Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь самооценки и субъективного ощущения одиночества у женщин 30 -40 лет

irina_krut2019 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2020
Актуальность исследования состоит в недостаточном количестве исследований при изучении соотношения уровня самооценки с ощущением субъективного одиночества. Эта проблема представляется довольно сложной и при этом недостаточно хорошо изученной. Социальная значимость в связи с распространенностью одиночества в современном обществе, недостаточная теоретическая проработанность данной проблемы в научной литературе и практическая востребованность психологической помощи одинокими побудили нас выбрать эту проблему, положив ее в основу дипломной работы. Теоретическая значимость исследования: выводы и заключения, сделанные нами в процессе исследования являются теоретическим основанием для дальнейшего исследования индивидуально-психологических особенностей женщин. Практическая значимость иследования: полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования феномена одиночества, а так же для практической работы психологов и психотерапевтов, работающих с данным феноменом. Объект исследования: субъективное ощущение одиночества. Предмет исследования: взаимосвязь уровня самооценки и ощущения субъективного одиночества. Цель исследования: заключается в том, что бы изучить связь между уровнем самооценки и чувством субъективного ощущения одиночества женщин 30-40 лет. Гипотеза: Женщины с высокой самооценкой имеют более высокий уровень субъективного ощущения одиночества. На основании объекта, предмета, цели и гипотезы исследования были выдвинуты задачи: • провести теоретический анализ литературы по проблеме феномена одиночества. • изучить и раскрыть понятие о самооценке; • раскрыть понятие о женском одиночестве и изучить данную проблему в свете индивидуально-психологических особенностей женщин; • провести эмпирическое исследование по выбранным методикам и сделать сравнительный анализ соотношения уровня самооценки и мотивации аффилиации с чувством субъективного ощущения одиночества у одиноких женщин и женщин, состоящих в официальном браке. • сделать выводы по проведенному исследованию. Методы и методики тестирования: Анализ научной литературы, тестирование, методы математической статистики. В данном исследовании был использован метод тестирования и следующие методики: 1. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассел и М. Фергюсон. 2. Методика определения уровня самооценки. ( С.В. Ковалев) 3. Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) 4. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО). 5. Методика «Незаконченные предложения» (Сакс Леви) Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Зачастую люди, как индивидуумы, пытаются избежать факторов которые, в сущности, помогают им жить. Одним из таких факторов является одиночество. Люди веками пытаются избежать одиночества или привыкнуть к нему, а некоторые и наоборот его достичь. Несогласный – проклинает одиночество, смирившийся – не замечает, мудрый – наслаждается. Таким образом, одним из важнейших вопросов современного общества является феномен одиночества, который влияет на многие аспекты жизни современного человека. Понятие одиночества связано со множеством аспектов жизни, такими как переживание ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательные и личностно неприемлемые для человека или же дефицитом общения и положительных отношений с окружающими людьми, а в некоторых случаях и желание уединится. Стремление остаться одному, вполне понятное желание для каждого человека. Бытие наедине с собой является предпосылкой внутреннего диалога, нахождения своих духовных начал, чтобы вернуться к людям качественно другим человеком. Также, субъективное ощущение одиночества человека зависит и от уровня его самооценки. Так, имея низкий или высокий уровень самооценки, люди могут по разному переживать чувство одиночества. Одни пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, другие непременно стараются им понравиться, одним чувство одиночества доставляет удовольствие и они стремятся побыть в уединении, другие напротив не выносят нахождение самим с собой. Именно влияние самооценки человека на ощущение субъективного одиночества и будет являться предметом изучения данной работы. Так как, одним из важных элементов общения, влияющий на ощущение субъективного одиночества индивида, является мотив аффилиации, который проявляется, как и в стремление человека наладить эмоционально положительные взаимоотношения с людьми, так и в страхе быть непринятым и отвергнутым окружающим его обществом. При изучении взаимосвязи самооценки и ощущения субъективного одиночества, также, необходимо провести исследование соотношения уровня самооценки и мотивации аффилиации. Данное исследование будет проводиться на примере женщин 30-40 лет с разным уровнем самооценки, так же в работе мы изучим влияния вышеуказанных факторов на замужних и не замужних женщин, что позволит более детально проследить эту взаимосвязь, с учетом того, что одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида.
Содержание

Оглавление Введение 3 Глава 1: Теоретические аспекты изучения субъективного ощущения одиночества и самооценки у женщин 30 – 40 лет; 1.1. Психологические особенности женщин 30-40 лет 7 1.2. Изучение проблемы субъективного ощущения одиночества 11 1.3. Понятие о самооценке и изучение данной проблемы 21 1.4. Феномен женского одиночества с точки зрения индивидуально-психологических особенностей женщин 27 Выводы по первой главе 33 Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и субъективного ощущение одиночества у женщин 30-40 лет 2.1. Организация и методов исследования 35 2.2. Результаты исследования 42 2.3 Рекомендации по гармонизации переживаний одиночества у женщин. 54 Выводы 56 Заключение 57 Список литературы 59 Приложения 64
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И САМООЦЕНКИ У ЖЕНЩИН 30-40 ЛЕТ. 1.1 Психологические особенности женщин 30-40 лет. В период зрелости личность достигает своего расцвета и может реализовать весь свой потенциал, добиться максимальных результатов во всех областях своей деятельности. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в общественной или профессиональной жизни, так и в плане преемственности поколений. Существует несовпадение нижних и верхних границ зрелости в разных классификациях. Например, Э. Эриксон делит на раннюю зрелость (20-25), среднюю (26-64), и позднюю зрелость (от 64 лет и выше). Д. Биррен выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Д. Бромлей выделяет четыре периода взрослости: ранняя взрослость (21-25 лет), средняя взрослость (25-40 лет), поздняя (40-55 лет), предпенсионный возраст (55-65 лет). Несовпадение в определении возрастных параметров в разных классификациях объясняется разными основаниями построения возрастных периодов: физиологическим, психологическим, антропологическим. Следует признать тот факт, что физиологические и психологические признаки развития хронологически могут отличаться, что и находит свое отражение в возрастных классификациях. Однако, несмотря на разные подходы к построению возрастной периодизации индивидуума, следует обратить внимание на то, что все составители отмечают неоднородность зрелости, фазность развития человека на жизненном пути. Мы будем рассматривать психологические особенности женщин в период средней взрослости, в диапазоне от 30 до 40 лет. Этот возрастной период характеризуется как оптимальный для интеллектуальных достижений. В возрасте от 34 до 37 лет : наступает второй пик в развитии мышления, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением. Наблюдается усиление в умственной деятельности роли образного и практического мышления. Начиная с 34-летнего возраста, наблюдается некоторый спад уровня развития свойств внимания и сенсорно-перцептивных функций. К 40 годам: возможно снижение некоторых физических и умственных значений, проявляющееся при максимальном напряжении в ходе деятельности. Это период совершенства в осуществлении профессиональной роли, относительная материальная независимость и достаточно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение потребностей вне рамок кадровой деятельности. Также, этот возрастной промежуток характеризуется включением в свои границы двух важных кризисов 30 и 40 лет. К концу периода молодости (примерно к 30 годам) индивидуум переживает кризис. В этот период субъект анализирует свои достижения и неудачи, не смотря на внешнее благополучие, он может обнаружить что, личность его не совершенна, что сделано не достаточно возможного для достижения большего. «Это время когда индивидууму приходится переосмысливать свое положение в социуме, в семье. Реализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, женщина начинает понимать, что, по существу, стоит перед той же задачей, что и в начале пути – поиска себя, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом новых возможностей» [17]. Переживая кризис тридцати лет, женщина ищет возможность укрепления своих позиций во взрослой жизни, ищет доказательства своего статуса состоявшейся личности: она хочет иметь хорошую работу, безопасность и стабильность в семье. Она хочет верить в то, что возможна полная реализация её желаний, устремлений и надежд, направленных в будущее, и она делает для этого все возможное [46]. Во время этого кризиса у женщин, как правило, меняются приоритеты. Личности, направленные в юности на замужество и воспитание детей, в этот период начинают интересоваться вопросами профессиональной карьеры. Те же, кто отдавал свои силы работе, образованию и карьерному росту теперь, направляют свой взгляд на брак и материнство. Чаще всего, после 35 лет многие женщины оценивают прошлый жизненный этап как относительно спокойную фазу жизни. Независимо от внешних обстоятельств большинство людей ощущают в это время внутреннее равновесие и уверенность в себе. Ближе к 40 годам, подобная уверенность постепенно исчезает. Взрослая женщина вступает в самый напряженный период жизни – «десятилетие роковой черты» (35-45 лет). Именно тогда происходит проявление самости человека – его истинного «Я». Как пишет Гейл Шихи: «Независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу». Ввиду этого, в возрасте около 40 лет люди могут менять семью, профессию, образ жизни и начинают все с нуля. Подобные кризисные противоречия, обычно осознаются самим человеком как явное расхождение, угнетающее несоответствие, между Я реальным и Я идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого. [28]. Следует отметить что, возрастные изменения влияют на женщин сильнее, чем на мужчин: женщины более эмоционально реагируют на физическое старение - поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физической формы является одной из наиболее важных потребностей женщин после 40. Кризис сорока лет представляется как эпоха больших возможностей, таящая на своем пути множество опасностей. Осознание утраты молодости, увядание физических сил, изменение ролей и ожиданий, сопровождаются эмоциональным спадом, смятением, углубленной рефлексией. А для некоторых мотивацией к самоактуализации. Сомнения в правильности и продуктивности прожитой жизни рассматриваются как генеральная проблема возраста. [47] При достаточно высоком уровне развития рефлексии многие женщины пытаются осмыслить свое состояние и понимают, что дело не в окружении, а в них самих, происходит переосмысление жизненных эталонов. [48] 1.2. Изучение проблемы субъективного ощущения одиночества Сложность научного определения одиночества заключается в том, что, с одной стороны, оно представляет собой глобальное, сущностное, социально-обусловленное явление, с недостаточно четкими критериальными признаками, с другой стороны, является фактом сложного психического переживания, затрагивающего самые глубинные слои человеческого сознания. Проблема одиночества являлась предметом исследований представителей различных наук: философии, медицины, педагогики, психологии, социологии, теологии и пр. О проблеме писали З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Камю, М. Бубер и другие. В наше время проблема одиночества также сохроняет свою актуальность, поскольку общество выдвигает на первый план потребности человека в самореализации, достижении личного успеха в жизни, и человек, стремящийся релизовать данные требования современного общества, нередко проявляет только социальную активность, исключая из поля зрения, потребности души. Именно поэтому современный человек так часто страдает от одиночества. [21] Так, по утверждению американского историка философии и культуролога Бена Миюсковича «любая попытка определить или противопоставить друг другу термины «одиночество», «изолированность» и «уединенность» по сути своей тщетна, ибо все эти понятия, правильно понятые, каждый по-своему сводимы к более примордиальной форме сознания, а именно, страху перед одиночеством». [55]. Действительно, часто одиночество бывает превращено в своего рода корзину, в которую можно сложить все без разбора, и скорее всего, это будут исключительно отрицательные качества самооценки и самовосприятия, не смотря на то, что данный феномен имеет и положительные аспекты. Западная культура, ориентированная, прежде всего на успех индивидуума, рассматривает одиночество как одно из условий нормального формирования личности, которое определяет ее обособление. Состояние одиночества часто сопровождается тоской, слезами, чувством пустоты и тревогой. Как сказала мать Тереза - «Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, — самый ужасный вид нищеты» [21]. При этом у проблемы, называемой одиночеством, имеются не только отрицательные стороны. При всех положительных сторонах общения, выстраивания социальных контактов, человеку необходимо иметь некоторое время, чтобы побыть наедине с самим собой, своими мыслями и чувствами. Это особенно нужно в период взросления, юношества. Такую потребность чувствуют не только люди творческих профессий (художники, музыканты, и т.п.), но и ученые, и простые обыватели. Эту потребность учитывают и воспринимают как необходимую часть становления человека как части социума восточные культуры, предполагающие удовлетворение этой потребности через медитации и техники самопознания [46]. Бывает трудно понять причины, по которым некоторые люди осознано, стремятся к состоянию одиночества. Кроме факторов, обусловленных семейным воспитанием, причинами могут быть разочарование в отношениях, страх доверять людям, привычка воспринимать других людей как свое отражение, не принимая во внимание его индивидуальность и личные качества. Эти и другие факторы составляют то, что называется психопатологией одиночества [38]. Одиночество как социальная проблема возникает вследствие неправильного воспитания в семье, с одной стороны, и недостаточного внимания социума к эмоциональной сфере и внутреннему миру индивидуума с другой. Социальное одиночество характеризуется социально-психологическим состоянием, которое проявляется в узком, а зачастую и в полном отсутствие социальных контактов, отчужденность, эмоциональная холодность, не вовлеченность личности в социальный процесс. При этом такое состояние связывается с процессом социализации личности и самореализации в социуме. Одиночество, как состояние психики с ярко выраженным негативным окрасом, известно обществу, по меньшей мере, со времен античности. Историческое объяснение и осмысление одиночества личности весьма многообразно: от преклонения и обожествления одиночества на Древнем Востоке, до абсолютного неприятия этого явления в Древней Греции, от осознанной необходимости одиночества для творческого развития и самопознания человека до представления о нем, как о проклятии человечества. Разумеется, сравнить различные интерпретации одиночества возможно по многим параметрам. Несмотря на то, что в современной науке существуют определенные разночтения в позиции представителей гуманитарных наук и социальных исследователей, все же можно выделить три основных тезиса по проблеме одиночества, которые приняты большинством специалистов данной области: 1. Одиночество возникает в результате возникновения дефицита социальных связей и общения. 2. Одиночество – внутренний, субъективный опыт, совершенно не тождественный объективной социальной изоляции. 3. Одиночество всегда является стрессом для психики и ни в коей-то мере не рассматривается человеком как приятное или же желаемое [19]. В современной психологии принято выделять три основных типа одиночества: 1. одиночество, как изолированность от собственной личности, когда человек отказывается от собственных желаний, не осознает их, или не доверяет себе, становится «ведомым» у других, ориентируясь на «правильно» или «нужно»; 2. одиночество как изолированность от социума, когда человек намеренно избегает взаимоотношений с другими из-за неумения строить отношения, страха попасть в зависимость, личных особенностей характера или пережитого негативного опыта; 3. одиночество по жизни, когда человек сознает, что никто и ничто кроме него самого не способны дать ему цели в жизни. Когнитивисты утверждают, что одиночество возникает одновременно с осознанием диссонанса между желаемым и уже достигнутым уровнем социальных контактов. Такой подход разделяют, современные американские исследователи, в частности, социальные психологи. Речь идет о Джеймсе Фландерсе, Уильяме Садлере и Томасе Джонсоне, Энн Пепло и Даниеле Перелмане [54]. Д. Перельман и Э. Пепло: «Одиночество является негативным опытом, возникающим тогда, когда социальные связи личности испытывают или количественную, либо качественную нехватку этих связей». [54] У.Садлер и Т.Джонсон: «Одиночество это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающеераскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мираличности. ». [53, Цит. с.27] Также, понятие «одиночество» рассматривают с трех точек зрения: психологической, философской и бытовой. Философский подход подразумевает, что личность одинока, когда при наличии личностных и социальных связей она не может испытывать положительные чувства. В бытовом смысле (демографическом) одиночество подразделяется брачное (человек, который не состоит в официальном браке, одинок) и семейное (человек не имеет близких родственников). Отмечено, что-то как человек понимает условности изоляции, ее временную ограниченность, непременность возвращения в привычную сферу общения, влияет на общий фон положительного свойства, который сопровождается переживанием человеком своего одиночества. Но если индивид не способен побороть изоляцию и внешнее принуждение, то его отчуждение внутреннее, психологическое. Очень быстро появляются признаки, что его существование одиноко и бессмысленно. Если отсутствует высокий уровень внутренней культуры, то индивид, оторвавшийся от своего окружения, переживает распад личности По Н.Е. Покровскому одиночество является состоянием, при котором человек утрачивает связи с окружающими, будь то коллектив, семья или все общество. Р. С. Немов заметил, что одиночество можно назвать тяжелым психическим состоянием, как правило, сопровождаемое негативными ощущениями, такими как плохое настроение и тягостные эмоциональные переживания [32]. Г. С. Абрамова утверждает, что проблема одиночества является тяжелым эмоциональным состоянием, и оно не обязательно появляется от отсутствия семьи, по ее мнению, в его основе лежит нарушенное взаимодействие с окружающим социумом, семьей или же профессиональным кругом [4]. Л.П. Гримак считает, что одиночество - внутреннее трудное состояние, когда человеку не хватает внешней физической и социальной стимуляции, он теряет контакты с окружающими [15]. Ю. Хорицкая и С. Шевченко определили одиночество как некое социальное образование, которое является неестественным, возникающим в дезадаптации, когда нарушено взаимодействие человека с социумом [20]. Однако многие исследователи считают одиночество мучительным чувством, которое возникает, когда отсутствуют значимые для него социальные связи и отношения. Например, Ф. Фромм - Рейхман описал одиночество в качестве экстремального состояния, которое развивает психотические состояния [28, с. 89]. У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон считают одиночество особой формой самовосприятия, острой формой самосознания. Они пишут, что «наличие одиночества говорит о нарушении взаимосвязей личности с окружающим миром, социумом». Одиночество может привести к глубокому стрессу, а также затронуть основные аспекты индивидуума, то есть одиночество является основной причиной тотального и крайне острого чувства, в котором выражается осознание того, как раскалываются отношения и связи внутреннего мира человека. Анализ научных подходов по изучению одиночества отечественными и зарубежными авторами показывает, что одиночество рассматривается в следующих аспектах: 1. как один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в крайне непривычных для него и негативных условиях изоляции от других людей и социума. 2. проявление человеческой натуры и ее печальное следствие в определенных условиях существования. 3. переживание, являющееся комплексным и острым чувством при котором выражается определенная форма самосознания и которое вскрывает и обнаруживает раскол системы отношений и связей внутреннего мира личности и окружающего социума; 4. как одно из условий необходимых для формирования индивидуальности, развития личности и становления самосознания, так как позволяет переоценить и переосмыслить собственные психологические установки, смыслы, цели и аспекты. Направление, выросшее из постулатов экзистенциальной и феноменологической философии (Жан Поль Сартр, М. Хайдеггер), исходит из того, что бытие человека – первично, и сосредотачивает свое внимание не на изучении психики человека, а на жизни в неразрывной связи с окружающим его миром и другими людьми. Экзистенциальные психологи считают, что одиночество выступает в жизни человека не только как проблема, но и как неотъемлемый компонент для роста и развития личности, приобретения самостоятельности творческого начала. Характеристикой причин одиночества в контексте различных подходов определяются особенности одинокого человека. Каждое из направлений в психологической науке предлагает свои объяснения причины возникновения чувства одиночества. Так, школа психоаналитиков (Саливан, Фромм-Рейхман) связывает истоки одиночества с детством — нехваткой родительской любви, ранним отлучением от матери и т.д. Социальное направление в психологии (Боумен, Рисмен, Слейтр) считают, что во всем виновато современное общество, где не находится места общению, нет удовлетворения от сопричастности мировым процессам. Его эмпирические методы с одной стороны включают оценку самих симптомов (даже в том случае, если сам пациент не говорит о себе как об одиноком), с другой – он уделяет огромное внимание исследованию эмоциональной реакции как фоновой на одиночество: «Я определяю одиночество как отсутствие или осознание отсутствия, положительных социальных связей, сопровождаемое симптомами психологического дистресса… Я предлагаю считать, что социальные связи должны рассматриваться как особый вид личностного подкрепления». Таким образом, одиночество должно рассматриваться частично в качестве ответной реакции на отсутствие важных социальных подкреплений». [52] При исследовании одиночества можно заметить погрешности во всех существующих интерпретациях данного явления [40]. Это происходит потому, что все теории одиночества в общепринятом смысле теориями не являются. Но учитывая, что данная область исследований находится на начальной стадии развития, не стоит относиться к этому слишком критично. Рассуждения об одиночестве, доступные на настоящий момент, однозначно подтверждают значимость такого понятия, и помогают прояснить данный феномен. Среди всех типологий современности наиболее интересна типология Р. Вейса. Он утверждает, что одиночество вызвано не тем, что человек буквально оказывается, изолирован, а там, что у него возникает дефицит в необходимых ему человеческих связях или их совокупности. Одиночество при всех обстоятельствах предстает как реакция на отсутствие некого особого типа связи или же, более точно, реакция на отсутствие собственных ожиданий в отношении будущих связей». [5] Он выделяет два типа состояния одиночества: социальное и эмоциональное. В первом случае одиночество вызывает отсутствие тесной любовной или супружеской привязанности. При этом человек испытывает чувство «покинутого ребенка». Одиночество социальное есть результат отсутствия чувства общности или значимых для человека связей, и выражается в переживании тоски или социальной маргинальности. Одиночество возможно классифицировать: по уровням взаимодействия человека с окружающими; временной протяженности; происхождению. Первый параметр можно подразделить на: физическое; коммуникативное; эмоционально; духовное. Надо отметить, что некоторые люди считают себя одинокими субъективно при отсутствии к тому объективных показаний. Другими словами, субъективное и объективное восприятие одиночества могут не совпадать. Субъективно одинокие личности реагируют на одиночество в зависимости от личного к нему отношения. Те, кто стремится избежать одиночества, пугаются и тревожатся гораздо сильнее тех. Кто к этому стремится. Ясно, что первые при этом испытывают негативные переживания, и не удовлетворены своим положением. Вторые напротив, переживают одиночество позитивно, для них более характерны спокойствие, смирение, безразличие. Такие молодые люди представляют себе одиночество как ситуацию, вполне их удовлетворяющую, они спокойны, а иногда полны творческих идей. [23]. Существующие реалии жизни таковы, что все больше людей останавливаются на сознательном одиночестве. Таким людям оно предоставляет возможность уединения, пространство свободы и личной независимости. Основная цель – обретение своей сущности, возможность побыть наедине самим с собой. Это своеобразная «таблетка от усталости», в которой остро нуждаются современные люди. Кроме того, подобное одиночество дает возможность ощутить себя частью единого целого, если человек научился выходить за пределы своего «я», спускаться в глубины подсознания. Издавна одиночество использовали в качестве метода, чтобы прислушаться к своему внутреннему голосу, спросить совета у собственного подсознания и интуиции, голос которой практически не слышен в шуме и суете повседневной жизни. В этом случае появляется шанс понять, что человек – это часть единой Природы, составляющая одного целого. Только в случае принятия человеком своего одиночества оно может открыться ему с другой стороны, изменить свой смысл. И в этом случае одиночество перестает быть одиночеством и становится уединением. Если изоляция подразумевает пустоту и дискомфорт, то уединение, напротив, наполнено радостью и удовлетворением, В этом случае одиночество не тогда, когда человеку кого-то не хватает, а тот случай, когда человек нашел самого себя. Отсюда видно, что человеку одиночество может доставлять удовольствие в случае, если он будет наслаждаться покоем. Если же ему нужны близкие люди, а их нет рядом, и не с кем поделиться неприятностями, то в этом случае одиночество принесет человеку страдания. Следовательно, удовлетворение потребности в друге одновременно помогает решить вопрос о непонятности и одиночестве человека [24]. 1.3. Понятие о самооценке и изучение данной проблемы с точки зрения индивидуально-психологических особенностей женщин. Одной из важнейших сторон социального бытия индивидуума является его отношение к себе. Всякое выражение человека как социального субъекта напрямую связано с введением в данный процесс его самооценки. В поле зрения психологии самоотношение является традиционным объектом исследования еще со времен У. Джеймса (за исключением 20-40-х годов ХХ века). [33]. В современной психологии нет единого подхода к определению данного явления. Обзор работ, посвященных изучению этой темы, приводит к выводу о многообразии содержания психологических категорий определяющих самоотношение индивидуума к себе. При этом отсутствие конкретной терминологии приводит к тому, что такие понятия как самоуважение, обобщенная самооценка, самовосприятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, чувство собственного достоинства, самоуверенность, аутосимпатия, самоценность и др., используются как синонимы. К категориям, которые раскрывают суть отношения человека к самому себе, можно отнести следующие понятия: глобальная самооценка, самоуважение, эмоционально-ценностное отношение к себе и самоотношение. Стоит отметить, что термин «глобальная» или «общая самооценка», был распространенным в западной психологии XIX до 60-х годов XX века, впоследствии был вытеснен термином «самоуважение». В отечественной психологии наиболее яркими представителями фундаментальных исследований феномена самооценки являются С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Г Спиркин, Е.В. Шорохова, при этом немалый вклад в изучение данной проблематики внесли теоретические работы И.С. Кона и И.И. Чесноковой [33]. Тем не мене, в психологии самым распространенным термином, является «глобальная самооценка» (self-esteem). «Самооценка» происходит от латинского «aestimare», и обозначает оценивание, которое человек делает относительно собственной значимости. С немецкого языке слово «Selbswertgefuhl» переводится как «чувство ценности», которое есть у субъекта в отношении себя самого. Благодаря У. Джеймсу. «глобальная самооценка» стала предметом психологического исследования. Западные психологи выделяют две стороны самооценки: негативное либо позитивное восприятие самого себя, возможностей индивидуума и его место среди других людей. Понятие «self-evaluation» чаще всего используют Для обозначения самопознания как когнитивного блока самосознания личности (когнитивная самооценка, интеллектуальная, когнитивный уровень «образа Я») [33].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 55 страниц
1375 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg