Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности развития критического мышления в подростковом возрасте.

irina_krut2019 2070 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Объект исследования. Процесс развития критического мышления. Предмет исследования. Психологические особенности развития критического мышления в подростковом возрасте. Цель исследования. Выявить психологические особенности развития критического мышления в подростковом возрасте. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах: 1. Проанализировать и обобщить научные данные о понятие мышления, его видах и критериях их классификации; 2. Исследовать понятие критическое мышление в психологических научных исследованиях; 3. Выявить и описать психологические особенности подросткового возраста как основу для развития критического мышления; 4. На эмпирическом уровне выявить уровень развития критического мышления в подростковом возрасте; 5. Проанализировать полученные в ходе эмпирического исследования результаты; 6. Разработать рекомендации, направленные на развитие критического мышления у подростков. Гипотеза исследования. Развитие критического мышления у подростков будет протекать наиболее эффективно, если будут учтены такие психологические особенности подросткового возраста, как потребности в рефлексивной деятельности, потребности в самопознании, самовыражении, самоопределении и саморегуляции, а также потребности в расширение жизненного мира личности, кругов его общения, групповой принадлежности и увеличение числа людей, на которые она ориентируется, то есть формирование системы ценностей, ценностного сознания. Так как между критическим мышлением и психологическими особенностями подросткового возраста существует связь. Методологическая основа исследования. Достижения по проблеме развития критического мышления в подростковом возрасте, отечественных педагогов и психологов (А.А. Свенцицкий, В.Г. Зеленский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Маклаков, А.А. Леонтьев, М.И. Махмутов, А.В. Федоров, Г.К. Зайцев, И.П. Подласный, Т.В. Драгунова, Н.А. Астапова, Н.А. Асташова, А.В. Бутенко, Е.А. Ходос, И.Д. Фрумин), зарубежной гуманистической психологии (Д. Халперн, Д. Клустер, Р.В. Паул, С.И. Заир-Бек, Г. Крайг и другие ученые). Методы исследования. В работе используется комплексный подход, включающий теоретический и практический анализ научной проблемы. В исследовании применялись следующие методы научного исследования и обработки эмпирических данных: анализ научно-методической литературы; анкетирование и тестирование; математико-статистические методы обработки данных, включающие в себя вычисление описательных статистик, критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерия Шапиро-Уилкса, критерия Стьюдента для независимых выборок, линейной корреляции Пирсона, ранговой корреляции Спирмена. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21; интерпретация полученных результатов. Методики исследования: Тест оценки уровня развития критического мышления учащихся 7 классов Ю.Ф. Гущин, И.И. Ильясов; тест оценки уровня развития критического мышления учащихся 9 классов Ю.Ф. Гущин, Н.В. Смирнова. Полагаясь на теоретическое исследование в первой части, где нами были выделены ведущие психологические особенности подросткового возраста, мы выбрали следующие методики для установления связи между развитием критического мышления и психологическими особенностями подросткового возраста: методика диагностики уровня развития рефлексивности- опросник А.В.Карпова, методика для оценки наличия и выраженности иррациональных установок А. Эллис. Опытно-экспериментальная база: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ N48». Всего в исследовании приняло участие 60 учеников из 7 и 9 классов (35 девочек и 25 мальчиков). Научная новизна исследования. Исследована и раскрыта специфика особенностей развития критического мышления в подростковом возрасте, предполагающая целенаправленную работу над формированием необходимых условий для повышения уровня критического мышления у подростков, отбор соответствующего учебного материала по предметам с точки зрения развития критического мышления с учетом психологических особенностей школьников подросткового возраста. Теоретическая значимость. Выявление особенностей развития критического мышления подростков, уточнение и конкретизация условий и особенностей проявления основных закономерностей развития критического мышления в подростковом возрасте. Углубление представлений о характере взаимодействия и взаимовлияния критического мышления и психологических особенностей в подростковом возрасте, а также теоретическое обоснование педагогических условий формирования критического мышления в соответствии с данными возрастными особенностями. Практическая значимость. По результатам проведенного диссертационного исследования были разработаны рекомендации, направленные на развитие критического мышления в подростковом возрасте. Данные рекомендации могут послужить средством оптимизации образовательного процесса, повысить эффективность и продуктивность мышления подростков. Также результаты могут быть использованы в ходе повышения квалификации учителей и в процессе их профессиональной деятельности. Выводы работы могут быть интересны преподавателям образовательных учреждений, родителям, подросткам. Положения, выносимые на защиту. 1. Ведущими признаками критического мышления являются: рефлексивность, рациональность, логичность, взвешенность, аргументированность, последовательность, толерантность, гибкость, непредвзятость. Только совокупность взаимодействующих качеств критического мышления представляет собой модель мышления, именно эта система качеств даёт основание дифференцировать критическое мышление среди других видов умственной деятельности, что является исключительно важным при рассмотрении его как значимой способности современного школьника. 2. Именно в подростковом возрасте формируются основные особенности критического мышления. В 11-12 лет умственные операции становятся обратимыми. Дети уже могут логически объяснять свои действия и суждения, переходить с одной точки зрения на другую, интуитивно понимать основные логические законы. Здесь появляется способность объединять предметы в классы и выделять подклассы, а также способности ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (сериация). Формируются способности выполнять операции в уме, рассуждать. 3. В качестве психологических особенностей развития критического мышления у подростков, мы выделяем: потребности в рефлексивной и смыслотворческой деятельности, потребности в самопознании, самовыражении, самоопределении, а также потребности в саморегуляции деятельности и творческой активности; потребности в расширение жизненного мира личности, кругов его общения, групповой принадлежности и увеличение числа людей, на которые она ориентируется, то есть формирование системы ценностей, ценностного сознания. 4. Удовлетворение доминирующих потребностей подростков наиболее полно можно реализовать путем внедрения методики развития критического мышления. Именно обучение через развитие критического мышления позволяет удовлетворить потребности в рефлексивной и смыслотворческой деятельности, потребности в самопознании, самовыражении, самоопределении, саморегуляции, а также в расширении жизненного мира личности, кругов его общения, групповой принадлежности и увеличение числа людей, на которые она ориентируется, то есть формирование системы ценностей, ценностного сознания. Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения; она содержит таблицы, графики. Библиографический список насчитывает 63 источника.
Введение

Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Поэтому необходимо дать учащимся не только знания в области изучаемых предметов, но и развивать у школьников критические мыслительные умения, такие как самостоятельность при приобретении и оперировании новыми знаниями, что и есть особенности развития критического мышления. Учащиеся должны сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию подростков, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи и работать творчески. Также актуальность исследования определяется социальным заказом общества на творческую личность учащегося, выпускника школы, обладающего критическим мышлением, способного осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей учебной деятельности и генерировать новые идеи и, одновременно с этим недостаточной разработанностью вопросов, связанных с развитием критического мышления подростков; необходимостью теоретико-эмпирического поиска, обоснования и создания психолого-педагогических условий и средств, способствующих развитию критического мышления учащихся. Все вышесказанное определило выбор темы и актуальность данной работы. В соответствии с темой были определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………2-7 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Виды мышления и критерии их классификации.......................................8-14 1.2 Понятие и содержание критического мышления....................................14-20 1.3 Психологические особенности развития критического мышления в подростковом возрасте …...............................................................................20-29 Выводы по первой главе ..................................................................................29-30 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1 Организация и методы исследования .......................................................31-40 2.2 Анализ результатов исследования............................................................40-56 2.3. Рекомендации, направленные на развитие критического мышления в подростковом возрасте……............................................................................56-57 Выводы по второй главе ..................................................................................57-58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..59-60 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………...…………61-65 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….....66-69
Список литературы

1. Абдурахманов, Р. А. История психологии: идеи, концепции, направления [Текст]: учеб. пособие / Р.А. Абдурахманов. – М. : НОУ ВПО МПСИ, 2013. – 326 с. 2. Акимова, М.К. Теоретические подходы к диагностике практического мышления [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова, Н.А. Ференс // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С.21-26. 3. Альбуханова-Славская, К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская // Психологический журнал. – 2013. – № 4. – С.14-19. 4. Андреева, И.В. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.В. Андреева, О.В. Бетина. – М.: ЭКСМО, 2014. – 224 с. 5. Астапова, Н. А. Гуманитарное образование и рефлексивная культура юношества [Текст] / Н.А. Астапова // Мир образования – образование в мире. – 2014. – № 2. – С. 148-154. 6. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н.А. Асташова // Педагогика. – 2013. – № 8. – С. 8-13. 7. Бабаева, Ю.Д. Эмоции и проблемы классификации видов мышления [Текст] / Ю.Д Бабаева, И.А. Васильев, А.Е. Войскунский, О.К. Тихомиров // Вестник Московского университетета. – 2008. – № 2. – С. 19-26. 8. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2016. – 288 с. 9. Божович, Е.Д. Развитие субъекта образования. Проблемы, подходы, методы исследования [Текст] / Е.Д. Божович. – Изд.: Литрес, 2018. – 354 с. 10. Бровко, Н.В. Живопись в профессиональной подготовке дизайнера [Текст] / Н.В. Бровко. – Изд.: Оренбург, 2017. – 216 с. 11. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст]: учеб. пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. – Изд.: МИРОС, 2013. –176 с. 12. Дружинин, В.Н. Когнитивная психология. [Текст] / В.Н. Дружини. – М.: ПЕР СЭ, 2013. – 480 с. 13. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. – Изд.: Книжный дом "Университет" (КДУ), 2015. – 400 с. 14. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст]: учеб. пособие / К.М. Гуревич, М.К. Акимова. – Изд.: Питер, 2008. – 652 с. 15. Гурова, Л.Л. Психология мышления [Текст] / Л.Л. Гурова – М.: ПЕР СЭ, 2014. – 135 с. 16. Драгунова, Т.В. Подросток [Текст] / Т.В. Драгунова – М.: Знание, 2013. – 96 с. 17. Дункер, К. Психология продуктивного мышления. Психология мышления [Текст] / ред. Н.Ф. Талызина, И.А. Володарская. – М., 2012. – 258 с. 18. Дьюи, Д. The Educational Situation [Текст] / пер.с англ. Н.М. Никольской. – Изд.: Книга по требованию, 2010. – 189 с. 19. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития [Текст] / Д.Н. Завалишина. – М.: Институт психологии РАН, 2015. – 375 с. 20. Заир-Бек, С.И. Критическое мышление [Текст] / С.И. Заир-Бек. – Изд.: Просвещение, 2013. – 224 с. 21. Зайцев, Г.К. Время педагогики здравосозидающей [Текст] / Г.К. Зайцев // Народное образование. – 2014. – № 6. – С. 193-200. 22. Зарипова, И.Р. Решение познавательных задач в структуре формирования мышления учащихся (на материале математики) [Текст] автореф. дис. канд. психол. наук. / И.Р. Зарипова. – Казань, 2016. – 22 с. 23. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учеб. пособие / В.И. Звонников. – Изд.: Академия, 2013. – 222 с. 24. Зеленский, В.Г. Словарь аналитическй психологии [Текст] / В.Г. Зеленский. – Изд.: Когито-Центр, 2014. – 336 с. 25. Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт [Текст] / В.П. Зинченко. – Изд.: Фонд Либеральная миссия, 2013. – 167 с. 26. Карпов, А.В. Психология деятельности [Текст] / А.В. Карпов. – Изд.: РАО, 2015. –2470 с. 27. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности [Текст] / Д. Клустер. – М.: ЦГЛ, 2014. – 80с. 28. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – Изд.: Питер, 2013. –992 с. 29. Крылов, А.А. Психология: учебник (2 е издание) [Текст] / А.А. Крылов. –Изд.: Проспект, 2013. – 752 с. 30. Кудаев, М. Р. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности студентов [Текст] / М.Р. Кудаев, М.Б. Богус. – Изд.: Directmedia, 2015. – 254 с. 31. Кэмпбелл, Р. Как по-настоящему любить своего ребенка [Текст] / пер. Р.Равич. – Изд.: Литрес, 2017. – 273 с. 32. Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность [Текст] / А.А. Леонтьев. – Изд.: Либроком, 2014. – 216 с. 33. Маклаков, А. Г. Общая Психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – Изд.: Питер, 2016. – 592 с. 34. Малкина-Пых, И.Г. Техники гештальта и когнитивной терапии [Текст] / И.Г. Малкина-Пых. – Изд.: Литрес, 2017. – 496 с. 35. Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления [Текст] / М.И. Махмутов. // Педагогика. – 2013. – №10. – с.91-100. 36. Немов, Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – Изд.: Литрес, 2017. – 208 с. 37. Новоселова, С.Л. Генетически ранние формы мышления [Текст] / С.Л. Новоселова. – Изд.: МПСИ, 2013. – 320 с. 38. Овсянникова, Е.А. Основы психологии. [Текст] / Е.А. Овсянникова. – Изд.: Флинта, 2015. – 300 с. 39. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка. [Текст] / Т.Н. Овчинникова. – Изд.: Деловая книга, 2013. – 208 с. 40. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / нов. ред. пер. с фр., коммент. В.А. Лукова. – Изд.: РИМИС, 2013. – 527 с. 41. Подласый, И. П. Педагогика [Текст]: учеб. пособие. / И.П. Подласный. – Изд.: Юрайт, 2016. – 576 с. 42. Попова, Е.А. Формирование критического мышления студентов в курсе дисциплины "Иностранный язык" как фактор профессиональной компетентности [Текст] / Е.А. Попова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2013. – №7. – С.14-20. 43. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – Изд.: Питер, 2017. – 718 с. 44. Свенцицкий, А.А. Краткий психологический словарь [Текст] / А.А. Свенцицкий. – Изд.: Отдельное издание, 2017. – 513 с. 45. Симбирцева, Н. А. Текст культуры: культурологическая интерпретация. [Текст] / Н.А. Симбирцева. – Изд.: Directmedia, 2015. – 236 с. 46. Смирнова, И.В. Проблемы психологии в образовании [Текст] / И.В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С.23-28 47. Столин, В.В. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления [Текст] / В.В. Столин, А.П. Наминач // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 34-46. 48. Теслинов, В.С. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем [Текст] / В.С. Теслинов. – Изд.: Литрес, 2017. – 1827 с. 49. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. – Изд.: Академия, 2013. – 280 с. 50. Федоров, А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия [Текст] / А.В. Федоров // Инновации в образовании. – 2017. – № 4. – С. 23-29. 51. Фрумин, И.Д. Тайны школы заметки о контекстах [Текст] / И.Д. Фрумин. – Изд.: Красноярск, 2015. – 231 с. 52. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. –Изд.: Питер, 2013. – 512 с. 53. Шамрей, В.А. Психотерапия [Текст]: учеб. пособие / В.А. Шамрей. – Изд.: Литрес, 2017 – 328 с. 54. Юлов, В.Ф. Мышление в контексте сознания [Текст] / В.Ф. Юлов. – Изд.: Академический проект, 2015. – 495 с. 55. Юнг, К. Психологические типы [Текст] / пер. ВП. Терина. – Изд.: Академический проект, 2017. – 538 с. 56. Ярошевский, М.Г. История Психологии. От античности до середины XX века [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. – Изд.: Академический проект, 2014. – 416 с. 57. Paul R.W. Critical Thinking: What Every Person Need to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State University, 2013 58. Психология для всех [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://psi-idea.com/osnovnie-podhodi-k-izucheniyu-mishlenia. (дата обращения: 15.03.2018). 59. Библиотека материалов Инфоурок [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://infourok.ru/doklad-na-temu-razvitie-kriticheskogo-mishleniya-v-podrostkovom-vozraste-kak-uslovie-formirovaniya-zdorovoy-lichnosti-1774808.html. (дата обращения: 13.03.2018). 60. Файловый архив студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://studfiles.net/preview/1864446/page:17. (дата обращения: 2.03.2018). 61. Файловый архив студентов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://studfiles.net/preview/4631466. (дата обращения: 1.03.2018). 62. Студопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://studopedia.ru/18_56627_razvitie-kriticheskogo-mishleniya-v-starshem-shkolnom-vozraste.html. (дата обращения: 9.03.2018). 63. Психология и методология преподавания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://psyhoinfo.ru/ocenka-urovnya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-uchashchihsya (дата обращения: 3.04.2018). 64. Алтайский центр образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site. thechnology.htm (дата обращения: 2.03.2018).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Виды мышления и критерии их классификации Ощущения, восприятие, память – это первая, присущая большинству животных ступень познания, дающая лишь внешнюю картину мира, непосредственное, «живое созерцание» действительности. Но иногда чувственного познания недостаточно для получения полной картины какого-либо явления или факта. Именно здесь приходит на помощь мышление, которое помогает познанию законов природы и общества. Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, закономерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности (Овсянникова, 2015). Краткий словарь психологических терминов дает такое определение понятию мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности (Свенцицкий, 2017). В типологической модели К. Юнга мышление представляет одну из четырех базовых функций, используемых для психологической ориентации. Как и чувство, относится к разряду рациональных функций. Если мышление является ведущей функцией, то чувство автоматически становится функцией подчиненной. Мышление- умственный процесс интерпретации того, что воспринято (Зеленский, 2014). Мышление расширяет границы нашего познания. Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные им свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. C. Л. Рубинштейн определил мышление таким образом: «Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности» (Рубинштейн, 2017, с.45). Активные психологические исследования проблемы мышления начались еще в XVII в. c выдвижения различных гипотез, применения различных психологических тестов и исследования испытуемых. Со временем они оформились в ряд теоретических подходов. Основными из них являются механистический, телеологический, целостный, генезисный, личностный (мотивационный), исторический и деятельностный (http://psi-idea.com/osnovnie-podhodi-k-izucheniyu-mishlenia/). В механистическом подходе (Г. Мюллер, Е. Толмен, Г. Саймон и др.) отсутствует понимание специфики мышления по сравнению с другими психическими процессами. Здесь признается обусловленность мыслительного процесса только внешней ситуацией; человек же пассивно подчиняется или собственным диффузным ассоциациям, или объективным стимулам, или алгоритмической программе. Собственная внутренняя активность человека не исследуется, потому признается несущественной (Абдурахманов, 2013). Основным в телеологическом подходе (от лат. telos — цель), который представлен такими учеными, как А. Кюльпе, К. Бюллер, О. Зельц и др., является понимание мышления как самостоятельного психического процесса, специфика которого заключается во внутренней направленности субъекта на достижение цели, которая сформулирована в задаче. Таким образом, мышление — это активный процесс решения задачи. Активность мыслительного процесса придает ему осознанный характер и побуждает искать существенное в условиях задачи. Источником и основой решения задач является прошлый опыт субъекта (Ярошевский, 2014). Основным вопросом в целостном подходе (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Дункер и др.) является вопрос о структуре и механизмы решения творческих задач. Мышление здесь трактуется как внезапное понимание существенных отношений в проблемной ситуации. Это достигается благодаря тому, что части проблемной ситуации восприниматься начинают в новых отношениях. В результате проблемная ситуация переструктурируется и предметы воспринимаются в новом свете, обнаруживают новые свойства. Суть решения задачи как раз и заключается в том, чтобы раскрыть эти новые свойства объекта. Внезапное понимание проблемы, или озарение, В. Келлер назвал интуицией (от англ. insight — проникновение в суть). Прошлый опыт в решении проблемной ситуации не играет решающей роли (https://studfiles.net/preview/1864446/page:17/). Генезисний подход (Ж. Пиаже) рассматривает мышление как целостный системно организованный высший познавательный процесс, который формируется под влиянием внешней и внутренней среды. Это одновременно является и биологическим, и логическим процессом. Становление мышления проходит четыре стадии своего развития: сенсомоторную, дооперациональную, конкретных операций и формальных операций. Важным понятием теории Ж. Пиаже является понятие схемы — гибкой ментальной структуры, которая отражает представления человека о реальности. На протяжении развития человека схемы могут меняться как количественно, так и качественно. Изначально схемы имеют сенсомоторный характер, однако позже становятся когнитивными (Дружинин, 2013). Сущность личностного (мотивационного) подхода (3. Фрейд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) состоит в том, что умственная деятельность человека рассматривается как направленная ее мотивами: или бессознательными, в частности сновидениями и остроумием, или сознательными, в частности самоактуализацией. Так, 3. Фрейд сновидения рассматривает как разновидность непроизвольного образного мышления, а продукт мышления как зависящий от эмоциональных состояний и способов преодоления внутренних конфликтов. По мнению А. Маслоу, для достижения самоактуализации необходимо активизировать умственную деятельность (Тихомиров, 2013). Основная идея исторического подхода (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.) к изучению мышления заключается в признании его общественно-исторической обусловленности. Мышление, по сути, отождествляется с сознанием человека. Так, основным механизмом развития мышления человека Л.С. Выготский считал усвоение социально и исторически сложившихся форм и видов деятельности. По его мнению, в ходе общественно-исторического развития человека естественные механизмы психических процессов превращаются в общественно-исторические. Это преобразование рассматривают как неизбежный результат усвоения человеком продуктов человеческой культуры в процессе его общения с людьми (https://studfiles.net/preview/4631466/). Деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) умственную деятельность считает производной от практической: мыслительные действия формируются поэтапно в результате переноса внешних действий во внутренний план. В результате этого предметное действие трансформируется в умственное. Критерием истинности мышления считается общественная практика. Мыслительные действия высшего уровня не могут сформироваться без опоры на предыдущие формы выполнения того же действия (Андреева, 2014). В зависимости от характера и содержания задачи, которую решает человек, конкретные процессы мышления имеют много отличительных свойств. В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как (Маклаков, 2016): 1. генезису развития; 2. характеру решаемых задач; 3. степени развернутости; 4. степени новизны и оригинальности; 5. средствам мышления; 6. функциям мышления и т.д. 1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления (Крылов, 2013). Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности (Бровко, 2017). Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе (Немов, 2017). 2. По характеру решаемых задач различают мышление: Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. 3. По степени развернутости различают мышление: Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным (Кудаев, 2015). 4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения. 5. По средствам мышления различают мышление: Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. 6. По функциям различают мышление: Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Итак, мы рассмотрели различные подходы к определению мышления, за рабочее определение мы берем "мышление- это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности." Различают около 6 главных критериев для классификации видов мышления: по генезису развития; характеру решаемых задач; степени развернутости; степени новизны и оригинальности; средствам мышления; функциям мышления и т.д. 1.2. Понятие и содержание критического мышления Мышление- это всегда активный процесс, как говорил А.А. Леонтьев: мышление начинается с «презентации»; объект презентуется сознанию; мышление всегда протекает на уровне осознанного (Леонтьев, 2014). Итак, мышление начинается с проблемной ситуации, мышление – это аналитико-синтетическая деятельность. В научной литературе встречается довольно много определений критического мышления, с различной степенью полноты отражающих его сущность (Теслинов, 2017).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Психология, 104 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg