Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование читательской компетентности младших школьников в процессе тьюторского сопровождения семейного чтения

irina_krut2019 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.01.2020
Объект исследования: является процесс формирования читательской компетентности младшего школьника. Предмет исследования: условия формирования читательской компетентности младших школьников в процессе тьюторского сопровождения семейного чтения. Цель исследования: является раскрытие педагогических условий в формировании читательской компетентности младших школьников в процессе тьюторского сопровождения семейного чтения. Гипотеза исследования: формирование читательской компетентности младших школьников в процессе тьюторского сопровождения семейного чтения будет эффективным при соблюдении следующих условий: - организации целенаправленной и систематической работы тьюторского сопровождения по формированию у младших школьников читательской компетентности; - использовании метода проектов, позволяющих консолидировать возможности семьи и школы в формировании читательской компетентности младших школьников. Задачи исследования: 1. Рассмотреть социальные и психолого-педагогические функции общеобразовательной школы в работе с семьей; 2. Разработать методические приемы по формированию читательской компетентности; 3. Выявить экспериментальным путем эффективные методические приемы и условия с семьей в формировании читательской компетентности младшего школьника 4. Спроектировать и провести работу с педагогами и родителями с целью формирования читательской компетентности у младших школьников. Методологическая основа исследования: над проблемой читательской компетентности работали Светловская Н.Н., Воюшина М.П., Рыжкова Т.В, Маранцман В.Г. Над проблемой семейного воспитания работали Прокопьева М.М., Коменский Я.А., Макаренко А.С., Ушинский К.Д. Посвятившие свои работы тьюторскому сопровождению Ковалева Т.М., Колосова Е.Б., Барбагира А.А. Методы исследования: изучение и анализ научно-методической и специальной литературы, педагогическая диагностика: наблюдение, беседа и анализ ученических работ. Теоретические значимость исследования: исследование заключается в научном обосновании педагогических условий для формирования читательской компетентности младших школьников в семейном чтении. Практическая значимость исследования: определяется возможностью использования разработанной нами организации целенаправленной и систематической работы, метода проектов позволяющих консолидировать возможности семьи и школы в развитии читательской компетентности и самостоятельность чтения младших школьников. Экспериментальная база исследования: Намский район, МОБУ Намская СОШ №2 ученики 2 «А» класса в количестве 25 учеников и 2 «Б» класса в количестве 23 учеников. Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на научно- практических конференциях студентов различного уровня: международная научно- практическая конференция «Инструменты и механизмы современного инновационного развития» (Пермь, 2017); «Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании» (Уфа, 2017); Всероссийская научно- практическая конференция «Педагог. Творец. Личность» (Якутск, 2018) Структура работы: Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

Актуальность исследования. Сегодня, в век повсеместной информатизации и внедрения компьютерных инноваций, у детей не остается времени на чтение. Эта проблема, а вместе с тем проблема формирования читательской компетенции, на сегодняшний день стоит очень остро. В связи с кризисом чтения 2015 год был объявлен годом Литературы, а в 2020 году планируется существенным образом изменить отношение к книжной и читательской культуре как в обществе, так и в государственных структурах, а также повысить уровень культурной и читательской компетенции России до уровня развитых стран. В Европе вопросы образования стоят на приоритетном месте, и одной из ключевых дисциплин, обеспечивающих качество образования, является грамотность. Государство, обеспокоенное проблемой «кризиса чтения», стремится поддержать и стимулировать распространение чтения, приобщение детей младшего школьного возраста к книге. Ведь именно в этом возрасте у младшего школьника формируются ценностные ориентации, поэтому важно приобщить не только ребенка к чтению, но и родителей. Главное отличие семейного чтения от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственных ориентаций. Поэтому семейное чтение — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом которого является совместное прочтение произведения литературы. Семейное чтение – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги, изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинается задолго до того, как выучит алфавит. Читательскую компетентность необходимо развивать с раннего детства, буквально с детского сада. Далее школа должна стать главным, но далеко не единственным источником ее формирования. Цель тьюторского сопрвождения - не только приобщить ученика к чтению, но и выработать совокупность понятий, законов, навыков и умений, которыми будущий выпускник сможет оперировать в самостоятельной работе. Читательская компетенция участвует в формировании ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных и личностных компетенций. А снижение первой соответственно ведет к снижению других категорий. В конечном итоге младший школьник овладевает техникой чтения в школе, а детских книг без побуждения со стороны не читает. Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Формирование читательской компетентности младших школьников в процессе тьюторского сопровождения семейного чтения 6 1.1 Проблема формирования читательской компетентности младшего школьника в семейном чтении 6 1.2 Формы и методы тьюторского сопрвождения в формировании читательской компетентности младших школьников в процессе семейного чтения 9 1.3 Особенности тьюторского сопровождения семейного чтения младших школьников 12 Выводы по первой главе………………………………………………….15 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ. 21 2.1 Выявление уровня читательской компетентности учащихся 21 2.2 Реализация тьюторского сопровождения в формировании читательской компетентности младших школьников в процессе семейного чтения. 31 2.3 Итоги опытно- экспериментальной работы. 34 Выводы по второй главе………………………………………………….37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с 2. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество//Вопросы теории и истории эстетики. М., 2008. 255 с. 3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 2005. 238 с. 4. Беленький Г.И. Информпробежка или изучение?// Литература в школе. 2006. 359 с. 5. Беспалова Г.М. Тьторское сопровождение школьника: организационные формы и образовательные эффекты. http://www.mioo.ru/ 6. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе// Педагогика. 2006. 310 с. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 2007. 271 с. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 2006. 352 с. 9. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. М.:Школа-Пресс, 2007. 421 с. 10. Гордон Э. Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе. Ижевск. Изд. дом “ERGO”. (Перевод с английского.Предисловие – Т. М.Ковалева, М. П.Черемных),2008 11. Гализина Е. Г. Лингводидактические особенности формирования навыков профессионально-ориентированного чтения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Воронеж, 2008. 166 с. 12. Граник Г.Г. Дорога к книге. - М., 2006. – 243 с. 13. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2007. 523 с. 14. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 2012. 324 с. 15. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника?// Народное образование, 2007. 146 с. 16. Долгоруков, А.М. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий – М: ЦИТО, - 2002г 17. Дудчик С. В. Особенности организации тьюторского сопровождения в начальной школе // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. - М.: АПКиППРО, 2009 18. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 176 с. 19. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании/Д.С.Ермаков// Педагогика. 2011.№ 4. С.15 20. Ефремова, О. И. Модель тьюторской поддержки учащихся / О. И. Ефремова // Воспитание школьников. - 2010. - № 1. - С. 21-26. 21. Ефросинина Л.А.Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2-х ч./Л.А. Ефросинина.М.: Вентана-Граф, 2012. 416 с 22. Ефремова, О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся/ О.И.Ефремова// Воспитание школьников. – 2010. - №1. – С.21-26 23. Каптерев, П.Ф. О семейном воспитании. / сост.: Н. Н. Андреева. - М., 2000. Кузьмишина, Т.Л. Семейное воспитание: родительские запреты и требования. - М., 2006. 24. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. - Вып.1. М., 2009. 284 с. 25. Ковалева Т.М. - О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития : замыслы, достижения, возможности.- Красноярск, 2002. 24. Ковалева Т.М. - К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования : Материалы международной научно-практической конференции – М., ИТОиП РАО, 2002 25. Ковалева Т.М. - Открытое образование и современные тьюторские практики // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10- летию тьюторских конференций. 1996-2005.- Томск, 2005. 26. Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения М., 2005. 394 с. 27. Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. 2003. 310 с. 28. Кудряшов Н.И. О некоторых актуальных задачах методики литературы// Литература в школе. 2008. 274 с. 29. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 2014. 523 с. 30. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2008. 235 с. 31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005. 328 с. 32. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения чтению в начальных классах. М: «Просвещение», 2007. 523 с. 33. Методика преподавания литературы/под ред. З.Я. Рез. М., 2007. 763 с. 34. Мосина М. А. Обучение профессионально-ориентированному информативному чтению-диалогу научно-методических текстов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Пермь. 2011. 229 c. 35. Николаенко В.М. Психология и педагогика. М.:ИНФРА-М, 2000. 326 с. 36. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. М: МГПУ, 2003. 237 с. 37. Степанов Е. Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения/Е. Н. Степанов// Классный руководитель, 2006. - №7. - С. 6 – 13. 38. Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-9 классы/под ред. В.Г. Маранцмана. - М., 2006. 423 с. 39. Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 2-5 классы (Базовый уровень); 10-11 классы (Профильный уровень)/Под ред. В. Я. Коровиной. М., 2007. 623 с. 40. Психология семьи: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/М.М.Прокопьева, М.Д.Находкина.-Якутск: Издательский дом СВФУ, 2-13.-144с . 41. Разуваева Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков: Автореф. дис. … кан. пед. наук. Тула. 2006. 234 с. 42. Романичева Е.С. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие. М., 2012. 423 с. 43. Русова Н.Ю. Возвращение к книге: Проблемы и надежды// Текст. Культура. Образование: Научно-методическое пособие. Н.Н., 2009. 315 с. 44. Русова Н.Ю. Грамотность и компетентность как параметры качества образования//Текст. Текст. Культура. Образование: Научно-методическое пособие. Н.Н., 2009. 303 с. 45. Русова Н.Ю. Интегративная структуризация филологического образования// Текст. Культура. Образование: Научно-методическое пособие. Н.Н., 2009. 263 с. 46. Русова Н.Ю. Методология проектирования поликультурного учебно-методического комплекса для средней школы// Текст. Культура. Образование: Научно-методическое пособие. Н.Н., 2009. 298 с. 47. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования//-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-416с. 48. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя//Начальная школа. 2003. 418 с. 49. Светловская Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать/ Н.Н. Светловская Т.С. Пиче-Оол.М.: Аркти, 2007. 54 с. 50. Стратегии современного гуманитарного образования: сборник научных статей/ Под ред. А.Г. Кутузова - Вып. 2. М., 2009. 424 с. 51. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и рамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. М., 2007. 521 с. 52. Сметанникова Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. / Недетские проблемы детского чтения. 53. Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ. - Томск: РЦРО, 2009. 54. Тьюторский дневник: Методическое приложение к программе повышения квалификации «Обеспечение уровня общего образования средствами образовательных программ» / Антропянская Л. Н., Муха Н.В., Мухамедова Ф.У., Подоплекина М.А., Расколен- ко Д. В., Яновская О. Ю. Томск, 2004. 55. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Под ред. Мухи Н. В., Рязановой А. Г. - Томск, 2002. 56. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск, 2005. 57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373. 58. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т 6. М.Л., 2009. 423 с. 59. Федоренко И.Т. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования// Дополнительное образование. 2005. №7.311 с. 60. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования//Народное образование. 2003. №- 5. 461 с. 61. Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007. 423 с. 62. Черемных М.П. Образовательные стандарты современной старшей школы // Народное образование. №2,2007. 63. Черемных М. П. Тьюторская позиция в образовательных стандартах нового поколения // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. - М.: АПКиППРО, 2009. 64. Челнокова, Е.А. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности школьников в профильной школе/ Е.А. Челнокова// Исследовательская работа школьников. – 2009. - №3. – С.42-46.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Проблема формирования читательской компетентности младшего школьника в семейном чтении В период всеобщего перехода к информационному обществу интенсивность и качество чтения детей снижается. Становится все очевиднее замещающее влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио и видеопродукция. Диссонанс детско-юношеского чтения и возрастающей роли читательской деятельности в модернизирующемся нашем обществе может привести к снижению информационной, общекультурной компетентности подрастающего поколения. Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах. Проблема формирования младшего школьника как читателя была поставлена в 60-е годы 20 века в работах Н.Н. Светловской [25]. В наше время проблемой формирования читательской компетентности младших школьников занимаются Е.Л. Гончарова [7], Н.Н. Сметанникова [36], Т.А. Чабанова [41] и другие. Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно- профессиональной деятельности» [36]. Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя [7]. Определение читательской компетентности Т.А. Чабановой [41] включает в себя перечень качеств личности младшего школьника, которые формируются в процессе самостоятельного детского чтения. В свое время они были названы Н.Н. Светловской в ее определении читательской. «Читательская компетентность – это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан» [34]. Читательскую деятельность невозможно осуществлять, не сформировав определенные умения и навыки. Анализ исследований процесса формирования читательской компетентности в работах М.П. Воюшиной [9], В.Г. Маранцман [30], Н.Н. Светловской позволяет вычленить структуру читательской деятельности, включающий три компонента: технический, смысловой, читательскую компетентность [27]. Читательская компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко- буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Данное определение отражает информационно- когнитивный подход к чтению, чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и имеет целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию её. В этой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Новые ФГОС относят оба эти вида компетентности к метапредметным образовательным результатам [37, с. 13]. Перед современным учителем стоит чёткая цель- воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности. Таким образом, обобщая все выше сказанное, назовем компоненты читательской компетентности, которые были выделены в результате сравнения исследований разных авторов [6, 15, 18] и др.: 1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект); 2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект); 3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект); 4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект); 5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно- смысловой аспект). Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения [16]. Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав до третьего- четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Многие обучающиеся не могут учиться успешно в среднем звене, так как при переходе в пятый класс увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал [22]. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основные личности ребенка и к поступлению в школу он уже более чем наполовину формируется как личность. достичь успеха в воспитании и обучении школьников должны помогать родители, которых педагогу необходимо сделать своими союзниками в работе. Педагог, совместно с родителями может сделать жизнь детей интересной и содержательной [36]. Формы участия родителей в жизни школа и класса разнообразны: родительские собрания, посещение уроков, участие в подготовке и проведении праздников, в постановке спектаклей, организации экскурсий, выставок. Главным звеном воспитания и обучения школьников является работа в тесном контакте с родителями. Родители должны быть инициаторами многих интересных дел. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания. Также семья решает ряд задач. В.И.Гарбузов [47] выделяет следующие задачи семейного воспитания: обеспечение физического воспитания; привитие санитарно– гигиенических навыков; формирование основ мировоззрения, гражданственности; умственное развитие ребенка; раскрытие у ребенка определенных индивидуальных задатков, склонностей, способностей; эстетическое воспитание детей. Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, учат прежде всего своим примером, а уж потом наставлениями. Домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта [1]. Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений: - совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению не только « жизненной копилки » знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую генетическую память кровных родственников; - совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в суть ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и др. - семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное; - после чтения слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода; - чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они, как правило, не слышат ни в школе, ни в обыденном семейном общении, например, что такое целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстие, самопожертвование [40]. После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании произведения. У старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом [49]. Чтение сказки может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра – драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев [49]. Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свой спектакль всех членов семьи. Для решения проблемы формирования читательской компетенции младшего школьника нужна систематическая программа, разработанная педагогом в условиях реализации ФГОС на основе диагностики читательской компетентности школьников. Огромную роль при формировании читательской компетенции играет не только педагог, но и родитель, так как она развивается с самого детского возраста. 1.2. Формы и методы формирования читательской компетентности младших школьников в процессе семейного чтения На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Поэтому одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной и внеурочной деятельности. [54] В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию читательской компетентности. Читательскую деятельность невозможно осуществлять, не сформировав определенные умения и навыки. Анализ исследований процесса формирования читательской компетентности в работах М.П. Воюшиной [27], В.Г. Маранцман [33], Н.Н. Светловской позволяет вычленить структуру читательской деятельности, включающий три компонента: технический, смысловой, читательскую компетентность [27]. Читательская компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко- буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Данное определение отражает информационно- когнитивный подход к чтению, чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и имеет целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию её. В этой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Новые ФГОС относят оба эти вида компетентности к метапредметным образовательным результатам [37]. Диагностическая работа требует тщательной подготовки и включает в себя несколько этапов. Выбор теста зависит от поставленной цели. Для контроля за продвижением учеников в литературном развитии целесообразно выбирать небольшие по объему произведения адресованные детям данного возраста и не изучавшиеся в школе, поскольку проверяет результат развития, а не обучения. Способы проверки уровня восприятия- самостоятельная постановка вопросов к тексту и ответы на них, а также ответы на вопросы, заданные учителем. результатов срезовых работ зависит от цели и методики проведения проверки, однако в большинстве случаев целесообразно использовать табличную форму. Процесс восприятия в методическом понимании включает в себя как непосредственное знакомство с произведением, так и его осмысление. Начинается процесс осмысления прочитанного: читатель постигает характеры персонажей, пытается понять логику развития действия, скрытые мотивы поступков. Подсказки он находит в художественной форме произведения: в особенностях стиля и проявлении авторских реакций, в особенностях композиции: в названии произведения, его жанровой форме, в расположении событий на ленте времени и последовательности их предъявлений повествователем, в авторском сопоставлении персонажей или их противопоставлении друг другу [47]. Завершается процесс восприятия синтезом отдельных элементов произведения- содержания, композиции и языка- в единое целое, особый художественный мир, созданный писателем для выражения собственных взглядов и идей. Способы выявления восприятия можно разделить на 2 группы. 1. Невербальные способы. К ним относят иллюстрации и другие виды художественных изделий, выполненные читателем к произведению или эпизоду. 2. Вербальные способы: а) ответы на вопросы, активизирующие работу всех сфер читательского восприятия; б) самостоятельная постановка читателем вопросов к прочитанному произведению и ответы на них; в) творческая исполнительская деятельность читателя. [47]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg