Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Воспитание основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста.

irina_krut2019 2400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2020
Объект исследования: процесс воспитания основ коммуникативной культуры дошкольников. Предмет исследования: педагогические условия воспитания основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: обосновать педагогические условия воспитания основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) Изучить теоретические аспекты проблемы воспитания основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста; 2) Разработать критерии и уровни воспитанности основ коммуникативной культуры ребёнка 6-го года жизни; 3) Определить содержание и методы воспитания основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: воспитанию основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия: - обогащение предметно-игровой среды группы, способствующей воспитанию основ коммуникативной культуры у детей ; - реализация познавательного проекта по развитию основ коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Что значит культурно общаться?»; - проведение образовательной деятельности по формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста «Спорь, но не вздорь»; - проведение занятия по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста «Секреты дружбы»; - проведение игр для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста «Принц на цыпочках», «Сороконожка», «Неожиданные картинки». Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; констатирующий эксперимент (анализ педагогической документации; диагностические задания), формирующий эксперимент, контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных. Экспериментальной базой стало МБДОУ №29 г. Ельца, Липецкой области. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 24 человека. Организация исследования проводилась в три этапа. Первый этап (июнь – ноябрь 2017 г.) – поисково-теоретический. Была проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература, составлен план экспериментальной части работы. Второй этап (декабрь – март 2017-2018 гг.) – проведена экспериментальная работа с целью определения уровня сформированности основ коммуникативной культуры у старших дошкольников и разработана методика, направленная на воспитание основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста через игровые и художественно-эстетические виды деятельности. Третий этап (апрель - май 2018 г.) – были сформулированы общие выводы, оформлялась работа. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение

В современной социокультурной и образовательной ситуации актуализируются проблемы воспитания личности в системе общечеловеческих ценностей - Истина, Красота, Добро, Совесть. Вопросы развития культуры, ценностей и воспитания нашли отражение в работах философов Н.А. Бердяева, В.С. Библера, М.М. Бахтина, В.В. Зеньковского, М.С. Кагана, М. Мид, Н.К. Рериха и др.; и педагогов Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Е.Н. Ильина, Н.К. Карповой, С.В. Кульневича, Л.И. Новиковой, В.В. Розов, Е.Н. Сорочинской, Р.М. Чумичевой, Н.Е. Щурковой и др. В работе раскрываются понятия «культура», «ценность», определяющие становление способности человека осознавать себя и окружающий мир. Определение образования в контексте культуры ориентировано на достижение высокой цели - воспитание «человека культуры» (Е.В.Бондаревская) как носителя ценностей и личностных смыслов. Человек культуры способен самореализовываться в пространстве собственной жизнедеятельности и адаптироваться в социокультурной среде других культур и людей посредством коммуникаций, складывающихся в период дошкольного детства, обусловленного его субкультурой. Ценности, которые он черпает из богатого наследия культуры, лежат в основе его физической и психической жизни. Личность приобретает ценности, которые определяют смыслы её жизни, благодаря общению с миром, где Слово выступает знаком и символом культуры, средством передачи информации и установления отношений, показателем уровня психического, культурного и коммуникативного развития. Если культуру рассматривать как модель жизни со всеми разнообразными связями и зависимостями (М.С. Каган), то приобщение к культуре, вхождение в неё предполагает взаимодействие ребёнка со сферами «Природы», «Культуры», «Значимых других», «Я сам!» (В.А. Петровский) средствами коммуникаций, что делает процесс воспитания культуросообразным. Воспитание, рассматриваемое в контексте культурных процессов, обеспечивает формирование личностных смыслов, развитие индивидуальности и создаёт условия для присвоения способов общения, коммуникаций, нравственного становления личности. Коммуникации позволяют личности познать себя, свой внутренний мир, а также мир другого человека. В этом процессе человек приобретает социокультурный опыт понимать слово, расшифровать его смысловой, культурный код, устанавливать отношения с миром. Такой опыт начинает формироваться с раннего детства, когда у ребёнка высокая потребность в общении и познании. В исследованиях ученых, занимающихся вопросами дошкольной педагогики и детской психологии Б.Г. Ананьева, Р.С. Буре, Л.С. Выготского, Л.Н. Галигузовой, С.А. Дудниковой, И.И. Иванец, С.А. Козловой, И.Э. Куликовской, М.И. Лисиной, С.В. Петериной, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, О.В. Соловьёвой, О.С. Ушаковой, Р.М. Чумичевой, Д.Б. Эльконина и др., были выявлены характеристики коммуникаций дошкольников и условия их развития - общение, деятельность (игровая, речевая), пространственно-предметная среда, ценности культуры. Специфическими особенностями коммуникаций детей дошкольного возраста выступают: экспрессивная окрашенность содержания, свёрнутость диалогов, насыщенность информации словами-глаголами и междометиями, высокая потребность в общении и др. Анализ исследований позволил обнаружить, что наиболее изученной является проблема общения детей со сверстниками, а недостаточно разработаны в дошкольной педагогике вопросы становления основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни как показателя развития личности в специфичной детской субкультуре. Таким образом, необходимостью обновления содержания процесса воспитания основ коммуникативной культуры у дошкольников не вызывает сомнения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические аспекты проблемы воспитания основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста………...7 1.1 Определение понятий: «культура», «речевая коммуникация», «культура речи», «коммуникативная культура»…………………………………………...7 1.2 Психолого-педагогические исследования по проблеме воспитания основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..15 1.3 Работа в ДОО по воспитанию коммуникативной культуры старших дошкольников…………………………………………………………………..27 Выводы по I главе………………………………………………………………34 Глава II. Экспериментальная работа по воспитанию основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста……………………………35 2.1 Изучение уровня развития основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста………………………………………………35 2.2 Педагогические условия воспитания основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста………………………………………..51 2.3 Сравнительный анализ результатов исследования………………………67 Выводы по II главе……………………………………………………………..70 Заключение……………………………………………………………………...72 Список использованной литературы………………………………………….80 Приложения……………………………………………………………………..85
Список литературы

1. Абашина, Н. Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения. / Н.Н. Абашина // Автореф. дис. канд.пед.наук. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Академия», 2012. – 26 с. 2. Абрамова, Н., Кормилина, В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре. / Н.Абрамова, В.Кормилина //Дошкольное воспитание. №3, 2013. - С.30-32. 3. Алешина Н.В., Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая и подготовительная к школе группы / Н.В. Алешина. – М: ЦГЛ, 2004. 4. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Методическое пособие / А.Г. Арушанова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2012. 5. Бобылев Б.Г. Культура речи и стилистика Учебное пособие / Б.Г. Бобылев. — Орел.: Академия, 2003. 6. Бойкова C.В. Pазвитие лекcики и гpамматичеcкогоcтpоя pечи у дошкольников / C.В. Бойкова - CПб.: Каpо 2005.- 32c. 7. Волкова, А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – М.: 2007. 8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1994. 9. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2000. - №12. – с. 91-93. 10. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Занятия по развитию речи детей 4—5 лет: Методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, А.Ю. Кабушко. – М.: ТЦ СФЕРА, 2017. 11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. – М.: Рус.яз., 1989-1991.-т.4, 683с. 12. Дорошенко О.Ю. Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Вып.1 (5-7 лет) / О.Ю. Дорошенко. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. 13. Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет). ФГОС / О.М. Ельцова. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. 14. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 13. — 3-19 Текст. / М., 2012. 15. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: Т.1. / А.В. Запорожец. – М.: Сфера, 2006. 16. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Просвещение, 1995. 17. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Коджаспирова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 352 с. 18. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А.Куликова. – М.: ВЛАДОС, 2008. 19. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. – Ростов н/Д.: ТЦ "Учитель", 2002. – 32с. 20. Конвенция о правах ребенка. // Воспитание школьника. — 1993. №6 - С.57-60. 21. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак // Пер. с пол. К. Э. Сенкевича. – М.: ACT, 2009. 22. Кумова М.В. Воспитание основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста / М.В. Кумова // Автореф. дис. канд.пед.наук. – Ростов-на-Дону.: Сфера, 2004. - С.26. 23. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии // Под ред. М.И. Лисиной. М., 2000. 24. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С. Макаренко. – М.: Сфера, 1976. 25. Максимова А.А. Учим детей общаться 6-10 лет. Методическое пособие / А.А. Максимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 26. Маханева М.Д. Организационно-методические основы реализации индивидуального подхода к ребёнку в дошкольном образовательном учреждении. Автореф. дис. канд.пед.наук. – М.: ВЛАДОС, 1998. - С.46. 27. Межуев, В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры / В.М.Межуев. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. 28. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2001. 29. Мид М. Культура и мир детства /М. Мид. – М.: ВЛАДОС, 1988. 30. Мухина B.C. Таинство детства: В 2 т. / В.С. Мухина. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 31. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов // Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Сфера, 1990 32. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ / И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшина. – М: Творческий центр «Сфера», 2007. 33. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова // Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. 34. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Детство-Пресс, 2006. 35. Петровский, В.А., Виноградова, A.M., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, A.M. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Сфера, 1993. 36. Поваляева М.А., Развитие речи при ознакомлении с природой / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2002. 37. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. 38. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. – М.: Просвещение, 1996. 39. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Просвещение, 1995. 40. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности / О.С. Рудик // Методические рекомендации. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010. 41. Рузская А. Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками / А. Рузская // Дошкольное воспитание, 1988, № 2 С. 37-45, № 3 - С. 44-49. 42. Савченко В.В. Мир детства как социально-педагогическое явление / В.В. Савченко // Дис. канд.пед.наук. – Ставрополь, 2000. - 210с. 43. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. – Волгоград: Минус, 1994. 44. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. 45. Советский энциклопедический словарь. Изд. 2. – М.: Советская Энциклопедия, 1982. 46. Сомкова О.Н. Образовательная область "Речевое развитие". Методический комплект программы "Детство" (с 3 до 7 лет) / О.Н. Сомкова // Разработано в соответствии с ФГОС. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. 47. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада и родителей. Соответствует ФГОС ДО / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ СФЕРА, 2017. 48. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский //Пед.соч. В 6 т. Т.6 Редкол.: С.Ф.Егоров и др. – М.: Просвещение, 1990. - 527с. 49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с. 50. Чернецкая, JI.B. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л.В. Чернецкая. – Ростов н /Д.: Дрофа, 2005. 51. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с. 52. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 53. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. – М.: Центр Владос, 1999. -360с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты проблемы воспитания основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста 1.1. Определение понятий: "культура", "речевая коммуникация", "культура речи", "коммуникативная культура". Учение о речевой культуре зародилась в Древней Греции и в Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале отечественной словесности М.В. Ломоносов. Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение и в узаконивающих терминологию словарях. Так, в «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» читаем: • «Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно историческая) и устанавливающий на научной основе правило пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативно регулирующая)… • Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также такие ее качества, как точность, ясность, чистота» [39, с.46]. Большая советская энциклопедия дает такое определение культуры речи. «Культура речи (синоним – речевая культура) – степень соответствия речи нормам литературного языка; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры» [39, с.69]. Кроме того, культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Профессор Б.Г. Бобылев в своем учебнике «Культура речи и стилистика» говорит о культуре речи, как совокупности и системе «коммуникативных качеств» речи, т.е. тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом [5]. Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком. Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), и умение правильно выразительно и точно говорить, но и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, т.е. развитие коммуникативной компетенции. Обмен информацией (коммуникация) составляет важный аспект общения. При этом нужно понимать, что коммуникация – это обмен личностно-значимой информацией. Итак, коммуникативная компетенция предполагает знание языка (фонетики, лексики, грамматики). Умение использовать его в разнообразных ситуациях (приветствие, прощание, бытовой разговор, светская беседа, устный рассказ, обсуждение и т.д.). Поэтому совершенствование коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которой может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении важна и субъективная эмоциональная оценка содержания своего высказывания, что определяет выбор лексических, грамматических, композиционных средств. В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Здесь очень важно владеть синонимами, уметь различать значения смысловых оттенков слова. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Содержание речевого воспитания в старшем дошкольном возрасте составляет две взаимосвязанные области: обучение родному языку и способы применения языка в познавательной деятельности и общении. Речь в старшем дошкольном возрасте служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, а также является источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации. Речь на данном возрастном этапе выступает как область объективных отношений, которые познает ребенок, как область удовлетворения деловых, познавательных и личностных потребностей ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом и которые составляют фундамент базисной программы развития ребенка - дошкольника «Истоки» Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Коммуникативная компетенция, в программе «Истоки», рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. В освоении специфики детских видов деятельности - коллективной игры, конструирования, детского художественного творчества и предполагает развитие способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, грамматических и лексических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий)[15]. У истоков педагогики саморазвития, педагогики детского творчества и словотворчества стояли ученые, детские психологи и педагоги: А. В.Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, М. М.Конина. Их идеи и данные исследований их учеников и единомышленников (Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, О.С. Ушаковой и др.) положены в основу методического пособия «Истоки диалога» под редакцией А. Г. Арушановой. Данная книга посвящена проблеме речетворчества на уровне текста и межличностного взаимодействия. В ней основное внимание уделено развитию диалога. Диалог рассматривается, как вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнером, в принятии его, как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия. Содержательную основу диалога может создать словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников [15]. Основное значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по - настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития, область развития подлинной детской речевой самодеятельности, важнейший показатель сформированности коммуникативных способностей. Обучение родному языку охватывает ряд задач: воспитание звуковой культуры речи обогащение и активизации словаря, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи. В методическом пособии «Развитие речи дошкольника» под редакцией О.С. Ушаковой особое внимание уделяется приоритетным направлениям каждой речевой задачи [47]. Проблема развития культуры речи не может быть решена без обращения ребенка к миру искусства. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения художественной литературы, живописи, музыки; научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Так, художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умения тонко чувствовать форму и ритм родного языка. В наш стремительный век, век развития информационно-компьютерных технологий и Интернета художественная литература уходит из жизни детей и взрослых. Поэтому перед педагогами стоит задача – вернуть в «детство» художественную литературу: воспитывать у детей любовь к книге, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. В этом поможет методическое руководство под ред. О.С. Ушаковой и Н.В. Гавриш [47]. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к освоению форм речи – диалога и монолога. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Образец ведения диалога ребенок получает в общении с взрослым. Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico,что означает «делаю общим, связываю, общаюсь», поэтому наиболее близким к нему по значению является русское слово «общение». От слова «коммуникация» происходят такие слова, как «коммуникабельность» (способность к общению, общительность), «коммуникабельный» (общительный) человек, а также «коммуникативный» (относящийся к коммуникации; например коммуникативный тип высказывания) [11]. Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода. Очевидно, что общение и обмен информацией между людьми осуществляются не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многие из которых существуют до сих пор. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности – текст (статья, сообщение и т. д.) [11]. Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» – «деятельность». Поэтому понятно, что для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще, следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т. е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо. В современных условиях развития гуманистического образования культуросообразного типа актуализировались вопросы детства и развития ребенка, вырабатывается собственная культура присвоения ценностей и способов коммуникаций (словотворчество, слэнг, подражание, дразнилки, кривлялки, вербальные и невербальные средства и др.). Анализ исследований позволил нам высветить основные вопросы субкультуры как составляющей общечеловеческую культуру (М. Брейк, И.С. Кон, Т.А. Кривко-Апинон, М. Мид, А. В. Петровский, В.В. Савченко, В.И. Слободчиков, Е.Н. Сорочинская и др.). Субкультура рассматривается в качестве среды существования системы ценностей, форм организации людей, определяющих стиль жизни человека. В субкультуре разворачиваются определённые отношения, существует кодекс поведения и символики, устанавливаются культурные способы сосуществования людей (взрослых и детей), которые дети черпают из сказок, игр, общения со взрослыми. Субкультура детства выступает оптимальной средой становления основ коммуникативной культуры ребёнка в связи с тем, что она открыта взрослому миру и у детей дошкольного возраста существует высокая потребность в общении со взрослыми. Опираясь на теорию формирования человека как субъекта деятельности, познания и общения, основы которой были заложены Б.Г. Ананьевым, было выявлено, что коммуникации выступают составляющим компонентом общения, проявляют когнитивный и эмоционально-ценностный аспект отношений субъектов друг к другу, а их результатом являются достижение согласия в деятельности и общении. Коммуникативные способности, являющиеся главным элементом процесса общения; предполагают развитие в человеке "коммуникативной культуры, которая выступает основой становления личности. Коммуникативная культура как показатель общей культуры личности характеризуется формированностью потребности во взаимодействии, реализуемом с помощью вербальных и невербальных средств. На её основе формируется цельность личности, её индивидуальность, потребность в самопознании и культура рефлексии. Основанием становления коммуникативной культуры личности являются теоретические положения о культуре, отражающей многообразие и богатство человеческого опыта, утверждающей гуманный способ жизни людей и ценности как регуляторы общения, взаимодействия, коммуникаций. Несмотря на различие в авторских подходах к рассмотрению категории «культура», общим для них является понимание культуры, как целостного явления, центральным звеном которого является человек как субъект культурного развития (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, И.С. Кон, В.М. Розин и др.). В.С. Библер определяет культуру как особую форму общения культур и самодетерминации, обуславливающих становление стиля жизни человека, его самосознания, индивидуальной и универсальной сущности, которые ярко проявляются посредством коммуникаций. Коммуникация понимаемая как общение и обладающая связующей функцией, в определенной мере является системообразующим фактором развития общества и культуры в целом. Анализ исследований позволил определить специфику коммуникаций дошкольников в субкультуре детства и доказать возможность и необходимость развития коммуникативной культуры ребёнка, имеющего личностные проблемы (застенчивость, тревожность, агрессивность и др.). Проблема коммуникаций ребёнка дошкольного возраста остаётся по-прежнему актуальной и мало изученной, на что в своё время было указано в исследовании И.И. Иванец. Автор определяет понятие «речевая коммуникация» как составляющая общение и представляющая собой диалогическое действие, как культурно-речевой эталон, содержащий ценностно-значимую информацию (познавательно-развивающую и эмоционально-личностную), которая направлена на субъект или квазисубъекта речевого общения. В исследовании И.А. Кумовой дано понятие «коммуникативная культура» как личностное качество, включающее потребность в коммуникации, свободу выбора партнёра по коммуникации, самовыражение в ней своей позиции; представление о ценностях информации и способах коммуникаций в собственной жизнедеятельности, эмоционально-позитивное отношение к себе как личности и партнёру по коммуникации. Коммуникативная культура характеризуется формированностью спо¬собности человека взаимодействовать с окружающей средой, дающей простор для проявления и развития его индивидуальности как в предметной деятельно¬сти, так и при взаимодействии с другими людьми, позволяя создавать ценности реализации творческого потенциала человека [22]. 1.2 Психолого-педагогические исследования по проблеме воспитания основ коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста. Исходным, центральным пунктом всего образовательного процесса в рамках личностно-ориентированной модели образования являются коммуникации ребенка и взрослого. Проблема развития коммуникаций дошкольников стала предметом изучения в работах психологов Л.С. Выготского, М.В. Кларина, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.А.Петровского, Т.А. Репиной, А.Г.Рузской и др.; педагогов А.М.Виноградовой, Л.В. Грабаровской, И.И. Иванец, И.Э. Куликовской, И.А. Кумовой, Т.А.Марковой, Д.В. Менджерицкой, С.В. Петериной, Е.О. Смирновой, О.С. Ушаковой, Р.М. Чумичевой и др. Точками совпадения взглядов педагогов и психологов является понимание процесса коммуникаций как передачи кодированной информации от субъекта к субъекту. В фундаментальных исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.В. Петровского и др. выявлена закономерность в развитии потребности ребенка в общении и его коммуникаций с другими. Работы позволили установить неразрывные связи социального и индивидуального, коммуникаций и саморегуляции, поведения и внутреннего мира личности, обусловленные развитием общения и коммуникаций. Вопросы развития коммуникаций как составляющей общения нашли отражение в исследованиях Г.М. Андреевой, Н.З. Богозова, О.С. Газмана, А.В. Петровского, Я. Яноушека и др., позволившие определиться в понятии «коммуникация»: как смысловой аспект социального взаимодействия (А.В. Петровский); взаимодействие между людьми, побуждающее к действию (Н.З. Богозов, О.С. Газман); активный обмен информацией (Я. Яноушек); обмен значениями и смыслами (И.В. Абакумова, А.Н. Леонтьев); участие и соучастие в общении (К. Чери). В исследованиях отмечается, что в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры (социальные или психологические). Барьеры могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения; различной принадлежностью партнеров по коммуникации к социальным группам; индивидуальных психологических особенностей личности (отношения, неуверенность, тревожность, дефекты речи и др.). В.А. Петровский отмечал, что человек «включён» в другого человека и через эту включенность развивается как личность. Автор считал, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться у детей устремления как самоценные проявления активности, что позволяет утверждать тезис о необходимости обеспечения педагогической поддержки детям, имеющим личностные проблемы, с целью предоставления каждому ребенку возможности для личностного самоопределения в коммуникациях, раскрытия способов человеческих взаимоотношений, которые могут вести к успеху [35].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 63 страницы
20000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg