Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Роль АТЭС в системе региональных отношений в АТР.

irina_krut2019 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2020
Объектом исследования является формирующийся центр мирового развития Азиатско-Тихоокенский регион. Предметом исследования является роль АТЭС в системе региональных отношений в Азиатско-Тихоокенского региона. Цель исследования провести комплексное, многоаспектное исследование форума АТЭС и показать его роль в качестве ведущего, наиболее развитого и основополагающего элемента в институциональной структуре тихоокеанского регионализма. Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются: - проанализировать конкретные причины и факторы, приведшие к его созданию; - проследить важнейшие этапы эволюции форума с момента его образования в 1989 г. и до настоящего времени. - описать и проанализировать организационно-правовую структуру и рабочие механизмы АТЭС; - дать характеристику основных направлений деятельности форума; - изучить, какое воздействие оказывает АТЭС на политические, экономические и социальные процессы в АТР; - проанализировать роль, которую играет АТЭС в политике ведущих региональных акторов; - определить место и функции АТЭС в решении проблемы безопасности Азиатско-Тихоокеанском регионе. Теоретико-методологические основы исследования: В процессе данного исследования автором применялся целый ряд общих методов политической науки, в первую очередь исторический, институциональный, сравнительный. Исторический метод дает возможность изучать политические явления и факты как в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли, так и в их качественном изменении на различных этапах развития. Использование исторического метода в данной работе обусловлено тем, что тихоокеанский регионализм и АТЭС представляют из себя явления, развивающиеся в историческом, временном контексте. Исторический метод позволяет выявить связь прошлого и настоящего, прогнозировать будущий ход событий. Применение институционального метода продиктовано тем, что АТЭС является политическим институтом, выступая в качестве основного системного элемента в институциональной структуре тихоокеанского регионализма. При этом особое внимание уделяется процессам институционализации тихоокеанского регионального сотрудничества. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (четыре параграфов), заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, привлекают сегодня повышенное внимание всего мира. Такой интерес к АТР объясняется значительным увеличением экономического и политического веса региона, которое обусловлено, в первую очередь, ускоренными темпами развития восточноазиатских стран в последней трети XX века. В этой связи особое значение приобретают развивающиеся процессы регионального сотрудничества стран Тихоокеанского бассейна. На протяжении уже более десяти лет главным институциональным воплощением тихоокеанского регионализма выступает форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). О роли и значении этой международной организации свидетельствует хотя бы тот факт, что АТР часто именуют «регионом АТЭС». На данный момент членами АТЭС является 21 государство и территория. В их число входят практически все значимые в экономическом и политическом отношениях региональные акторы. На долю стран АТЭС приходится около 40% населения планеты, 55% ВВП, 50% объема внешней торговли, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. В списке 500 крупнейших корпораций мира АТЭС представляют 342 компании. АТЭС включает в себя две крупнейшие экономики мира - американскую и японскую, а также стремительно развивающийся Китай, который претендует на роль мирового экономического лидера в наступившем веке. По прогнозам многих аналитиков, в XXI веке роль АТР в мировой экономике еще больше увеличится. По объемам запасов и добычи угля, железа, многих цветных металлов, энергетического сырья регион является мировым лидером. Совокупное политическое влияние стран АТЭС характеризуется уже тем, что из пяти постоянных мест в Совете Безопасности ООН три принадлежат участникам АТЭС - России, КНР и США. Таким образом, уже сам состав участников АТЭС и их агрегированный потенциал свидетельствуют о глобальной роли форума, о том, что АТЭС является одним из важнейших коллективных акторов мировой политики и экономики и тем самым способен оказывать существенное воздействие на глобальные политико-экономические процессы. Степень научной разработанности темы: Между тем следует признать, что тихоокеанский регионализм и АТЭС изучены в явно недостаточной степени, даже если сравнивать с имеющимся массивом отечественных исследований, посвященных европейской интеграции. Это объясняется целым рядом обстоятельств. В их числе и относительная молодость тихоокеанского регионализма, который стал привлекать внимание отечественных исследователей сравнительно недавно - в конце 70-х - начале 80-х годов, и удаленность от АТР большинства основных научных центров страны. Главным же фактором недостаточного внимания к АТР явилось то, что в национальной внешней политике и, соответственно, научных исследованиях безраздельно доминировало западное, европейско-американское направление, а азиатско-тихоокеанский вектор считался второстепенным. Активное изучение проблем тихоокеанского регионализма началось в СССР в конце 70-х- начале 80-х годов. В 80-х годах вышел в свет целый ряд работ, где анализировались проблемы формирования тихоокеанского регионализма. Среди них можно выделить следующие монографии: «Тихоокеанский регионализм: концепции и реальность» (М., 1983), авторы - В. И. Иванов, В. А. Вревский, В. П. Лукин А. Б. Парканский и другие; «Противоречия и перспективы формирования «тихоокеанского сообщества» (М., 1986), автор - Е. Б. Ковригин; «Тихоокеанское сообщество»: планы и перспективы. (М., 1987), авторы - И. Д. Иванов, Р. Ш.-А. Алиев, В. Б. Якубовский, Ю. В. Дмитриев, И. И. Коваленко и другие. В числе современных ученых, внесших вклад в исследования проблематики АТЭС, следует также назвать С. Н. Гончаренко, Гранберг А. Г., Кистанов В. О. О. А. Арина.
Список литературы

1. Андреева Ю.В., Волынчук А.Б., Фролова Я.А. Корейский очаг «холодной войны» – столкновение геополитических интересов // Успехи современного естествознания. 2008. № 2. С. 124-126. 2. АТЭС: справочная информация. 2011–2012–2013 // Официальный сайт Российского центра исследований АТЭС. URL: http://www.apec-center.ru/contribs/filemanager/connectors/html/ilemanager.html?virt_name=%2FAPEC_broshura.pdf (дата обращения: 24.12.2011). 3. Браун С. Сила в инструментарии современной дипломатии // Междунар. процессы. 2004. № 2. С. 4-20. 4. Брусенцов И. Военно-политическая обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Зарубеж. воен. обозрение. 2006. № 9. С. 2-10. 5. Васильев С. АТЭС, Россия и деловые круги. 2005. URL: http://www.ruseconomy.ru (дата обращения: 20 июля 2009 г.). 6. Веремеев Н. Россия и форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (некоторые аспекты взаимодействия). 2009. URL: http://www.chinazone.ru/i/ v/v19.htm (дата обращения: 27 авг. 2009 г.). 7. Володин Д. США, Китай и новое военно-стратегическое уравнение в АТР // Мировая экономика и междунар. отношения. 2006. № 2. С. 74-81. 8. Встреча глав стран–участниц саммита АТЭС в Шанхае. 2001. URL: http://www.gazeta.ru/2001/10/18/sammitshangai.shtml (дата обращения: 24 авг. 2009 г.). 9. Гончаренко С. Саммит АТЭС в Лос-Кабосе // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 1. С. 39-48. 10. Гончаренко С. Саммит АТЭС в Шанхае // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 1. С. 36-45. 11. Гришина М. Планета вооружается // Красная звезда. 2006. № 095 (2 июня). 12. Декларация, принятая на форуме АТЭС в Лиме (Перу). 2008. URL: http://www.ingbiznes.ru/index.php?name=page s&op=view&id=14 (дата обращения: 24 авг. 2009 г.). 13. Заявление лидеров АТЭС по борьбе с терроризмом: Информ. бюл. МИД РФ (28 окт. 2002 г.) // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 6. С. 6-9. 14. Зимин Д. АТР – регион XXI века // Азия и Африка сегодня. 2007. № 1. С. 77. 15. Игнатов А., Шипилов С. Россия и АТЭС // Междунар. жизнь. 2007. № 11. С. 56-67. 16. Кошкин А. Россия в АТР // Азия и Африка сегодня. 2008. № 1. С. 63-64. 17. Медведев прибыл на саммит в Лиму. 2008. URL: http:// www.rosbalt. ru/2008/11/22/544032.html (дата обращения: 27 авг. 2009 г.). 18. Костюнина Г.М. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М.: РОССПЭН, 2002. 19. Мировой объем военных расходов впервые превысил $1 трлн. 2007. URL: http://news.liga.net/pda/news/N0814142. html (дата обращения: 20 октября 2008 г.). 20. Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм. – М., 2001 21. Мунчаев Т.М. Геополитическая ситуация в Азии и проблемы безопасности // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2001. № 5. С. 150-153. 22. Мясников В., Иванов В. Холодная война переместилась на глобальный рынок вооружений // Независимое военное обозрение. 2006. № 40. 23. Оборона мира: Коллекция фактов. 2007. URL: http:// vybory.org/articles/1205.html (дата обращения: 18 окт. 2008 г.). 24. О структуре АТЭС. 2007. URL: http://revolution.allbest.ru/ international/00006361_0.html (дата обращения: 28 июля Плотников А. Военный бюджет и расходы на закупку вооружений в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 1. С. 96-103. 25. Россия и АТЭС. Материалы «круглого стола» о роли России в АТЭС. 2004. URL: http://www.rau.su/observer/ N3_2004/3_06.htm (дата обращения: 20 июля 2009 г.). 26. Саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 году примет у себя Российская Федерация. 2009. URL: http://www.kursor.ru/article. aspx?id=2088 (дата обращения: 24 авг. 2009 г.). 27. Саммит форума АТЭС в Шанхае: официальные материалы // Дипломатический вестн. 2001. №. 011 (ноябрь). С. 36. 28. Севастьянов С.В. Регионализм в Восточной Азии и Россия // Мировая экономика и междунар. отношения. 2008. № 12. С. 102-105. 29. Сравнительный анализ региональных особенностей новых угроз безопасности: Учебное пособие /Колдунова Е.В., 2010 30. Сизоненко А. Консорциум научных центров АТЭС и проблемы безопасности в АТР // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 2. С. 80-83. 31. Симоненко В. Гонка вооружений: новый виток? Не «олимпийские» призеры // Флаг Родины. 2000. № 235 32. Сумбаев С., Лященко А. Военно-политическое обозрение. Регион, устремленный в будущее // Красная звезда. 2003. № 196. 33. Титаренко М. Российские интересы в АТР и принципы формирования азиатской политики России в первой половине XXI века // Азия и Африка сегодня. 2005. № 4. С. 2-8. 34. Троекурова И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России в АТЭС. М.: ИДВ РАН, 2010. 35. Шипилов С. Богорские цели и политико-интеграционные процессы в АТР // Тихоокеанское обозрение 2006–2007 / под ред. В.М. Мазырина, О.В. Новаковой, П.Ю. Цветова. М., 2007. С. 22–35. 36. Фролова Я.А. Азиатско-Тихоокеанский регион и «фактор силы» в современной системе международных отношений // Российский Дальний Восток в Азиатско-Тихоокеанском регионе на рубеже веков: Политика, экономика, безопасность: монография. Владивосток: Дальнаука, 2008. С. 106-122.
Отрывок из работы

1.Открытый регионализм и политические процессы в Восточной Азии и бассейне Тихого океана. 1.1. Глобализация и регионализация в современных международных отношениях. Подходы различных научных школ, разных исследователей к проблемам глобализации существенно расходятся. Одни видят в глобализации исключительно экономические преимущества. Другие говорят о тяжелых экономических и социальных последствиях глобализации: как распространение финансового кризиса из одной страны в другую или утеря национального суверенитета в результате глобализации экономики. В дискуссиях на тему глобализации присутствует одна спорная, но базовая тема. Это вопрос о том, считать ли глобализацию новым явлением. Или это явление существует уже давно и мы сейчас наблюдаем лишь очередную стадию его развития. В широком цивилизационном смысле глобализацию можно рассматривать как стратегическое направление развития всего человечества с начала его зарождения. Ведь до момента открытия Америки то, что происходило на Американском континенте, никак не влияло на развитие общественной жизни в Европе. В концепции классовой борьбы Маркса, отстаивающей интернационализацию интересов пролетариата и класса капиталистов, также отражен процесс глобализации, хотя и через призму классовой борьбы. Современный же этап развития глобализации в широком смысле связан с новой информационно-технологической революцией и окончанием «холодной войны». В узком смысле под глобализацией предлагается понимать нынешний этап развития человечества, который пришел на смену периоду «холодной войны», базируется на достижениях современной информационно-коммуникационной и технологической, революции и сопровождается распространением в мире модели безопасности, основанной на компромиссном мышлении. Причем на таком варианте компромиссного мышления, который характеризуется переходом от компромиссного мышления на балансе силы к компромиссному мышлению на основе законе. По сути оба понимания глобализации близки и даже едины в том, что выделяют новый этап мирового развития, называемый глобализацией (в узком смысле) или современным этапом глобализации (в широком смысле). И в том и в другом случае речь идет о новом явлении, заставляющем по-новому взглянуть на наш мир и попытаться переосмыслить известные традиционные подходы к разработке, к примеру, национальной экономической политики или политики демократизации страны, к проблемам международного сотрудничества и концепциям национальной, региональной и всеобщей безопасности. Это явление, расширяющее пределы ответственности национальных лидеров, делая их ответственными не только за свою страну и свой народ, но и за весь мир. Наконец, это явление, открывающее перспективу сотворения Единого Мира - как объективно наиболее рационального субъекта управления со стороны Человека и наиболее удобного места для жизни Человека. Глобализация мировой экономики представляется возможной в трех измерениях: - как объективная тенденция мирового экономического развития; - как цель, выдвигаемая политическим руководством государств мира; как методология анализа экономического развития стран и международных отношений — и не только анализа, но и выработки экономической стратегии как на государственном уровне, так и на уровне предприятий, имеющих стабильные интересы за пределами национальной экономики. Как объективная тенденция мирового развития экономическая глобализация отражает растущую взаимозависимость различных секторов мировой экономики. Растущую и вырастающую до такой степени, что развитие и стабильность одной экономики становятся невозможными без развития и стабильности других экономик. Как цель, глобализация представляет собой сознательную политику государств, направленную на укрепление интеграционной экономической сплоченности мира и, в конечном счете, на создание единой мировой экономики. Пока в такой плоскости вопрос ставится лишь в научных дискуссиях, а не на государственном уровне. И тем не менее перед мировым сообществом уже возникает задача выработать разумный подход к глобализации, создать взаимовыгодные механизмы управления этой тенденцией, сформулировать свои национальные интересы и понять место своей страны в этом процессе. Глобализация мировой экономики означает, во-первых, выход интересов национальных хозяйственных субъектов за национально-государственные рамки, создание и расширение сферы деятельности транснациональных экономических и финансовых структур. Во-вторых, поднятие «частных», национальных экономических проблем на глобальный, мировой уровень видения, требующий — для решении этих проблем — учета мировых хозяйственных интересов и мобилизации мировых ресурсов. Иными словами — требующий смотреть на мир как на единое экономическое пространство. В-третьих, глобализация означает, что развитие экономической ситуации в ведущих странах оказывает влияние на другие государства, которые, на первый взгляд, не непосредственно зависят от благополучия мировых экономических лидеров. Наконец, в- четвертых, глобализация требует координации в общемировых масштабах национальных экономических и финансовых политик и диктует необходимость создания единого мирового правопорядка как условия стабильного мирового экономического развития. Глобализация мировой экономики отражает достигнутый мировым сообществом критический уровень экономической взаимозависимости на основе: экономической интеграции и нарастающего перемещения по миру капитала, товаров, рабочей силы; - становления экономики знаний и технологической интеграции, подталкиваемой мировым научно-техническим прогрессом; - современной информационно-коммуникационной революции, связанной с созданием сверхскоростных транспортных средств и ультрасовременных средств связи, распространением в мире персональных компьютеров и сети Интернет. Глобализация мировой экономики представляется более широким понятием, чем интеграция, именно потому, что экономическая глобализация обусловливает взаимозависимость даже напрямую интеграционно не связанных друг с другом частей мирового хозяйства. Например, несмотря на минимальные объемы экономического сотрудничества России с Юго-Восточной Азией, обвал на азиатских валютных и фондовых рынках в 1997—1998 гг. косвенно — через поведение международного спекулятивного капитала — повлиял на финансовую ситуацию в России, ускорив банкротство (в августе 1998 г.) финансовой политики, основывавшейся на спекулятивной пирамиде ГКО. Формами проявления глобализации могут служить такие показатели, как доля внешней торговли страны в ее ВВП, объемы иностранных инвестиций, показатели, характеризующие движение по миру спекулятивного капитала, показатели деятельности международных транснациональных корпораций, в результате которой внутрикорпорационное разделение труда сразу же принимает характер международного разделения труда, данные о миграции рабочей силы и обмене технологическими ноу-хау, различные показатели процессов экономической интернационализации, как, например, разработанный Всемирным банком показатель, представляющий собой разность между темпами роста международной торговли и мирового производства, и т.п. Глобализация мировой экономики приводит в действию еще одну новую тенденцию современности — тенденцию персонификации международных отношений. Выход интересов хозяйственных субъектов за национальные рамки и их растущая взаимозависимость обусловливают становление дополнительных, наряду с национальными государствами и международными организациями, источников внешнеполитической инициативы — частных корпораций, неправительственных организаций и самого Человека, конечного потребителя создаваемых экономикой товаров и услуг. Эти интересы могут не совпадать или вступать в противоречие с национально-государственными интересами в трактовке тех политических сил, тех политических деятелей и поддерживающих их бюрократических структур, которые в данный момент находятся у власти в данной стране. Персонификация международных отношений, означая появление новых субъектов международной жизни — корпораций, неправительственных организаций и Человека, — формирует новые вызовы мировому сообществу и требует создания надлежащей политико-правовой инфраструктуры учета интересов новых самостоятельных участников внешнеполитической деятельности. Не случайно сегодня тема теории и практики внешней политики международных и национальных корпораций находится в числе приоритетных тем мировых научных изысканий. С другой стороны, персонификация международных отношений позволяет частным лицам, не связанным с правительствами и не работающим на политические партии, выражать свою озабоченность международной безопасностью, формировать, формулировать и отстаивать собственные внешнеполитические интересы. Это относится и к полуграмотной жительнице Южно-Курильских островов, заинтересованной в безвизовом режиме поездок в Японию, и к московскому интеллектуалу, имеющему свой личный взгляд на международную безопасность и сотрудничество. Именно такая личная обеспокоенность судьбами мира открывает возможность инициировать и проводить международные неправительственные обсуждения многих острых мировых проблем, подготавливая тем самым и последующие межгосударственные решения, в том числе и в отношении рассматриваемых нами проблем экономической глобализации и регионализма. Глобализации мировой экономики предшествует или, напротив, противостоит регионализм. Регионализм также означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы — однако ограничивает сферу действия этих тенденций региональными рамками. Регионализм тоже существует как тенденция регионального развития и как сознательно формулируемая цель. Регионы являются наиболее обширными подсистемами внутри государств либо транснациональных ареалов. В свою очередь, регионы играют роль макросистемы для локальных (местных) сообществ: городов, сельских районов и т. п. Поэтому объект регионалистики неизбежно включает в себя взаимодействия уровней пространства: глобального, межгосударственного, национально-государственного, регионального и местного. Региональные политические процессы происходят на следующих уровнях: 1) Микроуровень – уровень взаимоотношений региона с соседними территориальными единицами в рамках одного государства (субъекта федерации, штата); 2) Мезоуровень – характеризуется трансграничным сотрудничеством регионов, имеющих общие культурно-исторические, этнические и т.п. характеристики; 3) Макроуровень – уровень трансграничных регионов. Во взаимодействие вступают национальные государства для реализации общих политических проектов или осуществления совместной политики в областях, затрагивающих их жизненные интересы (Европейский союз, АТР, НАФТА и др.). Регион в исследованиях международных отношений воспринимается как группа государств либо трансграничный ареал, имеющие сходные признаки и роль в мировой политике. На этой основе применяется термин «региональная система политических отношений», приемлемый и в изучении внутригосударственных ареалов. Глобализация быстро размывает различия внутренних, трансграничных и международных регионов. Но остается принципиальное различие «масштабов» территорий, анализируемых в мировой политике и политической регионалистике. С точки зрения гео- или внешнеполитическое понимания региона этот термин относится к целой геополитической зоне, то есть группе стран, которые по ряду параметров больше связаны друг с другом, нежели с иными странами. В этом случае речь может идти, скажем, о Центральной и Восточной Европе, Содружестве Независимых Государств или тем более о Европейском Союзе. При определении регионализма существует два подхода. 1. Регионализм как стратегия региональных элит, направленная на расширение ими своих прав (движение «снизу»). Это процесс самоструктурирования общества, политической и экономической мобилизации регионов [28]. Регионализм отвечает региональной стратификации общества и направлен на извлечение преимуществ из естественного территориального деления современных обществ. Если в качестве цели выдвигается расширение политических прав, достижение политической автономии, то можно говорить о регионализме политическом, отвечающем региональной стратификации политического пространства. Помимо прочего, регионализм нацелен на сглаживание контрастов между центральными и периферийными регионами, выполняя, таким образом, стабилизирующую функцию. Некоторые авторы называют возникающие структуры неосредневековыми, так как возрождаются новые, плюралистические и более дисперсные формации, напоминающие те, которые существовали в средние века (речь идет, прежде всего, о Ганзейском союзе) [29]. Регионализм может интерпретироваться по-разному. Так, очевидно, что необходимо проводить границу между регионализмом как внешнеполитическим курсом или даже совокупностью политических курсов, регионализмом как идеологией государственного вмешательства и регионализмом как экономико-политическим сотрудничеством государств, образующих, таким образом, региональные союзы или группировки. Надо отметить, что такое понимание регионализма (сотрудничество между странами и их объединение в блоки) доминировало в первые послевоенные десятилетия. В этом случае речь идет о региональной экономической интеграции, рассматриваемой одновременно как состояние и как процесс, а регионализм ассоциируется с протекционизмом в международных торговых отношениях. Таким образом, следует разделять регионализм глобальный и регионализм локальный.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Международные отношения, 71 страница
750 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 89 страниц
2225 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 71 страница
750 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 70 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg