Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Лингвосемиотика как отрасль филологии.

irina_krut2019 384 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.01.2020
В последнее время в России появилось большое количество научной литературы, посвященной изучению. Говоря в целом о концепциях указанных произведений по семиотике, следует согласиться с мнением М.А. Кронгауз: «Как правило, в книгах о семиотике либо подробно перечисляются взгляды различных авторов (часто никак не связанные между собой и даже противоречащие друг либо строится собственная), оригинальная концепция этой области, связи которой с семиотической традицией не всегда ясны. Следует сразу же оговорить, что термины «лингвистика» и «семиотика» не находятся друг с другом в гиперо-гипонимических отношениях. Мы полагаем, что в контакт с семиотикой вступает лишь одна из отраслей языкознания – лингвосемиотика, определяемая некоторыми учеными как «знаковая теория языка». Лингвосемиотика занимает, таким образом, промежуточное положение между лингвистикой и семиотикой.
Введение

Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество. Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках. Наблюдения над знаками делались еще в древние времена, знаки попадали в поле зрения мыслителей Средневековья, Возрождения, Просвещения, однако особый расцвет семиотика получила в ХХ в. с развитием синтаксиса, семантики и прагматики. В научный оборот привнес большой багаж новых семиотических понятий, методов. Большинство из них еще не получили широкого распространения. Междисциплинарный статус семиотики определяет материал для анализа на лекциях и практических занятиях: языковые единицы, литературные произведения, единицы культуры. Поскольку система естественного языка наиболее изучена, выявленные законы ее функционирования переносятся семиотикой для изучения других знаковых систем. Семиотика, наука о знаках и знаковых системах как средствах хранения, передачи и переработки информации в человеческом обществе, в природе и в самом человеке дает благодатную почву для изучения свойств знака.
Содержание

Введение………………………………………………………………....…….…. 3 1.1 Понятие и сущьность лингвосемиотики………………………….………. ..4 1.2 Синтагматические и парадигматические отношения……….……..…..…...6 1.3 Результат языкового взаимодействия………………….…………………….8 1.4 Генеалогическая классификация……………………………………………13 2.1 Аннотирование………………………………………………………………18 2.2 Реферирование…………………….…………………………………………22 2.3 Терминологический список ……………………….………………………..26 Заключение …………………………………………………...………………….31 Библографический список………………………………………………..……..32
Список литературы

1.Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Москва : ФЛИНТА, 2014. — 416с. 2.Базылев, В.Н. Наука о языке XXI века [Электронный ресурс] : справ. — Электрон. дан. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 135 с. 3.Даниленко В.П. Общее языкознание и история языкознания : курс лек- ций / В.П. Даниленко. — М. : Флинта : Наука, 2009. — 272 с 4.Лотман Ю.М. Структура художественного текста.( М., 1970. С. 9 5.Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров : Человек – Текст – Семиосфера – История / Ю. М. Лотман ; Тартус. ун-т. – М. : Яз. рус. культуры, 1996, 1999. – 447 с. – Имен. указ.: с. 427–437. – Предм. указ.: с. 438–443 6.Мечковская Н.Б. Семиотика Язык. Природа. Культура: Курс лекций учеб. пособие для студ. филол., лингв, и переводовед. фак. высш. учеб. заведений / Н. Б. Мечковская. — 2??е изд., испр. — М. Издательский центр «Академия», 2007. — 432 с. 7.Основы семиотики [Электронный ресурс]: учеб пособие / С.В. Гринев-Гриневич, Э.А, Сорокина. - 3-е изд., стер. - М. : Флинта, 2017. - 256 с. 8.Очерки по истории семиотики в СССР [Электронный ресурс]: учеб пособие / В.В. Иванов, В.А. Успенский. - М.: Наука, 1976. – 304 c. Гринев-Греневич С.В. 9.Пирс Ч. Начала прагматизма / Перевод с английского, предисловие В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина, — СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. — 352 с. 10.Солнцев В.М. Язык как системно-скруткурное образование / В.М. Солнцев - 2-е издание - М.: «Наука» 1985. 11.Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики (1916)// Соссюр Ф.де. 12. Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию. – М.: «Прогресс» 1977. – С.31-269. 13.Степанов Ю. С. Язык и Метод. К современной философии языка. — М.: «Языки русской культуры», 1998. — 53-67 с. 14.Степанов Ю.С. Семиотика. М.: «Наука» 1971. 89 с. 15.Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка (Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства). М.: «Наука» 1985 16.Токарев, Г.В. Введение в семиотику [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г.В. Токарев. — Электрон. дан. — Москва : ФЛИНТА, 2013. — 160 с. 17.Якобсон Р.О. Избранные работы М.: 1985.
Отрывок из работы

1.1. Понятие и сущность лингосемиотики На знаковую природу языка указывал еще А. Августин, однако современные представления о лингвосемиотике стали складываться в первую очередь под влиянием Ф. де Соссюра. Лингвосемиотика – наука о коммуникативной функции языка. Сущность этой функции состоит в том, что язык является средством передачи говорящим своих мыслей и чувств слушающему. Эта функция осуществляется благодаря знаковой природе языка. Выявление знаковой природы языка становится возможным, когда язык начинает исследоваться в одном ряду с другими знаковыми системами – азбукой для глухонемых, системой дорожных знаков и т. п. Эти системы изучаются семиотикой – наукой о знаках. Лингвосемиотика занимает промежуточное положение между внутренней лингвистикой и семиотикой. Отсюда и ее двукоренное наименование. Родоначальником современной лингвосемиотики является Ф. де Соссюр. Швейцарский ученый впервые научно обосновал необходимость изучения языка в ряду других знаковых систем. «Язык, – писал он, – есть знаковая система, выражающая понятия, а следовательно, его можно сравнить с письменностью, с азбукой для глухонемых, с символическими обрядами, с формами учтивости, с военными сигналами и т. д. и т. п. Он только наиважнейшая из этих систем».Своеобразие языковой системы знаков состоит в том, что она используется во всех сферах культуры, тогда как другие знаки имеют узкие, специальные сферы применения. Особая символика используется в математике, химии, религии и т. д. Универсальное применение языка свидетельствует о намного больших коммуникативных возможностях человеческого языка в сравнении с другими системами знаков. [11] Мысль о тесной связи языка и общества возникла в сознании людей, по-видимому, очень давно. Основная трудность исследования этого вопроса заключается в том, что эта идея, содержась во многих высказываниях, не формулируется в форме тезиса: язык - общественное явление. Имплицитное выражение этой идеи можно найти и в утверждении некоторых древнегреческих философов о возможности возникновения названий предметов на основе договоренности между людьми, и в высказывании Г. Лейбница о языке как лучшем зеркале человеческого духа, и в известном положении Вильгельма Гумбольдта, согласно которому язык возник как следствие необходимости в общении, ив работах К. Фосслера, А. Мейе, Ш. Балли, Ж. Вандриеса и целого ряда других исследователей. Только увлекшийся идеями Чарльза Дарвина А. Шлейхер был склонен утверждать, что языки представляют естественные организмы, независимо от воли людей возникающие, развивающиеся и отмирающие. Языкознание Шлейхер считал поэтому естественной наукой. Охарактеризовать язык как общественное явление - это значит найти такие его отличительные черты и особенности, которые бы совершенно ясно показывали принадлежность языка именно к общественным явлениям. В сборнике "Язык и общество", изданном Институтом языкознания АН СССР , рассматриваются такие проблемы, как социальная обусловленность языка, социальная дифференциация языков, функциональное развитие языков, языковая политика, языковое строительство, функция языка как этнического признака, значение социального фактора в развитии языка, роль социологических факторов в развитии языка. Словом, акцент опять-таки делается на том, в каких отношениях язык оказывается зависимым от общества. Для более полной характеристики языка как общественного явления и выявления его специфики именно в этом плане, необходимо рассмотреть язык в разных аспектах. Основной отправной посылкой является констатация зависимости языка от общества и признание специфики его основной функции - быть средством общения. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным рассмотреть четыре вопроса: 1) специфика обслуживания языком общества, 2) выражение языком общественного сознания, 3) зависимость развития языка от развития и состояния общества, 4) роль общества в создании и формировании языка.[13] 1.2 Синтагматические и парадигматические отношения Знаковый характер человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей; не случайно к понятию знака издавна обращались представители разных научных направлений в целях более глубокого проникновения в сущность языка. Из понятия знака имплицитно исходили в своих научных спорах о сущности вещей и их наименований древние эллины, номиналисты и реалисты — последователи двух диаметрально противоположных философских направлений средних веков, классики сравнительного и типологического языкознания. На понятии знака со времен Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра покоятся все сколько-нибудь значимые теории языка в современной лингвистической науке.Что в языке принято считать знаковым? Под знаковым аспектом естественного языка понимают обычно соотнесенность языковых элементов (морфем, слов, словосочетаний, предложений и др.), а следовательно и языка в целом, в той или иной форме и степени опосредствованности с внеязыковым рядом явлений, предметов и ситуаций в объективной действительности.К знаковой функции языковых единиц относят, далее, их свойство обобщенно выражать результаты познавательной деятельности человека, закреплять и хранить итоги его общественно-исторического опыта. Под знаковый аспект языка подводят, наконец, способность языковых элементов, в силу закрепившихся за ними значений, нести определенную информацию, выполнять различные коммуникативные и экспрессивные задания в процессе общения. Следовательно, термин «знаковый», как и синонимичный с ним термин «семиотический», — многозначны, в него вкладывается разное содержание и, применительно к естественному языку, он может быть отнесен к четырем разным функциям языковых элементов: функция обозначения (репрезентативная), обобщающая (гносеологическая), коммуникативная и прагматическая. [14] Единицы всех уровней языка находятся между собой в парадигматических и синтагматических отношениях. В парадигматические и синтагматические отношения друг с другом вступают единицы, принадлежащие к одному ярусу языка.Парадигматические отношения – это отношения между единицами одного уровня, которые объединяются в классы (множества) на основе какого- то тождества (т.е. наличия какого-то сходства) и различия. Члены одной парадигмы противопоставлены друг другу, находятся в отношении оппозиции, различаются по их дифференциальным признакам. Группировки слов в классы – синонимов, антонимов, тематических групп, частей речи и т.п. - дают пример различных проявлений парадигматических отношений в лексике. Глухие согласные, например, объединяются в класс на основе их общих признаков (неучастие в артикуляции голосовых связок, отсутствие тона), по которым они отграничиваются, например, от близких к ним по признакам звонких согласных. Но внутри класса все глухие согласные противопоставлены друг другу по каким-либо признакам. Это пример фонемной парадигматики. Синтагматические отношения – это сочетаемостные отношения, устанавливающиеся между единицами как в системе языка, так и в речевой цепи. Речевая цепь имеет протяженность во времени (в устной форме) и имеет линейный аспект (в письменной форме). Синтагматика – это сочетаемость единиц одного уровня друг с другом и последовательность единиц одного уровня в речи.[12] Сочетание двух слов образует словосочетание. Словосочетания (как целостные блоки) могут входить в состав предложения, сочетаясь друг с другом по определенным правилам Прилежные студенты выполняют все задания. Правила сочетаемости заложены в языке, реализуются они в речи. 1.3 Результат языкового взаимодействия На Земле существует огромное количество больших и малых этносов, которые более или менее тесно взаимодействуют друг с другом. Соприкасаются и взаимодействуют также их языки и диалекты. Они могут (в силу географических, экономических, политических, культурных и прочих причин) сближаться друг с другом или, напротив, отдаляться друг от друга. В первом случае говорят об интеграции (или конвергенции) языков (и диалектов), а во втором случае — о дифференциации (или дивергенции) языков (и диалектов). Процессы конвергенции и дивергенции протекают в противоположных направлениях и с разной силой в разное время, в ходе истории они могут сменять друг друга, но в принципе развитие того или иного языка никогда не сводится лишь к одному из этих двух направлений. [15] В условиях массового и индивидуального двуязычия часто наблюдаются случаи интерференции, т.е. воздействия, ведущего к отклонениям от нормы и системы второго языка, которые обусловлены нормой и системой родного языка. Проявления интерференции могут наблюдаться и в произношении, и в употреблении слов, и в употреблении грамматических форм. Возможно, субстратные черты представляют собой наследие массовой интерференции при освоении языка пришельцев. Под Пиджинами имеют в виду языки, не имеющие коллектива исконных носителей. Они возникают в результате взаимодействия разнотипных языков и характеризуются весьма упрощённой структурой. Известны пиджины, сложившиеся на основе английского, французского, испанского, португальского языков. Если пиджин передаётся внутри данного народа из поколения к поколению и становится основным средством общения, он превращается в креольский язык. Итогом длительного контактного взаимодействия родственных и неродственных языков в пределах единого географического пространства может быть языковой союз. Он предполагает взаимообмен между взаимодействующими языками теми или иными структурными чертами, касающимися фонологической, морфологической и синтаксической систем, словаря. Особенно интересен для исследователей Балканский языковой союз, охватывающий такие языки, как греческий, албанский, болгарский, македонский, частично сербскохорватский, румынский и молдавский, венгерский. Некоторые исследователи (Н.С. Трубецкой и др.) допускают, что индоевропейская языковая общность является не результатом распада единого праязыка, а продуктом сближения контактировавших длительное время языков. Языкознание подразделяется на общее и частное. [3] Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также общих законах строения и развития всех знаков мира.Хотя возникновение прикладной лингвистики как автономной научной дисциплины относится к относительно недавнему прошлому (приблизительно к 1920-м годам), прикладные проблемы стояли перед языкознанием практически с самого начала его существования. Эти проблемы в конечном счете сводятся к оптимизации функций языка – будь то формирование и поддержание традиции чтения и понимания сакральных текстов (экзегетика и герменевтика) или обеспечение контактов между разными народами. В философии и лингвистической теории принято различать коммуникативную, эпистемическую и когнитивную функции языка, которые, в свою очередь, разделяются на более мелкие функции.Теоретическая лингвистика формирует само представление о том, какие свойства языка являются существенными, а какие – нет. Создаваемые в теоретической лингвистике концептуальные модели языка не просто описывают наблюдаемые факты, но и претендуют на их объяснение. При этом как описательная, так и теоретическая лингвистика исходят из познавательной установки, известной как «God's Truth» («Божественная Истина»). Иными словами, классификации языковых фактов и концептуальные модели теоретической лингвистики претендуют на описание того, как действительно устроен язык.Диахрония и синхрония — два противопоставленных аспекта исторической лингвистики. Наиболее подробно их рассмотрел Фердинанд де Соссюр.Диахрони?я — рассмотрение исторического развития тех или иных языковых явлений и языковой системы в целом как предмет лингвистического изучения.Противопоставляется синхронии — рассмотрение состояния языка как установившейся системы в определенный момент времени. Термин получил распространение также в семиотике, литературоведении и других общественных науках в значении исторического подхода к исследуемым явлениям. Языкознание всегда считало язык знаковым (семиотическим) явлением. После "Курса общей лингвистики" Ф. де Соссюра (1916) стало принято считать язык образцом знаковости, а остальные знаковые явления измерять по образцу языка. Это правильно. Язык - уникальная по своей универсальности знаковая система.Язык как знаковая система вступает в прямые и опосредованные контакты со всеми другими знаковыми системами. Эти контакты бывают двух родов - по содержанию и по материалу*. Контакты по содержанию осуществляются в пределах актов речи. В актах речи назначаются, объясняются и раскрываются знаки других семиотических систем (например, значение нот в музыке, значение различных сигналов на транспорте, значение примет и т.п.).Контакты по материалу касаются языка как знаковой системы. Так, в пении язык соединяется с музыкой, в плясовых песнях музыка и язык соединяются с танцем. Речь публичная и частная сопровождается пластикой тела и может быть иллюстрирована указанием на знаки изобразительных и прикладных искусств и некоторые другие знаки (например, в обряде). Письменная речь связывается с орнаментикой, графикой и живописью, а эпиграфика-с архитектурой, прикладными искусствами, знаками стоимости, геральдики и другими знаками. В подобных случаях возникает контакт по материалу семиотических систем.Ч. Хоккет определил универсальные свойства языка в сравнении с сигнальными системами животных и вывел такие общие качества языка, как голосо-звуковые каналы коммуникации, свободное распространение сигналов и направленный прием, быстрое восприятие, обмен сообщениями, полная обратная связь, важность чисто информационного эффекта, денотативность, арбитрарность (наличие или отсутствие чего-либо) и независимость от физического и геометрического сходства языка с вещью, дискретность, возможность называть вещи, которых нет в момент коммуникации, открытость системы, традиционность, свобода от логической истины и лжи, возможность говорить о языке на языке, или рефлексивная изучаемость языка . Далее Хоккет соотносит язык с другими семиотическими системами, уточняет часть универсалий языка, выведенных выше, а затем выводит новую серию универсалий, таких, как: 1) каждый имеет запас элементов, которые изменяют обозначения вещей в зависимости от основных признаков ситуации речи; 2) среди дейктических элементов каждого человеческого языка есть такие, которые (специально) обозначают говорящего, и такие, которые (специально) обозначают адресата речи; 3) каждый человеческий язык имеет некоторое количество элементов, которые (сами) ничего не обозначают, но различают обозначение при построении сложных форм, когда эти элементы употребляются; 4) каждый человеческий язык имеет имена собственные; 5) каждый язык имеет грамматические элементы и т.д. Знак представляет собой соглашение (явное или неявное) о приписывании чему-либо (означающему) какого-либо определённого смысла (означаемого). Языково?й знак — единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 53 страницы
636 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 44 страницы
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg