Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ООО «МаксиКонтроль».

irina_krut2019 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2020
Выпускная квалификационная работа на тему: Повышение конкурентоспособности предприятия на примере ООО «МаксиКонтроль». Конкурентоспособность, управление, внутренняя, внешняя среда, стратегия управления, управления конкурентоспособностью торгового предприятия, персонал, заработная плата. Выпускная квалификационная работа состоит введения, из трех глав, заключения и списка литературы. Объем работы 72 страницы, количество рисунков – 16, количество таблиц – 47, количество использованных источников литературы - 40. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты, характеризующие понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» предприятия, рассмотрены методы оценки, а также стратегии управления конкурентоспособностью предприятия. Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика предприятия, проведен анализ конкурентоспособности предприятия на основе факторов внутренней и внешней среды; дана оценка эффективности управления конкурентоспособностью предприятия. В третьей главе представлены основные направления стратегии управления конкурентоспособностью предприятия экономическими методами, предложена экономико-математическая модель конкурентоспособности предприятия, а также разработаны мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособности предприятия, которые носят экономически обоснованный характер. В заключении даны выводы и предложения по проведенному исследованию.
Введение

Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появилась только в середине ХVIII в. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительной развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др. А. Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора, соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем е менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкурентный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка. Изучение проблемы конкурентоспособности предприятия является актуальным в настоящее время. В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых, адекватных условиям конкуренции, инструментов управления предприятиями и рычагов повышения их конкурентоспособности. Объектом исследования является ООО «МаксиКонтроль», предметом исследования – процесс формирования конкурентоспособности ООО «МаксиКонтроль». Цель исследования - разработка мероприятий, направленных на совершенствование деятельности ООО «МаксиКонтроль» и повышение его конкурентоспособности. В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи: ? изучение основ понятия конкурентоспособности предприятия, значение конкурентоспособности в рыночной экономике, маркетинговые исследования фирмы, методы и способы оценки конкурентоспособности предприятия; ? анализ конкурентоспособности конкретного предприятия, на основе проведения исследования внешней коммерческой среды, исследования внутренней среды самого предприятия, включая анализ финансово-экономической деятельности; ? разработка экономических и управленческих решений для повышения конкурентоспособности предприятия. При написании работы использовались методы анализа синтеза, моделирования и другие. Изучению проблем конкурентоспособности предприятия, её оценки и управления в настоящее время посвящено значительное количество исследовательских работ. Так, среди российских экономистов большое внимание вопросам конкурентоспособности уделяют Р.А. Фатхутдинов, Л. А. Сахарова, Ю.В. Тарануха, В. Шерягин, Т. Г. Старостина и другие. Теоретико-методологической базой исследования выступили нормативно-правовые акты, публикации в периодической и учебной литературе, монографии, отчетность предприятия.
Содержание

Введение 1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью торгового предприятия 1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 1.3 Стратегии управления конкурентоспособностью предприятия 2 Анализ финансового состоя ооо «максиконтроль» 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «МаксиКонтроль» 2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды ООО «МаксиКонтроль» 3 Разработка стратегии управления конкурентоспособностью ооо «максиконтроль» экономическими методами 3.1 Основные направления стратегии управления конкурентоспособностью предприятия экономическими методами 3.2 Экономическое обоснование выпуска газобетона 3.3Мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособности предприятия Заключение Список использованных источников и литературы
Список литературы

1 Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М. : Омега-Л, 2016. 48 с. 2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. М. : Проспект. 2017. 624 с. 3 Об обществах с ограниченной ответственностью : ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 4 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках : закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 . Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 5 Алферова Н. Н. Концепция конкурентных преимуществ в контексте конкурентоспособности предприятия // Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН : сетевой журнал. 2015. № 2. URL: http:// cyberleninka.ru (дата обращения: 11.05.2017). 6 Берегова И. Б. К Вопросу об управлении конкурентоспособностью предприятия // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «экономика и менеджмент. 2014. № 2. Том 7. С. 137 – 142. 7 Верескун М. В. Формирование системы управления конкурентоспособностью крупных интегрированных промышленных предприятий // Основы экономики, управления и права. 2015. № 3. С. 55 – 59. 8 Веснин В. Р., Кадифов В. В. Стратегическое управление : учебное пособие. СПб. : Питер, 2015. 256 с. 9 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник. М. : Гардарики, 2016. 456 с. 10 Галездинова Д. А., Семенова В. В. Управление механизмом повышения конкурентоспособности предприятия // Educatio. 2015. № 1. С. 14 – 18. 11 Головачев А. С. Конкурентоспособность организации. Минск : Выш. шк., 2015. 319 с. 12 Гримашевич О. Н. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе повышения качества продукции // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2. С. 42 – 46. 13 Данилова С. В. Конкурентоспособность как экономическое явление // Достижения вузовской науки. 2014. № 3. С. 183 – 190. 14 Дворянских А. Б. Управление конкурентоспособностью лесопромышленного комплекса региона: автореф. ... дис. канд. экон. наук. Пермь : ООО «Полиграф Сити». 2014. 24 с. 15 Дудник А. В. Система управления конкурентоспособностью российского АПК и экономическая политика аграрного протекционизма // Проблемы современной экономики : сетевой журнал. 2013. № 3. URL: http:// www.m-economy.ru 16 Жидкова Е. В. Формирование конкурентных преимуществ фирмы методами стратегического ценообразования // Вестник Московского государственного университета леса. Лесной вестник. 2016. № 5. С. 114 – 120. 17 Зимина А. А., Уразова Е. А. Теория и практика экономического анализа : учебное пособие. Хабаровск : ТОГУ, 2014. 234 с. 18 Кендюх Е. И., Цугленок Н. Н. Современные концепции конкурентоспособности // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2015. № 1. С. 19 – 24. 19 Ковалев В. В. Управление финансовой структурой фирмы : учебно-практическое пособие. М. : Финансы и статистика, 2015. 258 c. 20 Коваленко А. И., Полевой А В. Отдельные теоретические аспекты конкурентной стратегии фирмы // Науковедение : сетевой журнал. 2014. № 3. URL: http:// cyberleninka.ru (дата обращения: 18.05.2018). 21 Лебедева Н. А. Конкурентный анализ в бизнесе. Орел : МАБИВ, 2014. 140 с. 22 Мечитов С. Р. Теоретические аспекты разработки конкурентных стратегий // Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 41. С. 82 – 87. 23 Минченкова О. Ю. Повышение конкурентоспособности организации на основе управления знаниями. М. : Изд-во ГУУ, 2015. 222 с. 24 Моисева Н. К. Международный маркетинг и бизнес : учебник. М. : Центр экономики и маркетинга, 2016. 272 с. 25 Мокроносов А. Г., Маврина И. Н. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. 194 с. 26 Пашкова Е. Ю., Дулова Е. В. Конкурентоспособность товаров и услуг. Самара : РИЦ СГСХА, 2015. 135 c. 27 Поляничкин Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 191 – 195. 28 Портер М. Международная конкуренция / под ред. В. Д. Щетинина. М. : Альпина Паблишер, 2016. 947 с. 29 Сахарова Л. А. Российская промышленность: организационно-экономические инструменты повышения конкурентоспособности в условиях реструктуризации. М. : Русайнс, 2015. 268 с. 30 Сталаш В. А. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия в России // Инновационная наука. 2015. №7. С. 154 – 157. 31 Старостина Т. Г. Конкурентный потенциал организации. Ульяновск : УлГТУ, 2014. 115 с. 32 Степанов Л. В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. Воронеж : Научная книга, 2014. 203 с. 33 Стоянова Е. С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент для практиков. М. : Перспектива, 2015. 268 с. 34 Тарануха Ю. В. Конкурентные стратегии. Современные способы завоевания преимуществ. М. : Русайнс, 2016. 358 с. 35 Тарануха Ю. В. Конкуренция и конкурентоспособность. М. : Русайнс, 2015. 336 с. 36 Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю: [сайт]. http://habstat.gks.ru (дата обращения 10.04.2018) 37 Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : практикум. М. : Маркет ДС, 2015. 208 с. 38 Фролов С. М. Факторы конкурентоспособности предприятий в сфере обращения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 1. С. 82 – 95. 39 Чайникова Л. Н. Конкурентоспособность предприятия : учебное пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2014. 192 с. 40 Чернова А.И. Управление конкурентоспособностью предприятия // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 15. С. 146 – 150. 41 Технология производства газобетона - [режим доступа]: http://www.gazobeton.ru ( дата обращения 12.04.2018).
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия Последние десятилетия Россия все активнее пытается интегрироваться в мировую экономику, стать полноправным участником глобальных экономических процессов. Однако, чтобы стать успешным субъектом мировых хозяйственных отношений, необходимо производить товары и услуги, которые бы могли конкурировать на внешнем рынке. Кроме того, в последние годы отечественным компаниям приходится выдерживать конкуренцию не только на глобальном рынке, но и на внутреннем, заполненном импортными товарами и услугами. Таким образом, все более актуальной для современных российских предприятий становится проблема оценки конкурентоспособности их товаров и услуг. Слово «конкуренция» в переводе с латинского означает сталкивание. Фирмы-конкуренты соперничают между собой с целью расширить долю рынка, продвинуть свои товары и услуги, используя для этого различные средства. Таким образом, конкуренция включает в себя два основных элемента: – соперничество производителей товаров и услуг между собой за клиента; – удовлетворение потребностей покупателей наиболее полно. Существуют различные подходы к трактовке термина «конкурентоспособность». На рисунке 1.1 представлен сравнительный анализ трактовки этого понятия несколькими ведущими отечественными и зарубежными экономистами, такими как М. Портер, М. Макдоналд, Я. Данбар, И. М. Лифшиц, Г. Л. Азоев, П. С. Завьялов, Н. И. Перцовский. Рисунок 1.1 - Сравнительный анализ трактовки понятия «конкурентоспособность» Таким образом, общим для всех приведенных понятий является то, что авторы рассматривают конкурентоспособность как особую силу предприятия, его способность выживать в сложных рыночных условиях, продвигать свою продукцию, удовлетворять потребности покупателей. Большинство авторов обращают внимание на то, что конкурентоспособность является показателем того, насколько эффективно предприятие может использовать имеющиеся у него финансовые, производственные и трудовые ресурсы. Конкурентоспособность можно рассматривать на нескольких уровнях – микро, мезо и макро (рисунок 1.2). Рисунок 1.2 – Уровни конкурентоспособности Исходя из представленной структуры уровней конкурентоспособности можно провести классификацию конкурентоспособности по уровню конкурентных отношений. Так, на микроуровне можно говорить о конкурентоспособности продукции, её востребованности на рынке и способности соответствовать запросам потребителей. Под мезоконкурентностью можно понимать конкурентоспособность фирмы в целом, её соответствие рыночной ситуации, способность эффективно работать, получать прибыль, удерживать рынки сбыта. Макроконкурентость – это конкурентоспособность регионов и стран в целом, их способность создавать для предприятий благоприятный налоговый и инвестиционный климат, проводить эффективную инновационную, бюджетную и монетарную политику, создавать законодательство, способствующее развитию науки и предпринимательства, обеспечивающее защиту прав собственности. Другие подходы к классификации конкурентоспособности представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1 – Подходы к классификации конкурентоспособности Признак классификации Виды конкурентоспособности По уровню конкурентных отношений - конкурентоспособность продукции (микро конкурентоспособность). Это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом; - конкурентоспособность предприятия (мезо конкурентоспособность). В самом широком смысле можно определить как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов; - конкурентоспособность региона (города). Это его способ¬ность создавать требуемые политические, экономические, эко¬логические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармо-ничному развитию личности и повышению качества жизни на-селения. - конкурентоспособность государства. Это его способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государ-ственных, коммерческих и других структур по обеспечению комплексной безопасности и высокого качества жизни населе¬ния. В отношении рынка - на глобальном рынке (мировом) - национальном рынке; - региональном рынке; - местном рынке; По подходу к управлению предприятием - стратегическая конкурентоспособность. Она определяет потен-циальную способность данного объекта конкурировать с анало-гичными объектами в будущем на запланированном рынке. - фактическая конкурентоспособность – сложившаяся конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке. По объекту - конкурентоспособность нормативных актов; - научно-методических документов; - проектно-конструкторской документации - технологии; - производства; - выпускаемой продукции (выполняемой услуги), - рабочего; - специалиста; - менеджера; - ценных бумаг; - инфраструктуры (внешней среды); - информации; - фирмы (организации, учреждения). В качестве элементов конкурентоспособности как интегрированной оценки принято выделять следующие составляющие (таблица 1.2): – конкурентоспособность предложения; – конкурентоспособность ресурсов; – конкурентоспособность менеджмента; – конкурентоспособность идеи. Таблица 1.2 – Элементы конкурентоспособности как интегрированной оценки Структурная составляющая Описание Конкурентоспособность предложения Определяет так называемую текущую конкурентоспособность предприятия. Для современ¬ных маркетинговых рынков свойственна конкуренция не самого товара, а того, чем он дополнительно снабжен в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финанси¬рования, особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых людьми вещами. Понятие «предложение товара» существенно рас¬ширяет рамки учитываемых при анализе конкурентоспособности факторов, определяющих окончательный выбор покупателя. Предложение, таким образом, включает в себя продукт, цену и сопут¬ствующие услуги, т.е. то, что определяет полезность (выгодность) приоб¬ретения для клиента. Конкурентоспособность располагаемых ресурсов: финансовых, природных, материальных, технологических, производственных, кадровых и других. Ею определяется долгосрочная конкурентоспособность предприятия. В частности, платежеспособный спрос также можно рассматривать как один из видов ресурсов, по поводу доступа к которому существует конкуренция. При этом если рассматривать общий совокупный спрос, то все предприятия, предлагающие товары или услуги на определенной территории, являются конкурентами. Наличие ресурсов позволяет предприятию длительное время обеспечивать (поддерживать) конкурентоспособность предложения. Конкурентоспособность менеджмента предприятия В условиях конкуренции необходимо поддерживать ресурсную базу в актуальном для условий рынка состоянии. Этот процесс, а также грамотное использование имеющихся ресурсов с точки зрения конкуренции опреде¬ляется, конкурентоспособностью менеджмента предприятия, прежде всего высшего руководства. Способности топ-менеджеров к принятию важ¬нейших стратегических решений, генерации новых идей именно в том темпе, который требует рынок, и умение организовать их выполнение, готов¬ность идти на разумный риск являются важнейшими факторами конкурен¬тоспособности менеджмента. Конкурентоспособность менеджмента — это сравнительная характеристика качества менеджмента на предприятии и у конкурентов. Прежде всего, это различия в квалификации, мотивации, орга¬низации управления. Конкурентоспособность предпринимательской идеи. Является связующим, базовым элементом указанных аспектов конкурентос¬пособности. Предпринимательская идея включает основное представление о продукте предприятия, о способе удовлетворения потребности клиентов, о спо¬собе поддержания и развития потенциала и о способах управления предпри¬ятием. Перечисленные составляющие являются уникальными для каждого предприятия, а их удачное сочетание и определяет конкурентоспособность предпринимательской идеи. Все элементы конкурентоспособности взаимосвязаны между собой: основным элементом выступает конкурентоспособность менеджмента и идеи (рисунок 1.3). Рисунок 1.3 – Структура конкурентоспособности Важным понятием при оценке конкурентоспособности предприятия является понятие конкурентного преимущества. Под конкурентным преимуществом понимается особое превосходство предприятия в чем-либо над конкурентами. В качестве таких преимуществ может выступать особое географическое или финансовое положение предприятия, его положительный имидж, высокий профессиональный состав, особые качества производимых товаров и услуг. Все перечисленные компоненты можно назвать факторами конкурентного преимущества. Часть из них являются внешними (например, географическое положение предприятия), другие (например, кадровый состав) – внутренними. Если предприятие способно сохранять свое конкурентное преимущество в течение длительного промежутка времени, то такое конкурентное преимущество называется устойчивым. Чтобы сформировать конкурентное преимущество, предприятие может использовать различные подходы, зависящие от того, какой вид преимущества предприятия намерено получить. Основные подходы по формированию конкурентных преимуществ представлены в таблице 1.3. Таблица 1.3 – Пути формирования конкурентных преимуществ Тип преимуществ Подходы к созданию преимуществ Преимущества, основанные на внешних отношениях Отношения с покупателями Увеличение числа лояльных покупателей Правовые аспекты Наличие местных законов, препятствующих выходу на рынок новых конкурентов Преимущества в налогообложении Расположение Поставщики Прочные взаимосвязи Преимущества, основанные на внутренних отношениях Управление товарными запасами Эксклюзивный товар Низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба Больше товаров Широкий ассортимент Выгодные условия закупка Низкие цены Лучшие покупатели Больший объем продаж Работа магазина Лучший сервис Лучшее представление товара Лучшая реклама Большая безопасность, низкий уровень хищений Лучшие торговые работники Лучшие менеджеры магазина Системы контроля Лучшая информационная система управления Эффективное распределение Лучший контроль за запасами Очевидно, что существуют и другие пути формирования конкурентных преимуществ. Иногда, одно вовремя принятое решение может сформировать значительное преимущество предприятия перед другими участниками рынка. Конкурентоспособность предприятия оценивается в первую очередь для того, чтобы повысить эффективность деятельности предприятия, увеличить его прибыль. Для оценки конкурентоспособности предприятия по сравнению с другими участниками рынка предприятию необходимо ответить на ряд вопросов, перечень которых представлен ан рисунке 1.4. Рисунок 1.4 – Перечень вопросов отслеживания конкурентной позиции предприятия по отношению к другим участникам рынка Первые три вопроса позволяют формировать стратегию предприятия. Ответив на все четыре вопроса, предприятие формирует окончательное представление о намерениях конкурентов. Важным вопросом при оценке конкурентоспособности предприятия является анализ факторов, формирующих его конкурентоспособность. Выделяют различие группы таких факторов в зависимости от исследуемого объекта. Перечень факторов может меняться в зависимости от того, какие направления конкурентоспособности необходимо проанализировать. Перечень может содержать обобщённый или более детализированный набор факторов. Среди специалистов существуют различные подходы к определению факторов конкурентоспособности (таблица 1.4). Таблица 1.4 – Основные факторы конкурентоспособности в зависимости от объекта конкурентоспособности Объект Факторы Товар (продукция) - продукт и его критерии качества; - цена; - доведение продукта до потребителя; - продвижение продукта; - доля рынка Производственная организация - эффективность производственной деятельности; - финансовое положение; - эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке; - конкурентоспособность продукции; - доля рынка Торговая организация (объединены факторы, выделенные различными авторами) - имидж фирмы; - динамичность развития; - уровень диверсификации хозяйственной деятель-ности (видов бизнеса); - способность к риску; - разнообразие ассортимента товаров; - качество реализуемых товаров; - рациональность ассортимента товаров; - культура обслуживания; - условия обслуживания; - доступность услуг; - суммарная рыночная доля главных видов бизнеса; - стабильность финансово-экономического положения; - рыночная цена товаров с учетом возможных скидок или наценок; - частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет; - предпродажная подготовка товаров; - эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товаро¬движения; - уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб пред¬приятия, торговых организаций и потребителей); - уровень рекламной деятельности; - уровень послепродажного обслуживания; - политика предприятия во внешней предпринимательской среде, характе¬ризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими от¬ношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п. - трудовая этика (желания и умения трудиться); - гибкость и готовность к самосовершенствованию; - мобильность рабочей силы (желание рабочей силы учиться, работать за границей, постигать опыт других стран); - дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования Отрасль - производительность труда; - уровень оплаты труда; - капиталоемкость; - наукоемкость и технический уровень продукции; - совокупность знаний и научных заделов, необходимых для самостоятельного освоения продукции и ее воспроизводства; - объем технологических заделов для реализации научных и проектно-конструкторских разработок; - степень экспортной ориентации или импортной зависимости отрасли; - степень соответствия уровня развития отрасли общему уровню развития национального хозяйства; - экспансия отрасли Страна - динамизм экономики - динамизм рынка - развитие финансовой системы - роль государства - ресурсы и инфраструктура - готовность стимулирования торговой деятельности - политика страны в отношении нововведений - социально-политическая обстановка Каждый из приведенных факторов можно охарактеризовать с использованием ряда критериев. Под критерием понимается ключевой признак, по которому можно провести оценку признака. Требования, предъявляемые к критериям, позволяющим оценить конкурентоспособность предприятия, представлены на рисунке 1.5. Рисунок 1.5 – Требования к критериям оценки конкурентоспособности предприятия Представленные требования свидетельствуют о том, что критерии оценки конкурентоспособности предприятия должны быть объективными, универсальными, сочетаемыми между собой, пригодными к синтезу, ориентированными на конкретную цель. Показатель конкурентоспособности предприятия в целом является поликритериальным, так как предполагает учет сразу нескольких различных критериев. Основные группы критериев оценки конкурентоспособности предприятия представлены в таблице 1.5. Таблица 1.5 – Критерии оценки конкурентоспособности предприятия Критерии конкурентоспособности Показатели конкурентоспособности Критерии оценки технического уровня предприятия а) механизация и автоматизация торговой деятельности; б) техническая оснащенность труда; в) уровень состояния основных фондов предприятия Критерии экономического потенциала и эффективности деятельности а) доля на рынке; б) объем продаж; в) экономия затрат; г) рациональность эксплуатации основных фондов (фондоотдача); д) наивысшая рентабельность; е) совершенствование организации труда; ж) производительность труда; Критерии финансового состояния предприятия а) коэффициент автономии; б) доходность предприятия; в) коэффициент платежеспособности предприятия; г) коэффициент абсолютной ликвидности; д) коэффициент оборачиваемости оборотных средств Критерии оценки ассортимента товаров а) широта ассортимента; б) глубина ассортимента; в) коэффициент обновления ассортимента; г) коэффициент устойчивости ассортимента Критерии эффективности стимулирования спроса а) степень обновления ассортимента; б) степень завершенности покупки; в) объем и структура неудовлетворенного спроса; г) рентабельность рекламных мероприятий д) степень приверженности покупателей к торговому предприятию Критерии эффективности менеджмента а) репутация фирмы б) эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех работников; в) стиль управления; г) эффективность руководства; д) принципы организации систем управления, построение организационной структуры, механизм управления Критерии состояния и квалификации трудовых ресурсов а) компетентность продавцов; б) соответствие компенсирующей системы для мотивации и стимулирования работников; в) участие менеджеров и технического персонала в профессиональных организациях; г) уровень мотивации и удовлетворения работой у сотрудников Представленные в таблице критерии необходимо рассматривать во взаимосвязи. Они взаимозависимы, изменение одного влечет за собой изменение другого. Кроме того, каждое предприятие индивидуально, и приведенный список критериев нуждается в корректировке с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, структуры его ресурсов, ситуации в отрасли. 1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия Поскольку конкурентоспособность подлежит оценке, значит можно говорить о методах, с помощью которых эта оценка производится. Среди отечественных и зарубежных экономистов не существует единого подхода к определению методов оценки конкурентоспособности предприятия, так же, как не сложилось единого подхода к самому определению конкурентоспособности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика предприятия, 77 страниц
1925 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 52 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 84 страницы
2100 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 84 страницы
2100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg