Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Технология проблемного обучения и её применение при изучении физики в 8 классе

irina_krut2019 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.01.2020
Проблема: Каковы возможности применения технологии проблемного обучения при изучении физики. Объект исследования: проблемное обучение физике. Предмет исследования: проблемное обучение физике в 8 классе как технология. Цель исследований: выявить условия применения технологии проблемного обучения на уроках физики в 8 классе. Гипотеза курсовой работы: использование проблемных заданий и вопросов окажет достаточное влияние на эффективность обучения и развитие познавательных способностей учащихся при соблюдении условий применения технологии ПО на уроках физики 8-ого класса: 1) Содержание учебного материала соответствует поставленным целям и задачам урока для формирования знаний, умений и навыков; 2) Ведётся мониторинг успеваемости учащихся; 3) Наличие свободного времени у учителя на разрешение проблемных ситуаций, т.к. это требует большого затрата времени; 4) Ученики достаточно подготовлены к проблемному изучению темы, научены творчески подходить к решению поставленных перед ними задач, умеют достаточно широко мыслить. В соответствии с целью и гипотезой можно выявить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе; 2. Рассмотреть содержание и источники учебных проблемных ситуаций на уроках физики; 3. Охарактеризовать содержание методов, черты, составляющие технологию проблемного обучения на уроках физики; 4. Составить рекомендации по применению технологии проблемного обучения на уроках физики в 8 классе. Методологическая основа курсовой работы включает: анализ психолого-педагогической литературы; анализ понятийно-теоретической системы; изучение и обобщение педагогического опыта, с помощью наблюдений, интервью, опросов, беседы; изучение продуктов учебной деятельности. База исследований: МБОУ СОШ №18 станицы Рязанской, МБОУ СОШ №6 города Армавир. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты курсовой работы могут быть использованы преподавателями физики. Структура курсовой работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Введение

Жизнь человека время от времени ставит перед ним сложные проблемы и задачи. Появление этих проблем, часто означает, что в окружающем нас мире существует много неизвестного, неизученного. Следовательно, необходимо более глубокое познание мира, открытие новых процессов, свойств, взаимоотношений. Поэтому, какими бы не были новые требования в школах, как бы не менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остается одной из главных общеобразовательных и воспитательных задач. Ведь, проблемное обучение-важная сторона подготовки растущего поколения. По статистическим данным, технология проблемного обучения находится на 4 месте, среди чаще используемых в школе педагогических технологий. См. приложение №1. Исходя их этого, можно сделать вывод об актуальности применения технологии проблемного обучения. Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. В 20 столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. Значительный вклад в раскрытие проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Леренер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие. М.И. Махмутов предложил оригинальную системную концепцию проблемного обучения, разработал его методологическую базу, а также структурно-функциональную модель учебного процесса, обеспечивающую формирование навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. М.А. Данилов и В. П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения так: - вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия; - эпизодически знакомить учащихся с методами науки; - развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий. [Данилов М.А., Есипов Б.П.,1957,518 с.]. Существует множество определений понятия проблемного обучения. Так, Оконь В.: «В наиболее общем виде под проблемным обучением мы разумеем совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем ... оказания ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, и наконец, руководство процессом систематизации знаний». [Оконь В.,1968,68 с.]. Лернер И. Я. сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых дел для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». [Лернер И. Я.,1974,39 с.]. Кудрявцев Т.В. дал такое определение: «Проблемное обучение заключается в создании перед учащимся проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций учащимися в ходе совместной деятельности учащихся с учителем при оптимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего». [Кудрявцев В. Т.,1991, 37 с.]. Таким образом, под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. В результате этого и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. С точки зрения идеи проблемного обучения здесь важен тезис о применении исследовательского принципа в обучении и овладении учащимися методом науки, ценна мысль о сообщении знаний в их движении и развитии. Именно этот принцип и лежит в основе того нового явления в дидактике, которое получило название «проблемного изложения» учебного материала учителем и которое мы считаем одним из основ организации процесса проблемного обучения. Хоть данная тема обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, в практике школы должного внимания она не получила. Поэтому для исследования в курсовой работе была выбрана данная тема.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы технологии проблемного обучения 7 1.1. Понятие «проблемное обучение» в дидактике 7 1.2. Проблемное обучение как педагогическая технология 10 1.3. Методы применения технологии проблемного обучения 12 Глава 2. Опыт применения технологии проблемного обучения на уроках физики в 8 классе 17 2.1. Проблемное изложения учебного материала на уроках физики 17 2.2.Закрепление физических знаний при выполнении проблемного домашнего задания 19 2.3. Проблемный метод проведения лабораторных работ по физике 21 Заключение 24 Список используемой литературы 25 Приложение 1 27
Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М. Просвещение, 1985. 2. Богомолова О. Б. Проблемный подход в профильном обучении : одна задача - несколько решений // Информатика и образование. - 2010. 3. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.-М.:Изд-во МГУ. 5. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика.-М.:Издательство Академии педагогических наук, 1957. 6. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке.- М.: Знание, 1985. 7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1986. 8. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.- М.: «Знание», 1991. 9. Лернер И. Я. Проблемное обучение.- М.: «Знание», 1974. 10. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.:Просвещение 1993. 11. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972. 12. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. 13. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975. 14. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания учениками: Пос. для учителя. - М.:АПКиППРО, 2012. 15. Мочалова Н.М. «Организация проблемного обучения» Казань 1978г. 16. Оконь В. Основы проблемного обучения.-М.: Просвещение, 1968. 17. Покровский С.Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике.-М.:Просвещение,1963. 18. Радулова Е. Н. Создание проблемной ситуации // Открытая школа. - 2009. - N 6. 19. Сарбашева З. М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7. 20. Скулов П. В. Проблемные демонстрации в учебном процессе // Физика в школе. - 2009. - N 2. 21. Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации // Учитель. - 2010. - N 6.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы технологии проблемного обучения 1.1 . Понятие «проблемное обучение» в дидактике На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований можно дать следующее определение понятия «проблемное обучение»: Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций. [Махмутов М.И., 1975,39 с.]. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия. Проблемная ситуация в педагогике рассматривается как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.). При разработке и постановке системы проблемных ситуаций И.А. Ильницкая считает, что именно последовательная система проблемных ситуаций является основным условием организации проблемного обучения. Также, Ильницкая отмечает, что систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения, а также помогают раскрыть дидактический смысл применения в учебном процессе проблемной ситуации как психологической категории. [Ильницкая И.А.,1985, 80 с.]. Теоретические положения и примеры сущности проблемного обучения и его структуры должны быть связаны с такой важнейшей категорией дидактики, как методы обучения. Дидактический метод - это система педагогических правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для решения определённого круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели. [Бабанский Ю.К., 1985,208 c.]. Дидактическая система включает следующие принципы организации учебного материала и построения процесса проблемного обучения: 1) организовать основную часть учебного материла от общего к частному, от принципа - к применению в порядке логического развертывания исходных понятий в систему понятий данной науки; 2) начинать обучение с актуализации с помощью создания проблемной ситуации путём введения новой информации; 3) новые понятия и принципы вводить как через деятельность учащихся по решению учебных проблем, так и через объяснение их сущности; 4) добиваться усвоения понятий и способов умственной деятельности путем применения соответствующих им знаковых систем (слов, формул, высказываний, схем) и образов через анализ информации, решение учебных проблем и классификацию конкретных объектов; 5) формировать у учащихся систему приемов и способов умственной деятельности для различных тиров проблемных ситуаций; 6) обеспечить ученика текущей информацией о результатах его собственных действий, необходимой для оценки и самооценки; 7) предоставлять ученику необходимые источники информации и управлять ходом её анализа, систематизации и обобщения (извлечение из неё новых знаний и способов деятельности). Характер изложения учебного материала учителем зависит от внутренних условий, которыми являются уровень проблемности усвоения знаний и уровень эффективности учения. [Бабанский Ю.К., 1985,210 c.]. Таким образом, можно сделать вывод, что метод проблемного обучения является одним из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует активизации познавательной деятельности учеников, их учебным работам придает творческий характер. Создает благоприятные условия для индивидуального развития учеников, развивает их мышление. ? 1.2 . Проблемное обучение как педагогическая технология Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнозируемый характер. Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. [Мельникова Е.Л., 2012,168 с.]. Проблемное обучение, как все педагогические технологии, имеет свои функции и отличительные признаки. В описании основных функций, признаков и уровней проблемного обучения возьмём за основу точку зрения М.И. Махмутова, которая получила в отечественной педагогике, пожалуй, наиболее широкое распространение. В структуре функций проблемного обучения выделяются общие и специальные функции. К общим функциям проблемного обучения относятся следующие: усвоение учащимися целостной системы знаний и способов деятельности, способствующей тому, чтобы учащиеся могли применять новые знания на практике; развитие интеллектуальных способностей учеников, их познавательной самостоятельности; формирование диалектико-материалистического мышления учеников, т.е. мышления, основанного на выявлении и сопоставлении фактов в их взаимосвязи; создание условий для всестороннего развития личности. Специальные функции проблемного обучения: формирование умений творческого усвоения знаний, применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности; формировании умений творческого применения знаний, т.е. применение усвоенных знаний в новой ситуации; накопление опыта творческой деятельности, овладение исследовательскими методами, приобретение способности решать практических проблем и задачи художественного отображения действительности; формирование мотивов, потребностей учения, т.е. создание таких потребностей, как социальных, нравственных, познавательных. [Махмутов М.И., 1975,368 c.]. Исходя из вышеизложенной информации, можно сделать вывод о том, что сегодня технология проблемного обучения является одной из ведущих педагогических технологий. Она позволяет организовать обучение, при котором учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний. ? 1.3 . Методы применения технологии проблемного обучения Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся. 1. Метод монологического изложения Учитель сообщает факты в определенной последовательности, даёт необходимые пояснения, демонстрирует опыты с целью их подтверждения. Использование средств наглядности и технических средств обучения сопровождается поясняющимся текстом. Учитель вскрывает только те связи между явлениями и понятиями, которые требуются для понимания данного материала, вводя их в порядке поступления информации. Чередование фактов строится в логической последовательности, однако, в ходе изложения внимания учащихся на анализе причинно-следственных связей не конкретизируется. Факты «за» и «против» не приводятся, сразу сообщаются правильные, окончательные выводы. [Гальперин П.Я., 1985, 48 с.]. Проблемные ситуации если и создаются, то только с целью привлечения внимания учащихся, чтобы заинтересовать их. При использовании монологического метода обучения материал незначительно перестраивается. Учитель чаще всего изменяет только порядок сообщаемых фактов, демонстраций, опытов, показа средств наглядности, с целью создания проблемной ситуации. Роль ученика при использовании данного метода довольно пассивна, необходимый для работы этим методом уровень познавательной самостоятельности, невысок. При такой организации процесса усвоения нового знания учитель соблюдает все основные требования к уроку, реализует дидактические принципы наглядности, доступности изложения, соблюдает строгую последовательность в порядке следования информации, поддерживает устойчивое внимание учащихся к изучаемой теме, однако избранный им метод преподавания превращает ученика в пассивного слушателя, не активизирует его познавательную деятельность. Используемый в данном случае информационно-сообщающий метод преподавания позволяет достичь лишь одной цели - пополнить запас знаний учащихся дополнительными фактами. [Гальперин П.Я.,1985,52 с.].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 44 страницы
528 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg