Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Теоретические основы использования средств массовой информации в психолого-педагогической литературе

irina_krut2019 1175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 47 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Объектом данного исследования является процесс воспитания под-ростков. Предметом исследования являются особенности воспитательного воздействия средств массовой информации на подростков. Методологической основой исследования являются положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания личности; теории влияния средств визуальной коммуникации на личность; теории нравственного воспитания подростков. Для раскрытия избранной темы мы использовали совокупность мето-дов исследования: теоретические методы — анализ психолого-педагогической и другой научной литературы, анализ результатов проведенных опросов, методы статистического и сравнительного анализа, методы сбора и обработки информации; метод научного прогнозирования; и эмпирические методы — беседа, анкетирование. Практическая значимость исследования. Использование данной работы поможет педагогам и родителям в воспитании подростков, их интеллектуальном и эмоциональном развитии, в формировании адекватного отношения и оценки используемой теле и видео продукции. В работе предоставлен практический материал для руководителей, учителей, консультантов, родителей.
Введение

Одним из наиболее влиятельных институтов воспитания в современном обществе являются средства массовой информации. Это наиболее доступный, распространенный и популярный способ информирования и развлечения. Сегодня многие исследователи говорят не только об огромном, но и определяющем влиянии средств массовой информации на развитие подрастающего поколения, его поведение и сознание. Занимая лидирующее место в жизни современных школьников, средства массовой информации становятся одним из важнейших агентов воспитания. Средства массовой информации стали серьезными каналами трансля-ции новых смыслов, образов, моделей поведения. О возрастающей роли пе-чати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное слово и телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду. Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на подрастающее поколение. В качестве цели данной работы выступает рассмотрение и анализ воз-можностей средств массовой информации влиять на воспитание подростка. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследо-вания: 1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме. 2. Выявить и обобщить позитивные и негативные тенденции воспита-тельного воздействия средств массовой информации на подростков. 3. Исследовать положительное воздействие средств массовой инфор-мации на процесс воспитания подростков.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы использования средств массовой информации в психолого-педагогической литературе 1.1 Ретроспективный анализ развития средств массовой информации в России и за рубежом 1.2 Возрастные особенности личности младшего школьника 1.3 Особенности средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы Глава 2. Анализ работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания школьников 2.1 Содержание работы учителя по использованию средств массовой информации с целью формирования любознательности, организованности, положительного отношения к искусству 2.2 Анализ результативности работы учителя по использованию средств массовой информации в процессе воспитания Заключение
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы использования средств массовой информации в психолого-педагогической литературе 1.1 Ретроспективный анализ развития средств массовой информации в России и за рубежом Сегодня проблемы информации занимают умы людей самых различ-ных профессий. Об информации говорят и те, кто ее создает, и те, кто ее по-требляет, и те, кто ее исследует. Мир информации сравнивают с огромным безбрежным морем, у кото-рого в отличие от известных нам морей берега не остаются в своих пределах, а раздвигаются поистине с космической скоростью. Научно-техническая революция способствовала созданию невиданной могучей индустрии информации. Ежедневно сотни миллионов радиоприем-ников, телевизоров, экземпляров газет сообщают новости населению земного шара. Искусственные спутники Земли позволили доставлять информацию практически в любой район мира. Становится реальностью одновременный охват всей планеты сеансами передачи информации. Поток ее будет неизменно возрастать. Информированность становится важным звеном не только в развитии политического сознания. Она способствует профессиональной и обществен-ной ориентации человека, становлению его как всесторонне, гармонично развитой личности, помогает наиболее полному раскрытию его природных сил и дарований. Знания людей об окружающем мире и о самих себе приобретают все большую ценность, и личностную и общественную, потому что в условиях построения нового общества свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. Как бы ни было велико информационное море, человек смело бросается в его волны, надеясь получить нужные ему сведения, удовлетворить свои социальные, политические, эстетические, художественные, гедонистические и другие потребности, без удовлетворения которых невозможен процесс социализации, т.е. приобщения его к природе и обществу. (4) Рассмотрим историю развития средств массовой информации. К сред-ствам массовой информации относим: телевидение, радио, периодическую печать и т.д. «Беспроволочная телеграфия» (так первоначально именовалась радиосвязь) явилась одним из величайших изобретений в истории науки и техники. Это завоевание научно-технического прогресса, прежде всего, открыло новый, исключительно плодотворный этап развития средств связи и информации. В сфере радиотехники зародились новые направления, прежде всего электроника, играющая роль (как и радиотехника в целом) выдающуюся в современной научно-технической революции. Во-вторых, изобретение радио – это яркий показатель степени превра-щения науки в непосредственную производительную силу. Открытие в физике нового вида электромагнитного излучения явилось необходимой предпосылкой создания технических средств радиосвязи. Радио как феномен техники родилось в 1895 году. За несколько меся-цев до его появления немецкий ученый Генрих Герц доказал существование в природе электромагнитных волн – и это дало начало новой технической эпохе. Радиовещание, как искусство, которое воссоздает картины мира при помощи звука, вошло в нашу жизнь сравнительно недавно, но на равных идет в соревновании со старейшими видами искусства, которые были у человечества. Объективной предпосылкой изобретения радио были запросы мирового производства и обращения, хозяйственное и административное освоение отдаленных районов, ускорение перевозок товаров и пассажиров. Разумеется, в то время возможность установления связи с отдаленными неподвижными и подвижными объектами (экспедициями, морскими судами) при отсутствии кабелей и проводов для этой цели интересовала правящие круги великих держав, прежде всего в военных и колониальных целях. Когда в 1857 г. своими экспериментами немецкий физик Г.Р. Герц (1857 - 1894) доказал справедливость гипотезы Дж. К. Максвелла (1831 - 1879) о существовании электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света (называемых теперь радиоволнами), многие изобретатели в разных странах занялись вопросом использования этих волн для беспрово-лочной передачи сигналов. Немалый вклад внесли в это французский физик Э. Бранли, а также английский ученый О. Дж. Лодж. Первая в мире радиопередача была осуществлена в России знаменитым изобретателем и ученым А. С. Поповым. Окончив Петербургский университет, Попов занялся теоретической и практической электротехникой. В 1883г. он принял предложенную ему Морским министерством должность преподавателя в Минной школе и в Минном офицерском классе в Кронштадте, получив, таким образом, возможность для систематической научной работы в кронштадтских лабораториях и кабинетах. В 1888 г. ученый узнал об открытиях Герца и немедленно приступил к их воспроизведению. В 1889 г. в одной из своих лекций, посвященных этому вопросу, Попов впервые указал на возможность использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстояние без проводов. В 1895 г. ученый совершенствовал свое передающее устройство. 12 марта 1896 г. был организован прием первой в мире радиопрограммы в фи-зическом кабинете Петербургского университета на Васильевском острове. Станция отправления находилась на расстоянии 250 м, в Химическом институте. К приемному устройству был присоединен телеграфный аппарат, передававший по алфавиту Морзе одну букву за другой. Текст этой депеши гласит: «Генрих Герц». Русский изобретатель продолжал совершенствовать свои радиоприборы и находить им новые применения (59). Выдающимися достижениями этого периода было изобретение звуко-записывающих средств и возникновение кинематографа. Огромное, всевоз-растающее значение среди прочих источников информации получает телевидение. Нельзя не согласиться с мнением многих специалистов, что именно оно могло сыграть наибольшую роль в преодолении разрыва между всевозрастающими духовными запросами людей и недостаточным содержательным уровнем многих средств информации и учреждений культуры. Вопрос о том, хорошо или плохо само по себе увлечение телевидением большого числа населения, остается все еще дискуссионным. Но можно в настоящее время утверждать, что подъем на новый уровень информационности и вообще культуры людей во многом зависит от телевидения (6). В чем причина популярности телевидения? Оно объединяет в себе функции, которые раньше выполняли различные источники информации: - это и газета, в высшей степени оперативная и к тому же озвученная; - это и своеобразный кинотеатр, где можно отрываться от экрана, заниматься другими делами, если передача не увлекает; - оно позволяет быть не только слушателем но и зрителем происходя-щего, что весьма усиливает эффект соучастия, ощущение сопричастности к тем событиям. Телевидение стало неотъемлемой стороной образа жизни целых поко-лений людей, которые выросли в условиях бурного развития этого средства информации. Для них домашний голубой экран – это распахнутое окно в окружающий мир. Именно благодаря ему, приобретают знания, приобщаются к сокровищам культуры, узнают новости, знакомятся со сложными проблемами внутренней и международной жизни, становятся политиками и знатоками, болельщиками и ценителями. Изобретение века, как по праву можно назвать телевидение, не стоит на месте, оно постоянно движется, видоизменяется, совершенствуется. Одним из первых приступил к съемке игровых, сюжетных фильмов известный французский фокусник Ж. Мельес в 1896 г. К 1910 г. его студия сняла 4 тыс. фильмов, причем Мельес впервые показал огромные возможности кинематографии как нового жанра искусства при постановке фантастических и трюковых сцен. За короткий промежуток времени кинематограф получил значительное распространение. Большой интерес представляют первые попытки озвучить кинофиль-мы. Эдисон, упорно пытался синхронизировать изображение со звуком, за-писанным на фонограф. В 1914 г. ему удалось сконструировать прибор кинетофон, осуществив такую синхронизацию. Однако эта система оказалась слишком сложной. К тому же по мере износа ленты терялось совпадение изображения и звука. Поэтому впервые два десятилетия XX в. широко практиковалось лишь музыкальное, а иногда вокальное и шумовое сопровождение немого фильма. Научные фантасты того времени выдвигали идею цветного и стерео-скопического кино. В России фильмы братьев Люмьер демонстрировались еще в 1896 г. В страну тогда же была завезена съемочная аппаратура, и начали сниматься первые отечественные фильмы. В 1903 – 1904 гг. в России появляются постоянные кинотеатры («синематографы», «биоскопы», или «иллюзионы»). За период с 1903 по 1907 г. в них демонстрировались только фильмы производства французских фирм «Патэ», «Гомон» и др. Часто в одном сеансе показывались как игровые, так и документальные фильмы. Собственное кинопроизводство – «первое синематографическое ате-лье» - возникло в России в 1907 г. (фирма А. Дранкова). В 1908 г. акционерное общество «А. Ханжонков и К» в 1906 г. начинает производство и копирование фильмов. В 1912 г. существовало уже 5 фирм, выпускающих кинокартины, с годовым производством 81 тыс. м пленки. В течение нескольких лет русские кинопредприятия вытесняют ино-странные фирмы. К началу первой мировой войны существовало около 30 отечественных фирм. Кинопромышленность России, освободившись от конкурентов, быстро развивается. Однако собственной технической базы для кино в России не было. Кинопленка, съемочная аппаратура ввозилась из-за границы. «Киноателье» были оборудованы только киносъемочными камерами и прожекторами простейшего типа. Однако художественное содержание большинства фильмов не выдер-живало критики. На экране воспроизводились слезливые мелодрамы, грубые фарсы, военно-шовинистические и порнографические фильмы (55, 51). Действительный интерес представляли разнообразные документальные фильмы, которые тогда назывались «картинами с натуры» или «видовыми». Многие картины представляют огромную ценность для современных историков. Л. Н. Толстой отмечал, что «… кино до тех пор, пока оно находится в руках пошлых спекулянтов, - приносит больше зла, чем пользы, нередко развращая массы отвратительным содержанием пьес», но что в будущем, «когда массы овладеют кино и когда он будет в руках настоящих деятелей культуры, то оно явится одним из могущественных средств просвещения масс» (44). Первое технически грамотное для своего времени решение проблемы передачи изображения на расстояние разработали французский ученый Де Пайва (1878) и независимо от него русский изобретатель П. И. Бахметьев (1880). Первым термин «телевидение» ввел в употребление в 1900 г. военный инженер русской армии К. Перскин. В 1897 г. немецкий физик К. Ф. Браун сконструировал электронно-лучевую трубку. В 1907 г. в России Б. Л. Розинг изобрел первую электрон-ную систему воспроизведения электронного изображения с помощью элек-тронно-лучевой трубки. В 1911 г. он впервые продемонстрировал телевизи-онный прием изображений простейших геометрических фигур. Работы Б. Л. Розинга стали основой для развития электронных систем телевидения (43). Сколько лет кино? Датой рождения кинематографа называют декабрь 1895 г. когда в Париже состоялся первый публичный киносеанс, и зрители увидели на экране движущиеся фотографии. Они были спроецированы на полотно аппаратом братьев Люмьер. Из «забавы» и «зрелища», каким оно было вначале, кино превратилось в настоящее искусство, без которого уже нельзя представить себе современную художественную культуру. Первые телевизионные передачи в нашей стране начались в Москве и Ленинграде в 1938 г., а сейчас телевидение прочно вошло в жизнь людей, в корне изменились его технические возможности. У детского телевизионного кино слишком короткая история, чтобы выделить какие-либо этапы развития. Первые телефильмы для детей стали появляться на экране в 40-е годы. Стали открываться кинотеатры юного зрителя. Детских картин становится все больше и больше. В их числе появляются увлекательные фильмы сказки: «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная». Даже во время войны съемки фильмов не прекращались (54). Следующий шаг в развитии самого, пожалуй, популярного источника информации – изобретение кабельного телевидения. Специальный кабель позволил телевидению покинуть эфир, где ему становится тесно при организации многопрограммного вещания, и перейти на новую систему передачи сигналов, что позволило значительно расширить диапазон домашнего экрана. Он получил возможность передавать телезрителю несколько программ, защищенных от промышленных и атмосферных помех, и, что очень важно, обеспечить двустороннюю связь источника программ и абонента. К сожалению, телевидению, как и другим средствам массовой инфор-мации, присущи недостатки. Пока еще пресса, телевидение, радио не в пол-ной мере учитывают то наблюдаемое явление, что в обществе происходит порой несоответствие достаточно высоким профессиональным и культурным уровнем отдельной части учащихся и проявляемой ими пассивностью, безразличием к конечным результатам труда. Как сделать, чтобы повышение культурного уровня учащихся, на что общество тратит огромные средства, не уживалось с явлениями довольно малой экономической отдачи. Как известно, Центральное телевидение работает над формированием трех программ. Одна из них могла бы взять на себя функции научно-популярной, образовательной программ, рассчитанная на углубление знаний учащихся и взрослого населения. Это откроет новые возможности для телевидения в популяризации достижений науки и техники, в борьбе за широкое внедрение компьютерной техники и современной технологии, за ускорение научно-технического прогресса. Улучшению качества пропагандисткой работы способствует более полное информирование учащихся. Популярностью у различных групп населения пользуются телевизионные диалоги, специальные информационные программы Центрального и регионального телевидения, в которых принимают участие видные ученые, деятели литературы и искусства. Углубление социального, политического содержания телеинформации, отражение в ней грандиозности, остроты проблем нашего бытия, ценностей образа жизни – вот требования времени. Самый точный критерий ее эффективности – та реальная степень воздействия, которое она оказывает на формирование идейно-нравственного облика людей. Регулярные телепередачи начались в 1936 г. в Великобритании и Гер-мании, в 1939 г. в СССР. В 1936 г. – в Москве была создана студия «Союздетфильм», переиме-нованная в 1948 г. в Студию детских и юношеских фильмов имени М. Горького, а в 1963 г. – в Центральную студию детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Стали открываться кинотеатры юного зрителя. Детских картин становилось все больше и больше. В их числе появились увлекательные фильмы-сказки: «По щучьему велению» (1938) и «Василиса Прекрасная» (1940) режиссера А. А. Роу, «Золотой ключик». Одна из лучших экранизаций классических произведений детской литературы – «Дети капитана Гранта» В. П. Вайнштока.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 99 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Психология, 41 страница
1025 руб.
Дипломная работа, Психология, 89 страниц
2225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg