Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости у подростков

natati2016 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2018
С учетом актуальности проблемы исследования, была поставлена цель: выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде. Для достижения цели было проведено теоретическое и экспериментальное исследование. В ходе исследования выяснилось, что профилактика - это целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. Социальная профилактика - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения.
Введение

Актуальность исследования определяется тем, что борьба с алкоголизмом - крупнейшая социальная и медицинская проблема в любой стране. Вред алкоголя доказан. Даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком. Специалисты-наркологи утверждают: детский алкоголизм как болезнь формируется в организме в течение года, если выпивать три раза в неделю по банке джин-тоника или пива. Образовательная сфера дает возможность взрослому человеку самоопределяться в ситуации социально-экономической неопределенности и конкуренции, вырабатывает способность к экономическим преобразованиям, социальную мобильность, создает условия для повышения и развития. У подростков, страдающих алкоголизмом, вспышки агрессивности очень быстро развиваются и часто возникают в кругу родных и близких, иногда такие случаи происходят даже при посторонних. Подросток постепенно отдаляется от своего родного окружения, становится замкнутым и недоверчивым, перестает быть внимательным к своим близким и прежним друзьям, становится неискренним. Действительное спокойствие и непринужденность молодой алкоголик начинает чувствовать только в кругу таких же молодых алкоголиков, считая всех трезвых сверстников ущемленными и неполноценными. Особое значение в профилактике алкогольной зависимости подростков, а также в реабилитации подростков, употребляющих спиртные напитки, принадлежит социальным педагогам. Деятельность, которых направлена на оказание помощи индивидам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в том числе и алкогольной зависимости. Нынешнее состояние общества, алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве – все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями. Обобщая вышеизложенное, проблему выпускной квалификационной работы можно сформулировать как исследование деятельности социального педагога по профилактике алкогольной зависимости у подростков. Цель: выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде. Объект: профилактика алкогольной зависимости у подростков. Предмет: социально-педагогическая работа по профилактике алкогольной зависимости у подростков. Задачи исследования: 1. Выявить сущность содержания социально-педагогической работы по профилактике алкогольной зависимости у подростков. 2. Рассмотреть особенности, причины и последствия подросткового алкоголизма 3. Исследовать индивидуально-психологические особенности подростков злоупотребляющих спиртными напитками. 4. Разработать рекомендации родителям по профилактике алкоголизма, план профилактической работы по предупреждению алкогольной зависимости у подростков Гипотеза исследования: профилактическая деятельность социального педагога, направленная на антиалкогольное воспитание детей и подростков будет осуществляться эффективно при условии ее системности. Теоретической базой исследования работы Вишневского Ю.Р., Гурова В.Н., Сусловой В.В., Бернс Р.И. и др. Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ярковской средней общеобразовательной школы (МКОУ Ярковская СОШ) Черепановского района Новосибирской области. При проведении исследования были использованы методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, количественный и качественный анализ эмпирических данных исследования, наблюдение. Практическая значимость работы связана с тем, что ее результаты могут быть использованы в деятельности педагогов образовательных организаций различной направленности, а также полученные данные в дальнейшем могут использоваться для эффективной профилактики алкогольной зависимости у подростков. Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением.
Содержание

Введение 5 Глава 1. Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости у подростков 8 1.1. Понятие «социальная профилактика» 8 1.2. Особенности, причины и последствия подросткового алкоголизма 19 1.3. Содержание социально-педагогической работы по профилактике алкогольной зависимости у подростков 29 Выводы по первой главе 41 Глава 2. Исследование работы социального педагога по профилактике алкоголизма у подростков (на примере Ярковской средней общеобразовательной школы Новосибирской области) 43 2.1. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков злоупотребляющих спиртными напитками 43 2.2. Содержание программы социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к употреблению алкоголя в Ярковской средней общеобразовательной школе 50 Выводы по второй главе 64 Заключение 66 Библиографический список 70
Список литературы

1. Организация профилактической работы с обучающимися и воспитанниками: системно-деятельностный подход : методическое пособие / Нижегор. ин-т развития образования ; [О. С. Гладышева и др.]. - Нижний Новгород : НИРО, 2015. – 160 с. 2. Алкоголь в России : материалы четвертой международной научно-практической конференции (г. Иваново, 25-26 октября 2013 г.). - Иваново : Филиал РГГУ, 2013. - 271 с. 3. Андриенко Е.В. Педагогический профессионализм / Е.В. Андриенко. – Новосибирск: 2011. - 188 с. 4. Андриенко, Е.В. Социальная психология : учебное пособие для высш. пед. учеб. заведений : доп. М-вом образования РФ / Е. В. Андриенко ; под ред. В. А. Сластенина ; Междунар. акад. наук пед. образования. - 2-е изд., доп. - Москва : Академия, 2003. - 264 с. 5. Баркова, Н. П.. Зависимое поведение: клинико-психологические аспекты профилактики и коррекции : учеб.-метод. пособие / Н. П. Баркова, И. В. Ярославцева ; Иркут. гос. ун-т, фак. психологии. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. - 249 с. 6. Боряк, В. П. Методы решения медико-социальных проблем больных наркоманией и алкоголизмом : учеб.-метод. пособие для специальности "Социал. работа" / В. П. Боряк, С. В. Денисова ; Рос. гос. социал. ун-т, Фил. в г. Пятигорске. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2014. - 143 с. 7. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчнк, Н.Ф. Прокина и др. – М.: Академия, 2010. – 256 с. 8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. Л. С. Выготского. ? М. : Педагогика-Пресс, 2001. – 624 с. 9. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика / К.М. Гуревич. – М.: Изд-во УРАО, 2009. – 304 с. 10. Замотаева, О.Н. Ценностные основания девиантного поведения подростков: Автореф.дисс.канд. филос. наук / Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева. – Саранск, 2009. – 24 с. 11. Инновационные подходы к профилактике наркомании в учреждениях образования : материалы первой межвузовской [11 апреля 2012 г.] и второй республиканской научно-практической конференции / редкол.: Э. Д. Идиатуллина и др.]. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2013. - 110 с. 12. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М.: Сфера, 2012. – 286 с. 13. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е.А. Климов. - М.: Издатель¬ский центр «Академия», 2014. - 304 с. 14. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко. – 2-е изд., расширенное, испр. и доп. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2011. – 450 с. 15. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Олма-пресс, 2009. – 500 с. 16. Морозова, В. С. Диагностика и профилактика заболеваний зависимости / В. С. Морозова, О. А. Габрильянц, М. А. Мягкова ; Рос. акад. естествознания. - Москва : Академия естествознания, 2015. - 177 с. 17. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2012. – 200 с. 18. Никитина, Л.Е. Технологии социально - педагогической работы: Краткий анализ/Л.Е. Никитина// Воспитание школьника. – 2008. – № 10. – 150с. 19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Арта, 2009. – 442 с. 20. Огородникова, И. П. С трезвостью по дороге добра : учебно-методическое пособие для преподавателей уроков трезвости / И. П. Огородникова. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2015. - 138 с. 21. Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии = Fundamentals of sobriology, prevention, social pedagogy and alcology : [сборник тезисов докладов] / под общ. ред. А. Н. Маюрова. - Нижний Новгород : Гладкова О. В., 2015. - 425 с. 22. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве : монография / [Е. В. Андриенко и др.] ; под науч. ред. Е. В. Андриенко, Т. А. Ромм ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2014. - 244 с. - 23. Профилактика болезней зависимости : учебное пособие для студентов / Ширяев О. Ю., Гречко Т. Ю., Семенова Е. А., Алексеева Д. Н. ; Воронеж. гос. мед. акад. им. Н. Н. Бурденко М-ва здравоохранения Рос. Федерации. - Воронеж : ВГМА, 2013. - 230 с 24. Профилактика алкоголизма и наркомании в школьном возрасте : учебное пособие / Казан. (Приволж.) федер. ун-т ; [сост.: М. В. Шайхелисламова и др.]. - Казань : Отечество, 2012. - 121 с. 25. Психологические тесты // Под ред. А.А. Карелина: В 2т. – М.: Просвещение, 2010. – Т.2. 26. Психология А. Я. / azps.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/handbook/k/konf321.html– [5. 11. 13]. – Загл. с экрана 27. Савченко, Д. В. Профилактика аддиктивного поведения у подростков и молодежи / Д. В. Савченко, Е. И. Дубровинская ; Рос. гос. социал. ун-т. - Москва : Перспектива, 2015. - 82 с 28. Сапожников, И.В. Основы социально-педагогической деятельности / И.В. Сапожников. – Тольятти: изд. ТГУС, 2009. – 186 с. 29. Силяева, Е.Г. Возрастная психология: теорет. курс авториз. излож. / Е.Г. Силяева. – М.: МГУ, 2009. – 155 с. 30. Словарь педагогического обихода: основные термины и понятия по общей и социальной педагогике / М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Моск. ун-т ; [В. Д. Самойлов и др.]. - Москва : МосУ МВД России, 2012. - 119 с. ; 31. Справочник социального педагога / авт.-сост. О. С. Гришанова. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград : Учитель : Гринин Л. Е., 2014. - 294 с. ; 32. Стельникова, О. М. Твой выбор : пособие для учителей и родителей учащихся начальной школы / О. М. Стельникова, Н. Н. Белик, И. А. Черемушкина ; Нижегор. гос. мед. акад., Гор. науч.-практ. лаб. по проблемам воспитания и семьи. - 3-е изд. - Нижний Новгород : Издательство НижГМА, 2014. - 40 с. 33. Тарасов, С. В. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения в учреждениях образования : учебное пособие / С. В. Тарасов, Д. А. Трошин, Д. Б. Казанцева ; М-во образования и науки РФ, Пенз. гос. ун-т. - Пенза : Издательство ПГУ, 2015. - 282, [2] с. 34. Татарова, С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в современном российском обществе. – Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2009. – 333 с. 35. Трезвость и педагогика в современной России : материалы Фестиваля православных обществ трезвости им. С. А. Рачинского "Татевские чтения-2012" и межрегиональной конференции "Социально-педагогическое и культурное наследие С. А. Рачинского и его место в современном мире" 2013 : сборник научных трудов / [сост. В. М. Марченкова, И. В. Микурова]. - Москва : МОД "СКТ", 2014. - 131 с. 36. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. // Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru/ 70188902/#ixzz47SPPOjFg. 37. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_148547/ ?frame=14– [15. 06.16]. – Загл. с экрана. 38. Фролов, Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. – М.: Роспедагентство, 2009. – 526 с. 39. Хомич, А.В. Психология девиантного поведения. – Ростов-на-Дону: Южно-Российский Гуманитарный Институт, 2008 г. – 140 с. 40. Чепелева, Л.М. Агрессивность и особенности самосознания личности подростка: Автореф.дисс.канд. психол. Наук / Кубанский государственный университет. – Краснодар, 2010. – 15 c. 41. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2011. – 272с. 42. Шакурова, В. М. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Просвещение, 2010. – 190 с. 43. Шипунова, Т.В. Профилактика девиантного поведения // Журнал социальной антропологии. – 2012. № 4(20). – С.120-128.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ 1.1. Понятие «социальной профилактики» Социальная профилактика - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения [31]. Сложность и многозначность проблем, возникающих перед работниками социальных служб, предполагает серьезный и вдумчивый подход к поиску путей их решения. Множество связей и отношений, существующих в обществе, прямая и опосредованная взаимосвязь происходящих изменений, обусловленных сугубо определенными причинами, требует в каждом конкретном случае глубокого понимания их природы, характера и сущности, выявление которых и составляет суть социальной профилактики. Эффективность решений любой социальной задачи или проблемы во многом будет зависеть от того, насколько точно была проведена профилактика, насколько объективно было оценено состояние социального объекта и насколько верно были выбраны ориентиры, нормативы диагностируемой сферы жизнедеятельности, служащие основой социального исследования и измерения. Социальный диагноз, как научное заключение о состоянии «социального здоровья» рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюдении и изучении, предполагающем не только выявление причинно-следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не склонен к стандартизации. Тем не менее, общая схема методики осуществления профилактики сложилась и ее можно рассматривать в качестве исходной базовой модели. Она включает в себя ряд этапов [24]: ? предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования; ? проведение общей профилактики, т. е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования; ? проведение специальной профилактики по каждой из взятых для усугубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; ? построение выводов, на основе которых делается заключение. Выявленные в ходе общей и специальной профилактики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в этой или иной социальной сфере.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Социология, 71 страница
1050 руб.
Дипломная работа, Социология, 108 страниц
5000 руб.
Дипломная работа, Социология, 25 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg