Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСКУССТВО

Теоретические основы проблемы развития художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами лэпбука в декоративном рисовании

irina_krut2019 1500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2020
Объект исследования: процесс развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия, направленные на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами лэпбука на материале Хохломы. Гипотеза: развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью лэпбука будет эффективным, если педагог: 1. проводит подготовительную работу путем обогащения содержания изобразительной деятельности с помощью лэпбука; 2. использует задания для совместной изобразительной деятельности; 3. стимулирует самостоятельную творческую деятельность ребёнка с по-мощью лэпбука «Золотая Хохлома», «Декоративное рисование»,. В соответствии с целью и гипотезой нами определены следующие задачи исследования: 1. Теоретически обосновать понятия «способности», «художественно- творческие способности», «декоративное рисование», «хохломская роспись», «лэпбук»; 2. Выявить методику развития художественно- творческих способно-стей детей старшего дошкольного возраста; 3. Определить и экспериментально проверить педагогические условия художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале Хохломы. Для поверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач ис-пользовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; метод анализа продуктов деятельности; метод педагогического наблюдения; анкетирование; эксперимент; математические методы обработки данных. База исследования: ДОЦ «Карапуз Академия» г. Владивостока. Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введе-ния, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В дипломной работе использовано…..источников.
Введение

Актуальность исследования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью духовного возрождения России, должны произойти изменения в нравственных, общекультурных, эстетических ценностях подрастающего поколения. В настоящее время отмечается большой интерес ученых к проблемам развития общекультурных компонентов в образовании, а также формирова-ния мировоззрения личности и развития потенциальных возможностей и способностей детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является сензитивным в развитии личности. Художественно-творческие способности формируются в процессе художественно-эстетической деятельности через практический опыт. Проблема развития художественно - творческих способностей у детей, в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. О роли и значении народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей писали и такие ученые как, А.В. Бакушинский, П.П. Блон-ский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина и другие [9]. Конкретно вопросы развития изобразительных способностей в деко-ративном рисовании исследовали в своих работах Р.Г.Казакова, Е.И. Ковальская, Ю.А. Полуянов, Н.М Сокольникова. Такие педагоги как, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова раскрыли понятие изобразительных способностей, выявили показатели и этапы развития. Вместе с тем до настоящего времени нет целостной теории становле-ния художественно-творческих способностей, однозначного определения механизмов и функций данной категории. Содержание, принципы, средства, условия становления художественно-творческих способностей детей стар-шего дошкольного возраста до сих пор не изучены. В связи с недостаточной теоретической и методической разработанно-стью проблемы эффективного развития художественно-творческих способ-ностей на материале Хохломы с помощью лэпбука детей дошкольного воз-раста, выбрана тема выпускной квалификационной работы. Проблема определила цель нашего исследования: разработать и проверить эффективность педагогических условий развития художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью лэпбука на материале Хохломы.
Содержание

Введение …………………………………………………………………....3 Глава 1. Теоретические основы проблемы развития художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами лэпбука в декоративном рисовании……………………………………………...6 1.1. Проблема развития художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в научно-методической литерату-ре…………………………………………………………………………….6 1.2. Характеристика декоративного рисования на материале Хохломы средствами лэпбука …………………………………………………………...14 1.3. Педагогические условия развития художественно- творческих способ-ностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью лэпбука...18 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами лэпбука в декоративном рисовании…………………………………………….28 2.1. Методика опытно - экспериментальной работы…………………...28 2.2. Уровень развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста………………………………….…………….40 2.3. Организация педагогических условий развития художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами лэпбука в декоративном рисовании…………………………………………….47 2.4. Сравнительный анализ результатов исследования………………...50 Заключение………………………………………………………………..56 Список литературы ………………………………………………………57 Приложения………………
Список литературы

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 2009. - 312 с. 2. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб.: Издательство Буковского, 2015. – 60 с. 3. Брофман В.В. Планы занятий по изобразительному искусству: Планы занятий по программе развития для старшей группы детского сада / В.В. Брофман. – М.: Просвещение, 1992. – 180 с. 4. Веракса Н.В., Комаровой Т.С.,Васильевой М.А. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа (пилотный вариант)- 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. – 386 с. 5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ «Учитель», 2001г. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: ACT, Астрель, Хранитель, 2008г. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 120 с. 8. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, планирование, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2010г. 9. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий. - М.: Скрипторий, 2008г. 10. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Г.Г.Грирорьева. – М.: Академия, 2000. – 344с. - ISBN 5-89144-701-0 11. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности - М.: Просвещение, 1995. 12. Губанова Н. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. -М.: Мозайка-Синтез, 2009 г. 13. Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. - Р/н/Д.: Феникс, 2008 г. 14. Золотой фонд педагогики: В. А. Сухомлинский о воспитании. - М.: Школьная Пресса, 2003 г. 15. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. - М.: обруч, 2010 г. 16. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с. 17. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. -М.: Сфера, 2009 г. 18. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - 253с. 19. Коробицына Т.А., Кочкина Н.А. Организация занятий с детьми дошкольного возраста. - Архангельск: АО ИППК РО, 2010 г. 20. Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду планирование, конспекты, методические рекомендации.- Москва., Сфера, 2010г. 21. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. кн. 3. – М.: Владос, 4-е изд., 2001. – 640 с. 22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. – 3-е издание, стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512с. 23. Поддьяков Н.Н., Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 16-19. 24. Потемкина А.В. Как научить декоративному рисованию ребенка. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009г. 25. Практическая психология образования / под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2008г. 26. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богуславская – Л.: Искусство, 1975. – 148 с. 27. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2009 - 712 с.: ил 28. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1973г. 29. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. – М. Педагогика, 1984.-96с. 30. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2008г. 31. Cухолимский В.А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа», Киев 1973. 32. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: Детство-Пресс, 2005 33. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164. 34. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста М.: Сфера, 2008. - 160 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические основы проблемы развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста сред-ствами лэпбука 1.1 Проблема развития художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Рисование является важнейшем средством в формировании личности дошкольника, ребенок становится более спокойным, гармоничным, уравновешенным. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет, стремиться в своих рисунках, рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. На исследование проблемы способностей в психологии наибольшее влияние оказывали труды ученых, таких как К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн. Развитие художественно-творческих способностей старшего дошкольного возраста имеет большое значение в жизни, в развитии многих психических свойств, процессов, качеств личности. С.Л.Рубенштейн под способностями понимал сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются [25]. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся [18]. Проблема художественно-творческого развития детей приобретает особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к психическому развитию ребёнка — как итог его творческого самоопределения в мире культуры. Существует утверждение, что «… с этих позиций художественно-творческое развитие — внутренняя доминанта освоения ребёнком исторически развивающейся культуры». Л.С. Выготский пишет не только о «взращивании» культуры в психику ребёнка, но и о «врастании» его в культуру [6]. Проблема художественного творчества разносторонне рассматривается и в психологических исследованиях. Можно отметить, что продукт художественного творчества, могут быть не только духовные и материальные ценности, но и большой пласт явлений «самотворчества», личность человека как объект его творческих усилий. Большое значение для развития художественно- творческих способностей дошкольника имеет интерес. Составляющими элементами интереса являются: познавательная и творческая активность, волевые усилия. Выделяют три основных компонента творческой активности: восприятие, исполнительство и творчество. Исследователи (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова и др.) утверждают, что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно — творческое развитие ребёнка. Художественное творчество — это качественный переход от известно-го к новому, это особая форма процесса развития ребёнка. Н. Н. Поддъяков пишет, что творчество детей носит «глубоко личностный характер» и опре-деляется неповторимостью личности ребёнка, накопленного им опыта худо-жественной деятельности [22]. Изобразительная деятельность — это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов [2]. Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Г.В.Лабунская и Н.П.Сакулина считают, что процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение [33]. По мнению Л.А.Венгера, Н.П.Сакулиной первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую — исполнительской. Разные по характеру они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей [3]. В.И.Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно: способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, (целостность восприятия); способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений; способность оценивать пропорции; способность оценивать степень приближения данного цвета к белому; способность оценивать перспективы сокращения [19]. Под творческими способностями понимают комплексные возможно-сти. Опираясь на мнение ученых Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой можно выделить следующие составляющие творческих способностей: творческое мышление и творческое воображение. Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Очень важно расширять опыт ребенка для того, чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, фантазии, образа, конструкции, которые отличаются вариативностью, гибкостью, оригинальностью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная пози-ция, любопытство. Постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операцио-нных, эмоционально-волевых компонентов деятельности. Оценка художественно-творческого развития детей, имеется в виду то обстоятельство, что развитие происходит как с внешней, так и с внутренней стороны. Если внешние аспекты педагогу оценить проще, так как они отра-жаются на результатах художественного творчества на занятии, то внутрен-нее развитие оценить сложнее, поскольку в «продукте» творческих усилий ребенка она может быть представлена лишь незначительно. Иначе говоря, внутреннее развитие - основа развития внешнего. Опыт наблюдения, сопоставления, воображения и фантазии в той или иной степени вызывает потребность в художественно-творческом выражении и воплощается в итоге в художественных работах ребенка [29]. Рассмотрев выше подходы к трактовке художественно-творческих способностей, перейдем к рассмотрению критериев художественно- творческих способностей в декоративном рисовании Н.В. Шайдуровой, она выделяла: 1. Умение пра¬вильно строить композицию из предметов на листе. 2. Умение рисовать декоративный орнамент из растительных и геометрических элементов, в различных геометрических фигурах. 3. Знание харак¬терных особенно¬стей некоторых видов декоративно-прикладного ис¬кусства и народных промыслов. 4. Самостоя¬тельность и ори¬гинальность за¬мысла. 5. Умение ле¬пить и украшать (расписывать) бумажный силуэт по соб-ственному замыслу, в со¬ответствии с осо¬бенностями на¬родного промысла. Важнейшим условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения [7]. Следующее важное условие развития творческих способностей - учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и ха-рактер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способ-ностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания - не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми [14]. Чтобы педагоги могли оценить уровень развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А. Ветлугина определяет сле-дующие критерии: - отношение детей к творчеству, их интересы, способности; - качество способов творческих действий; - качество продукции детского художественного творчества. Изобразительная деятельность ребенка основывается на всех тех раз-нообразных впечатлениях, которые дети получают в ДОУ и дома. Чем разнообразнее и богаче детская жизнь, чем больше впечатлений она заключает, тем шире диапазон содержания, из которого ребенок может черпать образы для самой разной творческой деятельности: игры, театрально - игровой, изобразительной. Воспитанию интереса к окружающей действительности и развитию во-ображения детей способствуют различные творческие задания. Термин «творческие задания» заключает в себе два противоположных компонента. Задания названы творческими, т.к. ребенок проявляет чувство нового при использовании прошлого опыта, т. е. дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять, самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями, т.к. предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием взрослого, т.е. творчество с участием взрослого, который организует среду, условия, материалы, создает ситуации, побуждает детей к творческим действиям. От личности взрослого, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве с детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы. В дальнейшем дети будут способны действовать по своей инициативе. Содержание заданий усложняется в зависимости от этапов формирования творчества. Творческие задания должны быть кратковременные и преследовать конкретную цель. Творческие задания в рисунке для детей старшего возраста Н.А. Вет-лугина предлагает начинать с использования колорита, сочетания оттенков, цветов, которые придают изображаемому различное настроение. Далее дети усваивают способы выражения образов путем использования формы, позы, очертания фигуры, жеста, затем передача действия, характер персонажей. Последний этап - нахождение композиционных построений и использование ритма для передачи целостной картины. Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда. До сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений: 1) гармоничность - не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая - нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсут-ствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достиже-ний или независимости» [8]. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье. Креативность - термин Дж. Гилфорда - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность измеряется по показателям продуктивности, подвижности, оригинальности решения тестов творческого мышления, разработанных П. Торренсом. Развитие креативности идет по следующему механизму: на основе об-щей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется си-стема мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности). Часто творческий процесс рассматривается в виде трех взаимосвязан-ных этапов: - ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию; - ребенок рассматривает задачу с разных сторон; - ребенок доводит начатую работу до завершения. У Г.Г. Григорьевой выделены условия развития творческих способно-стей у детей: - педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познава-тельного, нравственного творчества; - организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошколь-ном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспече-ние эмоционального интеллектуального опыта. - единая позиция педагогов; общение с искусством; обучение, которое должно быть ориентировано на развитие творческих способностей; знания и умения детей должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях; комплексное и системное использование методов и приемов; создание атмосферы творчества, учет индивидуальных особенностей ребенка [9]. 1.2 Характеристика декоративного рисования на материале Хох-ломы средствами лэпбука В данном параграфе мы рассмотрим такие понятия как «декоративно-прикладное искусство», «орнамент». О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шац-кий, Ю.В. Максимов, А.П. Р.Н. Смирнов и др. Важную роль декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали многие педагоги исследователи детского изобразительного творчества, например А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Н. С. Карпинская, Е. Г. Ковальская, Н. Б. Халезова, З. А. Богатеева, и другие. Они убедительно показали, что ознакомление с произведениями декоративно-приклад-ного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к ми-ру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в де-тском саду. В словаре – справочнике есть определение – «декоративно прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Рассмотрим своеобразное и высокохудожественное явление традици-онной культуры народов России хохломской росписи. На сегодняшний день существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская роспись, как промысел зародилась именно у них. В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента. Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резь-бы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хох-ломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникаль-ные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ков-шей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота. Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохлом-скому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селе Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской росписи [31]. Первый этап работы включает в себя создание условий для приобще-ния детей к народной культуре, проявление интереса к данной теме. Подбор познавательной литературы имел направления: - история народного промысла, - особенности узоров, - знакомство с техникой выполнения узоров и т.д. Эффективным средством по усвоению материала является лэпбук. Материал для лэпбука, подбирается совместно с детьми. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные хохломской росписью, а самое главное - нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения. Традиционная хохломская роспись неразрывно связана с предметным и окружающим миром. Отличительная черта хохломы - растительный орна-мент, выполненный черной и красной краской на золотом фоне. Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Рассмотреть несколько элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры. -"осочки" (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз); -"травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением); -"капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия); -"усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль); -"завитки" (то же, что и "усики", но с легким нажимом-утолщением в середине элемента); -"кустик" (комбинация симметрично расположенных "осочек", "трави-нок", "капелек", "усиков" и "завитков"); - "ягодки" (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клу-бники или крыжовника; рисуются печаткой- тычком или кистью, а после подсыхания "разживляются" желтым цветом. Ознакомление детей с хохломской росписью происходит вовремя бесед на НОД (непосредственно образовательной деятельности). Детям показываются изделия, а также красочные иллюстрации с лэпбука. Это нужно делать ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи, для того чтобы у детей сохранился интерес. Целью рассматривания изделий оформленных хохломской росписью и их иллюстраций, является приобщение детей к народному творчеству. Привести к пониманию того, что узор украсил посуду, сделал её нарядной. Роспись выполняется тонкой кистью и только вручную. Поэтому двух абсолютно одинаковых орнаментов быть не может. На организованной образовательной деятельности, с детьми пробуем нарисовать узоры, начиная с самых простых. Возможно, что на таком занятии не каждый ребенок справиться с по-ставленной задачей. В лэпбуке, подготовлен материал, для индивидуальной работы. Вне занятий, дети могут использовать, дидактические игры «Обведи элемент». Вся индивидуальная работа проводится с учетом возможностей и способностей каждого ребенка. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем, как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе. По ходу занятия необходимо следить за правильным положением кисти, напоминать, чтобы не брали много воды и т. д., поощрять детей. Чуткое, внимательное и терпеливое отношение к ребенку поможет быстрее справиться с трудностями. Не стоит забывать о том, что не все дети могут сразу проявить интерес к рисованию узоров, поэтому необходимо дать время заинтересоваться. Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки, с полученными впечатлениями, закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству. Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа. Так, постепенно у детей формируется представление о декоративном промысле, можно переходить к творчеству. После того, как технические навыки у детей будут сформированы, начать развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творчество, умение анализировать. Мо-делирование процесса ознакомления с хохломой через лэпбук, дает до-школьникам знания, навык в декоративной росписи. Учит детей взаимодей-ствовать друг с другом, работать в коллективе. НОД, занимает основное место в процессе обучения (так как дети на них знакомятся с историей развития и особенностями хохломской росписи, учатся рисовать элементы), проводятся в форме беседы или просто знаком-ства с новым элементом, обязательно с рассматриванием данного элемента на посуде, иллюстрациях с изображением Хохломы. Народное декоративное искусство является неиссякаемым источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, со-держания орнаментальных композиций, заставляет искать доступные образ-цы для применения их в практике эстетического и нравственного формиро-вания личности дошкольников. 1.3 Педагогические условия развития художественно- творческих спо-собностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью лэпбука В этой главе рассмотрим педагогические условия развития художестве-нно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средст-вами лэпбука на материале Хохломы. Для реализации задач, направленных на развитие художественно- твор-ческих способностей были выбраны определенные педагогические условия. Остановимся подробно на каждом из них. Одним из педагогических условий является проведение подготови-тельной работы путем обогащения содержания изобразительной деятельно-сти с помощью лэпбука. Дошкольники учатся видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Такие наблюдения нужно подкреплять рассматриванием иллюстраций в книгах, в альбомах, а также в лэпбуке. Все наблюдения воспитатель комментирует, давая детям необходи-мые сведения о строении рассматриваемого объекта. В свободное время дети могут рассматривать экспонаты самостоятельно и зарисовывать их. Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии. Прием обучения — более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение. Метод наблюдения — когда источником знаний становятся наблюде-ния: за явлениями, предметами, действиями. Выбирают такие формы заня-тий, которые дают возможность учащимся осуществить реальное наблюде-ние за развитием действия, явления. Иллюстративные — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц и пр. Демонстрационные объединяют все виды демонстрации наглядного материала на уроке: видеосюжетов, кинофильмов, демонстрации приборов, опытов, технических установок. Более часто в практике мы пользуемся наглядными методами и прие-мами обучения. К ним относятся использование натуры, репродукции кар-тин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных пред-метов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке предмета, его цвет. Несмотря на способность детей 4—5 лет делать несложный анализ объектов изображения, работа с натуры в этом возрасте имеет свои отличия от использования натуры школьниками и художниками. Натура помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. В качестве натуры могут использоваться листья, ветки, цветы, плоды, а также игрушки, изображающее людей, животных, транспорт. Не рекомендуется применять в качестве натуры живых птиц, животных. Их движения, звуки будут отвлекать детей от рисования, не дадут возможности сосредоточить внимание на восприятии предмета в нужном положении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg