Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, НАЛОГИ

Налоговая нагрузка как показатель результативности налоговой политики.

irina_krut2019 2275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Анцинова А.И. Налоговая нагрузка как показатель результативности налоговой политики: бакалавр. Работа / Анцинова Анастасия Игоревна; Тамб. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина, ин-т экономики, управления и сервиса, каф финансов и банковского дела. – Тамбов, 2018. – Ключевые слова: налоговая политика, налоговая нагрузка, отраслевая налоговая нагрузка, оптимизация налоговой нагрузки, потенциал налогов. Объектом исследования является платежная система Российской Федерации. Объект исследования: налоговая нагрузка России как показатель результативности налоговой политики. Предмет исследования: определение направлений оптимизации налоговой нагрузки за счет выявления скрытого потенциала по налогам. Цель исследования: изучение налоговой нагрузки России на современном этапе своего развития как показателя результативности налоговой политики. Методы исследования: системный подход, экономический анализ, синтез, моделирование, планирование, анализ отчётности налоговых органов, статистический метод. В работе изучена сущность налоговой нагрузки и методики ее расчета; определена необходимость анализа налоговой нагрузки как показателя результативности налоговой политики. Изучена общая характеристика Федеральной налоговой службы России и ее основные функции; произведен анализ налоговой нагрузки России как показателя результативности налоговой политики. Определены направления снижения налоговой нагрузки как наиболее эффективного механизма реализации налоговой политики и предложены направления оптимизации налоговой нагрузки России за счет выявления скрытого потенциала по налогам.
Введение

Актуальность исследования. В современных условиях одной из главных проблем становится необходимость создания налоговой системы, адекватной потребностям как налогоплательщиков, так и государства. В идеале, налоговая система страны, обес¬печивая государство финансовыми ресурсами для выполнения его функций, не должна уменьшать стимулы для налогоплательщика к занятию предпринимательской деятельно¬стью, в то же время обязывая его к постоянно¬му изысканию возможностей повышения эф¬фективности управления. Основной целью совершенствования нало¬говой системы Российской Федерации являет¬ся достижение баланса интересов между госу¬дарством и налогоплательщиками для содей¬ствия общему развитию российской экономики и постепенному ее переходу от ресурсоемкой к инновационной. Налоговая нагрузка отражает влияние государства на экономику через налогообложение, поэтому важно однозначно определить, какие именно задачи можно решать при помощи анализа налоговой нагрузки. Уровень налоговой нагрузки на экономику страны является важнейшим индикатором состояния ее экономики, перспектив ее развития, маркером проводимой государством налоговой политики. От величины данного показателя зависит прозрачность экономики, поскольку чрезмерная его величина приводит к уходу части экономики в теневой сектор. Эффективное использование данного инструмента налоговой политики позволяет повысить темпы экономического роста, создать благоприятный налоговый и инвестиционный климат в стране. Не менее важным показателем, чем величина налоговой нагрузки, является структура данного показателя. При его анализе целесообразно уделять внимание таким вопросам, как равномерное распределение налогового бремени или повышенное налогообложение отдельных отраслей, превалирование прямого или косвенного налогообложения и проч. В настоящее время экономика РФ оказалась втянутой в серьезный экономический кризис, характеризующийся существенной продолжительностью. Экономический кризис усугубляется тяжелой международной ситуацией, спровоцировавшей введение экономических санкций в отношении Российской Федерации. В результате совокупного воздействия этих двух факторов повышается роль налоговой политики как важнейшего регулятора развития экономики страны. Налоговая политика страны на среднесрочную перспективу должна формироваться с учетом сложившегося уровня налогового бремени. Теоретическая база исследования по рассматриваемой проблеме основана на положениях работ следующих ученых – экономистов: Бобоев М.Р., Бродский Г.М., Винницкий Д.В., Врубельской О.В., Вылкова Е.С., Горский И.В., Евстигнеев Е.Н., Карп М.В., Лукаш Ю.А., Малис Н.И., Майбуров И.А., Пансков В.Г., Перов А.В., Романовского М.В., Садков В.Г., Тарасевич А.Л., Тернова Л.В., Хритинин В.Ф., Шаталов С.Д. и др Проблемы снижения и оптимизации налоговой нагрузки в России рассматривались в трудах многих российских ученых и специалистов. В их числе А.В. Брызгалин, В.И. Волковский, А.З. Дадашев, И.Н.Куксин, М.В. Мишустин, Л.П. Окунева, М.П. Павлович, В.Г. Пансков, А. Б. Паскачев, И.А. Перонко, К.В.Сомик, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина и др. Цель и задачи исследования. Целью данной работы является тщательное и детальное изучение налоговой нагрузки России на современном этапе своего развития как показателя результативности налоговой политики. Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач: 1. изучить сущность налоговой нагрузки и методики ее расчета; 2. рассмотреть необходимость анализа налоговой нагрузки как показателя результативности налоговой политики; 3. провести анализ налоговой нагрузки России как показателя результативности налоговой политики; 5. произвести расчет налоговой нагрузки Тамбовской области; 6. определить направления снижения налоговой нагрузки как эффективного механизма реализации налоговой политики; 7. предложить направления оптимизации налоговой нагрузки России за счет выявления скрытого потенциала по налогам. Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является налоговая нагрузка России как показатель результативности налоговой политики. Предметом исследования - определение направлений оптимизации налоговой нагрузки за счет выявления скрытого потенциала по налогам. Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, официальные документы законодательных и исполнительных органов власти, Постановления Правительства РФ, официальные статистические данные и отчёты Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики России, инструктивные материалы ФНС России, имеющие отношение к рассматриваемым вопросам; информация налоговой статистики, материалы официальной периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации. Методологической основой работы явились системный подход, методы экономического анализа и синтеза. Для решения поставленных задач в работе использовались методы планирования, бюджетирования, моделирования экономических процессов, анализа отчётности налоговых органов, статистические методы, а также логического моделирования. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в формировании новых научно-методологических подходов к формированию оптимальной налоговой нагрузки и разработке механизмов его реализации, в доведении ее основных положений до конкретных предложений по стратегическому реформированию налоговой политики современной России. Результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию работниками налоговых органов для анализа и оценки объективности ситуации, фактически сложившейся в государстве с поступлением налоговых доходов. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованный источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ 1.1 Сущность налоговой нагрузки 1.2 Методики расчета налоговой нагрузки 1.3 Необходимость анализа налоговой нагрузки как показателя результативности налоговой политики ГЛАВА 2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 2.1 Общая характеристика Федеральной налоговой службы России и ее основные функции 2.2 Анализ налоговой нагрузки России как показателя результативности налоговой политики 2.3 Определение налоговой нагрузки в Тамбовской области ГЛАВА 3 ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ РОССИИ 3.1 Снижение налоговой нагрузки как эффективный механизм реализации налоговой политики 3.2 Оптимизация налоговой нагрузки России за счет выявления скрытого потенциала по налогам ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая [Текст]: от 31.07.1998 №146-ФЗ (с изменениями и дополнениями). // КонсультантПлюс 2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: от 05.08.2000 №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями). // КонсультантПлюс 3. Ажинова, Е.Ф. Методики исчисления величины налоговой нагрузки предприятий [Текст]/ Е.Ф. Ажинова // Аудит и финансовый анализ. – 2014. – № 2. – С. 12-13. 4. Александров, И.М. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / И.М. Александров. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015-318с. 5. Антипова, А.М. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации [Текст]/ А.М. Антипова, С.К. Демченко // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. - №5. – С.333-334 6. Байтокаев, К.Ш. Влияние на налоговую нагрузку некоторых факторов [Текст]/ К.Ш. Байтокаев // Современные научные исследования. 2017. № 10. С. 7. 7. Барулин, С. В. Теория и история налогообложения [Текст]: учеб. для вузов / С.В. Барулин. – М.: Экономистъ, 2006. – 332с. 8. Бондарев, Н.С. Оценка налоговой нагрузки в Российской Федерации [Текст] / Н.С. Бондарев // Молодой ученый. - 2015. - №1. – С. 186-188. 9. Бородина, А.С. Налоговая нагрузка производственного предприятия: методика определения [Текст]/ А.С. Бородина // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2014. – № 2. – С. 33-35. 10. Бутов, Д.В. Налоговая нагрузка: расчет и законное снижение [Текст]/ Д.В. Бутов // Планово-экономический отдел. – 2014. – № 5. – С. 29-35. 11. Вылкова, Е.С. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / Е.С. Вылкова, А.Э. Сердюков, А.Л. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2008. – 704с. 12. Голованова, А.В. Налоговая нагрузка как инструмент обеспечения безопасности реального сектора экономики [Текст]/ А.В. Голованова, И.С. Калинин // Контенсус. – 2016. - №1. – С. 120-127 13. Гребнев, Г.Д. Проблемы оптимизации налоговых из¬держек, налоговой нагрузки и рентабельности бизнеса в коммерческих ор-ганизациях [Текст]/ Г.Д. Гребнев, Т.К. Островенко // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. – № 8 (157). – С. 170-174. 14. Гринкевич, Л.С. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе [Текст]/ Л.С. Гринкевич // Траектории реформирования российской экономики: материалы Междунар. экон. Симп., посвящ. 50-летию экономического факультета ТГУ. Томск, 16-22 октября 2017 г. Томск : Изда¬тельский Дом ТГУ, 2014. С. 161-166. 15. Гринкевич, Л. С. Анализ результативности собираемости налогов в Российской Федерации [Текст] / Л. С. Гринкевич, И. Ю. Жалонкина // Вестник Томского государственного университета. — 2017. — 4 (16). — С. 118–123. 16. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / А.З. Дадашев. – М.: Вузовский учебник, 2017. - 426с. 17. Девликамова, Г. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяй¬ственной деятельности предприятия [Текст]/ Д.В. Давликамова // Финансы. – 2014. – № 8. 18. Дерина, О.В. Налоговая нагруз¬ка: экономическая сущность и роль в регулирова¬нии социально-экономической сферы [Текст]/ О.В. Дерина, Г.В. Морозова // Вестник Мордовского университета. 2015. № 3. С. 51–54. 19. Дмитриева, Н.Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов /Н.Г. Дмитриева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017, - 409с. 20. Евстигнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум [Текст]: учеб. для вузов / Евстигнеев Е.Н. Викторова Н.Г. – М.: Проспект, - 2014. - 520с. 21. Ермакова, Е.А. Налоговая нагрузка как показатель результативности налогового стимулирования модернизации в России [Текст]/ Е.А. Ермакова // Экономические стратегии. 2014. Т. 16. № 1. С. 102-109. 22. Ермакова, Е.А. Налоговая нагрузка как показатель результативности налогового стимулирования модернизации в России [Текст]/ Е.А. Ермакова // Экономические стратегии. – 2014. - №1. – С.102- 109. 23. Ефремова, Т.М. Оценка эффективности современной налоговой политики России [Текст]/ Т.М. Ефремова, А.О. Дружинина // Академический вестник. – 2014. – № 1 (27). – С. 21-29. 24. Жернаков, С.А. Налоговая нагрузка: критерий оценки налоговых рисков и экономическая сущность [Текст]/ С.А. Жернаков // Налоги и финансовое право. 2015. № 6. С. 242-247. 25. Иванова, Ю. Н. О соотношении понятий «налоговая политика» и «налоговое регулирование» [Текст]/ Ю.Н. Иванова, А.И. Парубов // European Social Science Journal. 2015. № 2 (53). С. 15-21. 26. Иванова, Ю.Н. Налоговая нагрузка как показатель эффективности налоговой политики государства [Текст]/ Ю.Н. Иванова, В.В. Казаков// Вестник Томского государственного университета. – 2015. -№339. – С.199-203. 27. Кадушин, А.Н. Насколько посильно налоговое бремя в России [Текст]/ А.Н. Кадушин // Фи¬нансы. – 2014. – № 7. 28. Карбушев, Г.К. Совершенствование налоговой системы России [Текст]/ Г.К. Карбушев // ЭКО. – 2015. – № 2. – С. 23-30. 29. Кинг Дж.Р. Интеграция налогов на доходы физиче¬ских лиц и корпораций: преимущества и недостатки. [Текст]/ Киев: Вища шк., 1990. 30. Кормишкина, Л.А. Оценка налогового маневра с позиции парадигмы неодустриального развития России [Текст]/ Л.А. Кормишкина, Л.П. Королева // Национальная безопасность / nota bene. 2015 №3. С.427-441. 31. Королева, Л.П. Антикризисное налоговое регулирование реального сектора экономики в контексте парадигмы неоиндустриального развития. [Текст]/ Л.П. Королева// Новая индустриализация и умная экономика: вызовы и возможности: материалы Пермского конгресса ученых-экономистов. Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2015. С. 123-131. 32. Королева, Л.П. Перспективы совершенствования налога на прибыль организаций в России [Текст]/Л.П. Королева // Налоги и финансы. 2014 №2. С. 32-40. 33. Косенкова, Ю.Ю. К вопросу об изменении налоговой нагрузки в Российской Федерации [Текст]/ Ю.Ю. Косенкова, Н.М. Турбина, С.В. Владимирова // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. - №8.– С.56- 61 34. Косолапов, А.Н. Совершенствование налоговой системы в условиях внешних шоков [Текст]/ А.Н. Косолапов // Налоговая политика и практика. – 2015. – № 3. – С. 17-27. 35. Крамаренко, Л.А. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное посо¬бие / Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 576 c. 36. Лукаш, Ю.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст]: учеб. для вузов / Ю.А. Лукаш. — М.: Кн. Мир, 2009. - 636с. 37. Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / О.И. Мамрукова. – М.: ИКФ Омега-Л, 2015. – 304с. 38. Милькевич, А. Н. Необходимость анализа налоговой нагрузки на макроуровне [Текст]/ А.Н. Милькевич // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2015. - №1. – С. 273-275 39. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов /Н.В. Миляков. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2015. – 507с. 40. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / под ред. И.А. Майбурова. – 2-е изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 511с. 41. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевского. – 6-е изд., испр. и доп. – СПб: Питер, 2015. - 596с. 42. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юрайт, 2017. - 789c. 43. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник для бакалавров / под ред. Д.Г. Черника. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 393 с. 44. Налоги и налогообложение в России [Текст]: учеб. для вузов /К. Браун, дж. Масгрейв, А.А. Тедеев; под ред. В.А. Парыгиной. – М.: Эксмо, 2017. – 640с. 45. Налогообложение организаций [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Л.И. Гончаренко. – М.: Экономистъ, 2017. – 480с. 46. Никулина, О.М. Влияние налоговой нагрузки на деятельность коммерческих предприятий [Текст]/ О.М. Никулина // Проблемы учета и финансов. 2014. № 4. С. 41-48. 47. Никулина, О.М. Налоговая нагрузка в России: основные подходы [Текст]/ О.М. Никулина // Финансы и кредит. – 2016. - №17. – С. 13-24 48. Окунева, Л.П. Налоги и налогообложение в России [Текст]: учеб. для вузов / Л.П. Окунева. – М.: изд-во БЕК, 2009. - 324с. 49. Осипова, Т.И., Павлинова О.В., Шашкина М.Е. Налоги и налогообло¬жение [Текст]: учеб. учебно-методическое пособие / – Н.Новгород: ННГУ, 2014. – 83 с. 50. Основные направления налоговой политики Рос¬сийской Федерации на 2016 год и на плановый пери¬од 2017 и 2018 годов // ИПС Гарант [Электронный ресурс]. 51. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // ИПС Гарант [Электронный ресурс]. 52. Пансков, В.Г. Финансовая устойчивость в ус¬ловиях стабильной налоговой нагрузки: миф или реальность [Текст] / В.Г. Пансков // Инновационное развитие экономики. - 2014. -№6. – С.34-47 53. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / В.Г. Пансков : Учебник для бакалавров. Серия: Бакалавр. Базовый курс. 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: «Юрайт», 2017. – 548c. 54. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Текст]: Учебник для бакалавров. Серия: Бакалавр. Углубленный курс. / В.Г. Пансков. -3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ИД Юрайт, 2017. – 747с. 55. Парыгина, В.Г. Понятие и функции налогообложения [Текст]/ В.Г. Парыгина // Современное право. – 2014. – № 10. – С. 3-8. 56. Перов, А.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / А.В.Перов, А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2009. - 824с. 57. Поварова, А. И. Снижение фискальной функции налога на прибыль организаций: факторы и пути повышения [Текст]/ А.И. Поварова //«Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз». 2014. №3(33). 58. Погорелова, М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика [Текст]: учебное пособие / – 2-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 208с. 59. Полежайкина, К.С. Налоговые льготы - эффективный инструмент регулирования экономики [Текст]/ К.С. Полежайкина, Л.П. Королева // Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 1004-1010. 60. Пономаренко, Д.В. Налоговая нагрузка в сфере прямого налогообложения и инвестиционная при¬влекательность стран – членов Европейского союза [Текст]/ Д.В. Понаморенко // Экономический вестник Донбасса. 2017. Т. 29. № 3. С. 67–71. 61. Поролло, Е.В. Налоговая политика и ее влияние на общественное развитие [Текст]/ Е.В. Поролло, В.В. Казаков // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319. С. 153-156. 62. Поспелова, Е.Б. Влияние налоговой нагрузки граждан на социальную справедливость [Текст]/ Е.Б. Поспелова // Уровень жизни населения регионов. – 2015. - №4. – С.145-152. 63. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, URL: http://economy.gov.ru/mine; 64. Пушкарева, В.М. Как измерить налоговую нагрузку [Текст]/ В.М. Пушкарева // Финансы. 2014. № 12. С. 33-36. 65. Ржаницына, В.С. Формирование налоговой политики компании [Текст]/ В.С. Ржаницына // Бух¬галтерский учет. – 2017. – № 4. – С. 28-35. 66. Россия в цифрах-2015: Краткий статистический сборник / Росстат. М., 2015. 67. Русакова, И.Г. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов /И.Г. Русакова, В.А. Кашин.– М.: изд-во БЕК, 2015.- 346с. 68. Савина, Е. О. Приоритеты налоговой политики на современном этапе развития российской экономики: возможности роста налоговых доходов бюджетов без увеличения налоговой нагрузки на экономику [Текст]/ Е.О. Савина // Экономические науки. – 2016. - №3. – С. 50- 56. 69. Савицкая, Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание. – 2017. – 339 с. 70. Салькова, О.С Налоговая нагрузка и резервы налоговой оптимизации [Текст]/ О.С. Салькова // Финансы. 2015. № 10. С. 37-41. 71. Сенченко, Е.В. Налоговое бремя: роль и место в социально-экономическом развитии общества [Текст]/ Е.В. Сенченко // Современные тенденции в экономике и управлении. – 2014. - №7. – С.145-151. 72. Сенченко, Е.В. Социально-экономическая сущность налоговой нагрузки на бизнес [Текст]/ Е.В. Сенченко // Движение вузовской науки. – 2015. - №16. – С.152-160 73. Солодянкина, Г.А. Налоговая нагрузка как элемент конкурентоспособной налоговой системы [Текст]/ Г.А. Солодянкина // Налоги и финансовое право. 2015. № 7. С. 257-261. 74. Умарова, И.Э. Перспективы увеличения налоговой нагрузки в Российской Федерации [Текст]/ И.Э. Умарова// Международный бухгалтерский учет. – 2017. - №26. – С.42-50 75. Цыгичко, А.Н. Нормализация налоговой нагрузки налогообложение [Текст]: учеб. для вузов /А.Н. Цыгичко. – М.: ИТРК. – 2017. – 108 с. 76. Черкасова, И.О., Жукова Т.Н. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / И.О. Черкасова, Т.Н. Жукова. - 2-е изд.-СПб.: «Вектор» 2017. - 224с. 77. Шпинчевский, В.В. Оптимизация налоговой нагрузки на экономику России для увеличения налоговых доходов бюджетной системы [Текст]/ В.В. Шпинчевский // Горизонты экономики. – 2016. - №1. – С.90-93 78. Юткина, Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учеб. для вузов / Т.Ф. Юткина. - М.: Инфра-М 2015, - 503с. 79. www.consultant.ru/ Информационно-правовая база «Консультант плюс». 80. www.garant.ru/ Информационно-правовая база «Гарант». 81. www.nalog.ru. Официальный сайт ФНС России 82. www.gks.ru Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики 83. www.roskazna.ru/. Официальный сайт Федерального казначейства
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ 1.1 Сущность налоговой нагрузки Налогам принадлежит основная роль в наполнении бюджета и в социально-экономическом развитии государства в целом. В условиях нестабильного, неэффективного и административно-сложного налогового среды растет тенизация экономки, отток национальных капиталов за границу, снижается деловая активность субъектов хозяйствования и развитие национальной экономки в целом, ухудшается инвестиционный климат и благосостояние граждан. В связи с этим особую актуальность приобретает теоретическое исследование налогового бремени, поскольку оно является основой для дальнейшего анализа и оценки налоговой системы. Налоговая нагрузка - это одно из основных понятий налоговой терминологии, оно дает представление о предельной границы налогообложения в экономике государства. Результаты анализа является важным шагом к устранению негативных последствий действия налогов и создание эффективной налоговой системы. Дискуссионный аспект проблемы по раскрытию сущности понятия «налоговая нагрузка» требует упорядочения и обобщения накопленных результатов научных достижений, а также дальнейшего исследования данной проблематики. Исследование понятия «налоговая нагрузка» началось сразу после появления налогов, однако в экономической литературе не существует однозначной трактовки данного понятия. Исследование научно-методических источников по вопросам налогообложения показало, что его часто отождествляют с понятиями «налоговое бремя», «налоговый пресс», «налоговое давление», «уровень налогов», «уровень налогообложения». В официальных документах, как правило, употребляется термин «налоговая нагрузка». Зато в западной финансовой науке и в официальных изданиях международных организаций чаще встречается понятие «налоговое бремя (давление, пресс)» [54, с. 4]. Указанные и ряд других аргументов, приведенных в трудах А. М. Соколовской, доказывают, что эти понятия являются синонимами и нет смысла их различать. Однако понятие «уровень налогов (налогообложения)» вмещает как величину налогового бремени и его распределение в обществе, так и переложения налогов и совокупность эффектов, ими порождаемых [58, с. 335]. Согласно толковому словарю: «уровень - это степень качества, величина и т. д., Достигнутые в чем-либо» [59, с.1032], а «нагрузка - это совокупность факторов, действующих на какой-либо объект (систему) »[59, 551]. Таким образом, понятие «уровень налогов (налогообложения)» более общее, оно не дает корректного видение действия налогов на экономку или в отдельную группу налогоплательщиков, и поэтому его нельзя отождествлять с понятием «налоговая нагрузка». Труды классиков стали основой теории налогообложения, фундаментом для зарождения понятия «налоговая нагрузка» как экономической категории. По мнению У. Петти, налоговая нагрузка - это общая сумма средств, которую необходимо мобилизовать в государственную казну в виде налогов [56,с. 116]. А. Смит термин «налоговая нагрузка» рассматривал как долю конкретного налога и общей суммы всех налогов в доходах плательщиков. Именно А. Смит впервые отделяет проблему поиска оптимального варианта налогообложения [34]. Анализ научных достижений и наработок классиков показал, что они исследовали налоговую нагрузку как отдельную категорию, оторванную от экономки. То есть трактовали налоговое бремя как количественную категорию. Итак, сторонники этого подхода рассматривают налоговую нагрузку как относительный показатель, характеризующий долю налогов и сборов, налогоплательщик обязан уплатить в бюджет [46, с. 155]. В «Оксфордском толковом словаре» «налоговое бремя (tax burden)» рассматривается как сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. В данном определении отмечается также на том, что налоговое бремя, вследствие возможности переложения налогов, может не совпадать с номинальной суммой уплаченных налогов [59, с. 414]. По нашему мнению, данный подход не раскрывает всю суть и сложность понятия «налоговая нагрузка», поскольку необходимо обращать внимание не только на количественное измерение, но и особенности влияния налогов на благосостояние их плательщиков и экономку государства в целом. Повышение внимания к проблеме налоговой нагрузки в XX в. было обусловлено резким увеличением уровня налогообложения после Первой мировой войны. Основной акцент в вопросах налоговой нагрузки было осуществлено по результатам налогообложения, измерением уровня его бремени и характеру воздействия на хозяйство страны или отдельные экономические субъекты [42, с. 43]. Питомец А., Кушнирчук Ю. М., Левченко Н. М., Соколовская А. М., Шевченко Н. М. раскрывают сущность налоговой нагрузки как качественной характеристики. А. Годованец «Налоговая нагрузка» рассматривает как обобщенную характеристику деятельности налоговой системы государства, которая показывает, как налоги влияют на финансовое состояние налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом [15, c. 75]. Близким по смыслу является определение налогового бремени Кушнирчука Ю. М. как важного фискального показателя, характеризующего совокупное влияние налогов на экономку страны в целом или на отдельных субъектов хозяйствования, то есть фактически является показателем эффективности бюджетно-налоговой политики [35, с. 163]. Несколько более широкое определение предоставляет Левченко Н. М. Налоговая нагрузка, по его словам, фактически является показателем эффективности налоговой политики, который влияет на наполнение государственных доходов, уровень налоговых поступлений в структуре ВВП и соответственно долю ВВП на душу населения [12, с. 207]. Наиболее полно в данном аспекте рассматривает налоговую нагрузку профессор Соколовская А. М. Она определяет налоговую нагрузку как эффекты влияния налогов на экономку в целом и на отдельных их плательщиков, связанные с экономическими ограничениями, возникающих в результате уплаты налогов и видволкання средств от других возможных направлений их использования [54, c. 5]. Джуринская А. С. заметила, что в зарубежной литературе по экономике налогообложения чаще встречается выражение tax incidence - эффект, порожденный налогообложением, или переложения налогового бремени, а также fiscalpressure - фискальное давление, который является содержательной категорией, чем налоговое бремя [20]. Итак, зарубежные ученые рассматривают налоговую нагрузку в контексте последствий действия налогов. Таким образом, авторы второго подхода дают более глубокое значение этой экономической категории и оценивают влияние налогообложения в целом на экономку, а также на ее отрасли и отдельные экономические субъекты [54 c. 5]. В «Современном экономическом словаре» отмечается, что «налоговое бремя: 1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением на уплату налогов, их от других возможных направлений использования; 2) в широком смысле слова это бремя, которое накладывается любым платежом [19, с. 206]. Яровая Н. В. подчеркивает, что такие подходы к определению налоговой нагрузки полностью не раскрывают его сущность. Под понятием «налоговая нагрузка» она понимает показатель, в наибольшей степени характеризует взаимодействие фискальной и регулирующей функций налогов, а также степень централизации и обобществления ВВП и его составляющих, который, с одной стороны, несет на себе отпечаток субъективных действий правительства, а с другой - отражает объективные рыночные закономерности, особенности экономической модели и достигнутый уровень социально-экономического развития страны [65, с. 6-7]. На основе проведенного исследования предложено авторское понимание налоговой нагрузки как фискального показателя, характеризующего влияние налогов на социально-экономическое развитие государства или на отдельных субъектов хозяйствования в результате взаимодействия налоговой системы и человека. Для раскрытия полной качественной категории налоговой нагрузки исследованы эффекты воздействия налогов для физических и юридических лиц, экономики (общества) в целом. Эффекты налогообложения для физических лиц является предметом детального анализа теории налогообложения в экономике благосостояния. Согласно этой теории, следствием уплаты налога индивидом является ухудшение его благосостояния. Такое ухудшение, в свою очередь, вызвано двумя эффектами - дохода и замщення [54, с. 6]. Следует отметить, что ухудшение благосостояния, обусловленного налогообложением, рассматривают не как явные потери, а потери, связанные с изменением комбинации потребительских благ после уплаты налогов. Эффект дохода состоит в том, что в результате налогообложения уменьшаются реальные доходы индивида, теряется некоторая часть его благосостояния, но его экономические решения остаются неизменными. Эффект замщення обуславливается тем, что налогообложение доходов индивида приводит к изменениям относительных цен различных потребляемых им товаров, что приводит к изменению его экономических решений. Наличие эффекта замщення приводит к дополнительной, не обусловленной уменьшением его дохода, потери благосостояния индивида, которая в теории оптимального налогообложения получила название избыточного налогового бремени [17, с. 29]. Увеличивая налогообложения товаров, уровень их потребления снижается. Избыточное налоговое бремя на товарном рынке существует реально, так как индивид вынужден отказываться от потребления желаемых благ. Анализ связи между налогообложением дохода и стимулами к труду базируются лишь на теоретическом анализе. Следует учитывать, что исследование происходят в идеале, а следовательно нельзя достоверно предсказать, как эффекты от изменения ставки налога повлияют на общее предложение труда. В реальности стимулы к труду могут также зависеть от конкуренции в коллективе, уровня производительности труда и тому подобное. Проблема избыточного налогового бремени подоходного налогообложения приобретает определенную специфику, поскольку получение дохода от трудовой деятельности (потребление благ) и «свободное время» является благами-субститутами [12, с. 208]. Следствием увеличения налогообложения дохода будет уменьшение объема работы людей, производительности труда за единицу времени, сокращение рабочих часов. Так, при налогообложении персональных доходов для индивида увеличивается полезность досуга, теряется стимул к труду, и соответственно увеличивается желание отдыхать. Досуг - это не только свободное время, отводимое для развлечений, это и перерывы в течение рабочего дня, пассивное и безответственное отношение к своим обязанностям. Увеличение зарплаты имеет двойной эффект. Эффект дохода стимулирует индивидов работать меньше, получая определенную часть доходов в виде досуга; эффект замещения побуждает индивидов работать больше. Тот факт, что по мере увеличения зарплаты уменьшается количество рабочих часов, означает, что эффект дохода доминировал над эффектом замещения [55, с. 546]. Следовательно, изменение налогообложения дохода влияет на рынок труда. Для уменьшения безработицы, повышение стимулов к высокопроизводительному труду необходима эффективная налоговая политика. Результаты исследования теории налогообложения в экономике благосостояния показали, что избыточное налоговое бремя возникает не только при введении косвенных налогов, но и при налогообложении доходов. В экономической теории широкого потребления приобрел показатель налогового бремени на предприятие (юридическое лицо). Целесообразность его применения заключается в том, что предприятие представляет собой отдельный субъект хозяйствования, который, с юридической точки зрения, отличается от физических лиц, владеющих им. Обезличенные налоги, которые платит в бюджет предприятие, нельзя сравнивать с налогами на отдельную личность, ведь первые реально влияют на предприятие как отдельный субъект хозяйственной деятельности, уменьшая оборотные средства и ограничивая возможности инвестирования нераспределенной прибыли в развитие производства, повышение заработной платы работникам и т.п. [12, с. 209]. Налоговая нагрузка можно оценивать относительно его влияния на потенциал развития экономического субъекта. От результатов производственно-финансовой деятельности зависит прибыль самого экономического субъекта, а также и размер налоговых отчислений. Если с ростом масштаб производства сумма налоговых отчислений растет быстрее экономическая эффективность, то существует предел, при которой становится невыгодным дальнейшее наращивание объемов производства [8, с. 253]. Результатом избыточного налогового бремени на предприятия является снижение деловой активности, расширение теневого сектора экономики, а также порождение эффекта переложения налогов на потребителей (физических лиц). Так, фактически увеличиваются объемы взимания налогов с физических лиц, а не из тех плательщиков, на который он положен в соответствии с налоговым законодательством. Например, налог на добавленную стоимость формально платят производственные предприятия, а фактически - покупатели налогооблагаемой товара. Вопрос по исследованию налогового бремени на юридическое лицо достаточно дискуссионный. По мнению части ученых, проводить теоретические исследования налогового бремени на предприятие не корректно в связи с существованием эффекта переложения налогов. По нашему же мнению, анализ показателя налоговой нагрузки на предприятия занимает важное место в социально-экономическую развития государства. Избыточное налоговое бремя не дает предприятиям возможности прогрессивно функционировать, реализовывать новые проекты, расширять свои доходы, а соответственно и доходы государственного бюджета. В экономической литературе и публикациях по вопросам государственных финансов термин «налоговое бремя», кроме физических и юридических лиц, применяется к экономике (общества) в целом. Эффект воздействия налогов на экономку составляют предмет знания, которое получило в финансовой науке название «экономика налогообложения (economics of taxation)» [6, с. 56]. Согласно теории оптимального налогообложения, уплачивая налоги, уменьшаются индивидуальные доходы, индивид не в состоянии купить набор желаемых благ, т.е. меняется структура потребления. В связи с этим уменьшаются и затраченные ресурсы на производство данных благ. Производитель вынужден уменьшить объемы их производства так, что оно падает ниже оптимального уровня. В то же время полученные от уплаты налогов средства перемещаются в сектор общего государственного управления и используются для финансирования общественных благ. При неэффективном и нерациональном использовании государством налоговых доходов порождается избыточный налоговое бремя на экономку. Избыточное налоговое бремя на экономку - это потери экономической эффективности, вызванные падением производства и потребления обложенных товаров ниже оптимального уровня, а также уменьшением ресурсов, направляемых на производство частных благ, в результате их перераспределения в пользу производства общественных благ [12, с. 210]. Анализировать потери экономической эффективности в условиях общественного благосостояния необходимо с учетом принципов эффективности и справедливости. Как утверждал Дж. Стиглиц, если бы общество, формируя свою налоговую систему, руководствовалось только принципом эффективности, то оно должно ввести налоги с наиболее широкой базой налогообложения и единой ставке, то есть единственный пропорционален подоходный налог. Принцип справедливости требует введения прогрессивного подоходного налогообложения [55]. Оптимальная налоговая структура максимизирует общественное благосостояние, при котором выбор между справедливости и эффективности лучше отражает отношение общества к таким взаимоконкурентных целей [55, с.571]. Таким образом, полученные и упущенные выгоды в результате налогообложения экономки следует рассматривать в единстве данных принципов. Выбор между паушальным и прогрессивным налогом характеризует эффективность налоговой системы. С точки зрения теории утилитаризма благосостояние общества - это сумма благосостояния индивидов. Между благосостоянием двух индивидов существует однозначная зависимость, по которой любое изменение в благосостоянии одного приводит равную противоположную изменение в благосостоянии другого [12, с. 211]. Таким образом, рассмотренные выше теории доказывают, что понятие «налоговое бремя на экономку (общество)» является обобщенным теоретическим описанием влияния налогов на экономку, развитие производства и потребления благ в контексте принципов справедливости и эффективности. 1.2 Методики расчета налоговой нагрузки Один из важнейших аспектов налоговой политики государства – это проблема регулирования налоговой нагрузки и выявления степени ее воздействия на экономическую эффективность предприятий. Налоговая нагрузка (бремя, гнет) – это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение суммы налогов к совокупному национальному продукту. Соглашаясь с мнением Е.Н. Евстигнеева, можно сказать, что показатель налоговой нагрузки отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов [20,c.110]. Как отмечают многие авторы, в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Для отражения данного влияния часто применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения» и т.д. Категория «налоговая нагрузка» по-разному трактуется представителями экономической мысли [26,c.199]. По сути, как отмечает О.Ф. Пасько, эти понятия являются синонимичными словосочетаниями, имеющими сходные по смыслу значения, но различные оттенки лексического толкования [26,c.199].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg