Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Экономические функции государства.

irina_krut2019 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2020
Цель данного исследования - изучение экономических функций государства. В ходе работы были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать историю развития экономических функций. 2. Охарактеризовать и проанализировать экономические функции государства. 3. Изучить экономические функции государства в изменяющихся условиях рыночной экономики. Объект исследования - экономические функции государства как способ урегулирования экономики страны. Предмет исследования - анализ экономических функций государства Методы исследования - анализ методологической литературы по проблеме исследования, наблюдение, обобщение информации. Степень научной разработанности. Аспекты современной концепции экономической функции государства рассматриваются преимущественно с позиций экономической науки, что отражено в ряде работ отечественных экономистов: Л.И. Абалкина, Д.С. Львова, А. Пороховского, С.Ф. Серегиной, Ф.И. Шамхалова и др. Современные юридические исследования, отражающие отдельные вопросы экономической функции государства и проблемы государственно-правового регулирования экономических отношений, представлены работами В.К. Бабаева, СВ. Бабаева, Н.Н. Ершова, Т.А. Калентьевой, Е.А. Корсакова, Э.В. Талапиной, Б.Т. Токтобаева, В.Н. Харькина, З.Ф. Хусаинова, А.Г. Чернявского. Эмпирическая база исследования. Автором проанализированы Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, международные договоры РФ, составляющие правовую основу осуществления экономической функции современного Российского государства. В работе использовались публикации в периодической печати, статистические данные экономического характера, учебная и науная литература. Научная новизна работы определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени разработанности отдельных аспектов. На общетеоретическом уровне в работе проведен комплексный анализ экономической функции государства, отражающий более чем десятилетний период реформирования российского общества. Практическая значимость исследования состоит в использовании результатов исследования в учебном процессе при изучении курсов теории государства и права, конституционного права, международного права, иных отраслевых дисциплин. Положения, выносимые на защиту: 1. Экономическая функция современного российского государства является основным сложным направлением деятельности государства в сфере экономических отношений, осуществляемой с целью формирования и развития полноценной рыночной экономики, способной создать необходимую материальную базу для достаточного стандарта жизни для всех слоев населения, их деятельности и развития государственных учреждений. В этом смысле экономическая функция государства занимает доминирующее положение в системе функций современного государства и играет первостепенную роль в его жизнедеятельности. 2. В контексте новой парадигмы развития государства и экономики содержание экономической функции современного государства должно быть уменьшено не только на воздействие государства на экономику для достижения желаемого результата, но а также взаимодействия участников, поддержки и взаимовыгодного сотрудничества. По своей структуре работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Для обеспечения нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей своей истории, наряду с задачами поддержания порядка, верховенства закона, организации национальной обороны и т.д. выполняло определенные функции в экономической сфере: организация денежного обращения, сбор налогов и т. д. В современных условиях, любая развитая рыночная экономика представляет собой смешанную экономику уже из-за существования государственного регулирования наряду со свободным предпринимательством, государственным сектором в национальной экономике. Потребность государства в выполнении определенных функций в экономической сфере никем не отрицается. Разногласия возникают по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное регулирование и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства. Здесь мнения разделены от полной государственной монополии в управлении национальной экономикой до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что экономика может быть эффективной только в условиях неограниченного частного предпринимательства. Все это определило актуальность этой курсовой работы. Проблема государственного вмешательства в экономику, на мой взгляд, является главной для любого государства, независимо от того, является ли она рыночной или распределительной. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть нет необходимости говорить о регулировании: государству просто некого регулировать. В этом случае мы говорим о замене целого ряда форм собственности и способах ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» одной формой собственности - государственной и ответ на главный экономический вопрос - строгая централизация и распределение. Однако такая система фактически оказалась неэффективной. Сохраняется рыночный путь развития. Но в рыночной экономике государство должно постоянно регулировать глубину влияния. Государство не сталкивается с такими задачами, как прямое производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно также не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и промышленными товарами, как это делается в распределительной экономике. На мой взгляд, государство должно постоянно балансировать, а затем увеличивать, а затем уменьшать степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, которая препятствует развитию экономики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 7 1.1. Сущность экономических функций государства и история их развития 7 1.2. Анализ экономических функций государства: правовая, антимонопольная и стабилизирующая функции 10 1.3. Анализ экономических функций государства: аллокационная, распределительная и регулирующая функции 15 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ИЗМЕНЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОНОЙ ЭКОНОМИКИ 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3418. 2. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3430. 3. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3431. 4. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»//Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст.3436. 5. Указ Президента РФ от 18.11.2004 года № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту»//Собрание законодательства РФ. 22.11.2004. № 47. Ст.4635. 6. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 года № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 06.02.2006. № 6. Ст.700. 7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 года № 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»//Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. № 27. Ст.2780. 8. Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 года № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений»//Собрание законодательства РФ. 22.07.2002. № 29. Ст.2964. Учебная литература: 9. Иванов А. А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А. А. Иванов; под ред. В. П. Малахова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 351 с. 10. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с. 11. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 560 с. 12. Спасенников Б. А. Теория государства и права: [Электронный ресурс]: курс лекций по дисциплине Теория государства и права.- М.: ФЛИНТА, 2013. - 290 с. 13. Старков О. В. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. — 4-е изд. — М.: Дашков и К°, 2015. – 372 с. 14. Теория государства и права: Учебное пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 213 с. 15. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 195 с.
Отрывок из работы

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 1.1. Сущность экономических функций государства и история их развития Экономические функции государства выражаются в разработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Это достигается за счет разработки и предоставления программ экономического развития государства, сбора налогов, формирования государственного бюджета и контроля над его расходами, прямого управления государственным сектором экономики. Современное российское государство нацелено на создание социально ориентированной рыночной экономики, которая учитывает и координирует интересы предпринимателей и наемных рабочих, производителей и потребителей товаров и услуг. Это является предметом законодательства о труде, защите прав потребителей, юридических лиц. Государство в рыночной экономике не допускает монополизации, поощряет конкуренцию, лицензирует производство товаров и услуг, контролирует экспортно-импортные операции. Исследователи-экономисты неоднозначно объясняли важность государства для развития экономики страны. Сторонники свободной рыночной экономики к началу XX века считали, что экономика может эффективно работать, если государство почти не вмешивается в экономические процессы. Это объясняется тем, что основной фактор развития рыночной экономики - личный интерес - направлен на получение прибыли. Поэтому государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным, и рынку должна быть предоставлена полная свобода. Сторонники социализма выступали за полное государственное регулирование экономики. Они считали, что только государственные учреждения способны обеспечить интенсивный рост экономики, противостоять негативным последствиям экономических колебаний. Реализацией этих теоретических подходов были экономические модели социализма, военного коммунизма, административно-командной экономики в странах, которые были частью так называемого социалистического лагеря. Глубокий и продолжительный экономический кризис (1929-1933 гг.) во многих развитых странах Запада выявил новые проблемы саморегулирования рынка. Оказалось, что механизмы свободного рынка автоматически не обеспечивают самообновление экономического равновесия. Проблема поиска методов, которые могли бы обеспечить рост производства и преодолеть массовую безработицу, была острой. Способы решения этой проблемы были предложены английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946), который считается одним из авторов теории государственного регулирования экономики. Его концепция была опубликована в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Суть его заключалась в том, что благодаря активизации и стимулированию государством общей покупательной способности населения влиять на расширение производства, на поставку товаров и услуг. Д. Кейнс считал, что рыночная экономика не может «вылечить» себя в условиях кризиса. Поэтому необходимо сформулировать государственную экономическую политику, эффективно влиять на хозяйственную деятельность предприятий, стимулировать снижение процентной ставки коммерческих банков, осуществлять крупномасштабные государственные закупки, повышать совокупный спрос населения, оказывать социальную помощь (безработных, пожилых людей и других инвалидов), чтобы предотвратить социальное кризисное общество. Предложения Д. Кейнса были учтены в экономических программах правительств Соединенных Штатов, Великобритании и других развитых стран. В 1933 году администрация президента Ф. Д. Рузвельта в Соединенных Штатах разработала и внедрила так называемую новую политику, воплощающую государственное регулирование экономики: создан Совет национальной экономической безопасности и впервые начали оказывать помощь безработному населению. После Второй мировой войны, особенно в 70-80-е годы XX века, процессы перепроизводства, инфляции и стагнации стали характерными для экономики многих развитых стран. Рекомендации Д. Кейнса не всегда срабатывали. Вмешательство государства только усилило инфляционную спираль. Нам нужна была новая оценка ситуации и поиск новых путей. Они были предложены американским экономистом Милтоном Фридманом (родился в 1912 году). В своей теории, которая называлась «монетаризм», важную роль в регулировании экономики играли деньги. По мнению сторонников этой теории, деньги являются основным фактором в развитии производства, поэтому их стабильная эмиссия необходима независимо от экономической ситуации и конъюнктуры при одновременном снижении государственных регуляторов экономики. В 80-е годы XX века в развитых странах Запада были определены такие основные направления государственного влияния на экономический рост: стимулирование научно-технического прогресса и развитие научных исследований, увеличение государственных расходов на образование, подготовку и переподготовку кадров, фундаментальные изменения в налоговой системе. 1.2. Анализ экономических функций государства: правовая, антимонопольная и стабилизирующая функции Роль государства в экономике определяется его функциями. Все функции государства в переходной экономике связаны с формированием и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этого отношения можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, это функции создания условий для эффективного существования рынка. Во-вторых, это функции, которые дополняют и корректируют действия самих регуляторов рынка. Первая группа включает в себя функции обеспечения правовой основы функционирования рыночной экономики, а также функции стимулирования и защиты конкуренции в качестве основной движущей силы в рыночной среде. Вторая группа включает функции перераспределения доходов, корректировку распределения ресурсов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста. Эти функции характерны как для переходной, так и для развитой рыночной экономики. Однако на этапе перехода к рынку реализация каждой из этих функций характеризуется рядом особенностей. Разнообразие задач, стоящих перед государством в рыночной экономике, определяет экономические функции, выполняемые государством. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций, государство имеет ряд инструментов, наиболее важными из которых являются: фискальная и денежно-кредитная политика; политика в области социальной сферы и управления доходами; внешнеэкономическая политика и другие. К фискальной политике принадлежит деятельность государства непосредственно по управлению и распоряжению средствами государственного бюджета. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои государственные функции, такие как: защита, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Любое государство преследует определенную социальную политику. Государство перераспределяет доход через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы государственной помощи бедным, проводит определенную политику в сферах занятости, образования, культуры, медицины и т.д. Все инструменты экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной области необходимо учитывать их влияние на других. Таким образом, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы. Изменения в финансовой и денежно-кредитной политике будут влиять на инвестиции, занятость, доходы, национальное производство и чистый экспорт. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не изолирован от других. Функции, выполняемые государством, включают, прежде всего, следующее: - создание и регулирование правовых основ функционирования экономики; - влияние на распределение ресурсов (аллокационная); - деятельность в области распределения доходов (распределительная); - антимонопольное регулирование; - реализация политики макроэкономической стабилизации; - регулирующая функция. Прежде всего, государство несет ответственность за создание законов и правил, регулирующих хозяйственную деятельность, а также контроль за их реализацией. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, правовых принципов экономической коммуникации, которые должны соблюдаться всеми производителями, потребителями и самим государством в их действиях. Среди этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, которые защищают права частной собственности и определяют формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения друг с другом и государством.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Экономика, 37 страниц
444 руб.
Курсовая работа, Экономика, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Экономика, 43 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Экономика, 78 страниц
750 руб.
Курсовая работа, Экономика, 34 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg