Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ДИЗАЙН

Интерпретация традиционного текстиля казахского народа в современном интерьере.

irina_krut2019 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2020
Целью дипломной работы является переосмысление традиционной формы текстиля казахского народа и его участие в современном интерьере для развития понимания национальных ценностей молодым поколением. Для осуществления данной цели, потребуется решить следующие задачи: 1. Проанализировать разнообразие казахского национального текстиля в жилище и его художественно - выразительные особенности; 2. Выявить роль текстиля убранства в традиционном использовании и сформировать концепцию на базе моего исследования для современного интерьера; 3. Разработать новый прием интерпретации основываясь на технологических и декоративных качествах традиционного текстиля. Объектом исследования является использование приема интерпретации по этническим мотивам в разработке предметной среды в современном интерьере. Предметом исследования является традиционный текстиль, как один из основных видов народного творчества, формирующий среду интерьера. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвящённые изучению традиционного текстиля казахского народа, технологии его создания и семантики содержания. Практической базой исследования послужили работы художников, ремесленников и современных дизайнеров. Краткое описание структуры Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассматривается традиционный текстиль в интерьере казахского кочевого жилища, его художественно- выразительные особенности и технология выполнения. Во второй главе в первом параграфе анализируются принципы в формировании концепции современного интерьера по мотивам традиционного текстиля казахского народа, их практическое применение, во втором параграфе пояснительная записка практической работы. В заключении подводятся итоги исследования традиционного текстиля казахского народа и разработки интерпретации на основе технологического процесса и декоративных качеств традиционного текстиля убранства, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Введение

Данная работа посвящена поиском новой формы интерпретации основываясь на традиционном текстиле казахского народа, касается изучения национального текстиля убранства, его роли, как в традиционном использовании, так и в современном жилом интерьере. Переосмысление художественных традиций в настоящем времени –это понимание значения национального искусства, ровно как особого вида сознания, культуры и творчества, как представление национального своеобразия культуры мира. Цивилизация не может существовать в неизменном виде, она обогащается и поднимается на высшую ступень развития, а национальный текстиль — это эстафетная палочка, передающая от поколения к поколению весь культурный и исторический багаж народа и для того, чтобы найти место традиционному текстилю в современном интерьере, в данной дипломной работе предлагаются новый возможный прием интерпретации традиционного текстиля. Благодаря старшему поколению текстильные изделия убранства юрты в силу традиций и обычаев еще присутствуют в домах, но учитывая то, что интерьер современного жилища имеет свои планировочные, стилистические композиционные решения, не характерные для юрты, существует сложность их привязки. Элементы древней культуры должны оптимально сочетаться с современными тенденциями стилей и формами.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА1.ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕКСТИЛЬ В ИНТЕРЬЕРЕ КАЗАХСКОГО КОЧЕВОГО ЖИЛИЩА 6 1.1 Традиционный текстиль казахского народа в убранстве юрты и его функциональное назначение 6 1.2 Семантика художественно- изобразительных качеств текстильных предметов в казахских традициях 18 ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕКСТИЛЬ КАЗАХСКОГО НАРОДА В КОНЦЕПЦИИ ЗОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРЬЕРА. 27 2.1 Роль традиционного текстиля в современном интерьере 27 2.1.1. Интерпретация, как прием переосмысления традиций 29 2.1.2 Взаимодействие текстильных форм с предметно- пространственной средой 33 2.2 Формирование образа современного интерьера средствами интерпретации традиционного текстиля убранства казахского народа 40 Заключение 45 Список использованной литературы 47 Приложение 50
Список литературы

1. Алимжанова А.Ш. Динамика эстетических ценностей художественной культуры казахского народа. Алматы,2004. С.- 120. 2. Бастрыкина Т.С. Формообразование как проблема философско-эстетического исследования // Диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М., 2000. 3. Беляева, А. А. Эстетика: Словарь. / Под общ. ред. и др.? М.: Политиздат, 1989. – 447 с 4. Вагнер, Г. Несколько тезисов о народном искусстве/Г. Вагнер // Декоративное искусство СССР. – 1988.- №2 (363). – с.30 5. Дмитриева, Н. А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. –М.; Прогресс-Традиция, 2009. ?520с. 6. 3. Елибаева К.Ж. Символика и семантика цвета в казахской культуре//Вестник МГУКИ.4(48). 1997.С. 61-65. 7. 4. Жукенова Ж.Д. Ансамблевая и художественно-образная система в народномискусстве Казахстана//Диссертация по искусствоведению. Москва, 2011. 8. 5. Касенова К.Б. История формирования и развития казахского ковроткачества в ХІХ- начале ХХI века//Диссертация по искусствоведению.Казань,2018. 9. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством. – Алматы: Гылым, 1993.-264с 10. Б.Д. Кокумбаева Введение в культурологию: Учебное пособие по курсу «Теория и история мировой и отечественной культуры». – Павлодар: ПГУ им.С.Торайгырова, 2000.-149с. 11. Лобачева Н.П. О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. 1989. С. 5-38. 12. Маргулан, А.Х. Казахское народное творчество. Т.1.Алматы, 1986.С.-191. 13. Маргулан А.Х. Казахское прикладное искусство. – Алма-Ата, 1986.) 14. Муканов М.С. Казахская юрта. Алматы, 1981. 15. Некрасова, М. А. Место народного искусства в современной культуре. / // ДИСССР, № 3, 1987. 16. 10. Нурланова К. Символика мира в традиционном искусстве казахов. // Кочевники. Эстетика. Алматы: Гылым, 1993. 17. Оразбаев А.М. Поселение Чаглинка. Некоторые формы и типы жилищ. 1970. С.129-146. 18. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. 2007. 19. С.Толенбаев, М.Омирбекова Способы создания казахского орнамента. – Алма-Ата: Каганат ЛТД; Казахстан, 1993. - 48 стр. 20. Тохтабаева Ш. Ж. Художественный войлок казахов. Алматы,2017. 21. Тургенбаева Ш.С. Эстетико-художественные особенности цветового решения в современном искусстве Казахстана//Диссертация по искусствоведению. Барнаул, 2011. 22. Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов. Алматы, 1998. Список электронных источников 23. Егизбаева М.К. Юрта и особенности мировосприятия казахов// электронный научный журнал URL: «edu.e-history.kz».2017. № 1(05). 24. О самом совершенном кочевом жилище URL: http://e-history.kz/ru/publications/view/2203(дата обращения 15.11.2017) 25. Стилеобразующие технологии при создании интерьера в казахском стиле. URL: http://www.artmodern.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=77%3Aurta&catid=9%3Ainteresnoe&Itemid=17&lang=ru(дата обращения 2.12.2017) 26. СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ КАК СРЕДСТВО 27. ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕНТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ИНТЕРЬЕРА. Остроушко П.В., Бердник Т.О. URL: https://www.scienceforum.ru/2017/pdf/39193.pdf 28. Текстиль как средство формирования интерьера современного жилища URL:http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3471/2/urgu0838s.pdf 29. Цвето-орнаментальные категории как доминантная основа декоративно-прикладного искусства казахов URL: http://sanat.orexca.com/2009-rus/2009-3-2/shakhizada_turganbaeva/ 30. Вестник МГУКИ URL: https://cyberleninka.ru/article/v/simvolika-i-semantika-tsveta-v-kazahskoy-kulture 31. «Семантическая организация внутреннего пространства юрты традиционного жилища кочевых народов» URL: http://referatvww.nugaspb.ru/semanticheskaya-organizaciya-vnutrennego-prostranstva-yurti-tradicionnogo-zhilisha-kochevih-narodov.htmlhttp://referatvww.nugaspb.ru/semanticheskaya-organizaciya-vnutrennego-prostranstva-yurti-tradicionnogo-zhilisha-kochevih-narodov.html 32. «ТРАДИЦИОННАЯ ЖИЗНЬ В СТЕПИ»: РЕМЕСЛА И ПРОМЫСЛЫ КАЗАХОВ URL: http://e-history.kz/ru/publications/view/1389© e-history.kzhttp://e-history.kz/ru/publications/view/1389 33. Особенности интерьера в казахском стиле. URL: http://decorstars.ru/stili/etnicheskie/osobennosti-intererov-v-kazaxskom-stile.html
Отрывок из работы

Глава1.ТРАДИЦИОННЫЙ ТЕКСТИЛЬ В ИНТЕРЬЕРЕ КАЗАХСКОГО КОЧЕВОГО ЖИЛИЩА 1.1 Традиционный текстиль казахского народа в убранстве юрты и его функциональное назначение Юрта - традиционное жилье для казахского кочевого народа. Существует с древности и применяется вплоть до нынешнего времени. Это особый вид переносного жилья, типичный для насельников степи. Одним из важнейших занятий казахов было скотоводство, как кочевое, так и полукочевое. Именно скотоводство и определило тип жилища, которое сегодня мы именуем казахской юртой. История юрты и уникальность её конструкции активно обсуждались и продолжают обсуждаться учёными. По мнению С.И. Вайнштейна , прототипом современной казахской юрты послужила древнетюркская юрта, изобретённая в середине I тысячелетия нашей эры [24]. Древнетюркская юрта, учитывая конструкцию и её особенности, имеет корни в древней гуннской культуре, в которой существовало переносное полусферическое жилище из прутьев, напоминавшее шалаш. Исходя из этого можно сделать вывод – казахская юрта, результат многоэтапного и многовекового совершенствования примитивного жилища кочевников. Юрта, совершенно уникальна по конструкции и архитектуре, имеет сложнейшую семантику. Уникальность её была подтверждена мировым сообществом, когда 26 ноября 2014 года, навыки и конструкция казахской и киргизской юрт были включены в список нематериального культурного наследия фонда ЮНЕСКО [1]. Юрту устанавливали, как правило на солнечном месте, этот важнейший фактор был обусловлен прямой связью движения солнца по небосводу и хозяйственной деятельностью казахов, зависевшей напрямую от солнца. Вход в жилище всегда смотрел строго на юг. По тому, под каким углом лучи солнца падали в юрту через верхнее отверстие (шанырак), и с какой скоростью лучи перемещались из одной части юрты к противоположной, казахи определяли время дня и строили его распорядок. Соответственно внутреннее обустройство и деление также имело строгий порядок. В центре кочевого жилища располагалось место для разведения огня. Прямо над ним находился шанырак, тяга соответственно была отличной, и очаг равномерно согревал помещение. Юрта ставилась прямо на землю, пол застилался тканью и кошмой, исключая место для очага. От входа прямо за очагом, считалось лучшее в юрте место. Там находилась горка – деревянная подставка, на которую ставили сундуки, сумки из кошмы с одеждой, складывали свёрнутые корпе, подушки. Именно это место, прямо перед горкой, было самое почётное место – тор. Сюда садился хозяин жилища, и самые почётные гости. Туда помимо кошмы стелили дополнительные корпе или ковры [13]. Непосредственно у входа располагалась хозяйственная часть, а направо от входа была женская половина, здесь хранили припасы, посуду. Нередко женская половина отделялась от остальной части жилища ширмой. Юрта уникальна также тем, что для сборки и разбора её, требуется очень мало времени. Она очень хорошо сохраняет тепло, летом в ней прохладно, прослойка из циновок ши защищает от сырости. Готовясь к зимней стуже юрту, утепляли дополнительным слоем из кошмы, обкладывали снегом, и пучками камыша. Места для аула выбирали с естественной защитой от ветра[23]. Русский путешественник-исследователь К. Носилов писал: «Нас пригласили в юрту. Просторная кошомная юрта оказалась настолько чистой, настолько опрятной, что нам в первый раз приходилось видеть что-либо подобное в этой степи казахов. Кажется, ничего нет приятней в степи летом, как в жару зайти в полутемную, чистую, просторную юрту…» [14]. Со времен создания юрты прошло немало веков, но и по сей день она является надежным и удобным жилищем для чабанов, геологов и оленеводов, то есть для тех, кто часто меняет места временных стоянок. Индивидуальность данного вида жилища, архитектуры, воплощённого из войлока и эластичного ивового прута, на сегодняшний день является символом Родины для казаха [1]. Каркас кочевого жилища имеет три основные части: кереге (разборно-складной решетчатый остов стен), уык (пруты, подпирающие верхний круг) и шанырак (верхний круг). В свою очередь, войлочное покрытие казахской юрты также делится на три части, различные по форме и размеру. Края готовых полотен обшивались плетеным шнурком под названием- жиек. Туырлык- прямоугольные куски войлока, охватывающие стены юрты и нижнюю часть купола. Узік- войлок трапециевидной формы, укрывающий купол. Тундік- кошма квадратной формы, перекрывающая вершину юрты. Кровельное полотно юрты украшалось орнаментальной аппликацией, придававшей ей нарядность. Каждое войлочное изделие вносило свою лепту в убранство юрты. В нем можно рассмотреть практическую, художественно- эстетическую и знаковую роли, связанные с традициями казахского народа. Во время изготовления конкретной вещи, мастерица тонко прослеживала ее параллель с предметно - пространственной средой, и рассматривала как часть композиции. В эстетическом образе интерьера отображалось художественное мифопоэтическое отношение к миру. По представлению кочевников, ша?ырак, то есть купол юрты, является символом неба, разнообразные кисти, закрепленные к купольному отверстию, символизируют звезды, тканевые полотна с бесконечным орнаментальным заполнением, напоминают млечный путь, а всевозможные узорные ковры ассоциируются с цветущей поляной. При всем этом убранство юрты прекрасно гармонировало, не возникало спора в цвете, наоборот, разнообразие орнамента и динамика колорита погружали человека, попавшего в юрту, в радужную игру фантазии [6]. Предметы домашнего была всецело производились из сырья, полученного в собственном хозяйстве: шерсть овец, верблюдов, пух и волос коз, конский волос и кожа. Чистая шерсть играла немаловажную роль в жизнедеятельности кочевника. Применение народом овечьей шерсти обладало обширным ареалом распространения ещё в давние времена. В письменных источниках зафиксировано существование текстиля из войлока в таких городских цивилизациях как Шумер, Аккад, Ассирия и Вавилон. Это подтверждает, что зарождение кошмовойлочного ремесла казахов приходится на средневековый период и является культурным наследием ранних кочевников. Кошмовойлочное ремесло — это разновидность текстиля из овечьей шерсти, произведения искусства, которые занимают первостепенное место в жизни казахского народа, это объясняется развитым номадным способом производства, в основе которого обусловлено преобладание овец, что гарантирует изобилие шерсти. В изготовлении войлока преимущественно используется шерсть, которая состригается в осенний период - кузем жун. Она имеет клейкую структуру, что позволяет ей хорошо сваливаться, а состриженную весной в основном применяют в ткачестве. Овечья шерсть имеет богатую палитру оттенков: белый, молочный, рыжий, коричневый, черный цвета [17]. Поражают удивительные природные возможности данного материала такие как: легкость, теплоизоляция и мягкость. Для того чтобы шесть удерживала тепло, не пропускала влагу и одновременно удерживала жару, ее необходимо было пропитать специальным составом. Именно декоративный войлок передает выразительную и плодотворную работу казахского народа. Так же в ежедневный обиход казах входили множественные кожаные изделия. Выделка шкур осуществлялась каждой семьей самостоятельно. Их получали в результате охоты и домашнего скотоводства. Из подвергнутой обработке шкур шилась различная зимняя одежда. Многие кожаные изделия при помощи специальных штампов украшались теснением. Кожевенным производством в основном занимались мужчины [8]. Первым изделием из войлока, которое мы рассмотрим это чиевая циновка- шим ши. После того как собрана и накрыта основа юрты, между решетчатым каркасом и войлочным покрытием помещается узорная чиевая циновка, расположенная по всему периметру. Древнее ремесло под названием- ши, в основу которого легли стебли камыша-чий, является одним из важнейших элементов в убранстве юрты. Существует три вида ши: -оре ши - простое плетение стеблей, без обматывания их шерстью. Часто, такая циновка использовалась в хозяйстве, на ней сортировали шерсть, предварительно разложив, в нее заворачивали шерсть при валянии войлока. На таких циновках сушились молочные продукты. - шабак ши – циновка ши, стебли её обматывали разноцветной шерстью, и готовое изделие выглядело как чередование сплошных цветных полосок. Использовалась как ширма, отгораживающая хозяйственную часть в юрте, иногда использовалась как наружную часть кереге. - шим ши - узорная циновка, находилась между кереге и туырлыком юрты. При подобном плетении, каждый стебель чия переплетался полосками разноцветной шерсти по рисунку, следовательно, все стебли, сплетенные таким образом, и получался четкий орнамент. Размеры шим ши были различными: ширина не менее 140 см и максимальная до 170 см, а длина - доходила до 10 м и более. - шим есик - (разновидность шим ши) орнаментальная циновка, пришиваемая к накидке для двери юрты из войлока. Готовилась, также как и шим ши, но размеры ее поменьше: от 100 до 140 см в ширину, и длиной не более 300 см, узорная часть занимала - не больше 250 см. Чиевая циновка ши служит не только украшением, но и сохраняет тепло в холодный период года, а в теплое время, защищает от пыли, когда нижнюю часть войлочного покрытия приподнимают для проветривания жилища. Технологический процесс плетения циновок трудоемок и требует больших временных затрат, мастерства и терпения. Тонкие прутики растения народные мастерицы обматывали цветной шерстью или пряжей, создавая настоящие произведения искусства. Работа начиналась с заготовки тростника, обработки шерсти и установки станка. Степной тростник произрастает в основном на песчаных почвах. Удобнее всего его собирать после дождя, так как под воздействием влаги стебли становятся гибкими и эластичными. После сбора его сушат и очищают от листьев. Особой обработки требует и шерсть. После стрижки ее чистят, промывают, красят и пушат. Для того чтобы приступись к плетению циновок сооружают станок не сложной конструкции высотой не более полутора метра, представляющий собой два столбика вкопанных в землю на определенном расстоянии друг от друга, в зависимости от ширины предполагаемой циновки. На верхние концы столбов крепят поперечную балку, на поверхность которой накидывается от пяти до восьми шерстяных нитей. Клубки этих нитей с грузилами свисают с двух сторон поперечной балки. Накладывая первый стебель, заранее обмотанный пряжей, мастерица перекидывает клубки нитей с грузилами в противоположные стороны, тем самым сплетая стебель. Затем к первому стеблю прикладывается второй и закрепляется аналогичным методом. Техника повторяется до полного окончания плетения циновки. Рисунок на стебли наносится с помощью раскаленной металлической проволоки или клейстера, предварительно разложив стебли на плоскости. Для циновки шим ши характерен в основном геометрический орнамент [12]. Существует много разновидностей казахских национальных ковров, но предваряя подробное рассмотрение, важно отметить их функциональную значимость. Большая Советская Энциклопедия приводит следующее определение: «Ковер – художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещения, а также для звукопоглощения (бесшумности)». Если в первую очередь рассматривать ковёр как явление, именно с этой точки зрения, то мы можем отметить его поли функциональность. Но ковёр, это прежде всего порождение этнической культуры, он несёт в себе и духовную составляющую, так как во многом отражает особенности культуры казахского народа. Искусство ковроткачества складывалось из нескольких важных факторов: традиций в культуре народа, способа ведения хозяйства и определяющей этот способ природно-географической зоны проживания, а также многих других. Создавая традиционное произведение ковроткачества, мастерица вкладывала в него не только практический смысл, часто подобные изделия несли на себе и магическое значение – являясь составляющими при проведении обрядов. Не менее важной была эстетическая составляющая. И отдельным пунктом необходимо отметить, что ковёр одновременно выполнял две диаметрально противоположных функции: этно-интегрирующую и одновременно этно-дифференцирующую. Существует множество других смысловых нагрузок, которые несут на себе национальные ковры, но отмеченные выше я считаю наиболее важными[20]. В убранстве казахского кочевого жилища располагается большое разнообразие ковров, как настенных, так и напольных, как безворсовых, так и ворсовых. Такие войлочные изделия, в зависимости от размеров, могли потребовать коллективной работы. Келин (хозяйка юрты) могла попросить помощь помимо членов семьи у родственниц, подруг и соседок. В процессе работы не возникало споров, наоборот мастерицы объединяли свои усилия и действовали согласованно, исходя от навыков и традиций. Древнейшей разновидностью ковров являются безворсовые ковровые изделия. Именно на подобных артефактах ученые обнаружили первые примитивные, в плане технологии композиции, и что самое интересное, подобные безворсовые ковры производятся и в наше время, что свидетельствует об универсальности техники. Казахский безворсовый ковёр – это однослойное полотно, где узор получается путём переплетения нитей утка и основы в один цвет. Это постилочные ковры, и в зависимости от района, где они сотканы, носят разные названия. Например: туксыз клем (ковёр без ворса), таз клем (буквально – лысый ковёр) или такыр клем (гладкий ковёр), услышав любое из этих названий мы поймём, что речь идёт об одной разновидности ковра. Подобные изделия не только стелили на пол, но также украшали кереге (стенки юрты), такие ковры были одинаковыми с обоих сторон – и с лицевой, и с изнаночной. Как правило безворсовые ковры ткались на широконавойных станках (термели ормек) и имели традиционное композиционное решение, где центральное поле окружали бордюры. Существует 4 основных типа композиции для безворсового ковра. • Шаршы клем и 2) боднос клем - они имеют аналогичные с ворсовыми коврами медальоны по центру 3)Такта клем, здесь центральное поле имеет продольные полосы, где узоры размещаются в определённом рапорте. 4)Арабы клем, подобные изделия имели характерную особенность, во время ткачества на границах цветов, оставлялись сквозные зазоры. Эта разновидность безворсового ковра очень интересна для изучения. Ткались такие ковры в основном из овечьей шерсти, современная технология отдаёт предпочтение хлопку. Множество таких ковров можно встретить в жилищах южного Казахстана. То, что подобный тип ковра был довольно популярен среди кочевого сообщества, подтверждается исследованиями этнографа А.А. Семёнова . Название арабы клем, пришло в Центральную Азию в VIII – XIV вв. вместе с арабами, переселившимися из Передней Азии и осевшими в Кашдарьинской области Узбекистана. Арабы клем имеет и другие названия: кыз клем и джехази (с арабского приданое). Такой ковёр был одним из наиболее важных предметов в приданом невесты. В современном мире, традиция изготовления таких ковров перестала существовать, тогда как ещё полвека назад кыз клем обязательно должен был присутствовать в приданом каждой девушки. Ковёр ткался собственноручно, женщинами семьи. В.Г. Мошкова пишет: «Свадебный ковер считался оберегом, талисманом, обеспечивающим семейное счастье и благополучие. Его продажа была несчастьем и позором для семьи – в случае крайней необходимости предпочитали продать скот, но не «кыз клем». Если все же приходилось это делать, то ковер продавали тайно, на отдаленном базаре, «чтобы сородичи не узнали». Конечно, традиции изготовления кыз клем утрачены, но ковёр и по сей день является обязательным в приданом невесты. Ковёр ручной работы могут позволить себе лишь очень состоятельные родители, а подавляющее большинство казахов приобретают для приданого фабричные ковры [8]. Таким вот интересным фактом мы подводим черту под туксыз клем, которые изготавливали во всех регионах Казахстана. Необходимо отметить также безворсовые изделия, которые ткались на узконавойных станках (ормек). Терме алаша, баскур алаша, кежим теру алаша, орама алаша (шириной 30-45см, их потом сшивали в полотно нужного размера). Когда стены юрты уже обшиты чиевыми циновками, вывешивались ковры- тускииз. В переводе с казахского языка слово тускииз означает - настенный войлок. Симметричная композиция и декоративное цветовое решение- отличительные черты данного вида ковров. Он занимал почетное место в юрте и выполнял функцию ковра-оберега. Такой настенный ковер как тускииз, келин должна выполнить сама, так как он являлся неотъемлемой частью приданного невесты и символизировал семейное счастье. Тускииз делится на три типа. Первый, имеет центральное поле, украшенное вышивкой и обрамленное с трех сторон широким, вышитым бордюром. Орнамент растительный или комбинированный с включением в композицию солярных розеток, стилизованных роговидных элементов. Второй тип тускииза имеет большое вышитое центральное поле и узкий бордюр с орнаментальным заполнением. Орнаментальная композиция представляет собой солярные круги, стилизованные растительные и зооморфные мотивы и в некоторых случаях геометрические фигуры. Третий тип тускииза имеет широкое полностью вышитое поле, без бордюрной каймы. Технология создания настенного ковра- тускииза, проста в исполнении. На циновке одним слоем укладывается шерсть светлого или темного цвета. Поверх наносится узор из шерсти противоположного цвета. Далее поверхность полностью сбрызгивается теплой водой, с помощью циновки скручивается в рулон и прокатывается по твердой поверхности. Затем следует окончательное вваливание узора. Далее попадая в пространство юрты привлекают большое внимание декоративные ленты. Во всех регионах Казахстана широкое распространение имело ткацкое производство. Так называемые тканные ремни- тангыш, широкие тканные полосы- керегебас, баскур, уык бау украшаются разноцветными кистями из шерстяных нитей. Они так же служат оберегом. Узорные ленты с кисточками, закрепленные на куполе, придают нарядность интерьеру юрты. Они служат не только украшением, но и при сильном ветре ткаными полосами и узорными тесьмами укрепляли жилье, привязывая к вбитым в землю копьям. Декоративные ленты образуют фриз по всему периметру юрты, благодаря разнообразию орнамента и богатству цвета создается особый колорит в интерьере. Узорные ленты баскур и узык бау или кима бау – предназначены для оформления внутреннего пространства юрты, и также являются изделиями ковроткачества. Выполняются они на узконавойных станках. Для оформления юрты требуется целый комплект подобных тканых полос. Баскур – широкая тканая полоса, украшенная орнаментом, нужна для стягивания всех частей юрты по всей длине окружности. Существуют различные техники изготовления баскура, но все подобные изделия обычно шириной от 30 до 50 сантиметров, и длиной от 10 до 14 м. (всё зависит от размеров юрты). Очень интересны и ценны баскуры выполненные в комбинированной технике – ак баскур, в процессе ткачества, области орнамента выполняются в ворсовой технике. В итоге получается узорная, ворсовая композиция, выступающая над гладкой поверхностью изделия. Ак баскур достаточно разнообразны по вариациям орнаментального заполнения, узоры достаточно разнообразны также и по размерам, но как правило узоры достаточно угловаты и имеют множество ломаных линий. В орнаментике одного баскура можно различить до десяти различных орнаментальных композиций, разных цветов. Даже для полноценного ковра такая заполненность узором довольно редка. Самыми ценными, считались баскуры из шерсти верблюжат, потому что такие изделия были наиболее прочными и долговечными. Также при изготовлении баскуров сочетали овечью и верблюжью шерсть, гораздо реже козью в смеси с конским волосом. Также одной из распространённых разновидностей являются баскуры выполненные в технике орама (обмотка). Узор получается в результате добавления дополнительных утковых цветных нитей, в областях будущего орнамента. Нити проступают только в лицевой стороны, создавая узор. А с изнаночной стороны полотно остаётся гладким. Наиболее интересными экземплярами являются баскуры из Мангыстауской области, где узорная композиция традиционно распределена в отдельных полосах, которые в итоге формируют сетку, треугольники, ломаные линии, бараньи рога (кошкар муиз), и так далее. Самыми красивыми считаются ворсовые баскуры, подобные изделия больше напоминают часть большого ковра. Баскур, также родом из Мангыстауской области, украшенный орнаментом – ритмом из восьмиугольных розеток, внутри которых пересекающиеся стебли трёхцветников. Ворсовые баскуры ценятся выше остальных разновидностей, поскольку достаточно трудоёмки [31]. Часто встречается такая разновидность – пёстрый баскур (ала баскур). Подобный баскур отличался от своего собрата кызыл баскура очень пёстрыми узорами, повторёнными из коврового орнамента. Орнаментальные композиции на баскурах очень разнообразны. Ит куйрык (собачий хвост), айшык (месяц), ала бас (пёстрая голова), кос муиз (парные рога) встречаются на подобных изделиях в различных сочетаниях. Упрощённая технология ткачества – терме, позволяла соткать безворсовый баскур гораздо быстрее, и соответственно такие изделия встречались гораздо чаще. В основном подобные баскуры создавались на основе двух контрастных цветов – чёрного и красного. В процессе создания, утковой нитью выделялись нужные цвета основы, и таким образом проявлялся узор. Интересно то, что с изнаночной стороны рисунок дублировался, полностью повторяя узор лицевой стороны. Такие баскуры, особенно в варианте «кызыл баскур», с традиционным композиционным решением, когда ромбы узора с элементами «муйиз» и «кошкар муйиз» красного цвета, располагались на чёрном фоне, были распространены в Казахстане повсеместно. Помимо баскура, деревянные элементы юрты соединялись между собой и с войлочным покрытием – тесьмами и лентами «бау». Такие изделия различались, как по размеру, так и по технологии ткачества. Для создания ленты бау нужен узконавойный станок ормек. Лента по ширине варьировалась от 10 до 16 сантиметров. А длина от 3 до 5 метров. Ленты как правило были очень яркими, жёлтыми, белыми, зелёными и украшенными геометрическим орнаментом. Орнамент в основном геометрический: полосы, ёлочка, треугольники, ромбы, разноцветные квадратики. Большое количество различных бау хранится Центральном Государственном музее Республики Казахстан и в музее имени А.Кастеева в Алматы. Также одной из разновидностей соединительных тесьм является «тангыш», необходимый для связывания кереге между собой, и фиксации уыков к кереге. Тангыш шириной 3-5 сантиметров, а длина абсолютно произвольная. Для сборки одной юрты требуется две, три таких тесьмы. Следующая связующая часть, узык бау, для скрепления войлочного покрытия с каркасом юрты. Узык бау – шириной 10 -15 сантиметров, также выполняются на узконавойном станке ормек. Узор как правило в виде «кошкар муйиз» (бараний рог), непрерывно заполняющем всю длину ленты сплошными рядами, цветовое решение также было традиционным – двухцветным, фон одного, а узор другого цвета. Узык бау выполняли не только практическую, но и декоративную функции. Часть тесьмы прикрепляла войлочный купол к каркасу, а часть свисала под куполом украшая интерьер. Ещё одним важным элементом фиксации частей юрты была верёвка – белдеу и декор её прикрывающий – белдеу бау, с бахромой и кисточками. Белдеу стягивала основание юрты снаружи. Дополнительным декоративным элементом была украшенная орнаментом и кистями лента – шашак бау. Шашак бау завязывали под куполом, и они образовывали напоминающий канделябры декор. Шашак бау шириной около восьми сантиметров, ткалась в технике орама (обмотка), как с ворсом, так и без. Узорная композиция в обязательном порядке была двухсторонней. И наконец – желбау, назначение которой было строго практическим, ею купол юрты (шанырак) притягивался к колу, вбитому в центр юрты для того, чтобы упрочить конструкцию в ветреную погоду. Желбау украшали бахромой и кистями. Среди казахов бытовала поговорка, в буквальном переводе означающая – если есть жилище, то нужен и желбау. В фигуральном смысле пословица призывала семью быть крепкими в борьбе с проблемами[8]. Отдельно как самостоятельный подвид изделий, следует отметить коврики для намаза – жайнамаз. Подобные тканые изделия были характерны особой, отличной от обычных бытовых ковров композицией. Площадь жайнамаза обычно была не больше метра, шириной от 40 до 60 сантиметров. Так как ислам пришел на территорию Казахстана лишь в 10-11 веках, то такие изделия не были традиционными изделиями. Мастера ткали такие коврики на заказ и состоятельным людям. Этот факт находит подтверждение в работах этнографов, где жайнамаз лишь упоминается без уточнения орнаментальных композиций. 1.2 Семантика художественно- изобразительных качеств текстильных предметов в казахских традициях Территория Казахстана расположена в самом сердце Евразии. Развитие народов, насельников этого пространства, теснейшим образом связано друг с другом, так как народы эти – ветви, произрастающие из кроны единого дерева. «Никто не приходит «ниоткуда», и не исчезает в «никуда». Мы есть, и мы были всегда.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg