Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль учителя в формировании психологического климата классного коллектива в начальной школе

irina_krut2019 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2020
Цель исследования - выявить, как роль учителя влияет на формирование психологического климата классного коллектива в начальной школе. Задачи исследования: • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; • Проанализировать отечественные и зарубежные исследования проблемы психологического климата классного коллектива; • Рассмотреть понятие «психологический климат» с разных точек зрения и что оно в себя включает; • Определить, как влияет стиль педагогического взаимодействия (общения) учителя на психологический климат классного коллектива в начальной школе; • Сравнить психологический климат классного коллектива начальных классов в городской и сельской школах; • Провести эмпирическое исследование по данной проблеме; • Разработать методические рекомендации по формированию учителем благоприятного психологического климата классного коллектива в начальной школе. Объект исследования - психологический климат классного коллектива в начальной школе. Предмет исследования - особенности влияния роли учителя в формировании психологического климата классного коллектива в начальной школе. В данной работе были поставлены следующие гипотезы: 1. Психологический климат классного коллектива младших школьников сельской школы значительно отличается от психологического климата классного коллектива младших школьников городской школы. 2. Стиль педагогического взаимодействия учителя влияет на формирование психологического климата классного коллектива в начальной школе. 3. Психологический климат педагогического коллектива влияет на психологический климат классного коллектива начальной школы. Методологическую и теоретическую основу исследования составили основные подходы к понятию психологического климата и его характеристики (Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца, Н.С. Мансурова, В.М. Шепеля), классного коллектива (Макаренко А.С., В.А. Сластенина, Петровского А.В., Ярошевского А.В.), межличностных отношений в классном коллективе (Мухиной В.С., Ильина Е.П.); подходы к проблеме формирование психологического климата классного коллектива (Я.Л. Коломинского, В.В. Бойко, В.И. Волчковой); подходы педагогическому взаимодействию и его стилям (В.Я. Ляудиса, В.А. Кан-Калика, А.В. Марковой); подходы к проблеме психологического климата педагогического коллектива (Л.С. Фоменко, Петровой Т.Ю., Панфиловой А.П.). В данном исследовании были использованы следующие методы: 1. С целью изучения психологического климата классного коллектива был проведен теоретический анализ по исследуемой проблеме; изучение, систематизация и обобщение практического опыта исследования; эмпирические методы (анкетирование, беседа, тестирование). 2. С целью изучения благоприятности психологического климата классного коллектива в начальной школе и педагогического коллектива были использование психодиагностические методики: «Оценка психологического климата классного коллектива» и анкета оценки психологического климата в педагогическом коллективе (По А.Н. Лутошкину). С целью изучения стиля педагогического взаимодействия (общения) была использована методика «Стиль педагогического общения» А.Б. Майского, Е.Г. Ковалевой. 3. С целью математико-статистической обработки и интерпретации результатов эмпирического исследования были использованы следующие методы: • Методы первичной описательной статистики; • Метод корреляционного анализа – коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базах городской школы города Тутаева и сельской школы Тутаевского района. Выборка составила: 196 человек, из ник: школьники - 152 человека, педагоги - 44 человека. Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом проблемы психологического климата классного коллектива и роли учителя, применением обоснованного (надежных и валидных методов исследования) психодиагностического комплекса методик, репрезентативностью выборки испытуемых, применением метода математической статистики. Научная новизна работы: 1. Сформулированы методические рекомендации по формированию учителем благоприятного психологического климата классного коллектива в начальной школе. 2. Выявлены факторы, влияющие на формирование психологического климата классного коллектива начальных классов. 3. Определены особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте. 4. Выявлено влияние учителя начальной школы на психологический климат класса. 5. Определено влияние психологического климата педагогического коллектива на психологический климат классного коллектива в начальной школе. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные эмпирические данные расширяют знания по проблеме психологического климата классного коллектива в начальной школе и выявляют роль учителя в его формировании. Практическая значимость выполненного исследования состоит в возможности учета полученных результатов в процессе обучения младших школьников и формирования классного коллектива. Публикации. Основное содержание диссертационного исследования изложено в 10 публикациях. Основные теоретические положения, результаты и выводы диссертационного исследования нашли отражение в выступлении на Студенческой конференции «Чтения Ушинского» (Ярославль, 2016 - 3 место, 2018); на всероссийской научно-практической конференции «Молодежь. Образование. Экономика» РЭУ им. Г.В. Плеханова (Ярославль, 2016 - 3 место); на всероссийской научной конференции «Психология и современный мир» (Архангельск, 2016 - 1 место, 2018). Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, изложенных на 95 страницах. Библиографический список содержит 41 наименование литературы.
Введение

Взаимоотношения с другими людьми важны для любого человека, в каком бы возрасте он не находился. Особая роль во взаимоотношениях принадлежит школьным годам, особенно в период младшего возраста. В этот период у детей закладываются основы правильного и здорового общения друг с другом. И самую главную роль в этом играет учитель. Именно он формирует психологический климат в период школьного обучения. В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса началось позже благодаря усилиям Н.П. Аникеевой, А.Н. Лутошкина, И.Е. Шварца, Я.Л. Коломинского и др. Классный коллектив является мини-организацией, в которой присутствуют свой уклад, культура и т.п. Поэтому психологический климат в разных ученических коллективах разный. А как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника. Поэтому актуальность данной работы заключается в том, что психологический климат есть неотъемлемая часть любого классного коллектива, а учитель играет формирующую роль в благоприятности психологического климата коллектива.
Содержание

Введение………………………………………………………………………3-7 Глава 1. Теоретические основы психологического климата как показательной характеристики классного коллектива………………..8-42 1.1 Категориальный аппарат «психологического климата классного коллектива»……………………………………………………………………8-16 1.2 Психологические особенности младшего школьника…………………16-25 1.3 Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………….26-36 1.4 Факторы, влияющие на формирование психологического климата классного коллектива в начальной школе………………………………….36-40 Вывод по Главе 1…………………………………………………………....41-42 Глава 2. Роль педагогического взаимодействия в формировании психологического климата классного коллектива…………………….42-69 2.1 Педагогическое взаимодействие как психолого-педагогическая категория……………………………………………………………………...42-53 2.2 Стили педагогического взаимодействия………………………………..53-61 2.3 Влияние учителя начальной школы на психологический климат класса………………………………………………………………………….62-64 2.4 Психологический климат педагогического коллектива и его влияние на психологический климат классного коллектива…………………………...64-68 Вывод по Главе 2……………………………………………………………68-69 Глава 3. Эмпирическое исследование «Влияние роли учителя на формирование психологического климата классного коллектива в начальной школе»…………………………………………………………..70-81 3.1 Характеристика испытуемых и содержание методик исследования……………………………………………………………….....70-72 3.2 Анализ полученных результатов………………………………………..72-77 3.3 Обсуждение полученных результатов………………………………….77-78 3.4 Методические рекомендации по формированию учителем благоприятного психологического климата классного коллектива в начальной школе…..79-80 Вывод по Главе 3……………………………………………………………80-81 Заключение…………………………………………………………………..81-82 Список использованной литературы………………………………………..83-87 Приложение 1………………………………………………………………...88-89 Приложение 2………………………………………………………………...90-92 Приложение 3………………………………………………………………...93-95
Список литературы

1. Аминов Н.А., Янковская Н.А. Методическое руководство по измерению социально-психологического климата образовательных учреждений / Н.А. Аминов. – М.: Московский комитет образования, МГППИ, 1999. – 108 с. 2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ- Медиа, 2008. – 134с. 3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Академия, 2002. – 264 с. 4. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с. 5. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды /Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. – М.: Воронеж, МПСИ: НПО «МОДЭК», 2006. – 631 с. 6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность / В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.И. Панферов. – М.: Мысль, 2008. – 193 с. 7. Большой психологический словарь./ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 627с. 8. Боровкова Т.А., Шалагинова К.С. Технология формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. - №6-1, с. 24-27 9. Волчкова В.И. Социально-психологический климат в коллективе // Психология обучения. – 2009. - №6. – с. 76-81 10. Волчкова В.И. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе // Высшее образование в России. – 2009. - №1, с. 167-170 11. Головей Л.А. Развитие личности ребенка от 7 до 11 лет / Л.А. Головей. – М.: Изд.: Речь, серия: Психология детства, 2006. – 640с. 12. Горбачева Н.А. Развивающее педагогическое взаимодействие учителей с учащимися в образовательных учреждениях: Учебно-методические рекомендации / Н.А. Горбачева. – Коломна: КГПИ, 2002. – 64с. 13. Гусева Н.В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – с. 59-62 14. Изотова Е.Г. Некоторые аспекты формирования психологического климата коллектива // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник науч. ст. III всероссийской интернет-конференции (октябрь-декабрь 2013 г.) / под науч. ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 216 с. – с. 44 - 48. 15. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2013. – 576 c. 16. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И.Ф. Исаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 208 с. 17. Каиров, Г.С. Макаренко, Е.Н. Медынский. – М.: Изд. АПН РСФСР, 18. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик.- М.: Просвещение, 1987. – 190 с. 19. Карпова Е.В. Обучение. Воспитание. Педагогическая деятельность: Учебное пособие / Е.В. Карпова. – Ярославль: Российское психологическое общество. Ярославское региональное отделение, 2010. – 377 с. 20. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский. – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2010, 365с. 21. Коломинский Я.Л. Психология педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломинский. – М.: Изд. Речь, 2007. – 240с. 22. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса / Я.Л. Коломинский / Научно-методическое пособие для педагогов и психологов. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003. – 312 с. 23. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. – 174 с. 24. Куркина, Е.В. Теория и практика педагогического общения - [Текст] / //http://festival.1september.ru/articles/506043 25. Леонтьева Е.М. Исследование возможностей влияния учителя начальной школы на психологический климат класса / Е.М. Леонтьева. – М.: МПГУ, 2008. – 176 с. 26. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса / Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 7 т.; ред. коллегия И.А. 1958. Т.5. –с. 9–98. 27. Мулькова, С.А. Современные подходы к стилям педагогического общения- [Текст] / С.А. Мулькова //http://www.psi.lib.ru/statyi/ sbornik/ spspo.htm 28. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов / В.С. Мухина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 456 с. 29. Панфилова А.П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе: Учебное пособие для учреждений высшего профессионального-образования / А.П. Панфилова. – М.: Academia, 2011. – 237 с. 30. Парыгин Б. Д. Социальная психология : проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. – СПб. : ИГУП, 2001. – 592 с. 31. Педагогика: Учебное пособие для студ. пед. учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева и др.- 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 512с., с.374-379, 393-396, 398-399,403-409, 476-480. 32. Петрова Т.Ю. Особенности влияния социально-психологического климата в педагогическом коллективе на организацию образовательного процесса. // Научный аспект. – 2012. - №4. – с. 74-78 33. Петровский А.В., Ярошевский А.В. Психология / А.В. Петровский, А.В. Ярошевский. – М.: Академия, Высшая школа, 2009. – 512 с. 34. Савченко, М.Ю., Обухова, Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги / М.Ю. Савченко. - М.: «5 за знания», 2006. – 254 с. 35. Смирнова И.В., Изотова Е.Г. Влияние стиля педагогического общения на взаимодействие учителя и родителей младших школьников // Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы : сборник научных статей шестой всероссийской интернет-конференции [Октябрь-декабрь 2016 г.] / под ред. Е.В. Карповой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2016. – с. 219-223 36. Смирнова И.В., Изотова Е.Г. Роль учителя в формировании психологического климата классного коллектива в начальной школе // Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы: сборник научных статей седьмой всероссийской интернет-конференции [Октябрь-декабрь 2017 г.] / под ред. Е.В. Карповой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2017. – с. 385-388 37. Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение /Л.Д. Столяренко. -Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с. 38. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. –М.: Смысл, 2000.-199 с. 39. Фатыхова Р.М. Сущность культуры педагогического общения и механизмы ее формирования. – М.: «Искусство и образование», 2008. – 165 с. 40. Фоменко С.Л. Профессиональное становление педагогического коллектива.- Дис. д-ра психол. наук: Екатеринбург. Урал гос пед ун-т . 2007 - 251 с. 41. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. Мудрика. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 26с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы психологического климата как показательной характеристики классного коллектива 1.1 Категориальный аппарат «психологического климата классного коллектива» Учителя во все времена фиксировали тот особый феномен, который, будучи неосязаемым, тем не менее, оказывает влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы. Л.Н. Толстой в своё время назвал этот феномен «духом» школы. Особый «дух» есть у каждой семьи, производственной группы, педагогического коллектива, школьного класса. Был особый дух и в коллективе, руководимом А.С. Макаренко. Педагог создал в детском учреждении тот особый климат, который, казалось, сам воспитывал, во всяком случае, способствовал формированию цельных характеров, ярких личностей, квалифицированных специалистов, воспитанных людей. Одним из первых эту проблему обозначил А.С. Макаренко. Обладая способностью чутко улавливать малейшие нюансы общего настроя детского коллектива, он ввёл понятия «стиль и тон» коллектива, близкие к сегодняшним «климат» и «атмосфера», обозначил отдельные характеристики стиля и тона, нашёл конкретные пути совершенствования этих тонких образований и опытным путём доказал их эффективность [26]. В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. М. Шепель, на основе данного Н.С. Мансуровым определения раскрыл понятие эмоционально-психологического климата как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Также В.М. Шепель, определил структурные составляющие данного понятия в виде трех климатических зон: • социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность людьми общих целей и задач; • моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе; • психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом [3]. В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы психологического климата. Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат - отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под психологическим климатом необходимо понимать такое психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива. Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат - настроение группы людей. Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива [6]. В научной литературе употребляются различные термины, описывающие те же явления, что и психологический климат: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «эмоционально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и другие. Однако большинство исследователей считает, что важнее иметь единство взглядов на сущность явления, чем спорить о его названии. Это представляется нам наиболее разумным. Аникеева Н.П. под психологическим климатом рассматривает «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами» [3]. Сущность психологического климата состоит в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения приобретают эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива. Степень активности каждой личности, как и степень влияния коллектива на личность, определяется тем, насколько личность переживает эмоциональное благополучие в данном коллективе [9]. Эмоционально-психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина. А.В. Петровский и А.В. Ярошевский определяют социально-психологический климат как отсутствие или наличие комплекса психологических условий, благоприятствующих эффективной реализации совместной деятельности и всестороннему гармоничному развитию личности в группе» [33]. При изучении психолого-педагогической литературы разных трактовок этого термина, мы позволили дать собственное определение этого понятия, под которым понимается «психологическая обстановка в классе, складывающаяся при воздействии учителя, проявляющаяся в межличностных отношениях между учениками и оказывающая существенное влияние на личности обучающегося». Межличностные отношения являются составной частью психологического климата и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений. Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности [15]. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны. Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный). Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой». Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся. Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межличностных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм [5]. Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику. Динамика развития межличностных отношений в континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям и затем их прекращение) [15]. Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению. Приятельские отношения формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению. Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много. Рассмотрим подробнее понятие «классный (ученический) коллектив». Коллектив (от лат. собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Латинское слово “коллективус” переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало очень нечетким. Ясно лишь то, что коллектив – это группа людей. Но любая ли группа коллектив? В современной литературе употребляется два значения понятия “коллектив”. Под коллективом понимается любая организованная группа людей; второе значение - под коллективом понимается только высокоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков [22]. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общественная организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности. Отношения ответственной значимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений. 1. Общий выборный руководящий орган. 2. В коллективе устанавливаются демократические отношения. 3. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива. Отдельные их этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений. Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации. Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Эти характеристики, отражающие внутри коллективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, “чувство локтя”, причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия. Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива – коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого, он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы. Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально- значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной значимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях [20].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 74 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg