Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Эффективность применения специальных налоговых режимов субъектами малого и среднего предпринимательства.

irina_krut2019 2350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2020
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает субъект предпринимательства, который принимает решение о выборе оптимальной системы налогообложения для дальнейшей деятельности. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в сфере применения специальных налоговых режимов субъектами малого и среднего бизнеса. Целью исследования является оценка рассматриваемой эффективности, ее количественное и качественное измерение. В качестве задач можно выделить: ? изучение теоретических основ налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства; ? выявление и анализ достоинств и недостатков специальных налоговых режимов; ? разработку предложений по совершенствованию налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства и оценка их эффективности. В первой главе будут раскрыты общие положения исследуемой темы, а именно: понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны, определение плательщика специального налогового режима. Вторая глава содержит анализ практики применения специальных налоговых режимов на примере индивидуального предпринимателя и организации, описание процесса выбора оптимальной системы налогообложения с учетом показателей финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. В третьей главе собраны основные нововведения и поправки в области специальных налоговых режимов, которые были приняты за последние несколько лет, произведена оценка эффективности данных изменений. В заключение будет раскрыта значимость полученных результатов исследования. Выводы будут обоснованы в соответствии с поставленными целями и задачами выпускной квалификационной работы.
Введение

На сегодняшний день поддержка малого и среднего бизнеса в России является крайне важной. Несмотря на то, что предпринимательство не отличается своей масштабностью, уровень его развития во многом определяет качество жизни населения в целом, влияет на темпы экономического роста, уровень безработицы. Более того, развитие субъектов малого и среднего предпринимательства способствует модернизации экономики, определяет векторы развития, а также обеспечивает конкурентную среду на рынке. Стоит отметить, что предпринимательство нуждается в государственной поддержке, которая заключается в создании благоприятных экономических условий для развития малого и среднего бизнеса. Действительно, в условиях экономической и политической нестабильности субъекты малого и среднего предпринимательства являются наиболее уязвимыми и неустойчивыми участниками рынка. Обеспечение должного уровня развития предпринимательства позволит не только укрепить позиции малого и среднего бизнеса, но и способствовать проведению структурной перестройки экономики с ориентацией на потребности населения. Применение специальных режимов является мерой государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, поскольку в рамках рассматриваемых систем налогоплательщикам предоставляется право на уплату единого налога при соблюдении условий, которые дают возможность использовать режим налогового благоприятствования. Более того, предусмотрены упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы отчетности, что заметно снижает уровень административной нагрузки на развивающийся бизнес. Совершенствование порядка применения специальных налоговых режимов необходимо осуществлять постоянно. Более того, поправки и нововведения должны отражать реальную ситуацию в экономике. Это позволит создать условия, в которых предприниматели смогут не только развивать собственный бизнес, но и способствовать экономическому росту и модернизации экономики в целом.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства 5 1.1. Характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства 5 1.2. Роль малого и среднего бизнеса в развитии рыночной экономики 8 1.3. Налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства 13 Глава 2. Практика налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства 26 2.1. Статистика применения специальных налоговых режимов субъектами малого и среднего предпринимательства 26 2.2. Анализ порядка применения специальных налоговых режимов 32 2.3 Оценка эффективности применения специальных налоговых режимов 51 Глава 3. Совершенствование налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства 57 3.1. Проблемы в применении специальных налоговых режимов 57 3.2. Направления совершенствования специальных налоговых режимов 64 3.3. Оценка эффективности предложенных изменений. 73 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87 ПРИЛОЖЕНИЯ 92
Список литературы

I. Законы Российской Федерации 1. Закон Московской области от 06.11.2012 N 164/2012-ОЗ (ред. от 19.12.2016) «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 25.10.2012 N 9/30-П) 2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017) 3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» 4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» 5. Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» II. Постановления Правительства Российской Федерации 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» III. Нормативные акты, инструкции 7. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) 8. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) 9. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) IV. Иные официальные материалы 10. Доклад Минэкономразвития России о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы от 11.10.2017г. 11. Статистический сборник "Малое и среднее предпринимательство в России", 2017г. V. Монографии, учебники, учебные пособия 12. Малис, Н.И/ Налоговый учет и отчетность: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.И. Малис, Л.П. Грундел, А.С. Зинягина; Финуниверситет; под ред. Н.И. Малиc. М.: Юрайт. 2016. 342 с. 13. Налогообложение организаций: Учебник / Артемьев А.А. [и др.]; Финуниверситет; Под ред. Гончаренко Л.И. М.: Кнорус, 2016. 512с. 14. Теория и практика налогообложения: Учебник / Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ; под ред. Н.И. Малис.— М.: Магистр: Инфра-М, 2014. 384с. 15. Налоговый менеджмент в организациях: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. С. Кирина, Н. А. Назарова. М.: Издательство Юрайт, 2016. 279 с. VI. Диссертации и авторефераты диссертаций 16. Варнавский, А.В. Налогообложение субъектов малого предпринимательства : Дис. ...канд. экон. наук / Финансовая академия при Правительстве РФ. М., 2003. 190с. VII. Научные статьи 17. Васева А.А., Разумовская Е.А. Налогообложение малого предпринимательства в России: состояние и перспективы // Вестник молодежной науки. 2018. №1. С. 10-17. 18. Васильева О.Н. Поддержка МСП в текущих экономических условиях - на чём государству лучше сосредоточить усилия? / Васильева О.Н., Сафрыгина Е.К. // Вестник МГОУ; Сер.: Юриспруденция . 2016. № 1. С.81-91. 19. Ворожейкина И. В. Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса // Молодой ученый. 2017. №51. С. 148-151. 20. Герасимова Л.Н. Роль специальных налоговых режимов в стабилизации экономики в стране и снижении социальной напряженности в обществе / Герасимова Л.Н., Сурсякова А.А. // Научный обозреватель. 2015 . № 4. С.13-15. 21. Герб Анна Александровна Влияние специальных налоговых режимов на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства // Теория и практика общественного развития. 2017. №2. С.15-18. 22. Горина Г.А. Патентная система налогообложения - методологический аспект // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2017. № 1. С.21-30. 23. Горина Г.А. Упрощенная система налогообложения - не все так просто // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет . 2015 . № 11. С.17-26. 24. Гребешкова И.А. Оценка налоговой нагрузки организации: установление граничных уровней // Экономика. Налоги. Право. 2017. №2. С. 157-159. 25. Думная Н.Н., Колодняя Г.В., Юданов А.Ю. Состояние среднего бизнеса в России и за рубежом // Экономика. Налоги. Право. 2015. №4. С.83-91. 26. Евдокимова Ю.В. Основные направления развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. С.22-32. 27. Засько В.Н., Шакирова Д.Ю. Бюджетно-налоговые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. 2015. №16. С. 2529-2542. 28. Капранова Л.Д. Бизнес-инкубаторы и их роль в развитии малого бизнеса в России // Экономика. Налоги. Право. 2015. №2. С.49-55. 29. Колодняя Г. В. Институты развития и малый бизнес: оценка эффективности взаимодействия // Экономика. Налоги. Право. 2016. №5. С.50-55. 30. Краснова О. И. Совершенствование налоговых режимов субъектов малого бизнеса // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. №4. С. 205-211. 31. Лукашевич А.Б. Специфика применения упрощенной системы налогообложения: преимущества и недостатки//Экономика и предпринимательство. 2015. №12-4 (65-4). С. 866-869. 32. Малис Н.И. Малый бизнес: налоговое стимулирование расширяет границы // Налоговый вестник. 2016. №5. С.75-81. 33. Малис Н.И. Налоговая политика должна мотивировать легализацию микробизнеса // Налоговый вестник. 2018. №1. С.68-73. 34. Мандрощенко О.В. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: проблемы и пути решения // Экономический анализ: теория и практика. 2014. №25. С. 43-47. 35. Мандрощенко О.В. О некоторых вопросах налогообложения субъектов малого бизнеса // Теоретические и прикладные аспекты современной науки : сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции 31 января 2015 г.: в 10 ч. Ч. VIII / Под ред. М.Г. Петровой. Белгород, 2015 . С. 101-105. 36. Митрич О.А. Новации для «спецрежимников» // Практический бухгалтерский учет. 2017. № 4. С. 24 - 37. 37. Мокроусов О.В. Ни один спецрежим не остался без поправок // Малая бухгалтерия. 2017. № 8. С. 12 - 23. 38. Назарова Н.А., Колосова А.А. Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации // Вестник ИЭАУ 2017 . № 17. С. 25-38. 39. Наумкин В.А. Малый и средний бизнес в России: современное состояние и перспективы развития // Общество: политика, экономика, право. 2016. №11. С.27-35. 40. Пансков В.Г. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены // Экономика. Налоги. Право. 2018. №1. С.112-119. 41. Пинская М.Р. Анализ и оценка вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании бюджетов территорий // Вестник Волгоградского государственного университета. 2015. №2. С. 88-95. 42. Пинская М.Р. Круглый стол «Меры налогового стимулирования развития малого и среднего бизнеса» // Экономика. Налоги. Право. 2018. С. 144-147. 43. Пинская М.Р. Налоги для малого бизнеса: какими им быть : Материалы круглого стола, проведенного в рамках XI Всероссийского налогового форума ТПП РФ / Приняли участие: М.Р.Пинская, Н.И.Малис и др. // Финансы. 2016 .№ 1. С.35-36. 44. Попадюк Т.Г. Влияние глобализации на динамику и структуру инновационных процессов в России // Экономика. Налоги. Право. 2016. №2. С. 36-42. 45. Савина О.Н. Время заняться субъектами среднего предпринимательства / Савина О.Н., Саркисян Э.П. // Аспирант. 2016 . № 1. С.120-124. 46. Савина О.Н. Налог на добавленную стоимость при упрощенной системе налогообложения: право выбора уплаты / Савина О.Н., Саркисян Э.П. // Налоги и налогообложение. 2016 . № 2. С.179-189. 47. Чумакова Наталья Анатольевна, Андрейко Мария Николаевна МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ // Научный вестник ЮИМ. 2018. №1. С.80-85. VIII. Интернет-источники 48. Консультант Плюс http://www.consultant.ru/ 49. Гарант.ру http://www.garant.ru/ 50. Федеральная налоговая служба Российской Федерации http://www.nalog.ru/rn77/ 51. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства 1.1. Характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства В экономической литературе предпринимательство определяется как деятельность, ведущаяся на свой страх и риск и направленная на систематическое получение прибыли от реализации товаров, работ и услуг. В свою очередь с юридической точки зрения Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет субъекты малого и среднего предпринимательства как хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Рассматриваемые субъекты могут иметь различные организационно-правовые формы. В соответствии с Законом «О малом и среднем предпринимательстве» базовыми критериями, на основании которых происходит выделение субъектов малого и среднего бизнеса, являются: ? структура уставного капитала; ? среднесписочная численность персонала; ? величина балансовой стоимости активов. Рассматривая критерий, связанный со структурой уставного капитала, стоит отметить, что существует несколько требований, выполнение которых позволит рассматривать предприятие как субъект малого и среднего предпринимательства. Во-первых, совокупная доля участия Российской Федерации и субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна быть более 25%. Во-вторых, доля участия иностранных организаций и компаний или юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, должна составлять менее 50%. Третьим условием является отнесение акций общества к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Еще одним условием, которое дает право признать предпринимателя субъектом малого и среднего бизнеса является получение им статуса участника проекта «Сколково». Также деятельность предпринимателя должна заключаться в применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям или участникам. Заключительным условием является включение учредителей или участников юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности. Стоит отметить, что выполнение одного из требований дает основания приравнять предприятие к рассматриваемым субъектам предпринимательства. Следующим критерием является среднесписочная численность работников организации. Предельные значения по величине персонала представлены в таблице 1. Таблица 1 - Предельные значения среднесписочной численности персонала для субъектов малого и среднего предпринимательства Показатель Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Среднесписочная численность работников (чел.) Менее 15 От 15 до 100 Более 100, но менее 250 Стоит отметить, что с 2016 года в законе о малом и среднем предпринимательстве понятие средней численности персонала заменено среднесписочной численностью. Разница между показателями заключается в том, что при расчете средней численности за календарный год учитываются все сотрудники, в том числе те, которые осуществляют свою трудовую деятельность в рамках гражданско-правового договора, по совместительству, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений. В свою очередь при расчете среднесписочной численности сотрудники, привлеченные по гражданско-правовому договору или работающие по совместительству, не учитываются. Не менее значимым критерием служит объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов. Предельные значения дохода от предпринимательской деятельности для определенных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены Постановлением Правительства «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» . Согласно нормативно-правовому акту, ограничение для микропредприятий составляет 120 млн. руб., для малых предприятий – 800 млн. руб. Субъекты среднего предпринимательства не должны превысить показатель, равный 2 млрд. руб. Пороговые значения по данному критерию на протяжении 5 лет значительно изменились. Анализ изменения предельного объема выручки для субъектов малого и среднего предпринимательства отражен в таблице 2. Таблица 2 - Изменение предельной величины выручки для субъектов малого и среднего предпринимательства Предельная величина выручки Период 15.02.2013 - 24.07.2015 С 25.07.2015 Микропредприятия 60 млн. руб. 120 млн. руб. Малые предприятия 400 млн. руб. 800 млн. руб. Средние предприятия 1 млрд. руб. 2 млрд. руб. Отметим, что предельно допустимое значение выручки для соответствия субъекту малого и среднего бизнеса за последние годы возросло вдвое, что способствовало увеличению совокупного количества субъектов предпринимательства. Более того, с 1 августа 2016 года понятие «выручка» было заменено доходом, поскольку данный показатель является более широким. Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий свою деятельность в одной из определенных организационно-правовых форм, отвечает всем перечисленным критериям, то он может быть отнесен к субъекту малого или среднего предпринимательства. Это позволяет внести сведения в единый реестр, который ведут федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В качестве вывода стоит отметить, что, несмотря на постепенное расширение предельных показателей, которые позволяют отнести предпринимателя к числу субъектов малого и среднего бизнеса, уточнения понятий среднесписочной численности и дохода, российское законодательство не предусматривает дифференциацию пороговых значений показателей в зависимости от сферы деятельности предпринимателей. Однако очевидным является тот факт, что в зависимости от разновидности предпринимательской деятельности величина стоимости активов и среднесписочная численность значительно различаются. Для детального анализа субъектов малого и среднего бизнеса необходимо оценить их роль в экономике страны в целом. 1.2. Роль малого и среднего бизнеса в развитии рыночной экономики Субъекты малого и среднего бизнеса являются значимыми в экономике любой страны. Действительно, успешное функционирование небольших предприятий способствует поддержанию экономического роста, обеспечивает увеличение занятости населения, является необходимым условием для инновационного развития страны в целом. Предпринимательство в рыночной экономике обеспечивает конкурентную среду, что создает предпосылки для более эффективного использования ресурсов. Субъекты малого и среднего предпринимательства адаптируются к изменяющейся стихии рынка и оперативно реагируют на конъюнктуру, способны к быстрым структурным и техническим изменениям, особо восприимчивы к внедрению инноваций. Развитие предпринимательства способствует насыщению местных рынков, способствует организации новых форм финансирования, производства и сбыта продукции . Иными словами, субъекты малого и среднего бизнеса во многом являются фактором успешного развития экономики страны в целом. Среди прочих достоинств субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить высокую эффективность капиталовложений при условии успешного развития финансово-хозяйственной деятельности. В условиях экономии на масштабах, специализации на производстве востребованных товаров, а также при отсутствии необходимости привлечения значительных финансовых вложений в качестве стартового капитала инвесторы и учредители получают высокий доход и отдачу от бизнеса. Однако не каждый предприниматель способен выйти на стабильный экономический рост. Причиной этого является высокая зависимость от внешних условий, уязвимость и неустойчивость, присущая субъектам малого и среднего предпринимательства. Финансовые и налоговые риски возникают из-за отсутствия весомых ресурсов для развития. Согласно данным официальной статистики каждый пятый субъект малого и среднего предпринимательства является убыточным. Подробная информация представлена в таблице 3. Таблица 3 - Распределение предприятий по финансовым результатам (ед.) Статус предприятия Общее кол-во Прибыльные предприятия Убыточные предприятия Доля убыточных предприятий 2016 г. Микропредприятия 1 643 274 1 311 750 331 524 20,2% Малые предприятия 1 809 766 1 444 693 365 073 20,1% Средние предприятия 17 595 14 306 3 289 18,7% 2017 г. Микропредприятия 1 738 085 1 391 954 346 131 20% Малые предприятия 1 897 445 1 517 754 379 961 20,1% Средние предприятия 17 461 14 061 3 400 19,5% Более того, согласно исследованию Всемирного банка, первых год ведения финансово-хозяйственной деятельности является для субъектов предпринимательства крайне сложным. По статистике более половины вновь созданных малых предприятий ликвидируются в течение года после открытия. В течение трех лет количество субъектов малого и среднего предпринимательства снижается в несколько раз, а предприятия, которые продолжают ведение своей деятельности на протяжении более чем 5 лет, не превышает 5% от первоначального количества зарегистрированных. По данным Федеральной налоговой службы России, в едином государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 февраля 2018 г. в Российской Федерации фактически действовало 6 039 035 малых предприятий (включая микропредприятия), и средних предприятий 20 219 со средней численностью работников около 6 307 230 человек. Доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте составляет 20% . Для сравнения стоит отметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза и США согласно данным ООН приближен к отметке в 35%. Состояние предпринимательства в России на данном этапе значительно уступает другим странам, несмотря на то, что необходимое развитие малого и среднего бизнеса в современном мире непосредственно влияет на благоприятную экономическую ситуацию в стране. Это является предпосылкой для оказания государственной поддержки представителям отечественного бизнеса. Для анализа ситуации рассмотрим данные, отраженные в таблице 4. Таблица 4 - Основные показатели экономической деятельности микропредприятий Показатель Микропредприятия Темп роста 2014 2015 2016 2015 2016 Число предприятий 1 868 200 1 990 003 2 597 646 6,52% 30,53% Среднесписочная численность работников, (тыс. чел.) 4 431 4 198 5 651 -5,25% 34,61 % Оборот предприятий, (млн. руб.) 9 699 312 18 587 049 20 138 811 91,63% 8,34% Стоит отметить, что микропредприятия развиваются крайне нестабильно. Так, увеличение на треть количества предприятий микробизнеса и среднесписочной численности сотрудников привело к небольшому приросту объема выручки, который составил менее 9%. Это говорит о том, что организации неэффективно используют ресурсы и предпочитают экстенсивный вариант развития. Далее рассмотрим тенденции аналогичных показателей для малых субъектов предпринимательства, информация о которых представлена в таблице 5. Таблица 5 - Основные показатели экономической деятельности малых предприятий Показатель Малые предприятия Темп роста 2014 2015 2016 2015 2016 Число предприятий 235 600 232 369 172 916 -1,37% -25,58% Среднесписочная численность работников, (тыс. чел.) 6 358 6 725 5 050 5,77% -24,91% Оборот предприятий, (млрд. руб.) 16 692,9 25 537, 3 18 738, 2 52,98% -26,62% При детальном рассмотрении представленных в таблице 5 данных очевидной тенденцией для малого предпринимательства является снижение темпов развития. Более того, уменьшение объема выручки малых предприятий по темпам опережает снижение остальных показателей деятельности. Показатели экономической деятельности среднего бизнеса, представленные в таблице 6, позволяют сделать выводы о периоде упадка в развитии для субъектов предпринимательства. Таблица 6 - Основные показатели экономической деятельности средних предприятий Показатель Средние предприятия Темп роста 2014 2015 2016 2015 2016 Число предприятий 13 700 19 278 13 346 40,7% -30,7% Среднесписочная численность работников, (тыс. чел.) 1 585,8 2 036,6 1 676,6 28,4% -17,7% Оборот предприятий, (млрд. руб.) 5 027,8 10 362,7 7 590,4 106% -26,7% Действительно, несмотря на большое количество организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу, на данный момент рассматриваемый сектор экономики обеспечивает вклад лишь пятой части в валовый внутренний продукт Российской Федерации. Более того, доля населения, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства, составляет примерно 25%, что является низким показателем ввиду большого количества представителей малого и среднего бизнеса. Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить, что сфера малого и среднего предпринимательства нуждается в государственной поддержке, а также в совершенствовании системы налогообложения. 1.3. Налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства Известно, что налогообложение является важным финансовым инструментом, который способен регулировать отношения и взаимодействие государства и представителя малого и среднего бизнеса. Традиционно применяется несколько подходов, позволяющих стимулировать развитие предпринимательства. Перед началом финансово-хозяйственной деятельности предприниматели сталкиваются с выбором системы налогообложения. В Российской Федерации им предоставлено право выбрать один из двух режимов налогообложения: общий или специальный. Однако стоит отметить, что налоговое законодательство предусматривает льготы и преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках каждой из этих систем. Если налогоплательщик – предприниматель принимает решение о применении общей системы налогообложения, стимулирование развития его деятельности будет обусловлено возможностью уменьшить налоговое бремя путем применения налоговых каникул и льготных ставок налогообложения . На сегодняшний день наиболее распространенной преференцией для малого и среднего бизнеса является применение сниженной ставки в рамках налога на прибыль . Субъект Российской Федерации в соответствии со статьей 284 Налогового кодекса вправе понизить ставку налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков. Однако ставка не может быть ниже 12,5% в период с 2017 по 2020 года. Основанием для применения рассматриваемой ставки в основном является инвестиционное соглашение между администрацией субъекта и налогоплательщиком. Кроме того, для сельскохозяйственных производителей и рыбохозяйственных организаций, а также предпринимателей, осуществляющих медицинскую, образовательную деятельность, а также функционирующих в сфере социального обслуживания граждан предусмотрена специальная ставка налога на прибыль 0% в отношении налоговых поступлений в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Это является значительной преференцией для тех субъектов малого и среднего предпринимательства, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность в рамках общей системы налогообложения в указанных сферах. Помимо перечисленных преференций одной из мер налогового благоприятствования является предоставление инвестиционного налогового кредита. Суть льготы заключается в изменении срока уплаты налога, с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Кредит может быть предоставлен организации, которая имеет хотя бы одно из оснований, перечисленных в статье 67 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Однако инвестиционный налоговый кредит не востребован субъектами малого и среднего предпринимательства ввиду его направленности на крупные организации, а также в связи с тем, что проценты за пользование заемными средствами оказывают непосредственное влияние на сокращение чистой прибыли предприятия. Льготы для предпринимателей установлены в сфере налогообложения, предоставления статистических отчетов, бухучета и порядка ведения кассовых операций. К примеру, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает право субъектов РФ и органов местного самоуправления устанавливать региональные и местные налоги, содержащие соответствующие льготы для субъектов малого и среднего бизнеса. Данная мера позволяет учесть особенности ведения хозяйственной деятельности представителем малого и среднего бизнеса, способствовать развитию. Кроме того, в соответствии с Законом «О малом и среднем предпринимательстве» непрерывное статистическое наблюдение за субъектами малого и среднего бизнеса осуществляется раз в пять лет. В период между сплошными наблюдениями осуществляются лишь выборочные статистические наблюдения - путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий. Это позволяет снизить уровень административной нагрузки в первые годы деятельности организации. Стоит отметить, что в рамках применения общей системы налогообложения субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на определенные льготы. Однако их влияние на снижение величины налогового бремени можно оценить как низкое ввиду высокой административной и налоговой нагрузки . Действенным способом стимулирования деятельности предпринимателей малого и среднего бизнеса служит применение специальных налоговых режимов. Стоит отметить, что Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» относит специальные налоговые режимы к мерам государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Предусмотрены упрощенные правила ведения налогового учета, а также упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Специальные налоговые режимы установлены Налоговым кодексом и предполагают наличие особого порядка определения элементов налогообложения, а также уплату единого налога и освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов субъектами малого и среднего предпринимательства. В Российской Федерации функционируют специальные налоговые режимы: упрощенная, патентная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, а также соглашение о разделе продукции. Поскольку налогоплательщиками в рамках соглашения о разделе продукции являются крупнейшие налогоплательщики, в данном исследовании представленный режим рассмотрен не будет. Налоговые поступления от предприятий малого и среднего бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, невелики. По состоянию на 1 октября 2017 года величина платежей, относящихся к налогам по специальным режимам, составила примерно 424,7 млрд. руб. Поскольку налоги в рамках специального режим в основном поступают в региональные и местные бюджеты, стоит отметить невысокую долю доходов в разрезе рассматриваемых бюджетов. Так, в бюджет субъекта зачисляется лишь 6,2% от совокупного объема налоговых доходов; аналогичный показатель для местного бюджета – 15,4% . Рассмотрим упрощенную систему налогообложения и особенности ее применения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Данная форма налогообложения позволяет сделать расчет и уплату налогов проще. Упрощенная система налогообложения – часто используемый режим налогообложения, который применяют многие плательщики. Его доля в налоговых поступлениях в рамках специальных налоговых режимов в 2017 г., согласно официальной статистике, представленной на сайте Федеральной налоговой службы, составила 70,7% . Налогоплательщик переходит на упрощенную систему (далее - УСН) по собственному усмотрению при соблюдении некоторых ограничений. К условиям применения упрощенной системы налогообложения относятся следующие: ? Доходы за год не должны быть больше 150 млн. руб. Для смены общей системы налогообложения на упрощенную с 2018 г. доходы за 9 месяцев 2017 г. должны быть не более 112,5 млн. руб. ? Предельное значение показателя бухгалтерской остаточной стоимости основных средств - 150 млн. руб. ? Средняя численность работников организации не превышает 100 человек. ? Максимальная доля участия иных организаций в уставном капитале - 25%. ? У организации нет филиалов. ? Переход осуществляется в уведомительном порядке согласно ст. 346.13 НК РФ по окончании текущего налогового периода с начала следующего календарного года. Кроме того, объект налогообложения также выбирается самостоятельно, что является стимулом перехода на упрощенную систему налогообложения. Организация может выбрать в качестве объекта доходы или доходы минус расходы. Выбор основывается на целесообразности, связанной со снижением объема налоговых обязательств налогоплательщиком, а также сокращением и упрощением отчетности. От данного выбора будет зависеть размер применяемой налоговой ставки. Если налогоплательщик в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, налоговой базой будет денежное выражение доходов. Налоговая ставка в данном случае будет равна 6%. Объект налогообложения можно изменять ежегодно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg