Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Реализация органами местного самоуправления городских округов полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства

irina_krut2019 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.01.2020
Целью настоящего диссертационного исследования является анализ вопросов, связанных с реализацией органами городского самоуправления полномочий в сфере ЖКХ. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1. изучить теоретико-правовые основы статуса муниципального образования «городской округ», «городской округ с внутригородским делением»; 2. проанализировать полномочия органов городского самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 3. выявить особенности реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Методами исследования являются: изучение и анализ деятельность органов городского самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Методологической основой исследования являются нормативно правовые акты: Конституции Российской Федерации и федеральные законодательные акты Российской Федерации. Научная новизна состоит в представлении исследования проблем правового регулирования и практики реализации полномочий органов городского самоуправления в жилищно-коммунальной сфере. Проведен анализ основ правового статуса новых видов муниципальных образований: городского округа с внутригородским делением. Выявлены существенные признаки, характеризующие жилищно-коммунальное хозяйство. Исследованы основные формы взаимодействия органов городского самоуправления с управляющими компаниями в сфере ЖКХ и выявлены возникающие в их взаимодействии проблемы.
Введение

Тема полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) уже на протяжении нескольких десятилетий остается болезненной как для государственных институтов, так и для большинства российских граждан. Преобразования в сфере ЖКХ продолжаются, однако качественных изменений в отрасли, несмотря на постоянный высокий спрос на услуги, практически не происходит. С одной стороны, в ЖКХ появились новые высокотехнологичные механизмы в сферах теплоснабжения, водоотведения, капитального ремонта и управления жильем, с другой стороны, внедрить их повсеместно – задача трудная, долгосрочная, иногда практически неразрешимая. Системный кризис ЖКХ с каждым годом усугубляется: стоимость услуг неуклонно растет, при этом там, где не произошло внедрения новых технологий, их качество снижается, коммунальная инфраструктура приходит в упадок. Важным шагом на пути преодоления кризиса стало бы в том числе исследование и решение проблем реализации полномочий именно органов городского самоуправления, поскольку правовое регулирование сферы ЖКХ начиналось с города. В городах большое количество многоквартирных домов и широко развита инфраструктура (что не всегда характерно для муниципальных районов и сельских поселений), – это выступает предпосылкой наибольшего объема полномочий в данной сфере именно у органов городского самоуправления. В современной науке муниципального права отсутствуют исчерпывающие монографические работы, посвященные анализу проблем реализации полномочий органов городского самоуправления в сфере ЖКХ. В существующей отечественной научной юридической литературе зачастую рассматриваются только в общем виде полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ без их привязки к городам. В этой связи полномочия органов городского самоуправления в жилищно-коммунальной сфере, практика их осуществления нуждаются в углубленном исследовании. В результате реализуемой в настоящее время муниципальной реформы появились новые для российского муниципального права термины – «городской округ с внутригородским делением» и «внутригородской район». Органы местной власти этих муниципальных образований обладают определенными полномочиями и в сфере ЖКХ, которые еще не подвергались специальному научному анализу. Вопрос осуществления полномочий органов местного самоуправления в сфере ЖКХ весьма актуален для городов, которые выполняют функции административных центров субъектов Российской Федерации, поскольку в них сосредоточен значительный человеческий потенциал, управленческие связи, большинство промышленных предприятий, медицинские, культурно-просветительские и другие учреждения. В сложившихся условиях представляется обоснованным исследовать способы закрепления и практику реализации полномочий органов местного самоуправления городских округов и городских округов с внутригородским делением, выполняющих функции административных центров субъектов Российской Федерации, в сфере ЖКХ. Органы городского самоуправления реализуют свои полномочия в сфере ЖКХ, помимо прочего, посредством тесного взаимодействия с управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами. Вместе с тем в их взаимодействии достаточно часто возникают проблемы, для решения которых требуется совершенствование отдельных законодательных и подзаконных актов. В статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, следовательно, особое значение для эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления приобретает изучение механизма защиты прав граждан в сфере ЖКХ, созданного на муниципальном уровне. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением органами городского самоуправления полномочий в жилищно-коммунальной сфере. Предмет исследования составляют теоретические положения по заявленной проблематике, совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность органов городского самоуправления в сфере ЖКХ.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретико-правовые основы статуса муниципального образования «городской округ» 7 1.1. Городской округ как вид муниципального образования 7 1.2. Особенности правового статуса городских округов и городских округов с внутригородским делением, выполняющих функции административных центров субъектов Российской Федерации 15 Глава 2. Полномочия органов городского самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: понятийный аппарат и общая характеристика 24 2.1. История правового регулирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в городах России 24 2.2. Понятие и признаки жилищно-коммунального хозяйства: вопросы правового регулирования 29 2.3. Полномочия органов местного самоуправления городских округов в сфере жилищно-коммунального хозяйства: понятие и виды 37 Глава 3. Особенности реализации органами местного самоуправления городских округов полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства 44 3.1. Реализация органами местного самоуправления городских округов и городских округов с внутригородским делением, выполняющих функции административных центров субъектов Российской Федерации, полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства 44 3.2. Взаимодействие органов городского самоуправления с управляющими компаниями в сфере жилищно-коммунального хозяйства 51 3.3. Механизм защиты прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, созданный на муниципальном уровне 56 Заключение 59 Список литературы 62
Список литературы

1Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. Закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. 2Тепляков Д.О. Полномочия органов местного самоуправления городского округа в муниципальном бюджетном процессе ( муниципально-правовое исследования) : автореф. Дис. … канд. Юрид. Наук. Тюмень 2011. С. 10 3Пояснительная записка от 11.03.2014 г. к проекту Федерального закона № 469827-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 4Пешин Н.Л. Правовое регулирование местного самоуправления: проблемы теории и практики // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 8. С. 52. 5Васильев В.И. Правовой статус местного самоуправления: перемены и ожидания // Журнал российского права. 2014. № 11. С. 51. 6Основин В.С. Городской Совет - орган социального управления. М.: Юрид. лит., 1983. С. 75 7Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. № 2. 8Сабаева С.В. Указ. Соч. 9Бабичев И.В. Муниципальное право: системно- структурный анализ юридических конструкций. М., 2010 10Сабаева С.В. Указ. Соч. 11Наказ о Градском благочинии от 30 апр. 1649 г. // Полное собрание законов Российской империи 12Реформы Петра I: сб. док. / сост. В.И. Лебедев. – М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1937 13Манифест об учреждении Министерств от 08 сент. 1802 г. // Полное собрание законов Российской империи 14Городское положение от 16 июня 1870 г. // Полное собрание законов Российской империи 15Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. 1. 16Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006 17Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/ 18Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 19Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 20Рустамова С.М. Некоторые вопросы защиты прав потребителей в области оказания услуг ЖКХ // Вестник Дагестанского государственного университета. 2012. № 2.. 21Кузнецов И.А., Колмаков А.Н. Некоторые основы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством // Вестник Тамбовского университета. 2013. №1. 22Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ 23Кононкова Н.П. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: (обзор) // Экономические и социальные проблемы России. 2014. № 1. 24Стукалов А.В. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства // Административное и муниципальное право. 2010. № 12. 25Стукалов А.В. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства // Административное и муниципальное право. 2010. № 12. 26Акифьева Л.В. Государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2012. № 5. 27Акифьева Л.В. Государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг // Вестник НГИЭИ. 2012. № 5. 28Шишкина Е.В. Жилищно-коммунальное хозяйство как предмет ведения органов местного самоуправления: муниципально-правовой аспект. Дис. … канд. юрид. наук. Владикавказ, 2011. 213 с. 29Шехтер А.И. Защита прав потребителей при оказании коммунальных услуг // Предпринимательство и право. 2013. 30Федеральныхй закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ 31в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ) 32п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ 33п. 4.2 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 191-ФЗ 34п. 4.3 введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ 35п. 4.4 введен Федеральным законом от 30.10.2017 N 299-ФЗ 36п. 6 в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 299-ФЗ 37п. 6.1 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 456-ФЗ 38п. 7 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ 39Стукалов А.В. Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства 40Жилищный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 188ФЗ // Собр. за конодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14. 41Ход реформы ЖКХ [Электронный ресурс] URL: http://www.reformagkh.ru 42Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. 3е изд. М., 1975. С. 59. 43Об акционерных обществах : федер. закон от 26 дек. 1995 г. № 208ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1. 44Об обществах с ограниченной ответственностью : федер. закон от 8 февр. 1998 г. № 14ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-правовые основы статуса муниципального образования «городской округ» 1.1. Городской округ как вид муниципального образования Статус городского округа, как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому городской округ-один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Закрытые административно-территориальные образования также имеют статус городского округа. Федеральным законом от 27 мая 2014 года №136-ФЗ введена новая разновидность городского округа-городской округ с внутригородским делением. Первым городским округом с внутригородским делением стал город Челябинск. Городской округ – это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и, ОМС которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия. Городским округом, как правило, является городское поселение. Двухуровневую модель организации местного самоуправления предлагается распространить на крупные городские округа. Для этого вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Создание таких городских округов и внутригородских муниципальных образований будет осуществляться законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения, источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов будут разграничиваться законами субъектов Российской Федерации и уставом такого городского округа.1 Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ. Такое наделение осуществляется при наличии сложившейся социальной, транспортной, иной инфраструктуры необходимой для самостоятельного решения ОМС вопросов местного значения городского округа, а также вопросов местного значения прилегающего к нему муниципального района. При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения подтвержденные генеральным планом данного поселения. Все муниципальные образования в обязательном порядке подлежат внесению в государственный реестр муниципальных образований. Государственный реестр ведется министерством юстиции и его территориальными подразделениями. По состоянию на 1 мая 2017 г. в Российской Федерации по уточненным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации насчитывается 22 136 муниципальных образований, в том числе: 1 765 муниципальных районов; 1 555 городских поселений; 17 944 сельских поселения; 583 городских округа; 3 городских округа с внутригородским делением (города Махачкала, Самара, Челябинск); 19 внутригородских районов в городских округах; 267 внутригородских муниципальных образований в границах городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Наименьшая численность муниципальных образований отмечена в Магаданской области (9), городе Севастополе (10), Сахалинской области (19) и Ненецком автономном округе (21), наибольшая – в Республике Татарстан (955), Республике Башкортостан (895) и Республике Дагестан (761). Наибольшая численность муниципальных районов – в Алтайском крае (59), городских поселений – в Московской области (80), городских округов – в Свердловской области (68), внутригородских муниципальных образований – в Москве (146). Средняя численность – 260 муниципальных образований в расчете на субъект Российской Федерации с учетом городов федерального значения и 267 муниципальных образований на субъект Российской Федерации без учета городов федерального значения, из них 22 муниципальных района, 19 городских и 221 сельское поселение, 7 городских округов. Муниципальные районы насчитывают от 1 поселения (Алеутский район Камчатского края) до 42 поселений (Хасавюртовский район Республики Дагестан), исключением является Северо-Енисейский район Красноярского края, который поселений не имеет. Среднестатистический муниципальный район насчитывает 11 поселений (1 городское и 10 сельских). 114 муниципальных районов в пределах 21 субъекта Российской Федерации включают в себя помимо поселений также межселенные территории. 40 городских округов обладают статусом ЗАТО (поселок Локомотивный Челябинской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № 493 «Об упразднении закрытого административно-территориального образования – поселка Локомотивный Челябинской области» с 1 января 2017 г. утратил этот статус), 12 городских округов и одно внутригородское муниципальное образование в г. Москве (бывший городской округ Троицк) – статусом наукограда. Наименьшая документально зафиксированная численность жителей муниципального образования составляет 6 человек в сельском поселении Ком в Республике Коми, наибольшая – 1 млн 584 тыс. жителей в городском округе Новосибирске. Согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в содержательном отношении «муниципальное образование»- это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. 2 Д. О. Тепляков в структуре правового статуса городского округа выделяет четыре элемента: 1. территориальные основы; 2. компетенция (совокупность предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления); 3. гарантии реализации компетенции; 4. юридическая ответственность.3 С данной позицией можно согласиться, так как муниципальные образования на ряду с Российской Федерацией и ее субъектами- это особые субъекты права- публичные образования. Поскольку публичные образования осуществляют свою деятельность на определенной территории, то территориальная основа является неотъемлемым элементом структуры правового статуса муниципальных образований. Относительно других элементов ученые в большинстве своем солидарны. В науке муниципального права сформировалось две точки зрения относительно допустимости и целесообразности разделения городского округа на внутригородские районы. Согласно первой точке зрения, разделения крупных городских округов на внутригородские районы допустимо и целесообразно. Так, Н.Л. Пешин указывает, что «крупные города не могут управляться как поселения – муниципальные образования, их органы местного самоуправления должны быть в большей степени приближены к населению, и главным критерием определения уровня, на котором должны образовываться органы местного самоуправления, становится демографический критерий. Городской округ обязательно должен включать в свой состав поселение, численность населения которого достигла как минимум 100 тыс. человек. Это поселение должно быть разделено на внутригородские районы, и эти районы должны иметь статус муниципальных образований. Что же касается вопросов развития общегородской инфраструктуры, инженерных сетей и пр., то они должны решаться на уровне округа, который должен выступать в виде административно-территориальной единицы, т.е. субъекта государственного управления.4 По мнению В.И. Васильева, «создание районных муниципалитетов может сблизить местную власть с гражданами и расширить их участие в управлении делами города, позитивно повлиять на эти дела, если, конечно, при создании районных властей не будет нарушено единство городского хозяйства. Оговорка в Федеральном законе № 131-ФЗ о необходимости сохранения города как целостного организма не случайна. Районные внутригородские муниципальные образования уже существовали ранее. Их образование допускалось Федеральным законом № 154-ФЗ. Но от них пришлось отказаться именно из-за раздробленности городского хозяйства, ставшей результатом разбалансированности полномочий городских и районных властей.5 Согласно второй точке зрения, разделения крупных городских округов на внутригородские районы недопустимо и нецелесообразно. Еще В.С. Основин в работе «Городской Совет – орган социального управления»6 подчеркивал, что «...город выступает как единство отраслевой и территориальной инфраструктур, что обусловливает единство управления им по отраслевой и территориальной линиям». А.Н. Костюков полагает, что «перенос местного самоуправления на уровень внутригородских районов практически полностью выхолостит институт местного самоуправления. Дело в том, что городское сообщество, которое только и может быть основой местного самоуправления, не складывается из районных сообществ. Безусловно, у людей есть потребности, связанные непосредственно с территорией их проживания в городе. Но интересы горожан этим не ограничиваются. Перспективы развития, городская среда, культурное пространство - все это формируется на уровне города в целом, и городское сообщество должно иметь решающий голос в выборе из возможных альтернатив решения данных вопросов. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 01.12.2015 г. № 30-П высказал следующую правовую позицию: «…Принимая во внимание влияющие на осуществление местного самоуправления в городском округе факторы …федеральный законодатель при внесении Федеральным законом № 136-ФЗ соответствующих изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ счел необходимым обособить в качестве отдельных видов муниципальных образований городские округа с внутригородским делением, а также входящие в состав таких городских округов внутригородские районы. Городские округа с внутригородским делением, предназначенные, как и все другие муниципальные образования, независимо от их территориальной основы, для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества, по своей правовой природе представляют собой муниципальные образования, сочетающие качества территориального объединения граждан, совместно реализующих на соответствующей территории право на местное самоуправление, и качества публично-территориальной единицы, интегрированной в систему государственно-властных отношений, органы публичной власти которой призваны не только решать вопросы местного значения, но и участвовать в осуществлении на своей территории государственных функций, прежде всего – исполняя отдельные государственные полномочия, возложенные на них Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.7 Однако есть ряд особенностей, отличающих городской округ с внутригородским делением от обычного городского округа. • В городском округе с внутригородским делением образованы внутригородские районы; • Территория внутригородского округа с внутригородским делением складывается из территорий входящих в него внутригородских районов; • Население городского округа с внутригородским делением составляет население входящих в его состав внутригородских районов; • Перечень вопросов местного значения, закрепленный за городским округом с внутригородским делением, в целом такой же, как и у обычных городских округов. В городском округе с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта РФ образуются внутригородские муниципальные образования- внутригородские районы. Внутригородской район- это часть городского округа с внутригородским делением, на которой осуществляется местное самоуправление. Первым городом, образовавшим городской округ с внутригородским делением, в котором внутригородские районы получили соответствующий статус, стал Челябинск. В России насчитывается три города, имеющих статус городского округа с внутригородским делением: Челябинск, Самара, Махачкала.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg