Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование игровых методов на уроках технологии.

irina_krut2019 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2020
Бисерова А.В. Использование игровых методов на уроках технологии. Руководитель ВКР – кандидат педагогических наук, доцент Прилуцкая Е.Н. Выпускная квалификационная работа объёмом 86 страниц, содержит 24 рисунка, 2 таблиц, 35 источников, 5 приложений. Ключевые слова: игровые методы, игра, игровое обучение, педагогический процесс, урок технологии, творчество, воспитание. Цель работы – разработать и доказать какие игровые методы наиболее эффективны для развития творческого начала детей, повышения успеваемости и усвоения материала на уроках технологии в 5-7 и 8-9 классах. Структура ВКР: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты использования игровых методов обучения в образовательном и воспитательном процессе. Во второй главе описывается опытно-экспериментальное исследование организации работы по развитию школьников разных возрастных групп через применение игровых методов.
Введение

В истории человечества огромное значение придавалось воспитанию детей. Это непростое дело и довольно сложный труд. На сегодняшний день данный вопрос занимает главное место из-за того, что родители проводят на работе большую часть времени, при этом они не могут уделять много времени воспитанию своих детей. Из этого следует, что дело воспитания, так же как и обучения необходимо выполнять педагогам. В современной системе образования на сегодняшний день существуют много возможностей и ресурсов для увеличения эффективности учебного и воспитательного процесса. Один из наиболее эффективных методов воздействия на школьников является игровая деятельность. Игра – это наиболее важный и ценный элемент в развитии ребёнка. Игра тесно связана с развитием личности, а для школьников она приобретает особенное значение. С помощью игры создаётся положительный эмоциональный фон, благодаря этому все процессы протекают наиболее активно. В применение игровых методов очень важно, использование игровых методов соответствующих возрастной группе детей. Даже, несмотря на то, что положительное влияние игровых методов на учебно-воспитательный процесс достаточно изучено, игровые методы применяются на уроках довольно редко, особенно редко игра применяется на уроках в старшей возрастной группе. Сущность данной проблемы заключается в соответствии игровых методов возрасту, чтобы методы максимально положительно влияли на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, повышение качества успеваемости на уроках технологии, повышению мотивации. Использование игровых приемов и методов, соответствующих возрасту будут способствовать решению данной проблемы. В связи с определением проблемы и актуальности темы была сформулирована достаточно конкретно цель исследования. Цель ? разработать и доказать какие игровые методы наиболее эффективны для развития творческого начала детей, повышения успеваемости и усвоения материала на уроках технологии в 5-7 и 8-9 классах. Актуальность проблемы использования игровых методов в учебно-воспитательном процессе и практическая необходимость разработки комплекса игр для развития творческой деятельности, повышение качества успеваемости, мотивационной деятельности, в соответствии возрасту школьников, обусловили выбор темы дипломной работы и определили следующие задачи: ? изучение специальной литературы по данной проблеме; ? проведение анкетирования среди учителей по теме: игровая деятельность; ? разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся 5-7классов; ? разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся 8-9классов; ? изучить существующие в практике виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий; ? изучить психологические особенности и возрастные потребности младших школьников и старшеклассников для более эффективного применения игровых технологий; ? провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности игровых технологий в 5-7 классах; ? провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности игровых технологий в 8-9 классах; ? проанализировать полученные данные. Объект исследования ? процесс развития творческого начала личности, успеваемость и усвоение материала на уроках в разных возрастных категориях. Предмет исследования ? игровые методы развития творческого начала личности, успеваемость и усвоение материала на уроках в разных возрастных категориях. Гипотеза исследования: при систематическом использовании игровых методов, соответствующих возрасту, повышается успеваемость, развиваются творческие способности, увеличивается эффективность усвоения материала. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, беседа, наблюдение, опрос.
Содержание

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ……………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………............ 1.1 Исторические предпосылки возникновения игры………………………. 1.2 Сущность и понятие игровых методов ……………………….................. 1.3 Роль игры в жизни школьников в разных возрастных группах………... 1.4 Особенности использования игровых методов в образовательном процессе по предмету «Технология»………………………………………… 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЯХ………………………………………. 2.1 Цели и задачи экспериментальной работы………………………............ 2.2 Организация работы по развитию школьников через применение игровых методов………………………………………………………………. 2.3 Анализ реализованных мероприятий…………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для учениц 5-9 классов……………………………... ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для учителей…………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЕ В Обобщающий урок-игра «Умница»……………...…............. ПРИЛОЖЕНИЕ Г Обобщающий урок-игра «Творческая мастерская»………... ПРИЛОЖЕНИЕ Д Анкета для учениц 5-9 классов………………………………
Список литературы

1. Абраменкова, В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка [Текст] / В. Абраменкова. – М.: Лепта Книга, 2008. – 544 с. 2. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход [Текст]: учеб. пособие / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2009. – 208 с. 3. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2003. – 374 с. 4. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Пед. технологии. – 2010. – № 2. – С. 3-8. 5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалькова. – М., 2005. – 392 с. 6. Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл. [Текст]: метод. пособие / А.К. Бешенков [и др.]. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 220 с. 7. Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 2006. – 145 с. 8. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. 9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2004. – 156 с. 10. Груздев, П.Н. и др. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения [Текст] / П.Н. Груздев [и др.]. – М., 2005. – 427 с. 11. Дичкивская, И.М. Инновационные педагогические технологии [Текст] / И.М. Дичкивская. – К.: Академвидав, 2004. – 352 с. 12. Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет (часть 1) [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 12-19. 13. Еременко, М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций [Текст] / М.И. Еременко. – Волгоград: Панорама, 2006. – 64 с. 14. Ермолаева, Т.И. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования [Текст] / Т.И. Ермолаева, Л.Г. Логинова. – Самара, 1998. – 36 с. 15. Жарков, Г.В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр. – Владимир, 2006. – 377 с. 16. Коротаева, Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме. Мир образования – образование в мире [Текст] / Е.В. Коротаева. – 2003. – № 4. – С. 132-143. 17. Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования школьного возраста [Текст] / Е.Е. Кравцова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С.75-79. 18. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов-на-Дону: Феникс, – 2005. – 312 с. 19. Макарова А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний [Текст] / А.Ю. Макарова // Школа и производство. – 2002. – №3. – С. 37-40. 20. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0247 (дата обращения: 5.03.2018) 21. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Л.А. Першина. – М.: Академический проект; Альма Матер, – 2005. – 256 с. 22. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: Роспедагенство, – 1996. – 268 с. 23. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2-х книгах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, - 2003. – 213 с. 24. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987. – 320 с. 25. Прутченков, А.С. Учимся и учим, играя [Текст] / А.С. Прутченков. – М.: МПА, 1997. – 320 с. 26. Реан, А.А. Психология и педагогика. [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб, 2002. – 360 с. 27. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 2005. – С.122-137. 28. Сиденко, А. Игровой подход в обучении [Текст] / А. Сденко // Народное образование. –2005. – № 8. – С.134-137. 29. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://legoriya.ru/wp-content/uploads/2016/10 (дата обращения: 10.04.2018) 30. Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н. Суворова / Инновации в образовании. – 2001. – №5. – С. 106-107. 31. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Киев, 2005. – 254 с. 32. Харламов, И.Ф. Педагогика: Краткий курс [Текст] / И.Ф. Харламов. – Мн., 2003. – 410 с. 33. Шацкая, Н.Н. Игра как средство формирования товарищества [Текст] / Н.Н. Шацкая // Праблемы воспитания. – 2006. – № 1. – С.37-42. 34. ФГОС №1897. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Введ. 2010-12-17 [Электронный ресурс] 35. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.
Отрывок из работы

1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 Исторические предпосылки возникновения игры Игра – один из самых доступных для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира ощущений и действий. В игре наиболее чётко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его инициативность, эмоциональность, развивающаяся потребность в коммуникации и общении. Термин «игра» на разных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, доступности, легкости и удовольствии и указывает на связь игры с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [1]. Игра представляет собой такую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение с собственным содержанием, проблемой и действующими лицами. Ситуация в ходе игры может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз обретает новый вариант. И вместе с тем ситуация игры – реальная жизненная ситуация. История возникновения игры начинается в далёкой древности. В играх первобытных племен изображается охота, земледельческие работы и даже война. Без сомнения, что сначала была война, а затем игра, в которой изображались военные сцены. Первое было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого друга, а затем появилось желание показать это действие в пляске. Таким образом, можно сделать вывод, что игра напрямую связана и с искусством, и возникла она в первобытном обществе. Дикари играли как дети, в игре присутствовали песни, пляски, элементы драматического и изобразительного искусства. А также раньше играм придавали магическое значение. Когда древние люди начинали играть, то им казалось, что невидимая и таинственная сила наблюдала за исходом игры. Они начали верить, что именно эта сила командовала природными явлениями, плодородием или движением небесных тел. В нашей жизни наблюдается обратная связь: ребенок вначале подражает взрослым и их труду в игре, а лишь потом принимает участие в настоящей работе. Таким образом, происхождение игры, как особого вида человеческой деятельности, показывает свою сущность: игра – образное и действенное отражение нашей жизни, игра появилась из труда и подготавливает молодое поколение к этой деятельности. Что же касается детской игры, то многие писатели припоминают о своих детских играх в мемуарах, педагоги и психологи пишут статьи на эти темы. В наши дни, в европейской культуре наблюдается культ детской игры: такое огромное место она занимает в жизни детей. Но всегда ли такое было? В большинстве известных нам архаичных культур, за исключением, самых примитивных, можно было наблюдать различные элементы детской игры. Например, у американских индейцев мальчик с 2-3 лет начинали играть и при этом практиковаться в применении игрушечного лука и стрел, в верховой езде. Пятилетние индейские девочки укачивали тряпичных кукол в игрушечной колыбели и пели им колыбельные песни. Дети часто играли в войну: строили военные лагеря, раскладывали костры, а в каждом вигваме изображали жизнь семьи. В Африке маленькие кафры лепили из глины домики, игрушки, а потом разыгрывали сюжетные игры. Есть у них и другие игры: манипуляции с луком и стрелами, веревочкой, качание на качелях, лабиринт и пр. В игре ребенок не только подражает взрослым, но и проявляет своё творчество: придумывает свои варианты ловушек для птиц, изобретает новые музыкальные инструменты, выдумывает художественные изделия и т. п. Примеры детских игр у разных народов можно приводить до бесконечности. Игра синтезирует познавательную, творческую и трудовую активность ребёнка. Каждое новое знание или же умение, приобретённое в школе, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия игровой, он же наиболее понятный для людей из их прежнего полученного навыка. Игра – это основной вид деятельности человека. Игра возникает по инициативе человека, это свободная и самостоятельная деятельность. В процесс игры вовлекаются все познавательные процессы, чувства, эмоции, воля, потребности и интересы. В результате всего этого происходит уникальное изменение личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности и все они – особенные. Говоря о деятельности игры, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, деятельности важна, прежде всего, цель и результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре происходить. Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же это и есть самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. А в игре без получения удовольствия не получается. Игра всегда доставляет много радости. И если возникают отрицательные эмоции, то она сразу же прекращается. Как выше было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а не в результате. Для обучающегося игра – средство самовыражения и самореализации. Она позволяет ребёнку выйти за приделы обычного мира и построить собственный мир. Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, помогает реализовать самые разные желания и стремления и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами. Развивается в игре и способность к воображению, к образному мышлению [2]. Это происходит потому, что в игре человек пытается создать широкие сферы окружающей действительности, которые выходят далеко за пределы своей собственной практической деятельности, а делает он это с помощью условных действий. В игре человек получает опыт произвольного поведения, учится контролировать себя, соблюдать элементарные правила, сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания общей игры. Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как огромное место в развитии занимает именно игра, то значит она давно используется как педагогическое средство. Так, дефектологи использовали её в целях развития в конце прошлого века: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д. Игра в педагогическом процессе «сливается» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, известно всем, что к положительному результату приводит слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, одно из важных мест в педагогики занимают дидактические игры, они заметно обогащают процесс обучения [3]. Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с человеком. Такой способ установления контакта, педагоги называют контактом содружества, сотворчества, Педагоги считают, что этот есть лучший способ вступить в доверительные, дружеские отношения с учениками. Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так же и группы. Игра позволяет узнать, в чём нуждается человек и к чему стремится. С помощью игры учитель может осуществляет оценочную деятельность, так как игра – это отличный тест для педагога, позволяет развивать, диагностировать и оценивать, всё это происходит одновременно. Советский психолог Е. А. Аркин писал: игра и игрушка – это общее, что характеризует детство у всех времён и народов. У современных детей гораздо больше времени для игр, чем было у детей наших далеких предков; у наших детей больше игрушек, чем у детей предков, но суть игры не поменялась: по-прежнему дети показывают свои умения в играх с волчком, веревочкой, трещоткой и т. п. [4]. Развитие экономики стало требовать сложные орудия труда, а это означало, чтобы ребёнок научился ими работать, ему нужна сложная и долгая тренировка –игра. В архаичных культурах орудия труда были просты, таким образом, просты и детские игрушки и требовалось меньше времени, которое было необходимо для игры. Другими словами, какой труд, такая и игра. Игра – дитя труда. Так считал известный советский психолог Д. Б. Эльконин. Игра, как полагает Д. Б. Эльконин, по своему содержанию очень похожа на труд взрослых. Маленький эскимос играет с волчком, так он изучает вращательные движения, которые будут нужны ему в дальнейшем, чтобы изготавливать крепления для нарт. Негритянский ребенок играет с веревочкой — это поможет ему понять искусство плетения сетей. Современные европейские дети играют, подражая разным профессиям. Это не означает, что ребёнок станет именно тем, в кого он любит играть, но овладеет общими навыками, умением ориентироваться в отношениях взрослых, получит знания о мотивах и смысле деятельности взрослых, само собой, эти знания пригодятся ему в будущем [5]. В создании советской теории игры очень большая роль Н.К. Крупской. Она показала новое решение таким главным вопросам, как необходимость игры для ребёнка, ее суть, связь игры с трудом, значение игры для общего развития детей. Н.К. Крупская рассмотрела игру как средство всестороннего развития ребенка [6]. А.С. Макаренко рассказал о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их объединяет ответственность за достижение целей и задач, старание, удовольствие от творчества, культура деятельности. Так же, по словам А.С. Макаренко, игра подготавливает детей к нервно – психическим затратам, которые требует труд [7]. В современную эпоху в европейских странах впервые в истории возникла ситуация, когда дети свободны от труда. В жизни человека возник особенный период, освобождённый от груза необходимых потребностей. Период свободной, творческой работы над собой. Этот период называется детством, а эту работа – игра [8]. 1.2 Сущность и понятие игровых методов Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально – оценочной деятельности. Игровой метод – это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил). Игровые методы очень хороши для обучения, так как у детей повышается интерес, они испытывают положительные эмоции, а они в свою очередь помогают обращать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной учителями, а желанной, личной целью. Дети, благодаря игре, меньше затрачивают нервную энергию, с минимальными волевыми усилиями [9]. Благодаря современным исследованиям выявлено, что игровые методы развивают не только умственную активность детей, но и моторную [10]. Моторная активность позволяет образовывать богатые ассоциативные связи, а это значительно упрощает усвоение знаний и умений. В игровой ситуации процессы восприятия протекают в сознании школьника быстрее и точнее. Игровые методы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие условный план, который задается соответствующей системой правил или сценарием. Еще одна особенность заключается в том, что от ребенка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Из этого следует, что и педагог должен учувствовать в игре с детьми и отказаться от прямого обучения, замечаний, наказаний. Игровые методы очень разнообразны. Игровым методам принадлежат две главные функции в процессе обучения. Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. Вместе с тем школьник не просто представляют знания в том виде, в каком они были приобретены, а трансформирует, преобразовывает их, учится применять их в зависимости от игровой ситуации. Вторая функция помогает усваивать новые знания и умения разного содержания. В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде. В игре используются роли, игровые действия, соответствующие игровым оборудованиям. Современные педагогические технологии направлены на учеников. Для выбора технологии самое главное понять и принять ученика, признать его как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, исходя из его возраста, не стоит забывать и о результате, который желательно получить. Поэтому на сегодняшний день так актуальны современные образовательные технологии, в частности игровые методы, которые направлены на активную организацию деятельности школьников, на развитие через эту деятельность их умений, качеств и компетенции. Делая упор на работу П. И. Пидкасистого, можно заявить, что все игры разделяются на искусственные и естественные. Естественная игра – это игра спонтанная благодаря ей, ребёнок сам осваивает новые формы и методы действия в привычной и в непривычной обстановке [11]. Ключевое отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что ребёнок понимает, собственно, что он играет, вследствие чего широко использует игру в своих собственных целях. Можно отметить шесть популярных организационных форм игровой работы: коллективную, массовую индивидуальную, одиночную, парную, групповую форму игры. К индивидуальным формам игр возможно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а ещё с различными предметами и знаками. Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и оборотной связью от результатов достижения установленной ими искомой целью. Парная форма – это игра одного с другим человеком и как правило в обстановке соревнования и соперничества. Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель. Коллективная форма – это массовая игра, в которой соперничество между отдельными игроками заменяют команды конкурентов. Массовая форма игры есть тиражированная единичная игра с прямой и обратной связью от совместной цели, которую в одно и тоже время преследуют миллионы людей. Технологией учебных игр считается практическое воплощение педагогической теории и получение в педагогическом процессе заблаговременно намеченных итогов. Разработка игры базирована и отработана на основе широкого использования педагогических идей, принципов, понятий и правил. Специфичной и конкретной целью педагогической технологии ИФО является внезапно – нацеленное становление личности играющего учащегося или подростка, это постоянное и последовательное воплощение на практике концепций иноваторских процессов в образовании, заблаговременно спроектированных на базе тех идей, признанных во всём мире в качестве высоко важных и значимых ценностей личности и общества [12]. Разработка технологий игровых форм обучения выступает специфическим промежуточным звеном между теорией и практикой изучения и даёт «объемную проекцию» дидактики педагогического института на практическую работу учащихся и учителей. Что касается классификации игровых методов, то на сегодняшний момент в психологической, педагогической и методической литературе нет точной классификации. Поэтому я попытаюсь рассмотреть всё многообразие взглядов по данной проблеме. Попытки классифицировать игры осуществлялись ещё в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые посветили своё время на проблему игровой деятельности. Так, например, Жан Пиаже, швейцарский психолог и философ, предоставляет три главных типа игры, которые он сравнивает с этапами развития ребенка: 1) игры – упражнения, это те игры малышей, которые связаны с разными действиями с игрушками (первый год жизни); 2) символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст); 3) игры с правилами, чаще всего это ролевые игры [13]. Что касается отечественных психологов и педагогов, то особое внимания заслуживают следующие авторы: Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин. Автором еще одной классификации является отечественный психолог П.П. Блонский, он рассказывает о следующих типах игр: 1) мнимые игры – разные манипуляции, которые происходят импульсивно у младенцев, по мнению автора, они не являются собственно играми; 2) строительные игры, в основе этих игр лежит строительное мастерство ребенка; 3) подражательные игры, когда дети подражают взрослым; 4) драматизации, основа таких игр, это драматическое искусство малыша; 5) подвижные игры, в этих играх большую роль играет бег; 6) интеллектуальные игры, основанные на активизации умственных особенностях и способностях ребенка [14]. Еще один исследователь творческих игр А.П. Усова показывает классификацию игр, где среди игр-действий, в которых показывается само действие, строительно-конструктивных игр, она выделяет ролевые. Ролевыми она называет те игры, в которых ребенок примеряет для себя особый образ [15]. Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр: 1) игры-драматизации, сформированные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий не является строгим; 2) игры-импровизации, действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, знают свою роль, а сама игра – это импровизация; 3) игры на преодоление этапов, когда существуют определённые этапы, на каждом из которых есть определённая цель, которая несёт в себе познавательный характер; 4) деловые игры, в данных играх существуют определённые ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации [16]. Известный психолог Л.С. Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка: 1) подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней; 2) строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений, вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции; 3) условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения. Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн и Д.Б. Эльконин, считают основными интеллектуальные и ролевые игры, причем они называют первую категорию игр, «субъективно-объективную», то ролевые игры относят к «субъективно-субъективным» [17]. М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвятил своё время обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяют два вида игр: 1) подготовительные, которые способствуют развитию речевых навыков; 2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых знаний, навыков и умений. Наиболее удобна классификация по виду деятельности участников в игре. Эти игры делят на: ? физические (двигательные); ? интеллектуальные (умственные); ? трудовые; ? социальные; ? психологические. Также существует и такая классификация, как по характеру педагогического процесса: ? обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; ? познавательные, воспитательные, развивающие; ? репродуктивные, продуктивные, творческие; ? коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические. По характеру игровой методики игры авторы разделяют на: ? предметные; ? сюжетные; ? ролевые; ? деловые; ? имитационные; ? игры – драматизации. Кроме того, существует очень много и других классификационных признаков, которые позволяют объединить игры по определенным основаниям: 1) по времени проведения игры – сезонные (зимние, весенние, летние, осенние); 2) по продолжительности – длительные, временные, кратковременные, игры-минутки; 3) по месту проведения – настольные, комнатные, уличные, дворовые, на воздухе, на местности, праздничные, эстрадные; 4) по составу участников (по полу и возрасту) – для дошкольников и младших школьников, для студентов, для девочек и мальчиков, для мужчин и женщин, молодежные; 5) по числу участников – одиночные, индивидуальные, пар­ные, групповые, командные и массовые; 6) по степени регулирования и управления – плановые (организованные менеджером), стихийные, импровизированные (организованные спортивным инструктором), экспромтные (спонтанные); 7) по наличию аксессуаров – игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы. Специфику игрового метода в большей степени определяет игровая среда обучения. Если рассматривать игру с точки зрения различных целей, то в данном случае можно разделить игры на: 1. Дидактические, которые используют для развития кругозора и познавательной деятельности, эти игры формируют определенные умения и навыки, которые необходимы для практической деятельности ребёнка.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg