Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Арт-терапия как метод диагностики тревожности и средство психокоррекции подростков

natati2016 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2018
Проведённая нами исследовательская работа и анализ литературы по теме исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у подростков остаётся актуальной. Преобладающими характеристиками являются страх, агрессивность, высокий уровень тревожности. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место. Хотя, определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности, у каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Введение

Внутренний мир ребёнка очень сложен. Требуется не мало сил, чтобы помочь детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды. Чтобы помочь им познать своё Я, раскрыть его и войти в мир взрослых и полноценно существовать в нём психологами стали использоваться креативные методы в коррекционной работе. К одним из таких следует отнести арт-терапию. Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии, что особенно актуально при работе с детьми, особенно в тех случаях, когда ребёнок не может выразить словами своё эмоциональное состояние. Арт-терапия весьма актуальна и используется в настоящее время для психологической коррекции детей и подростков с трудностями в обучении, социокультурной адаптации, с низкой самооценкой, проблемами в поведении, а также при внутрисемейных конфликтах. Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в ребёнке новые ресурсы и возможности, особенно в тех случаях, где вербальный контакт затруднен. Процесс рисования для детей является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Грамотный психолог и внимательный взрослый смогут намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания изотерапии. Работа над рисунком – самый безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля. Способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом. Понижает уровень утомления, связанный с обучением в школе. Создаётся атмосфера взаимного принятия. Происходит самораскрытие человека через спонтанное творчество. В процессе работы улучшаются межличностные отношения участников изотерапии (при групповых занятиях). Цель исследования: изучение возможностей и методов эффективного использования рисунка в диагностике и терапии тревожности детей старшего школьного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить проблему развития тревожности у детей старшего школьного возраста 2. Подобрать диагностический материал для исследования уровня тревожности у подростков 3. Разработать комплекс занятий с использованием арттерапии направленый на снижение уровня тревожности у подростков 15-16 лет перед сдачей экзаменов Данная дипломная работа актуальна тем, что, используя в своей работе терапевтическое рисование, психолог легче находит контакт с детьми, упрощается процесс диагностики, потому что дети не осознают, что происходит коррекционный процесс, независимо от их возраста. Объект исследования – диагностика использования рисунка и терапии подростка Предмет исследования – особенности использования рисунка в диагностике и терапии тревожных подростков. Гипотеза исследования: использования техник арт-терапии позволяет выявить и снизить уровень тривожности у подростков, для лучших результатов в предстоящих экзаменах. Теоретическую основу исследования составили следующие научные идеи и принципы: Оклендер В. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. М., 2003; Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Спб.: Речь, 2006; Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007; Копытин А.И. .Системная арт-терапия. СПб.: Питер, 2001; Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002; Копытин, А.И. Арттерапия детей и подростков; Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003; Никольская И. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие…; Патриция Гоулд, Остер Джеральд. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М.: Маркетинг, 2004; Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001; Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб., 2002; Сильвер Р. Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о ребёнке. СПб., 2009 и многие другие.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей использования рисунка в психологии 1.1. Принципы арт-терапефтической работы и интропритации рисунка 1.2. Особенности методов использования рисунка в диагностике тривожности и терапии детей старшего школьного возраста 1.3. Психологические особенности развития детей старшего школьного возраста, и коррекция тревожности методами и средствами арт-терапевтической работы с использованием рисунка Выводы по первой главе Глава 2. Эмпирическое исследование методов диагностики тревожности и средств психокоррекции подростков с использованием арт-терапии 2.1. Цель, задачи, организация и методы исследования 2.2. Анализ результатов диагностического исследования 2.3. Коррекционная программа для детей старшего школьного возраста 2.4. Анализ результатов коррекционной работы Выводы по второй главе Заключение Список литературы Приложение
Список литературы

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 383 с. 2. Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. 3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с. 4. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь: Семантика-С, 2002. 224 с. 5. Баженова О. Детская и подростковая релаксационная терапия. Практикум. / О. Баженова // Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. – 2015. - №12. – с. 32-34. 6. Беккер-Глош В. Международный журнал по арт-терапии. Исцеляющее Искусство. 1999. № 1. С. 42–58. 7. Бережная, М.С. Арт-терапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009). 8. Бернс Р. С., Харвард К. Кинетический рисунок семьи. М., 2000. 9. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. Серия «Ступени психотерапии» СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 384 с. 10. Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с.2 11. Бубнова Г. Самостоятельный подросток. Тренинг подготовки к взрослой жизни / Г. Бубнова // Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. – 2012. – №2. – с.39-42. 12. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. М.: ИОИ (Институт общегуманитарных исследований) , 2001.— 352 стр. 13. Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод.пособие / М.С. Вальдес Одриосола. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 63с. 14. Васина Е., Барыбина А. Арт-альбом. Детский. Для семейного консультирования. Спб.: Речь .- 24 с. 15. Васина Е., Барыбина А. Арт-альбом. Взрослый. Для семейного консультирования. Спб.: Речь .- 24 с. 16. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2006. - 160 с. 17. Волкова О. Эдит Крамер. Арт-терапия с детьми. / О. Волкова // Искусство. Первое сентября. – 2015. - №10. – с. 52-61. 18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 19. Герасимова Д. Рисование мыльной пеной. Техника для работы с детьми. / Д. Герасимова // Искусство. Первое сентября. – 2015. – №10. – с. 46-51. 20. Горев В. В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Астрахань, 2003. 17 с. 21. Глухова Т. Г. Актуализация восприятия профессионального здоровья средствами арт-терапии: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2003. 25 с. 22. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. СПб.: Деметра, 2003 – 176 с. 23. Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер. 2000. С.136–158. 24. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. М., 2002. Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала". Учебное пособие 2-е издание., испр…Под ред. Копытина А. И., Спб.: Захаров, 2009. 25. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973. 26. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей - СПб.: Изд-во Союз, 2004. - 328 с. 27. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. (нетрадиционные техники). - М.ТЦ "Сфера", 2006. 28. Келиш Э. В поисках смысла визуальных образов // Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь; Семантика-С, 2002. С. 15–49. 29. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Спб.: Речь, 2006. 30. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психогии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с. 31. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с. 32. Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей использования рисунка в психологии В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. В системе различных направлений терапии искусством арт-терапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности, используемой с целью коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. Большинство отечественных авторов, затрагивающих в своих публикациях тему арт-терапии, она понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна из форм психотерапии, основанная на занятиях изобразительным творчеством. Занятия изобразительным искусством, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость. Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. Влияние изобразительной деятельности на развитие личности изучается специалистами разных профилей: философами, художниками, педагогами, психологами, психотерапевтами. [35] Воспитательное значение изобразительной деятельности анализировали известные отечественные и зарубежные ученые (А Л. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, В.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, ЕЛ. Флерина, Б.Л. Юсов, В. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт, К. Роуланд и др.). Изобразительная деятельность позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей его жизни, но и свои фантазии, дать волю воображению, осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, прорисовывая их. Она способствует культурному развитию личности, важна для эмоционального и интеллектуального развития человека, формирования его личностной зрелости. [36] В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционально положительного восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношения с миром. Благотворное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключаются в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает уберечь и защитить ребенка от того, что мешает ему нормально развиваться. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будить творческий потенциал человека. [13, стр. 63] Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моде¬лей арт-терапии и степени их «зрелости». [38]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 88 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg