Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

natati2016 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.01.2018
В результате анализа диагностических данных на констатирующем этапе эксперимента были выявлены уровни низкий, средний и высокий На основе полученных данных можно сделать вывод, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня развития коммуникативного общения у детей среднего дошкольного возраста, если в образовательный процесс регулярно включать разнообразные формы образовательной деятельности, подобранные по определенному принципу. Поэтому на формирующем этапе эксперимента было принято решение о включении в воспитательно – образовательный процесс комплекса дидактических средств, направленного на развитие коммуникативного общения.
Введение

В последнее время очень многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения перед обучающими. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно. Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д. «Сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь вашего ребенка. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеет ваш малыш, играя, в значительной степени зависит от вас. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими «деловой». Вышеизложенное определяет актуальность нашего исследования. На основе наблюдений за деятельностью детей среднего дошкольного возраста, было выявлено, что у детей недостаточно развиты коммуникативные навыки, они не умеют общаться друг с другом, со взрослыми. А как известно, общение со взрослыми и сверстниками имеет большое значение для психического развития ребенка. Через общение он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей [22,c.102]. Значимость общения для психического развития подтверждается многочисленными фактами, описанными в литературе. Эти факты показывают, что, будучи лишенным общения с себе подобными, особенно в детстве, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. Это и очерчивает проблему нашего исследования, которая заключается в поиске средств для развития коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Исходя из актуальности и проблемы, была сформулирована тема нашего исследования: «Особенности развития коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста» посредством использования дидактических средств. Актуальность исследования позволила определить объект и предмет исследования. Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Предмет исследования: влияние специально разработанного комплекса дидактических средств на развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности специально разработанного комплекса дидактических средств, направленного на развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой коммуникативное развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста будет более успешным, если при организации образовательного процесса использовать, специально разработанный, комплекс дидактических средств. В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать степень разработанности проблемы развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста в педагогической теории и практике. 2. Раскрыть теоретические основы развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. 3. Разработать и экспериментально апробировать специальный комплекс дидактических средств, направленный на эффективное развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. С целью решения поставленных задач методологической основой данного исследования явились работы, посвящённые проблемам дидактических средств, его причин, типологии, детей сюжетно – ролевых игр обсуждался в работах (Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной, Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной), а также использовался комплекс методов: - теоретические (анализ психолого-педагогической литературы литературы); - диагностические (беседы, наблюдение); - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы). Элемент новизны: разработан и экспериментально апробирован специальный комплекс дидактических средств, направленный на эффективное развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Практическая значимость: Данный комплекс может быть использован старшими воспитателями, педагогами ДОУ для углубленной работы по вопросу развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста, а также студентами педагогических вузов в практической деятельности. База исследования: Детский сад «Капелька» с. Вагай Тюменской области. Исследованием были охвачены 24 детей 4-5 лет, родители, воспитатели ДОУ, старший воспитатель ДОУ. Положение, выносимое на защиту: комплекс дидактических средств эффективно влияет на развитие навыков общения у детей среднего дошкольного возраста. Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 51 источник, содержит 9 таблиц, 5 рисунков и приложения.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….. Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических средств……… 1.1. 1.2. 1.3. Психолого – педагогические особенности развития коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста………….. Анализ программ и методической литературы по развитию коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………………… Сюжетно – ролевая игра как эффективное средство развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста…………………… 1.4. Особенности организации сюжетно – ролевых игр направленных на развитие навыков у детей среднего дошкольного возраста…………… Глава II. Педагогический эксперимент по развитию коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования комплекса дидактических средств …. 2.1. Констатирующий этап эксперимента ……………………………………. 2.2. Формирующий этап эксперимента ………………………………………. 2.3. Контрольный этап эксперимента ………………………………………… Заключение …………………………………………………………………………… Список литературы ………………………………………………………………….. Приложение
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Дошкольная педагогика – М., 2009. - с. 406. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2009. - с. 210. 3. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: Ср. дошкол. возраст/ А. Арушанова // Дошкол. воспитание. -2010. - N 6. с. 89 4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 2009. - с. 180. 5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Владос, 2011.—192 с. 6. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для средних дошкольников : практ. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 127 с. 7. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2010. – 130 с. 8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка // Вопросы психологии - 2009. - № 6. С. 76. 9. Гаврилушкина О. Развитие навыков общения поведения дошкольников в условиях детского сада: / О. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. -2010. - N 2. - с. 16 10. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.Ступени общения: от года до пяти лет. – М.: Просвещение, 2010. - с. 145 11. Гонеев А.Д. Основы педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2009. - с.240 12. Гафарова P.M. Пути активизации общения заикающихся детей. — Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2009. – 86 с. 13. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского сада – М.: Просвещение, 2008 – 130 с. 14. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы педагога с детьми среднего дошкольного возраста - М.: Академия, 2009. - с. 160 15. Журнал "Игра и дети" , 2010, №6 Зверева О. Сюжетно-ролевая игра. – М.: МПГУ 14. Замлянухина Т.М. Диагностики и коррекция познавательное развитие навыков общения деятельности ребенка/ Т.М. Замлянухина // Высшая школа. Борисоглебск: ГОУ ВПО БГПИ. -2009. -Вып.1 – С. 29 15. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников.- М.: Просвещение,2009. – 92 с. 16. Игра и дошкольник. Развитие детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И. Бабаевой, 3.А. Михайловой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 - 192 с. 17. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкол. воспитание. -2012. -N 4. - C. 13 18. Клюева Н.В.Общение: Дети 5-12 лет/ Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. -Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2011. - 157 c. 19. Леонтьев А.Н. Теория личности. // Горностай П., Титаренко Т. Педагогика личности: словарь-справочник – К.: Рута, 2010. – 174 с. 20. Лисина М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность.//Общение и его влияние на развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 2009. — 76 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 1.1 Психолого – педагогические особенности развития коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста Когнитивные теории начинаются с работ Ж. Пиаже и включают в себя взгляды сторонников социальной когнитивной теории, считающих, что когнитивное развитие ребенка связано с его взаимодействием с более опытными взрослыми и сверстниками. Теоретическое изучение факторов и условий, влияющих на формирование навыков общения в процессе психического развития детей среднего дошкольного возраста, позволяет расширить представления о психологических механизмах развития дошкольников и раскрывает роль ведущего вида деятельности в процессе социализации и подготовки ребенка к школе. В настоящее время обращение к культурно-исторической теории Л.С. Выготского, разработанной при участии А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии, связано с анализом процессов общения, изучением диалогического характера ряда когнитивных процессов [8]. Научные идеи и методологические принципы, выдвинутые Л.С. Выготским, легли в основу исследовательской деятельности целого ряда психологов — А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. [1]. "Зона ближайшего развития — следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта" [14]. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности, охватывающей всю жизнь человека. В целом принцип органического единства деятельности и общения, разработанный в социальной психологии, позволяет утверждать, что посредством общения деятельность и организуется и обогащается, в ней возникают новые межчеловеческие связи и отношения, или субъект-объектно-средовые отношения [38]. Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности и "личностный смысл". Автор выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает именно к этой деятельности. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность. По образному выражению А.Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды. Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Это событие иллюстрируется примером, который широко известен под названием "эффекта горькой конфеты", когда ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Тот факт, что именно в присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен — он служит ярким подтверждением общего положения о том, что "узлы" личности завязываются в интерперсональных отношениях, и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Дошкольный возраст - это период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности - реализация ребенком своего "Я", а также переживания себя в качестве социального индивида [44, с.122]. По мнению Г.Н. Гришиной в среднем дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к окружающему миру. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Деятельность и отношения взрослых, других детей и особенно сверстников становятся основой для формирования навыков общения, накладывающих отпечаток на социальное поведение ребенка в будущем [22,с. 196]. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех-пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставлении себя ему. Сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает опредметить собственные качества. Основной продукт общения со сверстником — аффективно-когнитивный образ самого себя и другого [39]. М. И. Лисина выделяет две новые формы общения в среднем дошкольном детстве, общим для которых является их вне ситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения) [35]. По мнению автора, основное средство вне ситуативного общения — речь. В 4-5 летнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Разворачивается вне ситуативно-познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения — познание. Познание включено в процесс совместного со взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс "теоретического" сотрудничества. У детей появляется реальные представления о различных сторонах объекта общения, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности, а условия развития личности ребенка так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно [16].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg