Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Теоретические аспекты танцевальной культуры XVII-XVIII вв.

irina_krut2019 252 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 21 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Объект исследования - дисциплина «Историко – бытовой танец». Предмет исследования процесс изучения историко – бытового танца и его влияние на воспитание детей. Объект исследования - состояние хореографического искусства в Эпоху Возрождения. Предмет исследования – хореографические жанры. Цель исследования заключается в определении значения историко – бытового танца в образовательном процессе и его роль в воспитании детей. Цель исследования – описание основных танцевальных жанров XVII –XVIII вв.» Гипотеза исследования: выявление и систематизация хореографических жанров XVII–XVIII вв. поможет разнообразить и расширить кругозор в данной области, как для общих знаний так и для постановочной деятельности. Определив объект и предмет исследования, мы выдвинули следующую гипотезу: дисциплина историко – бытовой танец должен занимать важное место в образовательном процессе искусств, так как в процессе изучения танцев детей можно научить хорошим манерам, вежливому обращению, красивой походке, заложить навыки поведения в обществе, сформировать художественный вкус. В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи: 1.Изучить и проанализировать историческую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования. 2. Рассмотреть философско- эстетические особенности культуры эпохи Возрождения. 3. Изучить историю развития историко - бытового танца в эпоху Возрождения. 4. Проанализировать музыку и танец и их аспекты взаимодействия. 5. Выявить жанровую палитру танцевального искусства. В процессе работы над исследованием были использованы следующие методы исследования: анализ исторической, педагогической и методической литературы по выбранной теме исследования. Практическая значимость - исследовательскую работу можно будет использовать на уроках истории хореографического искусства, проводить семинары для детей и педагогов школы искусств по воспитанию детей.
Введение

Танец всегда занимал огромное пространство в жизни и повседневной культуре человечества. Ведь предпосылками его возникновения были элементарные потребности человека в труде, игре, охоте. Стиль танцев в определенные культурные эпохи зависел от развития человечества, но и от развития других видов искусства. Так как например, танец эпохи классицизма можно смело сравнить с архитектурой этого периода. Движения и пластика танцующих также как и линии зданий четкие и грациозные. Возникновение новых видов танцев не зависит лишь от развития культуры в целом. Многие танцевальные направления появлялись вследствие синтеза уже известных танцев, или вследствие преемственности некоторых черт этого искусства у других культур. Танцы стали играть беспрецедентно важную роль - как социальную, так и политическую. Будучи искусством социальным, танцы лучшим образом иллюстрировали повсеместное распространение принятых правил поведения. Историко-бытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю. Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д. Танцы стали играть беспрецедентно важную роль - как социальную, так и политическую - на протяжении всей второй половины семнадцатого века. Будучи искусством социальным, танцы лучшим образом иллюстрировали повсеместное распространение принятых правил поведения. Танец был призван показать человеческое тело, полностью контролируемое танцором. Но кроме этого, танцор теперь представлялся не только как отдельная личность, а как часть группы, присоединяясь к общепринятому, «кодифицированному» языку жестов. Среди аристократии было принято постоянно контролировать позиции своего тела и осанку. Позы и поклоны являлись знаками уважения и одновременно - хорошего происхождения. Воспитательная эффективность историко –бытового танца заключается в том что, систематические занятия танцами оказывают эффективное влияние на процесс воспитание детей. Обучение историко – бытовому танцу носит значимую воспитательную функцию, так как в процессе изучения дисциплины дети приобщаются к хорошим манерам, вежливому обращению, красивой походке, правилам поведения в обществе, что имеет большое воспитательное значение. Актуальность выбранной темы мы видим в том, что в современном обществе стремительно меняется уклад нашей жизни, и все чаще общество забывает свою историю, историю культуры. Вышеуказанные проблемы и определили выбор темы исследования: «Танцевальная культура XVII –XVIII вв.»
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические аспекты танцевальной культуры XVII-XVIII вв. 1.1. Философско- эстетические особенности культуры эпохи Возрождения 1.2. История развития историко - бытового танца в эпоху Возрождения Глава 2. Культура танца в эпоху Возрождения 2.1. Музыка и танец: аспекты взаимодействия 2.2. Жанровая палитра танцевального искусства Заключение
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты танцевальной культуры XVII-XVIII вв. 1.1. Философско- эстетические особенности культуры эпохи Возрождения Эпоха Возрождения, или Ренессанс - это поворотный момент в истории европейских народов, время великих открытий. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Этот этап, как отмечал Ф.Энгельс, был величайшим прогрессивным импульсом революции из всех пережитых до того времени человечеством. И, действительно, Возрождение внесло значительные изменения в различные сферы экономики, науки, культуры, открыло новый путь понимания мира и места человека в нем [1,с. 112]. В Италии новые тенденции появились на рубеже XIII-XIV веков в других странах Европы в XV-XVI веках. Для того времени характерны переход от феодализма к капитализму, географические открытия, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от кастовых ограничений. И начинается Возрождение современной науки, особенно естествознания. Достаточно вспомнить гениальные научные открытия, Леонардо да Винчи, на основе Фрэнсиса Бэкона, об астрономических теориях Коперника, о географических открытиях Колумба и Магеллана [1, с.112]. Несомненно, все это не могло не повлиять на природу мира в целом. Одной из главных категорий было понятие «гармония». Эстетика Возрождения вырабатывает иное представление о гармонии, основанное на новом понимании природы, жизни и человека. Если в средние века видели в гармонии простой отпечаток идеального, творческого начала, Божественной красоты, то в эстетическом сознании эпохи Возрождения гармония выступает, прежде всего, как развитие творческих потенций природы, как диалектическое единство телесного и духовного, идеального и материального [1, с.112]. Эпоха Возрождения была благодатным временем для расцвета танцевального искусства и танцевальной музыки. В первую очередь потому, что при переходе от средневековья к Возрождению кардинально меняется отношение к танцу: из греховного, недостойного занятия, он превращается в обязательную принадлежность светской жизни и становится одним из самых необходимых для благовоспитанного и образованного человека навыков (наравне с такими как искусное владение шпагой, умение ездить на лошадях, приятно и вежливо говорить, изощренно ораторствовать) [1, с.113]. Разделение народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танца, начавшееся еще в средневековье, продолжается. Процесс этот шел постепенно и был связан с усиливающимся расслоением общества и вытекающими отсюда различиями между образом жизни простых людей и знати. «Самопроизвольность миновала, - пишет Курт Закс (Sacks Сurt. World History of the Dance. N. Y., 1963). - Придворный и народный танец разделились раз и навсегда. Они будут постоянно влиять один на другой, но их цели стали в самой своей основе различны» [19, с.11]. Если народные танцы сохраняют свой непринужденный, грубоватый характер, то стиль придворных танцев становится все более торжественным, размеренным, отчасти чопорным. Это обуславливалось несколькими факторами. Во-первых, пышный и тяжелый стиль одежды феодалов исключал энергичные, напряженные движения, резкие прыжки. Во-вторых, строгая регламентация манер, правил поведения и всего танцевального этикета приводит к исключению из танца пантомимного и импровизационного элементов. Отступления от установленного канона считаются предосудительными. Необходимость регулирования танцевального этикета способствует формированию кадров профессиональных танцмейстеров, занимающих при дворе ответственные посты (напр., в Италии - professore di ballare), и появлению первых специальных танцевальных школ. Превращаясь постепенно в профессиональное искусство, танец упорядочивается: устанавливаются определенные правила, оттачиваются приемы, структурные формы; создаются трактаты и практические руководства, так называемые табулатуры танца, в которых впервые вводится буквенная система записи движений. Среди дошедших до нас исследований и руководств - книги Доменико да Пьяченцо (рубеж XIV-XV веков), Гульельмо Эбрео (XV век), «Книга об искусстве танца» Антонио Корнацано (1465), труды Антонио Арены (1536), Туано Арбо (1580), Фабрицио Карозо (1581) и многие другие. Правда, несмотря на обилие литературы по танцу и хореографии, в классификации и характеристике отдельных танцев авторы часто расходятся[19, с.12]. На страницах многочисленных танцевальных трактатов часто высказывается мысль, что танец - отнюдь не чистая пластика, а способ отражения душевных движений. «Что касается высшего совершенства танцев, то оно состоит в усовершенствовании духа и тела и приведении их в наилучшее расположение, которое только возможно», - писал в одном из своих трудов французский музыкальный теоретик, философ, физик и математик М. Мерсенн. Часто танцу, как и в древние времена, придается космологическое значение. Не случайно заинтересованность и осведомленность в вопросах танцевального искусства обнаруживают лица духовного звания - аббат де Пюр, каноник Арбо, священник Менетрие [1, с.10]. В конце XIV-XVI веках начинают формироваться основные черты, свойственные европейской танцевальной музыке: регулярно-акцентная ритмика, структурная периодичность, квадратность, гомофонный склад, запоминающаяся песенная мелодия (хотя и не похожая на мелодичные напевы более позднего времени). Окончательно кристаллизуются они в дальнейшем - в XVII-XVIII вв. [1, с.11]. Надо отметить, что мелодическое начало впервые стало господствовать в организации музыкальной ткани. Гибкая, напевная, внутренне организованная мелодика, в которой ясно ощутимо плавное песенное начало, подчиняет себе все другие элементы. При этом она переносится в верхний голос. Разумеется, на наш слух эта музыка - еще очень «пустая» и жесткая в гармоническом отношении, мелодически мало выразительная и лишенная той плавности и гибкости, которую мы встречаем в позднейшем искусстве. Традиция чисто инструментального сопровождения танца, зародившаяся в эпоху позднего средневековья, получает дальнейшее развитие - танцевальная музыка становится преимущественно инструментальной. Основное влияние на ее структуру и другие особенности начинает оказывать хореография, которая характеризуется все более усиливающейся равномерностью и периодичностью движений танцующих. Хотя генетическая связь с песенными формами еще долгое время сохраняется в инструментальных танцах, не предполагающих вокального исполнения: так, одни и те же мелодии могли служить моделями для обработок, то в виде вокальных хоровых шансон, арий, то в виде музыки популярных в то время танцев[1, с.12]. Кроме того, танцевальные ритмы проникают в жанры инструментальной музыки, предназначенной исключительно для слушания. Таким танцам, лишенным прикладной роли в быту, свойственно значительное усложнение музыкального языка: возрастает роль сквозного развития, происходит нарушение танцевальных периодических структур секвенциями, полифоническими приемами. Важно также иметь в виду, что новые танцы могли сопровождаться музыкой старых, но все еще популярных танцевальных песен. Одни и те же мелодии легко приспосабливались к разным танцам. Т. Арбо по этому поводу замечал: «Исполнители-инструменталисты иногда играют павану менее тяжело, в более легком движении... и тогда она называется пассамеццо» (Arbeu Thoinot. Orchesographie N. Y., 1941) [1, с.13]. Во Франции и других странах Европы черты нового танцевального искусства проявляются в конце XVI-XVII вв., тогда как в Италии расцвет начинается еще в конце XIV-начале XV веков. Поэтому в течение XV-XVI веков именно Италия была законодательницей танцевальной моды: итальянские педагоги работали во всех странах Европы, многие танцевальные жанры итальянского происхождения господствовали как в бальных залах, так и в театральных представлениях или композиторском творчестве. Позднее (с XVII столетия) танцевальная мода два века подряд диктуется французами[1, с.13]. 1.2. История развития историко - бытового танца в эпоху Возрождения Историко – бытовой танец развивался на основе народного танца. Историко – бытовой танец вобрал в себя все богатство его содержания и хореографического языка. Попадая в другую среду, народный танец видоизменялся, теряя естественность, природу, задор, принимая манерность, изысканность и парадность в соответствии этикету, вкусу, потребностям определенным слоям общества [5, с.23]. Историко – бытовой танец – это категория, объединяющая танцы, популярные в сельском, городском, придворному быту, начиная с эпохи Средневековья до начала XX века, т.е. от времени возникновения описания танцев до времени появления кинохроники[5, с.23]. Историко - бытовой танец подразделяется: на бытовые и салонные танцы. Подразделение проистекает из социального не равенства городского населения. Бытовыми называют танцы «низших» и «средних классов», исполняемые в довольно тесных помещениях (вальс, полька, краковяк и другие) [5, с.23]. Бытовой танец – это категория танцев, исполняющихся в быту – на танцплощадках, танцевальных вечерах. К категории бытовых танцев можно отнести большинство народных и бальных танцев прошлого (бурре, тарантелла, полька и другие, а так же множество танцев недавнего прошлого и современных танцев (буги вуги, твист, сальса, ламбада и другие) [23, с.206]. Отличительные признаки бытовых танцев: - их распространение в социально низких обществах; - их связь с природой региона, где они распространены, спецификой быта; - их назначение: обеспечение свободного общения людей в сфере досуга; - по форме – грубая манера исполнения [7, с.109]. Салонный танец – исполняли верхние слои общества. Они исполнялись хоть и не профессионально, но людьми, которых специально обучают достаточно сложным движениям и рисункам танца, исполняемые в просторных залах дворцах и усадьбах[7, с.109]. Разнообразие рисунков движений этих танцев очень велико и определяется традициями, обычаями, бытом, национальной принадлежностью исполнителей. Столь же разнообразна музыка к бытовым танцам, костюмы в которых они исполнялись в ту или иную историческую эпоху. В XVI в. итальянские и французские танцмейстеры, создавая технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия - поклоны и реверансы [7, с.109]. Соблюдение всех этих правил не только в танце, но и в быту, считалось признаком благородного происхождения и высокого общественного положения. Живые и непосредственные движения народных танцев считались дурным тоном. Установленному в обществе церемониалу соответствовали и костюмы. Мужчины носили камзолы, плащи (не полагалось снимать) и шляпы, которые снимали, перекладывали и снова надевали во время танца. Дамы носили платья с очень длинными шлейфами (до 5 метров), со множеством складок и сложные головные уборы. Общий стиль костюма был пышный и тяжелый, он связывал и не давал свободы движениям. В прошлые века одной из основных форм развлечений знати были балы и маскарады в форме балов. Естественно, эти танцы были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати, чем танцем. Но торжественный характер этих танцев, желание разнообразия даже в движении колонн по залу привносят в танец различные прыжки, подскоки, скользящие шаги.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 58 страниц
696 руб.
Курсовая работа, Культурология, 44 страницы
528 руб.
Курсовая работа, Культурология, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Культурология, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Культурология, 43 страницы
516 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg