Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Финансово-правовой статус центрального банка Российской Федерации.

irina_krut2019 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2020
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, регулирующие финансово-правовой статус Банка России. Предметом исследования выступают нормы федерального законодательства, закрепленный объем полномочий Банка России, научная и учебная литература по теме выпускной квалификационной работы. Целью научной работы является раскрытие вышеуказанных, а также иных аспектов деятельности Центрального Банка Российской Федерации. Выбирая в качестве объекта исследования Центральный Банк Российской Федерации, мы стремились прежде всего максимально конкретно и точно рассмотреть не только общеизвестные функции Банка, но и его взаимодействие с иными органами и структурами, историю и перспективы законодательного регулирования этого вопроса. В нашем исследовании мы постарались наиболее полно охватить правовые основы деятельности Центрального Банка Российской Федерации. Прежде всего, исследование затрагивает финансово-правовой статус Центрального банка Российской Федерации. Это правовое положение этого банка в финансовых правоотношениях с его участием, содержание которого выражается совокупностью финансово-правовых прав и обязанностей, направленных на выполнение поставленных перед ним целей и функций. Правовой статус Банка России имеет свои особенности. В первую очередь, он является юридическим лицом и обладает возможностью заключать различные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством. Однако, с другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации. Иными словами, Банк России имеет двойственную правовую природу. Будучи одновременно органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность, Банк России является уникальной структурой и требует особого внимания не только и не столько со стороны экономики, но прежде всего с точки зрения юриспруденции. Реализация научной работы предполагает решение следующих задач: - изучить историю создания и формирования Банка России; - проанализировать законодательной базы, регулирующей деятельность Центрального банка Российской Федерации; - рассмотреть различные точки зрения, касающихся финансово-правового статуса Банка России, а так же уяснение вопроса о гражданско-правовом статусе Центрального банка как юридического лица; - раскрыть организационно-правовую форму Банка России, а также дать характеристику прав на закрепленное за ним имущество; - исследовать функции Банка России как органа, наделенного государственно-властными полномочиями. Методологическую основу исследования составляют такие методы как: всеобщий метод, общенаучный метод, специальный метод и приемы научного познания финансово-правовой деятельности Банка России. В процессе проведения исследования использованы логико-юридический и конкретно-социологический метод, сравнительно-правовой и статистический метод, метод исторического подхода, метод анализа, а также методы исследования документов, метод контент-анализа нормативных правовых актов и решений. Теоретическая значимость исследования. Как уже упоминалось выше, проблема определения финансово-правового статуса Центрального банка Российской Федерации на сегодняшний день неоднократно рассматривалась с точки зрения разных отраслей правоведения. В данной работе был использован комплексный подход к рассмотрению этого вопроса. Мы изучили нюансы определения правового статуса Банка России в качестве юридического лица, а также в качестве органа, наделенного государственно-властными полномочиями. Это позволяет наиболее обоснованно дать оценку финансово-правовому статусу Банку России. Не остались без внимания и некоторые спорные вопросы, касающиеся организационно-правовой формы Банка России, его прав на закрепленное за ним имущество, его основные функции. В ходе исследования был выявлен ряд определённых противоречий и предложены варианты их разрешения. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что выводы и предложения, приведенные в исследовании, могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию банковского законодательства. Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Основные положения, результаты и выводы, содержащиеся в исследовании, нашли отражение в ряде научных публикаций, таких как: «Роль Центрального Банка Российской Федерации в осуществлении банковского регулирования и надзора» (Научно-практический журнал «Аллея Науки»); «К вопросу определения правового статуса Центрального Банка Российский Федерации» (Сборник статей кафедры финансового и экологического права Института права БашГУ «Актуальные проблемы финансового, экологического и трудового права). Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников.
Введение

Актуальность выпускной квалификационной работы. Экономика давно перестала быть всего лишь составляющей социального пространства. Жизненные устремления людей, развитие науки и творчества, международные отношения – сегодня все эти сферы находятся под непосредственным влиянием экономических процессов. Неудивительно, что структуры, определяющие эти процессы, с каждым днём всё больше и больше расширяют сферы своего влияния. Так, в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, её полномочия были возложены на Банк России. При этом особый интерес вызывает правовая основа деятельности таких структур, их статус и цели, основные функции и история возникновения. Наше исследование направлено на полное раскрытие финансово-правового статуса Центрального Банка Российской Федерации. Банк России является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Являясь главнейшей структурой, определяющей экономические процессы, Центральный банк Российской Федерации представляет собой также ценнейший объект для подобного рода исследований. Сочетая в своей работе перечень без преувеличения уникальных полномочий, он занимает особое место в структуре государственных органов и вызывает множество вопросов, над которыми сегодня трудятся исследователи в области юриспруденции, экономики, истории и ряда иных гуманитарных наук. Центральный Банк Российской Федерации (далее - Банк России) является не просто регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота - список его функций и задач огромен. Тем не менее, наиболее важными задачами среди всех прочих являются обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики. Стабильность и рост экономического потенциала нашей страны напрямую зависит от эффективности Банка России. Именно по этой причине сегодня уделяется всё больше внимания правовым основам его деятельности, их эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность. Эти данные позволяют не только регулировать экономическую активность в отдельных сферах, но и формировать позицию Российской Федерации на международном уровне. Таким образом, Банк России задаёт направление не только для внутренних экономических процессов, но и является одной из определяющих структур в сфере определения положения национальной валюты относительно иностранной. Степень научной разработанности темы. Несмотря на значительную проработанность некоторых аспектов темы исследования в научной литературе по-прежнему остаются нерешенной актуальная проблема определения финансово-правового статуса Банка России, которая активно исследуется и вызывает споры у многих представителей различных отраслей правоведения. Наиболее существенный вклад в исследование этого вопроса внесли такие специалисты как Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, Д.Г. Алексеева, О.М. Олейников, Я.А. Гейвандов, А.В. Кашанин, Ю.А. Крохина.
Содержание

Введение 1 Общая характеристика правового статуса Центрального Банка Российской Федерации 1.1 Правовые основы деятельности Центрального Банка Российской Федерации 1.2 Центральный Банк Российской Федерации – звено денежно-кредитной политики РФ 2 Особенности финансово-правового статуса Центрального Банка РФ и проблемы регламентации деятельности Центрального Банка Российской Федерации 2.1 Центральный банк Российской Федерации в системе органов, осуществляющих финансовую деятельность государства 2.2 Банк России как орган управления банковской системой 2.3Актуальные проблемы юридической регламентации деятельности Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе Заключение Список использованных источников и литературы
Список литературы

I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1. Конституция нормативных Российской Федерации (принята который всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с основных учетом поправок, использование внесенных Законами антикризисной РФ о поправках к Конституции этих РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, всемирная от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание внесла законодательства РФ. 2009. № 1, которая ст. 1. 2. Налоговый возглавляет кодекс Российской небанковские Федерации (часть является вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с реализация посл. изм. и соответствия доп. от 29 июля 2017 г. № 401 - ФЗ) // Собрание мирового законодательства РФ. 2000. № 32, только ст. 3340. 3. Гражданский банки кодекс Российской центральный Федерации (часть простым первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с мировую посл. изм. и ссуды доп. от 29 июля 2017 г. № 199- ФЗ) // Собрание центральные законодательства РФ. 1994. № 32, накопленный ст. 3301. 4. Федеральный вышестоящими закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (с социальной посл. изм. и российской доп. от 18 июля 2017 г. № 153 - ФЗ) «О иностранные Центральном банке регулирование Российской Федерации (Банке центральные России)» // Собрание отношений законодательства РФ. 2002. № 28, банка ст. 2790. 5. Федеральный платежной закон Российской отсутствие Федерации «О банках являясь и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395–1 (с сочетания посл. изм. и имеет доп. от 26 июля 2017 г. № 205 - ФЗ) // Собрание международными законодательства РФ. 1996. № 6, участием ст. 492. II. Специальная литература 1. Авакьян С.А. О конституционных основах статуса Банка России. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / Отв. ред. П.Д. Баренбойм. М. : Юридический дом "Юстицинформ", 2000. С. 28 - 31. 2. Братко таким А.Г. Банк закона России: правовой вышестоящими статус и компетенция// [Электронный кроме ресурс]. Доступ банковской из справ. стороны - правовой завершение системы «Консультант развития Плюс» (дата обращения: 20.04.2018). 3. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации. Юридический статус. Организация. Функции. Полномочия. М. : МНИМП, 1997. С. 27. 4. Годме Поль-Мари. Финансовое право. М. : Прогресс, 1974. С. 330. 5. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. М., 2008. С. 34. 6. Ефимова Л.Г. Особенности правового положения Центрального банка Российской Федерации // Правовое регулирование банковской деятельности. М. : ЮрИнформ, 1997. С. 20. 7. Корриган Е. Центральный и другие банки: размышления о путях создания банковской системы рыночного типа // Экономика и жизнь. 1990. N 46. С. 19 – 23. 8. Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. 2001. 13 с. 9. Маслов А.В. Конституционно-правовой статус Банка России (точка зрения) // Деньги и кредит. 2009. № 12. С. 13 – 19. 10. Муранов А.И. Собственность Российской Федерации, закрепленная за Центральным банком России и находящаяся за границей // Московский журнал международного права. 2000. № 6. С. 42 – 46. 11. Олейник О.М. Основы банковского права : курс лекций. М. : Юристъ, 1997. С. 132 – 133. 12. Павлодский Е.А. Центральный банк. Особенности правового статуса // Право и экономика. М. : Юрид. Дом "Юстицинформ", 2001, № 6. С. 25-29. 13. Поллард А.М., Пассейк Ж.Г., Эллис К.Х., Дейли Ж.П. Банковское право США. М. : Прогресс, 1992. С. 54. 14. Роде Э. Банки, биржи, валюты современного капитализма. // Финансовая статистика, 1986. С. 41 – 42. 15. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке РФ (Банке России)». М. : Дело, 2006. С. 448. 16. Фокин А.В. Правовой режим имущества Центрального банка Российской Федерации / А.В. Фокин // Законодательство и экономика. 2010. № 6. С. 31 – 33. 17. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации. М. : ИД ФБК-Пресс, 2001. С. 55. 18. Эбке Ф. Вернер. Международное валютное право. М. : Международные отношения, 1977. С. 22. 19. Union europeenne. Recueil des traites. T. 1. V. 1. Luxembourg: Office des publications officielles des Communautes europeennes, 1999. P. 166, 481. 20. Sousi-Roubi Blanche. Droit bancaire. Paris; Dalloz, 1995. P. 160 - 162.
Отрывок из работы

1 Общая характеристика правового статуса Центрального Банка Российской Федерации 1.1 Правовые основы деятельности Центрального Банка Российской Федерации В этой главе нашего исследования мы рассмотрим правовые основы деятельности Центрального банка Российской Федерации, особенности её законодательного регулирования, а также совершим небольшой экскурс в историю возникновения Закона «О Центральном банке Российской Федерации». Это позволит нам не только раскрыть нюансы правового статуса Банка России и выделить его функции, но и проследить эволюцию развития Центрального банка Российской Федерации как отдельной структуры. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - закон о Центральном банке) правовой статус, основные цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, а именно настоящим Федеральным законом и рядом прочих федеральных законов. Также в данной статье закреплен круг нормативно-правовых актов, регулирующих статус Центрального банка, его функции и полномочия. Это Конституция Российской Федерации, Закон о Центральном банке и другие федеральные законы. Только они могут оказывать влияние на деятельность Банка России. Различные же подзаконные нормативные акты (такие как Указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств), законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты представительных органов местного самоуправления, а также акты самого Центрального банка не имеют достаточной силы, чтобы регулировать данные вопросы. Деятельность Банка России не просто закреплена законодательно – все нюансы его работы зафиксированы конституционно. Высшая юридическая сила на территории России – это Конституция Российской Федерации. Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может ей противоречить. При этом в Конституции Российской Федерации содержится несколько положений, имеющих непосредственное отношение к статусу Центрального банка Российской Федерации, его организации и деятельности. Они имеют основополагающий характер и конкретизируются в Законе о Центральном банке и других федеральных законах. Данные положения можно условно разделить на две группы. К первой группе следует отнести положения, не затрагивающие статус Центрального банка Российской Федерации, но влияющие на него опосредованно, в нюансах. Ко второй группе следует отнести положения, непосредственно и целенаправленно определяющие статус Центрального банка Российской Федерации. Первая группа — это положения, закрепленные в п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации, где указано, что в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки» . Как отмечает А.Г. Братко, «валютное регулирование, кредитное регулирование, денежная эмиссия составляют содержание банковской деятельности» . Следовательно, согласно п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы банков и банковской деятельности, а как следствие, статуса и деятельности Банка России относятся к исключительному ведению Российской Федерации. При этом никакая региональная структура не имеет юридической силы повлиять не только на общие принципы функционирования Центрального банка Российской Федерации, но и на местные отделения. Вторая группа норм посвящена непосредственно статусу Банка России. К ней относятся положения части 1 ст. 75 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается. Таким образом, такая функция Банка России, как денежная эмиссия, закрепляется за ним на Конституционном уровне. В данном случае под денежной эмиссией понимается «выпуск в обращение наличных денег» . Таким образом, Банк России был и остаётся единственным производителем денежных знаков на территории Российской Федерации. Эта функция не может быть тем или иным образом передана под ведомство других структур, т.к. закреплена за Центральным банком Российской Федерации на конституционном уровне. Это согласуется со ст. 29 Закона о Центральном банке , которая также говорит об эмиссии наличных денег. Наличные деньги выпускаются в форме банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Банк России осуществляет не только их эмиссию, но и саму организацию их обращения, и непосредственное изъятие из обращения. Большое значение имеют положения, закрепление в части 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации. Она гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» . Иными словами, стабильность государственной валюты независима от работы каких-либо органов власти, потому как Центральный банк Российской Федерации, чья основная функция направлена на обеспечение устойчивости рубля, не относится к какой-либо ветви государственной власти. Данная норма включает в себя три важнейших положения. Во-первых, определяется и закрепляется на конституционном уровне такая функция Центрального банка Российской Федерации как защита и обеспечение устойчивости рубля. Более того, в ст. 3 Закона о Центральном банке Российской Федерации эта функция - защита и обеспечение устойчивости рубля - именуется целью деятельности Банка России . Здесь имеет место некоторое противоречие между Конституцией Российской Федерации и Законом о Центральном банке. Впрочем, пристального внимания и срочного разрешения здесь не требуется - оно является чисто формальным, так как цель любой деятельности всегда находит свое конкретное выражение в функциях или, как указывает А.Г. Братко, «функция - основное направление деятельности, обусловленное поставленной целью» . Во-вторых, так же на конституционном уровне закрепляется ещё и принцип независимости Банка России. В ст. 75 Конституции Российской Федерации говорится об исключительно независимом осуществлении им вышеуказанной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. В ст. 1 Закона о Центральном Банке Российской Федерации данное положение конкретизируется: Банк России осуществляет все свои функции и полномочия вне зависимости от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления . Иными словами, Банк России не подчиняется напрямую ни одному из органов власти, не входит ни в одну из ветвей власти, но представляет собой отельную, обособленную структуру, не находящуюся в непосредственном подчинении какого-либо органа. По этой причине ни один из органов государственной власти не имеет права вмешиваться в осуществление Центральным банком Российской Федерации его полномочий. С другой стороны, «пределы независимости Банка России определены Конституцией Российской Федерации и конкретизированы в законодательстве о Центральном банке Российской Федерации». Впрочем, вопрос независимости Банка России поднимается по сей день и степень его самостоятельности некоторым образов варьируется в связи с внесением различных поправок. Об этом пойдёт речь далее. В-третьих, фраза «независимо от других органов власти» может трактоваться несколько иначе. Этот тезис позволяет некоторым авторам сделать вывод, что Центральный банк Российской Федерации сам по себе является одним из государственных органов Российской Федерации, и именно по этой причине не находится в непосредственном подчинении у какого-либо иного органа власти. Так, Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин в своих трудах заявляют, что Банк России — это «орган государственной власти, но вместе с тем он не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле данного термина» . Согласно мнению этих авторов, единая система государственной власти включает в себя федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается данными органами. В этом контексте Центральный банк Российской Федерации выступает в качестве федерального органа государственной власти и выполняет при этом исключительную функцию, не позволяющую отнести его к той или иной ветви, и только это, по утверждению сторонников этой теории, обеспечивает Банку России его независимость. Существуют также теории, позволяющие отнести Центральный банк Российской Федерации и зависимые от него структуры к отдельной ветви государственной власти, однако чёткий перечень органов, которые можно было бы отнести к этой ветви, на сегодняшний день не выделил ни один исследователь этого вопроса. Бытует также и иная точка зрения по этому вопросу. Так, А.Г. Братко считает, что Банк России не может являться органом государственной власти, а его служащие, соответственно, не являются государственными служащими, так как в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий получает денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации . Служащие Банка России в соответствии с Законом о Центральном банке получают вознаграждение из иных источников. На сегодняшний день невозможно однозначно заявить, что один из этих исследователей прав, а другой – нет, вопрос о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации был и остаётся актуальным, однако, мы в нашем исследовании будем опираться на труды Г.А. Тосуняна и А.Ю. Викулина, рассматривая структуру Банка России как государственный орган, находящийся, тем не менее, в особом, независимом положении, но имеющий в приоритете своих функций именно заботу о государственном благополучии, а не приобретение материальной выгоды, как любая коммерческая организация. Наконец, последняя конституционная норма, посвященная непосредственно Центральному банку Российской Федерации, находится в п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации . Данная норма регулирует процесс назначения на должность и освобождение от должности Председателя Банка России, и относит этот вопрос к ведению Государственной Думы. Согласно п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации кандидатуру на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации Государственной Думе представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Банка России. Говоря о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации, следует обратиться к истории законодательного урегулирования этого вопроса. Знакомство с историей создания ныне действующих законодательных норм, регулирующих деятельность Банка России, позволит проследить тенденции в изменениях правового статуса данной структуры и оценить перспективы её развития. Первый закон, регулировавший деятельность Центрального банка, был принят в 1990 году. Это был Закон РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». Но, разумеется, структура такого уровня не может регламентироваться одним только законом. Наряду с ним статус Центрального банка определял также Устав Центрального банка РСФСР. Банк России создан на основании Закона РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Стоит отметить, что в своей деятельности Банк России руководствуется указанным Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности», другим действующим на территории РСФСР законодательством и настоящим Уставом». Данный Устав действовал вплоть до 1995 г.г., когда был отменен в связи с принятием в новой редакции Федерального Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» 26 апреля 1995 г. Эта редакция Закона о Центральном банке пережила множество поправок и изменений, однако, 10 июля 2002 г. была принята окончательная версия нового Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». При этом исследователи Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин отмечают, что изменения, внесенные в законодательство о Центральном банке Российской Федерации, не настолько существенны, чтобы можно было полноценно охарактеризовать этот Закон как кардинально новый. Ряд статей нового Закона не просто сходится с тезисами из старого варианта в общих положениях, но зачастую полностью совпадает со своим предшественником текстуально. Иными словами, изменения, внесённые в Закон, представляют собой скорее новую редакцию старого Закона, но в то же время формально мы имеем новый Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Тем не менее, несмотря на обилие параллелей между старым Законом и новым, мы в нашей работе рассмотрим особенности регулирования деятельности Центрального банка Российской Федерации новым Законом «О Центральном банке» и разберём конкретные функции и обязательства, регулируемые этим законом. Меж тем стоит отметить, что несмотря на множество совпадений в статьях старого и нового законов, внесенные изменения можно считать достаточно существенными. Например, с введением нового Закона о Центральном банке Российской Федерации ряд функций Банка России был передан иным органам. Так Банк России перестал заниматься банковским аудитом – с принятием нового закона эта функция перешла к Министерству финансов Российской Федерации. Также Банк России перестал вести регистрацию кредитных организаций, поскольку эта функция была передана Министерству по налогам и сборам РФ. Однако, несмотря на это, решение о регистрации кредитной организации по-прежнему остаётся под юрисдикцией Банка России. Влияние поправок на статус Центрального банка Российской Федерации зачастую сказывается и на иных структурах, непосредственно связанных с деятельностью Банка России. Так, в связи с принятием нового Закона изменился правовой статус Национального банковского совета (НБС), «коллегиального органа Банка России». Об этом говорится в статьях 12, 13 Закона о Центральном банке Российской Федерации. Новый Закон значительно расширил полномочия этой структуры - в частности, НБС получил возможность утверждать общие объемы расходов Банка России по ряду позиций, определять главного аудитора Банка России и аудиторскую фирму, которая будет проверять годовую финансовую отчетность Банка. Здесь стоит упомянуть, что влияние поправок, касающихся даже сторонних организаций, не может не затрагивать также и функций самого Банка России. Так, наделяя НБС дополнительными полномочиями, Закон снимает эти полномочия с Центрального банка Российской Федерации. Иными словами, чем больше полномочий Закон передает сторонним организациям, тем больше ослабляется сама структура Банка России. Как уже говорилось выше, в связи с изменениями законодательной основы деятельности Банка России, данная структура теряет в некоторой степени свою независимость от прочих структур и органов. Новый Закон о Центральном банке Российской Федерации ограничил и его финансовую независимость – Банк России стал налогоплательщиком. Если ранее Банк России ежегодно перечислял в федеральный бюджет 50% всей своей прибыли, а от остальных налогов, как было записано в редакции Закона о Центральном банке Российской Федерации от 1990 г., он был освобождён, то согласно уже новому Закону о Центральном банке Российской Федерации, Банк России стал перечислять в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся уже после уплаты налогов и сборов в полном соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Также была внесена поправка и в налоговое законодательство – теперь оно перестало освобождать Банк России от уплаты налогов. Нельзя сказать, что изменения такого рода в значительной степени повлияли на все функции Банка России, однако стоит отметить, что в данном случае есть два повода для серьёзных опасений. Во-первых, вышеупомянутые изменения произошли недавно, и на данный момент не прошло достаточного количества времени, чтобы можно было полноценно судить о том, какие последствия могут возникнуть в связи с данными поправками. Во-вторых, в данном случае мы совершенно определённо имеем дело не с одиночными коррективами, но с определённой тенденцией, и, таким образом, можем ожидать внесения дальнейших изменений в Закон и новых последствий, значительно влияющих на работу Центрального банка Российской Федерации и определяющих его самостоятельность. Новый Закон привнёс в деятельность Банка России так же ряд ограничений. Например, Центральный банк Российской Федерации был ограничен в отношении проведения проверок кредитных организаций. С введением нового Закона Банк России «не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период», «при этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки» . Для проведения второй подобной акции отныне требуются особые обстоятельства, предусмотренные Законом о Центральном банке и другим законодательством. Логично, что новый закон о Центральном банке Российской Федерации вызвал неоднозначную реакцию. Так, С. А. Голубев отмечал, что новая редакция Закона о Центральном банке частично ослабила позиции Банка России, он утратил некоторые элементы независимости, что представляется ему неправильным. Пересмотр Закона о Центральном банке был, по версии С. А. Голубева, несвоевременным, т.к. новая банковская система только начала складываться, и такие серьезные коррективы не были жёсткой необходимостью .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 77 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 75 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg