Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ЖУРНАЛИСТИКА

Теоретические основы анализа роли СМИ в региональном социально-политическом процессе современной России

irina_krut2019 2940 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2020
Объектом диссертационного исследования являются средства массовой информации как субъект социально-политического процесса современного российского общества на примере Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики. Предмет исследования диссертационной работы - политическое содержание и особенности воздействия региональных СМИ на динамику политического процесса в регионе. Цель исследования заключается в комплексном анализе деятельности региональных СМИ как значимого субъекта социально-политического про-цесса и обосновании способов повышения эффективности политической коммуникации средств массовой информации в современной России. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих ис-следовательских задач: - провести концептуальный анализ сущности теоретических и методо-логических посылок, определяющих СМИ в качестве субъекта социально-политического процесса, изложенных в трудах зарубежных и отечественных ученых; - определить роль СМИ в системе политической коммуникации, вы-явить характер и особенности их влияния на динамику развития социально-политического процесса; - проанализировать современное состояние политико-правового регу-лирования деятельности СМИ в современной России; - исследовать содержание деятельности региональных СМИ, специфи-ку их взаимоотношений с основными субъектами общественно-политической жизни региона; - раскрыть механизм, формы и методы участия СМИ в региональном избирательном процессе; - обосновать пути рационализации роли региональных СМИ в политическом процессе как доминирующего канала политической коммуникации; - разработать рекомендации по совершенствованию взаимодействия СМИ с органами государственной и муниципальной власти, институтами гражданского общества в регионе. Гипотеза исследования состоит в том, что в условиях динамично раз-вивающегося социально-политического процесса в современной России в целом и ее регионах, в частности, СМИ становятся все более активными субъектами социально-политического действия, способными в силу доступности, оперативности, широкого охвата аудитории оказывать существенное влияние на формирование ценностных ориентации и установок, определяющих характер вовлеченности граждан в общественно-политическую жизнь. Недооценка роли СМИ как важнейшего инструмента политической мобилизации способна привести к деформации политического процесса, ослабить консолидационный потенциал СМИ. Следовательно, дальнейшее повышение эффективности СМИ в обществе связано с необходимостью совершенствования демократических способов информационной коммуникации, повышения информационной культуры СМИ, поиска оптимальных механизмов взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, институтами гражданского общества. Теоретико-методологическая база исследования сформирована на ос-нове положений и выводов ведущих отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся по избранной проблематике. Для решения поставлен-ных задач в работе использован комплекс научных подходов, позволяющих составить наиболее полное представление о СМИ как субъекте социально-политического процесса, а именно: диалектический, системный, сравнительный, институциональный, структурно-функциональный. Диссертантом использовались логический, типологический анализ, применялись методы контент-анализа, квантификации, мониторинг. Эмпирическую базу диссертационной работы составили фактологиче-ские данные отечественной научной литературы, публикации периодической печати (федеральной и региональной), данные статистики (в том числе электоральной), официальные сообщения и материалы текущих архивов региональных избирательных комиссий, результаты всероссийских опросов общественного мнения. Область диссертационного исследования соответствует п. 10 «Роль СМИ и новых информационных технологий в политике. Политические и правовые основы функционирования СМИ в современном обществе. Роль СМИ в формировании общественного мнения. СМИ и проблема информационной безопасности России» Паспорта специальности 23.00.02 - политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Нормативную базу диссертации составляют Конституция Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законодательные и нормативные акты федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации. Методологическую и теоретическую основу исследования образуют такие принятые в современной юридической науке принципы анализа соци-альной действительности, как системность, комплексность, объективность, при ведущей роли положений диалектико-материалистической методологии, позволяющей исследовать рассматриваемые проблемы в диалектике их развития и взаимодействия. При подготовке диссертации использовались как общенаучные философские методы познания, так и специальные, выработанные общей теорией права и наукой административного права. К числу первых относятся преимущественно логические методы — анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также иные общенаучные методы - исторический, системный. К числу специальных методов познания, лежащих в основе работы, — сравнительно-правовой, формально-юридический, структурно-функциональный. Научная новизна диссертационной работы состоит: - в комплексном теоретико-прикладном исследовании недостаточно изученных вопросов влияния СМИ на состояние современного политического процесса; - в определении критериев идентификации СМИ как института, спо-собного оказывать существенное влияние на политический процесс; - разработке авторской классификации региональных СМИ; - в определении специфики взаимоотношений региональных СМИ с основными факторами политической жизни - органами государственной и муниципальной власти, институтами гражданского общества; - в исследовании особенностей влияния СМИ на ход региональных избирательных кампаний; - в обосновании путей повышения эффективности коммуникативного взаимодействия СМИ с органами государственной и муниципальной власти и институтами гражданского общества. Практическая значимость работы заключается в том, что представлен-ные в ней теоретические положения, предложения и рекомендации могут быть использованы для последующих исследований в данной области. Материалы диссертации могут представлять интерес для средств массовой информации, органов государственной и муниципальной власти и управления. Результаты исследования могут быть применены в преподавании курсов общей и прикладной политологии, а также спецкурсов по политической коммуникации, социологии СМИ. Основные положения, выносимые автором на защиту: 1. Политический процесс, представляющий собой сложную, много-гранную деятельность субъектов политики, невозможно рассматривать вне контекста информационно-коммуникационных отношений. Эффективным посредником в процессе коммуникации субъектов политических отношений, ресурсом воспроизводства публичности политической системы выступают СМИ. Реализуя ряд социально значимых функций (информационную, эвристическую, артикуляции мнений и «форума», аналитическую, критики и контроля), СМИ формируют коллективную рефлексию наиболее важных общественных проблем, способствуют информационной открытости социально-политического процесса. Однако это во многом зависит от способности СМИ объективно отражать социально-политическую реальность в условиях наличия множества информационных каналов, выражающих интересы различных социальных и политических групп, что вызывает необходимость сбалансированности множества информационных потоков, обеспечивающих устойчивость конструкции системы СМИ в обществе. 2. Средства массовой информации, обладающие эффективными ин-струментами воздействия на массовое сознание, способны оказывать серьез-ное влияние на характер и направленность социально-политического процесса. Вместе с тем общество само все в большей мере выступает не только в качестве объекта воздействия СМИ, но и в лице отдельных социальных групп, политических партий, институтов гражданского общества, наиболее активных граждан, становится все более активным субъектом информационных отношений. С учетом этого стремление к монополизации масс-медиа со стороны определенных групп интересов может вести к установлению односторонней коммуникации, вызывая выхолащивание в общественном сознании демократических норм, принципов и свобод. 3. На региональном уровне сложилась система СМИ, обладающая способностью оперативного масштабного распространения информации. На процесс конструирования политических событий в региональных СМИ ока-зывает влияние совокупность административных, политических, экономических, правовых условий. В числе факторов внешнего воздействия выступают информационные структуры государства, специализированные информационные учреждения и ведомства (информационные и рекламные агентства), а также спонсоры. В реальной практике все более заявляет о себе оригинальный вариант политического участия масс-медиа, когда автономия последних предопределяется возможностью достижения компромисса с другими влиятельными социальными и политическими силами (политическими партиями, общественными объединениями, группами интересов). Синтез компромиссов составляет сущность практики функционирования региональных СМИ, формирующейся под воздействием как факторов общенационального масштаба, так и местных условий. Однако автономность системы средств массовой информации, гарантирующая реализацию функции посредника между властью и обществом, еще не сложилась. Это возможно лишь при наличии зрелых институтов гражданского общества и политического плюрализма. Данное условие, однако, в полном объеме не реализовано до сих пор. Между тем общедо-ступность обсуждения социально-политических проблем может стимулиро-вать формирование сетей взаимодействия в регионе и достижение на этой основе компромиссов между всеми участниками социально-политического процесса. 4. Социально-политическая практика выявила широкий спектр различных вариантов участия СМИ в федеральных и региональных избирательных кампаниях. На первом электоральном этапе (1989-1991 гг.) функции СМИ сводились к политическому информированию граждан. Следующий электоральный этап (1993-1999 гг.) характеризуется новой функциональной ролью СМИ в избирательном процессе, которые целенаправленно выступали за интересы тех или иных политических сил, используя деви-антные технологии продвижения кандидатов. Третий этап (2000-2004 гг.) отличался попыткой административной регламентации политической коммуникации СМИ. Новые тенденции в деятельности СМИ обнаруживают себя в современном электоральном процессе (2005-2008 гг.), когда набирает силу правовая институционализация информационных отношений на федеральном и региональном уровнях. Этот процесс поможет сформировать основу для минимизации возможности превращения СМИ в инструмент продвижения бюрократических и олигархических интересов в институты публичного властвования, будет способствовать повышению информационной и политико-правовой культуры СМИ. 5. На основе сравнительного исследования деятельности региональных СМИ сделан вывод о том, что масс-медиа не только создают событийную картину политической жизни, устанавливают «повестку дня», привлекают внимание к деятельности разных политических акторов, формируют ценностные установки граждан, но и контролируют направленность политической активности различных социальных общностей и групп. Многомерность рассмотрения событий, фактов, явлений формирует поле оценок. Однако при этом СМИ сталкиваются с трудностями непредвзятого отношения к ситуациям, коллизиям и политическим персоналиям. Реализуя коммуникационные стратегии, СМИ прибегают к формам и методам, технологиям манипулятивного типа. Данная тенденция может препятствовать позитивной институализации гражданской активности, порождает абсентеизм в политике. 6. Существует политическая целесообразность и потребность в уста-новлении стабильного коммуникационного взаимодействия между всеми участниками политического процесса в информационной сфере. Очевидно, что необходимо совершенствование законодательного регулирования ин-формационных отношений, оптимизация информационной политики, направленной на формирование единого информационного и пространства, обеспечение конструктивного диалога между СМИ, государством и гражданским обществом. Важную роль в этом могут сыграть общественые структуры печатных и электронных СМИ, предоставляющие гражданам возможность участвовать в диалоге в той самой публичной сфере, которую необходимо иметь демократическому обществу; общественные советы по СМИ при общественных палатах субъектов федерации; общественные наблюдательные советы, пресс-службы, ассоциации по связям с общественностью.
Введение

Актуальность темы исследования. В современной России в условиях динамично развивающегося политического процесса, представляющего со-бой широкую палитру политических взаимодействий, все большее значение приобретает массовая коммуникация, важнейшим субъектом которой высту-пают средства массовой информации (СМИ). Они конструируют социально-политическую реальность, программируют не только настоящее, но и буду-щее поведение политических факторов. Освещая политическую жизнь, СМИ предлагают социуму ценностно-смысловые модели, которые могут не только объединять общество, достаточно эффективно снимать социальную напряженность, но и в определенные моменты подрывать устойчивость политической системы, позитивную консолидацию политических сил путем формирования соответствующих ценностных установок. Деятельность СМИ непосредственным образом отражает состояние региональных социально-политических систем и процессов, доминирующие в них интересы - публичные, корпоративные, бюрократические. В зависимости от политической идентификации СМИ, в т.ч. региональные, в значительной степени воспроизводят оценки тех или иных групповых интересов, участвуют в установлении определенной «повестки дня». Эта «повестка дня» возникает на пересечении усилий различных СМИ (федеральных и региональных), СМИ и органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, партий, групп влияния, что вызывает потребность тщательного изучения ее деятельности. Коммуникативные свойства СМИ особенным образом проявляют себя в избирательных кампаниях, где выявляются определенные общественные ожидания и электоральные установки. Формирование последних составляет важнейший предмет деятельности СМИ, которые отражают состояние информационной культуры общества в целом, институтов власти и граждан, в частности, их способность быть субъектом политических и информационных отношений. К сожалению, использование разного рода манипулятивных технологий снижает статус СМИ как общественно значимого публичного института, превращая его в предприятие по производству ангажированной политической информации. Это приводит, как свидетельствует практика, к обострению социально-политических отношений, снижению авторитета СМИ в обществе. Роль СМИ в региональном политическом процессе особенно значима в кризисные периоды общественного развития, когда под влиянием социальных, экономических, политических и иных проблем уплотняется и ускоряется поток политической информации, явственно дает знать о себе усиливающееся соперничество между социальными группировками, политическими партиями, отдельными политиками за преобладание своей информации в СМИ, за фактический контроль над ними. Это обусловливает повышение роли СМИ в качестве посредника в диалоге между различными социальными и политическими общностями, между властью и обществом в целом. С учетом сказанного возникает объективная потребность в теоретиче-ском и практическом осмыслении целого ряда актуальных проблем, связан-ных, в частности, с рационализацией роли региональных СМИ в современ-ном политическом процессе, оптимизацией форм и методов политической коммуникации, дальнейшей институционализацией информационных отно-шений в условиях политических выборов, совершенствованием информаци-онной культуры СМИ, повышением эффективности взаимодействия СМИ, власти и институтов гражданского общества. Степень разработанности проблемы. В научной литературе отмечается достаточно высокий интерес исследователей к проблеме участия средств массовой информации в политической жизни общества, обусловленный становлением СМИ как активных субъектов политики, вовлеченных в реальный политической процесс. Характерной чертой зарубежной политической науки является широ-кий спектр работ, базирующихся на различных методологических подходах при изучении информационно-коммуникативных аспектов функционирования социально-политических процессов. Труды Г. Алмонда, А. Бентли, П. Бурдье, Д. Истона, Г. Лассуэла, Н. Лумана, М. Маклюэна, Т. Парсонса, Д. Трумена, Ю. Хабермаса, О. Тоффлера и др. позволили автору раскрыть сущность и специфику социально-политического процесса как концептуально значимого политического явления, особенности массовых политических коммуникаций в трансформирующемся обществе, значимость СМИ как социально-политического института, важнейшего канала массовой коммуникации. Существенный вклад в теоретико-методологический и прикладной анализ проблематики участия СМИ в политических процессах внесли отече-ственные исследователи Б.М. Березин, Я.Н. Засурский, Р.Т. Мухаев, Т.В. Науменко, В.Д. Попов, Г. Почепцов, А.И. Соловьев и др. Важное значение для осмысления политико-правовой конструкции положения СМИ в современной России имеют работы А.Г. Головина, М.В. Гришиной, И.И. Лукашук, М.А. Федотова и др. Для автора представили несомненный интерес работы C.B. Большако-ва, П.Н. Киричек, B.C. Комаровского, Е.П. Тавокина, Е.А. Яблоко-вой и др., в которых рассматриваются такие аспекты исследуемой темы, как роль СМИ в электоральном процессе, состояние информационной культуры СМИ3. Внимание автора привлекли научные публикации И.М. Дзялошинс-кого, C.B. Кобзевой, Ф.Ф. Муратова, В.П. Шейнова, О.В. Шестаковой, В работе использованы также исследования регионоведческого харак-тера (Е.В. Бродовская, Ю.С. Васютин, В.В. Огнева, O.A. Судоргин, В.В. Тулупов), посвященные роли СМИ в региональном политическом процессе, содержанию и дискурсу информационных материалов. Их ценность состоит в том, что они позволяют провести сравнительный анализ деятельности региональных СМИ и сформулировать предложения по оптимизации их участия в политической жизни общества. Вместе с тем расширение масштабов влияния СМИ на динамику, ха-рактер и направленность политического процесса в современной России, требует новых научных разработок.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические основы анализа роли СМИ в региональном социально-политическом процессе современной России 13 1.1 Понятие и виды СМИ 13 1.2 СМИ в системе регионального социально-политического процесса 20 1.3 Функциональное предназначение СМИ 27 2. Анализ СМИ в региональном социально-политическом процессе современной России на примере Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики 33 2.1. Краткая характеристика Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики 33 2.2. Анализ деятельности Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики 42 3.Пути развития СМИ в региональном социально-политическом процессе современной России 56 Заключение 69 Список использованной литературы 75 Приложение………………………………………………………………………84
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 2003 г. с изменениями от 30 декабря 2008 г. Текст. // Российская газета. №4831. - 21 января 2009г. 2. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон №24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. Текст. // СЗ РФ. 1995. - № 8. 3. О рекламе: Федеральный Закон №. 38-Ф3 от 13 марта 2006 г. Текст. // Российская газета. -№4017. 15 марта 2006г. 4. О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации №2124-1 от 27.12.1991г. Текст. //Ведомости Съезда народных депута-тов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 7 5. О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия: Постановление Правительства Российской Федерации № 354 от 06 июня 2007 г. Текст. // Российская газета. №4387. - 14 июня 2007 г. 6. О дополнительных гарантиях права граждан на информацию: Указ Президента РФ № 2334 от 31 декабря 1993 г. Текст. // Российская газета. 15 января 1994 г. 7. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №51-ФЗ от 30 ноября 1994г. Текст.//Собрание законодательства РФ. 1994. -№32. 8. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №63-Ф3 от 13 июня 1996г. Текст.//Собрание законодательства РФ. 1996. - №25. 9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09 сентября 2000г. Текст.//Российская газета. 28 сентября 2000 г. 10. Антонова Д.В. Гражданское уч?ас?ти?е и ин?фо?рм?ац?ио?нн?ое участие (к определению по?ня?ти?й) // Вестн. Моск. Ун-та. - 2018. - №1. – С. 3-5. 11. Берёзкин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2014. -174 с. 12. Богомолова Н.Н. Социальная пс?их?ол?ог?ия массовой коммуникации. -М.: Аспект-Пресс, 2015. -191 с. 13. Бойков В.Э. Государство и гражданское об?ще?ст?во в ти?ск?ах взаимного от?чу?жд?ен?ия // Со?ци?ол?ог?ия власти. - 2017. - №5,6 - С. 90-102. 14. Бухарин С.Н. Методы и технологии ин?фо?рм?ац?ио?нн?ых войн - М.: Акад. Проект, 2014. – 202 с. 15. Вершинин М.С. Политическая ко?мм?ун?ик?ац?ия в ин?фо?рм?ац?ио?нн?ом об-ществе. - СПб.: Из?д-?во Михайлова В.А., 2014. - 253 с. 16. Вяткин Р. Депутат - СМИ - население: гра?ни взаимодействия // Пресс-служба. - 2017. - №11. - С.64 - 68. 17. Гайдар Е. Т. Вл?ас?ть и собственность. Смуты и институты. Го?су?да?рс?тв?о и эволюция. - СПб. : Норма, 2015. – 232 с. 18. Годин В.В.Управление информационными ресурсами. - М.: «Инфра-М», 2014. – 355 с. 19. Гражданское об?ще?ст?во современной России. Социологические за?ри?со?вк?и с на?ту?ры / По?д ред. Е.С. Петренко. – М.: Ин?ст?ит?ут Фонда «О?бщ?ес?тв?ен?но?е мнение», 2015. – 11 с. 20. Грачёв Г.В. Информационные те?хн?ол?ог?ии политической бо?рь?бы в ро?сс?ий?ск?их условиях // Полис. – 2018. - №3. – С. 3-6. 21. Денильханов А.Х. Ко?нц?еп?ци?я правового государства // Вестник Мос-ковского университета. - 2018. - №4. - С. 101-108. 22. Дзялошинский И.М. СМИ и гражданское об?ще?ст?во // Ак?ту?ал?ьн?ые проблемы Европы. - 2018. - №2. - С. 192-209. 23. Динамика пол?ити?чес?ког?о мышления в современном дис?кур?сив?ном пространстве: вла?сть и СМИ / Под ред. О.Н. Дубровской, Т.В. Харламовой. - Саратов: Науч. кн., 2014. -167 с. 24. Егоров В.В. На пут?и к инф?орм?аци?онн?ому обществу. -М.: ИПК раб?отн?ико?в телевидения и радиовещания, 2014. -192 с. 25. Желтов О. Российские СМ?И сегодня: особенности, проблемы и пер-спективы // Новая библиотека. - 2017. - №9. - С. 32-35. 26. Заец Е. Н. Ро?ль государства и общества // Вестник Мо?ск?ов?ск?ог?о уни-верситета. – 2018. - №4 - С. 215-217. 27. Зырянов С.Г. Формирование гра?жда?нск?ого общества и гражданской кул?ьту?ры в сов?рем?енн?ой России: рег?ион?аль?ный аспект // Социум и власть. - 2018. - №2. - С. 4-13. 28. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. - М.: Акад. проект, 2015. - 380 с. 29. Ковалёва Н.В., Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Мониторинг сос?тоя?ния гражданского общ?ест?ва в Рос?сии // Личность. Культура. Общество. - 2017. - №5,6. - С. 224-230. 30. Крикунова В.В. Общественное мне?ние ка сре?дст?во международной пол?ити?ки // Вес?тни?к Моск. Ун-та. - 2018. - №4. - С. 218-221. 31. Майорова-Щеглова С.Н. Молодое пок?оле?ние и нов?ые средства мас?сов?ой коммуникации : мифы и реальность // Вестник РГГУ. - 2018. - №3. - С.224-229. 32. Мелешкина, Е. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Текст. /Е. Мелешкина М., 2001. 33. Мельник, Г.С. Два лика российской журналистики: столица и провин-ция. Текст. /Г.С.Мельник СПб, 2003. 34. Мельник, Г.С. Самоуправление и местная пресса: основы партнерских отношений Текст. / Г.С. Мельник //Региональная журналистика и акту-альные проблемы современности. СПб, 2003. 35. Миронов, Н. Электоральное поведение граждан как показатель обще-ственного доверия к демократическим институтам Текст. /Н.Миронов// Сравнительное конституционное обозрение. 2006. - № 2. 36. Мостовщиков, В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые при-знаки. Текст. /В.Д.Мостовщиков // Журнал российского права. 1999. -№ 5, 6. 37. Монахов, В.Н. свобода массовой информации в Интернете. Правовые условия реализации. Текст. /В.Н.Монахов М.: Галерея, 2005. 38. Муратов, Ф.Ф. Медиаобразование в процессе социализации личности Текст. /Ф.Ф.Муратов// Теория и практика информационной политики. Сб. науч. ст. М., 2007. - С. 79-87. 39. Мухаев, Р.Т. Теория политики. Текст. /Р.Т. Мухаев М.: Юнити-Дана, 2005. - С. 297-308. 40. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методо-логия анализа и практика исследований. Текст. /М.М.Назаров- М., 2002. 41. Науменко, T.B. Социология массовых коммуникаций. Текст. / Т.В.Науменко СПб, 2005. 42. Огнева, В.В., Власов, В.В. Организованные группы интересов в поли-тическом процессе современной России. Текст. /В.В.Огнева, В.В.Власов Орел, 2007. 43. Ожегов, С. Словарь русского языка. Текст. /С.Ожегов М., 1978. 44. Ольшанский, Д.В. Политический PR. Текст. /Д.В.Ольшанский- СПб, 2003. 45. Организационное развитие редакции СМИ: Рекомендации юриста и консультанта по управлению и организационному развитию. Текст. — Воронеж: Центрально-Черноземный Центр защиты прав СМИ, 2006. 46. Основные понятия теории журналистики Текст. / Под ред. Я.П. Засур-ского. -М., 1993. 47. Павлютенкова, М. Новые информационные технологии в современном политическом процессе Текст. /М. Павлютенкова // Власть. -2000. № 8. 48. Панарин, И.Н. Информационная война и выборы. Текст. /И.Н.Панарин М.: Городец, 2003. 49. Парсонс, Т. Система современных обществ. Текст. /Т.Парсонс М., 1997. 50. Пашковская, И.Г. Политика и информация в трансформационном об-ществе. Текст. /И.Г.Пашковская Минск, 2001. 51. Першиков, В., Савинков, В. Толковый словарь по информатике. Текст./В.Першиков, В.Савинков М., 1995. 52. Петровский, C.B. Сайт-новое СМИ: коллизии права Текст. /С.В.Петровский // Журнал российского права. 2001. - № 2. 53. Петрунин, Ю. Политические коммуникации Текст. / Петрунин Ю. и др. Под ред. А.И. Соловьева. М., 2004. 54. Политологический словарь-справочник Текст. / Под ред. A.A. Миголатьева. М.: РАГС, 1994. 55. Попов, В.Д. Судьбоанализ коммуникативной политики. Текст. /В.Д.Попов. -М., 2006. 56. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации. Текст. /Г.Г.Почепцов. М., 2000. 57. Прохоров, Е. Введение в теорию журналистики. Текст. / Е.Прохоров -М., 2003. 58. Прохоров, Е. Исследуя журналистику. Теоретические основы, методология, методика, техника работы исследователя СМИ. Текст. / Е.Прохоров. М., 2005. 59. Прохоров, Е.П. Свобода СМИ и журналистской деятельности на демократических принципах. Текст. /Е.П.Прохоров. — М., 2001. 60. Психологические аспекты политического процесса во «второй путин-ской республике» Текст. / Под. ред. Е. Шестопал. М., 2006. 61. Пуля, Ю.С. Современная районная городская газета России: основные типологические характеристики. Текст. /Ю.С.Пуля -М., 2005. 62. Пшизова, С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе. Текст. /С.Н.Пшизова Полис. - 2009. - № 2. 63. Рац, М. О свободе и независимости прессы. Текст. /М.Рац — М., 2003. 64. Региональная пресса РФ и структуры гражданского общества: сотруд-ничество во имя развития. Текст. — М., 2002. 65. Региональные выборы и проблемы гражданского общества в Центральной России. Текст. М., 2003. 66. Реснянская, JI. Выборы как фактор состояния коммуникационной сре-ды Текст. /Л.Реснянская // Журналистика в 2003 году. -4.2. -М., 2004. 67. 117. Романенко, О.Н. Информирование избирателей или скрытая аги-тация? Текст. /О.Н.Романенко // Журнал о выборах. 2005. - № 6. 68. Романович, В.А Региональные СМИ: возможности и проблемы Текст. /В.А.Романович //Социс. 2006. - № 4. 69. Роменков, А. Интернет-блог как инструмент политической борьбы Текст. /А.Роменков // Власть. 2008. - № 7. 70. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информа-ционные технологии и кризисные ситуации. Текст. М., 2001. 71. Рунет предвыборный электронный ресурс. // ДНИ.РУ Интернет-газета, режим доступа: http://www.dni.ru/ news/reklama/2003/2/l3/18976.html. 72. Русская идея. Демократическое развитие России. Текст. М., 2000. 73. Сапожникова, А. Информационно-психологическая безопасность Рос-сии: состояние и тенденции Текст. / А.Сапожникова //Власть. 2008. - № 2.-С. 8-14. 74. СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. Текст. — M.: Socio-Logos, 2000. 75. Собольников, В.В. Информационное воздействие в современном мире: социально- психологический аспект. Текст. / В.В.Собольников. — Новосибирск, 1999. 76. Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информа-ции Текст. / Сост. Ю.И. Вдовин. СПб.: ЛИК, 2000. 77. Соленикова, Н.В. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях Текст. /Н.В.Соленикова // Общественные науки и современность. 2007. — № 5. 78. Соловьев, А.И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики Текст. /А.И.Соловьев // Полис. 2002. - № 6. 79. Соловьев, А.И. Политический дискурс медиакратий: проблемы информационной эпохи Текст. /А.И.Соловьев // Полис. 2004. - № 2. 80. Сорокин, П.А. Система социологии. Текст. /П.А.Сорокин // В 2-х тт. Т. 1.-Л., 1920. 81. Средства массовой информации постсоветской России. Текст. — М., 2002. 82. Средства массовой информации России Текст. /А.М. Алексеева, А. Бо-лотова, Е. Вартанова. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2008. 83. Судоргин, О. Информационная безопасность региона. Текст. /О.Судоргин Орел: ОРАГС, 2008. 84. Сухомлинова, Т.П. Региональная система СМИ и особенности взаимоотношения в региональном информационном пространстве Текст. /Т.П.Сухомлинова// Информация и коммуникация в стратегии социальных реформ. М., 2006. - С. 117-123. 85. Тавокин, Е.П. Журналистика в информационном обществе. Текст. / Е.П.Тавокин М., 2006. 86. Татаринцева, Э.А. Право на коммуникацию как фактор развития ин-формационного общества Текст. / Э.А. Татаринцева // Информация и коммуникация в стратегии социальных реформ — М., 2006. С. 257-268. 87. Тоффлер, О. Метаморфозы власти. Текст. / О.Тоффлер. М., 2001. 88. Трофименко, А. Какими нормативными актами регулировать «сетевые отношения» Текст. /А.Трофименко // Российская юстиция. 2000. -№ 9. 89. Тулупов, В.В. Гражданское общество и СМИ Текст. / В.В. Тулупов //Институт государства и гражданское общество: модели взаимодей-ствия. -Воронеж, 2005.-С. 143-154. 90. Тухватулина, М. Информационные потоки как фактор эффективности муниципального управления Текст. / М. Тухватулина // Власть.-2008.-№ 10. 91. Уитц, Р. Свобода слова во время предвыборных кампаний: о смысле «кампании молчания» и других ограничений свободы выражения в ходе избирательного процесса Текст. / Р.Уитц // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. - № 1. 92. Федотов, М.А. Право массовой информации в РФ. Текст. / М.А.Федотов М., 2002. 93. Федотов, М.А. Развитие законодательства о СМИ: тенденции и пер-спективы. Текст. / М.А.Федотов. М., 2002. 94. Фомичева, И.Д. Социально-креативная функция СМИ в свете обще-ствоведческих теорий Текст. /И.Д.Фомичева //Вестник МГУ, Серия 10, Журналистика. 2002, - № 1 . 95. Фомичева, И.Д. Социология СМИ. Текст. / И.Д.Фомичева М.,2007. 96. Фоссато, Ф. Виртуальная политика и российское TV Текст. / Ф.Фосато //Pro-et-contra. 2006. - № 4. 97. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Текст. / Ю.Хабермас СПб, 2001. 98. Хейвуд, Э. Политология. Текст. / Э.Хейвуд //Пер. с англ. Под ред. Г. Водолазова, В. Вельского. — М., 2005. 99. Ховалыг, Д.В. Коммуникативная природа ценностей . и их трансфор-мация в медийном пространстве Текст. /Д.В.Ховалыг // Полис. —2008. -№ 1. 100. Чистые перья: Сборник журналистских расследований (1999 2001). Текст. - М.: Галерия, 2001. 101. Швидунова А. СМИ как субъект и объект политического процесса и инструмент политических технологий электронный ресурс. / А. Шви-дунова. //режим доступа: http://www.pressclub.host.nl/techn 13.htm. 102. Шевченко, A.B. Информационная устойчивость политической систе-мы. Текст. / A.B. Шевченко — М., 2004. 103. Шейнов, В.П. Пиар «белый» и «черный». Текст. / В.П.Шейнов. -М.: Act, 2006. 104. Шестакова, О.В. Информационный лоббизм как особый тип информа-ционных связей Текст. / О.В.Шестакова //Власть. 2008. - № 11. 105. Шкондин М.В. Газетная периодика постсоветской России (19902000) гг.: Докл. на науч.- практ. конф. «Журналистика в 2001 г. СМИ и вызовы нового века» Текст. /М.В.Шкондин // МГУ им. М. В. Ломоносова. Каф. период, печати. — М., 2002 . 106. Шкондин М.В. Система СМИ как фактор общественного диалога. Текст. / М.В.Шкондин. М.: Пульс, 2002. 107. Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. Текст. / М.В.Шкондин М., 2002. 108. Шульженко Ю. Стандарты Совета Европы в области СМИ и россий-ская действительность Текст. / Ю.Шульженко //Российская юстиция. 1999.-№5. 109. Шомова, С. А. Социокультурные механизмы современной политиче-ской коммуникации Текст. / С.А.Шомова // Социально-гуманитарные знания. 2004. - № 3. 110. Шуленин, В. П. Правовое обеспечение в РФ равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации. Текст. / В.П.Шуленин. М., 2006. 111. Яблокова, Е.А. Общественное сознание и информационные процессы Текст. / Е.А.Яблокова //Теория и практика информационной политики. Сб. науч. ст. Вып. 1. М., 2007. - С. 22-29. 112. Официальный сайт Министерства информационной политики и массо-вых коммуникаций [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://info.cap.ru/ (дата обращения 18.05.2018) 113. ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 174 от 16.05.2013 г. «О мерах по совершен-ствованию использования информационно-коммуникационных техно-логий в деятельности органов исполнительной власти Чувашской Рес-публики» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения 18. 05.2018)
Отрывок из работы

1. Теоретические основы анализа роли СМИ в региональном социально-политическом процессе современной России 1.1 Понятие и виды СМИ Средство массовой информации (сокращенно «СМИ», также - масс-медиа) - организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирования словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации. Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического ин-струментария различных сведений любым лицам - это относительно само-стоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличитель-ные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянные объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявления интереса к тому или иной передаче, сообщению или статье. [41, c.98] Подход к средствам массовой информации как своеобразным вырази-телям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массо-вой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации. Под средством массовой информации понимается периодическое пе-чатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная про-грамма, иная форма периодического распространения массовой информации. Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям: [18, c.57] - массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц); - периодичность – для признания издания средством массовой ин-формации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени; - форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, ви-деопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма. В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». [4] Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации: - поиск, получение, производство и распространение массовой ин-формации; - учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; - изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации. Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает зако-нодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой ин-формации. Согласно ст. 3 Закона «О средствах массовой информации» [4] цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации. Широко используя свободу массовой информации, не следует забывать о ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», которая закрепляет тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Данная статья запрещает использовать средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье. Исходя из анализа понятия средств массовой информации и давая краткую характеристику их разновидностям, становиться ясно, что не зако-нодателю, не разработчикам Закона «О средствах массовой информации» не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его субъекту. Говоря иными словами, реализован популярный в последнее время метод обозначения «как бы», согласно которому средство массовой информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права». К объекту права средство массовой информации причислить весьма не просто, поскольку: - ему придана способность продуцировать отдельные издания, вы-пуски, тиражи и программы; - ему придана способность к осуществлению деятельности; - средство массовой информации, как и юридическое лицо, должно быть учреждено, его деятельность может быть прекращена или приостановлена. [40, c.13] Указанные признаки жизнедеятельности больше подходят к субъекту права нежели к его объекту. Но в числе поименованных юридических лиц, точнее их организационно-правовых форм, средства массовой информации не значатся. Поэтому оно не юридическая личность. Роль последней играет редакция зарегистрированного средства массовой информации. Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации - прессы (средств распространения ин-формации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн, для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника). Благодаря использованию таких коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей. [47, c.18] Печать (газеты, еженедельник, журналы, альманахи, книги) приобрели особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков достойной изобразительно-графических форм, Которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной ин формации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к извлечению информации в удобное время, не мешай окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного ма-териала проходит в соответствие с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчерки-вать, делать пометки на полях и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации. [82, c.212] Однако и в печати есть свойства, по которым она проигрывает второй средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио Способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на Дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с Экстренное информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитость второй средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространения радио и телевидения такая практика почти прекратилась. Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирование. Вторым по времени появления средством массовой коммуникации яв-ляется радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны - эфирное вещание, осу-ществляемая по проводам - проводное вещание) позволяет мгновенно пере-давать информацию на Неограниченные расстояния, причем получение сиг-нала происходит в момент передачи (или - при передаче на очень большие расстояния - с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среды автолюбителей, поскольку фотоаппарата возможности обращаться к печатным изданием и телевидению. Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «виде-ние»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевиде-ние. Если первоначально радио было способно транслировать только рече-вые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов - звучащий речи, музыки, шумов. Но монополия звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории увидеть, как и кем создается звуковая картина. [101] Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно - передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равно-правным участником «триумвират» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место. [81, c.35] Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможно-стей радио и кино. Вот радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на Далекие расстояния - Этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформации, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадры, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст. Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехнике и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органически единстве находятся звуко-и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией. На телевидении аудио и видео могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд, либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ - и публицистических, и художественных, и научно-популярных. Кроме периодических печатных изданий радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации существуют так же иные средства массовой информации. Специфика данных средств массовой информации заключается в специфической форме внешнего выражения. [81, c.56] В первую очередь, к таким средствам массовой информации относятся: тексты, созданные с помощью компьютеров, нераспечатанные тексты, хранящиеся в информационных банках данных компьютеров, средства массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. При этом под базами данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины. Специфические формы выражения информации представлены в законе системами телетекста, видеотекста и иных телекоммуникационных сетей – Internet, Fidonet и других сетей, обеспечивающих доступ неограниченному кругу лиц. В Интернете можно найти все электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио-и теле – сете- вещание, сайты (странички) отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и Получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться Лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика. 1.2 СМИ в системе регионального социально-политического про-цесса СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, Имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выпол-няя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творящую) функции, поэтому они в то же степени, что и творцы политики несут ответственность за происходящие в обществе процессы. [102, c.182] Объединение наций в сильные централизованные государства часто оказывалось возможным во многом благодаря появлению прессы, которая создало новый вид социальной общности - публику отдельно взятой газеты. Члены этой агрегации разделены расстоянием, но объединены потребляемой информацией. Пресса ускорила и поставила на «поток» выработку единых символов и значений в национальном масштабе. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют, собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства человека.[106, c.111] В демократических государствах явно преобладает рациональная мо-дель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирование и аргументации, построенное в соответствие с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся там типа менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательности различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В таких государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко про-является в периоды избирательных кампаний, которое нередко может за-тмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуется тотали-тарные, авторитарные и особенно этнократические режимы, обильно насы-щая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подав-ляющий разум человека. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанный на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентом, лицам втором национальностей и всем неугодным. [96, c.19] Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препариро-вание, комментирование сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия. Они не только отбирают сведе-ния, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространители. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противо-речив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной ин-формации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование - важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио телевидением, а также от способа и форм подачи информации. Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящей каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. С течением времени рассмотрение масс-медиа как «информирующий» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «формирующие», «развлекающие» и т. д. Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт масс-медиа характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации». [47, c.26] Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки: ? массовости (применительно к законодательству Российской Федера-ции, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок); ? периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год; ? принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) - мно-го слушателей. СМИ - это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как: ? печать: газеты, журналы, альманахи, сборники, бюллетени; ? телерадиовещания: радио, телевидение, кинопрограммы, Видеопро-граммы; ? цифровые издания: электронные версии газет, издания на компакт-диске; ? информационные агентства; ? массовые (1000 и более конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ, в том числе и SMS-рассылки). [56, c. 51] К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д. Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений. Средства массовой информации выступают активным субъектом политического процесса и в такой роли могут существенно влиять на формирование и выражение общественного мнения. Субъектами публичной политики являются граждане, СМИ, политики. Эффективная публичная политика строится на взаимодействии всех ее субъектов. Роль прессы в этом процессе связана с ее коммуникативной функцией, способностью связывать между собой всех участников диалога, а также участием СМИ в этом процессе как равноправны партнера. Открытость политики вызвавшего к жизни эффективные механизмы, обеспечивающие «открытость» обществу. Главным из них стала коммуникация диалогических типа, где СМИ являются не только средством связи между политиками и гражданами, но и инициирующими субъектом в формирование «повестки дня». Вместе с тем, СМИ артикулируют интересы разных участников политического процесса, анализируют ситуацию, организуют обсуждение актуальных проблем. Потребность в диалоге становится особенно актуальной, когда разрабатывается и принимается новый политический курс. Его максимально открытое объяснение не только расширяет социальную базу государственное политики, но и формирует демократический тип отношений между властью и обществом. Стремление к диалогу декларируют все силы политически ответственные за современную ситуацию. Так политический курс, либо субъект, в процессе диалога подвергается открытой общественной экспертизе. В современной России массовая политическая коммуникация играет ключевую роль в процессах, связанных с формированием гражданского об-щества в стране, обеспечивая, тем самым, граждан основной информацией о субъектах политического процесса, его содержании, направлении, и, таким образом, влияет на их политические предпочтения и электоральное поведе-ние. [39, c.79] Политические аспекты процессов массовой коммуникации находятся в самом центре исследовательского интереса автора данной диссертации. Воздействие средств массовой информации на политические предпочтения аудитории очевидно. Массовая политическая коммуникация как часть всей политической коммуникации понимается как процесс передачи политиче-ской информации, благодаря которой, она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической и социальной системами. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также Путем обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций. Роль СМИ в организации и обеспечения широкого общественного диалога связана, во-первых, с их системной, базовой функцией (коммуникативной), способностью связывать, соединить всех участников диалога (быть его Движущей механизмом), а во-вторых, с участием СМИ в таком обсуждении как равноправны партнера (субъект общения). Носители публичной политики - политики, СМИ и граждане - объективно обладают разным потенциалом участия. Посредством выборов граждане делегировали избранным политикам право принимать политические решения, а за собой оставили право наблюдать, контролировать, реагировать, обсуждать. [74, c.13] Обмен сообщениями не безликий технический процесс, Который мо-жет игнорировать особенности субъектов как участников политического процесса. Получение информации является лишь предпосылкой, но не фак-тором политических действий. В сфере публичной политики все механизмы и институты власти, перерабатывающие информационные потоки, вполне самостоятельны на информационном рынке. Причем эффективность их дея-тельности непосредственно зависит от способностей к упорядочению ин-формации и налаживанию осмысленных контактов с другими субъектами. В каждом государстве власть практикует свои методы, приемы обще-ния с народом. Они принимают различные формы. Самыми популярными и современными стали прямые включения - телемосты, смс-общения, прямые радиоэфиры и т.д. Преимущества интерактивного общения с политическими деятелям очевидны - это активизация участия граждан в политической жизни страны. [60, c. 86] В результате проделанного анализа можно сделать вывод, что взаимодействие государственной власти и средств массовой информации является неотъемлемой частью современного политического процесса России. На это указывают особенности современного политического пространства, сложившаяся на данный момент политическая система, цели и потребности государственной власти и нужды и возможности СМИ. Изменив способ восприятия мира, СМИ превратили публичную поли-тику в медиапроцесс, сделав его сердцевиной публичной политики, одновременно стимулировав и соответствующие изменения в коммуникативном процессе. Это привело к изменению места коммуникации в политическом процессе. Суть этого изменения состоит в том, что акт коммуникации власти с массовым субъектом сам по себе начал определять формат политических отношений. Коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней новый онтологический статус, утратив былой вспомогательно-технический характер. Это доказывает тесную взаимосвязь двух субъектов политики и обоюдную заинтересованность друг в друге. Государственная власть и средства массовой информации имеют дей-ственные рычаги давления друг на друга.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg