Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА

Формирование элементарных математических предствалений у дошкольников 6-7 лет.

irina_krut2019 2075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2020
Объект исследования – формирование элементарных математических представлений. Предмет исследования – элементарные математические представления старших дошкольников. Гипотеза исследования – формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников будет эффективным, если: - использованы разнообразные формы и методы работы; - разработано содержание работы по формированию элементарных математических представлений с дошкольниками, педагогами и родителями. Цель, предмет, гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: 1. Изучить теоретические основы развития элементарных математических представлений у детей 6 лет. 2. Выявить уровень развития элементарных математических представлений старших дошкольников. 3. Разработать содержание работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 4. Апробировать систему мероприятий педагогического воздействия, выявить ее эффективность. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, педагогический эксперимент, наблюдение, изучение педагогического опыта. Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе МДОУ № 20 «Ласточка» ПГТ Запрудня Московской области Талдомского района Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Введение

Актуальность исследования. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена значимостью развития элементарных математических представлений у детей шестого года жизни. ФГОС ДО, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Математические знания, умения и навыки, которыми овладевают подрастающее поколение, являются одними из наиболее cложных, включeнных в cодержание oбщeствeнного опыта. Это связано с тем, что они носят отвлеченный характер, и оперирование ими предполагает выполнение системы сложных умственных действий и операций. В игровых и бытовых ситуациях, в повседневной жизни дети сталкиваются с ситуациями, требующими применение элементарного математического решения (приготовить еду для кукол, накрыть стол для своих друзей, раздать куклам конфеты), которые предполагают знания таких отношений, как мало и много, меньше, больше или поровну, умения определить количество предметов в множестве, найти необходимое количество элементов из множества. Разрешение возникающих ситуаций осуществляется вначале с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Психолого-педагогические исследования Г.А. Корнеевой, А.М. Леушиной, Н.И. Непомнящей, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаевой, Е.В. Щербаковой позволяют говорить о том, что усвоение детьми системы математических представлений оказывает качественное влияние на общее психическое развитие и обеспечивает в дальнейшем эффективную готовность детей к школьному обучению. В дошкольном возрасте особо актуальны игровые формы обучения и воспитания. Особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в том ,что дидактическая игра оказывает влияние на развитие координации движений, умение действовать с предметами, способствует формированию такого качества ума как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов общественной значимой деятельности, становление элементов произвольного поведения. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множество предметов, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогике К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, А. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и др. Большое значение придают игре современные дидакты и психологи: З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова, Павлова Л.Н. и др. Вышесказанное, позволило нам обозначить цель исследования: изучить особенности формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы изучение процесса формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Особенности формирования элементарных математических представлений у докшольников 6 1.2 Психлолого педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 13 1.3 Средства развития элементарных математических представлений у детей шестого года жизни 19 Выводы по теоретической главе Глава II. Опытно-эксперементальная работа по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 2.1 Диагностика уровня развития элементарных математических представлений у старших дошкольников 27 2.2 Система работы по формированию элементарных математических представлений у детей 6-го года жизни 40 2.3 Апробация педагогического воздействия, выявление его эффективности 59 Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Приложения
Список литературы

1.Аракелян, Т. Математическое путешествие «Помоги паровозику вернуться домой». Для детей 5–6 лет // Дошкольное воспитание. – 2016. - №10. – с. 18. 2. Асеев, В. Г. Возрастная психология / В.Г. Асеев. – Пермь: Наука, 2015. - 320 с. 3. Банщикова, Г.Ф. Методы и приемы математического развития дошкольников с помощью современных игровых технологий // Современные дети – какие они? материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Мурманск: МГГУ, 2012 – Т. 1. – С. 14-18. 4. Белкина В.Н., Н.А. Тимофеева Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов//Ярославский педагогический вестник. – 2014. - №4. – Том 2. 5. Белошистая, А.В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста / А.В. Белошистая. –М.: Академия, 2017. –272 с. 6. Белошистая, А.В. Понятия и представления в обучении математике дошкольников. Способы определения понятий // Дошкольное воспитание. – 2016. - №1. – с.24 7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М: Педагогика, 2014. – 278с. 8. Бусырева, Л. П. Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей у дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 8. - С. 22-30. 9. Васильева, М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / М.А. Васильева, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 134 с. 10. Вахрушева, Л. Н. Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – №20. – С. 7–11 11. Власенко, Н.В., Шаталова, Е.В. Математическое развитие дошкольников на основе интегрированного подхода // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 125-125; 12. Габова, М.А. Математическое развитие дошкольного возраста: теория и технология/М.А. Габова. – М.: Директ-Медиа, 2014. –533 с. 13. Галкина, Л.Н. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. - №6. – с.32 14. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми от 2 до 7 лет/ Н.Ф. Губанова. – М.: Синтез. 2015. – 128 с. 15. Детская психология / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько/ - Мн.: Университетское, 2011. - 399 с. 16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с. 17. Зеньковская, В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 98 с. 18. Игракова, О.В. Особенности математического развития детей дошкольного возраста в современных условиях // Инновационная наука. – 2017. - №1. – с. 176. 19. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова – М.: Просвещение, 2013. - 312 с. 20. Конева, В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33. 21. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – 464 с. 22.Лаврова, Л.Н. Развитие математического мышления в дошкольном детстве // Региональное образование: современные тенденции. – 2016. – № 2 (29). – С. 54–61. 23. Мельникова, Н. В. Математическое образование в ДОУ // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 2-4. 24. Микляева, Н.В., Микляева, Ю.В. Теории и технологии развития математических представлений у детей/Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Академия, 2014. – 352с. 25.Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 4. – С. 22–24. 26. Морозова, М. Я., Тихеева, Е. И. Счет в жизни маленьких детей / М.Я. Морозова, Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2015. 27. Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М.: Академия, 2015. – 234c. 28. Новикова, В. П. Математика в детском саду: сценарии занятий с детьми 4-5 лет / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 78 с. 29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2012. – 464с. 30. Пономорева, И. А. Формирование элементарных математических представлений / И. А. Пономарева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 176 с. 31. Петрова, В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста / В.Ф. Петрова. – Казань, 2013. – 203 с. 32. Рыжов, В. Н. Математическое развитие дошкольников / В.Н. Рыжов. - Саратов,2014.–59с. 33. Турова, И.В. Современные подходы к определению понятия «математическое развитие» детей дошкольного возраста//Вестник Красноярского Государственного Педагогического университета. –2014. – 156 с. 34. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 35. Хасанова, Д.З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д.З. Хасанова, Н.Г. Шмелева // Ломоносовские чтения на Алтае. – Барнаул, 2015. – С. 398-399.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы изучения процесса формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Особенности формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста включает в себя следующие направления: - формирование представлений о множестве, числе, счете; - формирование представлений о величине, их сравнение и измерение; - формирование представлений о форме предметов, геометрических фигурах, свойствах и отношениях; - формирование умений ориентироваться в пространстве; - формирование умений ориентироваться во времени. Представление о числах, их отношениях и последовательности, месте в натуральном ряду формируется у детей дошкольного возраста в процессе счета и измерения. Начало счетной деятельности наблюдается в предметно-манипулятивной деятельности раннего возраста [5, с. 87]. Счет как деятельность состоит из ряда взаимосвязанных компонентов, каждым из которых ребенок должен овладеть: соотнесение слов-числительных, с предметами, определение итогового числа. В результате практической деятельности осваивается последовательность чисел [26, с. 24]. У детей шестого года жизни формирование количественных представлений осуществляется под влиянием овладения счетной и измерительной деятельностью. Число выступает как результат счета. Со старшими дошкольниками продолжается работа по формированию представлений о численности множеств (количественная характеристика), способах образования чисел, количественной оценке величин с помощью измерения. Дошкольники осваивают приемы счета предметов, звуков, движений в пределах 10, определяют количество условных мерок в процессе измерения протяженных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ. Дети старшего дошкольного возраста учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу, уравнивать множества по числу предметов при условии количественных различий между ними в 1, 2 и 3 элемента. Для подготовки дошкольников к счету групп осуществляется обучение умению разбивать совокупности в 4, 6, 8, 9, 10 предметов на группы по 2, 3, 4, 5 предметов, определение количества групп и числа отдельных предметов. Для уточнения и конкретизации представлений о числе, единице, месте числа в натуральном ряду чисел детей знакомят с количественным составом чисел из единиц в пределах пяти на конкретных предметах и в процессе измерения[24, с. 98]. В старшей группе продолжается обучение детей различению количественного и порядкового значения числа, формируются умения использовать количественный и порядковый счет в практической деятельности. Знакомство с цифрами от 0 до 9 осуществляется в процессе сравнения множеств и чисел. Дети учатся относить их к числам, различать, использовать в играх. Дети шестого года жизни овладевают умением пользоваться в речи понятиями (словами), которые отражают количественные отношения: столько же, одинаково, поровну, цифра, число, приложение, наложение, составление пар, целое, часть, половина, четверть. В старшей группе продолжается формирование у детей счетной деятельности, дальнейшее развитие представлений о числах: их порядковом и количественном значении, способе получения чисел, которые отличаются на единицу, месте и порядке следования. Для старших дошкольников ознакомление с цифрами как знаками не представляет особой трудности. На основе сопоставления, упражнений по уравниванию есть возможность познакомить детей с цифрами: научить различать, находить, называть, выстраивать их в ряд, используя для этого карточки с цифрами. В работе с детьми 5—6 лет имеет место сравнение двух или нескольких множеств предметов путем поэлементного соотнесения. Оно помогает вычленить способ получения следующего и предыдущего числа, одного и того же числа двумя путями, а также привести доказательство для детей в равенстве или неравенстве множеств по числу предметов[5, с. 302]. Исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Р.П. Березиной, В.К. Е.В. Проскуры, Р.Л. Непомнящей, Т.В. Тарунтаевой позволяют говорить о том, что познание величины предметов необходимо детям, т.к. это позволяет комфортно чувствовать себя в окружающей обстановке. Осознание величины положительно сказывается на умственном развитии ребенка, т.к. связано с развитием способности сравнивать, распознавать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Способность воспринимать величину предметов начинает формироваться в раннем возрасте в процессе предметных действий. В старшей группе дети сравнивают предметы по величине, раскладывают их в порядке возрастания или убывания их размеров, отражают в речи размерные отношения предметов[12, с.193]. Дети шестого года жизни используют «наложение» и «приложение» для сравнения величины двух предметов. Осуществляется формирование представлений о том, что величину предмета можно измерить с помощью другого предмета, который называется условной мерой. С помощью ее можно также измерить длину, объем жидких и сыпучих веществ. Основное внимание уделяется пониманию зависимости между измеряемой величиной, условной меркой и результатом измерения. Старшие дошкольники учатся определять величину предметов на глаз, выделять толщину предмета. Воспитанники знакомятся с понятием «толщина» в двух значениях: при выделении окружности округлых предметов и в значении «высота» (толщина тетради, книги). В старшей группе продолжается формирование представлений о форме предметов, геометрических фигурах, обследование фигур становится еще более детальным и подробным. Данный вид работы строится на основе сопоставления и противопоставления геометрических фигур. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщающему понятию «четырехугольники». Особое внимание в старшей группе уделяется изображению геометрических фигур; выкладыванию из счетных палочек, полосок бумаги. У дошкольников формируется способность переносить усвоенные знания в незнакомую им ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Старших дошкольников учат различать и называть многоугольники, называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. На данном возрастном этапе продолжается дальнейшее совершенствование знаний о расположении предметов в пространстве. Дети 6-го года жизни должны: - понимать и использовать в речи слова: «справа», «слева», «дальше», «прямо», «вверх», «вниз» [31, с.127]; - определять свое положение относительно окружающих предметов, изменять направление во время ходьбы, ориентироваться от любого предмета. Дошкольники овладевают словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям. Дифференциация основных направлений в пространстве на уровне второй сигнальной системы вызывает определенные трудности. Результаты проведенных исследований показывают, что направления, которые ребенок различает в этом возрасте, он соотносит с отдельными частями собственного тела. На шестом году жизни дети продолжают ориентироваться от себя и начинают овладевать ориентировкой от объектов. Дошкольники учатся определять направление местоположения любых предметов, которые находятся на значительном расстоянии от них. Дети учатся свободно ориентироваться в помещении, в самом близком окружении (детском саду, дома); усваивают пространственные отношения: «вокруг», «рядом», «посередине», «впереди», «среди», «вверху», «внизу», «сверху»; обозначают словом положение определенного предмета относительно себя или другого предмета [12, с.139]. Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений способствуют обогащению речи детей, делает ее более конкретной, точной, грамматически правильной. Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями — причинные, целевые, наследственные. От простого познания и словесного обозначения пространственных отношений старшие дошкольники переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях. В процессе целенаправленного обучения дети приобретают умения и навыки ориентироваться не только в специально организованном дидактическом окружении, но и в окружающем пространстве: на участке, улице, по дороге домой. Такая разнообразная деятельность воспитанников способствует качественной перестройке знаний, которые становятся полнее и осознаннее. Важное значение в старшей группе приобретает работа с тетрадью и формирование у дошкольников некоторых практических умений и навыков ориентироваться на листе бумаги. Старшие дошкольники должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве. Формирование представлений у детей о времени жизненно необходимо ребенку, т.к. дает возможность развиваться, успешно овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир. Время является сложным объектом познания. Освоение времени детьми осуществляется достаточно трудно. Это связано со своеобразием времени как реальности, с несформированностью механизмов познания ребенком времени и небольшим сроком проживания во времени. Существенную роль в восприятии времени детьми играют и его специфические особенности: необратимость, текучесть, недоступность непосредственному созерцанию, зависимость течения времени от субъективных факторов. Проблемой развития временных представлений у детей дошкольного возраста занимались: А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, М.И. Васильева, Т.Д. Рихтерман, О.А.Фунтикова. В старшей группе дошкольного учреждения углубляются и закрепляются представления детей о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы. Деятельность педагога направлена на ознакомление воспитанников с временами года, названиями дней недели. Дошкольники определяют, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой наступит завтра. В данном возрасте осуществляется формирование осознанного понятия о сутках. Дети учатся различать и называть части суток, ориентируясь на заход и восход солнца. Усвоение понятий «сумерки», «рассвет», «полночь» и «полдень» происходит в процессе наблюдений за природными явлениями. Для формирования этих представлений используются, прежде всего, рассматривание сюжетных картин, наблюдения, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений. В старшей группе ознакомление с днями недели объединяется с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Для лучшего усвоения детьми названий дней недели и их последовательности, целесообразно знакомство с происхождением названий дней. Продолжается работа с воспитанниками по формированию у них представлений о временах года. Уточняются, конкретизируются знания о сезонах посредством по парного сравнения. В старшей группе формируется «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени. Таким образом, говоря о структуре временных представлений у детей, необходимо выделить три различных аспекта этих представлений: 1) Адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью; 2) Понимание слов, обозначающих время; 3) Понимание последовательности действий, событий, явлений. 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст - это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей [31, с. 297]. На 6-ом году жизни в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись ему взрослыми. Дошкольник способен доводить до конца малопривлекательную для него работу, не отвлекаясь на более интересные дела. Это связано с осознанием детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Старшие дошкольники эмоционально переживают как оценку его поведения другими, так и соблюдение ими норм и правил. Однако соблюдение норм наблюдается чаще лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен. В старшем дошкольном возрасте отмечается устойчивость взаимоотношений со сверстниками [2, с. 198]. Предпочтения детей зависят от успешности ровесника в игре или от его положительных качеств. Общение детей становится менее ситуативным: они охотно делятся тем, что с ними произошло: где были, что видели. В игровом процессе существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дошкольники нередко пытаются контролировать действия друг друга, указывая как должен себя вести тот или иной участник. При возникновении конфликтов в процессе игры дети объясняют сверстникам свои действия или критикуют их действия, опираясь на правила. Старший дошкольный возраст является периодом, когда наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы детей. Мышление является высшим познавательным процессом. Мышление ребенка связано с его знаниями. В исследованиях Н.Н. Поддьякова выявлены данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Здесь обнаруживается 2 противоречивые тенденции. Первая – в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, гипотетических, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, шестилетний ребенок использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-действенную, наглядно-образную и словесно-логическую. Дети могут прибегать к наглядно-действенному мышлению, если перед ними встает задача, для решения которой у них нет опыта и знаний, либо их крайне мало. Наиболее же часто используется образное мышление, когда дошкольник для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами [27, с. 143]. Содержание образного мышления не ограничивается конкретными образами, а постепенно переходит на более высокую степень образно-схематического мышления. Старший дошкольник использует и словесно-логическое, или понятийное мышление. Он начинает рассуждать словесно, не опираясь при рассуждении на действия с предметами или их изображениями. Содержание и последовательность возникновения вопросов являются доказательством проявления развивающегося мышления. Вопросы вызываются уже не только любопытством, а все чаще любознательностью и потребностью утвердиться в истине. В основном это вопросы, мотивом которых является стремление к познанию окружающего мира: вопросы, связанные с овладением правилами поведения и вопросы познавательные в собственном смысле слова. Внимание детей 6-го года жизни всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: они всматриваются, вслушиваются, играют [21, с. 202]. На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание, когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами. Однако к концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания. Чрезвычайно важное значение в зарождении произвольного внимания имеет взаимодействие ребенка со взрослым. Первым, кто обратил на это внимание, был Л.С. Выготский [15, с. 312]. Каждый человек в процессе своего развития с помощью общения с другими людьми овладевает исторически сложившимися способами организации своего собственного внимания. Первые этапы такого овладения приходятся как раз на 6-7 лет. Не одинаково хорошо развиты качества внимания у детей 6-летнего возраста. Устойчивость значительно возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту, но несмотря на это к 6 годам она развита очень слабо. Слабо развиты и такие свойства, как распределение и переключение. Ребенок шести лет уже может одновременно воспринимать не один предмет, а даже три, и с достаточной полнотой и детализацией. Развитие каждого отдельного свойства внимания имеет свою логику и протекает во времени и не всегда монотонно, равномерно. Память – основа всякого на учения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Механизм памяти шестилетнего ребенка не исчерпывается непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование – овладение собственно мнемической деятельностью, возникновение произвольной памяти. Для старших дошкольников характерно наличие цели запоминать, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществления, а также наличие данной цели и применение мнемических способов для осуществления этого. Детям шестилетнего возраста доступно механическое запоминание, т.е. способность к запоминанию лишь по ассоциации. Кроме этого им доступно элементы логического запоминания. В ходе логического запоминания дети вполне могут овладевать такими приемами, как смысловое соотнесение и смысловая группировка. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. К шести годам эти процессы уже довольно развиты. У шестилетних детей уже относительно сформированы все анализаторы, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. К этому возрасту повышается точность и тонкость цветоразличения, совершенствуются кинестезическая и тактильная чувствительность. Значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Старшие дошкольники все чаще проявляют потребность разобраться во встречающихся формах. Задачи на глазомер решаются лишь в случае больших различий между предметами. Причина этого – низкий уровень овладения глазомерными действиями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Высшая математика, 41 страница
1025 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg