Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Теоретические основы естественной монополии.

irina_krut2019 2225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2020
Предмет исследования – исследование изменения тарифов на газ и цен на услуги по техническому обслуживанию, ценообразование в области газоснабжения, выявление наиболее выгодного варианта оплаты за потребление природного газа в многоквартирных и частных домах. Объект исследования – ООО «Газпромтрансгаз Казань» (ЭПУ «Зеленодольскгаз»). Целью исследования данной работы является изучение сущности государственного регулирования естественных монополий, ценообразования, изменение тарифов на газ и услуги по газоснабжению, а также выбор наиболее оптимального варианта потребления природного газа в многоквартирных домах. Задачами дипломной работы являются: 1) изучение сущности и понятия монополии, основная ее характеристика; 2) изучение деятельности, структуры анализируемого предприятия; 3) изучение ценообразования в области газоснабжения в РТ; 4) рассмотреть нормативы потребления природного газа населением; 5) рассчитать и сравнить объем потребляемого газа по факту и нормативу в многоквартирных и частных домах; 6) проанализировать варианты газоснабжения и выбор наиболее выгодного варианта; 7) рассмотреть понятие государственно-частного партнерства, выявить преимущества и недостатки для государства и инвестора. Структура работы включает введение, три главы, выводы и предложения, список использованной литературы и приложения.
Введение

Естественные монополии играют огромную роль в жизни любой страны. Электро-, газо- и водоснабжение, железнодорожный транспорт, предприятия, обеспечивающие чистоту в городах - всё это естественные монополии. Они обеспечивают получение гражданами различных государств, средств первой необходимости (воды, газа, электричества). От их правильной и скоординированной работы зависят условия проживания людей. Естественные монополии – это необходимый элемент в жизни любой страны, ведь они позволяют значительно уменьшить расходы государства и помогают более эффективно использовать ограниченные природные ресурсы. Вопрос о сущности естественных монополий, способах их реформирования и государственного регулирования в России приобрел в настоящее время особую значимость. Это обусловлено тесной взаимосвязью естественных монополий с социальной и экономической жизнью общества, их непосредственным влиянием на эффективность деятельности других субъектов экономики, а также несоответствием внутренней организации естественных монополий условиям функционирования в рыночной среде. Любые негативные моменты в ходе преобразований естественных монополий, осуществления структурных реформ прямо или косвенно могут отразиться на экономических показателях государства и благосостоянии его граждан. Такое положение естественных монополий обязывает государство проводить взвешенную экономическую политику. Но, несмотря на такой положительный эффект, естественные монополии - это предприятия, за которыми нужен постоянный присмотр государства, ведь если не вмешиваться в их дела, они могут превратиться в настоящие монополии, диктующие на рынке услуг свои условия.
Содержание

Введение 8 1. Теоретические основы естественной монополии 10 1.1. Понятие и сущность монополии, ее основные характеристики 10 1.2. Примеры государственного регулирования 29 1.3. Характеристика ООО «Газпром трансгаз Казань» ЭПУ «Зеленодольскгаз» 33 2. Государственное регулирование в отрасли газоснабжения и теплоэнергетики в РТ (на примере ООО «Газпром трансгаз Казань» ЭПУ «Зеленодольсказ») 49 2.1. Определение количества потребителей газа в Зеленодольском районе 49 2.2. Ценообразование в ООО «Газпром трансгаз Казань» 69 3. Реализация государственного регулирования в газовой промышленности 81 3.1. Стратегическое развитие ООО «Газпром трансгаз Казань» ЭПУ «Зеленодольскгаз» 81 3.2. Государственно-частное партнерство 87 Заключение 90 Список использованных источников 92
Список литературы

1. Методика определения размера специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для финансирования программ газификации, утвержденная приказом Федеральной службы по тарифам от 21.06.2011 г. № 154-э/4 (в ред. Приказа ФСТ от 12.10.2011 № 245-э/1). 2. Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 27.10.2011 г. № 252-э/2. 3. Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 г. № 129-э/2. 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.05.2001г. № 335 «О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.11.2010 № 943) . 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 № 1205). 6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (ред. от 30.01.2018) «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (вместе с «Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ». 7. Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». 8. Федеральный закон от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Основные источники 9. Бабук И.М. Экономика промышленного предприятия: учеб.пособие / И.М.Бабук, Т.А. Саханович. – Минск : Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. – 439с. 10. Баскакова О.В. Экономика предприятия(организации): учебник/ Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. – М.: Дашков и К, 2013. – 372с. 11. Белоусова, Н.И., Васильева, Е.М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. Труды Института системного анализа Российской академии наук. 12. Дураев О.Г. Проблемы государственно-частного партнерства в России // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – 2. – С. 47-50. 13. Лисица Е.С. Естественные монополии в мировой экономике: сущность, генезис и тенденции развития // Вопросы экономики. - 2014. - №5.- С. 12-18. 14. Научная статья по специальности «Экономика и экономические науки». Необходимость государственного вмешательства в процесс регулирования деятельности естественных монополий в региональной экономике России. 15. Научная статья по специальности «Экономика и экономические науки». Роль естественных монополий в национальной экономике. Автор Жучков А.Ю 16. Научная статья по специальности «Государство и право. Юридические науки». Принцип правового регулирования естественных монополий. Автор Рыженков А.Я. 17. Научная статья по специальности «Экономика и экономические науки». Государственное регулирование естественных монополий. АвторЦихоцкий Ф.Н.,ТелковаМ.Г.,Кривцова М.К 18. Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. - 2014. - №6. - С. 46. 19. Тукенов А. А. Рынок электроэнергии. От монополии к конкуренции; Энергоатомиздат - М., 2014. - 416 c. 20. Тьюгендхэт К. Международные монополии; Прогресс - М., 2016. - 296 c. 21. Экономический журнал ВШЭ, №3.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы естественной монополии 1.1. Понятие и сущность монополии, ее основные характеристики На сегодняшний день проблема монополизма считается наиболее актуальной темой, как и конкуренция на товарных рынках. Сегодня монополия привлекает интерес не только специалистов, но и широкий слой населения. Монополия - так называют положение в хозяйственном процессе или ситуацию с наличием единственного продавца, вследствие чего отсутствует состязательность (конкуренция) между различными поставщиками услуг и товаров. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Слово монополия латинского происхождения, «моно» – один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Первые монополии появились в 80-х годах 19-го века. Отличительной особенностью монополий «первого поколения», является то, что они создавались при непосредственном вмешательстве государственных органов в тех отраслях, которые обеспечивали нужды государственного хозяйства. Как раз это и привело к раннему появлению государственно-монополистических тенденций. До начала 20 века роль монополий была невелика. Толчком к их развитию послужил экономический кризис 1900-1903 гг. Монополии постепенно охватили важнейшие отрасли промышленности, и чаще они образовывались в виде картелей, синдикатов и трестов. В то время государство использовало против монополий законодательство, формально запрещающее их деятельность. Из-за этого монополисты регистрировали свои предприятия, используя разрешённые формы (например, акционерные предприятия). В период промышленного подъёма (1910-1914 гг.) происходил дальнейший рост монополий. Количество промышленных и торговых синдикатов и картелей доходило уже до 150-200 предприятий, десятки из которых были на транспорте. Многие крупнейшие банки превратились в банковские монополии, что способствовало укреплению и развитию концернов, трестов и т. п.. Концентрация монополий в различных отраслях производства была крайне неравномерна - в металлургии, транспорте, машиностроении, нефте- и угледобычи они концентрировали основную часть производства и почти безраздельно господствовали на рынке, в то время как в лёгкой и пищевой промышленности уровень монополизации был невысок. Годы первой мировой войны (1914-1918 гг.) в целом увеличили число монополий и их мощь, особенно развивались монополии, связанные с военным производством. На основе их слияния с государственными органами существовал Российский монополистический капитализм. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Вновь монополии возникли при переходе России к рынку. В российской промышленности в настоящее время существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их доля составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Естественные монополии - наиболее устойчивые отрасли экономики. Их доля в ВВП составляет около 15%. 1.1.1. Понятие естественной монополии и ее основные признаки. Естественные монополии - это монополии, разрешенные государством. К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, газоснабжение, электроснабжение. Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными государственными службами, ведомствами. Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать категорию естественная монополия, необходимо рассмотреть ее основные черты: ? наиболее эффективное функционирование при отсутствии конкуренции; ? установлены барьеры входа на рынок для других фирм, прежде всего, это высокие издержки; ? низкая эластичность спроса по цене. Товар, который поставляет на рынок фирма-монополист, уникален и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены; ? сетевой принцип. Можно вывести следующее определение: естественная монополия – это такая разновидность монополии, наличие которой объективно выгодно с позиций общественных интересов, так как позволяет удовлетворять большой совокупный спрос (на общественные блага и услуги первой необходимости) в условиях минимальных затрат, а потому ее деятельность легализована государством. Под естественной монополией обычно подразумевают отрасль, так как она охватывает все производство определенного товара или услуги. 1.1.2. Условия возникновения и существования естественных монополий. Принято считать, что в отдельных направлениях хозяйственной деятельности объективно существует ситуация, когда функционирование хозяйствующего субъекта максимально эффективно при отсутствии конкуренции, т.е. на базе единственной фирмы. Велико влияние так называемого эффекта масштаба на снижение издержек. Существует много объяснений положительного и отрицательного эффекта масштаба. Экономия, обусловленная расширением масштабов производства, вызвана тем, что: ? по мере роста размеров предприятия увеличиваются возможности использования преимуществ специализации в производстве и управлении; ? на более крупных предприятиях может применяться высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование; ? больше возможностей для диверсификации деятельности, развития побочных производств, выпуска продукции на базе отходов основного производства. Материальной основой предпринимательской деятельности субъекта естественной монополии, как правило, является распределенный по значительной территории инженерный объект или комплекс взаимосвязанных объектов, функционирующий как единое целое, т.е. сеть: телефонная, железнодорожная, газо-, водо-, тепло-, энергоснабжения, либо объекты, расположение которых обусловлено факторами природной среды - морские и речные порты, аэродромы. Применительно к такого рода объектам экономическая нецелесообразность их дублирования с целью развития конкуренции определяется как техническими аспектами их деятельности, так и большой стоимостью объектов (большими первоначальными вложениями капитала). Поэтому естественные монополии выгодны как для общества, так и для государства, что объясняет их сохранение в национальном производстве. К таким отраслям принято относить большинство предприятий, которые занимаются производством «общественных благ», то есть «общественного пользования», осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного и трубопроводного транспорта, автодорожное строительство, кабельное телевидение и другие услуги. В случае сокращения объемов представления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будет действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними, и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Еще одна причина существования монополии состоит в том, что одна единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Как правило, это предприятия, которые имеют свободно невоспроизводимые элементы производства и инфраструктуры (редкие металлы, электроэнергия, линии электропередач, телефонные линии, железнодорожный транспорт, трубопроводы, трансформаторные подстанции, генераторы, насосное и водопроводное оборудование, очистные сооружения, военно-промышленное оборудование). Немаловажной причиной существования естественной монополии выступает государственное ограничение притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. Это выражается в применении патентов и специальных лицензий, разрешающих деятельность тем субъектам, которых определит государство. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию. В некоторых случаях одним из факторов, определяющих возникновение естественной монополии, является размер рынка. Когда спрос на товар монополиста невелик, то естественная монополия может оставаться, так как она полностью удовлетворяет спрос на рынке с низкими издержками. Однако по мере того как спрос растёт, нагрузка на фирму увеличивается и для полного удовлетворения спроса, вероятно, потребуется увеличить объем производства. Таким образом, с расширением рынка естественная монополия может перерасти в конкурентный рынок. Ориентировочно естественные монополии формируются в следующих сегментах рынка: ? крупномасштабные предприятия, монопольное положение которых обусловлено высокими экономическими барьерами; ? территориально отдаленные локальные рынки товаров (услуг) с неэластичным спросом, на которых конкуренция нерациональна; ? монополия производителя, основанная на использовании уникального ресурса; ? монополии, лидирующие на тех или иных направлениях современного научно-технического прогресса; ? монополия федеральных (региональных, муниципальных) органов власти на те, или иные продукты (услуги) с неэластичным спросом, которые составляют неотъемлемую часть любого потребительского набора; ? монополия, приобретенная на рынке контрактов. Все приведенные сферы характеризуются определенной, в частности, экономической спецификой. 1.1.3. Классификация естественных монополий. Условно существуют два типа естественных монополий: ? природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых; ? технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Выделяют следующие виды естественных монополий: ? по масштабу (территориальному пространству): федеральные, региональные, муниципальные (локальные). Локальные естественные монополии - наиболее часто встречаемый вид естественной монополии; ? по отраслевой принадлежности (специализации): монополии в топливно-энергетическом комплексе, монополии в коммуникативном обслуживании (оказание услуг связи, почты, Интернета), монополии в транспортной системе, монополии в жилищно-коммунальном хозяйстве; ? по наличию государственного регулирования: регулируемые, нерегулируемые; ? по форме собственности субъекта: государственные, муниципальные, частные, смешанные; ? по возможности вступления в отрасль: открытые (барьеры незначительны), закрытые (барьеры высоки); ? по длительности существования: постоянные (при растущей отдаче от масштаба при любом объёме производства), временные (пользуются преимуществами отдачи от масштаба только при определённом объёме спроса). 1.1.4. Функции естественных монополий в экономической системе России. Естественные монополии (рис. 1) служат структурообразующим элементом экономики, обеспечивающим ее стабильность, целостность и эффективность. Деятельность субъектов естественных монополий оказывает значительное влияние на итоговые макроэкономические показатели, социальную сферу и безопасность страны. Рис. 1. Понятие естественной монополии Как одна из структурных составляющих экономической системы государства, естественные монополии играют значительную роль в функционировании экономики, следовательно, они выполняют важные функции, такие как: ? функция оказания для общества жизненно важных услуг, так как только естественные монополии могут оказывать большинство жизненно важных для общества услуг с наименьшими издержками; ? системообразующая (интегративная) функция - естественные монополии имеют структурообразующий характер для экономики страны; ? стабилизирующая (дестабилизирующая) функция - естественные монополии могут вырабатывать стратегическое поведение на средне- и долгосрочную перспективу, так как они меньше подвержены воздействию экономических кризисов; ? функция обеспечения национальной безопасности - естественные монополии за счёт своей политики зачастую обеспечивают национальную безопасность (лучше налажен контроль за утечкой технологий, имеется возможность поддерживать национальных поставщиков, национальные разработки, есть возможность поддерживать транспортную и энергетическую безопасность страны проводить политику в интересах своего государства на мировой арене. Естественные монополии служат объединяющим элементом в национальной экономике. Государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, контролируя цены на их продукцию. 1.1.5. Современные естественные монополии. В России известны естественные монополии: ОАО «Газпром» , ОАО «РЖД», и бывшее РАО «ЕЭС». Учитывая стратегический характер названных отраслей, законодатель воздержался от поспешности в деле их реформирования. В настоящее время только одна из названных компаний – РАО «ЕЭС» - подвергнута глубокой реструктуризации путем выделения из ее состава межрегиональных распределительных сетевых компаний, оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний. РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» – крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз». ОАО «Газпром» принадлежит около 23% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). Наглядно это можно увидеть на рис. 2. Рис. 2. Газовый рынок «Газпром» За рубежом ОАО «Газпром» располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Среди факторов, определяющих устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке - уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов. В создании единой системы газоснабжения Россия определила страны западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологически, финансовый и научно - технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «Wintershal» (дочерним предприятии концерна «BASF») дает «Газпрому» возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли. Экономические и финансовые успехи «Газпрома» во многом объясняются, во-первых, началом реформирования газовой отрасли в 1989 г., что дало концерну два дополнительных года для адаптации к новым условиям хозяйствования. Во-вторых, к началу реформ «Газпром» располагал опытом работы на внешних рынках. Ему удалось успешно реализовать свою, «газпромовскую» модель экономических реформ. Как крупные, так и менее значимые предприятия, входящие в систему «Газпрома», фактически остаются его производственными подразделениями и успешно функционируют и на сегодняшний день. Будучи юридическими лицами, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. Их уставной статус - «предприятие ОАО». С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления. Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту. Избранная «Газпромом» модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в качестве крупной компании - естественной монополии - «Газпром» способен в обозримом будущем стать мощным «локомотивом» экономики России. Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились. Таким образом, изучив понятие «Естественная монополия», признаки естественной монополии и характеристику Газпрома можно сделать вывод - Газпром является естественной монополией. Ценовая политика монополистов. Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в расходах на доставку и хранение в различных регионах. Ценовая дискриминация, практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной. Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий: ? фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование; ? должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и продать на другом по высокой, то это приведет к изменению спроса и предложения, а в результате и к выравниванию цен, что подорвет ценовую дискриминацию; ? способность производителя к определению структуры рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар. Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на три типа. Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации). Цель любой ценовой дискриминации состоит в том, чтобы перевести потребительский излишек в прибыль фирмы (чем в большем размере, тем лучше). Совершенная ценовая дискриминация происходит тогда, когда фирме удается назначить такие цены, чтобы совершенно весь потребительский излишек данного рынка перешел к ней. Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации). Ценовая дискриминация второго типа предусматривает назначение разных цен единицы товара при покупке разных количеств товара. Как правило, большие объемы закупок обходятся потребителю дешевле в расчете на единицу товара. Классическим примером ценовой дискриминации второго типа служит блочный тариф - потребитель оплачивает первые несколько единиц товара (первый блок) несколько дороже, чем последующие блоки. Другим примером ценовой дискриминации второго типа служат оптовые продажи в противоположность розничным: при покупке оптовых партий товара потребитель уплачивает более низкую цену за единицу товара, чем в розницу. Ценовая дискриминация по группам потребителей - разграничение рынков (третий тип дискриминации). В тех случаях, когда фирма не может точно установить предельную ценность каждой единицы товара для каждого потребителя и, следовательно, она не может проводить дискриминационную политику первого типа, возможно разделение совокупного спроса на группы потребителей с одинаковой предельной ценностью товара. Тогда фирма при условии невозможности арбитража может назначать разные цены для разных групп потребителей. Этот вид называется третьим типом ценовой дискриминации. Примерами такого вида дискриминации могут служить разные цены подписки на газеты и журналы для организаций и для частных лиц, разные тарифы на электроэнергию для фирм и для индивидов. Рассмотрим последствия ценовой дискриминации. С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те участки рынка, которые не получили бы никаких товаров и услуг в случае единой цены, также обслуживаются. Естественная монополия является наиболее значимых разновидностей монополии. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Одной из причин ее образования является возрастающая отдача от масштаба. При этом должны соблюдаться два условия: ? концентрация производства в пределах одной фирмы приводит к снижению издержек производства единицы продукции (средних издержек); ? объем производства фирмы, при котором достигается минимум средних издержек, превышает общую емкость рынка или близок к ней. В этом случае расширение фирмы до пределов всего рынка экономически целесообразно: происходит удешевление производства. Существуют два типа естественных монополий: ? природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста); ? технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. Скажем, технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой. Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано. Особенностями естественной монополии являются: высокие единовременные капитальные затраты и значительное сезонное колебание предельных затрат. Поэтому фирмы такого типа часто практикуют так называемый двухкомпонентный(гибкий) тариф. Он включает:
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 74 страницы
4000 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 41 страница
1025 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 137 страниц
3425 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg