. Методика работы над изложением в начальной школе / А.В. Курта // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. ? 2017. ? Т. 2. №4. ? С. 79-82. 22. Литвинко Ф.М. Методика преподавания русского языка в школе: учебное пособие/ Литвинко Ф.М. ? Минск: Вышэйшая школа, 2017.? 448 c. 23. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. ? 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2017. ? 461 с. 24. Машарипова У.А. Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на основе развития связной речи / У.А. Машарипова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2015. ? №2. – С. 115-118. 25. Налимова Т. Актуальные вопросы развития речи младших школьников / Т. Налимова. – М.: БУК, 2017. – 140 с. 26. Обучение изложению в массовых и вспомогательных школах [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rankpedagogy.ru/inspuds-597-3.html. – Загл. с экрана (дата обращения 29.05.2018). 27. Пальцева Л.И. Развитие речи формирование речевых умений и навыков в начальной школе / Л.И. Пальцева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 92-94. 28. Психология, лингвистика и междисциплинарные связи / под ред. Т. Ахутиной. – М.: Litres, 2017. – 366 с. 29. Развитие письменной речи: идеи Л.С. Выготского и современность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// publications.hse.ru/ chapters/ 210469646. – Загл. с экрана (дата обращения 27.05.2018). 30. Редькина О.Ю. Текст и речевой жанр: место в иерархии языковой системы / О.Ю. Редькина // Язык и речь. – 2017. ? №2. – С. 95-106. 31. Розова Ю.Е. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников / Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко. – М.: Редкая птица, 2017. – 304 с. 32. Саломатина Л.С. Обучение младших школьников созданию письменных текстов разных типов на уроках русского языка / Л. С. Саломатина. – М.: Прометей, 2016. – 300 с. 33. Серегина Д.А. Формирование речевой культуры младших школьников в условиях воздействия СМИ / Д.А.Серегина. – М.: Прометей, 2017. – 104 с. 34. Стычёва О. Методика школьного курса русского языка / О. Стычёва. – М.: Litres, 2017. – 170 с. 35. Тимченко Л.И. Обучение русскому языку в начальной школе. Методическое пособие. 2 класс / Л.И. Тимченко, С.В. Ломакович. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 202 с. 36. Тимченко Л.И. Развиваем грамотную речь. 3 класс / Л.И. Тимченко. – М.: Вита-Пресс, 2018. – 172 с. 37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/ 70862366/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends. – Загл. с экрана (дата обращения 26.05.2018). 38. Чередниченко Л.А. Понятие об изложении и его в содержании работы учителя начальных классов / Л.А.Чередниченко // Проблемы современного педагогического образования. ? 2017. ? № 57-1. ? С. 297-304. 39. Черемисина Н.А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению / Н.А. Черемисина // Педагогические инновации в образовании. – 2017. ? №3. – С. 101-113. 40. Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе / Г.С. Щёголева. ? СПб.: Специальная Литература, 2015. ? 256 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы обучения сжатому изложению 1.1. Психолингвистические основы обучения сжатому изложению Работу по формированию устной и письменной речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе. Конечная цель работы по развитию речи ? формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Важная закономерность обучения родной речи состоит в том, что младший школьник усваивает нормы употребления элементов языка в процессе подражания образцовой речи: он запоминает речевую норму непроизвольно, неосознанно. Следовательно, основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в устной и письменной форме, являются изложения и сочинения. Сжатое изложение ? традиционная форма практической учебной деятельности в начальных классах, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста. Любая практическая деятельность имеет свои теоретические основы. Поэтому, чтобы содержательно ответить на вопрос о том, в чем же должна состоять работа по обучению сжатому изложению, необходимо обратиться к пониманию речи, которое предлагается сегодня педагогами и психологами. Необходимо рассмотреть психологические основы обучения сжатому изложению, к которым относится учение о речевой деятельности и процессе порождения высказывания. Большинство исследователей характеризуют речевую деятельность как активный, целенаправленный, опосредствованный процесс, осуществляемый в ходе общения людей. Необходимо конкретизировать отдельные положения этого определения. Данный вид человеческой деятельности предполагает наличие партнёров, т.е. того, кто обращается с высказыванием, и того (тех), кто его принимает (или будет принимать) [5, с. 78]. Сущность данного процесса состоит для одного в создании сообщения, для другого – в его восприятии. Поэтому речевая деятельность ? процесс активный. Целенаправленной речевая деятельность является потому, что, вступая в общение, каждый из партнёров движим определёнными намерениями. Процесс данного вида деятельности осуществляется с помощью языковых средств («опосредствованного языком»), на его характер всегда накладывает отпечаток ситуация общения (задачи, условия, особенности партнеров), т.е. это процесс, «обусловливаемый ситуацией общения» [6, с. 65]. Таким образом, переформулировав приведённое определение, можно сказать, что речевая деятельность ? это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения. Как и любая другая деятельность, речевая деятельность характеризуется своим предметом, средством, способом, продуктом и результатом. Поскольку речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли или на восприятие чужих мыслей, то мысль «как форма отражения предметов и явлений реальной действительности в их связях и отношениях» [10, с. 123] является её предметом. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т. е. речь, ? это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание ? одно предложение, если нужно только выразить мысль, или текст, если мысль получает развитие. В качестве продукта при принятии сообщения выступает то умозаключение, к которому приходит человек в процессе восприятия мысли собеседника. Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию, а в другом ? понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником [17, с. 240]. Данные характеристики речевой деятельности помогают более чётко определить те компоненты, без которых работа над этой разновидностью деятельности школьников не будет успешной. Таким образом, для совершенствования речевой деятельности младших школьников необходима работа преподавателя по следующим направлениям: ? формирование кругозора учащихся, т.е. работа над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать информацию и т.д.; ? изучение системы языка, языковых единиц, правил их функционирования; ? развитие умения учащихся выбирать средства языка с учётом ситуации общения; ? развитие умения учащихся отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом [23, с. 234]. В результате работы по данным направлениям у школьника должно сформироваться умение построения речевого высказывания, которое представляет собой сложнейший процесс движения от мысли (интенции) к её выражению языковыми средствами. Процесс этот структурирован, но полное описание всех последовательных этапов речевого высказывания является сложной научной проблемой. Разработкой данной проблемы занимались многие видные психологи, лингвисты и психолингвисты: Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, Г.В. Колшанский, С.Д. Кацнельсон, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. [28, с. 89] По мнению автора , в контексте исследования методики обучения написанию сжатого изложения в начальной школе наиболее разработанной и универсальной является модель порождения высказывания, предложенная А.А. Леонтьевым (Схема 1. Приложение А), поскольку речевое высказывание рассматривается как особый вид деятельности с собственной целью (промежуточной по отношению к деятельности в целом и подчинённой цели деятельности) и с такой же психологической структурой, как и любая другая форма деятельности. Сжатое изложение как продукт речевой деятельности будет эффективно только в том случае, если будут осуществлены все этапы порождения речевого высказывания: Замысел и мотив речи, формирование мысли, выделение отдельных элементов в потоке сознания, рождение личностных смыслов в поиске соответствующих им языковых форм, создание внешнего речевого высказывания (Схема 1. Приложение А). Для определения оптимальных методик обучения написанию сжатого изложения необходимо также рассмотреть сам механизм порождения связной речи, в частности письменной речи, так как именно связная письменная речь является объектом настоящего исследования. Анализ научной литературы показывает, что многие отечественные психологи и лингвисты в своих работах уделяют внимание механизму порождения письменной речи. Письменная речь как особая знаковая деятельность впервые стала предметом специального психологического исследования в работах Л.С. Выготского [23, с. 248]. Изучая письменную речь в контексте проблем развития высших психических функций, он пришёл к выводу, что она с психологической точки зрения существенно отличается от устной и внутренней речи и представляет собой по отношению к ним специфическое психологическое образование. Её специфика состоит в том, что она функционирует при отсутствии собеседника, более полно реализует содержание сообщения, порождается иными мотивами и обладает большей произвольностью и осознанностью, чем устная и внутренняя речь [29]. В научной литературе 2000-х гг. предложены исключительно психофизиологические механизмы формирования письменной речи на основе анализа звукового состава слова советских учёных А.Р. Лурии, А.Н. Корнева, А.А. Леонтьева. Новое в подходе к данному вопросу было предложено дефектологами Ю.Е. Розовой и Т.В. Коробченко [31, с. 17]. В своём учебно-методическом пособии авторы, проанализировав ранее предложенные модели и не исключая влияние развития фонемного слуха на письменную речь, рассматривают в качестве важной составляющей механизма порождения связной письменной речи грамматический анализ предложения. Причём, если ранее учеными анализ звуковой структуры слова назывался в качестве первого и основного этапа при формировании механизма связной письменной речи, то Ю.Е. Розова и Т.В. Коробченко показывают его последним этапом, следующим после грамматического анализа предложения (Схема 2. Приложение А). Анализ и обобщение изложенных выше концепций позволяют сделать вывод о том, что механизм формирования связной письменной речи достаточно сложен и требует от пишущего и читающего комплекса речевых умений и навыков. Однако механизмы письменной речи формируются не сразу, а постепенно. Они складываются и совершенствуются только в процессе целенаправленной работы с учебными и художественными текстами. 1.2. Работа с текстом при подготовке к написанию сжатого изложения В связи с тем, что сжатое изложение – это, прежде всего, текст, в качестве теоретических основ исследуемой проблемы необходимо рассмотреть его лингвистику. В методической литературе представлены различные определения понятия «текст». Это обусловлено тем, что текст является одновременно единицей языка, высшим уровнем языковой системы, стоящим над предложением, и единицей речи, так как порождается он в процессе коммуникации и является продуктом речевой деятельности [30, с. 96]. Несмотря на то, что количество выделяемых разными учеными признаков текста и его качественные характеристики расходятся, такие свойства текста, как членимость, смысловая цельность и структурная связность, признаются большинством исследователей [4]. Необходимо рассмотреть данные признаки подробнее. 1. Членимость текста заключается в том, что текст состоит из нескольких предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, которое, безусловно, является произведением речи, тем не менее, нельзя назвать текстом. Таким образом, первое, что должны усвоить учащиеся начальной школы, овладевая понятием текста, ? это то, что текст состоит из двух или нескольких предложений. 2. Смысловая цельность – многогранное свойство текста. Текст, являясь продуктом речевой деятельности, имеет мотив и цель. Мотивом и целью определяется предмет речи. Поскольку предметом речи является тот или иной фрагмент действительности, можно утверждать, что в смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности. Единство предмета речи ? это тема высказывания. Под темой понимается смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста [22, с. 330]. Для достижения смысловой цельности текста кроме определения темы не менее важным является понятие основной мысли, именно от этого зависит точность написания сжатого изложения. Т. Налимова связывает понятие «смысловая цельность» с понятием «завершённость высказывания» [25, с. 87]. В контексте начальной школы «завершённость» принято считать применяется лишь к большому тексту, либо к целому речевому произведению. Текст считается завершённым, если, с точки зрения автора, его замысел получил исчерпывающее выражение. Такой текст в правильно оформленном виде имеет начало и конец. Применительно к части целого текста, например абзацу, принято говорить о «раскрытии микротемы». Показателем законченности текста, то есть его автономности, является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание. В заголовке может быть обозначена тема или основная мысль высказывания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg