Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Роль экскурсий в формировании социально-бытовых навыков младших школьников с нарушением интеллектуального развития

irina_krut2019 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2020
Цель – обосновать роль экскурсий в формировании социально-бытовых навыков у младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Объект исследования – процесс формирования в социально-бытовой сфере социально-бытовых навыков младших школьников с нарушением интеллектуального развития . Предмет исследования – комплекс экскурсий, направленных на социально-бытовую адаптацию младших школьников с нарушением интеллектуального развития. Гипотеза: Мы предполагаем, что овладеть социально-бытовыми навыками в повседневной жизни младшим школьникам с нарушением интеллектуального развития поможет комплекс экскурсий . В соответствии с целью и предметом нами были определены задачи исследования: 1 Рассмотреть на основе анализа психолого-педагогической и научно- методической литературы и выявить особенности формирования социально-бытовых навыков младших школьников с нарушением интеллектуального развития. 2 Составить комплекс экскурсий, направленных на формирование социально-бытовых навыков младших школьников с нарушением интеллектуального развития. 3 Провести комплекс экскурсий, направленных на формирование социально-бытовых навыков младших школьников с нарушением интеллектуального развития. 4 Проанализировать результаты и определить результативность проведенной опытной работы Для решения поставленных задач были использованы теоретические и исследовательские методы: 1.Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования; 2. Анализ и обобщение материала, полученного в ходе исследования. 3.Методы обработки данных: качественный и количественный анализ исследовательских данных. Исследование проводилось на базе областной специальной коррекционной школы интернат № 1 (далее ОСКШИ №1). В исследовании приняли участие 10 детей, учащихся первого класса в возрасте 7-8 лет. Выпускная квалифицированная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Введение

Одним из способов улучшения качества жизни младших школьников с нарушением интеллектуального развития является повышения уровня их социальной адаптации в обществе, что возможно только при определённом уровне знаний об обществе. Усвоение принятых в обществе социальных норм происходит через социально-бытовые навыки и начинает свое развитие на начальных этапах обучения. Один из необходимых видов деятельности в процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития является экскурсия. Социально-бытовые навыки младших школьников с нарушением интеллектуального развития формируются в процессе социализации. Это одна из главных целей воспитательного процесса в формировании социально-бытовых навыков и в то же время является условием для удачной деятельности в процессе социализации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития. Осуществление задач по воспитанию и обучению младших школьников с нарушением интеллектуального развития во время экскурсий затруднена ввиду замедленности восприятия объектов, узость восприятия, недостаточная дифференцированность восприятия, сниженная острота зрения, слуха, своеобразие узнавания объектов и явлений, неумение приспосабливать своё восприятие к изменённым условиям, нарушение пространственной ориентировки, инактивность восприятия. Одной из основных характеристик детей с нарушением интеллекта является стойко выраженное уменьшение деятельности, направленной на познание мира. Речь идет о познавательной и эмоционально-волевой сферах личности, обеспечивающих произвольную регуляцию поведения ребенка в взаимодействии со окружающей средой. В процессе обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития основной задачей является поиск путей возможной социализации через формирование социально-бытовых навыков. В специальной психологической литературе выделяют различные методы и приемы, среди которых мы особо хотели бы выделить экскурсию. Ученые неоднократно подчеркивали важность экскурсии. Это такие известные ученые как, Н.Н Баранский[55], А.Р. Маллер, Н.В. Погосов, , Н.Т. Полосатова, , А.А. Ерёмина. При правильной организации экскурсий в обучении детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития учебно-воспитательный процесс будет более эффективным. В связи с этим считаем, что данная тема очень актуальная и требует дополнительного исследования.
Содержание

ведение……………………………………………………………………………..3 1. Теоретическое обоснование экскурсий в формировании социально-бытовых навыков младших школьников с нарушением интеллектуального развития……………………………………………………………………………...6 1.1 Значение экскурсий в формировании социально-бытовых навыков младших школьников………………………………………………………………………….6 1.2 Особенности проведения экскурсий младших школьников с нарушением интеллектуального развития………………………………………………………14 1.3 Методы и приёмы в формировании социально-бытовых навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями при организации экскурсии в объекты социальной сферы………………………………………………………..22 Вывод по первой главе……………………………………………………………..33 2. Опытно исследовательская работа по организации экскурсий в формировании социально-бытовых навыков младших школьников с нарушением интеллектуального развития………………………………… …. 35 2.1 Организация исследовательской работы……………………………………..35 2.2 Проведение экскурсий в объекты социальной сферы, на примере экскурсии в магазин, в транспорте в формировании социально-бытовых навыков младших школьников с нарушением интеллектуального развития……………44 2.3 Анализ результатов исследовательской работы и выявление эффективности комплекса экскурсий……………………………………………………………….57 Выводы о второй главе…………………………………………………………...63 Заключение……………………………………………………………………… .. 65 Список литературы………………………………………………………………...68 Приложение……………………………………………………………………….. 72
Список литературы

1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -- 247 с. 2. Гладкая В.В. Особенности планирования педагогической работы по социально-бытовой ориентировке школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / В.В. Гладкая // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -- 2009. -- №. 3. 3. Статья "Роль курса СБО в коррекционной школе"/ Волончук Ульяна Владимировна 4. Программа воспитательной работы Еманжелинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида на 2012-2017 гг. 5. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова и др.; под ред. А.М. Щербаковой. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -- 304 с. 6. Гребенюк О.С. Теория обучения: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 382 с. 7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2013. - 288 c. 8. Бабушкина, Л. А. Социально-бытовая ориентировка. Поурочные планы по программе В. В. Воронковой, С. А. Казаковой / Л.А. Бабушкина, М.В. Ковтонюк, З.А. Стульнева. - М.: Учитель, 2013. - 164 c. 9. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. - М.: Владос, 2014. - 248 c. 10. Зыкова, М. А. Ознакомление с окружающим миром. Подготовительный, 1 и 2 классы. Методические рекомендации / М.А. Зыкова. - М.: Просвещение, 2014.. 11. Зыкова, Т. С. Дидактический материал по предметно-практическому обучению. 1 класс / Т.С. Зыкова, Л.И. Руленкова. - М.: Просвещение, 15. Зыкова, Т. С. Дидактический материал по предметно-практическому обучению. Учебно-методическое пособие / Б.П. Пузанов и др. - М.: Владос, 2015. - 216 c. 12. Калабух, Т. В. Формирование УУД у младших школьников с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-развивающие задания и упражнения / Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - М.: Учитель, 2014. - 104 c. 13. Карлина, Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. Планирование, развивающие программы, методическое обеспечение / Р.П. Карлина. - М.: Учитель, 2013. - 312 c. 14. Королева, Инна Учусь слушать и говорить (комплект из 4 книг) / Инна Королева. - М.: Каро, 2014. - 752 c. 15. Креминская, М. М. Физическая культура. 1-12 классы. Сборник программ для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с легкой и умеренной умственной отсталостью) / М.М. Креминская. - М.: Владос Северо-Запад, 2013. - 296 c. 16. Кудрина, С. В. Программно-методическое обеспечение к урокам "Окружающий мир" в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя / С.В. Кудрина. - М.: Владос, 2014. - 240 c. 17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 книгах. Книга 1. - М.: Владос, 2012. - 224 c. 18. Смирнова, Е. Ю. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе III и IV вида. / Е.Ю. Смирнова, Н.В. Панова. - М.: Владос, 2012. - 144 c. 19. Социально-бытовая ориентировка. Развернутое тематическое планирование. - М.: Учитель, 2013. - 136 c. 20.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М., 2009. – 368с. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами профессионально-трудового образования. – М., 2010. – 327с. 21.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 239 с. 22.Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009. – 72с. 23.ДевятковаТ.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302 с. 24.Денисов А.А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков. Дис… канд. Психол. Наук. – М., 2009. 25.Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2010 – 312 с. 26.Зыкова Т.С. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособия для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 199 с. 27.Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. 28.Учебно – методический комплект программы повышения квалификации «Современные подходы к организации и планированию воспитательной, реабилитационной работы в условиях ДДИ, РЦ» - АНМЦ «Развитие и коррекция» г. Москва 29.Хилько А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) обр. учреж. VIII вида: пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвящение», 2008. – 223 с. 30.Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2011г. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. Минск: Зорны верасень, 2008. 31. Проблемы планирования коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями в обучении В.В. Гладкая. 32. Виткаускайте Д.А. Работа воспитателя по формированию социально-бытовых знаний и умений у умственно отсталых учащихся .Дефектология 2010г. 33. Воспитание. Подготовительный класс. Учеб.-метод. Пособие для учителей и воспитателей. 2011г. 34. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефектол.факультетов пед.ин-ов 2012г. 35.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 2013. 36. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. – СПб. : Союз, 2007. – 224с. 37.Коркунов В.В. Профессионально-трудовое обучение, воспитание и адаптация учащихся с нарушениями интеллекта. – Екатеринбург: Уральский гос. Пед. Ун-т, 2011. – 208 с. 38.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений. / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с. 39.Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М. : Сфера, 2012. – 510 с. 40.Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 104 с. 41.Проект примерной основной образовательной программы для умственно от¬сталых детей [от 08.04.2014 г. - Электронный ресурс]. 42.Проект Федерального государственного образовательного стандарта обра¬зования обучающихся с умственной отсталостью [от 27.09.2014 - электронный ре¬сурс]. - URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_ФГОС _УО_27.09.2014. pdf 43.Савлучинская Н.В., Сухарев А.И. Актуальные проблемы учреждений дополнительного образования в современном социокультурном пространстве// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 292. 44.Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с. 45. Тихомирова Л. Ф., А. Л. Саватеева, М. Н. Быкова. Организация педагогической работы с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта в школе-интернате 8-го вида // Ярославский педагогический вестник – 2014 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки). С.190 46. Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями; Форум - Москва, 2012. - 272 47.Андреева, А.Д. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / А.Д. Абрамова, Т.В. Вохмянина, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с. 48.Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.:Ось-89, 2002. – 224 с. 49.Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592с. 50.Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 216 с. 51.Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – (элекстронный источник): http: //www.twirpx. com/ file/178337/ 52.Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики [Текст] / Т.В. Варенова. – Мн.: ООО «Асар», 2003. – 239 с. 53.Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова. – (электронный источник): http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm. 54.Величковский, Б.М. Психология восприятия [Текст] / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. – (электронный источник): http://psychlib.ru/mgppu/vpv/VPV-001-.HTM М. 1. Венгер Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – (электронный источник): http://www.twirpx.com/file/449664/ 55. Баранский, Н. Н. Очерки по школьной методике экономической географии 56. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителей 57.Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592с. 58.Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: ЛАНЬ, 2003. – 654 с. 59. Мальковская Т. Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. М. 1999 60. Гейнике Н.А. Культурно-исторические экскурсии. Новая Москва 61. Мальковская И. А. Многоликий Янус открытого общества. Опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации; ЛКИ - Москва, - 280 c.2009 62.Дефектология: Словарь – справочник [Текст] / // Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 1996. 63. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. / Я.А. Коменский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с 64.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н., Педагогика. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 608 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т.2, 6. /К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1999. - 456 с. 65. Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий, 1988
Отрывок из работы

1. Теоретическое обоснование экскурсий в формировании социально-бытовых навыков младших школьников с нарушением интеллектуального развития 1.1 Значение экскурсий в формировании социально-бытовых навыков младших школьников Экскурсия это – коллективный осмотр объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством педагога в образовательных и воспитательных целях. Автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В.А.,[64] характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т.д.». Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая в не рамках школы, или с использованием материалов школьного музея. Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная экскурсия это – форма учебно–воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту, по выбору педагога и по темам, связанным с программами. Школьные экскурсии имеют два вида: — урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. Педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьный музей или за его пределы, поликлинику, аптеку, вокзал, магазин. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию. Тема урочных экскурсий может быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство, социально-бытовая сфера и т.д. — внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу или отвлеченную, развивающую информацию. Цели экскурсий: • интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся; • осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков; • воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников; • расширение кругозора учащихся; воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений; воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом. Одной из наиболее активных форм включения учеников в познавательную деятельность являются экскурсии. Они играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью и активизации учебной деятельности учеников. По меткому выражению Н.Н. Баранского,[55] экскурсия – это «перевод географии со страниц учебника в жизнь». Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого поиска, изучения быта, экскурсия в поликлинику, магазин, парикмахерскую, аптеку, почту, и т.д. Экскурсии урочные и внеурочные имеют общую черту, их содержание, связано с учебной программой соответствующего класса школы. Проводят и организовывают эти экскурсии педагоги образовательных учреждений в соответствии с планом работы по своему предмету. Следует отметить, что в отличие от обычных экскурсий для детей, проведение школьных экскурсий предусматривает, что оценку за знания, полученные на экскурсии, педагог по своему усмотрению, может выставить в классный журнал. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание. Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий, поликлиники, вокзал, почта, магазин, парикмахерская, столовая, кафе и т.д. Особенность внешкольной экскурсии - для младших школьников предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток. Все экскурсии, проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки – игры, вопрос – ответ и т.д. В экскурсиях значительное место занимают познавательные и воспитательные моменты. Педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов. Что бы правильно подготовить экскурсию по своему предмету, максимально использовать материалы школьного музея, специфики предприятия, окружающей среды, экономического развития территории и т.д. существуют этапы. Этапы проведения экскурсий. Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки педагога и учеников. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием предстоящего занятия, предлагаются вопросы, которые нужно будет решить в ходе предстоящей экскурсии, между её участниками можно распределить задания для наблюдений и по сбору материала. Если экскурсия выходит за рамки школы, следует предварительно ознакомить младших школьников с предстоящим экскурсионным маршрутом, для лучшей ориентации на местности. Педагог должен четко определить ученикам задачи предстоящей экскурсии. Нельзя вести младших школьников по неизвестному учителю маршруту. За день-два до проведения экскурсии следует посетить место экскурсии, наметить объекты показа, выбрать места остановок, более интересные моменты экскурсии объекта. Это поможет педагогу выбрать методы работы с показом предметов, объяснения производственных и природных процессов. Так же педагог должен изучить литературу по выбранной теме, что бы быть осведомленным в затрагиваемых вопросах. Такая предварительная работа поможет провести экскурсию на высоком уровне и в соответствии с намеченным планом. Рассмотрим дидактическую основу лишь одной из вышеназванных форм организации учебного процесса – экскурсии. Ученики c нарушением интеллекта не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников, показали И.С. Кон, [56] Т.А. Мальковская [59]. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми — это одна из ступеней социальной адаптации школьника с отклонениями в развитии Решающая роль обучения в социально- бытовой сфере признаётся педагогами как в области дефектологии, Варенова Т. В.[47], И.А. Мальковская[61],. Исследования в области изучения социального развития детей с нарушениями интеллекта, подтверждают, что такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни. Б.Е. Райков[65] высказал мысль, что малоразвитые группы, новички в экскурсионной работе, иногда относятся к объяснениям, как к чему-то совершенно лишнему и ненужному, чего они вовсе не ждали. Для них экскурсия - только зрелище, по возможности занимательное зрелище, и словесные комментарии их как-то тяготят. С этим настроением необходимо считаться, выдвигая на первый план конкретное содержание экскурсии. Он отмечал, что продолжительные теоретические объяснения на экскурсии нежелательны, так как засушивают ее и превращают в простую лекцию. С малоподготовленной аудиторией надо быть в этом смысле особенно осторожным, здесь показательная сторона - все. Н. А. Гейнике[60] считал, что преувеличение значения рассказа при изучении темы, преобладание словесного материала в экскурсии лишает ее важных преимуществ. Наиболее часто встречающейся ошибкой педагога является то, что он не столько показывает экскурсионный материал, сколько рассказывает о нем, т. е. гасит самостоятельную работу учеников, превращая экскурсию в лекцию с иллюстрациями. Он считал, что все, о чем идет речь в экскурсии, должно быть в зрительном ряду. Педагог показывает группе объекты и сопровождает показ глубоким анализом, пояснениями, историческими справками. Экскурсию относят к вспомогательным формам учебной работы, дополняющим классно - урочную деятельность учащихся. В этом случае под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников и других объектов) и непосредственного ознакомления с ними. Экскурсия обеспечивает учащимся знакомство с реальными предметами и явлениями в их естественном окружении. Изучение социально-бытовых навыков нельзя представить себе без непосредственного нахождения и исследования объекта. Поэтому в практике преподавания социально-бытовых навыков большое место занимают экскурсии в социально-бытовую сферу. Систематическое проведение экскурсий – необходимое условие формирования социально-бытовых знаний. Подготовка педагога к экскурсии. Экскурсии - очень важная органическая составная часть нормальной работы школы, они должны быть тесно связаны со всем ходом обучения. Их нельзя рассматривать, как случайное эпизодическое явление мало связанное со всем ходом преподавания, нечто вроде школьных прогулок. Экскурсии – это те же уроки, но уроки на объектах социально-бытовой сферы. В иной внешней обстановке. Поэтому и отношение школ к экскурсиям должно быть такое же, как к урокам. Они введены в план школы, связаны с программой курса, занимают определенное место в годовом, тематическом планировании учебного предмета в каждом классе. Расписание экскурсий должно быть согласовано таким образом, чтобы экскурсия по одному предмету не срывала других уроков. Планирование экскурсий дает возможность осуществить их без срыва других занятий. Начало формирования социально-бытовых навыков младших школьников – это проведение наблюдений на объекте, знакомство с правилами поведения. По мере накопления знаний тематика усложняется. В тематическом и годовом плане определяется время и тематика экскурсий. Перед проведением конкретной экскурсии педагог должен ознакомиться по литературным источникам и имеющимся методическим разработкам с материалом экскурсии и наметить ориентировочный план. После этого он знакомится с местом будущей экскурсии, намечает маршрут, пункты остановки, исправляя намеченный план на основе непосредственного ознакомления с местом экскурсии. Определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии, и составляется их описание. Изучив маршрут экскурсии, составив план и наметив пути и методы его осуществления, педагог определяет содержание и составляет конспект экскурсии, продумывает карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. При составлении конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, т.е. окончательное оформление проделанной на экскурсии работы. Организация проведения экскурсии. Экскурсия не может быть простым повторением пройденного материала, она должна дать детям что-то новое, углубить и расширить их знания об окружающем мире. Во время экскурсии учитель должен обеспечить надлежащую дисциплину, позаботиться о том, чтобы экскурсия имела организованный и целенаправленный характер. Чтобы внимание младших школьников во время экскурсии не рассеивалось, не следует увлекаться рассмотрением многих объектов, быстро переходить от одного объекта к другому без определенного порядка, останавливаться на мелочах. В том случае, когда у младших школьников возникнут вопросы, не касающиеся данной темы, следует переключить их внимание на изучаемый объект, а если это трудно, то кратко объяснить то, что заинтересовало младших школьников, или пообещать сделать это позже. Отказом или уклонением на такие вопросы можно погасить интерес младших школьников, их стремление глубже, всесторонне познать окружающий мир. Искусство руководства экскурсией заключается в четкой формулировке цели экскурсии, в умении организовать работу всей группы и отдельных учащихся, руководить ею, сосредотачивать внимание младших школьников на изучаемом объекте. По мере приобретения экскурсионного опыта в работе младшие школьники будет появляться все больше самостоятельности. Задача педагога экскурсии – развивать инициативу и активность младших школьников, организовывая во время экскурсии наблюдение и коллекционирование, измерения, рисование и фотографирование, ведение необходимых записей, рекомендуя младшим школьникам определенные технические приемы и способы выполнения работы. Все это будет мобилизировать их внимание, активизировать познавательную деятельность, развивать наблюдательность, способствовать крепкому запоминанию. Стойкому вниманию и активности младшему школьнику с нарушением интеллектуального развития способствуют групповые и индивидуальные задания, которые педагог дает им перед экскурсией. Групповые задания получает каждое звено. В процессе выполнения самостоятельной работы у учащихся могут возникнуть определенные трудности, потребность в дополнительных пояснениях, своевременной помощи. Поэтому педагог должен видеть, как работают все звенья, замечать критические моменты в работе младших школьников, чтобы во время экскурсии помочь им. Важно, чтобы во время экскурсии и после нее младшие школьники выполняли доступные им задания исследовательского и практического характера. Большое значение во время экскурсии имеют объяснения педагога. Его рассказ должен быть кратким, интересным и доступным для младшего школьника. Если экскурсия требует теоретических пояснений, то их следует давать или перед экскурсией, или после нее, но не во время экскурсии. Не менее важно правильно выбрать место для наблюдения и демонстрирования объектов. Младшие школьники с нарушением интеллектуального развития должны хорошо слышать педагога и все видеть. В процессе школьного обучения у младшего школьника вырабатывается динамический стереотип: после каждого урока - перемена. Такой регламентации времени следует придерживаться и во время экскурсии: через каждые 40-45 минут активной деятельности делать небольшой перерыв на 10-15 минут. Необходимо правильно организовывать отдых младшего школьника: игры, отгадывание загадок, проведение интересных соревнований и т.д. После экскурсии проводится итоговая беседа. Дети обмениваются впечатлениями, высказывают свои мысли и мнения, решают с помощью учителя вопросы, которые возникли во время экскурсии. Педагог обобщает, уточняет, дополняет ответы учащихся. Беседа должна быть краткой, иначе она ослабляет эмоциональность впечатлений от самой экскурсии. Эффективность такой беседы возрастает, если педагог в необходимых случаях использует дополнительный материал, например: данные книги, газетные статьи, предыдущий опыт, наблюдения младших школьников и т.д. Материал экскурсии можно закрепить на уроках – итоговая беседа, составление и решение задач, сочинения, диктанты, использование рисунков и т.д. Во внеклассной работе – это организация выставки на тему экскурсии, проведение тематических утренников, дидактических игр, чтение научно-популярной литературы, выпуск стенной газеты и пр. Фотоснимки помогу лучше оформить выставку и газету. После экскурсии собранный материал обрабатывают. Целесообразно материалы экскурсии оформить в виде альбома с соответствующими рисунками, фотографиями, записями, схемами, диаграммами, текстами задач, которые можно будет использовать во время повторения темы. Для закрепления экскурсионных впечатлений целесообразно использовать такой вид работы, как сочинения. Такая работа помогает детям припомнить виденное и слышанное на экскурсии, учит излагать свои впечатления, выражать чувства, развивает письменную речь, обогащает активный словарь. Одним из способов закрепления материала экскурсии является дидактическая игра. Такие игры помогают учителю научить детей правильно называть определенные предметы, их свойства, указывать сходство и различие между ними. Во время игры у детей создаются конкретные представления о предметах, социально-бытовых объектов, природы. Воспитательно-образовательное значение экскурсий. Экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с объектами. При правильной постановке экскурсии дают возможность увидеть как объекте не отдельные разбросанные формы, а единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены. На экскурсиях младшие школьники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения различных заданий. Осуществляется развитие, на основе которого младший школьник познает окружающий мир в его многообразии и единстве, и на основе которого у ребенка возникают мыслительные процессы, формируются эстетические чувства. Одновременно они учат младшего школьника правильно называть предметы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове. И в результате детская речь становится более богатой, содержательной, связной, младшие школьники учатся описывать то, что наблюдали, рассуждать. Социально-бытовые знания важны для формирования материалистического миропонимания. В дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий, облегчат изучение предметов в социально-бытовой сфере в старшей школе. Активное включение мыслительной деятельности на экскурсиях – предпосылка формирования оценочных суждений, в которых проявляется наблюдательность младшего школьника, сенсорной культуры, мышления. Таким образом, экскурсии на объекты социальной бытовой сферы имеют огромное образовательное и воспитательное значение. В процессе проведения экскурсий ребята познают быт во всем его многообразии и единстве; экскурсии позволяют более тесно увязать знания (теорию и практику) с жизнью. Экскурсии на объекты социально-бытовой сферы являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности учащегося 1.2 Особенности проведения экскурсий для младших школьников с нарушением интеллектуального развития Обучение, воспитание и социальной адаптации детей с нарушениями интеллектуального развития разрабатываются одной из отраслей специальной педагогики ? олигофренопедагогикой. «Нарушение интеллектуального развития» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы. Степень поражения центральной нервной системы может быть различной по тяжести, локализации и по времени наступления. Этиология патологического развития может быть самой разнообразной, что вызывает индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития умственно отсталого ребенка. В специальной (коррекционной) школе обучаются дети с различными нарушениями: интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, множественными нарушениями развития. Типичной особенностью всех категорий обучающихся является нарушение нормального развития высших познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а так же речи, эмоционально-волевой сферы, моторики. Отклонения в развитии младших школьников с нарушением интеллектуального развития приводят к их выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь младшего школьника с нарушением интеллектуального развития с социумом, культурой как источником развития. Особой потребностью младших школьников с нарушением интеллектуального развития является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции. Государственный стандарт определяет цель образования младших школьников с нарушением интеллектуального развития, необходимо «введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства». В основу обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями положены деятельностный и дифференцированный подходы. В соответствии с требованиями современного общества, школа, применяя эти подходы, должна обеспечить развитие младшего школьника с нарушением интеллектуального развития и их успешную социальную адаптацию. Задачей специальной школы является осуществление комплексной коррекции нарушений развития и социализации воспитанников. Только появившись на свет, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений между людьми, где каждый играет сразу множество ролей. Это - роль работника, семьянина, гражданина и другие. Социализация - это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Благодаря социализации люди учатся совместно жить и взаимодействовать друг с другом. По своему содержанию социализация - есть процесс становления личности. В связи с ограничением социальных контактов детей с интеллектуальными нарушениями процесс их социализации затруднен. Проблема социализации младших школьников с нарушением интеллектуального развития коррекционной школы выходит на первый план работающих в ней педагогов. В силу изолированности младших школьников с нарушением интеллекта от других детей, подготовить их к самостоятельной жизни в обществе сложно. Принципы обучения в коррекционной школе практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения младших школьников с нарушением интеллектуального развития вносит в них свои коррективы. Обучение — двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога) и учения (активного познавательного процесса, в котором проявляются и формируются умственные качества учащегося). Экскурсия - эффективная организационная форма работы по адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к жизни в обществе и их социализации. Для младших школьников с нарушением интеллектуального развития имеет большое значение экскурсия как форма учебно-воспитательной работы. Экскурсии в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности младших школьников с нарушением интеллектуального развития, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели. Развитие и коррекция познавательной сферы ребенка включает в себя активизацию мыслительной деятельности, речевое развитие; коррекцию особенностей и повышение уровня развития восприятия, внимания, памяти, воображения; совершенствование коммуникативных навыков. К познавательной сфере относятся: ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь. Отличительными особенностями познавательного развития детей с нарушенным интеллектом выступает крайняя замедленность формирования высших психических функций. Своеобразие эмоционального и социально-личностного развития детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется в том, что на фоне общей эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному «заражению», подражанию, наблюдается слабая реакция на « новизну», недостаточность мотивационно - волевой готовности к обучению. Такой ребенок не проявляет интереса к сверстнику, поэтому не может овладеть средствами межличностного взаимодействия, кооперативными умениями, партнерскими отношениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, не дифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, т.е. от принадлежности ребенка к определенной клинической группе. Развитие эмоций младших школьников с нарушением интеллектуального развития в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в образовательном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Нестабильное эмоциональное состояние ребенка сказывается на эффективности его учебной работы, мешает усваивать учебный материал.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 72 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg