Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТЕАТРОВЕДЕНИЕ

Развитие вербальной памяти в процессе посещения студенческой театральной студии.

irina_krut2019 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2020
Объектом исследования является вербальная память студентов Предметом развитие вербальной памяти студентов посещающих театральную студию. Целью данной курсовой работы является изучение уровня развития памяти у студентов, посещающих театральную студию . Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти, определить основные виды памяти. 2. Рассмотреть особенности развития памяти у студентов 3. Исследовать уровень развития вербальной памяти у студентов посещающих театральную студию. 4. Разработать рекомендации и подобрать упражнения для развития вербальной памяти у студентов. Гипотеза: Если студенты учебных заведений будут регулярно заниматься в театральных студиях, уровень развития вербальной памяти будет возрастать. В работе использовались следующие методы – анализ литературных источников по проблеме исследования, обобщение полученных знаний, тесты.
Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что память – важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности, сохранение и передачу информации. Человеческая память хранит все, и не желает расставаться ни с чем – ни с хорошими событиями жизни, ни с плохими. Память, на мой взгляд, одно из удивительных явлений, позволяющее существовать и человеку, и человечеству. Испокон века люди знали, что они могут запечатлевать события своей жизни и полученную от других людей информацию, хранить всё это и при необходимости извлекать из глубин своего сознания. И сегодня довольно глубоко и полно исследованный психический процесс, состоящий из запечатления, хранения и воспроизведения информации и опыта, преподносит учёным множество сюрпризов. До сих пор отсутствуют глубокие обобщения, касающиеся памяти в целом. В основе сложившейся ситуации лежать две фундаментальные причины. Во-первых, чтобы описать память в целом, необходимо затронуть и другие психические процессы, свойства и состояния. При запоминании и воспроизведении участвуют различные психические образования: внимание, мышление, личностные установки, эмоции и другие, к тому же нельзя запомнить что-либо, не восприняв это. Складывается впечатление, что, характеризуя память, описывается психика в целом. Во-вторых, память человека изначально не может быть одномерным образованием, ибо человек, как биосоциальное существо является одновременно индивидом, субъектом деятельности, личностью и индивидуальностью. Вербальная память для актёра один из главных инструментов, который он обязан развивать. Таким образом, если у него будет хорошо развита словесная память, актёр будет конкурентно способным. Для театралов которые занимаются преимущественно словесными формами работы в театральных постановках, тема вербальной памяти всегда будет актуальна. Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем XXI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании касаются вербальной памяти, т.к. в литературе для актерского мастерства часто указывается на развитие эмоциональной памяти, и редко отмечается вербальная память.
Содержание

Введение 3 1. Теоретический анализ исследований развития вербальной памяти 5 1.1. Понятие «память», «вербальная память», виды памяти 5 1.2. Особенности развития памяти у студентов 11 1.3. Память в актерской деятельности 13 2. Исследование уровня развития памяти у студентов посещающих театральную студию 17 2.1. Методы и организация исследования 17 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 19 2.3. Рекомендации и упражнения по развитию вербальной памяти студентов 26 Заключение 31 Список литературы 33 Приложения 35
Список литературы

1. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров / В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с. 2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: ил. — (Серия «Учебник нового века») Питер, 2001. — 592 с.: 3. Практикум по общей, экпериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с. 4. «Возрастные и индивидуальные различия памяти» (сборник статей) под редакцией Смирнова М 1967 г. 5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с. 6. Репкин В.В., Ячина А. С. Произвольное запоминание, как необходимое условие самостоятельного усвоения учебного материала. – Харьков, 1985. 7. Ипполитов Ф. В. Память школьника. — М., 1978. Советы по улучшению памяти — с.28-45. 8. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М., 1976. Развитие памяти в процессе обучения — с.220-246. Статьи, журналы 9. Е. Попова «Как лучше запоминать?» // ж. «Здоровье», май 2000 г. 10. Т. Бьюзен «Максимально используйте свой разум», Минск, 2001 г. Электронные ресурсы 11. Вербальная память: определение, тесты, развитие - Режим доступа: http://fb.ru/article/277475/verbalnaya-pamyat-opredelenie-testyi-razvitie 12. Методика «вербальная (словесная) память» - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1728745 13. Упражнения на запоминание текстов - Режим доступа: http://ogrik2.ru/b/anton-moguchij/supertrenazher-pamyati-kniga-trenazher-dlya-vashego-mozga/25037/uprazhneniya-na-zapominanie-tekstov/21 14. VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2016 – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1937/25650 15. Статьи - Актерское мастерство – Режим доступа: http://www.sibkursy.ru/pages/staty/actor
Отрывок из работы

1. Теоретический анализ исследований развития вербальной памяти 1.1. Понятие «память», «вербальная память», виды памяти Любое переживание, впечатление или движение оставляет в нашем сознании след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанны друг с другом. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые процессы и описать законы, которым они подчиняются. Еще в 80-х гг. прошлого столетия немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы “чистой” памяти, независимые от деятельности мышления, — это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала. Классические исследования Г. Эббингауза сопровождались работами немецкого психиатра Э. Крепелина, применившего эти приемы к анализу того, как протекает запоминание у больных с психическими изменениями, и немецкого психолога Г. Э. Мюллера, чье фундаментальное исследование посвящено основным законам закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. В конце XIX и в начале XX вв. появились исследования известного американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного, применяя для этой цели анализ того, как животное обучалось находить свой путь в лабиринте и как оно постепенно закрепляло полученные навыки. В первом десятилетии XX в. исследования этих процессов приобрели новую научную форму. И. П. Павловым был предложен метод изучения условных рефлексов. Были описаны условия, при которых возникают и удерживаются новые условные связи и которые влияют на это удержание. Учение о высшей нервной деятельности и ее основных законах стало в дальнейшем основным источником наших знаний о физиологических механизмах памяти, а выработка и сохранение навыков и процесса “учения” у животных составили основное содержание американской науки о поведении. Все эти исследования ограничивались изучением наиболее элементарных процессов памяти. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у детей принадлежит выдающемуся отечественному психологу Л. С. Выготскому, который в конце 1920-х гг. впервые приступил к исследованию данного вопроса и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению, проследив основные этапы развития наиболее сложного опосредованного запоминания. Исследования А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, раскрывших новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили основные приемы запоминания сложного материала. Наконец, появились исследования, в которых ученые пытались выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Все это сделало раздел о психологии и психофизиологии памяти одним из наиболее богатых в психологической науке. Основные виды памяти. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В насто¬ящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных ви¬дов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенно¬стей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по харак¬теру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характе¬ру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжи¬тельности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в де¬ятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную (рис. 1). Рис. 1. Классификация основных видов памяти Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя¬ти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существу¬ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти. двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос¬произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навы¬ков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается перио¬дом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключа¬ется в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональ¬ная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого челове¬ка. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в про¬шлом отрицательные переживания. Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характери¬зуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характер¬ны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустой¬чивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому вос¬произведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Словесно –логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про¬цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз¬говора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) за¬поминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное за¬учивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома¬тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста¬вится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присут-ствует, а сам процесс требует волевого усилия. Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуе¬мого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. В целом же кратковременная память име¬ет огромное значение для организации мышления, и в этом она очень похожа на оперативную память. Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслужи¬вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе¬рации. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифмети¬ческое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некото¬рые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал мо¬жет забываться. Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, суще¬ственно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря воле¬вому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В резуль¬тате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала. Как происходит запоминание материала и функционируют основные процес¬сы памяти, мы с вами рассмотрим в следующем разделе. В основных типах памяти не выделяют отдельно память вербальную, часто ее относят к словесно – логической. Но вербальная память опирается на словесное запоминание. Вербальная память – это память, которая отвечает за способность человека запоминать различную информацию, предоставляемую в словесной форме. Это значит запоминание текстов, новостей, стихотворений, докладов, которые вы собираетесь представлять, и так далее. Как правило, использование исключительно вербальной памяти бывает сопряжено с проблемами, так как запомнить чистый текст бывает крайне сложно. Однако данный тип памяти очень сильно пригодится вам в жизни вне зависимости от того, какой карьерный путь вы выберете. Вербальная память – это то, благодаря чему вы сможете усваивать самую сложную информацию, то есть сухой текст. 1.2. Особенности развития памяти у студентов. Второй период юности, на который приходится студенческий возраст, имеет специфические закономерности и представляет собой важный этап в развитии личности. В этот период происходит становление специалиста, формирование его мировоззрения, идеалов, убеждений. Студенческие годы для молодого человека следует рассматривать не только как подготовку к будущей профессиональной деятельности, но и как первую ступеньку к зрелости. К. Д. Ушинский считал период жизни человека от 16 до 22-23 лет наиболее решающим: «Здесь именно завершается период образования отдельных последовательностей представлений, и если не все они, то значительная часть их группируются в одну сеть, достаточно широкую, чтобы оказать решающую предпочтение тому или иному представлению в направления мыслей человека и его характере». Совмещения работы с обучением на дневной форме создает еще одно противоречие - чрезвычайный дефицит времени, который сказывается и на качестве учения, или на семейных взаимоотношениях, а в конечном итоге приводит к снижению интенсивности интеллектуального и эмоционального жизни. Когда у студента возникает выборочный интерес к той или иной отрасли знаний и возникает желание углубиться именно в эту отрасль, ресурсы времени оказываются недостаточными. Следующее противоречие заключается в том, что хронически не хватает времени на переработку постоянно растущего потока информации. Знаниями же становится только та информация, переработанная и усвоенная человеком. Итак широта информации часто вступает в противоречие с глубиной ее осмысления. Существует еще одна особенность психического развития студентов: если в средней школе обучение и воспитание всегда опережают развитие, то в высшем учебном заведении развитие студентов иногда опережает обучения и особенности воспитания. Для второго периода юности типичным является максимализм и категоричность оценок, которые не всегда свидетельствуют о принципиальности. Категоричность может проявляться через негативное отношение к мнению взрослых, неприятие их мыслей, особенно во взаимоотношениях с людьми преклонного возраста. Исследования психологов показали, что во второй период юности развитие таких важных для обучения психических процессов, как мышление, память, внимание происходит неравномерно. Особенно заметны «спады» и «подъемы» в развитии мышления и памяти. «Подъемы» в развитии мышления приходятся на возраст 20, 23 и 25 лет. «Спады» наблюдаются в 22: 24 года. «Подъемы» в развитии памяти приходятся на 18, 23 и 24 года, «спады» - на 22 и 24 года. Как видно из приведенных данных, существует временная несовпадение «подъемов» и «спадов» в развития памяти и мышления. Изменения в памяти как бы подготавливают изменения в развитии мышления. В возрасте от 18 до 21 года уровень внимания стабильный; позже колебания выражены более интенсивно. 19, 22 и 25 лет является оптимальным возрастом для развития интеллекта. Приведенные данные свидетельствуют о противоречивый характер развития психических функций и интеллекта. Эта противоречивость не может не сказаться на успехах в учебе. Так, в 18-летнем возрасте студент может запомнить довольно большой объем учебной информации, что увеличился на втором курсе (память в настоящее время достигает высокого развития), но не может осуществить умственную переработку всего полученного материала, поскольку мышление в настоящее время отстает от памяти. Этим, в частности, можно объяснить, почему значительное количество студентов на экзаменационной сессии за третий семестр имеет более низкую успеваемость, чем в первых двух. 1.3. Память в актерской деятельности В основе памяти актера лежит преднамеренное запоминание, а оно возможно при соответствующем волевом посыле, имеет целенаправленный характер. Актеру необходимо иметь хорошую и разностороннюю память. Все основные виды памяти — наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная и двигательная необходимы актеру для заучивания, запоминания материала пьесы в зрительных, слуховых и осязательных представлениях. Актер должен обладать способностью запоминания мыслей, выраженных словами, т.е. смысловой памятью. Память актера должна хранить ощущения тех эмоциональных состояний, которые были в прошлом. Наконец, память актера должна сохранять мышечно-двигательные образы заученных движений. Двигательная память, имеющая решающее значение при трудовых процессах, связанных с движением, является необходимой и при запоминании физических действий в роли. Этот вид памяти создает у человека мышечно-двигательные представления о форме движений, т.е. об их направлении, размере, скорости, последовательности, ритме, характере и прочих признаках. В искусстве театра представления эмоциональные окраски всех движений и эмоциональные жесты, возникшие в репетициях и закрепленные актером, позволяют ему безошибочно пользоваться этими окрасками и жестами при последующих исполнениях роли. В искусстве театра переживания функции памяти иные. Разносторонняя память актера этого театра создает только базу для рождения чувства на каждом спектакле. Эта база заключается в том, что актер должен, возможно, скорее превратить выполнение движений, осуществляющих физическое поведение в роли, в полуавтоматизм. Достигается это неоднократным повторением их в репетиционном процессе. Возникающая таким образом логическая схема физического поведения и представляет собою ту основу, на которой в соответствии с темпо-ритмом спектакля появляются те или иные чувства и эмоции. Чем быстрее актер запомнит схему поведения, тем быстрее он освободит свое внимание для органического действия в роли, а это, в свою очередь, будет способствовать быстрейшему появлению эмоций и чувств. Так, во время фехтовальной сцены невозможно играть отношение к партнеру и переживать бой, если в этот момент актер должен думать о технике приемов и их последовательности. Техника и последовательность приемов боя, т.е. схема физического действия, должны выполняться полумеханически. Значение двигательной памяти в том, что она освобождает внимание актера в момент исполнения роли для основных и более значительных задач творчества. К. С. Станиславский так характеризовал роль двигательной памяти: «Теперь подумайте, какое количество забот взваливается на артиста в момент его сценического творчества и публичного выступления... все время думать обо всех душевных элементах самочувствия: о внимании, воображении, о чувстве правды и веры... одновременно с этим он должен следить за своим телом... А сколько внимания берет регулирование дыхания... А произнесение словесного текста, который требует дословной передачи, и т. д. Сложите вместе все эти заботы артиста, и вы поймете, что ему необходимо разгружать внимание, чтобы оно поглощалось не мелкими делами и могло быть целиком отдано главной мысли произведения, основной цели творчества и создания спектакля. Что было бы, если бы им пришлось думать во время публичного выступления о каждом движении мускула и производить их сознательно?» Освободить актера для творческой деятельности на сцене может только отличная память всех видов, и в частности двигательная. Физическое поведение в роли следует превращать в полуавтоматизм, как только появится полная уверенность в том, что найденная схема поведения — правильна. Эту схему надо закрепить настолько, чтобы она стала как бы второй натурой актера, которая заставляет его верно действовать в роли. Известно, что в репетиционном периоде и при исполнении роли схема действия обрастает различными многочисленными деталями и всегда новыми эмоциями и чувствами. С этого момента проявляется своеобразное взаимодействие внимания и памяти, а именно: поскольку невозможно все время думать о деталях физического поведения, К. С. Станиславский рекомендует: «Не лучше ли приучить самое внимание подсознательно автоматически постоянно производить проверку...» (. Внимание и память актера должны самопроизвольно наблюдать и отмечать ошибки, как только тело выполнит неверные, с точки зрения логики, движения. Превращение движений в органическую необходимость сценического действия возможно только с того момента, когда созданная цепь дробных действий стала полуавтоматизмом, сопутствующим исполнению данной роли, стала ее необходимостью. В этом значимость двигательной памяти в профессии актера. Вербальная память для актера является основой его творческой деятельности. В первое время, когда придется заучивать большие тексты, пьесы, рассказы. Это переходит в монотонное заучивание и лаконично перекладывается на эмоциональную сферу запоминания. Вывод. Подведём основные выводы по первой главе нашей работы. Проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. В рамках советской психологической школы проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы этих и других учёных являются актуальными и до сих пор, а результаты их исследований могут стать основой новых психологических исследований по проблемам памяти. В современных психологических исследованиях память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение). В основе классификации памяти лежат следующие критерии – объект запоминания, степень волевой регуляции памяти и длительность сохранения информации в памяти.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Театроведение, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Театроведение, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Театроведение, 33 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Театроведение, 45 страниц
540 руб.
Курсовая работа, Театроведение, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg