Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование интереса младших школьников к природе: культурологический подход.

irina_krut2019 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 100 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2020
Актуальность исследования заключается в развитие интереса к природе актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры. Под которой понимается такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле - культурологический подход. Культурное развитие ребенка строится на исторических фактах, но главным в пласте содержания программы обучения и развития является показ роли человека, его возможностей в творчестве, в преобразовании мира, так как культурный человек должен уметь ориентироваться и самоопределяться не только в социокультурном пространстве, но и в пространстве истории. Знакомя ребенка с различными культурами. Для осуществления культурологического подхода в формировании интереса к природе младших школьников необходимо изменить содержание педагогического процесса в школе. Формирование экологической культуры населения, начало становления падает на первые 7-8 лет жизни ребенка. Младший школьный возраст - ответственный период жизни человека, так как именно здесь закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране. Современные младшие школьники недостаточно общаются с миром природы. Поэтому возможности взаимодействия с природой для гармоничного развития детей в целом и их познавательного интереса, в частности, практически не используются. Культурологический подход выполняет информативную (познавательную), воспитывающую (воспитание личности), ориентирующую (осознание ребенком своего места в мире природы и людей), развивающую и другие важные функции. Таким образом, актуальность темы работы определяется имеющимися противоречиями между необходимостью развития познавательного интереса младших школьников к природе различными средствами и недостаточным вниманием к данной проблеме, ее теоретической и практической неразработанностью. Проблема познавательного интереса школьников достаточно полно разработана в трудах Г.И. Щукиной. Значительный вклад в теорию развития познавательного интереса младших школьников вносят М.В. Матюхина, Н.Г. Морозова и др. Но развитие познавательного интереса младших школьников в аспекте взаимодействия с природой рассматривается только одним автором - И.В. Гарифуллиной. Как наиболее сензитивный период для решения задачи приобщения к миру прекрасного – искусства, природы - психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) выделяют младший школьный возраст. Ими же очерчены пути познания детьми художественных произведений. По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А.Рыков, Г.А.Ягодин, С.О.Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет школа. В Госстандарте общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение [27, с. 51]. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития. Проблемы экологического образования и воспитания исследовались И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, Л.П.Симоновой и др. Этими авторами раскрываются цели, задачи, условия экологического воспитания. Характеристика содержания, средств, форм и методов экологического воспитания учащихся отражена также в работах А.Н.Захлебного, Н.В.Добрецовой, А.В.Миронова, И.Т. Суравегиной, Л.П. Симоновой и др. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Н.Ф.Виноградовой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой и др. Психолого - педагогическое обоснование проблемы экологического образования отражено в работах Л.И. Божович, А.И. Леонтьева, В.Н. Мясницова и др. Объект исследования: процесс развития интереса к экологическому образованию у младших школьников. Предмет исследования: педагогические условия развития интереса младших школьников к экологическому образованию, по средствам культурологического подхода. Цель исследования состоит в определении особенностей формирования интереса к экологическому образованию у младших школьников. Гипотеза исследования заключается в том, что формирование интереса к экологическому образованию младших школьников будет эффективным, если формы, методы, содержание работы будут направлены на воспитание личностного и непрагматического отношения детей к природе. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, определены задачи исследования: 1. Изучить педагогическую литературу по теме исследования. 2. Раскрыть основное понятие, цели и задачи экологического образования. 3. Рассмотреть принципы, методы и приемы экологического образования младших школьников. 4. Раскрыть содержание экологического образования. 5. Проанализировать концепцию современного экологического образования в начальной школе. 6. Определить роль культурологического подхода в развитии интереса к экологическому образованию младших школьников. 7. Экспериментально апробировать условия эффективности формирования у младших школьников интереса к экологическому образованию с помощью культурологического подхода. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы), сравнение и обобщение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, методы качественной и количественной обработки данных. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и выводов в работе учителей начальных классов, при составлении программ воспитания младших школьников. Структура работы представлена введением, двумя главами, выводами по главам, заключением, списком литературы и приложениями.
Введение

Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе мировой культуры, позволяет ребенку успешно осваивать культурное пространство современной для него жизни, увидеть преемственность в культуре, истоки современной науки, искусства, морали. Личностное восприятие явлений культуры дает возможность создать такое поле культурных потребностей, которое приводит к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта, привычки и необходимости жить в системе общечеловеческих ценностей культуры. В настоящее время в современном обществе остро стоит проблема загрязнения окружающей среды. Школа, являясь одним из главных социальных институтов, должна уделять большое внимание интереса к природе будущего поколения, задачей педагогов должно стать повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1.Теоретические основы формирования интереса младших школьников к природе посредством культурологического подхода.....................................................................……………..………...…8 1.1. Сущность понятия «Интерес младших школьников к природе»............................................................................……………………8 1.2. Принципы, методы и приемы формирования интереса младших школьников к природе ………………………………….................................16 1.3. Культурологическое содержание экологического образования в современной начальной школе...................……………………………….…..20 1.4. Роль культурологического подхода в развитии интереса младших школьников к природе..................... ……………………………………..…...31 Выводы по 1 главе……………………………………………………………..38 Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по использованию различных форм и методов по экологическому образованию младших школьников: культурологический подход …………………………..39 2.1 Результаты изучения исходного уровня сформированности интереса младших школьников к природе.................……………………………….…39 2.2 Разработка культурологического содержания формирования интереса младших школьников к природе...............................……………………….54 2.3 Результаты опытно - экспериментальной по формированию интереса младших школьников к природе...............................………………….……65 Выводы по 2 главе………………………………………………………..……73 Заключение…………………………………………………………………….74 Список используемых источников…….………………………………….…76 Приложения.…………………………………………………………………...82
Список литературы

1. Аголарова стабильный П.И. Игры – соревнования стабильный в экологическом образовании стабильный школьников. // Начальная стабильный школа. – 2007. - №12. 2. Аквилева стабильный Г. Н. Методика преподавания стабильный естествознания в начальной стабильный школе / Г. Н. Аквилева, З. А. стабильный Клепинина. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 240 с. 3. Алексеев стабильный С. В. Идея ценности стабильный в системе экологического образования стабильный младших школьников / стабильный С. В. Алексеев, Л. В. Симонова // Начальная стабильный школа. – 2011. – № 1. – С. 19-22. 4. Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом/ И.В. Базулина//Начальная школа. -2011.-№12.-С.43-45. 5. Барашкина С.Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений / С.Б. Барашкин //Начальная школа. -2016. - №6. С.9-13. 6. Бобылева Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Бобылева О. В. Бобылева // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 64-75. 7. Большакова М. Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями / М. Д. Большакова // Начальная школа. – 2006. – № 3. – С. 48-49. 8. Бурова Л.И. Экологическая практика как инновационная модель внеурочной деятельности /Л.И. Бурова // Начальная школа. – 2016. -№ 5. – С.45-47. 9. Вахрушев А. А. Обитатели Земли: методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев. – Москва: Баласс, 2012. – 224 с. 10. Веселова Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т. М. Веселова // Начальная школа. – 2013. – № 2. – С. 110-113. 11. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. – Москва: Просвещение, 1982. – 112 с. 12. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2012. –№ 4. – С. 36-40. 13. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 1997. – № 4. – С. 20-24. 14. Воспитание младшего школьника / сост. Л. В. Ковинько. – Москва: Академия, 2008. – 288 с. 15. Гелетканич И.Н. Моделирование формирования ценностного отношения к познанию природы/ И.Н.Гелетканич // Начальная школа. -2015. - №12. – С.72-75. 16. Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: автореф. д-ра пед. наук / Глазачев Станислав Николаевич. – Москва, 1998. – 68 с. 17. Горохова Е. Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся / Е. Р. Горохова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С. 47-49. 18. Григорьева Е. В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром / Е. В. Григорьева // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 103-105. 19. Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения/ В.В.Гувеев//Директор школы -2005. - №6. – С.35-39 20. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студентов вузов / Е. В. Григорьев. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 284 с. 21. Деребо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Деребо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с. 22. Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. // Начальная школа. – 2006. - №7. 23. Ермоленко В.В. Краски золотой осени // Начальная школа. 2007. - №8. 24. Ердаков Е. Н. Особенности непрерывного экологического образования / Е. Н. Ердаков // Начальная школа. – 2011. – № 7. – С. 26-27. 25. Зверев И. Д. С любовью к природе / И. Д. Зверев. – Москва: Педагогика, 2003. – 232 с. 26. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования / И. Д. Зверев. – Москва: Знание, 1980. – 96 с. 27. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования / И. Д. Зверев – Москва: Просвещение, 2006. – 96 с. 28. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников/ Е.Н.Землянская// Начальная школа. -2005. - №9. – С.55-59 29. Землянская Е.Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся /Е.Н.Землянская //начальная школа. – 2016. – С.36-41. 30. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе: учебно-методическое пособие / Т. С. Иванова. – Москва: ЦГЛ, 2003. – 56 с. 31. Кульневыч С. В. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие для учителей начальных классов, студентов средних и высших педагогических учебных заведений / С. В. Кульневыч, Т. П. Лакоценина. – Воронеж: Учитель, 2014. – 16 с. 32. Максакова В. И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников : учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальностям 0312, «Педагогика дополнительного образования» / В. И. Максакова. – Москва : ВЛАДОС, 2006. – 240 с. 33. Миронов А. В. Берет у природы то, что хочет / А. В. Миронов // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 8. – С. 11-13. 34. Миронов А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2012. – № 6. – С. 53-57. 35. Моисеева Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 166 с. 36. Молодцова З.В. Наблюдай и разгадывай тайны природы: методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы в начальной школе / З.В. Молодцова. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. - С.47-50 37. Новолодская И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников / И. Г. Новолодская // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 52-55. 38. Основная общеобразовательная программа начального общего образования Усть-Изесской ООШ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s_ust_izes.ven.edu54.ru/p19aa1.html (дата обращения: 20.11.2016). 39. Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. – Москва: Педагогика, 1988. – 128 с. 40. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н. Ю. Пахомова. – Москва: Аркти, 2005. – 112 с. 41. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2010. – 400 с. 42. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2011. – 232 с. 43. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s_ust_izes.ven.edu54.ru/p19aa1.html (дата обращения: 20.11.2016). 44. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157 с. 45. Птушкина О.В. Нет ничего прекраснее рябины/О.В.Птушкина// Начальная школа. – 2012. - №5. – С.89-91. 46. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. – Москва: Академия, 2006. – 208 с. 47. Склярова Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников / Л. Д. Склярова // Начальная школа. – 2012. – №7. – С. 113-115. 48. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: сборник научных трудов / под ред. Т. И. Тарасовой. – Борисоглебск, 2003. – 142 с. 49. Староверова Н.Т. Природа в опасности /Н.Т.Староверова// Начальная школа. – 2015. - №2. – С.65-69 50. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников: методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста / И. В. Цветкова. – Москва: Владос, 2013. – 256 с. 51. Шамигулова О.А. Обучение методам исследования в процессе освоения обществоведческого содержания учебного предмета «окружающий мир»/О.А. Шамигулова //Начальная школа.-2016. - №3. – С 16-23.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы формирования интереса младших школьников к природе посредством культурологического подхода 1.1 Сущность понятия «Интерес младших школьников к природе» Первое знакомство с детской божьей коровкой или изучение почвенного подростка - все это выражение интереса к природе, которое ощущает всех детей и интерес, который следует приветствовать. Интерес, как сложное и очень содержательное образование для человека, имеет множество интерпретаций в его психологических определениях, он рассматривается как: 1. Селективный фокус внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибот). 2. Проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн). 3. Активатор различных чувств (Д. Фрейер). 4. Активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова). 5. Конкретное отношение индивида к объекту, его жизнь из-за значений сознания и эмоциональной привлекательности (А. Г. Ковалев). Наиболее важной областью общего феномена интереса является познавательный интерес. Его субъект является самым значительным атрибутом человека: познавать окружающий нас мир не только с биологической и социальной ориентацией в реальности, но и в существенном отношении человека к миру - в попытке проникнуть в его многообразие, отраженное в умы неотъемлемой части, причинно-следственные связи, закономерности, несогласованность. Позновательный интерес - избирательный подход человека к объектам и явлениям, окружающим реальность. Это направление характеризуется постоянным стремлением к познанию, новому, полному и глубокому знанию. Систематическое укрепление и развитие, когнитивный интерес, становится основой позитивного отношения к обучению. Когнитивный интерес имеет характер поиска. Под его влиянием у людей постоянно возникают вопросы, ответы на которые он постоянно и активно ищет. В то же время поисковая деятельность дошкольника осуществляется с энтузиазмом, он испытывает эмоциональный подъем, радость от успеха. Когнитивный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на поток психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием когнитивных интересов приобретают особую активность и направление. [18, с. 11]. Позновательный интерес - один из самых важных мотивов для нас, чтобы учить детей дошкольного возраста. Его действие очень сильное. Под влиянием когнитивных интересов обучение даже для слабого происходит более продуктивно. Познавательный интерес к надлежащей педагогической организации и систематическая и целенаправленная образовательная деятельность могут и должны стать устойчивым дошкольным воспитателем и оказывать сильное влияние на его развитие. Когнитивный интерес стоит перед нами и как мощное средство обучения. Активизация познавательной деятельности дошкольника без развития его познавательного интереса не только сложна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения следует систематически инициировать, развивать и укреплять образовательный интерес детей и как важный мотив обучения, а также как стабильную черту личности и как мощное средство воспитания обучения, улучшить его качество. Позновательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат, и это всегда связано с желанием цели, ее осознанием, преодолением трудностей, с волевыми усилиями и усилиями. Когнитивный интерес не является врагом волевого усилия, но является верным союзником. Поэтому в процентах включены волевые процессы, которые облегчают организацию, поток и завершение деятельности. [12, с.41]. Что такое познавательный интерес? Чтобы понять это, мы обратились к работам ученых, философов, психологов, учителей. Существует несколько направлений в понимании сути интереса. Некоторые ученые рассматривают интересы в связи с инстинктами, присущими человеку из-за наследственной предрасположенности (теория Берли). Другие считают интерес наивысшей духовной сущностью (Герберт, Остерман и другие). Таким образом, рассматривая вопросы духовного мира человека, философ К.А. Гельвеций пишет: «Если физический мир подчиняется закону движения, тогда духовный мир не менее подчиняется закону интереса». На земле интерес - всемогущий волшебник, который меняет внешний вид каждого объекта в глазах всех существ [7, с.59]. Современные ученые, психологи и педагоги считают интерес как личный, образовательный, психический процесс, который носит социальный характер и неразрывно связан с потребностями и мотивациями. Такие определения представляют психологи В. З. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов. Интерес - потребность человека в мире, осознанная в когнитивной деятельности в усвоении окружающего предметного содержания, развивающаяся во внутреннем плане. В условиях возникающей познавательной деятельности содержание интересов может становиться все более и более обогащенным, включая новые связи объективного мира. [22, с.102]. Петровский М.Т. Ярошевский определяет интерес как форму проявления когнитивной потребности, обеспечивает ориентацию личности и тем самым способствует ориентации, знакомству с новыми фактами, более полному и более глубокому отражению реальности. Педагогами интерес к природе рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Человек, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды. Окружающая природа - источник, из которого ребенок извлекает знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неодушевленной и особенно живой природы очень рано. Дети замечают все изменения в природе. Но иногда дети, которые едят конфеты, бросаются прямо под ноги, но если каждый ребенок ведет себя таким образом и вырастает из такого взрослого ребенка, тогда мы потеряем основные богатства планеты - воздух, воду, землю. Поэтому в нашей работе приоритетом должно быть формирование интереса к природе у детей и ответственное отношение к нему, которое так необходимо будущим владельцам их родины, поскольку нынешняя суровая экологическая ситуация на земле является результатом экологической неграмотности большинства населения и неспособность предвидеть последствия человеческого вмешательства в природу. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование их познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом для развития бережного отношения к природе, с другой - его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе исходит из углубления существующих интересов к формированию новых знаний, чувств, навыков, а от них к интересам на более высоком уровне. Интерес к природе это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Интерес к природе младших школьников - это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм). Таким образом, существует два условия формирования интереса к природе: 1. Овладение теоретическими знаниями - понятиями, представлениями, фактами и т.д. 2. Включение обучающихся в практико-ориентированную деятельность по изучению реальной экологической ситуации и своей местности и доступная, посильное участие в ее улучшении. Психологи считают, что интерес к их развитию выражается различными этапами: любопытством, любопытством, познавательным интересом, теоретическим интересом. Особое место в формировании любви среди младших школьников и бережное отношение к природе - это развитие любопытства, которое характеризуется желанием проникнуть за пределы увиденного, чтобы узнать неизвестное. Этот процесс сопровождается неожиданностью, радостью, чувством удовлетворения. Но в большинстве случаев сами дети не могут объяснить интересующие их природные явления, и поэтому, если взрослые им не помогут, интерес к природе может исчезнуть. Иногда дети разрывают ветки деревьев, кустарники, уничтожают муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Это объясняется тем, что они не проявляли интереса к окружающей природе и ее защите вовремя, моральные чувства и защита окружающей среды не сформировались. Одной из целей экологического образования является формирование начал экологической культуры, в том числе правильное отношение к природе, к себе и другим людям как к природе, к вещам и материалам естественного происхождения. Проявляется интерес к природе у младших школьников: 1. Стремясь познать природу (живую и неживую); 2. При чтении (слушании) книг о природе; 3. В мероприятиях по защите природы; 4. При описании природы в рисовании, моделировании, аппликации; 5. В увлечениях, связанных с природой (создание ремесел, сбор). Жизнь быстро меняется. Мы находимся на пороге экологического кризиса. Это во многом обусловлено кризисом морали индивида, когда духовные ценностные ориентации заменяются материальными потребностями. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе. Исходя из всего сказанного, важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема улучшения экологической культуры школьников. Поэтому, как никогда раньше, работа по формированию интереса к природе уже начинается с младшего школьного возраста. Формирование сознательного и ответственного отношения детей к природе - сложный и продолжительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, совершенствовать, облагораживать природную среду. Мотив интереса к познанию природы должен быть этическим мотивом, который подразумевает не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие эмоциональной отзывчивости, способности и желания активно защищать, улучшать природную среду, гармонично сочетаться, существуют с природными объектами и явлениями, которые появились на Земле задолго до появления человека. Младший школьник не может эффективно применять полученные знания на практике, оценивая своевременность, актуальность, целесообразность. Преподаватели столкнулись с реальной задачей: как подать материал, чтобы младший школьник не только узнал об этом, но и что он был интересен в классе. Игра на уроках окружающего мира позволяет учащемуся лично участвовать в функционировании изучаемого феномена, дает возможность немного пожить в «реальных» жизненных условиях. Говоря об экологическом образовании, нужно помнить, что этот процесс также влияет на область умственного развития и способствует моральному формированию личности, формированию гуманного отношения ко всему живому, эстетическому воспитанию школьников. Изучение окружающего мира благотворно влияет на психическое развитие ребенка. Постоянно наблюдая за явлениями окружающего мира и находясь во взаимодействии со своими объектами и объектами, ребенок приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает навыки анализа, установления связей и зависимостей, обобщает то, что наблюдается и делает выводы - в общее, все, что делает ребенка умнее, умнее и любопытнее. В то же время логически правильная речь и воображение развиваются. В процессе знакомства с окружающим миром достаточно легко создать эмоциональные ситуации (неожиданность, вопрос), методы исследования (предположения, предсказания), которые становятся основой для возникновения мотива для получения знаний, приобретают особое значение в развитие логического мышления и последовательной речи. Основной задачей интереса к природе является преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в непрерывной связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания. Эта общая задача состоит из конкретных образовательных и воспитательных задач: 1.Общеобразовательные задачи включают в себя: - систему знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования; - систему идеологических, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентаций; - умение использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении; - умение использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в общественно-полезном труде. 2.Воспитательные задачи предусматривают формирование: - потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; - установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; - убеждений в необходимости сбережения природы; - потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей. Таким образом, проблема формирования интереса к природе вызывала интерес многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи образования и воспитания. 1.2 Принципы, методы и приемы формирования интереса младших школьников к природе Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматичный тип субъективного отношения к природе. Существует два «кризисных периода»: младший школьный возраст и старшая подростковая школа. В них переходы происходят между эпохами и эпохами в развитии объектно-предметной природы модальности. Они также сопровождаются переходами между прагматическими и непрагматическими модальностями. Именно в эти периоды «нестабильности» происходит перестройка компонентов интенсивности [4, с. 36]. Построение системы демобилизировать интереса младших школьников к природе с начала демобилизировать 90-х годов базировалось на демобилизировать ряде методологических принципов, сформулированных демобилизировать еще в 80-х годах такими демобилизировать учеными, как С.Н. Глазачев, А. Н. демобилизировать Захлебный, И.Д.Зверев, Е. С. демобилизировать Сластенина, И. Т. Суравегина. Учеными демобилизировать были разработаны специфические демобилизировать принципы экологического демобилизировать образования, которые наряду демобилизировать с широко демобилизировать действующими в демобилизировать дидактике составили основу демобилизировать экологического образования: - принцип демобилизировать единства познания-переживания-действия демобилизировать; - принцип демобилизировать систематичности и непрерывности; - принцип демобилизировать взаимосвязи глобального, национального демобилизировать и краеведческого подхода демобилизировать к анализу экологических демобилизировать проблем и путей их решения; - принцип демобилизировать меж - дисциплины. Становление интереса младших школьников к природе в демобилизировать условиях целенаправленного педагогического демобилизировать процесса предполагает демобилизировать органическое единство научных знаний демобилизировать о взаимосвязи природных и социальных демобилизировать факторов среды и того демобилизировать её чувственного восприятия, которое демобилизировать пробуждает нравственно -эстетические переживания демобилизировать и стремление внести практический демобилизировать вклад в её улучшение. Этот демобилизировать принцип ориентирует педагогов демобилизировать на сочетание рационального познания демобилизировать природы и места в ней демобилизировать человека с чувственно-эмоциональным демобилизировать воздействием на ученика как демобилизировать непосредственного общения с окружающей демобилизировать природной средой. Недооценка демобилизировать этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит демобилизировать либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной демобилизировать мечтательности, либо к расчетливому демобилизировать «узкому» практицизму. Характер демобилизировать взаимосвязей рационального и демобилизировать эмоционального, их использования демобилизировать в практической деятельности динамичен демобилизировать и зависит от возраста учащихся. Очевидно, что демобилизировать в дошкольном и младшем демобилизировать школьном возрасте большее значение демобилизировать имеет эмоционально-эстетическое восприятие демобилизировать среды, чем интеллектуальное. Принцип демобилизировать систематичности и непрерывности рассматривается демобилизировать как организационно-педагогическое демобилизировать условие, обеспечивающее демобилизировать процесс становления демобилизировать и развития ответственного демобилизировать отношения к окружающей демобилизировать среде школьников младшего, среднего демобилизировать и старшего возраста в системе демобилизировать классно-урочных и внеклассных демобилизировать занятий, а также всех видов общественно демобилизировать полезного труда. Для демобилизировать достижения поставленных целей демобилизировать и задач необходима четкая демобилизировать система демобилизировать содержания способов демобилизировать и организационных форм учебно-воспитательного демобилизировать процесса. Принцип демобилизировать взаимосвязи глобального, национального демобилизировать и краеведческого подходов базируется демобилизировать на том, что ближайшее окружение демобилизировать школьника, повседневное общение демобилизировать с окружающей средой раскрывают демобилизировать разные аспекты взаимодействия демобилизировать человека с природой, вооружают навыками демобилизировать жить с ней в согласии. Нельзя демобилизировать переоценить значение краеведческого демобилизировать принципа применительно к реализации демобилизировать задач интереса младших школьников к природе. Природное и социальное демобилизировать окружение оказывает непосредственное демобилизировать влияние на школьника и определяет демобилизировать стиль его отношения демобилизировать к природе. Особая роль при демобилизировать реализации краеведческого принципа демобилизировать принадлежит практической деятельности учащихся, направленной демобилизировать на развитие их экологической демобилизировать культуры. Однако нельзя ограничивать демобилизировать интерес младших школьников к природе демобилизировать только знанием природы родного края. При анализе демобилизировать конкретных фактов положительного демобилизировать или отрицательного демобилизировать воздействия демобилизировать человека на природу демобилизировать в данной местности, необходимо демобилизировать вместе с этим давать оценку демобилизировать последствий демобилизировать с государственных и общепланетарных позиций. В демобилизировать систему представления демобилизировать учащихся должны включаться данные, показывающие демобилизировать глобальный характер проблем демобилизировать охраны окружающей демобилизировать среды, которые не имеют демобилизировать государственных границ. Развивая заботу демобилизировать учащихся о природе демобилизировать родного края, учитель внушает демобилизировать им мысль, что забота демобилизировать об условиях жизни демобилизировать на Земле - общая забота демобилизировать всего человечества. Меж - предметный демобилизировать подход предполагает взаимно согласование демобилизировать содержания и методов раскрытия демобилизировать законов, принципов и способов демобилизировать оптимального взаимодействия демобилизировать общества с природой демобилизировать на всех уровнях получения экологических демобилизировать знаний. Важно сочетать демобилизировать логику развития ведущих демобилизировать положений и понятий, входящих демобилизировать в содержание того или демобилизировать иного предмета с последовательным демобилизировать обобщением и углублением экологических демобилизировать проблем. Таким демобилизировать образом, для более эффективного демобилизировать формирования интереса младших школьников к природе учитель должен демобилизировать использовать вышеизложенные демобилизировать принципы. Реализация демобилизировать задач интереса к природе требует пересмотра форм и методов демобилизировать обучения. Большинством учителей, работающих демобилизировать в начальных классах демобилизировать отдаётся предпочтение демобилизировать методам, формам и методическим демобилизировать приёмам обучения, рассмотренным демобилизировать Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой: - стимулирование демобилизировать учащихся к постоянному пополнению демобилизировать знаний об окружающей демобилизировать среде, для чего используются на уроках демобилизировать сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады демобилизировать учащихся, викторины; - развитие демобилизировать творческого мышления, умения демобилизировать предвидеть возможные последствия демобилизировать природа - образующей деятельности демобилизировать человека, для демобилизировать чего привлекаются демобилизировать методы, обеспечивающие формирование демобилизировать интеллектуальных умений: демобилизировать анализ, синтез, сравнение, демобилизировать установление причинно-следственных связей, опыт, демобилизировать лабораторная работа, демобилизировать беседа, наблюдение - традиционные методы; - формирование демобилизировать исследовательских навыков, демобилизировать умений, способностей принимать демобилизировать экологически целесообразные демобилизировать решения и самостоятельно приобретать демобилизировать новые знания - проблемный подход демобилизировать к процессу обучения; - вовлечение демобилизировать учащихся в практическую демобилизировать деятельность по решению проблем демобилизировать окружающей среды местного демобилизировать значения (выявление редких и исчезающих демобилизировать видов, организация экологической демобилизировать тропы, защита природы - восстановление демобилизировать леса, пропаганда экологических демобилизировать знаний: лекции, беседы, демобилизировать плакаты). Преподавание демобилизировать основ экологии в демобилизировать младших классах обладает демобилизировать рядом специфических демобилизировать особенностей и самой значительной демобилизировать из них является то, что демобилизировать в общем демобилизировать весьма «сухое» научное демобилизировать знание, которое составляет демобилизировать ядро экологии, должно демобилизировать быть положено на неподготовленную демобилизировать почву. Проблема в том, что сейчас демобилизировать существует необходимость формировать демобилизировать правильное экологическое мышление демобилизировать и поведение в более раннем демобилизировать возрасте, а экологические демобилизировать знания базируются на системе сведений демобилизировать из биологии, химии, демобилизировать физики, геологии и многих демобилизировать других наук, с которыми демобилизировать младшие школьники мало демобилизировать знакомы. Поэтому демобилизировать для эффективного преподавания демобилизировать в младших классах необходимо демобилизировать преодолеть этот диссонанс демобилизировать между относительной неподготовленностью демобилизировать учеников к восприятию материала демобилизировать и потенциальной сложностью демобилизировать самого материала.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 102 страницы
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg