Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Влияние воспитания неблагополучной семьи на проявление девиантного поведения у подростков

irina_krut2019 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Актуальность темы исследования связана с тем, что девиантное поведение, в основном закладывается в подростковом периоде. Девиантное поведение подростков имеет множество особенностей и свою специфику. Можно выделить несколько причин выделяющих различные девиации: социально-психологические, психолого-педагогические, психобиологические. Девиантному поведению уделяют внимание многие известные отечественные учёные, педагоги. Они раскрывают эту проблему в своих книгах и статьях, например: Клейберга Ю.А. [10], Гилинский Я. И. [24], Алмазов Б. Н. [1], Ковальчук М. А. [11]. Менделевия [12] В.Д. раскрывает психологические аспекты девиантного поведения подростков. Для социальной работы изучение данной проблемы играет огромную роль. Именно теория является фундаментом практической работы с подростками. Таким образом, современная психолого-педагогическая практика показывает необходимость проведения многопрофильной профилактической работы с подростками из трудных семей с задачей исправления различных форм девиантного поведения. Поэтому можно так обозначить проблему исследования: девиантное поведение подростков является важной проблемой в современном обществе, которое формируется под влиянием множества факторов, в том числе и в случае воспитания в проблемной семье. Объект исследования – девиации в подростковом возрасте. Предмет исследования – неблагополучная семья как социально-психологический фактор девиантного поведения подростков. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что воспитание в проблемной семье способствует проявлению девиантного поведения у подростков. Цель работы: на основе теоретического анализа выявить влияние неблагополучной семьи на формирование девиантного поведения подростков. Задачи исследования: 1) определение понятия и видов неблагополучных семей; 2) изучение особенностей семей группы риска; 3) анализ влияния семьи на социализацию ребенка; 4) определение понятия и особенностей девиантного поведения подростков; 5) анализ социально–психологических проблем неблагополучных детей; 6) определение влияния неблагополучной семьи на отклоняющееся поведение у подростков. Методы получения данных: теоретические – анализ литературы, сравнение, синтез. Методологические и теоретические основания исследования: источниковую базу исследования составили научные исследования, посвященные анализу влияния воспитания неблагополучной семьи на проявление девиантного поведения у подростков. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования с целью проведения в дальнейшем эмпирического исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Введение

Этап развития общества в наше время можно охарактеризовать динамикой социальных процессов. Итогом чего в жизни человека появляются противоречия, различные конфликты и кризисы. Эти же факторы усиливают развитие и помогают проявлять девиантное поведение людей любых возрастных групп. Вопрос девиантного поведения в наше время играет особую роль. Его особенность заключается в широкой распространённости, трудности решения, серьёзности проблемы. Под девиантным поведением понимается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм. Это поведение может причинять ущерб не только обществу, но и самому человеку. Гилинский Я.И. [24] характеризовал девиантное поведение так: «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам». Основным фактором, который является причиной возникновения девиантного поведения можно назвать наличие в семье негативного примера родителей. В семье происходит первое усвоение нравственных норм и правил общественной жизни. Из неё человек получает модели взаимоотношений, коммуникаций и поведения, то есть она является инструментом социализации.
Содержание

Введение 3 1 Неблагополучная семья в современном обществе…………………............6 1.1 Понятие и виды неблагополучных семей 6 1.2 Семьи группы риска ...10 1.3 Влияние семьи на социализацию ребенка 14 2 Основы влияния семейного воспитания на отклоняющееся поведение………………………………………………………………………...18 2.1 Понятие девиантного поведения подростка 18 2.2 Социальн¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬–психологические проблемы неблагополучных детей 22 2.3 Влияние неблагополучной семьи на отклоняющееся поведение ребенка ..26 Заключение 30 Список использованных источников 33
Список литературы

1. Алмазов Б. Н. Психология проблемного детства. - М.: Дата Сквер, 2013. — 248 с. 2. Андрианова Р. А.Социально-педагогическая парадигма преодоления девиантного поведения несовершеннолетних : концепция / Р.А. Андрианова ; Рос. акад. образования, Ин-т соц. педагогики. - М. : ИСП РАО, 2013. - 37 с. 3. Баранова Т.С. Девиантное поведение подростков - трудности социализации // Психология и шк. - 2015. - № 3. - C. 3-21. 4. Голованева, И. А. Профилактика семейного неблагополучия / И. А. Голованева // Семья в России. - 2014. - N 1. - С. 103-106. 5. Гуминская, Л. Н. Профилактика социального сиротства посредством поддержки и укрепления семейных форм воспитания / Л. Н. Гуминская // Социально-педагогическая работа (Периодика). - 2014. - N 2. - С. 22-26. 6. Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: материалы Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием, 28-29.11.2008 / ред. Н.А. Польская. – Саратов: Наука, 2013. – 370 с. 7. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия / И. Дементьева // Социальная педагогика. - 2015. - N 1. - С. 23-30. 8. Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции : учеб. пособие / Г.Г. Зайдуллина; М-во образования и науки Российской Федерации, Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. - М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - 159 с. 9. Зикратов В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. Зикратов // Социальная педагогика. - 2016. - N 1. - С. 41-50. 10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М.: Просвещение, 2013. - 154 с. 11. Ковальчук М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – СПб: Изд-во Владос-Пресс, 2014. – 288 с. 12. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2015. – 445 с. 13. Михеева Г.В. Подходы в работе с неблагополучной семьей / Г. В. Михеева // Социально-педагогическая работа. - 2016. - №7. - С. 11 - 13. 14. Никончук А. С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема / А. С. Никончук // Социально-педагогическая работа - 2014. - №4. - С. 29 - 41. 15. Осипова И. И. Портрет делинквентного родителя / И. И. Осипова // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - N 3. С. 41-46. 16. Поспелова Н. С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно-правовые механизмы / Н. С. Поспелова // Социально-педагогическая работа. - 2013. - №2. - С.18-27. 17. Поспелова Н.С. Социальный портрет неблагополучных родителей // Социально-педагогическая работа. - 2013. - N 5. - С. 15-29. 18. Простяков В. В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних / В.В. Простяков // Юридическая психология. – 2014. – №1. – С.24-26. 19. Романова Л.Л. Социально-педагогическая характеристика семейного неблагополучия по отношению к детям // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. 20. Семенов С.Ю. Социально-педагогические проблемы детей с девиантным поведением // Социал. педагогика. - 2014. - № 1. - С. 109-118 21. Чечет В.В. Основные пути преодоления кризиса современной семьи как важнейшего института социализации и воспитания / В.В. Чечет // Социально-педагогическая работа. - 2014. - № 1. - С. 16-24. 22. Шкляревская Н. С. Роль органа охраны детства в координации действий по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства / Н. С. Шкляревская // Социально-педагогическая работа. - 2015. - N 4. - C. 6-13. 23. Щербина Л.А. Семья «группы риска» как объект социально-педагогической деятельности // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 16 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 59-61. 24. Гилинский, Я.И. Институт семьи в системе «Девиантность – социальный контроль» [Электронный ресурс] / Я. И Гилинский. – Режим доступа. – //http://www.narcom.ru/parents/parents/16.html (Дата обращения 25.04.2018)
Отрывок из работы

1 Неблагополучная семья в современном обществе 1.1 Понятие и виды неблагополучных семей В последние годы всё чаще внимание и заботу государство стало направлять на институт семьи. Особенное внимание вызывают вопросы демографии, социальной поддержки, жилищных программ. В сложной ситуации экономических санкций, многие семьи сталкиваются с рядом проблем: повышение тарифов жилищно–коммунального хозяйства, инфляция, результатом которой, является уменьшение покупательской способности, рост цен на потребительские товары и т.д. Всё это усугубляет неблагополучие определённой части населения. Одновременно с этим внимание к семье со стороны государственных институтов усиливается. Появляется комплексный многопрофильный подход к этой проблеме и большая часть этой работы входит в компетенцию профессиональной деятельности социального работника. Неблагополучные семьи – эти семьи с низким социальным статусом, в одной или нескольких одновременно сферах жизнедеятельности. Они не выполняют своих функций и плохо адаптируются в меняющихся жизненных условиях. Всё это влияет на процесс воспитания детей. Работа проходит с трудностями, медленно или мало результативно. Особенностью неблагополучной семьи является её ярко выраженный характер, который зачастую проявляется одновременно в нескольких сферах (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к отрицательной психологической обстановке в семейной ячейке. В основном в семьях с ярко–выраженной формой неблагополучия ребенок ощущает физическое и эмоциональное одиночество (отсутствие заботы о нём, недостаточные уход и питание, различные формы семейного насилия, равнодушие к его душевным переживаниям, игнорирование потребностей). Следствием подобных форм взаимоотношений в семье у ребенка развивается множество комплексов: стыд за себя и родных перед окружающими, неуверенность и страх за свое настоящее, будущее. Среди явно неблагополучных семей наиболее часто встречаются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, в основном алкоголя и наркотиков. Человек, зависимый от алкоголизма и наркотиков погибает сам, но при этом невольно приобщает к этим пагубным привычкам своих близких людей. Именно эта особенность заставляет обращать внимание специалистов не только на самого больного, но и на его семью. Утвердив этим понятие семейного заболевания, общей семейной проблемой, которой может стать зависимость от алкоголя и наркотиков. Семья является уникальным инструментом для выполнения жизненно важных и необходимых для каждого человека функций. Т.В. Андреева на основе анализа научной литературы выделила следующие функции: 1. Репродуктивная. Эта функция заключается в продолжение рода, человек удовлетворяет свою потребность в рождении детей. 2. Экономическая функция. Семья является местом подзарядки и восстановления физических сил, а так же психологического и эмоционального заряда для дальнейшей работы. Она мотивирует взрослых членов на поиск источников достатка и стабильности. Эта функция включает в себя так же ведение совместного хозяйства, планирование и распределение бюджета, организацию хозяйственной и потребительской деятельности . 3. Воспитательная – самая важная функция, которая состоит в формировании подрастающей личности, в системном процессе воспитания, воздействие каждого члена семьи на ребёнка в течение всей его жизни, постоянного личного примера родителей, влияние детей на любого взрослого члена семьи. 4. Коммуникативная функция отвечает за восприятие всех членов семьи, литературы и искусства, за разнообразие связей с окружающей природной средой, за организацию семейного досуга, отдыха, воспитание семейных традиций, контакты внутри семьи и со средствами массовой информации. В случае полного и качественного выполнения всех перечисленных функций семья характеризуется – благополучная. Если не выполняется хотя бы одна из обозначенных функций, то это может служить показателем неблагополучием семьи. В результате вышесказанного семейное неблагополучие можно рассматривать, как трудную ситуационную задачу или невозможность выполнения семьей её основных функций, то есть в такой семье нарушена структура и игнорируются основные функции, что приводит к затруднению удовлетворения потребностей членов семьи и к явным дефектам в воспитании детей. Мы не можем дать четкого определения понятию «неблагополучная семья». Можно употреблять синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья. Проблемы, которые возникают в подобных семьях, касаются разных направлений жизнедеятельности: социальной, правовой, материальной, медицинской психологической педагогической и др. В основном не бывает в семье только одного вида проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей). Необходимо обратить внимание на существование таких форм семейного неблагополучия, которые достаточно распространены в наше время, но не всегда открыто проявляются, а, следовательно, не являются причиной беспокойства. Но одновременно негативное влияние таких неблагополучных семей на процесс воспитания ребёнка и формирование его личности не менее опасно, чем в тех семьях, где открыто, демонстрируются примеры асоциального поведения и пропагандируются антиобщественная мораль. Самым частым и мощным примером, асоциального поведения является алкоголизм родителей, это явление разрушает самого человека, его семью, а, следовательно, душевное равновесие ребёнка. Оно может отрицательно влиять и на момент зачатья и на беременность, и на всю дальнейшую жизнь ребенка. Пьющие взрослые не выполняют родительских обязанностей, ориентированы только на очередной "запой" одержимы поиском возможностей для приобретения алкоголя и т.д. Всё это приводит к потере или изменению общественных и нравственных ценностей и ведет к полной деградации личности. В конечном итоге семьи с такой зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными. Жизнь ребёнка в "алкогольной атмосфере" становится невыносимой, превращает детей в сирот при живых родителях. Совместное проживание с больным алкоголизмом незаметно приводит к серьезным проблемам у других членов семьи, заключающихся в изменении психики. Эти изменения специалисты обозначают таким термином, как созависимость. Это состояние возникает, как реакция на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной ячейки. Конечно, больше всех страдают дети, они наиболее уязвимы и зависимы от взрослых. Несформировавшаяся психика, отсутствие необходимого жизненного опыта, все это приводит к тому, что процветающие в семье ссоры и скандалы, непредсказуемость завтрашнего дня, неуверенность в безопасности, а также безразличие родителей глубоко травмирует детскую душу, и впоследствии это накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Не только алкоголизм накладывает отпечаток на жизнь детей, любая неблагополучная семья наибольший урон наносит собственным детям. По отношению к ним семейное неблагополучие можно определить как социо–психолого–педагогическое явление, которое описывается нарушением или не выполнением семьёй воспитательной функцией. Применением деструктивных форм и способов воспитания. В итоге чего у ребёнка формируется искажённый внутренний мир, проявляются негативные формы поведения, происходит деформация личности в целом. Проанализировав труды Алмазова Б.Н. [1], можно выделить классификацию семейного неблагополучия по отношению к детям. По характеру детско-родительских отношений семейное неблагополучие может быть классифицировано на следующие категории: 1) семейное неблагополучие, связанное с гиперопекой родителей. Оно выражается в желании родителей полностью контролировать жизнь ребенка. Особенностью этих отношений являются авторитарное воздействие на внутренний мир ребёнка, контроль и манипулирование. В итоге ребенок не учится самостоятельно принимать решения, привыкает подчиняться чужому влиянию. 2) семейное неблагополучие, связанное с гипоопекой. Оно является прямой противоположенностью выше названному явлению, характеризуется полной бесконтрольностью взрослыми и игнорированием подрастающего человека. В большинстве случаев дети из этих семей попадают на учет по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. 3) В семьях с указанным стилем воспитания родители систематически дают негативную оценку своему ребёнку – это порождает у него неуверенность в собственных силах, замкнутость, тревожность. Неправильный выбор средств и методов педагогического воздействия ведет к формированию у ребенка нездоровых представлений и привычек, что, в дальнейшем затрудняет его отношения с обществом. В данном случае помощь профессионалов (социальных работников, социальных педагогов) дает возможность семье изменить ситуацию развития ребенка и помочь ему в социализации. Социально – педагогическая деятельность, направленная на усиление воспитательного потенциала семьи, требует системного подхода, профессиональных знаний, умение определять точки их приложения и находить адекватные средства и способы взаимодействия с семьей. 1.2 Семья группы риска «Группа риска» ¬– это вид семьи, которая из-за определенных условий их жизни более подвержена негативным социальным влияниям, чем другие. Эта категория часто упоминается как неблагополучные семьи с аморальной и антиобщественной ориентацией. Основной причиной деления семьи в этой категории являются сложные жизненные обстоятельства. Они разнообразны, в общем, ученые обобщают их в виде факторов (С. А. Беличев, Н. Н. Посысоева): 1) медицинские и социальные, наследственные, хронические заболевания, антисанитарные условия; 2) социально–экономический, который содержит низкий материальный уровень семьи, а также неблагоприятные жилищные условия; 3) социально–демографический состав включает многодетные семьи, неполные, а также повторный брак; 4) социально–психологический характер касается негативного характера взаимоотношений в семье, отсутствия общих интересов членов семьи и небрежности родителей в воспитании детей; 5) преступные факторы подразумевают аморальный образ жизни родителей, алкоголизм и наркоманию. Т. Андреева и Т.К. В своих исследованиях Ростовская отмечает, что члены семьи «группы риска» не могут проанализировать, что происходит в их семье, а также самостоятельно устанавливать цели для улучшения жизни своих семей и достижения эффективных результатов, поэтому им нужна помощь специалистов. В практике социально–педагогической работы уже сформирована определенная модель работы с такими семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семьям «группы риска» [23]: 1. Педагогическая модель основана на допущении недостаточной педагогической компетентности родителей. 2. Социальная модель используется в случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. 3. Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личных характеристиках членов семьи. 4. Диагностическая модель основана на предположении, что родители не имеют специальных знаний о ребенке или их семье. 5. Медицинская модель предполагает, что болезни лежат в основе семейных трудностей. Школьный социальный педагог, как правило, использует педагогическую модель в работе с семьей «группы риска». Эта модель носит превентивный характер, особенно в случае дисфункциональных семей, поскольку она направлена на улучшение психологической и педагогической культуры родителей, а также на расширение и укрепление образовательного потенциала семьи. В деятельности социального педагога в таких случаях объектом воздействия могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья, в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказать необходимую помощь и поддержку семье. Его задачи включают установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, поощрение членов семьи к участию в совместных мероприятиях, предоставление посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами [4]. Таким образом, семья «группы риска» – это семья, которая находится в сложной жизненной ситуации и объективно нарушает жизнь семьи. В результате семьям трудно или невозможно выполнять свои полные функции. Семья не может преодолеть эту ситуацию сама по себе. В этом случае социальный работник должен обеспечить своевременную помощь и правильно организовать межведомственное взаимодействие. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства: пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение; устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем; жестокое обращение с детьми (побои); побеги из дома, конфликты со сверстниками. Семьи группы риска характеризуются: 1. Слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов. 2. Слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия. 3. Засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью. 4. Высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков. Подчас члены этих семей не верят, что они могут что–то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. Поэтому первым и необходимым этапом работы является развитие надежды. Для этого следует рассказать членам семьи несколько историй о семьях, жизнь которых была похожа на нынешнюю жизнь семьи, но потом изменилась к лучшему. Следует рассказать о шагах, которые предпринимали люди в этой семье, о том, какие были неудачи, и что именно помогало, а что нет. Истории должны быть понятными, вызывать эмоциональный отклик, короткими, чтобы не утомить людей. В связи с этим применительно к практике консультативной работы с семьями можно выделить специальную исследовательскую задачу – сбор, анализ и систематизации подобных историй, составление сборников подобных историй применительно к разным проблемам. В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы физического насилия в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и т.п. Имеются слухи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями. Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни. Все перечисленные факторы играют значительную роль в формировании и развитии семьи. Социальный работник должен устранять данные воздействия на семью. Необходимо тесное сотрудничество с такими семьями, и особенно с их детьми. Если специалист займется устранение этих факторов, то его деятельность будет давать результат. Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми. Наиболее известными являются две формы таких взаимоотношений –псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях по отношению друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдо–враждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные –отвергать. Есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. 1.3 Влияние семьи на социализацию ребенка Важнейшим и влиятельным фактором социализации была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает как можно раньше, когда он наиболее восприимчив. Условия жизни семьи, включая социальный статус, профессию, материальный уровень и уровень образования родителей, во многом определяют жизнь ребенка. В дополнение к образованию, которое родители дают ему, ребенок страдает всей семейной атмосферой. В дополнение к уровню образования родителей, состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами значительно влияют на судьбу подростков. Неблагоприятные семейные условия типичны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Практика показывает, что подростки, у которых проблемы в семье, имеют проблемы либо в учебе, либо в их отношениях с окружающими людьми [21]. Характерной особенностью воспитательного влияния семьи на детей является ее стабильность. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается на их образовательной, трудовой и социальной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию дошкольников и дошкольников отрицательно сказывается на их социальной активности, даже когда они уже учатся в школе. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его отношений с родителями, что отчасти связано с их социальным статусом. Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во–первых, подкрепление: поощрение поведения, которое думают взрослые, является правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители вводят в ум ребенка определенную систему норм, соблюдение которой постепенно становится привычкой для ребенка и внутренней потребностью. Во–вторых, идентификация: ребенок, имитирующий родителей, руководствуется их примером, пытается стать таким же, как и они. В–третьих, понимая: зная внутренний мир ребенка и чутко реагируя на его проблемы, родители тем самым формируют свое самосознание и коммуникативные качества [22]. Таким образом, семейная социализация сводится не только к взаимодействию ребенка с родителями. И часто все может происходить точно так же: например, в семье, где оба родителя хороши в сельском хозяйстве, ребенок не может развивать эти способности, поскольку семья не нуждается в этих качествах; и, наоборот, в семье, где мать неэффективна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важным является механизм психологического противодействия: молодой человек, свобода которого строго ограничена, может развить повышенную тягу к независимости, и тот, кому все позволено становиться зависимым. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее – коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения подростков и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них. Во–первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, братьями - сестрами, тетками, дядьями и др. Во–вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью. В–третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, постольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей. В-четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения подростков и родителей. Подростки рано приобретают высокий статус в семье. Подростки нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей. Какую бы сторону развития подростка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами социализирующих функций семьи. Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие подростка. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается. Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола подростка. Именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужским свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка. В–третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии подростка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития подростков, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношении подростков к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии подростка, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. В–четвертых, семья имеет важное значение в овладении подростка социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь. В–пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации подростка, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. В–шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития подростка в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях подростка, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социальная работа, 43 страницы
516 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 50 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Социальная работа, 24 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg