Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СЕЛЬСКОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Исследовательская работа обучающихся по изучению населения птиц городской среды

natati2016 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.01.2018
Изучение населения птиц и его динамики имеет важное теоретическое и практическое значение. Живя рядом с человеком, они стали играть важную роль в его жизни: эстетическую, как фактор, сдерживающий численность вредных насекомых на критически низком уровне, медицинскую. Поэтому изучение птиц городов и других населенных пунктов в настоящее время считается актуальным. Главной функцией исследовательской работы является формирование высококультурной личности, так как только в исследовательской, самостоятельной и духовной деятельности развивается человек.
Введение

Формирование и развитие у школьников исследовательских умений в процессе обучения биологии — это ответственная и сложная работа учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть при формировании исследовательских умений учащихся. Главной функцией исследовательской работы является формирование высококультурной личности, т.к. в исследовательской, самостоятельной и духовной деятельности развивается человек. Грамотно проводить исследовательскую работу может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Изучение структуры и динамики населения птиц - одна из актуальных проблем современной экологии. Эти исследования лежат в основе экологического прогнозирования в биоценозах и мониторинга. Большая биогеоценотическая и хозяйственная значимость птиц, их роль чутких индикаторов изменений среды всегда привлекают серьезное внимание исследователей. Интерес, проявляемый к изучению фауны антропогенных ландшафтов, повлек возникновение целого направления исследований касающихся приспособления животных к существованию в тесном контакте с человеком (Благосклонов, 1970; Владышевский, 1975; Мальчевский, 1981; и др.). Исследования проводятся и в настоящее время (Михайлов, 2000 и др.). Птицы как компоненты экосистемы играют большую роль в структуре естественных сообществ. Птицы четко реагируют на изменения окружающей среды, прежде всего антропогенного происхождения. Реакция проявляется в сокращении численности отдельных видов или целых комплексов, перестройке структуры населения. Вовлеченные в глобальный процесс антропогенной трансформации экосистемы, птицы (как составная часть этой системы) неизбежно вступают в процессы синантропизации и как более частое ее проявление - урбанизации фауны. Урбанизация птиц - это процесс вхождения и закрепления, животных в поселениях человека. Цель исследования — Изучить теоретические аспекты проблемы исследования и организовать научно-исследовательскую работу обучающихся на территории реликтового Рудничного бора города Кемерово. Объект исследования — исследовательская деятельность школьников. Предмет исследования — условия формирования исследовательских умений школьников. Гипотеза: Мы предполагаем, что научно-исследовательская деятельность обучающихся будет способствовать: - формированию элементарных исследовательских умений обучающихся - расширению биологических знаний - повышению уровня экологического воспитания Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач исследования: 1) выявить функции исследовательских умений в системе обучения школьников; 2) раскрыть педагогический потенциал учебно-познавательных задач в формировании исследовательских умений старшеклассников в контексте школьного обучения; 3) Организовать исследовательскую работу обучающихся на территории реликтового Рудничного бора города Кемерово. В процессе исследования применялись методы: • теоретические: анализ литературы, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы; • эмпирические: наблюдение, изучение педагогической литературы; • статистические: статистические обработки полученных в ходе исследования результатов. База исследования: Территория реликтового Рудничного бора города Кемерово. Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Содержание

Введение …………………………………………………………………….….…5 Глава 1. Организация исследовательской работы школьников………….…8 1.1. Орнитологические экскурсии в учебном процессе,….…………………..8 1.2 Организация исследовательской деятельности учащихся по биологии с учетом личностно-ориентированного подхода …………….............................16 1.3 Состояние и перспективы развития исследовательской деятельности учащихся в условиях современной школы ………………………………...…20 1.4 Исследовательские умения как основной компонент исследовательской деятельности учащихся……………………………………………………….…25 Выводы по главе 1. …………………………………………………………...…31 Глава 2. Организация научно-исследовательской работы обучающихся...…34 2.1. Характеристика территории и методики исследования …………...……34 2.2. Организация научно-исследовательской работы в школе по теме: «Сезонная динамика численности птиц реликтового соснового бора» ……..39 2.3. Методическая разработка орнитологической экскурсии в городской парк……………………………………………………………………...……….45 Выводы по главе 2 …………………………………………………………...….51 Заключение …………………………………………………………………..…..52 Список литературы …………………………………………………………...…53 Приложение …………………………………………………………………..….62
Список литературы

1. Белянкин А.Ф. Птицы равнинной части Кемеровской области. Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Сб. статей / А.Ф. Белянкин. – Екатеринбург , 2010. – С. 14-43. 2. Беме Р.Л.Птицы. Энциклопедия природы России / Р.Л. Беме, В.Л. Динец, В.Е. Флинт, А.Е. Черенков. – М.: ABF, 2008. – 126 c. 3. Благосклонов К.Н. Авифауна большого города и возможности ее преобразования. // Экология, география и охрана птиц. Л., 1980. С. 144 – 155. 4. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы [Текст]: учеб. пособие / Безрукова В.С. - М. : Сентябрь, 2002. – 160с. 5. Блинова Т.К. Птицы Южного Зауралья. Лесостепь и степь / Т.К. Блинова, В.Н. Блинов // Т1: Фаунистический обзор и охрана птиц. Новосибирск: Наука, 2011. – 296 с. 6. Божко С.И. К характеристике процесса урбанизации птиц. // Вестник Лениенгр. ун-та. Л., 1971. Вып. 2. № 9. С. 5 – 14. 7. Богомолова А.А. Организация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / А. А. Богомолова // Биология в школе [Текст]: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 5. - С. 35-38. 8. Борисенко Н.А. Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов [Текст]/ Н. А. Борисенко // Биология в школе [Текст]: изд. дом Первое сентября. – 2002. - №7. - С. 39. 9. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика [Текст]/ О. Брыкова // Управление школой [Текст]: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36. 10. Вечтомова Е.Г. Норма жизни гимназии - исследование [Текст]/ Е.Г. Вечтомова, Н. А. Макаркина // Директор школы. [Текст]: изд. дом Первое сентября - 2006. - № 8. - С. 102-103. 11. Винокуров Ю.Е. Экологическое право РФ Курс лекций [Текст]: учеб. пособие/ Ю.Е. Винокуров. - М: МНЭПУ, 1997. 12. Винокуров Ю.Е. Экологическое право РФ Курс лекций [Текст]: учеб. пособие/ Ю.Е. Винокуров. - М: МНЭПУ, 1997. 13. Веретенникова С. А.Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 2009. – 124 с. 14. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности [Текст]/ К.Р. Глазкова, С. А. Живодробова //Биология [Текст]: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31. 15. Голубев И.Р. Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана [Текст]: учеб. пособие /И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - М.: Просвещение 2002г. 16. . Громова Т.В. Научить ставить вопросы и искать решения [Текст]/ Т. Громова // Управление школой [Текст]: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 1. - С. 14-16. 17. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности [Текст]/ Т. В. Громова // Практика административной работы в школе [Текст]: изд. дом Первое сентября.. - 2006. - № 7. - С. 49-53.Жигарев А. Основы экологии сборник задач, упражнений, практических работ 10(11) класс [Текст]: учеб. пособие/ А. Жигарев. - М. «Дрофа», 2002. 18. Закурдаева С.Ю. Формирование исследовательских умений [Текст]/ С.Ю. Закурдаева //Биология [Текст]: изд. дом Первое сентября. – 2005. №11. С. 11. 19. Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО [Текст]/ Р. С. Зарипов //Дополнительное образование [Текст]: изд. дом Первое сентября.. - 2005. - № 3. - С. 61-63. 20. Завацкий В.И. Характеристика фаунистического состава и экологии некоторых фоновых видов млекопитающих и птиц / В.И. Завацкий, Г.А. Соколов, С.Ю. Петров, Н.П. Балагура, Б.П. Стахеев // Саяно-Шушенский гос. заповедник. Красноярск, 2009. - С. 30-54. 21. Ильичев В.Д., Фомин В.Е. Орнитофауна и изменение среды / В.Д. Ильичев, В.Е. Фомин. – М.: Наука, 2008. – 247 с. 22. Исаева О.С. Орнитофауна свалочных комплексов Мордовии. // Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии. Матер. Междунар. конф. Казань, 2001. С. 278 - 279. 23. Зверев Д.И. Практические занятия по экологии [Текст]: учеб. пособие/ А.Т. Зверев. - М.: «Просвещение». 1998.– 262 с. 24. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии для учащихся [Текст]: учеб. пособие/ А.Т. Зверев. - М.: 2004г. 25. Ковалев В.А. Приспособительные изменения в поведении некоторых птиц в урбанизированном ландшафте. // Беркут. 1996. Т. 5. № 1. С. 55. 26. Козлов Н.А. Птицы Новосибирска (пространственно-временная организация населения) / Н.А. Козлов. – Новосибирск: Наука, 2009. – 156 с. 27. Козлов Н.А. Птицы Новосибирска: Пространственно-временная организация населения. Новосибирск, 1988. 158 с. 28. Колосков А.В., Фотографирование как метод экологического воспитания и образования [Текст]: учеб. пособие/ А.В. Колосков. - МГДТД Ю, 1998. 29. Константинов В.М. Особенности формирования авифауны урбанизированных ландшафтов. // Животные в городе. Матер. научно-практич. конф. М.: ИПЭЭ РАН, 2000. С. 18 – 21. 30. Красная книга Кемеровской области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Кемерово: Кн. изд-во, 2000. – 280 с. 31. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Коротаева ; ред. М.А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2006. - 176 с. 32. Краткий определитель птиц СССР / А.И. Иванов, Б.К. Штегман. – Л. : Наука, 2008. – 560 с. 33. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода [Текст]/ И. А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании [Текст]: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 5. - С. 14-21. 34. ЛернерГ.И Курс Педагогическая теория - современному учителю [Текст]: учеб. пособие /Г.И. Лернер. М.: Просвещение 1996г. 35. Кустов Ю.И. Индикаторная роль птиц на изменение состояния окружающей среды. // Региональные эколого-фаунистические исследования, как научная основа фаунистического мониторинга, охраны и рационального использования животных. Курск, 1990. С. 97 – 98. 36. Мамедов П.М. Экология 9–11 классы [Текст]: учеб. пособие /П.М. Мамедов. - М.: «Дрофа», 2001.35 – 45 с. 37. Лысенков Е.В., Лапшин А.С. и др. Видовой состав и биотопическое распределение птиц г. Саранска в зимний период. // Экология животных и проблемы регионального образования. Матер. науч. конф. преподавателей и студентов. Саранск, 1998. С. 49 – 55. 38. Майхрук М.И. Динамика населения птиц в городском ландшафте (на примере г. Саранска). // География и экология наземных позвоночных. Владимир, 1972. Вып. 1. С. 25 – 33. 39. Мутик М.А. Организация опытной и исследовательской работы учащихся[Текст]/М.А. Мутик // Биология [Текст]: изд.дом Первое сентября. - 2002.- №40. - С. 7. 40. Мухина В.А. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности [Текст]/В.А. Мухина // Народное образование [Текст]: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 7. - С. 123-127. 41. Опыт учета абсолютной численности мелких млекопитающих в лесах Западного Саяна. Экология популяций лесных животных Сибири. / Г.А. Соколов, В.Я. Швецова, Н.Н. Балагура – Новосибирск, «Наука», 2004. – С.77–86. 42. Паевский В.А. Демография птиц / В.А. Паевский. – Л.: Наука, 2009. – 285 с. 43. Панов В.В. Динамика численности и видовая структура населения мелких млекопитающих Северной Барабы // Фауна, таксономия, экология млекопитающих и птиц./ В.В. Панов, А.С. Николаев. – Новосибирск: Наука, 2008. – С. 5 –11. 44. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся [Текст]:учебн. пособие /В.Н. Орлов. - СПб.; 1998. 45. Петункин Н.И. Материалы по прилету птиц в зеленой зоне г. Кемерово // Вопросы экологии и охраны природы / Н.И. Петункин, В.Б. Ильяшенко, И.Ю. Кузичев. – Кемерово, 1979. – С. 58–62. 46. Прокофьев С.М. Птицы бассейна реки Большие Уры (Саяно-Шушенский заповедник) // Материалы по фауне Средней Сибири и прилежащих районов Монголии / С.М. Прокофьев. – М. , 2009. – С. 97 – 112. 47. Равкин Е.С. Численность и распределение птиц подтаежных лесов Средней Сибири (бассейн р. Поймы) // Материалы по фауне Средней Сибири и прилежащих районов Монголии / Е.С. Равкин, И.И. Глейх, О.А. Черников. – М., 2008.- С. 81-96. 48. Положение о всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование [Текст]: изд.дом Первое сентября, 2001. с. 260—261. 49. Равкин Ю.С.Пространственная организация населения птиц лесной зоны (Западная и Средняя Сибирь) / Ю.С. Равкин. – Новосибирск : Наука, 2009. – 262 с. 50. Равкин Ю.С., Гуреев С.П., Покровская И.В. и др. Пространственно-временная динамика животного населения (птицы и мелкие млекопитающие). Новосибирск: Наука, 1985. С. 159 – 176. 51. Равкин Ю.С., Доброхотов Б.П. К методике учета птиц лесных ландшафтов во внегнездовое время. // Организация и методы учета птиц и вредных грызунов. М., 1963. С. 130 – 136.
Отрывок из работы

Глава 1. Роль исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе. 1.1. Орнитологические экскурсии в воспитательно-образовательном процессе. Организация орнитологических наблюдений начинается с выбора участка или маршрута наблюдений. При этом следует иметь в виду, что проводить орнитологические наблюдения можно практически везде, где имеются обычные и широко распространенные виды птиц. Разумеется, не везде могут быть найдены доступные для регулярных посещений места с полным набором необходимых объектов, но это не должно быть препятствием к организации наблюдений, так как хорошие наблюдения даже за небольшой частью, предусмотренных объектов представляют ценность. При выборе участков и маршрутов наблюдений необходимо, прежде всего, считаться с возможностями частого их посещения в течение многих лет. Опыт показывает, что долголетние систематические наблюдения возможны лишь в том случае, если места наблюдений располагаются в непосредственной близости от постоянных мест пребывания (местожительство, работа) наблюдателя, если их посещение не связано с большими тратами времени и сил. Довольно часто ежедневные пешие маршруты от дома до места работы (учебы), возможно несколько измененные, могут стать полем наблюдений. Для многих удобными местами могут стать маршруты регулярных оздоровительных прогулок. Необходимо заботиться о том, чтобы из имеющихся вариантов выбор падал на типичные для данной местности участки. Под этим следует понимать, что места постоянных наблюдений по рельефу и растительности не должны резко отличаться от окружающей местности. По площади и конфигурации места наблюдения могут быть самыми различными. Так как не всегда удается найти сравнительно небольшую площадь, на которой были бы сконцентрированы все объекты наблюдений, приходится пользоваться несколькими участками, в той или иной мере разрозненными. В таких случаях все участки должны охватываться твердо выработанным маршрутом, который, собственно, и должен представлять собой место наблюдений. Практическая ценность орнитологических наблюдений во многом зависит от того, насколько правильно организован их сбор. При проведении орнитологических экскурсий даже опытный руководитель сталкивается с трудностями: недостаток этих знаний и навыков лишает его возможности успешно провести экскурсию, так как он может быть застигнут врасплох неизвестной ему птицей. Если таких неизвестных птиц много, то экскурсионные наблюдения над ними в учебном смысле в значительной мере теряют свое значение и интерес. Не зная научного названия птицы, наблюдавшейся на экскурсии, после нельзя прочесть о ней в книгах, отметить ее характерные черты и представить общую картину ее жизни. Орнитологические экскурсии требуют сосредоточенного внимании экскурсантов. Наблюдения большей частью очень кратковременны, часто внезапны: птица быстро прячется или улетает. В большинстве случаев, в особенности на экскурсиях определенного маршрутного характера (ознакомление с обитателями различных растительных сообществ), мы наблюдаем птиц очень короткое время. Ежеминутно мы можем встретить интересную птицу, затаившуюся ранее в ветвях или на земле и внезапно взлетевшую при нашем приближении. Экскурсанты должны вовремя и быстро подметить самые существенные и характерные черты, способствующие ее определению. Со стороны руководителя важно умение оттенить все наиболее существенное в характеристике встреченной птицы (главным образом места обитания и поведения). Обилие материала (особенно весной) заставляет очень осторожно относиться к его использованию на экскурсии. Принцип маршрутных экскурсий по определенным заранее растительным сообществам уже значительно разгружает их от несущественного для избранной темы материала и облегчает задачу руководителя. Направление экскурсии, например, по опушке смешанного леса и по невысокой поросли у реки уже с большей вероятностью гарантирует нас от встречи целого ряда видов птиц, обитающих в других сообществах. Распределение большинства птиц по растительным сообществам настолько закономерно, что при выборе маршрутов экскурсий и подборе их материала может служить руководящим моментом. Но, тем не менее, и в определенном заранее маршруте экскурсии необходимо бывает ограничивать материал. Особенно это важно на первых порах, с совершенно неподготовленными экскурсантами. В случае том, что экскурсанты обращают внимание на каждую встреченную птицу, материал получается разбросанный, без отбора, нередко лишающее результаты экскурсии. Если экскурсия идет по намеченному маршруту, уклоняться от него следует лишь в очень редких случаях, когда руководитель уверен, что это уклонение даст вам ценный и интересный материал. Руководитель идет впереди и обыкновенно первый замечает новую птицу. Здесь руководитель должен решить, что представляет собой данная встреча с точки зрения темы экскурсии, и как она может быть использована, особенно в работе с младшими школьниками. При выборе сезона для начала орнитологических экскурсий с целью - не постепенное ознакомление с наиболее характерными представителями фауны птиц, а изучение наиболее интересных биологических явлений,- зимний материал будет недостаточен и несколько однообразен. С этой точки зрения наиболее удобным временем являются поздняя весна и начало лета. В апреле почти ежедневно возвращаются на родину все новые и новые птицы. Лес и город, помимо своего ботанического «обновления», все более и более насыщается птицами как количественно, так и качественно. Майские экскурсии очень удобны для первоначального ознакомления с пением птиц, так как в это время оно наиболее полно, и особенно ярко выражены его характерные видовые черты. В мае - июне можно познакомить экскурсантов также со всеми биологическими явлениями, связанными с периодом размножения. Спаривание, весенние игры и полеты, постройка гнезда, сами гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов - все эти биологические явления делают позднюю весну и начало лета наиболее благоприятным временем для групповых экскурсий, ставящих себе целью не только ознакомление с самими птицами, но и изучение явлений, связанных с той или иной группой видов. С середины лета лес начинает затихать. Многие птицы вывели птенцов, и пора песен сменилась порой выкармливания. Конец июня и затем июль, август - самые неблагоприятные месяцы для учебных экскурсий. Этот период характерен тем, что можно встретить еще не «приобретший» характерных черт своего вида, выведшийся молодняк. Осень ценна лишь при условии специального интереса к отлету и прочим осенним периодическим явлениям в мире птиц.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Сельское и рыбное хозяйство, 37 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Сельское и рыбное хозяйство, 74 страницы
1850 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg