Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Традиционные и инновационные подходы в обучении косторезному делу.

irina_krut2019 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2020
Цель исследования – изучить общее, особенное и специфическое в традиционном и инновационном подходах, принятых и становящихся в косторезном деле и способных оказывать воздействие на структуру и содержание обучения различным технологиям. Объект исследования – традиционные и инновационные подходы в становлении и развитии технологий. Предмет исследования – использование традиционных и инновационных подходов в обучении учащихся технологии косторезного дела. В основу положена рабочая гипотеза, согласно которой использование традиционных и инновационных подходов в обучении учащихся технологии косторезного дела может стать эффективным, если: - воспитательные задачи рассматриваются как единство трудового и духовно-нравственного воспитания; - реализуется рациональное сочетание национально-регионального компонента в общей системе содержания образования на основе государственных стандартов; - создается соответствующая материально-техническая база школьных учебных мастерских; - обучение школьников художественной резьбе по кости организуется в виде кружковых занятий; - имеются высококвалифицированные специалисты, мастера по косторезному искусству и ремеслу; - формируется готовность учащихся жить и работать в условиях рыночной экономики; - учитываются психолого-педагогические, возрастные особенности учащихся. Задачи исследования: 1). анализ социально-философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; 2) изучение возможностей школьников при обучении художественной резьбе по кости; 3) реализовать экспериментальную программу кружка «Юный косторез» во Дворце детства г. Якутска; 4) обосновать педагогические условия творческого развития школьников на основе теоретического анализа и экспериментальных данных; 5). разработать методические рекомендации по косторезному искусству и ремеслу. Методологической базой исследования явились общетеоретические вопросы развития творческих качеств личности, представлены в работах В.В.Давыдова, В.А.Крутецкого, Т.В.Кудрявцева, Н.С.Лейтеса, С.Л.Рубинштейна , И.С.Якиманской, где процесс творческой деятельности рассматривается как одна из важнейших педагогический задач, а также работы ивзвестных авторов косторезного дела (Е.Н.Алексеев, Т.В.Аммосов, Д.И.Ильин, И.Ф.Мамаев, В.П.Попов, А.В.Федоров). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: - анализ социально-философской, историко-культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы с целью выявления воспитательных возможностей народного искусства; - педагогическое наблюдение, беседы, изучение творческих работ детей в процессе обучения художественной резьбе по кости, прогнозирование и моделирование творческого развития школьников; - количественный и качественный анализ материалов опытно-экспериментальной работы; - обобщение личного и передового педагогического опыта в области косторезного искусства и трудового обучения. Экспериментальная база исследования – Дворец детства г.Якутска. В экспериментальную группу вошли 9 школьников, а в контрольную группу – 10. Теоретическая значимость исследования связана с подтверждением выдвинутой гипотезы. Практическая значимость исследования связана с разработкой практических рекомендаций. Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и приложений.
Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях развития общества актуальными становятся гуманизация образования, возрастание ценности обучения и воспитания школьников на положительном этнопедагогическом опыте, историческом и национально-культурном наследии. В условиях модернизации системы образования Российской Федерации возникает проблема внедрения народного искусства в образовательную сферу, в частности, использования народного искусства, народных ремесел в эстетическом, трудовом и социальном воспитании школьников. Среди приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.» рассматривается выработка путей развития и совершенствования педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. Российская Федерация исторически сформировалась как поликультурная страна, потому национальная образовательная политика должна быть направлена на сохранение и развитие всего богатства многообразия культур, развитие социальных механизмов, способствующих мирным и уважительным отношениям между этносами. Данную задачу можно эффективно решать, обеспечивая подрастающему поколению образование, включающее в себя изучение искусств и ремесел родного народа. Несомненно, что одной из главных внутренних предпосылок формирования нравственного сознания и творческого отношения к жизни является эстетическое развитие. В эстетическом развитии школьников важную роль может сыграть народное искусство, различные виды народных ремесел, рождая в юных душах радость от соприкосновения с творчеством, насыщая жизнь красотой, наполняя эстетикой труд. Художественная резьба по кости – один из уникальнейших видов народного ремесла. Приобщение школьников к нему может иметь неоспоримое социально-воспитательное значение. Проблемы социально-воспитательного значения искусства в той или иной мере затрагивались многими учеными. Современная педагогическая наука представляет широкие возможности для творчества, как отдельных педагогов-новаторов, так и творческих педагогических коллективов. В последние годы появилось большое количество авторских программ по различным видам изобразительного и декоративно-прикладного искусства для общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. На основании вышеизложенного нами выбрана тема исследования «Традиционные и инновационные подходы в обучении косторезному делу».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. ГЛАВА I. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОСТОРЕЗНОГО ДЕЛА 1.1. Взаимосвязь культуры и содержания образования……………… 1.2. Внедрение инновационных подходов в обучении косторезному делу………………………………………………………………………………. 1.3. Традиционное и инновационное в технологиях резьбы по кости… Выводы по первой главе………………………………………………. ГЛАВА II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КОСТОРЕЗНОМУ ДЕЛУ 2.1. Практика выбора традиционного и инновационного в обучении косторезному делу………………………………………………………………. 2.2. Разработка программы «Резьба по кости»………………………. 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы…………………. Выводы по второй главе………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА I. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОСТОРЕЗНОГО ДЕЛА 1.1. Взаимосвязь культуры и содержания образования Культурный прогресс — не только конечная цель, но и предпосылка социально-экономического развития. Компоненты высокоразвитой культуры утверждаются не декретами, спущенными свыше, они могут вызревать лишь в процессе социально-созидательного творчества многих людей. Поэтому не абстрактным интересом, а жизненной необходимостью определяется возросшее ныне внимание к теоретическому постижению сущности культуры, своеобразию, ее исторического развития. Практическая политика в области культуры, чтобы быть последовательной, должна опираться на определенные философские основания. Понятие культуры родилось в Древнем Риме и обозначало человекотворное, а не природное происхождение. У древних греков это понятие значило то же самое. Раньше, чем в других европейских странах, слово культура утвердилось в Германии. В немецких книгах оно появляется в 1774 г., а в словаре 1783г. Оно имело два смысловых оттенка. Первый оттенок - культура как господство человека над природой с помощью наук и ремесел. Второй оттенок - культура как внутреннее, душевное состояние и духовное богатство личности. В России слово культура впервые отражено в “Карманном словаре иностранных слов” В.Кириллова в 1846 году, где оно расшифровывается как целенаправленная деятельность для пробуждения дремлющих в предмете сил и как известная степень развития этой деятельности[]. Существуют различные концепции культуры. Так, например, классическую концепцию культуры можно выразить формулой: культура есть развитие человека как разумного существа. Натуралистическая концепция культуры перекладывает ответственность за судьбу с чело века на силы природы. Идеалистическая концепция культуры считает единственно значимой сферой культурного развития человека духовную сферу, сферу духовной деятельности. Концепция культуры информационного общества – современного этапа развития мировой цивилизации, идущей вослед аграрной и индустриальной стадиям, это культивирование ценностных форм сознания: экологического, правового, нравственного, религиозного, художественного, философского. Первые размышления о сути культуры на философском уровне это концепции культуры И.Канта и Г.Гегеля. Они попытались охватить культуру единым взором, постичь ее строение, функционирование и законы развития. И.Кант говорил о выходе человека из природы в культуру. Поэтому прогресс он понимал как становление и развитие культуры, Г.Гегель говорил о развитии объективного духа и его воплощении в материально-практическую деятельность людей. Понятие объективного духа близко к понятию культуры[5]. Существование большого ряда частных подходов, множество взглядов на сущность культуры подтверждает тот факт, что в литературе насчитывается свыше 250 определений культуры. Бессмысленно предлагать какое-нибудь еще. Существующие многочисленные дефиниции культуры свидетельствуют о богатстве культурных форм, выработанных человечеством. Вместе с тем они отражают многозначность понятия культура. Обзоры подходов к определению культуры делались в свое время различными исследователями. Так, первая такая попытка была сделана А.Кребером и К.Клакхоном в 1952 году. Они собрали 180 определений культуры (почти исчерпывающий список определений культуры, встречающихся в европейской научной литературе) и попытались сгруппировать их. Продолжили эту работу американские ученые А.Каплан в Д.Мэнчерс в 1972 году. Обобщив все сделанное культурологической мыслью к этому времени на три большие разделы эти, существующие классификацию определений культуры Ю.Вишневский в 1974 году. Соответствующие обзоры общей картины сделаны в современных отечественных работах[22]. Различие точек зрений на сущность культуры, имеющееся в научной литературе, показывает, что в мировой науке нет ее единого понимания. Культура – это сложное явление, многогранное понятие. Именно об этом говорит широкий спектр взглядов. Очевидно, настал момент, когда накопленная огромная и жанрово разнообразная литература на эту тему как бы сама требует некой теоретической модели культуры, из которой каждая частная наука могла бы исходить в решении своих конкретных проблем. Такую глобальную задачу способна и призвана решить только философия. Культура охватывает самые различные стороны и проявления человеческой жизни. Реальная жизнь показывает многоэлементность и разнородность культуры. Поэтому научному изучению подлежат разные аспекты, грани, функции, свойства культуры, разные её формы существования — наука, искусство, техника, религия, мораль и т.д.; разные её институты — политические, правовые, медицинские, образовательные, коммуникационные; разные культурные процессы - формы управления, обслуживания, общения людей. Она имеет всеохватывающий характер в пространстве человеческого бытия. В сущности, культура есть всюду, где есть человек. Философский взгляд как раз рассматривает культуру не как сумму многообразных форм и продуктов деятельности, способов деятельности и институтов, а как целостный системный объект. Только широкий философский взгляд преодолевает узость, однобокость, частичность интерпретации культуры конкретными науками. Культура как форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью, включает в себя: а) человека, которые формируются в ходе становления человечества и воссоздаются каждый раз вновь в ходе становления вида; б) способы деятельности, которые изобретаются человеком и передаются из поколения в поколение; в) многообразие материальных, духовных, художественных предметов, в которых опредмечиваются процессы деятельности; г) вторичные способы деятельности, распредмечивающие человеческие качества, хранящиеся в предметах культуры; д) вновь человека как продукта творения культуры; с) связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением в них людей. Культура включает в себя человека, ведь она творит его, воспитывает внедряется в его сознание и поведение, его душу и тело, в силу он становится носителем культуры, а затем, в свою очередь, воздействует на нее, обогащает ее, т.е. оказывается творцом. Культура живет в людях, их творчестве, активности, переживаниях, творениях. Люди, в свою очередь, живут в культуре, т.е. являются одновременно объектами, и субъектами культуры. Культуру можно представить как многоуровневую систему, обусловленную уровневым членением социального субъекта, который может быть индивидуальным (личность), групповым (социальная группа) и родовым (человечество в целом). Иначе говоря, культура состоит из трех слоев: а) культура человечества; б) культура социальной группы; в) культура личности. В содержании групповой культуры два уровня — этнический и национальный. Этнический уровень фиксирует исторический переход от докультурного существования человечества к его социокультурному бытию. Этническая общность имеет биологическую основу. Этнические параметры человеческого бытия представляют собой биологические черты, общие для расы, племени, народности, которые передаются из поколения в поколение и не зависят от социальных отношений, от уровня культуры, от воли отдельных представителей этноса. Этническая общность исходная почва сложения наций. Нация – культурная общность. Национальная принадлежность обретается индивидом в ходе его вхождения в культуру, начиная с овладения национальными языками – словесным, музыкальным и все ми другими, кристаллизации обусловленной ими ментальной структуры (так называемого «национального характера») и вырабатываемым прижизненно типом поведения. Для порождения культуры необходим и достаточен конкретный круг потребностей, способностей, умений, структуры которых соответствуют. Культурные потребности человека включают потребности в других людях, вещах, знаниях, ценностях, проектах, образах, удваивающих реальность. Способности удовлетворяют соответствующие потребности. Умения реализовывают соответствующие способности. Культуротворческая деятельность как реальный процесс выступает в тех взаимосвязанных, но принципиально отличных одна от другой, формах как предметная деятельность, как деятельность общения и художественная деятельность. Вышеизложенная концепция позволяет нам рассматривать национальную культуру как такую форму бытия, которая образуется деятельностью конкретной социальной группы - нации. Национальная культура – форма бытия, порожденная деятельность конкретной социальной группы нации; В настоящее время чрезвычайно актуальна проблема восстановления, реставрации, реконструкции народами собственной культуры. Без этого невозможно осуществление преемственности культуры от поколения к поколению. Поэтому для многих народов первоочередной является проблема восстановления, реставрации, реконструкции собственной культуры, а затем уже осуществление преемственности. В восстановлении национальной культуры должно просматриваться ее общечеловеческое служение, поскольку ей, аккумулирующей общечеловеческие, гуманистические ценности, принадлежит ведущая роль интегрирующего фактора, объединяющего народы и локальные цивилизации в единое планетарное человечество, единую, земную культуру. Общечеловеческие ценности – это не абстрактное понятие, они конкретно обогащаются в каждой национальной культуре, существу ют в балансе и нерасторжимом единстве, в вечном соподчинении. Сущность и социальное назначение традиций проявляется в следующих функциях: -закрепление и передача от поколения к поколению социального опыта - реализуется через преемственность; - регулятивная функция, основана на содержании в традициях определенных моральных норм и требований; - воспитательная; - коммуникативно-информационная. Отрыв от национальных корней неизбежно приводит к национальному нигилизму и духовному вакууму, который заполняется искусственно созданной духовностью. Именно оно есть утверждение нацией самой себя в качестве реально существующего субъекта, носителя определенных духовных ценностей, традиций, образа жизни. Социальная психология говорит, что только живая преемственность и связь с многолетней национальной культурой, возрождение органичной, нормальной гордости родной культурой, обращение к своим национально-культурным ценностям – только это может избавить от идеологических обманов. Видение социальной философии, по существу, то же: переход народа в активное и творческое состояние должен начаться с самоидентификации, которая невозможна без опоры на богатейшее духовное наследие своих предков в области материальной и духовной культуры. Все это приводит нас к мысли о том, что национальная культура необходима национальной общности, чтобы удержаться, сохраниться, выжить. Национальная культура - это способ выживания нации. Поэтому как крик души звучат слова: если не будет сохранен фундамент национальной культуры, возможно физическое и культурное уничтожение этноса, народа. Будущее каждого народа связано с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она закладывает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает им пульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его нравственный потенциал. Таким образом, национальная культура есть и предпосылка, и результат экономического, политического, социального, культурного прогресса народов. Сама национальная культура создает вектор в направлении интеграции в мировую культуру. Именно этой жизненной необходимостью объясняется тот резко возросший интерес к национальной культуре, который наблюдается в настоящее время в нашей стране, странах ближнего и дальнего зарубежья. Этот вывод обоснован нами, исходя из основополагающего философского подхода к культуре, и в частности национальной культуре, как форме бытия. Чем больше обогащается национальная культура, тем быстрее улучшается бытие всего народа и каждого отдельного человека. Однако лучшее бытие достигается трудом. В этом аспекте, на наш взгляд, правомерна антропоцентрическая трактовка культуры, для которой характерно подчеркивание: культура – это труд, напряжение, усилие, даже тягостность. Задача сохранения и дальнейшего развития традиционной национальной культуры предполагает формирование высокой культуры межнационального общения, уважительного отношения к культурным достижениям других народов, повсеместное распространение и усиление межнациональных контактов, беспрепятственное удовлетворение национально-культурных запросов национально-этнических образований. Н.Б.Крылова в работе «Культурология образования» перечисляет проблемы, для решения которых необходимо создание стратегии культурологического образования: - недостаточный культурный уровень части учащихся и их семей; - недостаточно высокий культурный потенциал части учительства, неумение педагогов использовать культурные методы обучения и воспитания и непонимание того, что включает понятие «культурные методы»; - недостаточность культурных компонентов содержания образования (прежде всего доминирование знаниевого подхода в ущерб ценностному); - недостаточная связь и взаимодействие учреждений образования и культуры; - малокультурная среда учебных заведений (как в ее материальном проявлении, так и в информационном и духовном); - низкий уровень культуры общения (среди детей, взрослых и в их взаимоотношениях); - укорененность национально-культурных установок в проектировании и организации национальных школ некоторых регионов России, которые (установки) нарушают принцип мультикультурности образования; - низкий уровень культурной грамотности основной массы выпускников школ (то есть педагогический брак), которые в дальнейшей жизни не могут обеспечить своим трудом необходимую высокую культуру современного производства и требуемое качество жизни. Понимание сути этих проблем и явной недостаточности простого описания или «называния» факта взаимодействия культуры и образования вызывает потребность более глубокого осмысления проблемы гуманизации образования[28].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg