Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Диагностика и развитие мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

irina_krut2019 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2020
Объект: психологическая готовность к обучению в школе. Предмет: диагностика и развитие мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Цель: изучить особенности мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе и сформулировать рекомендации по его совершенствованию. Гипотеза: формирование мотивационного компонента готовности в условиях дошкольной образовательной организации обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: отбор доступного содержания представлений о школе, поэтапное построение работы (эмоционально-мотивационный, когнитивный, поведенческий этапы), установление взаимосвязи педагог-ребенок-родитель. Задачи: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. 2. Определить актуальный уровень мотивационного компонента готовности дошкольников к обучению в школе при использовании комплекса диагностических методик. 3. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по формированию мотивационного компонента готовности к школьному обучению. Методологическая основа: психолого-педагогическое обоснование возрастных особенностей и механизмов психического развития детей (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.А. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.); работы по проблеме адаптации к педагогическим условиям (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Методы: теоретические, эмпирические (диагностические методики). База: ГБОУ г. Москвы «Школа № 1324». Выборку исследования составили воспитанники дошкольной группы, в количестве 13 человек старшего дошкольного возраста. Практическая значимость результатов заключается в том, что предложенные в работе рекомендации могут быть применены в деятельности педагогов, педагогов-психологов для исследования и развития уровня мотивационного компонента готовности к школьному обучению у дошкольников. Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, включающих в себя разделы и подразделы, заключение, список использованной литературы, приложения. В работе имеется 6 таблиц и 3 рисунка. Объем – 55 страниц.
Введение

Актуальность изучения психологической готовности к обучению в школе во многом связана с происходящими в последнее время коренными преобразованиями в сфере образования. На сегодняшний день дошкольное образование с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» де-юре является уровнем общего образования. Готовность к обучению в школе является одной из значимых базовых категорий ФГОС ДО. В стандарте зафиксированы целевые ориентиры, которые предполагают формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности. В настоящее время имеются разные взгляды на структуру готовности к школьному обучению, но при этом главным критерием готовности А.К. Марковой, Н.И. Гуткиной, М.Р. Гинзбургом, Л.И. Божович определен мотивационный компонент готовности. Под мотивационным компонентом готовности в этом контексте понимается устремление ребенка к учению, желание быть школьником. В этом и заключается актуальность исследования вопросов готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению в связи с тем, что в настоящее время именно несформированность у детей мотивационного компонента готовности в большинстве случаев является ведущей причиной проблем, которые возникают у детей в начале обучения. Ведь даже если ребенок интеллектуально достаточно развит, и он, в принципе, умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, еще нельзя говорить о том, что ребенок на сто процентов готов к обучению в школе. Наличие нежелания учиться при имеющихся других признаках психологической готовности – интеллектуального и социально-коммуникативного – позволяет принять ребенка в школу, но, если интерес в начале обучения в школе не разовьется, то возникнут трудности в восприятии необходимого материала. На сегодняшний день имеет место противоречие между требованиями школы к готовности дошкольников обучаться в школе и готовностью детей соответствовать им. Этот вывод следует из того, что значительное число дошкольников испытывают значительные сложности в адаптации к школе, главной причиной, которых является то, что дети психологически не готовы к школьному обучению. Изучение мотивационного компонента готовности к школьному обучению определено запросами практики. Следовательно, для того чтобы ребенок мог влиться в учебный процесс, им должен быть достигнут конкретный уровень мотивационного развития. Проблемность состоит в поиске ответа на вопрос: какие психолого-педагогические условия могут быть использованы формирования мотивационного компонента готовности к школьном обучению у выпускников дошкольных образовательных организаций.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ…………………….……………………………………….6 1.1 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………6 1.2 Готовность к обучению в школе: определение и виды…………………….11 1.3 Педагогические основы и способы формирования интегративной образовательной среды как одного из условий повышения мотивационной готовности к обучению……………………………………………………....13 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………...……………….19 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ….…………….20 2.1 Организация и методы исследования………………………………………….20 2.2 Анализ результатов исследования……………………………………………..24 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………………34 ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ………………………………………35 3.1 Особенности мотивационного компонента готовности ……………………..35 3.2 Рекомендации по формированию мотивационного компонента готовности…………………………………………………………………………...41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…..……………………………55 ПРИЛОЖЕНИЕ..……………………………………………………………………56
Список литературы

1. Авдеенко А.М. Научно-исследовательская работа студентов [Текст]: учеб. пособие / А.М. Авдеенко, А.В. Кудря, Э.А. Соколовская / под ред. А.В. Кудри. – Гриф УМО. – М.: МИСиС, 2014. – 77 с. 2. Афонькина Ю.А. Психологическая диагностика готовности детей 5-7 лет [Текст] / Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова. – М.: Учитель, 2015. – 62 с. 3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ Энас, 2013. – 136 с. 4. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова / под общей ред. Н.М. Борытко. – 2-е изд., стер.; Гриф УМО. – М.: Академия, 2015. – 320 с. 5. Борякова Н.Ю. Педагогическая система обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Ю. Борякова. – М.: АСТРЕЛЬ, 2014. – 250 с. 6. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. – М.: РИЦ Альфа, 2013. – 136 с. 7. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе [Текст]: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. – М.: Айрис-пресс, 2015. – 130 с. 8. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2013. – 256 с. 9. Вьюнова Н.И Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар // Психолог в детском саду. – № 2. – С. 16 – 22. 10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2003. – 512 с. 11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – М.: Компенс – Центр, 2017. – 184 с. 12. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2016. – 688 с. 13. Донскова Н.И. Мониторинг готовности к школьному обучению детей 6-7 лет [Текст] / Н.И. Донскова // Ребенок в детском саду. – 2015. – № 4. – С. 63 – 70. 14. Давыдов В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.: Логос, 2016. 15. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2014. – 224 с. 16. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2015. – 76 с. 17. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Н.В. Елфимова. – М.: МГУ, 2012. – 124 с. 18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]: учеб, пособие / Е.П. Ильин. – СПБ.: ПИТЕР, 2016. – 215с. 19. Иванов Е.С. Проблема задержки психического развития и дифференцированный подход в учебном процессе [Текст] / Е.С Иванов // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. – СПб., 2014. – 140 с. 20. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706(031000) – Педагогика и психология; 05701(033400) – Педагогика / В.И. Загвязинский, Р. А. Атаханов. – 6-е изд., стер. – Гриф УМО. – М.: Академия, 2010. – 206 с. 21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2013. – 268 с. 22. Костенкова Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения [Текст] / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 64 с. 23. Командирова В.М. Диагностика готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе [Текст] / В.М. Командирова // Справочник педагога-психолога. – 2013. – № 2. – С. 13–22. 24. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов – СПб : Питер, 2014. – 480 с. 25. Кремлякова А.Ю. Диагностика мотивационной сферы у старших дошкольников [Текст] / А.Ю. Кремлякова // Справочник педагога-психолога. – 2015. – № 1. – С. 13–25. 26. Кузнецова А. Подготовка детей к обучению в школе [Текст] / А. Кузнецова, А. Алиева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 50– 54 27. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2013. – 144 с. 28. Лобанова Е.А. Готовность к школе детей с ЗПР [Текст] / Е.А. Лобанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 2. – С. 47–54. 29. Магомедова К.А. Особенности интеграции систем дошкольного и школьного образования [Текст] / К.А. Магомедова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2009. – № 3. – С. 65. 30. Микляева Н.П. Образовательная интеграция ДОУ: проблема интеграции [Электронный ресурс] / Н.П. Микляева // Режим доступа: URL: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=67&r=2 31. Мухина В.С. Детская психология [Текст]: учеб. для пед. ин-тов / В.С. Мухина. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 352 с 32. Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2017. – 632 с. 33. Нижегородцева Н.В. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – Ярославль: изд-во Яросл. пед. ун-та, 2015. – 87 с. 34. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. – М.: Владос, 2013. – 128 с. 35. Назаренко В.В. Экспериментальное исследование особенностей мотивационного развития современных дошкольников 5, 6 и 7 лет [Текст] / В.В. Назаренко // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 3. – С. 26–35. 36. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 2016. – 352 с. 37. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2017. 38. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2012. – 297 с. 39. Практическая психология образования [Текст]: учебное пособие / под редакцией И. В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2014. – 592 с. 40. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / URL: www.consultant.ru (Дата обращения: 05.03.2018) 41. Пятак С.В. Готов ли я к школе? Диагностика для детей 6-7 лет [Текст] / С.В. Пятак. – М.: Эксмо, 2014. – 190 с. 42. Семаго Н.Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: Аркти, 2011. – 257 с. 43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2016. – 350 с. 44. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М.: ООО «Аспект», 2015. – 448с. 45. Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к школьному обучению [Электронный ресурс] / Д.В. Солдатов. – Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/diagnostika-motivacionnoj-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniju.html 46. Стребелева Е.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Академия, 2012. – 312 с. 47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для уч-ся СПУЗ / Г.А. Урунтаева. – М. : Академия, 2016. – 336 с. 48. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] : пособие для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 2000. – 304 с. 49. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/ (Дата обращения: 05.03.2018) 50. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность детей к школе [Текст]: пособие для практических психологов, педагогов, родителей / В.Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева. – М.: Владос, 2001. – 256 с. 51. Шаграева О.А. Детский практический психолог: Программы и методические материалы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2014. – 256 с. 52. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст]: учебное пособие / И.А. Шаповал. – М.: Сфера, 2015. – 320 с. 53. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.И. Шевардин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 256 с. 54. Шкляревская С.М. Модель интеграции образовательной среды предшкольной подготовки и начального общего образования [Текст] / С.М. Шкляревская // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 45. 55. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: ACADEMIА, 2017. – 360 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста В период детства осуществляется психосоциальное созревание личности, который в будущем становится способным гармонично и результативно приспосабливаться к динамично изменяющейся социальной среде и выделять свое «Я» среди других. Социальное развитие подразумевает сочетание процессов социализации и индивидуализации, которые погружают ребенка не только и столько в предметный мир, но, прежде всего, в социальное пространство взаимоотношений посредством общения с близкими взрослыми и со сверстниками. Предшкольная подготовка играет значительную роль в жизни любого ребенка 6-7 лет. О том, где и в каком возрасте начинать проходить подготовку, начинают задумываться родители будущих первоклассников заранее, ведь во многом именно от того, насколько эффективно начнется обучение в школе, зависит последующий обучающий процесс ребенка. Вместе с тем, не все родители понимают, что работа с детьми не должна ограничиваться только лишь формированием у них учебных качеств и умений. Ведь для готовности ребенка воспринять социальную роль «ученик», являющуюся для него новой, должна быть сформирована психологическая готовность, включающая не только интеллектуальную, морфофункциональную, но и мотивационную и личностную готовность для школьного обучения [7]. Психологическая готовность напрямую зависит от сформированности или несформированности главнейших новообразований дошкольника. Новообразования не происходят сами по себе. Эти изменения являются итогом регулярного и целенаправленного воздействия [9]. Именно поэтому неорганизованные дети, которые дошкольные учреждения не посещают, и в семьях которых нет соответствующих педагогических условий, в развитии существенно отстают от своих ровесников. Перейти на очередную ступень развития ребенок может только в случае, если на предшествующем этапе были сформированы соответствующие предпосылки, т.е. возрастные новообразования. Для достижения этой цели взрослые должны знать и понимать возрастные закономерности развития, учитывать специфику возрастных этапов и новообразований, которые являются фундаментом для последующего развития ребенка. Понимание возраста сформулировано Л.С. Выготским и отражено в его концепции культурно-исторического развития [10]. Возраст исследователь определил, как своеобразное соединение внутренних и внешних факторов развития, определяющие закономерности развития в определенный возрастной период. Структура возраста вмещает в себя следующие компоненты [16]: ? социальную ситуацию развития; ? ведущий вид деятельности; ? главные новообразования; ? возрастной кризис. Рассмотрим указанные компоненты применительно к старшим дошкольникам. Главный компонент возраста – социальная ситуации развития. Основой детского психического развития выступают социальные условия. Она характеризует специфическое для этого возрастного этапа взаимоотношение «ребенок и социальная среда». Она обуславливает то, как ребенок ориентируется в социальных отношениях и в какие области социальной жизни он входит. Социальная ситуация старшего дошкольника имеет свою особенность, в связи с тем, что в отличие от детей младшего возраста у старшего дошкольника увеличивается не только стремление к самостоятельности, но и желание принимать участие в жизни взрослых. Ребенок в этом возрасте выходит за пределы домочадцев и активно взаимодействует с миром взрослых людей, который очень интересует ребенка – он не может ограничиться только его наблюдением, ребенку нужно активно функционировать в нем, именно поэтому социальная ситуация, свойственная для дошкольного возраста в целом и для ребенка старшего дошкольного возраста в частности, определяется как «ребенок-общественный взрослый» [21]. Следующим компонентом возраста является ведущий вид деятельности. В психологической теории и практике традиционным является интерпретация данного понятия, сформулированное А.Н. Леонтьевым, который рассматривал его как деятельность, развитие которой определяет значительные изменения в особенностях личности на конкретной стадии развития. Ведущей деятельностью следует назвать деятельность, в которой возникают и различаются новые для ребенка виды деятельности, образовываются или реорганизовываются психические процессы, осуществляются главные личностные изменения ребенка. В этом возрасте ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Появляющееся в дошкольном возрасте обучение возникает в игре. В игре развиваются воображение, внимание и память, осуществляется освоение социальной функции и норм поведения, что является важным этапом развития личности дошкольника. Следовательно, характер ведущего вида деятельности обуславливает содержание основных новообразований этого возраста [26]: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление когнитивного «эгоцентризма»; развитие идеального плана; развитие произвольности действий. Следующий компонент возраста – основные новообразования. Так, каждая возрастная ступень характеризуется наличием центрального новообразования, т.е. ведущего для всего процесса развития, вокруг которого расположены частные новообразования, которые относятся к отдельным сторонам когнитивного и личностного развития. Процессы, связанные с основным новообразованием, Л.С. Выготский называл центральными линиями развития [10]. Дадим краткую характеристику новообразования старшего дошкольника по двум направлениям: личностное и когнитивное развитие. 1. Соподчинение мотивов – создается стабильная структура мотивов, возникают новые социальные потребности, происходит появление нового типа мотивации – иерархии мотивов. В некоторых ситуациях дошкольник уже может сдерживать свои импульсивные желания и делать не так, как ему хочется, а так, как «надо» [36]. 2. Зарождение первичных этических инстанций. Ребенок исходит из этической оценки поступка взрослым и на этой основе находит связь между понятиями хорошего и плохого, а также своими действиями. 3. Развитие самосознания в этом возрасте ярко выражается в самооценке и осмыслении собственных переживаний. Ребенок изначально учится верно давать оценку другим, затем начинает проводить сравнения между действиями, поступками, качествами собственными и других детей. Содержание самооценки выражается состоянием умений, которые связаны с реализацией деятельности, и нравственные свойства, которые выражаются в подчинении или неподчинении нормам поведения [36]. 4. Произвольность поведения и появление воли как способность к управлению поведением. На этой возрастной ступени поведение ребенка из непосредственного и импульсивного становится опосредованным социальными стандартами. Дети начинают самолично осуществлять регуляцию своего поведения, сопоставляя его с эталоном [46]. Рассмотрим главные новообразования когнитивного развития старшего дошкольника. 1. Главным новообразованием познавательной сферы является развитие воображения, благодаря речи. Главная особенность развития воображения – постепенное отделение фантазии от реальности. 2. Формирование модально-образных форм мышления и постижение средств когнитивной деятельности. 3. Развивается память, произвольное восприятие, а также внимание. Благодаря памяти происходят все значимые изменения, которые характеризуют развитие когнитивной сферы. Кризис 7-летнего возраста можно назвать еще одним структурным компонентом этого возрастного этапа. В отечественной психологии кризис определяют как норму развития возрастного характера при сменяющейся социальной ситуации. Необходимым для возникновения кризиса условием является несоответствие между операционально-потребностными сторонами детской деятельности. Проще говоря, «хочу» уже возникло, а «могу» еще не создалось. При этом, возникновение нового «хочу» и усвоение нового «могу», как правило, требует отказаться от предыдущих желаний, потребностей, способов действий. В качестве новообразования, которое выражает сущность кризиса этого возрастного периода, Л.С. Выготский выделил «обобщение переживания» или «интеллектуализацию аффекта» [10]. У детей обобщение переживания находит выражение в утрате поведенческой непосредственности. Жеманность и кривляние, в первую очередь, связаны с произвольностью – дети сознательно принимают на себя какую-то роль, занимают заранее подготовленную позицию и не всегда эти роли и позиции адекватны ситуации. Но, несмотря на это, ребенок проявляет себя в поведении с этой выбранной внутренней ролью; из этого следует неестественность поведения и его такие черты как: эмоциональная противоречивость, нестабильность поведения, смена настроения без причины. У детей в этом возрасте появляются сложности во взаимоотношениях со взрослыми. Зачастую, дети не реагируют на просьбы и замечания взрослых, делают вид, что не слышат их. Фиксируется непослушание, конфликты с окружающими. Ребенок начинает интересоваться своим внешним видом и желает выглядеть взрослее. Такое поведение со временем вернется в норму. У ребенка сформируется умение действовать внеситуативно, согласно внутренней позиции, будет иметь место внутренняя свобода выбора позиции к возникающим ситуациям. 1.2 Готовность к обучению в школе: определение и виды Поступление в школу – важный и ответственный момент, как для малыша, так и для его родителей. В психологическом словаре термин «готовность к обучению в школе» определен как комплекс психических качеств, которые необходимы ребенку для эффективного начала обучения в школе [32]. Готовность к школе – это не только развитие интеллекта, не только приобретение необходимых школьных атрибутов, а прежде всего это всестороннее развитие ребенка, которое имеет целью – помочь ребенку в дальнейшем эффективно справляться со школьной программой [11]. Таким образом, функциональная готовность – это комплекс физиологических и психических качеств организма любого ребенка-дошкольника: развитая мелкая моторика, координация движений, развитые познавательные психические процессы, речь, а также знание и понимание окружающей действительности. Значительно влияют на готовность эмоционально-волевая сфера, уровень интеллектуального развития, коммуникативные навыки и направленность на приобретение знаний. Несмотря на наличие функциональной готовности, также требуется наличие у дошкольника стремления посещать школу, т.е. должна быть сформирована мотивация к обучению. Ребенок должен хотеть приобрести знания, как следствие, получал удовольствие и радость от школьного обучения и соответственно его результативности. Внутренняя позиция дошкольника является фундаментом готовности, поэтому очень важно сформировать у него верное отношение к школе. В том случае, если он не готов к роли ученика, если у него не сформирована мотивационная готовность, то с большой долей вероятностью у ребенка возникнут трудности в обучении. Вследствие возникших трудностей может развиться стойкое нежеланием идти в школу, он будет проявлять невысокий познавательный интерес, слабую учебную активность, низкую работоспособность и пассивность [3]. В.С. Мухина полагает, что готовность – это желание и осознание необходимости учиться, которое возникает в итоге социального созревания дошкольника, появления у него внутренних противоречий, которые задают мотивацию к учебной деятельности [31]. Л.И. Божович описала параметры психологического развития ребенка, которые наиболее значимо влияют на эффективность обучения. Среди них: мотивационное развитие ребенка, включающее когнитивные и социальные мотивы учения, развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Главным критерием готовности в работах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника». Она являет собой сочетание когнитивной потребности и потребности в общении на новом уровне [5, с. 201] и возникает к концу дошкольного возраста и позволяет ребенку включиться в учебную деятельность в качестве ее субъекта, что находит выражение в сознательном формировании и реализации устремлений и целей [35, с. 168-169]. Под внутренней позицией школьника понимается новое отношение ребенка к среде, возникающее в результате тесного переплетения двух основных ненасыщаемых потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослым. Успешность в учебе повышает социальный статус ребенка и обеспечивает новый уровень взаимоотношений со взрослым. Ее возникновение во многом определяется наличием адекватной среды для развития. Подводя итог вышеизложенному, отметим, что психологическая готовность – это составная часть готовности, характеризующая этап психического развития дошкольника, а ее компонентами являются интеллектуальная, личностная, психофизиологическая и мотивационная готовность. В связи с вышеизложенным, важной задачей представляется формирование готовности через систему педагогической работы с дошкольниками, имеющей целью их всестороннее развитие [11]. 1.3 Педагогические основы и способы формирования интегративной образовательной среды как одного из условий повышения мотивационной готовности к обучению Интеграция является одной из главных задач ДОО и школы, как условие адаптации первоклассников к новому виду активности. Л.С. Выготский, исследуя особенности психического развития дошкольников, особое внимание уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребенок должен быть подготовлен к нему предшествующим развитием. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром. Таким образом, интеграция заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом. Сегодня понятие «интеграция» понимается как непрерывный учебно-воспитательный процесс, имеющий общие и специфические цели. При этом ДОО обеспечивает базовое развитие способностей ребенка, а начальная школа, основывается на опыте ДОО и способствует его последующему личностному становлению. Целостный процесс развития личности, обеспечивающий ее качественные изменения, рост физических и умственных способностей, приобретение жизненного опыта предусматривает интегративный подход в организации образовательной среды. При проектировании образовательной среды важным аспектом является учет ее структуры, где необходимо выделять следующие элементы: ? помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающую территорию, оборудование, атрибутику, оформление (В.А. Ясвин, Л.Д. Давыдов, Ю. Кулюткин, С. Тарасов, В.И. Слободчиков); ? содержание, формы и методы деятельности: формы организации и содержание мероприятий, содержание образовательного процесса, способы действий (В.А. Ясвин, Л.Д. Давыдов, Ю. Кулюткин, С. Тарасов, В.И. Слободчиков, Л.Д. Давыдов, В.А. Локалов, В.Т. Тозик); ? отношения, возникающие между субъектами, коммуникацию, в которую вступают субъекты образования (В.А. Ясвин, Л.Д. Давыдов, Ю. Кулюткин, С. Тарасов, В.И. Слободчиков, Л.Д. Давыдов); ? субъектов среды (В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин, Л.Д. Давыдов). Кабинет для обучающихся дошкольников должен отличаться от всех других помещений в школе. Сюда впервые приходит ребенок после детского сада. Здесь он будет узнавать новое, знакомиться, играть и отдыхать. Грамотно оборудованный кабинет – это благоприятная среда для обучения, для развития индивидуальных способностей детей. Повышается продуктивность образовательной и воспитательной деятельности педагога и обучающихся. Повышается мотивация обучающихся к обучению. Важной составляющей интегративной образовательной среды является компьютеризация образовательного процесса. Компьютер способствует повышению мотивации обучающихся в решении учебных задач за счет новизны, активного вовлечения в учебный процесс. Необходимо также акцентировать внимание на содержании, формах и методах деятельности. Важно учитывать то, что вся работа с дошкольниками и младшими школьниками основывается на принципе «не навреди», ее нужно направить на то, чтобы сохранить здоровье, эмоциональное благополучие и индивидуальность ребенка. Особую важность приобретают отношения, возникающие между субъектами, коммуникация, в которую вступают субъекты образования. Для разрешения проблем коммуникации необходимо создать творческую атмосферу в образовательном учреждении. Под творческой атмосферой образовательного учреждения мы понимаем такие особенности учебного сообщества, которые стимулируют проявление творческой активности у педагогов и обучающихся, способствуют их творческой самореализации и самоутверждению, ориентируют их усилия в направлении прогрессивного развития образовательного учреждения и каждой личности, интегрируют действия каждой индивидуальности в деятельности всего образовательного учреждения как субъекта, национальную культуру, в ноосферу. Творческая атмосфера образовательного учреждения включает в себя такие компоненты, как: ? совокупность мотивов, определяющих групповую направленность активности как получение творческого продукта; ? духовные ценности, определяющие характер поведения индивидов в профессиональной деятельности и учебе ценностное отношение к творчеству; ? стремление к самореализации, самоактуализации и самоутверждению в творчестве; ? стремление к высоким результатам в труде и учебе и др.; ? традиции коллектива, определяющие трудовые установки (любое дело выполнять на основе поиска оптимального решения; ? стремление коллективно решать проблемы; каждое дело выполнять, опираясь на смекалку, изобретение; ? проверять любую творческую идею на «экспериментальное деяние», прежде чем внедрять ее в массовую практику и др.); ? наличие образцов творческой деятельности и продуктов творчества, вызывающих восхищение, удивление и желание подражать им, превзойти их; ? наличие носителей творческой деятельности, людей, обладающих богатым опытом успешной творческой работы и способных увлечь творчеством, направить творческий поиск начинающих и оказать им помощь в реализации творческих задумок, поддержать их. Главная обязанность педагога заключается в поощрении и направлении инициативы ребенка. Кроме того, не следует забывать, что неповторимый облик успешного дуэта «педагог-ученик» может сложиться из двух главных составляющих: индивидуальные интересы и склонности обучающихся и аналогичные интересы и склонности педагогов. Для плодотворной деятельности такого тандема необходимо создание в воспитательном коллективе атмосферы, стимулирующей у воспитанников положительную «Я-концепцию», потребность в саморазвитии, а также проявление потенциальной одаренности. Педагогу необходимо демонстрировать веру в успех воспитанников. Также, важным является аспект оценивания результатов интегративного обучения при переходе ребенка к ступени начальной школы. Исследователи считают необходимым оценивать образовательные результаты на основе диагностики следующих знаний, навыков и умений: ? умение работать по шаблону, слушать педагога и выполнять его инструкции; ? владение эффективными методами взаимодействия с детьми и взрослыми: договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве; ? умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане; ? умение договариваться и приходить к общему выводу, в том числе в ситуации столкновения интересов; ? учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве. Помимо этого, необходимо учитывать и такой оценочный фактор, как успеваемость ученика начальной школы: от того, насколько эффективным будет акт преемственности (перехода на новую ступень обучения) будет зависеть результат образовательной деятельности школьника.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg