Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Теоретические основы формирования культуры общения у дошкольников

irina_krut2019 1550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2020
Цель исследования: изучение педагогических условий формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности. Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: ? проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников; ? выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения; ? выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников; ? разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения; ? определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью нравственного воспитания дошкольников посредством метода проекта и недостаточной экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса. Гипотеза – формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении определённых педагогических условий: ? создание окружающей среды в группе и дома; ? наличие педагогического такта; ? организация воспитательно-образовательного процесса; ? обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения; ? включение детей во все виды деятельности; ? интеграция знаний и умений детей в социальное окружение. Методологическая основа исследования: теория нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Е.А. Апябьева, С.А.Козлова, Н.В. Микпяев и др.); теория положения о методе проектов (Л.И. Лебедева, Б.Ф. Иванова и др.); психолого-педагогическое значение об общении (М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.). Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, игровой метод. Теория и практика диагностического исследования заключается в том, что углублены представления о проблеме нравственного воспитания и формирования культуры общения в проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; разработаны и апробированы педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности. Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования внедрены в образовательный процесс МДОУ №87. База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №87. В эксперименте принимали дети старшего дошкольного возраста в количестве 24 человек. Значимость исследования. В ходе работы были изучены поза, мимика, жесты, интонация, а также вежливые слова, правила поведения старших дошкольников и доказала возможность ознакомления с навыками культурного общения. Разработан проект ознакомления с навыками культурного общения, которые могут быть использованы в практике детского сада. Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться на структуризации дошкольного образования. Появились вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало умственное воспитание ребенка-дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры общения. В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально - экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов, в поведении и взаимоотношениях со сверстниками наблюдается агрессивность, конфликтность. Владение богатством литературного языка, умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются показателями его общей культуры. Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально- волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации. Как показывает практика, в современном обществе организация нравственного и этического воспитания находится на недостаточном уровне. Работа по формированию культуры поведения и общения в дошкольных учреждениях ведётся хаотично, отсутствует система планирования по данной проблеме. Педагоги находятся на пути поиска эффективных методов и приёмов в формировании культуры общения у дошкольников. Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод проекта. Проектная деятельность является тем средством, которая стабильно обеспечена методами и формами работы с детьми и родителями по повышению уровня общей культуры общения дошкольника. Значимость проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили актуальность выбранной темы исследования.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы формирования культуры общения у дошкольников 7 1.1 Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание общения как основы культуры поведения 7 1.2 Понятие и задачи проектной деятельности дошкольников 12 1.3 Методика формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности 18 Глава II. Анализ формирования культуры общения у старших дошкольников в проектной деятельности 27 2.1 Анализ использование проектной деятельности в ДОО 27 2.2 Содержание и результаты констатирующего эксперимента по анализу формирования культуры общения у дошкольников 31 2.3 Методика экспериментальной работы по формированию культуры общения у дошкольников в проектной деятельности 39 2.4 Содержание и результаты контрольного эксперимента по формированию культуры общения у дошкольников 49 Заключение 56 Список использованной литературы 57 Приложение 60
Список литературы

1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М., Творческий центр, 2015г. 2. Бардиер Г., Ромазан И. Яхочу! /Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей,- С – Пб, 2013. 3. Бгажноков Адыгейский этикет. – Нальчик, 2008г. 4. Безруких М.М., Я и другие или правила поведения для всех, - М, 2011. 5. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками, - М, 2012г. 6. Борисова Н. О нравственном воспитании дошкольников.// ж. «Дошкольное воспитание», №5, 2008г. 7. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости, - М.,2009г. 8. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /под ред. А.М. Виноградовой, - М.,2009г. 9. Грибова Л.А. О культуре поведения, - Киев ,2013г. 10. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М., 2017г. 11. Дорохов А.А. Культура поведения, - М., 2008г. 12. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду./ под. ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А, Гурович М.Л. – С. –Пб. «Акундент», 2017г. 13. Дормачева Т.В. Речевой этикет. – М., Просвещение, 2011 г. 14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка, - М., 2016г. 15. Игры, обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского, - М., 2016 г. 16. КарповаС.Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – Изд-во Московского университета, 2016 г. 17. Каплан Л. И. Посеешь привычку – пожнёшь характер. – М., Просвещение, 2010 г. 18. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, - Ярославль, 2017г. 19. Кряжева Н.В. Развитие эмоционального мира детей, - Ярославль, 2016г. 20. Кудрявцева В. От педагогики повседневности к педагогике развития. // ж. «Дошкольное воспитание», №3, 2015г. 21. Курочкина И.Н., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни. – М., 2014 г. 22. Лаврентьева Г.П. Культура общения у дошкольников, - Киев,2008. 23. Лихачёва Л.С. Школа этикета./Поучения на всякий случай, - Екатеринбург, Сред – Урал, кн. Изд-во, 2008. 24. Максакова А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. – М., Просвещение, 2008г. 25. Мир детства. Дошкольник. /под ред. Хрипковой А. Г., - М., Педагогика, 2-е изд., 2017г. 26. Николаева С.О.Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками, - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 27. Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы, - М., 2013. 28. 32.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, - Ярославль, 2015. 29. Общение между детьми в детском саду и семье. / под ред. Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. – М.,2010г. 30. Одинцова Л. Воспитание навыков культуры поведения в коллективе сверстников. // ж. «Дошкольное воспитание» №1, 2008г. 31. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. – М., 2013г. 32. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., Просвещение, 2017г. 33. Островская Л.Ф. Воспитывать тактичного собеседника. // ж. «Дошкольное воспитание», №8, 2015г. 34. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду, - М.,2016. 35. Пикулева В. Слово на ладошке, - М., 2014. 36. Программа воспитания и обучения в детском саду. /под ред. Васильевой. – М., Просвещение. 37. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. / под ред. Михайловой З.А. – С.Пб., «Детство – Пресс», 2013г. 38. Портянкина Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения. //ж. «Дошкольное воспитание», №3, 2009г. 39. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, - Харьков, 2016. 40. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 2015г. 41. Улищенко О.Н. Этикет, - Харьков «Фолио», Киев «Абрис», Ростов-на-Дону «Феникс», 2008. 42. Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой, - Харьков, 2017. 43. Формановская А.И. Речевой этикет и культура общения. – М., Высшая школа, 2009 г. 44. Чуканова З. Дайте пожалуйста… /ж. «Детский сад и семья», №4, 2014 г. 45. Чуканова З. Дайте пожалуйста. // ж. «Дошкольное воспитание»,№2, 2015 г. 46. Шмаков С, Безбородова Н. От игры к самовоспитанию, - М., 2013 г. 47. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории игры. //Психология и педагогика игры дошкольника. – М., Просвещение, 2016 г. 48. Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома, - М.,2016 г. 49. Этическое образование детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие./ Под обш. ред. Н.П. Ивановой, - Ульяновск, ИПК ПРО, 2008 г. 50. Юдина Н. Уроки вежливости. //ж. «Дошкольное воспитание», №4, 2008 г.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы формирования культуры общения у дошкольников 1.1 Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание общения как основы культуры поведения Культура (от лат. сultura - воздействие, воспитание, образование) в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп. Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными последовательными. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства - жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость. При воспитании детей среднего, и особенно старшего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед едой, но и после посещения туалета, после ухода за животными, растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. Ребята бережно относятся к природе, не только аккуратно пользуются игрушками, вещами, но и чинят их, приводят в порядок. В этом возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных детям условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке. Дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Понятие «нравственное поведение» тесно граничит с «культурой поведения». Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Здесь, под термином «культура поведения» будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Таблица 1.1 - Формирование навыков культуры общения (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной) Возраст детей Формирующие навыки 2 - 3 года Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста). Называют по имени и отчеству воспитателей, проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему. 3 - 4 года Благодарит взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Общаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. 5 - 6 лет Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыха, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. 6 - 7 лет Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. Сущность составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в таблице 1.2 - Компоненты культуры поведения, - что позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение. Таблица 1.2 - Компоненты культуры поведения Культура деятельности Культура общения Культурно-гигиенические навыки - умение содержать в порядке рабочее место, где ребенок занимается, трудиться; - формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; - приемы обращения с просьбой, вопросом; - умывание; - чистка зубов; - причесывание; - бережно относиться к вещам, книгам и др. - сформированность привычки доводить начатое дело до конца; - умение просить извинения; - правила поведения в общественных местах; - правила поведения в гостях; - правила поведения при знакомстве; - умение спокойно, правильно реагировать, на замечания, не вступая в пререкания. - выполнение утренней гимнастики; - Содержание в чистоте своей одежды и др. Таким образом, мы дали определение культуры поведения, её основных компонентов, выявили их сущность, структурировано выделив основные моменты в таблицу. 1.2 Понятие и задачи проектной деятельности дошкольников Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей [1, с.6-9]. Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. У.Х. Кильпатрик полагал, что весь учебный процесс должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой [2, с.86-89]. В энциклопедическом словаре проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) трактуется как процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте. Г.Е. Муравьевой приводятся следующие определения проектирования: ? деятельность по преобразованию естественных природных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческим потребностям; ? процесс создания представления об объекте еще не существующем; ? выбор способа действия, подготовительные действия; ? компонент жизнедеятельности человека, позволяющий ему рационально строить свою жизнь и выполнять различные виды необходимой деятельности; ? отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к комфортному существованию. По мнению ряда известных ученых, проектирование можно рассматривать как: ? специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта; ? научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); ? форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; управленческую процедуру. Термин «педагогическое проектирование» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики А.С. Макаренко, который выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности» и функцию педагогов-практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта с учетом индивидуальных особенностей личности. Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал Г.П. Щедровицкой в 1968 г. В работе «Педагогика и логика». В 70-е гг. XX в. Н.В. Кузьминой проектировочный компонент был выделен в структуре деятельности педагога [3, с. 6-8]. Н.А. Алексеев предлагает схему педагогического проектирования в рамках личностно-ориентированного подхода: ? определение цели проектирования (целеполагание); ? выяснение системы педагогических факторов и условий, влияющих на достижение цели (ориентировка); ? описание педагогической действительности, подлежащей проектированию (диагностика исходного состояния); ? фиксирование (выбор) уровня и оперативных единиц педагогического мышления для принятия решений по сознанию проекта (рефлекация); ? выдвижение гипотез о вариантах достижения и оценка вероятности их достижения в конкретных условиях (прогнозирование); ? построение конкретной модели (проекта) педагогического объекта (моделирование), методики измерения параметров педагогического объекта (экстраполирующий контроль); ? реализация проекта (внедрение); ? оценка результатов осуществления проекта и сравнение их с теоретически ожидавшимися данными (оценивание); ? формирование оптимизированного варианта конкретного педагогического объекта (коррекция). Рассматривая педагогическое проектирование как деятельность, можно отметить, что проекту свойственна определенная динамика, смена этапов, стадий. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы: 1. Целеполагание - педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. 2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: ? к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); ? в какой литературе можно найти информацию, какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); ? с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть. 4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Итак, погружение в проектную деятельность иными словами можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества[4, с. 85-87]. Проектирование может быть использовано в качестве: ? Педагогического средства внутри более широкого социально – образовательного контекста; ? Средства обучения (воспитания) со вспомогательной ролью по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных проектов; ? Процедуры, в контексте другой деятельности, например управления образованием; ? Формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления). В практике современных дошкольных образовательных учреждений используются следующие типы проектов: 1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; 2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); 3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); 4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта. Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - но бывают и личностные, специальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки» и т.д. По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год). Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 63 страницы
20000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg