Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Стратегический менеджмент как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия

irina_krut2019 3600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 144 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Объектом исследования является мебельный салон ООО ПКФ «Виват», основным видом деятельности, которого является розничная торговля мебельными товарами. Предмет исследования - конкурентоспособность мебельного салона ООО ПКФ «Виват». Цель исследования - провести анализ конкурентоспособности мебельного салона ООО ПКФ «Виват» и предложить рекомендации по ее повышению. Для реализации указанной цели в рамках работы предусматривается решить следующие задачи: • раскрыть содержание конкурентоспособности предприятий; • изучить методы оценки и пути повышения конкурентоспособности предприятий; • дать характеристику деятельности ООО ПКФ «Виват»; • оценить конкурентоспособность мебельного салона ООО ПКФ «Виват»; • предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности мебельного салона ООО ПКФ «Виват». Научная новизна исследования заключается в усовершенствовании методики планирования повышения конкурентоспособности к мебельному сектору на примере ООО ПКФ «Виват» и получения результатов комплексного анализа конкурентоспособности предприятия. Научной основой работы послужили теоретические положения, разработанные отечественными и зарубежными учеными в области экономики, стратегического менеджмента, маркетинга, управления качеством и конкурентоспособностью, следующих авторов: Портер М., Котлер Ф., Спиридонов И. А., Фатхутдинов Р.А., Нагапетьянц Н.А., Хайек Ф., Найт Ф., Голубков Е.П., Белоусов В.Л. и других. Также были отражены данные периодических печатных изданий: «Эксперт», «Маркетинг в России и за рубежом», «Новости торговли», «Российская торговля» и др. Информационной базой послужили данные ООО ПКФ «Виват». Таким образом, исследование проводилось с использованием данных о реальной производственно-экономической деятельности предприятий. Методологический инструментарий выпускной квалификационной работы включает графический, статистический материал, математический, экономический, графический анализ, аналитико-синтетический метод исследования сильных и слабых сторон деятельности - SWOT-анализ, STEP-анализа, модель пяти сил конкуренции М. Портера, метод «многоугольник конкурентоспособности», SPACE-метод. Практическая значимость работы заключается в разработке стратегии управления конкурентоспособностью торгового предприятия и в применении предложенных мероприятий. Публикации. Основные положения диссертационной работы и научные результаты, полученные автором, опубликованы в печатных изданиях: 1. Никулина Т.Н., Дербенева Е.Н., Сафарян Р.Э. «Методы оценки конкурентоспособности организаций как инструментарий эффективного менеджмента»/Современная наука и практика высшего образования в формате устойчивого развития общества. Материалы международной мультидисциплинарной научно-практической конференции. – Астрахань: Издательство ООО ПКФ «Триада», 2017. – 264 с. 2. Сафарян Р.Э. «Стратегический анализ мебельного рынка г. Астрахани»/68-я международная студенческая научно-техническая конференция. – Астрахань Издательство АГТУ 2018. Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений. В первой главе «Стратегический менеджмент как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия» рассмотрены теоретические аспекты, характеризующие понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность» предприятия, рассмотрены методы оценки, а также стратегии управления конкурентоспособностью предприятия. Во второй главе «Анализ стратегической деятельности и ее влияние на конкурентоспособность мебельного салона ООО ПКФ «Виват» дана организационно-экономическая характеристика предприятия, проведен анализ конкурентоспособности предприятия на основе факторов внутренней и внешней среды; дана оценка эффективности управления конкурентоспособностью предприятия. В третьей главе «Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО ПКФ «Виват»» представлены основные направления стратегии управления конкурентоспособностью предприятия экономическими методами, предложена экономико-математическая модель конкурентоспособности предприятия, а также разработаны мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособности предприятия, которые носят экономически обоснованный характер. В заключении даны выводы и предложения по проведенному исследованию.
Введение

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Наиболее важная область соперничества производителей - рынки сбыта и потребления. Недооценка конкурента в борьбе за потребителя приводила даже крупнейшие компании к значительным потерям, а иногда и к кризисам. В России системно проблемами конкурентоспособности и конкурентных преимуществ стали заниматься только в последние годы. На данном этапе экономического развития наблюдается формирование в России предпринимательских структур, нацеленных на постоянное обновление ассортимента конкурентоспособной продукции, улучшение обслуживания потребителей, повышение производительности труда и, в конечном счете, на повышение конкурентоспособности функционирования организации. Этот процесс необратим, т.к. с повышением уровня конкурентоспособности вырастает и конкурентная борьба между предприятиями, тем более что сегодня создаются благоприятные условия для развития малых и средних предприятий. В этой связи в последнее время все большее внимание уделяется вопросам оценки конкурентных преимуществ предприятий, влиянию предпринимательской деятельности на конкурентоспособность и формированию механизма управления предпринимательской деятельностью на предприятии как основы его конкурентоспособности. Наблюдающиеся в стране постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные товары обуславливают необходимость формирования системы управления конкурентоспособностью предприятий, способной адекватно реагировать на воздействие внешней и внутренней среды высокой степени изменчивости и неопределенности. Эти неопределенности связаны с возникновением случайных событий и ситуаций, обусловленных изменением цен на товары, ценности товара для потребителей, численностью конкурентов, показателей процессов и т.д. В связи, с чем возникает новая конкурентная ситуация, которая характеризуется острой борьбой за передел рынков. Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка определенного вида товаров и степенью сегментированности рынка, пересечением зон деятельности предприятий. Тем самым становится необходимым и практически востребованным исследование вопросов воздействия управления на повышение конкурентоспособности предприятий. Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что в современной борьбе среди предприятий, проигрыш в конкуренции означает крах и потеря занимаемой позиции на рынке. Зачастую проигрыш ведет к разорению и полному банкротству и поэтому, исследуемое явление и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Содержание

Введение 2 1 Стратегический менеджмент как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия 7 1.1 Классификация видов конкурентоспособности предприятий 7 1.2 Факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия 17 1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 27 2 Анализ стратегической деятельности и ее влияние на конкурентоспособность мебельного салона ООО ПКФ «Виват» 39 2.1 Организационно - экономическая характеристика мебельного салона ООО ПКФ «Виват» 39 2.2 Анализ мебельного рынка г. Астрахань и конкурентных позиций ООО ПКФ «Виват» 44 2.3 Оценка стоимости и конкурентоспособности ООО ПКФ «Виват» 65 2.4 Оценка конкурентоспособности мебельного салона ООО ПКФ «Виват» 73 3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО ПКФ «Виват» 98 3.1 Разработка сбалансированной системы показателей для повышения конкурентоспособности ООО ПКФ «Виват» 98 3.2 Обоснование эффективности внедрения рекомендаций ООО ПКФ «Виват» 118 Заключение 121 Список литературы 128 Приложение
Список литературы

1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2016. - 272 c. 2. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 247 c. 3. Алексеева М.С. Адаптационный механизм как вид организационно-экономического механизма для развития и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий / М.С.Алексеева, М.В.Тихонова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. - 2016. - N 2. - С.18-22. 4. Барышева, А.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, М.М. Ищенко. - М.: Дашков и К, 2015. - 384 c. 5. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2015. - 372 c. 6. Варламова, Т.П. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.П. Варламова, М.А. Варламова. - М.: Дашков и К, 2015. - 304 c. 7. Вершигора Е.Е. Менеджмент / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М; Издание 2-е, перераб. и доп., 2017. - 283 c. 8. Веснин В.Р., Кафидов В.В. Стратегическое управление. - СПб.: Питер, 2015. - 256 с., Гапоненко А.Л. 9. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 c. 10. Вьюгина, Л.К. Инновационный менеджмент. Структурные схемы и таблицы: Учебное пособие / Л.К. Вьюгина. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 103 c. 11. Вяткин, В.Н. Риск-менеджмент: Учебник / В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, Ф.В. Маевский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 353 c. 12. Горский М. Золотые страницы: лучшие примеры внедрения сбалансированной системы показателей: сборник статей / М. Горский. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 815 c. 13. Глухов В.В. Менеджмент / В.В. Глухов. - М.: СПб: Питер; Издание 3-е, 2017. - 608 c. 14. Гродзенский, С.Я. Менеджмент качества: Учебное пособие / С.Я. Гродзенский. - М.: Проспект, 2015. - 200 c. 15. Гукасьян, Н.А. Менеджмент предприятия. Просто о сложном / Н.А. Гукасьян. - СПб.: BHV, 2015. - 160 c. 16. Данилин, В.И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: Учебное пособие / В.И. Данилин. - М.: Проспект, 2015. - 376 c. 17. Дик В. В. Инструментальные средства формирования решений в сбалансированной системе показателей / В.В. Дик. - М.: Синергия, 2017. - 494 c. 18. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 c. 19. Дуборасова Т.Ю. Построение моделей мотивации персонала при производстве конкурентоспособного продукта / Т.Ю.Дуборасова, Е.Л.Маслова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2016. - N 2. - С.26-32. 20. Екимова, К.В. Финансовый менеджмент: Учебник для СПО / К.В. Екимова, И.П. Савельева, К.В. Кардапольцев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 381 c. 21. Зайков, В.П. Финансовый менеджмент: теория, стратегия, организация / В.П. Зайков, Е.Д. Селезнёва, А.В. Харсеева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 340 c. 22. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 375 c. 23. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014 №4. С.46. 24. Ионова, Ю.Г. Финансовый менеджмент / Ю.Г. Ионова. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 288 c. 25. Панкрухин А.П. Стратегическое управление. - М.: Омега-Л, 2015. - 464 с. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. - М.: Вышэйшая школа, 2016. - 728 c. 26. Пол Р. Нивен Диагностика сбалансированной системы показателей / Пол Р. Нивен. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2016. - 256 c. 27. Кандрашина, Е.А. Финансовый менеджмент: Учебник / Е.А. Кандрашина. - М.: Дашков и К, 2015. - 220 c. 28. Кандалинцев, В. Инновационный бизнес. Применение сбалансированной системы показателей / В. Кандалинцев. - М.: Дело, 2015. - 803 c. 29. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: Инфра-М, Новое знание, 2016. - 192 c. 30. Кибалов Е.Б. Транссиб и БАМ: системный взгляд на проблему повышения конкурентоспособности / Е.Б.Кибалов, С.А.Быкадоров // ЭКО. - 2016. - N 1. - С.5-25 31. Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2015. - 544 c. 32. Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 c. 33. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Кожухар. - М.: Дашков и К, 2016. - 292 c. 34. Клочкова, Е.Н. Экономика организации: Учебник для СПО / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c. 35. Круи, М. Основы риск-менеджмента / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 390 c. 36. Крылов, Сергей Анализ в сбалансированной системе показателей / Сергей Крылов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 176 c. 37. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 c. 38. Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 367 c. 39. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 507 c. 40. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2017. - 464 c. 41. Макашева, З.М. Брендинг / З.М. Макашев. - СПб.: Питер, 2014. – 204 с . 42. Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 361 c. 43. Манн И. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов– М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 304 с. 44. Маслова, Е.Л. Теория менеджмента: Практикум / Е.Л. Маслова. - М.: Дашков и К, 2014. - 160 c. 45. Маховикова, Г.А. Инвестиционный процесс на предприятии / Г.А. Маховикова, В.Е. Кантор. - М.: СПб: Питер, 2015. - 176 c. 46. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. - 672 c. 47. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н./ Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014 - 194 с. 48. Молчанова, О.П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций: Учебник для бакалавриата и магистратуры / О.П. Молчанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 261 c. 49. Осадчук, Е. В. Конкурентоспособность в Интернете. Как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 152 c. 50. Парамонова, Т. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: моногр. / Т. Парамонова. - М.: КноРус, 2016. - 789 c. 51. Плахотная И.В. Кластерный подход в экономике как фактор развития конкурентоспособности предприятий // Социальная политика и социология. - 2016. - Т.15, N 5. - C.52-59. 52. Рамперсад, Хьюберт Индивидуальная сбалансированная система показателей / Хьюберт Рамперсад. - М.: Олимп-Бизнес, 2018. - 166 c. 53. Румянцева, Е.Е. Финансовый менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.Е. Румянцева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 360 c. 54. Савельева М.В. Особенности формирования конкурентоспособности российских регионов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - N 1. - С.51-60. 55. Семенов, А.К. Теория менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Дашков и К, 2015. - 492 c. 56. Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c. 57. Станиславчик, Е.Н. Финансовый менеджмент: управление денежныит потоками: Учебное пособие / Е.Н. Станиславчик. - М.: ДиС, 2015. - 272 c. 58. Тепман, Л.Н. Международный финансовый менеджмент: Учебное пособие / Л.Н. Тепман, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 367 c. 59. Тюлин А.Е. Методический подход к оценке влияния инновационных технологий на конкурентоспособность продукции / А.Е.Тюлин, А.В.Юдин // Микроэкономика. - 2016. - N 6. - С.59-63. 60. Фальцман В.К. Влияние кризиса на конкурентоспособность российской продукции // ЭКО. - 2016. - N 11. - С.90-109. 61. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 296 c. 62. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2016. - 468 c. 63. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум / О.М. Хотяшева, М.А. Слесарев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 326 c. 64. Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 c. 65. http://topeople.biz/biblioteka/Metody_issledovanija_konkurentov_v_marketinge.php Ершов К. Методы исследования конкурентов в маркетинге. 66. http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/3468.htm. - Ишимбаев Р.Н. Теоретические подходы к определению понятия конкуренция 67. http://vestnik-ku.ru/2009/2009-2/8/8.htm. - Пунгин И.В., Пунгина В.С. Инновационный подход к изучению конкурентоспособности продукции, отрасли, региона.
Отрывок из работы

1 Стратегический менеджмент как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия 1.1 Классификация видов конкурентоспособности предприятий Для того чтобы определить, что такое «конкурентоспособность», для начала нужно выяснить значение термина «конкуренция». Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «concurrere – сталкиваться». Впервые его определение было дано учёными классической политической экономики в середине XVIII века. Так, Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» определил конкуренцию как поведенческую категорию, при которой индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Адам Смит трактовал конкуренцию как «невидимую руку» рынка, которая координирует деятельность его участников. В дальнейшем проблемами конкуренции занимались многие учёные. В XIX в. была разработана теория совершенной конкуренции, у истоков которой стоят А. Курно, У. Джевонс, Ф. Эджуорт, Л. Вальрас, Ф. Найт. Затем, критикуя модель чистой конкуренции за её абстрактность, А. Маршалл в конце XIX в. разработал теорию частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке. В начале XX в. теоретические представления о сущности конкуренции изменились: модель совершенной, или чистой конкуренции трансформировалась в несовершенную конкуренцию, которая учитывала эволюционное развитие рынка. В этой области выдающееся значение в истории экономической мысли сыграли труды Э. Чемберлина и Дж. Робинсон. В конце XX века М. Портером были проанализированы проблемы разработки конкурентных стратегий и выявления конкурентных преимуществ компаний и стран. В последние десятилетия проблемы конкурентоспособности и конкурентных стратегий исследовались в работах таких экономистов как Ансофф И, Ламбен Ж.-Ж., Лафлин Дж., Левитт Т, Моисеева Н. К., Фатхутдинов Р. А., Хилл Д., Шеу К., Юданов А. Ю. В современной трактовке конкуренция определяется по-разному. Существует три основных подхода к определению конкуренции: функциональный, структурный и поведенческий [7, с. 10]. Сторонниками функционального подхода являются Й. Шумпетер, Ф. Хайек, А. Маршал, Э. Черберлин, А. В. Кондрашов, В. А. Новиков. Они определяют конкуренцию через выполняемые ею экономические функции. Так, Ф. Хайек считал, что конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов. В то же время Й. Шумпетер определяет конкуренцию как соревнование старого с новым (с новыми технологиями, товарами, типами организации). Приверженцы структурного подхода рассматривают конкуренцию как особую рыночную ситуацию, при которой на рынке существует множество независимых продавцов и покупателей, которые могут свободно входить на те или иные рынки и покидать их. Его сторонниками являются К. Р. Макконелл, С. Л. Брю, М. Буйи, Н. Г. Менкью, Ф. Найт. Ф. Найт под конкуренцией понимал ситуацию, в которой «конкурирующих единиц много и они независимы». К. Р. Макконел, С. Л. Брю рассматривали конкуренцию как основную регулирующую силу при капитализме. М. Буйи отмечал, что конкуренция способствует свободному формированию цен и действию законов спроса и предложения на конкретном рынке. Ещё один распространённый подход – поведенческий. Его представителями являются М. Портер, Р.А. Фатхутдинов, И. А. Спиридонов. Они определяют конкуренцию как непрерывно действующий механизм соревнования участников рынка (товаропроизводителей, фирм, предприятий) за достижение лучших результатов в осуществлении предпринимательской деятельности. Так, И. А. Спиридонов считает, что конкуренция представляет собой экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли [29, с. 43]. Таким образом, проанализировав приведённые выше определения, можно сделать вывод о том, что конкуренция предполагает наличие соперничества между участниками хозяйственной деятельности за получение наибольшей прибыли, с одной стороны, и наилучшее удовлетворение существующих потребностей с другой. Предметом конкуренции как экономической категории является товар (услуга), а объектом выступает потребитель или покупатель. В процессе конкурентной борьбы предприятие пытается удовлетворить потребности своих клиентов лучше, чем это делают его конкуренты. Однако для того, чтобы разработать чёткую конкурентную стратегию, предприятие должно осознавать положение, занимаемое им на рынке относительно конкурентов. Для этого вводится такое понятие как конкурентоспособность. Единого точного определения конкурентоспособности также нет, поэтому многие авторы трактуют это понятие по-разному. К примеру, М. Портер в своих работах определяет конкурентоспособность как свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Фатхутдинов Р.А. предлагает следующее определение: «Конкурентоспособность – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для удержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкурентоспособность – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкурентоспособности как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей». Некоторые авторы, такие как Е. Дж. Визер, Л. Р. Ильясов, определяют конкурентоспособность как способность предприятия приобретать, сохранять и увеличивать (уменьшать) свою рыночную долю. В данном подходе конкурентоспособность предприятия определяется через его рыночную долю. Конкурентоспособность в качестве экономической характеристики может применяться как к товару, так и к предприятию в целом. Соответственно, различают конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия. Конкурентоспособность товара – это экономический показатель, отражающий способность данного товара наилучшим образом удовлетворять потребности и конкурировать с товарами-аналагами [19, с. 17]. Причём наиболее популярным является мнение о том, что конкурентоспособность товара определяется соотношением «цена-качество». Конкурентоспособность предприятия является динамичным показателем, который характеризует величину и эффективность использования всех имеющихся у предприятия ресурсов предприятия. Данная величина зависит от факторов как внутренней, так и внешней среды предприятия. Стоит заметить, что конкурентоспособность продукции и предприятия являются взаимосвязанными понятиями. К примеру, уровень конкурентоспособности компании иногда определяется через конкурентоспособность продукции исследуемого предприятия. Однако конкурентоспособность предприятия – понятие более широкое, оно включает в себя множество различных аспектов, отражающих все виды деятельности, осуществляемые компанией. Конкурентоспособность, как предприятия, так и продукции является относительным показателем. Оценка уровня конкурентоспособности организации или товара всегда проводится в сравнении с аналогичными показателями конкурентного предприятия. В процессе сравнения количественных и качественных характеристик конкурентоспособности исследуемого предприятия и конкурента делаются выводы о сложившемся положении организации относительно конкурентов. Существует множество подходов различных авторов к определению параметров конкурентоспособности организации. Так, Е.П. Голубков предлагает при проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности организации использовать 16 факторов результативности ее деятельности (имидж, концепция продукта, качество продуктов, уровень диверсификации видов бизнеса, суммарная рыночная доля главных видов бизнеса, мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, мощность производственной базы и др.), которые он детализирует и дополняет за счет факторов конкурентоспособности продукции и эффективности маркетинговой деятельности [7, с. 75]. В.Л. Белоусов [3, с. 32] возможные критерии конкурентоспособности организации группирует по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности. Сравнительный анализ известных определений понятия «конкурентоспособность предприятия» позволяет сделать следующие выводы: 1. Всю совокупность определений можно поделить на три группы (таблица 1): 1. Характеризующую внутреннюю и внешнюю деятельности фирмы, без упоминания товара; 2. Базирующуюся только на товарной составляющей конкурентоспособности; 3. Сочетающую товар и производственную деятельность субъекта. Таблица 1 ? Определение конкурентоспособности Автор Определение 1. Определения, базирующиеся на внутренней и внешней деятельности фирмы 1. Баринов В. Конкурентоспособность объектов складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели 2. Блинов А.О., Захаров В.Я. Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем способность создавать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей 3. Захаров А.Н. Конкурентоспособность организации – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования 4. Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы 5. Селезнев А. Конкурентоспособность – это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику 6. Конно Т. Конкурентоспособность предприятия – совокупность характеристик, включающих захваченную предприятием долю рынка, способность предприятия к производству, сбыту и развитию, способность высшего звена руководства к реализации поставленной цели 7. Куприянова Т. Борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах 8. Маракулин М.В. Конкурентоспособность компании – способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде (лучше– с положительной динамикой) 9. Фигурнов Э.Б., Донец Ю.Ю. Конкурентоспособность предприятия – эффективность использования его производственного потенциала (способность наращивать конкурентоспособность изготавливаемой продукции в более быстром темпе, чем потенциал конкурента) 10. Старовойтов М.К., Фомин Б.Ф. Конкурентоспособность – «уровень предприятия» – является общей мерой интереса и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики 11. Яшин Н.С. Конкурентоспособность предприятия – это возможность и динамика приспособления его к условиям рыночной конкуренции 12. Петров В. Конкурентоспособность – это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для Продолжение таблицы 1 расширения воспроизводства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности 13. Светуньков С.Г. Конкурентоспособность – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов 14. Завьялов П.С. Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка 15. Емельянова С.В. Конкурентоспособность производителя – это его потенциальная или реализованная способность обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот собственных или привлеченных активов, могущих стать конкурентными преимуществами 16. Дементьева А.В. Конкурентоспособность предприятия – это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках 2. Определения, базирующиеся на товарной составляющей конкурентоспособности 17. Миронов М.Г. Конкурентоспособность предприятия – способность прибыльно производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише 18. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке 19. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации – это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу 20. М. Эрлих и Дж. Хайн Конкурентоспособность – способность страны или фирмы продавать свои товары 21. European management forum Конкурентоспособность фирмы – это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителя, чем товары конкурента 22. Васильева З.А. Конкурентоспособность предприятий (для потребителей) – способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров 23. Дулисова И.Л. Свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, или конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка 24. Рове М. Конкурентоспособность – это способность страны или фирмы продавать свои товары Продолжение таблицы1 25. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Интегральная конкурентоспособность предприятия по отношению к другим предприятиям – это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю 3. Определения, сочетающие товар и производственную деятельность субъекта 26. Донцова Л.В. Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности 27. Рубин Ю.Б.,Шустов В.В. Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющиеся у них для этого возможности проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов 28. Сергеев И.В. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал 29. Фасхиев Х.А. Под конкурентоспособностью предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, то?есть товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей 30. Ермолов М.О. Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, отражающая отличие процесса развития данного производителя от производителя конкурента как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности 31. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Конкурентоспособность организации – это относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции 32. Иванова Е.А. Конкурентоспособность предприятия – это необходимое условие обеспечения производства конкурентоспособной продукции, что является в современных условиях важным направлением деятельности предприятия, ориентированного на завоевание как внутреннего, так и внешнего рынка путем создания продукции, отвечающей требованиям потребителей и мировым стандартам в конкретных сегментах рынка в определенный период времени 33. Зайцев Н.Л. Конкурентоспособность предприятия – это его возможность производить на действующих производственных мощностях в соответствии запланированными технико-экономическими параметрами, обеспечивающими конкурентоспособность продукции 2. Лишь одно определение (№ 2) среди приведенных в таблице 1 содержит слово «превосходство». Конкуренция – это состязание фирм на конкретных сегментах рынка за ограниченный объем платежеспособного спроса, следовательно, должны быть победители состязания. Конкурентоспособность сравнительная категория, то есть должен применяться математический аппарат оценки и ранжирования сравниваемых объектов. Кто-то должен быть лучше, кто-то хуже, то есть победитель должен превосходить соперников. 3. Известные определения однозначно не устанавливают состав смыслообразующих элементов термина «конкурентоспособность предприятия», что препятствует выработке метода измерения ее уровня. Известно, что нельзя измерить, тем нельзя управлять. Определение должно указать направление для разработки метода оценки конкурентоспособности предприятия. Оно должно сочетать сущностные и содержательные элементы экономической дисциплины – маркетинга и технической дисциплины – квалиметрии. Конкурентоспособность – явление динамичное, она должна оцениваться по состоянию на конкретный момент времени и независимо от конкурентов, то есть индивидуально. На эти обстоятельства в известных определениях не обращено достаточного внимания. 4. Приведенные определения не ориентированы на решение управленческих задач. Менеджеров, прежде всего, интересует проблема управления уровнем конкурентоспособности предприятия. Сравнивая результаты оценки конкурентов по одной и той же методике, можно их ранжировать по конкурентоспособности, проследить динамику уровня конкурентоспособности исследуемых объектов. Измерение конкурентоспособности предприятий создает возможность моделировать ее уровень, выработать обоснованные управленческие решения. Уровень конкурентоспособности предприятия управляем, и осуществляется целенаправленным воздействием на показатели, как товара, так и самого предприятия. 5. Лишь в шести определениях (№ 7, 12, 17, 18, 23, 29) из 33 приведенных в таблице 1 подчеркивается, что конкурентоспособность предприятия устанавливается на определенном рынке. Предприятие, во-первых, не может одновременно присутствовать на всех рынках, во-вторых, оно может быть конкурентоспособным на одних и неконкурентоспособным на других рынках, где присутствует. Даже на одном и том же рынке, на различных сегментах конкурентные позиции предприятия могут существенно различаться. В определении должно быть указано, на каких рынках предприятие конкурентоспособно, а точнее, на каких сегментах рынка. 6. Известные определения чаще ориентированы на оценку конкурентоспособности предприятий на текущий момент, по фактическим данным, тогда как для управленческих целей важнее ориентация на будущее, учет потенциала роста. Проведенный анализ литературных источников в исследуемой области позволяет заключить, что общепринятого, удовлетворяющего всех участников рыночных отношений и способствующего к разработке методов решения стоящих перед ними управленческих задач определения конкурентоспособности предприятий нет. Требуется такая формулировка термина «конкурентоспособность предприятия», которая имела бы управленческую направленность; устанавливала бы взаимосвязь этого понятия и его содержательных элементов с другими категориями предметной области; указала бы направление к разработке метода оценки уровня конкурентоспособности предприятия; позволяла бы вести оценку независимо от временных рамок; открыла бы путь для дальнейших исследований в данном направлении и была бы лишена тех недостатков, которые приведены выше. Рассмотрим, как различные авторы трактуют понятие «стратегическое управление». Так, О.С. Виханский говорит, что стратегическое управление «это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей» [6, c.302]. В.В. Петров, говорит, что «в основе стратегического управления лежат ориентированные на будущее управленческие решения, которые закладывают основ для принятия оперативных управленческих решений» [27, c.25]. Л.С. Шеховцова определяет стратегическое управление как «деятельность по разработке миссии, важнейших целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее развитие в нестабильной внешней среде путем изменения и самой организации, и ее внешней среды. Стратегическое управление - это непрерывный процесс выбора и реализации целей и стратегий организации» [38]. По нашему мнению, более точным определением стратегического управления является данное О.С. Виханским, поскольку оно наиболее полно и конкретно отражает деятельность предприятия в области стратегического управления. Проведенный анализ литературных источников показал, что: • разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области маркетинговых исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации и продукции; • согласно работам [32, 33, 34] в обобщенном виде конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности. 1.2 Факторы влияющие на конкурентоспособность предприятия конкуреосвар потребительский Факторы конкурентоспособности - явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство и реализацию продукции, а в результате изменение уровня конкурентоспособности организации. Управление конкурентоспособностью организации - это обеспечение оптимального соотношения составляющих факторов конкурентоспособности в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются. Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратегии. Есть фирмы, стратегия конкурентной борьбы которых основана не на специализации, а на более низких издержках производства. Они изготавливают большой ассортимент продукции стандартного мирового уровня качества и со стандартной ценой. Другой тип компаний строит конкурентную стратегию на менее рискованных и более дешевых принципах - специализация при узкой номенклатуре продукции. Это продукция высшего мирового уровня в своих классах специализации и стоит недешево. Следующий тип фирм занимается выпуском узкого круга качественной продукции по низким ценам. Такая продукция не отличается изысканными и разнообразными свойствами. Она проста, надежна и дешева. Естественно, не обязательно придерживаться только одной, некогда выбранной стратегии обеспечения конкурентоспособности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Стратегический менеджмент, 114 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Стратегический менеджмент, 62 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Стратегический менеджмент, 97 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Стратегический менеджмент, 85 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg